Гуманистические идеи в публицистике Джорджа Оруэлла
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ КАК ВЫДАЮЩИЙСЯ ПУБЛИЦИСТ 8
1.1. Жизнь и творчество Джорджа Оруэлла: эволюция взглядов 8
1.2. Журналистская деятельность Дж. Оруэлла в компании BBC 18
Выводы к первой главе 31
ГЛАВА II РАЗНООБРАЗИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ОЧЕРКАХ ДЖ. ОРУЭЛЛА 33
2.1. Свобода и независимость как одна из ключевых идей в публицистике Дж. Оруэлла 33
2.2. Роль творческой личности в концепции Дж. Оруэлла 47
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ГЛАВА I ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ КАК ВЫДАЮЩИЙСЯ ПУБЛИЦИСТ 8
1.1. Жизнь и творчество Джорджа Оруэлла: эволюция взглядов 8
1.2. Журналистская деятельность Дж. Оруэлла в компании BBC 18
Выводы к первой главе 31
ГЛАВА II РАЗНООБРАЗИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ОЧЕРКАХ ДЖ. ОРУЭЛЛА 33
2.1. Свобода и независимость как одна из ключевых идей в публицистике Дж. Оруэлла 33
2.2. Роль творческой личности в концепции Дж. Оруэлла 47
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Актуальность исследования. Творчество Дж. Оруэлла - «самого политического из всех писателей» [Урнов; 1999] - долгое время было под запретом в нашей стране в силу идеологических причин. И если в последнее время его знаменитые романы-антиутопии «Скотный двор» и «1984» начали подвергаться активному изучению, то публицистика по-прежнему остаётся «белым пятном» в оруэлловедении. «Неизвестный Оруэлл, - утверждает В. Чаликова, - это проблема для всего мира» [Чаликова; 1992].
Действительно, в нашей стране Оруэлл более известен по двум художественным произведениям - сказке-притче «Скотный двор» и роману «1984». Значительную часть его наследия составляет публицистика, поднимающая ряд острейших проблем, связанных с общественно-политической жизнью середины ХХ века. Основным ядром, вокруг которого концентрируется мысль Оруэлла, - это проблемы обесценивания человека как личности, ущемление его прав на свободу мысли и самовыражения, а так же проблема тоталитарной власти и фашизма. Оруэллом было сделано множество пророчеств и предупреждений в этом отношении, и сегодня, когда эти проблемы снова возникли в мировом сообществе, обращение к эссеистике Дж. Оруэлла становится весьма своевременным.
Обращает на себя внимание противоречивость его взглядов. С одной стороны - это яростный ненавистник любого притеснения человеческих прав и свобод, с другой - человек, вызывающий подозрение у английских спецслужб как сторонник коммунизма, тесно связанный с компартией. Отдельный факт его биографии - письмо с подозрениями в коммунизме своих коллег. Все эти обстоятельства трудно сочетаются между собой. Подобная противоречивость прослеживается и в большинстве его произведений, многие из которых ещё не изучены до конца.
Публицистика Дж. Оруэлла открывает его как автора глубокого и тонкого, большого гуманиста и противника любого насилия над человеком. Творчество Оруэлла - это оригинальные произведения, сочетающие в себе не только несомненные идейно-нравственные ценности, но и высокохудожественные достоинства.
Сейчас, когда идеологические препоны больше не мешают этому процессу, настало время переоценки всего написанного Дж. Оруэллом, во многом открытия его заново. Характерно в этом отношении высказывание А.М. Зверева: «Даже и сегодня, когда об Дж. Оруэлле написано куда больше, чем написал он сам, многое в нём кажется загадочным» [Зверев; 1989]. Настоящая работа представляет собой попытку рассмотрения публицистики Джорджа Оруэлла.
Не до конца изучены и личность, и творчество Дж. Оруэлла, его предсказания , политические метания (причём перебегал Оруэлл всегда не к победителям, а побеждённым), противоречивые действия, глубокое политическое одиночество. Да и само его имя уже приобрело ореол мифического. Самый крупный в нашей стране специалист по творчеству Оруэлла В.А. Чаликова писала: «Честно говоря, я бы не хотела, чтобы мы осмыслили Дж. Оруэлла до дна. Это может произойти только тогда, когда общество убедится: та альтернатива, какую сегодня предлагает идейный авангард этого общества, альтернатива тоталитаризму, она тоже не гуманистична, не даст простому человеку того, что он хочет...» [Чаликова; 1992].
Актуальность нашей работы состоит в том, что публицистика Дж. Оруэлла, может дать нам ответы на многие острые вопросы, особенно сейчас, когда угроза фашизма вновь нависла над миром. В творчестве Дж. Оруэлла отражена целая эпоха, которая глубоко и правдиво передана им в его эссе и статьях, и предавать забвению её недопустимо. Таким образом, актуальность исследования обусловлена не только художественной и исторической ценностью публицистики Дж. Оруэлла, но и общественной значимостью.
Объект исследования: публицистика Дж. Оруэлла.
Предмет исследования: идеи гуманизма в публицистике Дж. Оруэлла.
Цель исследования: выявить способы раскрытия системы
человеческих ценностей в публицистике Дж. Оруэлла.
Цель дипломного исследования, а также характер предмета и объекта определяют исследовательские задачи, решаемые в ходе данной научной работы:
1) проследить биографический и творческий путь Дж. Оруэлла, выявить основные этапы творческой эволюции;
2) охарактеризовать работу Дж. Оруэлла в компании ВВС;
3) проанализировать эволюцию взглядов на свободу и независимость в его публицистике;
4) описать трактовку проблемы власти и личности в публицистике автора;
5) выявить отношение Дж. Оруэлла к проблеме творческой личности и вопросам искусства и литературы;
6) выявить отношение публициста к проблеме свободы слова.
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом исследования и включают в себя:
1) описательный;
2) семантико-стилистический методы.
Эмпирической базой научной работы послужила публицистика Джорджа Оруэлла (28 эссе).
Хронологические рамки исследования обусловлены годами творческой деятельности Дж. Оруэлла (1933 - 1949).
Теоретической базой данного исследования послужили книги, пособия и статьи следующих авторов:
• Об эволюции взглядов Дж. Оруэлла - В.Г. Мосина, В.Г. Науменко, В.А. Чаликова, В.М. Недошивин
• О биографии Дж. Оруэлла - Н.А. Зинкевич, И.В. Кабанова, - В.А. Чаликова, Ю. Г. Фельштинский, Г.И. Чернявский
• О творчестве - А.А. Аничкина, А.М. Зверев, А. Безансон,
В.А. Чаликова, В. Фатула
• О теории публицистики - Л.Г. Бабенко, Г.Ю. Гениева, Э.Я. Фесенко
• Об историческом контексте - О.А. Судленкова, А.Д.
Савенкова, Ю. Г. Фельштинский, Г.И. Чернявский
При определении терминов, использованных в работе, были рассмотрены трактовки из толкового словаря русского языка С. И. Ожегова, толкового словаря русского языка Д. Н. Ушакова.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы обусловлена следующими обстоятельствами: применением её при подготовке лекционных курсов в учебных заведениях соответствующего профиля. Кроме того, материалы изучения могут войти в базу специальных разделов при написании фундаментальных работ, учебных пособий при последующей разработке концепции художественного слова, а кроме того могут быть применены в языковедческих и литературоведческих курсах.
Структура работы определена поставленными целями и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Во введение излагается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет, цели, задачи исследования и методы исследования, представляется эмпирическая и теоретическая база научной работы, определяется степень научной разработанности темы, раскрывается новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава «Джордж Оруэлл как выдающийся публицист» посвящена выявлению гуманистических тенденций публицистике Дж. Оруэлла. Рассматривается жизненный и творческий путиавтора, достаточно внимания уделяется вопросу выявления взаимосвязи между фактами биографии и созданием того или иного произведения. Выявляется значимость деятельности Дж. Оруэлла в телерадиокомпании ВВС в военное время.
Во второй главе анализируется публицистическое произведение «Памяти Каталонии». Одновременно происходит сопоставление проводимой в нём идеи социализма с другими эссе, в которых прослеживается та же мысль.
Выявляется воплощение в публицистике Оруэлла других гуманистических идей: проблемы соотношения власти и личности, проявление и назначение творческой личности, а также остро стоящий для Оруэлла вопрос свободы слова.
В Заключение сформулированы основные выводы работы и намечены перспективы для дальнейших исследований.
Действительно, в нашей стране Оруэлл более известен по двум художественным произведениям - сказке-притче «Скотный двор» и роману «1984». Значительную часть его наследия составляет публицистика, поднимающая ряд острейших проблем, связанных с общественно-политической жизнью середины ХХ века. Основным ядром, вокруг которого концентрируется мысль Оруэлла, - это проблемы обесценивания человека как личности, ущемление его прав на свободу мысли и самовыражения, а так же проблема тоталитарной власти и фашизма. Оруэллом было сделано множество пророчеств и предупреждений в этом отношении, и сегодня, когда эти проблемы снова возникли в мировом сообществе, обращение к эссеистике Дж. Оруэлла становится весьма своевременным.
Обращает на себя внимание противоречивость его взглядов. С одной стороны - это яростный ненавистник любого притеснения человеческих прав и свобод, с другой - человек, вызывающий подозрение у английских спецслужб как сторонник коммунизма, тесно связанный с компартией. Отдельный факт его биографии - письмо с подозрениями в коммунизме своих коллег. Все эти обстоятельства трудно сочетаются между собой. Подобная противоречивость прослеживается и в большинстве его произведений, многие из которых ещё не изучены до конца.
Публицистика Дж. Оруэлла открывает его как автора глубокого и тонкого, большого гуманиста и противника любого насилия над человеком. Творчество Оруэлла - это оригинальные произведения, сочетающие в себе не только несомненные идейно-нравственные ценности, но и высокохудожественные достоинства.
Сейчас, когда идеологические препоны больше не мешают этому процессу, настало время переоценки всего написанного Дж. Оруэллом, во многом открытия его заново. Характерно в этом отношении высказывание А.М. Зверева: «Даже и сегодня, когда об Дж. Оруэлле написано куда больше, чем написал он сам, многое в нём кажется загадочным» [Зверев; 1989]. Настоящая работа представляет собой попытку рассмотрения публицистики Джорджа Оруэлла.
Не до конца изучены и личность, и творчество Дж. Оруэлла, его предсказания , политические метания (причём перебегал Оруэлл всегда не к победителям, а побеждённым), противоречивые действия, глубокое политическое одиночество. Да и само его имя уже приобрело ореол мифического. Самый крупный в нашей стране специалист по творчеству Оруэлла В.А. Чаликова писала: «Честно говоря, я бы не хотела, чтобы мы осмыслили Дж. Оруэлла до дна. Это может произойти только тогда, когда общество убедится: та альтернатива, какую сегодня предлагает идейный авангард этого общества, альтернатива тоталитаризму, она тоже не гуманистична, не даст простому человеку того, что он хочет...» [Чаликова; 1992].
Актуальность нашей работы состоит в том, что публицистика Дж. Оруэлла, может дать нам ответы на многие острые вопросы, особенно сейчас, когда угроза фашизма вновь нависла над миром. В творчестве Дж. Оруэлла отражена целая эпоха, которая глубоко и правдиво передана им в его эссе и статьях, и предавать забвению её недопустимо. Таким образом, актуальность исследования обусловлена не только художественной и исторической ценностью публицистики Дж. Оруэлла, но и общественной значимостью.
Объект исследования: публицистика Дж. Оруэлла.
Предмет исследования: идеи гуманизма в публицистике Дж. Оруэлла.
Цель исследования: выявить способы раскрытия системы
человеческих ценностей в публицистике Дж. Оруэлла.
Цель дипломного исследования, а также характер предмета и объекта определяют исследовательские задачи, решаемые в ходе данной научной работы:
1) проследить биографический и творческий путь Дж. Оруэлла, выявить основные этапы творческой эволюции;
2) охарактеризовать работу Дж. Оруэлла в компании ВВС;
3) проанализировать эволюцию взглядов на свободу и независимость в его публицистике;
4) описать трактовку проблемы власти и личности в публицистике автора;
5) выявить отношение Дж. Оруэлла к проблеме творческой личности и вопросам искусства и литературы;
6) выявить отношение публициста к проблеме свободы слова.
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом исследования и включают в себя:
1) описательный;
2) семантико-стилистический методы.
Эмпирической базой научной работы послужила публицистика Джорджа Оруэлла (28 эссе).
Хронологические рамки исследования обусловлены годами творческой деятельности Дж. Оруэлла (1933 - 1949).
Теоретической базой данного исследования послужили книги, пособия и статьи следующих авторов:
• Об эволюции взглядов Дж. Оруэлла - В.Г. Мосина, В.Г. Науменко, В.А. Чаликова, В.М. Недошивин
• О биографии Дж. Оруэлла - Н.А. Зинкевич, И.В. Кабанова, - В.А. Чаликова, Ю. Г. Фельштинский, Г.И. Чернявский
• О творчестве - А.А. Аничкина, А.М. Зверев, А. Безансон,
В.А. Чаликова, В. Фатула
• О теории публицистики - Л.Г. Бабенко, Г.Ю. Гениева, Э.Я. Фесенко
• Об историческом контексте - О.А. Судленкова, А.Д.
Савенкова, Ю. Г. Фельштинский, Г.И. Чернявский
При определении терминов, использованных в работе, были рассмотрены трактовки из толкового словаря русского языка С. И. Ожегова, толкового словаря русского языка Д. Н. Ушакова.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы обусловлена следующими обстоятельствами: применением её при подготовке лекционных курсов в учебных заведениях соответствующего профиля. Кроме того, материалы изучения могут войти в базу специальных разделов при написании фундаментальных работ, учебных пособий при последующей разработке концепции художественного слова, а кроме того могут быть применены в языковедческих и литературоведческих курсах.
Структура работы определена поставленными целями и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Во введение излагается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет, цели, задачи исследования и методы исследования, представляется эмпирическая и теоретическая база научной работы, определяется степень научной разработанности темы, раскрывается новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава «Джордж Оруэлл как выдающийся публицист» посвящена выявлению гуманистических тенденций публицистике Дж. Оруэлла. Рассматривается жизненный и творческий путиавтора, достаточно внимания уделяется вопросу выявления взаимосвязи между фактами биографии и созданием того или иного произведения. Выявляется значимость деятельности Дж. Оруэлла в телерадиокомпании ВВС в военное время.
Во второй главе анализируется публицистическое произведение «Памяти Каталонии». Одновременно происходит сопоставление проводимой в нём идеи социализма с другими эссе, в которых прослеживается та же мысль.
Выявляется воплощение в публицистике Оруэлла других гуманистических идей: проблемы соотношения власти и личности, проявление и назначение творческой личности, а также остро стоящий для Оруэлла вопрос свободы слова.
В Заключение сформулированы основные выводы работы и намечены перспективы для дальнейших исследований.
Джоржд Оруэлл принадлежит к числу выдающихся публицистов ХХ века. Будучи истинным борцом за справедливость (он остро ощущает её ещё на службе бирманской полиции), Оруэлл приобретает славу сведущего в политике литератора и публициста.
Мировоззрение Оруэлла проходит определённую революцию. Вначале жизни придерживаясь «левых идей», Оруэлл отправляется на фронт в Испанию с целью воевать против фашистского режима Франко. Там, ощутив небывалую атмосферу искреннего товарищества и равенства, он заражается идеями социализма. Там же, в Каталонии, Оруэлл прощается с этой идеей, поскольку становится свидетелем репрессий испанских социалистов, причём не стороны фашистского правления, а со стороны коммунистов. «Зачистки» производят на него громадное впечатление, и он разочаровывается в социализме, как утопической идеей.
Оруэлл создаёт свою теоретическую версию социализма, основанную на его гуманистических идеях, и продолжает на протяжении всей жизни верить в нее. Социализм по Оруэллу - это строй, в котором равенство и братство являются главными и реально действующими ценностями, частная собственность не находится под запретом, а тотальная слежка отсутствует. Идеал Оруэлла - это та неповторимая атмосфера, которую он ощутил на фронте Каталонии и которую больше нигде уже встретил.
Несмотря на это, мысль о справедливом устройстве мира не оставляла его всю жизнь. Он продолжал ненавидеть фашизм и любой строй, при котором подавляется свобода человеческой личности. Во время работы на радио ВВС Оруэлл получил возможность выступления с антифашистской пропагандой. Так складывается целый цикл очерков (многие из них были написаны позже), в которых Оруэлл выражает свои воззрения, главная мысль которых заключается в следующем: тоталитарный режим (как порождение социализма) - это губительная система для человеческой мысли, личности, культуры, языка и искусства. По-разному варьируя эти темы в своих эссе, Оруэлл показывает себя истинным гуманным мыслителем, для которого справедливое общество важнее личных интересов.
Отсюда проистекают все поднятые проблемы публицистики Оруэлла: соотношение личности и власти; проблемы творца в государственной системе, возможность существования свободы слова.
Эти же проблемы были реализованы в его репортажах, очерках и эссе. Оруэлл приходит к выводу, что с подавлением мысли и свободы личности происходит неизменная деградация всех процессов: развития литературы, возможности творческой личности проявлять себя; возникает запрет на свободу слова. Все эти проблемы взаимосвязаны, и корень у них один - порабощение не только человека, но и его мыслей.
Оруэлл, как писатель и гуманист, выражает протест против подобного развития человечества, и призывает к наиболее возможному сопротивлению тоталитаризма.
Мировоззрение Оруэлла проходит определённую революцию. Вначале жизни придерживаясь «левых идей», Оруэлл отправляется на фронт в Испанию с целью воевать против фашистского режима Франко. Там, ощутив небывалую атмосферу искреннего товарищества и равенства, он заражается идеями социализма. Там же, в Каталонии, Оруэлл прощается с этой идеей, поскольку становится свидетелем репрессий испанских социалистов, причём не стороны фашистского правления, а со стороны коммунистов. «Зачистки» производят на него громадное впечатление, и он разочаровывается в социализме, как утопической идеей.
Оруэлл создаёт свою теоретическую версию социализма, основанную на его гуманистических идеях, и продолжает на протяжении всей жизни верить в нее. Социализм по Оруэллу - это строй, в котором равенство и братство являются главными и реально действующими ценностями, частная собственность не находится под запретом, а тотальная слежка отсутствует. Идеал Оруэлла - это та неповторимая атмосфера, которую он ощутил на фронте Каталонии и которую больше нигде уже встретил.
Несмотря на это, мысль о справедливом устройстве мира не оставляла его всю жизнь. Он продолжал ненавидеть фашизм и любой строй, при котором подавляется свобода человеческой личности. Во время работы на радио ВВС Оруэлл получил возможность выступления с антифашистской пропагандой. Так складывается целый цикл очерков (многие из них были написаны позже), в которых Оруэлл выражает свои воззрения, главная мысль которых заключается в следующем: тоталитарный режим (как порождение социализма) - это губительная система для человеческой мысли, личности, культуры, языка и искусства. По-разному варьируя эти темы в своих эссе, Оруэлл показывает себя истинным гуманным мыслителем, для которого справедливое общество важнее личных интересов.
Отсюда проистекают все поднятые проблемы публицистики Оруэлла: соотношение личности и власти; проблемы творца в государственной системе, возможность существования свободы слова.
Эти же проблемы были реализованы в его репортажах, очерках и эссе. Оруэлл приходит к выводу, что с подавлением мысли и свободы личности происходит неизменная деградация всех процессов: развития литературы, возможности творческой личности проявлять себя; возникает запрет на свободу слова. Все эти проблемы взаимосвязаны, и корень у них один - порабощение не только человека, но и его мыслей.
Оруэлл, как писатель и гуманист, выражает протест против подобного развития человечества, и призывает к наиболее возможному сопротивлению тоталитаризма.



