ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
РЕБЕНКА ГРУППЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РИСКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 8
1.1. Основные характеристики внимания детей дошкольного
возраста 8
1.2. Особенности формирования математических представлений у
детей группы педагогического риска 17
1.3. Педагогические условия развития внимания у детей
дошкольного возраста группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ РЕБЕНКА ГРУППЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РИСКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 39
2.1. Организация и методы исследования внимания у детей
дошкольного возраста 39
2.2. Разработка и реализация программы развития внимания у
детей дошкольного возраста группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной
работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольная образовательная организация призвана создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте, поскольку школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Внимание - это «психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении)» (В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков). Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.
Вопросами развития внимания у детей дошкольного возраста занимались Д. Альтхауз, А.А. Барташников, И.А. Барташникова, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Л.Ф. Тихомирова, Л.В. Черемошкина, К.В. Шевелев и др.
Следует отметить, что вопросы развития внимания детей дошкольного возраста группы педагогического риска относятся к числу наиболее актуальных проблем современной психологической и педагогической науки и практики.
Дети группы педагогического риска, по мнению Г.Ф. Кумариной, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства, парциальные недостатки, вызывающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях, провоцирующие повышенный риск школьной дезадаптации. Проблемами развития и воспитания детей группы риска занимались О.Л. Алексеев, А.С. Белкин, Н.В. Гребенкина, В.В. Коркунов, Г.Ф. Кумарина, В.И. Лубовский, Г.Г. Мисаренко, Н.Н. Савина и др. По мнению ученых, дети группы риска приобретают такой социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов выделяются следующие группы: медико-биологические, социально-экономические, психологические и педагогические.
Дети дошкольного возраста группы риска с трудом осваивают программный материал, у них наблюдается сужение объема активного внимания и запоминания, выявляются проблемы речевого развития, они имеют низкую работоспособность, повышенную утомляемость и отвлекаемость, отличаются импульсивностью, гиперактивностью, низким уровнем производительности психических функций и деятельности, несформированностью познавательных интересов.
В решении проблемы развития внимания у детей группы педагогического риска особое значение отводится математическим представлениям, обуславливающих формирование психических процессов ребенка дошкольного возраста. Анализ научных исследований педагогического опыта (А.М. Леушина, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр и др.) убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает увеличение объема и произвольности внимания у детей дошкольного возраста.
Вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста отражены в работах А.В. Белошистой, А.М. Леушиной,
З.А. Михайловой, С.Г. Михалевой, Н.И. Непомнящей, М.Ю. Стожаровой, А.А. Столяр, Е.И. Щербаковой и др.
Таким образом, актуальность проблемы определили тему нашего исследования: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений».
Проблема исследования заключается в изучении педагогических условий развития внимания у детей дошкольного возраста группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений.
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс развития внимания у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития внимания у детей дошкольного возраста группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений.
Гипотеза исследования: развитию внимания у детей дошкольного возраста группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений будет способствовать совокупность педагогических условий:
- развитие умственной активности у детей дошкольного возраста в математических играх и упражнениях;
- взаимодействие воспитателей с детьми дошкольного возраста с целью обеспечения коррекционной направленности педагогического процесса на основе дифференцированного подхода;
- подготовка воспитателей к развитию внимания у детей дошкольного возраста группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений.
Задачи исследования:
1. Изучить основные характеристики внимания детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности формирования математических представлений у детей группы педагогического риска.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия развития внимания у детей дошкольного возраста группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений.
4. Выявить уровень развития внимания у детей дошкольного возраста.
5. Разработать программу развития внимания у детей дошкольного возраста группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений.
Теоретической основой исследования являются концепция коррекционно- развивающего образования, исследования в области проектирования процесса обучения детей группы риска (Г.Ф. Кумарина, Г.Г. Мисаренко, Н.Н. Савина и др.); принципы коррекционной направленности образовательного процесса (О.Л. Алексеев, А.С. Белкин, Н.В. Гребенкина, В.В. Коркунов, Г.Ф. Кумарина, В.И. Лубовский и др.); основные положения математического развития детей дошкольного возраста (А.М. Леушина, А.А. Столяр, Е.В. Шаталова, Е.И. Щербакова).
Для решения задач использовался комплекс методов исследования: теоретические методы исследований (изучение научной литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента).
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании педагогических условий развития внимания у детей дошкольного возраста группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы развития внимания у детей дошкольного возраста группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений.
Этапы исследования:
Первый этап - (май - август 2015 г.) - выбор темы исследования, определение области исследования, изучение психологической,
педагогической, методической и математической литературы по проблеме исследования, определение проблемы, цели, объекта, предмета, задач, гипотезы и методов исследования, подготовка материала для теоретической части выпускной квалификационной работы.
Второй этап - (сентябрь 2015 г.) - выбор базы исследования, разработка программы педагогического эксперимента, проведение констатирующего этапа эксперимента.
Третий этап - (октябрь 2015 г. - май 2016 г.) - обработка теоретического материала, проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента, обобщение и анализ результатов экспериментальной работы, подготовка дипломной работы к защите.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида «Теремок» п. Борисовка Белгородской области, средняя группа.
Внимание играет очень важную роль в познании окружающей действительности и в практической деятельности человека. Из всей совокупности действующих в данный момент на человека раздражителей наиболее полно и отчетливо воспринимаются, а также и запоминаются те, которые привлекают его внимание. Внимание, таким образом, необходимо во всякой познавательной деятельности. Существующие основные свойства внимания, устойчивость, объем, распределение, переключение, развивается под влиянием воспитания. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности». Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом, которое присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента мы подобрали диагностический инструментарий для выявления уровня развития внимания у детей среднего дошкольного возраста и провели анализ опыта работы воспитателей по развитию внимания у детей дошкольного возраста в образовательном процессе. На формирующем этапе экспериментальной работы мы обеспечивали развитие умственной активности у детей дошкольного возраста в математических играх и упражнениях, способствовали организации взаимодействия воспитателей с детьми дошкольного возраста с целью обеспечения коррекционной направленности педагогического процесса. использовали дифференцированный подход в процессе формирования математических представлений детей дошкольного возраста и провели методическую работу с воспитателями по развитию внимания у детей дошкольного возраста группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений. На основании анализа психолого¬методической литературы мы разработали комплекс занятий по развитию произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста. На контрольном этапе эксперимента мы повторно провели диагностику уровня развития внимания у детей среднего дошкольного возраста. В ходе исследования мы определили динамику развития произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста: с 30% до 10% снизились показатели низкого уровня развития внимания, с 50% до 60% увеличились показатели среднего уровня, с 20% до 30% изменились показатели высокого уровня развития произвольного внимания. На основании анализа опыта работы по развитию внимания у детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений были составлены методические рекомендации по развитию произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования, заключающуюся в том, что развитию внимания у детей дошкольного возраста группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений будет способствовать совокупность педагогических условий:
- развитие умственной активности у детей дошкольного возраста в математических играх и упражнениях;
- взаимодействие воспитателей с детьми дошкольного возраста с целью обеспечения коррекционной направленности педагогического процесса на основе дифференцированного подхода;
- подготовка воспитателей к развитию внимания у детей дошкольного возраста группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений.
Таким образом, поставленные перед нами задачи исследования были решены. Однако актуальность и сложность проблемы требуют дальнейшего изучения данной проблемы.
1. Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192с.
2. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 287 с.
3. Белошистая А.В. Что такое математическое развитие дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С.6-17.
4. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
5. Венгер Л.А., Агаева Е.Л. и др. Психолог в детском саду. - М.: ИНТОР, 1995. - 64 с.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 238 с.
7. Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №1.- С.44-63.
8. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея и В.Я. Романова. - М., 1976. -186 с.
9. Гонгапшева А.А., Ногерова М.Т. Исследование уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 44. - С. 34-37.
10. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
11. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - М.: Академия, 2010. - 350 с.
12. Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Г. Ф. Кумариной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. Т. 1
- М.: Педагогика, 1983. - 392 с.
14. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного
возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н и Запорожца А.В. - М.:
Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
15. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1974. - 368 с.
16. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 2000. - 415 с.
17. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей / Сост.: А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт и др. - СПб.: Детство- Пресс, 2006. - 191 с.
18. Мухина В.С. Детская психология (Мир психологии). - М.:Эксмо- пресс,1999. - 352 с.
19. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. - М., 2011. - С. 532.
20. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: Учебник для высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд.
- М.: Владос, 2001. - 640 с.
21. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.
- 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3:
Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с
22. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.
23. Обухова Л.Г. Психология детства. - М 1992. - 293 с. - С. 45.
24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., Тривола, 1995. - 357 с.
25. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. -
М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.
26. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования // Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 334 с.
27. Психическое развитие детей в норме и патологии // Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
28. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
29. Психологический словарь / Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.
30. Психология развития. Словарь / Под ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон / Ред.-сост. Л.А. Карпенко./ Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
31. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Общ. ред. А.М.Фонарева. - М.: Прогресс, 1987. - 272 с.
32. Реан Л.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.; М.:- Прайм- Еврознак: Нева: Олма-Пресс, 2001. - 652 с.
33. Ремнева Н.А., Стожарова М.Ю. Влияние математической деятельности на формирование познавательных процессов старших дошкольников // Педагогика и просвещение. - 2012. - №1. - С.68-78. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://e-notabene.ru/pp/article_211.html
34. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников. Современные направления. - М., 2008. - 128 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с
36. Рупова Е.А. Центральная задача математического образования на современном этапе // Электронный ресурс. Режим доступа: math-edu.coz. ru
37. Ручий Н.П. Дошкольное образование. Новые формы работы // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 126-129.
38. Специальная педагогика /Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
39. Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в различных формах организации математической деятельности // Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.emissia. org/offline/2011/1569. htm
40. Трифонов Е.В. Психофизиология человека. Русско-англо-русская энциклопедия, 14-е изд., 2011. Электронный вариант // Режим доступа: http: //tryphonov.narod.ru/
41. Урунтаева Г.А. Детская психология. - М., 2006. -368 с.
42. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
43. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995. - 291 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Электронный ресурс. Режим доступа: http://минобрнауки.рф
45. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. - М., 1988. - 159 с.
46. Шаталова Е.В. Особенности коррекционно-развивающей работы в процессе математического развития детей дошкольного возраста. // Режим доступа: http://festival.1september.ru
47. Шаталова Е.В. Подготовка специалистов дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Белгород, 2003. - 224 с.
48. Шаталова Е.В. Формирование математических представлений у детей группы педагогического риска. - Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009. -80 с.
49. Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Диагностика готовности детей группы педагогического риска к обучению математике в школе: учебно-методическое пособие. - Белгород: Изд-во БЕЛРИПКПСС, 2009. - 100 с.
50. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 508 с.
51. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
52. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2006. - 384 с
53. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.