СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТОВАРАМИ, ОБРАЩЕННЫМИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТОВАРАМИ, ОБРАЩЕННЫМИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
1.1. Сущность и содержание экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность
1.2. Нормативно-правовое обеспечение экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТОВАРАМИ, ОБРАЩЕННЫМИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
2.1. Анализ экономических и организационных методов работы таможенных органов Белгородской таможни с товарами, обращенными в федеральную собственность 33
2.2. Направления совершенствования экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТОВАРАМИ, ОБРАЩЕННЫМИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
1.1. Сущность и содержание экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность
1.2. Нормативно-правовое обеспечение экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТОВАРАМИ, ОБРАЩЕННЫМИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
2.1. Анализ экономических и организационных методов работы таможенных органов Белгородской таможни с товарами, обращенными в федеральную собственность 33
2.2. Направления совершенствования экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Таможенные органы Российской Федерации входят в состав правоохранительных органов государства, которые осуществляют защиту экономического суверенитета и экономической безопасности страны. На них возложены функции по исполнению таможенного дела. К таким функциям в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» относят реализацию таможенной политики государства, взимание таможенных платежей, осуществление таможенного контроля, выполнение операций с товарами и транспортными средствами, обеспечение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, ведение таможенной статистики внешней торговли и другие1.
Помимо этого, в соответствии с Приказом ФТС России от 20 марта 2012 года №523 «Об утверждении порядка оперативного учёта товаров, обращенных в федеральную собственность, и контроля их оборота в таможенных органах Российской Федерации», на таможенные органы возложены полномочия по ведению учёта товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем и обращенных в федеральную собственность, а также операций по обороту такого имущества .
Ежедневно большое количество товаров и транспортных средств ввозятся на территорию Российской Федерации с нарушением законодательства, что приводит к их обращению в федеральную собственность и последующей реализации. Средства, полученные от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, являются одним из источников пополнения доходной части бюджета государства.
Таким образом, государство, являясь собственником этих товаров, заинтересовано в повышении эффективности управления деятельностью, связанной с реализацией товаров, обращенных в федеральную собственность, в целях увеличения денежных поступлений в доходную часть бюджета России.
Но механизм работы таможенных органов с товарами, обращёнными в федеральную собственность, не совершенен, что может повлечь за собой снижение возможных поступлений в государственный бюджет от реализации товаров, обращённых в федеральную собственность.
Недостаточно эффективна действующая система взаимоотношений между участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными органами и хозяйственными структурами, осуществляющими в итоге конечную реализацию товаров, обращённых в федеральную собственность.
В таможенной системе России отсутствуют конкретные нормативно - методические разработки, в которых раскрывались бы основополагающие принципы и условия создания единой организационно-экономической системы управления товарами, обращенными в федеральную собственность.
Из всего вышесказанного следует, то что организационные и экономические методы работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность, требуют обновлений, что и повлияло на выбор темы дипломной работы и определяет её актуальность.
Степень изученности темы. В настоящий момент методы работы таможенных органов с товарами, обращёнными в федеральную собственность, недостаточно изучены. Комплексные научные исследования по данной теме не проводились. Частично вопросы, связанные с деятельностью таможенных органов в области обращения товаров в федеральную собственность раскрыты в работах таких учёных как Т.А.Диканова, Н.Я.Петровская, Н.И.Сова1. М.Ю.Зевакин, изучая проблемные вопросы обеспечения роста доходов государства от использования федеральной собственности, также затрагивал некоторый спектр вопросов в области товаров, обращаемых в собственность государства таможенными органами. Общая характеристика института конфискации раскрыта в работе таких авторов как О.В Курлаева, А.Н. Павлухин, Н.Д. Эриашвили. Зарубежный опыт работы с товарами, обращенными в федеральную собственность, рассматривали такие авторы как М. А. Кадыров, Э.В. Мартыненко и Н.П. Жарков .
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью совершенствования организационных и экономических методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность, и недостаточной разработанностью механизма решения данной задачи. Неразрешённость данной проблемы на практике приводит к снижению денежных поступлений в доходную часть государственного бюджета за счёт реализации товаров, обращенных в федеральную собственность.
Объектом дипломного исследования выступают товары, обращенные в федеральную собственность.
Предметом исследования в дипломной работе выступают организационные и экономические методы работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
Цель дипломной работы заключается в разработке рекомендаций по усовершенствованию организационных и экономических методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе предстоит решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы организационных и экономических методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
2) изучить нормативно-правовые основы экономических и организационных методов работы таможенных органов с товарами, обращёнными в федеральную собственность.
3) проанализировать практику управления экономическими и организационными методами работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
4) предложить направления по совершенствованию организационных и экономических методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
Теоретико-методологическую базу дипломной работы составили выводы и предложения, основанные на положениях публикации российских учёных таких как: С.В.Соленая и А.Л.Карпов, Н.В.Панкова, Е.Ю.Быркова, В.П.Бородшина, Э.Д.Мальков, Н.Г.Савосина, А.С. Круглов и С.И. Съедин . Названные ученые в своих работах рассматривали основные проблемы и перспективы работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в собственность государства. В процессе выполнения дипломной работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, ситуационный и логический анализ, а также анализ справочно-аналитических материалов и нормативно-правовых документов.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, такие как, Таможенный кодекс ЕАЭС1, федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года, Соглашение от 12 сентября 2011 года № 01-69/37/01-20/417 «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при организации приема-передачи отдельных категорий имущества», Приказ ФТС России от 20 марта 2012 года №523 «Об утверждении порядка оперативного учета товаров, обращенных в федеральную собственность, и контроля их оборота в таможенных органах Российской Федерации» и другие.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов дипломной работы в учебной и научной деятельности, при изучении и исследовании таможенного дела, а также в процессе совершенствования государственной системы работы с товарами, обращенными в федеральную собственность.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Помимо этого, в соответствии с Приказом ФТС России от 20 марта 2012 года №523 «Об утверждении порядка оперативного учёта товаров, обращенных в федеральную собственность, и контроля их оборота в таможенных органах Российской Федерации», на таможенные органы возложены полномочия по ведению учёта товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем и обращенных в федеральную собственность, а также операций по обороту такого имущества .
Ежедневно большое количество товаров и транспортных средств ввозятся на территорию Российской Федерации с нарушением законодательства, что приводит к их обращению в федеральную собственность и последующей реализации. Средства, полученные от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, являются одним из источников пополнения доходной части бюджета государства.
Таким образом, государство, являясь собственником этих товаров, заинтересовано в повышении эффективности управления деятельностью, связанной с реализацией товаров, обращенных в федеральную собственность, в целях увеличения денежных поступлений в доходную часть бюджета России.
Но механизм работы таможенных органов с товарами, обращёнными в федеральную собственность, не совершенен, что может повлечь за собой снижение возможных поступлений в государственный бюджет от реализации товаров, обращённых в федеральную собственность.
Недостаточно эффективна действующая система взаимоотношений между участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными органами и хозяйственными структурами, осуществляющими в итоге конечную реализацию товаров, обращённых в федеральную собственность.
В таможенной системе России отсутствуют конкретные нормативно - методические разработки, в которых раскрывались бы основополагающие принципы и условия создания единой организационно-экономической системы управления товарами, обращенными в федеральную собственность.
Из всего вышесказанного следует, то что организационные и экономические методы работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность, требуют обновлений, что и повлияло на выбор темы дипломной работы и определяет её актуальность.
Степень изученности темы. В настоящий момент методы работы таможенных органов с товарами, обращёнными в федеральную собственность, недостаточно изучены. Комплексные научные исследования по данной теме не проводились. Частично вопросы, связанные с деятельностью таможенных органов в области обращения товаров в федеральную собственность раскрыты в работах таких учёных как Т.А.Диканова, Н.Я.Петровская, Н.И.Сова1. М.Ю.Зевакин, изучая проблемные вопросы обеспечения роста доходов государства от использования федеральной собственности, также затрагивал некоторый спектр вопросов в области товаров, обращаемых в собственность государства таможенными органами. Общая характеристика института конфискации раскрыта в работе таких авторов как О.В Курлаева, А.Н. Павлухин, Н.Д. Эриашвили. Зарубежный опыт работы с товарами, обращенными в федеральную собственность, рассматривали такие авторы как М. А. Кадыров, Э.В. Мартыненко и Н.П. Жарков .
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью совершенствования организационных и экономических методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность, и недостаточной разработанностью механизма решения данной задачи. Неразрешённость данной проблемы на практике приводит к снижению денежных поступлений в доходную часть государственного бюджета за счёт реализации товаров, обращенных в федеральную собственность.
Объектом дипломного исследования выступают товары, обращенные в федеральную собственность.
Предметом исследования в дипломной работе выступают организационные и экономические методы работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
Цель дипломной работы заключается в разработке рекомендаций по усовершенствованию организационных и экономических методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе предстоит решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы организационных и экономических методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
2) изучить нормативно-правовые основы экономических и организационных методов работы таможенных органов с товарами, обращёнными в федеральную собственность.
3) проанализировать практику управления экономическими и организационными методами работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
4) предложить направления по совершенствованию организационных и экономических методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
Теоретико-методологическую базу дипломной работы составили выводы и предложения, основанные на положениях публикации российских учёных таких как: С.В.Соленая и А.Л.Карпов, Н.В.Панкова, Е.Ю.Быркова, В.П.Бородшина, Э.Д.Мальков, Н.Г.Савосина, А.С. Круглов и С.И. Съедин . Названные ученые в своих работах рассматривали основные проблемы и перспективы работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в собственность государства. В процессе выполнения дипломной работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, ситуационный и логический анализ, а также анализ справочно-аналитических материалов и нормативно-правовых документов.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, такие как, Таможенный кодекс ЕАЭС1, федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года, Соглашение от 12 сентября 2011 года № 01-69/37/01-20/417 «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при организации приема-передачи отдельных категорий имущества», Приказ ФТС России от 20 марта 2012 года №523 «Об утверждении порядка оперативного учета товаров, обращенных в федеральную собственность, и контроля их оборота в таможенных органах Российской Федерации» и другие.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов дипломной работы в учебной и научной деятельности, при изучении и исследовании таможенного дела, а также в процессе совершенствования государственной системы работы с товарами, обращенными в федеральную собственность.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Подводя итоги проведенного исследования, во - первых, следует отметить, что интерес государства к обращению товаров в федеральную собственность обусловлен тем, что конфискация имущества является одним из эффективных источников пополнения доходной части бюджета государства за счет реализации конфискованных товаров.
В ходе теоретического исследования было установлено, что обращение товаров в федеральную собственность, их последующая реализация и пополнение за счет этого бюджета государства имели место быть еще в 1811 году при Департаменте внешней торговли.
В настоящее же время, организационные и экономические методы работы таможенных органов с товарами, обращенными в федеральную собственность изучены недостаточно. Но все же на основании выводов некоторых ученых, удалось установить, что конфискация товаров имеет две цели: наказать правонарушителя и не допустить дальнейшего оборота предмета совершения правонарушения. Все товары, обращенные в федеральную собственность, можно разделить на три группы в зависимости от оснований такого обращения: товары, изъятые таможенными органами: в счет уплаты таможенных платежей; в счет уплаты штрафов, на основании решения суда, имущество, являющееся вещественным доказательством по делам о преступлениях в сфере таможенного дела и иных преступлениях, производство и дознание по которым относится к компетенции таможенных органов, товары, запрещенные к ввозу на территорию Российской Федерации; товары, помещаемые под таможенную процедуру «Отказ в пользу государства»; товары, являющиеся предметами залога.
Рассмотренный в ходе исследования опыт зарубежных стран в области обращения товаров в федеральную собственность показал, что в большинстве стран мира конфискация товаров и их обращение в федеральную собственность осуществляется в связи с нарушением таможенных правил и по решению суда, а также при применении таможенной процедуры отказа в пользу государства. Это позволило сделать вывод о том, что формирование общей массы товаров, подлежащих обращению в собственность государства таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами зарубежных стран носит схожий характер.
В ходе исследования также было рассмотрено нормативно - правовое обеспечение методов работы таможенных органов с товарами, обращёнными в федеральную собственность . Одними из основных нормативно - правовых актов в области обращения товаров в федеральную собственность являются ФЗ№311, Приказ ФТС России №523, а также Соглашение от 12 сентября 2011 года №01-69/37/01-20/417 «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при организации приема-передачи отдельных категорий имущества». В ФЗ №311 содержатся основные положения в области обращения товаров в федеральную собственность, основания такого обращения, а также положения по распоряжению такими товарами. Приказ ФТС России №523 содержит порядок оперативного учета товаров, обращенных в федеральную собственность, и контроля их оборота в таможенных органах. Соглашение регламентирует порядок взаимодействия таможенных органов и Росимущества по вопросам приема передачи товаров, обращенных в федеральную собственность, реализации таких товаров, а также их утилизации и уничтожения.
Во второй главе дипломной работы был рассмотрен практический опыт работы таможенных органов с товарами, обращенными в федеральную собственность на примере Белгородской таможни.
Было установлено, что в Белгородской таможне на ОРИиИПУО возложены основные функции по учету и контролю за товарами, обращенными в собственность. Был проведен анализ основных итогов деятельности ОРИиИПУО за прошедшие три года, в период с 2015 по 2017 год, который показал, что количество судебных актов принимаемых к исполнению с каждым годом возрастает, в следствие инфляции также возрастает и стоимость имущества, передаваемого уполномоченным органам для его последующей реализации, количество товаров, обращенных в собственность государства и находящихся под контролем таможенных органов также с каждым годом возрастает.
Исходя из этого, была установлена проблема неэффективного взаимодействия таможенных органов и Росимущества по вопросу передачи товаров, обращенных в федеральную собственность, для их последующей реализации. Сроки принятия товаров, обращенных в собственность государства не исполняются Росимуществом надлежащим образом, из чего следует ряд других трудностей. К примеру таких как, увеличение конфискованных товаров на складах таможни и как следствие повышение издержек за хранение этих товаров со стороны таможенных органов, а также не реализация товаров, обращенных в собственность государства, подвергающихся быстрой порче, что приводит к потере прибыли для государственного бюджета.
Также была установлена проблема организационного характера. Суть данной проблемы заключается в том, что с товарами, обращенными в федеральную собственность, работают несколько отделов таможни, но отсутствует общий комплекс программных средств для этих подразделений, что усложняет доступ к информации о таких товарах. Таким образом, сотрудникам приходится дублировать электронные данные на бумаге, чтобы повысить доступность этой информации для других подразделений, что понижает производительность их труда.
В целях устранения выявленных в ходе исследования проблем были предложены направления совершенствования.
Во - первых, исключив Росимущество из цепочки реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, таможенные органы могли бы самостоятельно реализовывать эти товары, что было бы наиболее эффективнее, поскольку Росимущество в данном вопросе является лишь
посредником между таможенными органами и конечным покупателем конфискованного товара. Самостоятельная организации реализации конфискованных товаров позволит таможенным органам вести полный контроль за товарами, обращенными в федеральную собственность, с момента их задержания и до момента продажи. Реализация конфискованных товаров одним государственным органом ускорит сам процесс реализации, поскольку время уходящее на передачу товаров другому уполномоченному органу будет тратится уже на поиск потенциальных покупателей. А также освободит таможенные органы от бумажной работы в части сотрудничества с Росимуществом по вопросу передачи товаров, обращенных в собственность государства, для их реализации, которое, как было установлено, проходит неэффективно. В качестве эффективного мероприятия по реализации товаров, обращенных в федеральную собственность предлагается таможенный аукцион, основное достоинство которого в том, что таможенные органы Российской Федерации приобретают возможность реализовать основную массу товаров, обращенных в федеральную собственность, за короткий период, по выгодным ценам и с наименьшими затратами. Основным минусом является то, что постоянная организация таможенных аукционов несет дополнительную нагрузку на сотрудников таможенных органов.
Во - вторых, если же оставить без изменений то обстоятельство, при котором Росимущество является основным уполномоченным субъектом в части реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, то в таком случае необходимо вносить некоторые дополнения в нормативное законодательство, регулирующее взаимодействие таможенных органов и Росимущества по вопросу реализации товаров, обращенных в собственность государства. В частности, эти дополнения касаются норм ответственности Росимущества за несвоевременное принятие товаров, обращенных в федеральную собственность, от таможенных органов. В таком случае, ответственности для Росимущества на законодательном уровне, что, возможно, бы повлияло на эффективность работы данных органов. Необходимость в такой системе ответственности объясняется целью минимизировать издержки таможенных органов при хранении товаров, обращенных в федеральную собственность и как следствие повысить прибыль федерального бюджета.
В - третьих, для решения сложностей к доступу электронных информационных данных о товарах, обращенных в федеральную собственность, предлагается создать единую информационную базу о таких товарах, информация в которую поступала бы из всех подразделений таможни, работающих с товарами, обращенными в федеральную собственность и каждое заинтересованное должностное лицо таможенного органа могло бы обрабатывать имеющиеся данные, исходя из возложенных на него задач по данному вопросу.
Таким образом, в ходе исследования, были решены все задачи, поставленные в дипломной работе. Изучен теоретический материал в области обращения товаров в федеральную собственность, но в силу недостаточной изученности экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность и отсутствия конкретных современных научных исследований в данной области, экономические и организационные методы работы таможенных органов с товарами, обращенными в федеральную собственность, не были теоретически раскрыты в полном объеме. Изучена нормативно-правовая база в рамках темы дипломной работы, проанализирована практика применения экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность, что позволило достигнуть поставленной в работе цели и сформулировать направления совершенствования экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
В ходе теоретического исследования было установлено, что обращение товаров в федеральную собственность, их последующая реализация и пополнение за счет этого бюджета государства имели место быть еще в 1811 году при Департаменте внешней торговли.
В настоящее же время, организационные и экономические методы работы таможенных органов с товарами, обращенными в федеральную собственность изучены недостаточно. Но все же на основании выводов некоторых ученых, удалось установить, что конфискация товаров имеет две цели: наказать правонарушителя и не допустить дальнейшего оборота предмета совершения правонарушения. Все товары, обращенные в федеральную собственность, можно разделить на три группы в зависимости от оснований такого обращения: товары, изъятые таможенными органами: в счет уплаты таможенных платежей; в счет уплаты штрафов, на основании решения суда, имущество, являющееся вещественным доказательством по делам о преступлениях в сфере таможенного дела и иных преступлениях, производство и дознание по которым относится к компетенции таможенных органов, товары, запрещенные к ввозу на территорию Российской Федерации; товары, помещаемые под таможенную процедуру «Отказ в пользу государства»; товары, являющиеся предметами залога.
Рассмотренный в ходе исследования опыт зарубежных стран в области обращения товаров в федеральную собственность показал, что в большинстве стран мира конфискация товаров и их обращение в федеральную собственность осуществляется в связи с нарушением таможенных правил и по решению суда, а также при применении таможенной процедуры отказа в пользу государства. Это позволило сделать вывод о том, что формирование общей массы товаров, подлежащих обращению в собственность государства таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами зарубежных стран носит схожий характер.
В ходе исследования также было рассмотрено нормативно - правовое обеспечение методов работы таможенных органов с товарами, обращёнными в федеральную собственность . Одними из основных нормативно - правовых актов в области обращения товаров в федеральную собственность являются ФЗ№311, Приказ ФТС России №523, а также Соглашение от 12 сентября 2011 года №01-69/37/01-20/417 «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при организации приема-передачи отдельных категорий имущества». В ФЗ №311 содержатся основные положения в области обращения товаров в федеральную собственность, основания такого обращения, а также положения по распоряжению такими товарами. Приказ ФТС России №523 содержит порядок оперативного учета товаров, обращенных в федеральную собственность, и контроля их оборота в таможенных органах. Соглашение регламентирует порядок взаимодействия таможенных органов и Росимущества по вопросам приема передачи товаров, обращенных в федеральную собственность, реализации таких товаров, а также их утилизации и уничтожения.
Во второй главе дипломной работы был рассмотрен практический опыт работы таможенных органов с товарами, обращенными в федеральную собственность на примере Белгородской таможни.
Было установлено, что в Белгородской таможне на ОРИиИПУО возложены основные функции по учету и контролю за товарами, обращенными в собственность. Был проведен анализ основных итогов деятельности ОРИиИПУО за прошедшие три года, в период с 2015 по 2017 год, который показал, что количество судебных актов принимаемых к исполнению с каждым годом возрастает, в следствие инфляции также возрастает и стоимость имущества, передаваемого уполномоченным органам для его последующей реализации, количество товаров, обращенных в собственность государства и находящихся под контролем таможенных органов также с каждым годом возрастает.
Исходя из этого, была установлена проблема неэффективного взаимодействия таможенных органов и Росимущества по вопросу передачи товаров, обращенных в федеральную собственность, для их последующей реализации. Сроки принятия товаров, обращенных в собственность государства не исполняются Росимуществом надлежащим образом, из чего следует ряд других трудностей. К примеру таких как, увеличение конфискованных товаров на складах таможни и как следствие повышение издержек за хранение этих товаров со стороны таможенных органов, а также не реализация товаров, обращенных в собственность государства, подвергающихся быстрой порче, что приводит к потере прибыли для государственного бюджета.
Также была установлена проблема организационного характера. Суть данной проблемы заключается в том, что с товарами, обращенными в федеральную собственность, работают несколько отделов таможни, но отсутствует общий комплекс программных средств для этих подразделений, что усложняет доступ к информации о таких товарах. Таким образом, сотрудникам приходится дублировать электронные данные на бумаге, чтобы повысить доступность этой информации для других подразделений, что понижает производительность их труда.
В целях устранения выявленных в ходе исследования проблем были предложены направления совершенствования.
Во - первых, исключив Росимущество из цепочки реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, таможенные органы могли бы самостоятельно реализовывать эти товары, что было бы наиболее эффективнее, поскольку Росимущество в данном вопросе является лишь
посредником между таможенными органами и конечным покупателем конфискованного товара. Самостоятельная организации реализации конфискованных товаров позволит таможенным органам вести полный контроль за товарами, обращенными в федеральную собственность, с момента их задержания и до момента продажи. Реализация конфискованных товаров одним государственным органом ускорит сам процесс реализации, поскольку время уходящее на передачу товаров другому уполномоченному органу будет тратится уже на поиск потенциальных покупателей. А также освободит таможенные органы от бумажной работы в части сотрудничества с Росимуществом по вопросу передачи товаров, обращенных в собственность государства, для их реализации, которое, как было установлено, проходит неэффективно. В качестве эффективного мероприятия по реализации товаров, обращенных в федеральную собственность предлагается таможенный аукцион, основное достоинство которого в том, что таможенные органы Российской Федерации приобретают возможность реализовать основную массу товаров, обращенных в федеральную собственность, за короткий период, по выгодным ценам и с наименьшими затратами. Основным минусом является то, что постоянная организация таможенных аукционов несет дополнительную нагрузку на сотрудников таможенных органов.
Во - вторых, если же оставить без изменений то обстоятельство, при котором Росимущество является основным уполномоченным субъектом в части реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, то в таком случае необходимо вносить некоторые дополнения в нормативное законодательство, регулирующее взаимодействие таможенных органов и Росимущества по вопросу реализации товаров, обращенных в собственность государства. В частности, эти дополнения касаются норм ответственности Росимущества за несвоевременное принятие товаров, обращенных в федеральную собственность, от таможенных органов. В таком случае, ответственности для Росимущества на законодательном уровне, что, возможно, бы повлияло на эффективность работы данных органов. Необходимость в такой системе ответственности объясняется целью минимизировать издержки таможенных органов при хранении товаров, обращенных в федеральную собственность и как следствие повысить прибыль федерального бюджета.
В - третьих, для решения сложностей к доступу электронных информационных данных о товарах, обращенных в федеральную собственность, предлагается создать единую информационную базу о таких товарах, информация в которую поступала бы из всех подразделений таможни, работающих с товарами, обращенными в федеральную собственность и каждое заинтересованное должностное лицо таможенного органа могло бы обрабатывать имеющиеся данные, исходя из возложенных на него задач по данному вопросу.
Таким образом, в ходе исследования, были решены все задачи, поставленные в дипломной работе. Изучен теоретический материал в области обращения товаров в федеральную собственность, но в силу недостаточной изученности экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность и отсутствия конкретных современных научных исследований в данной области, экономические и организационные методы работы таможенных органов с товарами, обращенными в федеральную собственность, не были теоретически раскрыты в полном объеме. Изучена нормативно-правовая база в рамках темы дипломной работы, проанализирована практика применения экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность, что позволило достигнуть поставленной в работе цели и сформулировать направления совершенствования экономических и организационных методов работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.



