ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ КАК ВЫДАЮЩИЙСЯ ПУБЛИЦИСТ 8
1.1. Жизнь и творчество Джорджа Оруэлла: эволюция взглядов 8
1.2. Журналистская деятельность Дж. Оруэлла в компании BBC 18
Выводы к первой главе 31
ГЛАВА II РАЗНООБРАЗИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ОЧЕРКАХ ДЖ. ОРУЭЛЛА 33
2.1. Свобода и независимость как одна из ключевых идей в публицистике Дж. Оруэлла 33
2.2. Роль творческой личности в концепции Дж. Оруэлла 47
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Актуальность исследования. Творчество Дж. Оруэлла - «самого политического из всех писателей» [Урнов; 1999] - долгое время было под запретом в нашей стране в силу идеологических причин. И если в последнее время его знаменитые романы-антиутопии «Скотный двор» и «1984» начали подвергаться активному изучению, то публицистика по-прежнему остаётся «белым пятном» в оруэлловедении. «Неизвестный Оруэлл, - утверждает В. Чаликова, - это проблема для всего мира» [Чаликова; 1992].
Действительно, в нашей стране Оруэлл более известен по двум художественным произведениям - сказке-притче «Скотный двор» и роману «1984». Значительную часть его наследия составляет публицистика, поднимающая ряд острейших проблем, связанных с общественно-политической жизнью середины ХХ века. Основным ядром, вокруг которого концентрируется мысль Оруэлла, - это проблемы обесценивания человека как личности, ущемление его прав на свободу мысли и самовыражения, а так же проблема тоталитарной власти и фашизма. Оруэллом было сделано множество пророчеств и предупреждений в этом отношении, и сегодня, когда эти проблемы снова возникли в мировом сообществе, обращение к эссеистике Дж. Оруэлла становится весьма своевременным.
Обращает на себя внимание противоречивость его взглядов. С одной стороны - это яростный ненавистник любого притеснения человеческих прав и свобод, с другой - человек, вызывающий подозрение у английских спецслужб как сторонник коммунизма, тесно связанный с компартией. Отдельный факт его биографии - письмо с подозрениями в коммунизме своих коллег. Все эти обстоятельства трудно сочетаются между собой. Подобная противоречивость прослеживается и в большинстве его произведений, многие из которых ещё не изучены до конца.
Публицистика Дж. Оруэлла открывает его как автора глубокого и тонкого, большого гуманиста и противника любого насилия над человеком. Творчество Оруэлла - это оригинальные произведения, сочетающие в себе не только несомненные идейно-нравственные ценности, но и высокохудожественные достоинства.
Сейчас, когда идеологические препоны больше не мешают этому процессу, настало время переоценки всего написанного Дж. Оруэллом, во многом открытия его заново. Характерно в этом отношении высказывание А.М. Зверева: «Даже и сегодня, когда об Дж. Оруэлле написано куда больше, чем написал он сам, многое в нём кажется загадочным» [Зверев; 1989]. Настоящая работа представляет собой попытку рассмотрения публицистики Джорджа Оруэлла.
Не до конца изучены и личность, и творчество Дж. Оруэлла, его предсказания , политические метания (причём перебегал Оруэлл всегда не к победителям, а побеждённым), противоречивые действия, глубокое политическое одиночество. Да и само его имя уже приобрело ореол мифического. Самый крупный в нашей стране специалист по творчеству Оруэлла В.А. Чаликова писала: «Честно говоря, я бы не хотела, чтобы мы осмыслили Дж. Оруэлла до дна. Это может произойти только тогда, когда общество убедится: та альтернатива, какую сегодня предлагает идейный авангард этого общества, альтернатива тоталитаризму, она тоже не гуманистична, не даст простому человеку того, что он хочет...» [Чаликова; 1992].
Актуальность нашей работы состоит в том, что публицистика Дж. Оруэлла, может дать нам ответы на многие острые вопросы, особенно сейчас, когда угроза фашизма вновь нависла над миром. В творчестве Дж. Оруэлла отражена целая эпоха, которая глубоко и правдиво передана им в его эссе и статьях, и предавать забвению её недопустимо. Таким образом, актуальность исследования обусловлена не только художественной и исторической ценностью публицистики Дж. Оруэлла, но и общественной значимостью.
Объект исследования: публицистика Дж. Оруэлла.
Предмет исследования: идеи гуманизма в публицистике Дж. Оруэлла.
Цель исследования: выявить способы раскрытия системы
человеческих ценностей в публицистике Дж. Оруэлла.
Цель дипломного исследования, а также характер предмета и объекта определяют исследовательские задачи, решаемые в ходе данной научной работы:
1) проследить биографический и творческий путь Дж. Оруэлла, выявить основные этапы творческой эволюции;
2) охарактеризовать работу Дж. Оруэлла в компании ВВС;
3) проанализировать эволюцию взглядов на свободу и независимость в его публицистике;
4) описать трактовку проблемы власти и личности в публицистике автора;
5) выявить отношение Дж. Оруэлла к проблеме творческой личности и вопросам искусства и литературы;
6) выявить отношение публициста к проблеме свободы слова.
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом исследования и включают в себя:
1) описательный;
2) семантико-стилистический методы.
Эмпирической базой научной работы послужила публицистика Джорджа Оруэлла (28 эссе).
Хронологические рамки исследования обусловлены годами творческой деятельности Дж. Оруэлла (1933 - 1949).
Теоретической базой данного исследования послужили книги, пособия и статьи следующих авторов:
• Об эволюции взглядов Дж. Оруэлла - В.Г. Мосина, В.Г. Науменко, В.А. Чаликова, В.М. Недошивин
• О биографии Дж. Оруэлла - Н.А. Зинкевич, И.В. Кабанова, - В.А. Чаликова, Ю. Г. Фельштинский, Г.И. Чернявский
• О творчестве - А.А. Аничкина, А.М. Зверев, А. Безансон,
В.А. Чаликова, В. Фатула
• О теории публицистики - Л.Г. Бабенко, Г.Ю. Гениева, Э.Я. Фесенко
• Об историческом контексте - О.А. Судленкова, А.Д.
Савенкова, Ю. Г. Фельштинский, Г.И. Чернявский
При определении терминов, использованных в работе, были рассмотрены трактовки из толкового словаря русского языка С. И. Ожегова, толкового словаря русского языка Д. Н. Ушакова.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы обусловлена следующими обстоятельствами: применением её при подготовке лекционных курсов в учебных заведениях соответствующего профиля. Кроме того, материалы изучения могут войти в базу специальных разделов при написании фундаментальных работ, учебных пособий при последующей разработке концепции художественного слова, а кроме того могут быть применены в языковедческих и литературоведческих курсах.
Структура работы определена поставленными целями и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Во введение излагается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет, цели, задачи исследования и методы исследования, представляется эмпирическая и теоретическая база научной работы, определяется степень научной разработанности темы, раскрывается новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава «Джордж Оруэлл как выдающийся публицист» посвящена выявлению гуманистических тенденций публицистике Дж. Оруэлла. Рассматривается жизненный и творческий путиавтора, достаточно внимания уделяется вопросу выявления взаимосвязи между фактами биографии и созданием того или иного произведения. Выявляется значимость деятельности Дж. Оруэлла в телерадиокомпании ВВС в военное время.
Во второй главе анализируется публицистическое произведение «Памяти Каталонии». Одновременно происходит сопоставление проводимой в нём идеи социализма с другими эссе, в которых прослеживается та же мысль.
Выявляется воплощение в публицистике Оруэлла других гуманистических идей: проблемы соотношения власти и личности, проявление и назначение творческой личности, а также остро стоящий для Оруэлла вопрос свободы слова.
В Заключение сформулированы основные выводы работы и намечены перспективы для дальнейших исследований.
Джоржд Оруэлл принадлежит к числу выдающихся публицистов ХХ века. Будучи истинным борцом за справедливость (он остро ощущает её ещё на службе бирманской полиции), Оруэлл приобретает славу сведущего в политике литератора и публициста.
Мировоззрение Оруэлла проходит определённую революцию. Вначале жизни придерживаясь «левых идей», Оруэлл отправляется на фронт в Испанию с целью воевать против фашистского режима Франко. Там, ощутив небывалую атмосферу искреннего товарищества и равенства, он заражается идеями социализма. Там же, в Каталонии, Оруэлл прощается с этой идеей, поскольку становится свидетелем репрессий испанских социалистов, причём не стороны фашистского правления, а со стороны коммунистов. «Зачистки» производят на него громадное впечатление, и он разочаровывается в социализме, как утопической идеей.
Оруэлл создаёт свою теоретическую версию социализма, основанную на его гуманистических идеях, и продолжает на протяжении всей жизни верить в нее. Социализм по Оруэллу - это строй, в котором равенство и братство являются главными и реально действующими ценностями, частная собственность не находится под запретом, а тотальная слежка отсутствует. Идеал Оруэлла - это та неповторимая атмосфера, которую он ощутил на фронте Каталонии и которую больше нигде уже встретил.
Несмотря на это, мысль о справедливом устройстве мира не оставляла его всю жизнь. Он продолжал ненавидеть фашизм и любой строй, при котором подавляется свобода человеческой личности. Во время работы на радио ВВС Оруэлл получил возможность выступления с антифашистской пропагандой. Так складывается целый цикл очерков (многие из них были написаны позже), в которых Оруэлл выражает свои воззрения, главная мысль которых заключается в следующем: тоталитарный режим (как порождение социализма) - это губительная система для человеческой мысли, личности, культуры, языка и искусства. По-разному варьируя эти темы в своих эссе, Оруэлл показывает себя истинным гуманным мыслителем, для которого справедливое общество важнее личных интересов.
Отсюда проистекают все поднятые проблемы публицистики Оруэлла: соотношение личности и власти; проблемы творца в государственной системе, возможность существования свободы слова.
Эти же проблемы были реализованы в его репортажах, очерках и эссе. Оруэлл приходит к выводу, что с подавлением мысли и свободы личности происходит неизменная деградация всех процессов: развития литературы, возможности творческой личности проявлять себя; возникает запрет на свободу слова. Все эти проблемы взаимосвязаны, и корень у них один - порабощение не только человека, но и его мыслей.
Оруэлл, как писатель и гуманист, выражает протест против подобного развития человечества, и призывает к наиболее возможному сопротивлению тоталитаризма.
1. Оруэлл Дж. 1984 и эссе разных лет. - М.: Прогресс, 1989.
2. Оруэлл Дж. Скотный двор / Перевод Л. Беспаловой. - М., «Известия», 1989. - 203 с.
3. Оруэлл Дж. Эссе. Статьи. Рецензии. - Пермь.: КАПИК, 1992.
4. Оруэлл Дж. 1984. - М.: Художественная литература, 1999. - 320 с.
5. Оруэлл Дж. Дневники//Факт или вымысел. Сост. А. Ливергант. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2008. - 1128 с. С. 889 - 954.
II. Список использованной литературы
1. Аничкина А.А. Индивидуальные стилистические особенности эссе Дж. Оруэлла и проблема их сохранения при переводе на русский язык. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. - М., 2002. - 189 с.
2. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Практикум. М. ,2003-2009. 1-7 изд. 465 с.
3. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
4. Безансон А. Оруэлл, или Оправдание зла//Безансон А. Извращение добра. - М.: МИК, 2002. - 207 с.
5. Брэдбери 451°по Фаренгейту. - М.: АСТ, 2005. - 343 с.
6. Гениева Е.Ю. Музыка человечности // Пристли Дж. Б. Заметки на полях: художественная публицистика. - М.: Прогресс, 1988.
7. Гиленсон Б.А. Эрнест Хемингуэй. - М.: Художественная литература, 1985 - 101 с.
8. Гиленсон Б.А. Герберт Уэллс: провидение фантаста// Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум. - М.: Академия, 2008. - 480 с.
9. Ершова Т.В. Дж. Б. Пристли - литературный критик и публицист. Автореферат диссертации кандидата филологических наук. - М.: МГУ, 1979.
10. А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - 3-е изд. -М.: Флинта, Наука, 2000.
11. Зверев А.М. О старшем брате и чреве кита//Оруэлл Дж. 1984 и эссе разных лет. - М.: Прогресс, 1989.
12.Зверев А. М. «Скотный Двор» Джорджа Оруэлла//Энциклопедия мировой литературы. - СПб.: Невская книга, 2000. - 656 с.
13.Зверев А.М. 1984// Энциклопедия мировой литературы. - СПб.: Невская книга, 2000. - 656 с.
14.Зинкевич Н.А. Биография Джорджа Оруэлла [Текст]: / Н.А. Зинкевич. - М.: «Цитадель», 2001.
15. Кабанова И.В. Документальное и вымышленное в автобиографии: Джордж Оруэлл и Сирилл Конуэлл//Филологический класс, 2012. - №
12. - 404 с. С. 107 - 112.
16. Кагарлицкий Ю.И. Пристли // История западноевропейского театра. - М.: Искусство, 1985. - Т. 7. - С. 232 - 254.
17. Кригер Илья Борисович. Философия Герберта Уэллса : Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. - М.,, 2005 - 134 с
18. Мосина В.Г. Проза Джорджа Оруэлла: Творческая эволюция.
Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук. - М., 2000. - 619 с.
19. Мосина В.Г. Антитоталитаристская тема творческой биографии Дж.
Оруэла: испанская тема//Социальные и гуманитарные науки.
Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал, 1997. - № 3. С. 103 - 1 1.
20. Науменко В. Г. Уиганская командировка Оруэлла, или История увлечения одной теорией//Обсерватория культуры 2008 - №01 - 06. - 586 с. С. 129 - 132.
21. Недошивин В.М. Можно ли погасить звёзды? Проза отчаяния и надежды Джорджа Оруэлла// Оруэлл Дж. Проза отчаяния и надежды: Роман, сказка, эссе. Пер. с англ. - Л.: Лениздат, 1990. - 429 с.
22. Недошивин В.М. Джордж Оруэлл: 2013//Российская газета, 2013. - 6111 (135).
23. Недошивин В.М. Чаликова В. Неизвестный Оруэлл // Иностранная литература. 1992. № 2. С. 215-225.
24. Пристли Дж. Б. Поездка в Россию// Дж. Б. Пристли. Заметки на полях. Художественная публицистика; сост., авт. предисл. и коммент. Е.Ю. Гениева. - М.: Прогресс, 1988. - С. 234 - 258.
25. Савенкова А.Д. Образ России и русских в публицистике Дж. Б. Пристли. К проблеме англо-русских культурных связей. - М., 2012.
26. Силоне И. Школа диктаторов, 1938.
27. Свифт Дж. Путешествия Гулливера. - М.: Художественная литература, 2003. - 454 с.
28. Судленкова О.А., Кортес Л.П. Сто писателей Великобритании. - Мн.: Высшая школа, 1997. - 247 с.
29. Урнов Д.М. На благо лошадей//Урнов Д.М. Избранные статьи. - М.: Слово, 1999. - 376 с.
30. Фатула В. Новояз: об источниках оруэлловского канона. - М., 2003. - 45с.
31. Фельштинский Ю.Г., Чернявский Г.И. Джордж Оруэлл (Эрик Блэр): Жизнь, труд, время. - М.: Книжный клуб, Книговек, 2014. - 592 с.
32. Фесенко Э.Я.. Теория литературы: учебное пособие для вузов / М.: Академический Проект; Фонд «Мир». — 780 с., 2008
33. Хвостенко Е.В. Вопросы социального прогресса в творчестве Бернарда Шоу. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - Волгоград, 2002. - 250 с.
34.Чаликова В.А. «Вечный год». Послесловие к публикации романа Джорджа Оруэлла «1984»// Новый Мир. - М., 1989. - № 4. - С. 128 - 130.
35.Чаликова В.А. Неизвестный Оруэлл//Иностранная литература. - М., 1992. - № 2. - С. 215 - 222.
36.Чаликова В.А. Джордж Оруэлл: философия истории//Философские науки. - М.: Институт научной информации по общественным наукам АН СССР, 1989. - 12. - С. 45 - 46.
37. Чаликова В.А. Об одной лингвистической утопии. Социокультурные утопии. - М., 1985.
38. Чаликова В.А. Предсказания» Дж. Оруэлла и современная идеологическая борьба. - М.: РАН, 1986.
39.Чаликова В.А. Комментарии к «1984» и эссе разных лет// Оруэлл Дж. 1984. Эссе разных лет. - М.: Прогресс, 1989. - 384 с.
40. Шоу Б. Война с точки зрения здравого смысла//Шоу Б. Избранные статьи. - М.: Художественная литература, 2002. - 377 с.
41. McCdowell E/ Publishing from BBC’s Orwell File//New York Times, 1984. Sept.7
42. Williams R. Orwell. — Fontana: Collins, 1971. — 95 p