ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ОРАТОРА В ЛИНГВОКУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ Н. ВУЙЧИЧА)
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава I Теоретические предпосылки исследования языковой личности оратора 7
1.1 Проблема языковой личности в современной лингвистике 7
1.1.1 Языковая личность и аспекты ее выражения 7
1.1.2 Языковая личность и языковое мышление: особенности
взаимоотношений 11
1.1.3 Роль аргументации в структуре языковой личности оратора 14
1.2 Лингвокультурный подход к изучению языка 18
1.2.1 Лингвокультурный компонент анализа языковой личности оратора 20
1.2.2 История становления ораторского мастерства Н. Вуйчича 24
1.2.3 Языковая личность Н.Вуйчича: аспекты анализа 27
Выводы по Главе 1 34
Глава II Языковые особенности публичных выступлений 36
и письменных трудов Н.Вуйчича 36
2.1 Экспрессивность мотивационных речей Н.Вуйчича 36
2.1.1 Вербально-семантическая характеристика языковой личности
оратора 40
2.1.2 Лингво-когнитивный анализ речи оратора 43
2.2 Выразительность мотивационных выступлений Н.Вуйчича
(прагматический уровень анализа языковой личности) 47
2.2.1 Риторические фигуры в речах Н.Вуйчича 47
2.2.2 Мотивационные приемы в речи Ника Вуйчича 55
2.3 Аргументативные тактики в речи Н.Вуйчича 58
Выводы по Главе II 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
Список использованной литературы 64
Глава I Теоретические предпосылки исследования языковой личности оратора 7
1.1 Проблема языковой личности в современной лингвистике 7
1.1.1 Языковая личность и аспекты ее выражения 7
1.1.2 Языковая личность и языковое мышление: особенности
взаимоотношений 11
1.1.3 Роль аргументации в структуре языковой личности оратора 14
1.2 Лингвокультурный подход к изучению языка 18
1.2.1 Лингвокультурный компонент анализа языковой личности оратора 20
1.2.2 История становления ораторского мастерства Н. Вуйчича 24
1.2.3 Языковая личность Н.Вуйчича: аспекты анализа 27
Выводы по Главе 1 34
Глава II Языковые особенности публичных выступлений 36
и письменных трудов Н.Вуйчича 36
2.1 Экспрессивность мотивационных речей Н.Вуйчича 36
2.1.1 Вербально-семантическая характеристика языковой личности
оратора 40
2.1.2 Лингво-когнитивный анализ речи оратора 43
2.2 Выразительность мотивационных выступлений Н.Вуйчича
(прагматический уровень анализа языковой личности) 47
2.2.1 Риторические фигуры в речах Н.Вуйчича 47
2.2.2 Мотивационные приемы в речи Ника Вуйчича 55
2.3 Аргументативные тактики в речи Н.Вуйчича 58
Выводы по Главе II 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
Список использованной литературы 64
В современном антропоцентричном мире актуальность изучения человека как личности, как носителя уникальных и типических свойств лишь возросла. Изучение человека, его внутренней вселенной, его личности, стало центром внимания таких наук, как психология, лингвистика, философия лингвокультурология, когнитивная лингвистика.
На наш взгляд, современная лингвистика, а, в частности, лингвокультурология как особое направление анализа, выдвигает на первый план проблемы коммуникативной личности, человека говорящего и воспринимающего речь. Существование категории языковой личности позволяет говорить о том, что язык и его инструменты принадлежат, в первую очередь, личности, обладающей осознанием своего места в мире, роли в практической деятельности и коммуникации.
Наше исследование посвящено изучению языковой личности оратора, на основе выступлений одного из самых ярких представителей миллениума Ника Вуйчича. Изучение структурно-семантического строения текста и определение степени воздействия на слушателей через его языковые средства является насущной проблемой для многих ученых-лингвистов.
Актуальность исследования связана с изучением вербальной организации мотивационных выступлений с изучением возможности языка воздействия на слушателей. Изучение структурно-семантического строения текста и определение степени воздействия на слушателей через его языковые средства является насущной проблемой для многих ученых-лингвистов. Кроме того данная работа актуальна в связи с возросшим интересом современного научного сообщества к анализу языковых средств воздействия на адресата в рамках коучинга и мотивационных публичных выступлений. При помощи ораторского мастерства, где умение убеждать является ключевым пунктом, возможно влиять на чувственные и психологические стороны человека. Более того, данная область лингвистического исследования, на наш взгляд, еще недостаточно глубоко изучена.
Объектом исследования выступает личность оратора.
Предметом исследования являются структурно-семантические особенности текстов речи выступления Ника Вуйчича как средства презентации личности оратора.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
-определить мотивационное выступление в контексте мотивационного дискурса как объект лингвистических исследований;
-охарактеризовать структуру текста мотивационного выступления;
-рассмотреть языковой строй интродуктивного сегмента текста;
-рассмотреть языковой строй концовки на основе анализа языкового строя и общих функций;
-проанализировать структуру и содержание избранных для рассмотрения текстов;
Научно-практическое значение данной выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования результатов материалов в практическом курсе английского языка, стилистики, в элективных курсах по выбору. Значимость данного исследования связана с уточнением системы языковых средств выразительности мотивационного выступления.
Материалом для исследования послужили работы оратора Ника Вуйчича. Общий объём проанализированного материала - 10 публичных выступлений, 3 книги и 4 интервью.
В качестве основного метода исследования нами был выбран описательно-сопоставительный метод анализа публичных выступлений и печатных изданий Н. Вуйчича, отражающих основные аспекты его языковой личности. Также использовались методы дискурс-анализа, концептуального анализа дискурса и сопоставительного анализа.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Изучение творчества отдельно взятого деятеля (Н. Вуйчича) посредством обращения к понятию "языковая личность" открывает перспективы изучения языка как формы отражения когнитивной деятельности человека.
2. Основные аспекты анализа языковой личности включают в себя как лингвистическую, так и лингвокультурную парадигмы.
3. Языковую личность можно представить как парадигму речевых личностей, а речевая личность в свою очередь - это языковая личность в парадигме реального общения, в практической деятельности человека.
Апробация работы. Основные положения и выводы по теме выпускной квалификационной работы прошли апробацию в статьях «Языковая личность как объект изучения в языкознании» и «Образ оратора и речевой идеал», опубликованных в журнале «Наука, образование и культура», где нашли отражение теоретические принципы и результаты работы.
Структура работы определена темой исследования, его целями и логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Выпускная квалификационная работа изложена на 65 страницах, список используемых источников включает 44 наименования на русском и английском языках.
На наш взгляд, современная лингвистика, а, в частности, лингвокультурология как особое направление анализа, выдвигает на первый план проблемы коммуникативной личности, человека говорящего и воспринимающего речь. Существование категории языковой личности позволяет говорить о том, что язык и его инструменты принадлежат, в первую очередь, личности, обладающей осознанием своего места в мире, роли в практической деятельности и коммуникации.
Наше исследование посвящено изучению языковой личности оратора, на основе выступлений одного из самых ярких представителей миллениума Ника Вуйчича. Изучение структурно-семантического строения текста и определение степени воздействия на слушателей через его языковые средства является насущной проблемой для многих ученых-лингвистов.
Актуальность исследования связана с изучением вербальной организации мотивационных выступлений с изучением возможности языка воздействия на слушателей. Изучение структурно-семантического строения текста и определение степени воздействия на слушателей через его языковые средства является насущной проблемой для многих ученых-лингвистов. Кроме того данная работа актуальна в связи с возросшим интересом современного научного сообщества к анализу языковых средств воздействия на адресата в рамках коучинга и мотивационных публичных выступлений. При помощи ораторского мастерства, где умение убеждать является ключевым пунктом, возможно влиять на чувственные и психологические стороны человека. Более того, данная область лингвистического исследования, на наш взгляд, еще недостаточно глубоко изучена.
Объектом исследования выступает личность оратора.
Предметом исследования являются структурно-семантические особенности текстов речи выступления Ника Вуйчича как средства презентации личности оратора.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
-определить мотивационное выступление в контексте мотивационного дискурса как объект лингвистических исследований;
-охарактеризовать структуру текста мотивационного выступления;
-рассмотреть языковой строй интродуктивного сегмента текста;
-рассмотреть языковой строй концовки на основе анализа языкового строя и общих функций;
-проанализировать структуру и содержание избранных для рассмотрения текстов;
Научно-практическое значение данной выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования результатов материалов в практическом курсе английского языка, стилистики, в элективных курсах по выбору. Значимость данного исследования связана с уточнением системы языковых средств выразительности мотивационного выступления.
Материалом для исследования послужили работы оратора Ника Вуйчича. Общий объём проанализированного материала - 10 публичных выступлений, 3 книги и 4 интервью.
В качестве основного метода исследования нами был выбран описательно-сопоставительный метод анализа публичных выступлений и печатных изданий Н. Вуйчича, отражающих основные аспекты его языковой личности. Также использовались методы дискурс-анализа, концептуального анализа дискурса и сопоставительного анализа.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Изучение творчества отдельно взятого деятеля (Н. Вуйчича) посредством обращения к понятию "языковая личность" открывает перспективы изучения языка как формы отражения когнитивной деятельности человека.
2. Основные аспекты анализа языковой личности включают в себя как лингвистическую, так и лингвокультурную парадигмы.
3. Языковую личность можно представить как парадигму речевых личностей, а речевая личность в свою очередь - это языковая личность в парадигме реального общения, в практической деятельности человека.
Апробация работы. Основные положения и выводы по теме выпускной квалификационной работы прошли апробацию в статьях «Языковая личность как объект изучения в языкознании» и «Образ оратора и речевой идеал», опубликованных в журнале «Наука, образование и культура», где нашли отражение теоретические принципы и результаты работы.
Структура работы определена темой исследования, его целями и логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Выпускная квалификационная работа изложена на 65 страницах, список используемых источников включает 44 наименования на русском и английском языках.
В современном мире умение выступать перед аудиторией и держаться на публике является одним из критериев успешного человека. Успех публичного выступления зависит от достаточного количества факторов: личность и опыт оратора, целевая аудитория, внешние условия.
В ходе исследования выяснилось, одним из наиболее важных факторов эффективного и успешного публичного выступления является наличие особой языковой организации речи, применяемость которой оратор реализует в основной задаче публичного выступления - воздействие на слушателей. Именно умелые построение и структура речи предопределяют успех выступления, поскольку убедить аудиторию и передать свой настрой в полной мере оратор сможет только вербально.
Системный подход к анализу речей публичных выступлений, использованный в данной выпускной квалификационной работе, может быть применен при изучении языкового строя публичных мотивационных выступлений других ораторов.
Изучение языковой организации является востребованным и может служить материалом, который можно использовать в учебном процессе, как на факультете иностранных языков, так и на других гуманитарных факультетах.
Полученные на основе анализа материала данные позволяют обогатить представления о языковом выражении убедительных позиций публичных выступлений мотивационного характера, а также могут быть полезны при разработке элективных курсов по ораторскому искусству в старших классах школы, а также в высших учебных заведениях.
В ходе исследования выяснилось, одним из наиболее важных факторов эффективного и успешного публичного выступления является наличие особой языковой организации речи, применяемость которой оратор реализует в основной задаче публичного выступления - воздействие на слушателей. Именно умелые построение и структура речи предопределяют успех выступления, поскольку убедить аудиторию и передать свой настрой в полной мере оратор сможет только вербально.
Системный подход к анализу речей публичных выступлений, использованный в данной выпускной квалификационной работе, может быть применен при изучении языкового строя публичных мотивационных выступлений других ораторов.
Изучение языковой организации является востребованным и может служить материалом, который можно использовать в учебном процессе, как на факультете иностранных языков, так и на других гуманитарных факультетах.
Полученные на основе анализа материала данные позволяют обогатить представления о языковом выражении убедительных позиций публичных выступлений мотивационного характера, а также могут быть полезны при разработке элективных курсов по ораторскому искусству в старших классах школы, а также в высших учебных заведениях.



