СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТОВАРАМИ, ОБРАЩЕННЫМИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТОВАРАМИ, ОБРАЩЕННЫМИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
1.1. Сущность и содержание экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность
1.2. Нормативно-правовое обеспечение экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТОВАРАМИ, ОБРАЩЕННЫМИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
2.1. Анализ экономических и организационных методов работы таможенных органов Белгородской таможни с товарами, обращенными в федеральную собственность 33
2.2. Направления совершенствования экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Таможенные органы Российской Федерации входят в состав правоохранительных органов государства, которые осуществляют защиту экономического суверенитета и экономической безопасности страны. На них возложены функции по исполнению таможенного дела. К таким функциям в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» относят реализацию таможенной политики государства, взимание таможенных платежей, осуществление таможенного контроля, выполнение операций с товарами и транспортными средствами, обеспечение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, ведение таможенной статистики внешней торговли и другие1.
Помимо этого, в соответствии с Приказом ФТС России от 20 марта 2012 года №523 «Об утверждении порядка оперативного учёта товаров, обращенных в федеральную собственность, и контроля их оборота в таможенных органах Российской Федерации», на таможенные органы возложены полномочия по ведению учёта товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем и обращенных в федеральную собственность, а также операций по обороту такого имущества .
Ежедневно большое количество товаров и транспортных средств ввозятся на территорию Российской Федерации с нарушением законодательства, что приводит к их обращению в федеральную собственность и последующей реализации. Средства, полученные от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, являются одним из источников пополнения доходной части бюджета государства.
Таким образом, государство, являясь собственником этих товаров, заинтересовано в повышении эффективности управления деятельностью, связанной с реализацией товаров, обращенных в федеральную собственность, в целях увеличения денежных поступлений в доходную часть бюджета России.
Но механизм работы таможенных органов с товарами, обращёнными в федеральную собственность, не совершенен, что может повлечь за собой снижение возможных поступлений в государственный бюджет от реализации товаров, обращённых в федеральную собственность.
Недостаточно эффективна действующая система взаимоотношений между участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными органами и хозяйственными структурами, осуществляющими в итоге конечную реализацию товаров, обращённых в федеральную собственность.
В таможенной системе России отсутствуют конкретные нормативно - методические разработки, в которых раскрывались бы основополагающие принципы и условия создания единой организационно-экономической системы управления товарами, обращенными в федеральную собственность.
Из всего вышесказанного следует, то что организационные и экономические методы работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность, требуют обновлений, что и повлияло на выбор темы дипломной работы и определяет её актуальность.
Степень изученности темы. В настоящий момент методы работы таможенных органов с товарами, обращёнными в федеральную собственность, недостаточно изучены. Комплексные научные исследования по данной теме не проводились. Частично вопросы, связанные с деятельностью таможенных органов в области обращения товаров в федеральную собственность раскрыты в работах таких учёных как Т.А.Диканова, Н.Я.Петровская, Н.И.Сова1. М.Ю.Зевакин, изучая проблемные вопросы обеспечения роста доходов государства от использования федеральной собственности, также затрагивал некоторый спектр вопросов в области товаров, обращаемых в собственность государства таможенными органами. Общая характеристика института конфискации раскрыта в работе таких авторов как О.В Курлаева, А.Н. Павлухин, Н.Д. Эриашвили. Зарубежный опыт работы с товарами, обращенными в федеральную собственность, рассматривали такие авторы как М. А. Кадыров, Э.В. Мартыненко и Н.П. Жарков .
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью совершенствования организационных и экономических методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность, и недостаточной разработанностью механизма решения данной задачи. Неразрешённость данной проблемы на практике приводит к снижению денежных поступлений в доходную часть государственного бюджета за счёт реализации товаров, обращенных в федеральную собственность.
Объектом дипломного исследования выступают товары, обращенные в федеральную собственность.
Предметом исследования в дипломной работе выступают организационные и экономические методы работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
Цель дипломной работы заключается в разработке рекомендаций по усовершенствованию организационных и экономических методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе предстоит решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы организационных и экономических методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
2) изучить нормативно-правовые основы экономических и организационных методов работы таможенных органов с товарами, обращёнными в федеральную собственность.
3) проанализировать практику управления экономическими и организационными методами работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
4) предложить направления по совершенствованию организационных и экономических методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
Теоретико-методологическую базу дипломной работы составили выводы и предложения, основанные на положениях публикации российских учёных таких как: С.В.Соленая и А.Л.Карпов, Н.В.Панкова, Е.Ю.Быркова, В.П.Бородшина, Э.Д.Мальков, Н.Г.Савосина, А.С. Круглов и С.И. Съедин . Названные ученые в своих работах рассматривали основные проблемы и перспективы работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в собственность государства. В процессе выполнения дипломной работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, ситуационный и логический анализ, а также анализ справочно-аналитических материалов и нормативно-правовых документов.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, такие как, Таможенный кодекс ЕАЭС1, федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года, Соглашение от 12 сентября 2011 года № 01-69/37/01-20/417 «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при организации приема-передачи отдельных категорий имущества», Приказ ФТС России от 20 марта 2012 года №523 «Об утверждении порядка оперативного учета товаров, обращенных в федеральную собственность, и контроля их оборота в таможенных органах Российской Федерации» и другие.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов дипломной работы в учебной и научной деятельности, при изучении и исследовании таможенного дела, а также в процессе совершенствования государственной системы работы с товарами, обращенными в федеральную собственность.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Подводя итоги проведенного исследования, во - первых, следует отметить, что интерес государства к обращению товаров в федеральную собственность обусловлен тем, что конфискация имущества является одним из эффективных источников пополнения доходной части бюджета государства за счет реализации конфискованных товаров.
В ходе теоретического исследования было установлено, что обращение товаров в федеральную собственность, их последующая реализация и пополнение за счет этого бюджета государства имели место быть еще в 1811 году при Департаменте внешней торговли.
В настоящее же время, организационные и экономические методы работы таможенных органов с товарами, обращенными в федеральную собственность изучены недостаточно. Но все же на основании выводов некоторых ученых, удалось установить, что конфискация товаров имеет две цели: наказать правонарушителя и не допустить дальнейшего оборота предмета совершения правонарушения. Все товары, обращенные в федеральную собственность, можно разделить на три группы в зависимости от оснований такого обращения: товары, изъятые таможенными органами: в счет уплаты таможенных платежей; в счет уплаты штрафов, на основании решения суда, имущество, являющееся вещественным доказательством по делам о преступлениях в сфере таможенного дела и иных преступлениях, производство и дознание по которым относится к компетенции таможенных органов, товары, запрещенные к ввозу на территорию Российской Федерации; товары, помещаемые под таможенную процедуру «Отказ в пользу государства»; товары, являющиеся предметами залога.
Рассмотренный в ходе исследования опыт зарубежных стран в области обращения товаров в федеральную собственность показал, что в большинстве стран мира конфискация товаров и их обращение в федеральную собственность осуществляется в связи с нарушением таможенных правил и по решению суда, а также при применении таможенной процедуры отказа в пользу государства. Это позволило сделать вывод о том, что формирование общей массы товаров, подлежащих обращению в собственность государства таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами зарубежных стран носит схожий характер.
В ходе исследования также было рассмотрено нормативно - правовое обеспечение методов работы таможенных органов с товарами, обращёнными в федеральную собственность . Одними из основных нормативно - правовых актов в области обращения товаров в федеральную собственность являются ФЗ№311, Приказ ФТС России №523, а также Соглашение от 12 сентября 2011 года №01-69/37/01-20/417 «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при организации приема-передачи отдельных категорий имущества». В ФЗ №311 содержатся основные положения в области обращения товаров в федеральную собственность, основания такого обращения, а также положения по распоряжению такими товарами. Приказ ФТС России №523 содержит порядок оперативного учета товаров, обращенных в федеральную собственность, и контроля их оборота в таможенных органах. Соглашение регламентирует порядок взаимодействия таможенных органов и Росимущества по вопросам приема передачи товаров, обращенных в федеральную собственность, реализации таких товаров, а также их утилизации и уничтожения.
Во второй главе дипломной работы был рассмотрен практический опыт работы таможенных органов с товарами, обращенными в федеральную собственность на примере Белгородской таможни.
Было установлено, что в Белгородской таможне на ОРИиИПУО возложены основные функции по учету и контролю за товарами, обращенными в собственность. Был проведен анализ основных итогов деятельности ОРИиИПУО за прошедшие три года, в период с 2015 по 2017 год, который показал, что количество судебных актов принимаемых к исполнению с каждым годом возрастает, в следствие инфляции также возрастает и стоимость имущества, передаваемого уполномоченным органам для его последующей реализации, количество товаров, обращенных в собственность государства и находящихся под контролем таможенных органов также с каждым годом возрастает.
Исходя из этого, была установлена проблема неэффективного взаимодействия таможенных органов и Росимущества по вопросу передачи товаров, обращенных в федеральную собственность, для их последующей реализации. Сроки принятия товаров, обращенных в собственность государства не исполняются Росимуществом надлежащим образом, из чего следует ряд других трудностей. К примеру таких как, увеличение конфискованных товаров на складах таможни и как следствие повышение издержек за хранение этих товаров со стороны таможенных органов, а также не реализация товаров, обращенных в собственность государства, подвергающихся быстрой порче, что приводит к потере прибыли для государственного бюджета.
Также была установлена проблема организационного характера. Суть данной проблемы заключается в том, что с товарами, обращенными в федеральную собственность, работают несколько отделов таможни, но отсутствует общий комплекс программных средств для этих подразделений, что усложняет доступ к информации о таких товарах. Таким образом, сотрудникам приходится дублировать электронные данные на бумаге, чтобы повысить доступность этой информации для других подразделений, что понижает производительность их труда.
В целях устранения выявленных в ходе исследования проблем были предложены направления совершенствования.
Во - первых, исключив Росимущество из цепочки реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, таможенные органы могли бы самостоятельно реализовывать эти товары, что было бы наиболее эффективнее, поскольку Росимущество в данном вопросе является лишь
посредником между таможенными органами и конечным покупателем конфискованного товара. Самостоятельная организации реализации конфискованных товаров позволит таможенным органам вести полный контроль за товарами, обращенными в федеральную собственность, с момента их задержания и до момента продажи. Реализация конфискованных товаров одним государственным органом ускорит сам процесс реализации, поскольку время уходящее на передачу товаров другому уполномоченному органу будет тратится уже на поиск потенциальных покупателей. А также освободит таможенные органы от бумажной работы в части сотрудничества с Росимуществом по вопросу передачи товаров, обращенных в собственность государства, для их реализации, которое, как было установлено, проходит неэффективно. В качестве эффективного мероприятия по реализации товаров, обращенных в федеральную собственность предлагается таможенный аукцион, основное достоинство которого в том, что таможенные органы Российской Федерации приобретают возможность реализовать основную массу товаров, обращенных в федеральную собственность, за короткий период, по выгодным ценам и с наименьшими затратами. Основным минусом является то, что постоянная организация таможенных аукционов несет дополнительную нагрузку на сотрудников таможенных органов.
Во - вторых, если же оставить без изменений то обстоятельство, при котором Росимущество является основным уполномоченным субъектом в части реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, то в таком случае необходимо вносить некоторые дополнения в нормативное законодательство, регулирующее взаимодействие таможенных органов и Росимущества по вопросу реализации товаров, обращенных в собственность государства. В частности, эти дополнения касаются норм ответственности Росимущества за несвоевременное принятие товаров, обращенных в федеральную собственность, от таможенных органов. В таком случае, ответственности для Росимущества на законодательном уровне, что, возможно, бы повлияло на эффективность работы данных органов. Необходимость в такой системе ответственности объясняется целью минимизировать издержки таможенных органов при хранении товаров, обращенных в федеральную собственность и как следствие повысить прибыль федерального бюджета.
В - третьих, для решения сложностей к доступу электронных информационных данных о товарах, обращенных в федеральную собственность, предлагается создать единую информационную базу о таких товарах, информация в которую поступала бы из всех подразделений таможни, работающих с товарами, обращенными в федеральную собственность и каждое заинтересованное должностное лицо таможенного органа могло бы обрабатывать имеющиеся данные, исходя из возложенных на него задач по данному вопросу.
Таким образом, в ходе исследования, были решены все задачи, поставленные в дипломной работе. Изучен теоретический материал в области обращения товаров в федеральную собственность, но в силу недостаточной изученности экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность и отсутствия конкретных современных научных исследований в данной области, экономические и организационные методы работы таможенных органов с товарами, обращенными в федеральную собственность, не были теоретически раскрыты в полном объеме. Изучена нормативно-правовая база в рамках темы дипломной работы, проанализирована практика применения экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность, что позволило достигнуть поставленной в работе цели и сформулировать направления совершенствования экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] : приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
2. Кодекс российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - №23. - Ст. 20.25.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст] : федер. закон от 13 июня 1996 г. №63 - ФЗ (ред. от) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - №23. - Ст. 104.1.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон от
30 ноября 1994 г. №51 - ФЗ (ред. от) // Собр. законодательства Рос.
Федерации. - 2010. - №23. - Ст. 3.
5. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] :
федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2013. - №23. - Ст. 188.
6. О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 (ред. от 30.12.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 27. - Ст. 13.
7. Об утверждении перечня товаров легкой промышленности, изъятых
из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению, а также о порядке их уничтожения [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2014 г. №180 (ред. от 21.02.2017) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
8. О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или)
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской
Федерации от 28 сентября 2015 г. №1027 (ред. от 29.03.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф». Плюс».
9. Стратегия развития таможенной службы до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 23.03.2017) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф». Плюс».
10. Об утверждении Порядка оперативного учета товаров, обращенных в федеральную собственность, и контроля их оборота в таможенных органах Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 20 марта 2012 г. №523 (ред. от 14.10.2015) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
11. Об объявлении Соглашения о порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по распоряжению государственным имуществом при организации приема- передачи отдельных категорий имущества [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 26 сентября 2011 г. №1937 (ред. от 10.03.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
12. Об утверждении Инструкции об организации деятельности должностных лиц таможенных органов по обеспечению передачи Министерству финансов Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в федеральную собственность [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 2 мая 2006 г. №410 (ред. от 10.03.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
13. О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при организации приема-передачи отдельных категорий имущества [Электронный ресурс] : Соглашение от 12 сентября 2011 г. №01-69/37/01¬20/417 (ред. от 10.04.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
14. Основные итоги деятельности ОРИиИПУО за 2015 год / Белгородская таможня. - Белгород : [б.и.], 2015. - 2 с.
15. Основные итоги деятельности ОРИиИПУО за 2016 год /
Белгородская таможня. - Белгород : [б.и.], 2016. - 3 с.
16. Основные итоги деятельности ОРИиИПУО за 2017 год /
Белгородская таможня. - Белгород : [б.и.], 2017. - 2 с.
17. Доклад об организации распоряжения товарами, обращенными в федеральную собственность / Белгородская таможня. - Белгород : [б.и.], 2018. - 5 с.
18. Справка ОРИиИПУО об итогах деятельности за 2017 год / Белгородская таможня. - Белгород : [б.и.], 2018. - 2 с.
19. Алябьева, К.В. Правовая основа института таможенных процедур, как элемента таможенного регулирования [Текст] / К.В. Алябьева, В.В. Коварда. - М. : Молодой ученый, 2016. - С. 252-254.
20. Андриашин, Х.А. Таможенное право [Текст] / Х.А. Андриашин, В.Г. Свинухов, В.В. Балакин. - М. : Магистр, 2013. - 289 с.
21. Афонин, П.Н. Информационное обеспечение в таможенных органах [Текст] / П.Н. Афонин, И.А. Сальников. - СПб.: РТА СПб, 2015. - 215 с.
22. Бородшина, В.П. Из истории Российской таможни [Текст] / В.П. Бородшина // Таможенные ведомости. - 2014. - №11. - С. 10-15.
23. Гречкина, О.В. Административные и таможенные процедуры в деятельности таможенных органов [Текст] / О.В. Гречкина. - СПб. : Из-во СПбГТУ, 2014. - С. 175-180.
24. Грузденко, В.И. Таможенное дело [Текст] / В.И. Грузденко. - М. : Наука, 2014. - 354 с.
25. Данильцев, А.В. Международная торговля: инструменты
регулирования [Текст] / А.В. Данильцев. - М.: Палеотип, 2010. - 320 с.
26. Драганов , В.Г. Основы таможенного дела [Текст] / В.Г. Драганов. - М. : СофтИздат, 2013. - 102 с.
Диканова, Т.А. Актуальные проблемы борьбы с таможенными преступлениями [Текст] : дис. ... док. юридич. наук: 12.00.08 / Т.А.
Диканова. - М., 2013. - 143 с.
27. Жарков, Н.П. Уголовно-правовая характеристика конфискации имущества в России и зарубежных странах [Текст] / Н.П. Жарков. - Спб.: Юридическая книга, 2017. - 120 с.
28.Зевакин, М.Ю. Обеспечение роста доходов федерального бюджета от использования федеральной собственности [Текст] : автореф. дис. ... канд. эк. наук: 08.00.10 / М.Ю. Зевакин. - М., 2013. - 25 с.
29. Зокиров, З.Х. Цель конфискации имущества [Текст] / З.Х. Зокиров // Новая наука и интеграционные процессы в современной системе знаний : сб. статей / под ред. С.В. Кузьмина - Казань.: Прима-Пресс, 2008. - С. 69 - 78.
30. Кадыров, М.А. Конфискация имущества как мера правового воздействия [Текст] / М.А. Кадыров. - М.: Магистр, 2017. - 125 с.
31. Кузьмова, Ю.С. Таможенные правоотношения и нормы таможенного права таможенного союза. [Текст] / Ю.С. Кузьмова. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2013. - 310 с.
32. Курлаева, О.В. Конфискация имущества как мера государственного принуждения [Текст] / О.В. Курлаева, А.Н. Павлухин, Н.Д. Эриашвили. - М.: Дело, 2014. - 157.
33. Кулиш, М.М. Институт конфискации имущества: история развития, понятие, содержание, виды [Текст] : материалы регион. науч.-практ. конф., Тула, 28-30 апр. 2017 г. / под общ. ред. Г. Ю. Крюченков. - Тула : РПА Минюста России, 2017. - 203 с.
34. Огарков, А.А. Управление организацией [Текст] / А.А. Огарков. - М. : Эксмо, 2014. - 318 с.
35. Олейников, А.А. Правовая регламентация конфискации имущества в международном уголовном праве и уголовных законах зарубежных стран [Текст] / А.А. Олейников // Уголовная политика и культура противодействия преступности : сб. статей / под ред. И.В. Ильина. - М. : Прима-Пресс-М, 2017. - С. 123-127.
36. Круглов, A.C. Социологический мониторинг управленческих проблем в системе таможенных органов [Текст] / А. Круглов, С. Съедин // Теория, методология и практика таможенного дела. - 2014. - №8. - С. 56-62.
37. Ладнова, А.А. Управление таможенными органами [Текст] / А.А. Ладнова. - М. : Наука, 2016. - 345 с.
38. Мальков, Э.Д. Организация таможенной службы США и ее деятельность [Текст] / Э.Д. Мальков //Внешнеэкономический бюллетень. - 2016. - № 4. - С.25-31.
40.. Мартыненко, Э.В. Зарубежный опыт законодательной регламентации уголовно-правовой конфискации имущества [Текст] / Э.В. Мартыненко. - М.: Гелеос, 2017. - 234 с.
41. Соленая, С.В. Проблемные вопросы при работе с товарами, обращенными в федеральную собственность [Текст] / С. Соленая, А. Карпов // Академический вестник. - 2015. - №2. - С. 117-122.
42. Панкова, Н.В. Проблемы и перспективы работы таможенных органов с товарами, обращенными в федеральную собственность [Текст] / Н. Панкова, Е. Быркова // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. - 2015. - №2. - С.56- 60.
43. Петровская, Н.Я. Организационно - экономический механизм движе нием товаров, обращенных в федеральную собственность [Текст] : дис. ... канд. эк. наук: 08.00.05 / Н.Я. Петровская. - М., 2014. - 231 с.
44. Савосина, Н.Г. История организации счетного отделения в
структуре Департамента внешней торговли [Текст] / Н.Г. Савосина //
Академический вестник. - 2015. - №3. - С. 133-136.
45. Сова, Н.И. Эволюция государственной контрольно-ревизионной системы Российской Империи XIX - начале XX вв.: историко-правовое исследование [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Н.И. Сова. - Белгород, - 2017. - 121 с.
46. Сенотрусова, С.В. Таможенный контроль [Текст] / С.В. Сенотрусова. - М. : Магистр, 2013. - 114 с.
47. Шамахов, В.А. Таможенный контроль. [Текст] / В.А. Шамахов. - М.: Софт Издат, 2013. - 599 с.
48. Шаповалова, К.Л. Основные аспекты управления таможенными органами [Текст] / К.Л. Шаповалова. - М. : Юристъ, 2014. - 259 с.
49. Дипломная работа: написание, оформление, защита [Текст] : Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» / С.А. Вангородская, Е.Н. Петрушко, Н.В. Шевченко. - Белгород, 2017. - 59 с.
50. Шульженко, Н.А. Стратегическое управление таможенными
органами [Текст] / Н.А. Шульженко. - М. : Наука, 2014. - 364 с.
51. Федеральная таможенная служба: Центральное таможенное
управление [Электронный ресурс] :[сайт] / Общая информация о Белгородско й таможне. Режим доступа:http://ctu.customs.ru/index.php?option=com content&view=article&id=433: obsch-inf-bel&catid=85: info-o-tam-org-bel-cat&Itemid=127.
52. Федеральная таможенная служба
[Электронный ресурс] :[сайт] / журнал «Таможня». Режим доступа: http://ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=433:obsch
-inf-bel&catid=85: &Itemid=2092.