Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ 7 КЛАССА)

Работа №67583

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
347
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКСКУРСИЯ ПО ГЕОГРАФИИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ 6
1.1 Экскурсия в обучении географии 6
1.2 Современное состояние проблемы организации географических экскурсий 9
1.3 Виртуальная экскурсия: основные понятия 16
2 ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ 23
2.1 Возможности использования виртуальных экскурсий в обучении Географии 23
2.2 Технология создания виртуальных экскурсий для уроков географии 28
2.3 Обобщение передового педагогического опыта учителей по использованию виртуальных экскурсий в обучении географии 32
2.4 Разработка виртуальной экскурсии по географии на тему «Природные зоны Евразии» 38
2.5 Апробация виртуальных экскурсий на уроках географии 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49


Векторами развития современного образовательного пространства служат информатизация, индивидуализация, непрерывность, открытость и мобильность. Современные информационные образовательные технологии проникают во все сферы деятельности человека; способствуют ускорению обновления оперативных знаний, обеспечивая переход от формально дисциплинарного к проблемно-активному типу обучения. Этот переход осуществляется посредством создания и реализации сред обучения нового типа, совокупность которых представляет образовательное пространство.
Географическое образование - важная составляющая образовательной области, которая способствует разностороннему развитию личности. Особенность географии заключается в формировании географического мышления, которое позволяет видеть объекты и явления в тесной связи и взаимосвязи, во времени и пространстве, позволяет понимать современную ситуацию, а также развивает самостоятельность в процессе добывания знаний [28].
Традиционно, процесс обучения включает в себя два вида деятельности: преподавание (деятельность обучающего) и учение (деятельность обучающихся). Чтобы способствовать развитию обучающихся, необходимо их включение в непосредственную деятельность по приобретению знаний. Незаменимой формой организацией учебного процесса в этой связи становится экскурсия. Экскурсии с большим успехом применяют в преподавании разных школьных наук. Но едва ли можно указать такой школьный предмет, который в такой степени нуждался в использовании экскурсий, как предмет география [21].
Экскурсия - один из видов воспитательной работы, ставящей перед собой задачу максимально расширить кругозор обучающихся путем непосредственного восприятия объекта на месте его нахождения.
В образовательных целях можно использовать виртуальные путешествия в города и страны, изучаемые на уроке, посещение экспозиций научного содержания, музеев, ботанических садов и парков, а также предприятий. Такая форма организации урока отличается от реальной экскурсии виртуальным изображением реально существующих объектов [2]. По этой причине важно использовать виртуальные экскурсии, так как они дают возможность наглядного проведения урока в условиях учреждения, для самостоятельного наблюдения и сбора необходимых фактов.
Актуальность выбранной темы заключается в развитии современных образовательных технологий. Развитие информационно-коммуникативных технологий и применение их в образовательном процессе породило огромное количество новых форм и методов работы. Одной из форм использования ИКТ являются виртуальные экскурсии. Актуальность использования виртуальных экскурсий обусловлена тем, что они позволяют реализовать главный принцип современной системы образования - принцип развивающего образования, а также получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения.
Объектом нашего исследования является экскурсия по географии в учебно-воспитательном процессе школы.
Предметом изучения - виртуальная экскурсия в обучении географии.
В связи с этим нами была поставлена цель исследования: изучить особенности создания и использования виртуальных экскурсий в обучении географии.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Рассмотреть место и роль экскурсий в обучении географии.
2. Проанализировать современное состояние проблемы организации географических экскурсий.
3. Изучить основные понятия виртуальных экскурсий, а также технологию ее создания.
4. Разработать виртуальную экскурсию по географии и применить ее на практике.
При написании работы применялись следующие методы: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта, изучение программы для создания виртуальной экскурсии.
Выпускная квалификационная работа выполнена в 2017-2018 учебном году на кафедре математики и естественнонаучного образования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была проанализирована научно-методическая литература, статьи из сборников, ресурсы Интернета, результаты собственного исследования. Исходя из которых можно сделать следующие выводы:
1. Значение экскурсий заключается в ознакомлении школьниками методов исследования географической науки, в реализации краеведческого, экологического и экономического принципов обучения. На сегодняшний день экскурсии активно применяются учителями географии. В календарно-тематическом планировании учителя имеются всевозможные экскурсии: производственные, естественно-научные, краеведческие, комплексные и другие.
2. Планирование экскурсий является непростой задачей для учителя, так как требует правильно поставленные цели и задачи, предварительно выбранный и изученный маршрут. Задача учителя во время экскурсии вовлечь обучающихся в познавательный процесс, при этом контролировать класс. Данные условия соблюдаются и при использовании виртуальной экскурсии на уроке.
3. Виртуальная экскурсия - это особый вид учебной экскурсии, направленный на организацию самостоятельного или коллективного исследования в стенах образовательного учреждения. Процесс создания виртуальной экскурсии занимает достаточно большое время, в том случае если процесс создания начинается с изучения программ с «нуля».
4. Проанализировав большое количество литературы по принципу со-здания виртуальной экскурсии, а также изучив программы для ее разработки, нами была создана и применена на практике виртуальная экскурсия в 7 классе на тему: «Природные зоны Евразии». На нововведение класс, в котором было проведено исследование виртуальной экскурсии, отреагировал положительно, была замечена увлеченность в познавательный процесс, которая позволила получить новые знания. Доказательством этого стали результаты рефлексии.
Таким образом, виртуальная экскурсия позволяет изучить весь мир, не выходя из стен образовательного учреждения, оказаться в разных уголках света. Использование виртуальной экскурсии в будущем станет незаменимой частью урока, так как на сегодняшний день использование данного метода затрудняется отсутствием необходимого оборудования в школах.



1. SD-туры: что это такое, и в чем их преимущества // 3D туры в Белгороде. - 2018. [Электронный ресурс]. - URL: http://3d-bel.ru/about-3d- toursM (дата обращения: 22.01.2018).
2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М.: Владос, 2004г. - 240 с.
3. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе. - 2010. - №10. - С.22.
4. Баранова Е.Е. организация экскурсий на уроках географии. - 2016 [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/doklad-organizaciya-ekskursiy- na-urokah-geografiya-1056934.html (дата обращения: 25.12.2017).
5. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс: 17-е изд. - М.: Дрофа, 2014. - 320с.
6. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии / под. ред. И.И. Бариновой. - М.: Просвещение, 1988. - 152с.
7. Батова О.А. Методически рекомендации по организации и проведении виртуальных экскурсий при обучении географии // Мультиурок. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie- riekomiendatsii-po-orghanizatsii-.html (дата обращения: 07.05.2018).
8. Белгородский государственный историко-краеведческий музей // В
музей без преград. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL:
Ьйр://бгикм.рф/посетителям/в-музей-без-преград (дата обращения:
09.01.2018).
9. Белова Е.А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии: Методика и опыт // География в школе. - 2006. -№ 5. - С.39-46.
10. Беренфельд Б.С. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ // Вопросы образования. - 2005. - №13. - С.17-28.
11. Блаженов В.А. Примеры развивающего обучения географии. - М.: Дрофа, 2006, 2006. - 107с.
12. В помощь экскурсоводу: сборник методических и справочных материалов. - М.: Изд-во РМАТ, 1998.
13. Винокурова Н.Ф. Концепция использования информационно-коммуникативных технологий в географическом образовании для устойчивого развития: коллективная монография. - Н.: Поволжье, 2011. - 92с.
14. Винокурова Н.Ф. Концепция формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании: коллективная монография. - Н.: Деловая полиграфия, 2007. - 79с.
15. Виртуальная экскурсия по Африке // География. - 2016
[Электронный ресурс]. - URL: https://pptcloud.ru/geography/virtualnaya- ekskursiya-po-afrike (дата обращения: 29.04.2018).
16. Виртуальное путешествие: технология создания и анализ сред / Е.В. Клименко, Е.Б. Смирнов // Тобольск. - 2014. - №14.
17. Виртуальные экскурсии // Авторский сайт учителя географии. - 2018. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.geoschool1.ru (дата обращения: 05.05.2018).
18. Воблая А.А. Развитие познавательной активности учащихся на уроке география // Обобщение опыта учителя. - 2015 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.openclass.ru/node/512995 (дата обращения 18.05.2018).
19. Герд В.А. Экскурсионное дело. - М.: Госиздат, 1928. - 26 с.
20. Глушаков Г.М., Хуусконен Н.М. Практика экскурсионной деятельности. - СПб.: Издательский дом Герда, 2006. - 208с.
21. Голуб Б.А. Основы общей дидактики: учеб. пособие. - М.: Владос, 1999. - 96 с.
22. Гриц Е.Н. Виртуальные путешествия на уроках географии. - 2016
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.n-
asveta.by/dadatki/eshb/2016/grits.pdf (дата обращения: 01.03.2018).
23. Демидова Н.Н. Учебные экскурсии по Нижегородскому краю: учеб. пособие. - Н.: НГПУ им. К. Минина, 2013. - 165с.
24. Дорофеев С.Ю., Тюгаев Д.Н. Создание аппаратного программного комплекса для изготовления виртуальных туров на основе интерактивных 3D панорам // Инновационные технологии кафедры КСУП: науч. конф. - М.: Томск, 2008.
25. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс: - М.: Дрофа, 2017. - 288с.
26. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География. Наш дом - Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. - М.: Дрофа, 2014 - 384с.
27. Зайцева Е.Н. Информационно-обучающая среда // Проблемы формирования и организации учебного процесса. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: http://Km.ru/referats/7C399FF9FB1946ABB03BE3595F903367 (дата обращения: 10.01.2018).
28. Кащеева Е.В. Место географии в современной школе - 2013
[Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-
attestatsii/library/2015/06/17/mesto-geografii-v-sovremennoy-shkole (дата
обращения: 20.12.2017).
29. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками // Начальная школа. - 1998. - №6. - С. 50-52.
30. КомпьютерПресс // Журнал. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.compress.ru/article.aspx?id=15669&iid=743 (дата обращения 05.02.2018).
31. Коноводова Ю.А. Актуальность самостоятельной работы школьников в образовательном процессе // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. - 2012 [Электронный ресурс].
- URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2736/ (дата обращения:
06.06.2018).
32. Конышева А.В. Специфика формирования индивидуальной образовательной траектории в электронной дидактической среде // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. - №12. - С. 78¬83.
33. Косова Л.С. Значение экскурсии в преподавании географии школе // Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий: материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Томск, 2014). - М.: Томск: Изд-во ТГУ, 2014. - С. 170 - 173.
34. Кулаганова Л.Н. Применение технологии виртуальной экскурсии
на уроках литературы. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL:
https://infourok.ru/primenenie-tehnologii-virtualnoy-ekskursii-na-urokah-literaturi- 1784535.html (дата обращения: 21.04.2018).
35. Леонов Е.Е. Экскурсия как форма коммуникативного подхода в школьном музее // Наука и современность: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Новосибирск, 2010 г.). - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. - С.103-106.
36. Методические рекомендации по организации и проведению виртуальных экскурсий при обучении географии // Мультиурок. - 2013 [Электронный ресурс]. - URL: https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie- riekomiendatsii-po-orghanizatsii-.html (дата обращения 14.02.2018).
37. Нечаева А.И. Экскурсия, как форма учебной работы по географии
// Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: материалы IX Междунар. студ. науч. конф. - 2013 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL:
https://sibac.info/archive/guman/12(60).pdf (дата обращения: 06.06.2018).
38. Окищев П.А. Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий // Сборник материалов XIV Междунар. науч. конф. (г.Томск 29 октября 2014 г.). - М., Томск: Изд-во Аграф-Пресс, 2014. - С.640.
39. Панорамная экскурсия. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://studfiles.net/preview/5552142/ (дата обращения: 04.05.2018).
40. Панорамный мир. - 2010 [Электронный ресурс]. - URL:
http://panoworld.narod.ru (дата обращения: 08.03.2018).
41. Пахомов А.А., Савинова С.Г. Экскурсия как форма организации обучения и экологического воспитания школьника на уроках географии и биологии // Самарский научный вестник. - 2014. - №4 - С.9.
42. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци [и др.] - М.: Педагогика, 1989 - 69 с.
43. Петрова Н.Н. География. Начальный курс. 6 класс: 8-е изд. - М.: Стереотип, 2008. - 256с.
44. Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. - М.: Госиздат, 1930. - 11с.
45. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М.: Топикал, 1994. - 640с.
46. Редькина Г.В. Групповые творческо-практические работы на уроках природоведения и географии. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://открытыйурок.рф/статьи/551953/ (дата обращения: 22.12.2017).
47. Савина Н.В. Экскурсоведение: учеб. пособие. - Минск: БГЭУ, 2009. - 255с.
48. Седнева Н.А. Использование виртуальных экскурсий на уроках
географии // Инфоурок. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL:
https://infourok.ru/obobschenie-opita-na-temu-ispolzovanie-virtualnih-ekskursiy- na-urokah-geografii-1898416.html (дата обращения: 29.04.2018).
49. Слатенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576с.
50. Учебная экскурсия. // Студопедия. - 2015 [Электронный ресурс]. - URL: https://studopedia.org/9-195213.html (дата обращения: 07.02.2018).
51. Эльконин Б.Д., Фрумкин И.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. - 1993. - №1. - С.24-32.
52. ЯндексДиск. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL:
https://yadi.sk/d/mQr17Gwlz4wBn (дата обращения:05.05.2018).
53. Street view // Google Streetview. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.google.Com/streetview/#christmas-island/ethel-beach-2 (дата обращения: 12.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ