Введение з
Глава 1 Основные теоретические положения, связанные с проявлением речевого воздействия (манипуляции) в рекламных текстах сетевых компаниях 5
1.1 Лингвистическая экспертиза текста 5
1.2 Понятие рекламного текста: основные характеристики 7
1.3 Речевое воздействие: проблема определения понятия 12
1.4 Манипуляция, как одна из разновидностей речевого воздействия 17
1.5 Лингвистическая экспертиза речевого воздействия и манипуляции ...21
1.6 Манипуляция в рекламных текстах 22
Глава 2 Выявление лингвистических особенностей на лексическом и прагматическом уровнях языка в рекламных текстах сетевых компаний 28
2.1 Контент-анализ: генеральная совокупность материала и выборка 28
2.2 Кодирование. Словарь контент-анализа 30
2.3 Количественное соотношение методов манипулирования в
исследуемых рекламных текстах 32
2.4 Лингвистические проявления методов манипулирования в рекламных
текстах на лексическом уровне 34
2.5 Лингвистические проявления методов манипулирования в рекламных
текстах на прагматическом уровне 39
Заключение 46
Список литературы: 48
Приложение
В наши дни навязывание определенной точки зрения наблюдается практически во всех сферах деятельности человека. Особенно часто это применимо в сфере СМИ и рекламы, где для повышения эффективности используются методы воздействия, направленные на то, чтобы вызвать у покупателя стремление совершить покупку.
Являясь разновидностью речевого воздействия, манипулирование представляет собой сложный психолингвистический процесс, характерными особенностями которого являются:
- скрытый характер воздействия;
- стремление изменить взгляды собеседника;
- искусное владение языковыми и психологическими навыками;
- особая организация текста, способствующая возникновению заблуждений в сознании собеседника.
Важнейшим аспектом в исследовании манипуляции оказывается роль языковых средств, которые являются базой для реализации манипуляции в сфере массовой коммуникации. Нами рассматривается одно из самых перспективных направлений интернет-маркетинга нашего
времени - сетевая реклама. Всё это предопределяет актуальность данного исследования.
Цель - дать характеристику лингвистическим особенностям манипулирования в сетевой рекламе.
В основу работы положена гипотеза о том, что каждый метод манипулирования характеризуется, отличающими его от других лингвистическими особенностями.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
с лингвистической экспертизой рекламного текста;
2) Дать характеристику понятиям "сетевая реклама", "рекламный текст», "речевое воздействие" и "манипуляция»;
3) Определить, на каких языковых уровнях ярче всего проявляются лингвистические особенности рекламных манипулятивных текстов;
4) Провести последовательный контент-анализ рекламных текстов 2¬х компаний на выделенных уровнях языка;
5) Выявить связи между методами манипулирования и их лингвистическими проявлениями.
Объектом исследования являются тексты сетевой рекламы, в которых осуществляется манипулятивное речевое воздействие.
Предмет исследования - лингвистические черты манипуляции информацией в выбранных для анализа рекламных текстах.
Материалом для исследования послужило 140 рекламных текстов сетевых компаний Herbalife и NL international, продукция которых схожа и ориентирована на одну аудиторию.
В дипломной работе применялись общетеоретические методы исследования (аналогия, анализ и системный методы) и практические (сравнение, сопоставление) методы, метод контент-анализа.
Практическая значимость полученных результатов для экспертов- лингвистов состоит в том, что, на наш взгляд, существует закономерность, позволяющая выявить признаки ненадлежащей рекламы, ориентируясь на лингвистические особенности.
На основании изученного теоретического материала, связанного с речевым воздействием, рекламой, манипуляцией в рекламных текстах и т.п., а также проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
1) Манипулирование, являясь разновидностью речевого воздействия, представляет собой сложный психолингвистический процесс. Его характерные особенности: скрытый характер воздействия; стремление изменить взгляды собеседника; искусное владение языковыми и психологическими навыками; особая организация текста, способствующая возникновению заблуждений в сознании собеседника.
2) Реклама является не только двигателем торговли, но и оказывает влияние на взгляды людей, формируя нравственные установки. Однако часто для повышения эффективности рекламы используется речевое воздействие.
Выделяют следующие факторы воздействия рекламы: экономический (реклама стимулирует рост продаж), коммуникативный (информирование потребителей о новых товарах и услугах) и социальный (привлечение внимания к социально-значимой проблеме, развитие предпринимательства и т.д.).
Часто рекламные тексты, которые, на первый взгляд, соответствуют предписанным нормам, могут содержать некорректные или недобросовестные сведения. В РФ рекламная деятельность регулируется федеральным законом «О рекламе».
3) В исследуемых рекламных текстах самым «непопулярным» оказался метод «создание проблемы - предложение решения», далее по частоте использования метод запугивания, метод воздействия на желания, эмоциональный метод, и самым «популярным» оказался информационный метод, главная задача которого - информирование покупателя о свойствах, составе, полезных качествах товара.
4) Изучив лингвистические проявления методов манипулирования на лексическом уровне, мы пришли к следующим выводам:
- Лексические особенности тесно связаны с понятийным описанием методов манипулирования Белогородского;
- Встречаются случаи смежного употребления методов манипулирования, при котором лексические особенности имеют свойство комбинироваться;
5) Что касается прагматического уровня языка:
- как и на лексическом уровне, выделенные пресуппозиции совпадают с
понятийными особенностями методов манипулирования
Белогородского;
- Дополняя друг друга, метод запугивания и метод «создание проблемы - предложение решения» употребляется в комбинации;
- в методе воздействия на желания основной акцент на ограниченное время, уникальность товара;
- эмоциональный метод приписывает товару положительные эмоции, связанные с праздниками, приятным времяпрепровождением и т.п.
6) Согласно нашему исследованию, мы, действительно можем говорить о лингвистических проявлениях тех или иных методов манипулирования в рекламных текстах сетевых компаний.
1. Аблятипова Н. А. Таргетированная реклама: гражданско-правовой аспект // Крымский научный вестник. 2019. №3. 3-7 с.
2. Аверьянова Е. В. Семиолингвистические аспекты православного и католического житийного дискурса XI-XVII веков (на материале церковнославянского и латинского языков): Дис. ... доктора филол. наук. Тюмень, 2014. 379 с.
3. Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теоретические основы и практика. М.: Наука, 2011. 11, 40-50, 191-204 с.
4. Белогородский А. А. Манипулятивные методы в рекламе // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 6. С. 43-54.
5. Бринев К. И. Лингвистическая экспертиза: Справочные материалы. Кемерово: Либроком, 2009. 17 с.
6. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. М.: Высш. шк., 1981. 320 с.
7. Г альперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 144 с.
8. Гришечко Е. Г. Определение понятия речевого воздействия и виды этого воздействия // Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 4. С. 53-59.
9. Денисюк Е. В. Манипулятивное речевое воздействие: коммуникативно-прагматический аспект: Дис. ... канд. фил. наук. Екатеринбург, 2003. 23 с.
10. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997. 344 с.
11.Засыпкин В. П. Экспертная деятельность лингвиста по анализу спорных текстов: процессуальные и содержательные аспекты // Вестник Сургутского гос. пед. унив-та. 2015. 157 с.
12. Иванова К. В. Концепции лингвистического исследования речевого воздействия // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 5. C. 88-91.
13. Имшинецкая И. Креатив в рекламе. М.: РИП-холдинг, 2002. 5 с.
14. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Едиториал УРСС, 2008. 26 с.
15. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. 36 с.
16. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
17. Копнина Г. А. Речевое манипулирование: Учеб. пособие. М.: Флинта, 2012. 170с.
18. Корнилова Е., Гордеев Ю. Слово и изображение в рекламе. Воронеж,
2000. С. 12.
19. Кусов Г. В. Общие и частные задачи методологии судебной лингвистической экспертизы // Теория и практика общественного развития. 2011, 7 с.
20. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
21. Месропян Л.М. Речевое агрессивное манипулирование в
юрислингвистическом аспекте: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. Ростов на Дону, 2019. 17 с.
22. Мишутов А. В. Контекстная реклама и ее особенности //
Маркетинг. 2015. №3. С. 21-24.
23. Навасартян Л. Г. Языковые средства и речевые приемы манипуляции информацией в СМИ: на материале российских газет: Дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2017. 172 с.
24. Паршин П. Б. Речевое воздействие // Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Кругосвет». URL:
http://www.krugosvet.ru/node/38583 (дата обращения 12.09.2018).
25. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. 273 с.
26. Попова Е. С. Рекламный текст и проблемы манипуляции: Автореф. дис. ... канд. фил. наук, Екатеринбург, 2005. 27 с.
27. Попова Е. С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном
тексте// Известия Уральского государственного университета.
Гуманитарные науки. 2002. Вып. 5. №24. С. 276-288.
28. Рожков И.Я. Реклама: Планка для «профи». - М., 1997. С. 34.
29. Сергеева Е. В. Проблема выявления речевого манипулирования при проведении лингвистической экспертизы «экстремистских» сайтов интернета: Автореф. дис. ... докт. фил. наук, СПб., 2012. 13 с.
30. Сергеечева В. Приемы убеждения. Стратегия и тактика общения. СПб.: Питер, 2002. 65 с.
31. Седов К. Ф. Дискурс как суггестия: Иррациональное воздействие в межличностном общении. М.: Лабиринт, 2011. 336 с.
32. Седов К. Ф. О манипуляции и актуализации в речевом. Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. Вып. 2. С. 20-27.
33. Словарь лингвистических терминов. Назрань: «Пилигрим», 2010. 486 с.
34. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 432 с.
35. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж: Истоки,
2001. 61-67, 252 с.
36. Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Горький: Изд-во
Горьковского ун-та, 1975. 156 с.
37. Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Институт социологии РАН, 2001. 38 с.
38. Федорова Л. Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения // Вопросы языкознания. 1991. № 6. С. 46- 50.
39. Швец С. В. История отечественного почерковедения // общество и право. 2006. 11 с.
40. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком. Минск: АСТ, 2008. 816 с.
41. Этимологический словарь русского языка. Вып. 10. М.: Изд-во МГУ, 2007. 400 с.