Введение…………………………………………………………………………...3
1 Маркетинговые исследования и их виды………………………………..5
2 Порядок проведения маркетинговых исследований…………………...8
2.1 Выявление проблем и формулирование целей маркетинговых
исследований…………………………………………………………………8
2.2 Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой
информации…………………………………………………………………..9
2.3 Планирование и организация сбора первичной информации…..11
2.4 Систематизация и анализ собранной информации……………….24
2.5 Предоставление полученных результатов…………………………24
3 Организация маркетинговых исследований……………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………31
Приложения……………………………………………………………………...32
Термин «Маркетинг» происходит от английского слова «market» – рынок, рыночная деятельность.
Маркетинг является одной из категорий рыночной экономики, которая все в большей мере становится определяющей в нашей жизни. Поэтому руководители и специалисты должны изучить его сущность, основные аспекты и концепции, хорошо знать организацию маркетинга, использовать методы и приемы этой деятельности, а, так же, с максимальной отдачей использовать все позитивное из того, что дает рынок. От того, на¬сколько правильно построена система маркетинга, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Для предприятий различных отраслей и сфер деятельности первостепенной проблемой становится обеспечение сбыта готовой продукции, использование концепции маркетинга – единственно возможный путь создания условий для роста производства товаров. Благодаря ему, может быть достигнуто увеличение прибыли, что является основой для дальнейшего развития предпринимательских структур, обеспечения бо¬лее полной занятости населения и достижения более высокого жизненного уровня населения. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период маркетинг является одной из важнейших экономических дисциплин.
Возникновение маркетинга тесно связано с возникновением обмена и рынка. Маркетинг это работа с рынками ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей посредством обмена.
Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как:
- разработка товара;
- налаживание коммуникаций;
- организация распределения;
- установление цен;
- исследования;
- развертывание службы сервиса.
По отношению к рынку, маркетинг имеет двухстороннюю структуру, а именно: маркетинг, осуществляемый продавцами, и маркетинг, осуществляемый покупателями. В литературе основное внимание уделяется маркетингу, осуществляемому продавцами. Маркетинг – это комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбыточной деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю.
При изучении маркетинга можно выделить, что основной его целью является обеспечение социального и финансового эффекта. В основе первостепенного - социального эффекта - является удовлетворение нужд и потребностей человека, обеспечение рабочих мест, достижение более высокого жизненного уровня. Получение финансового эффекта связанно не-посредственно с маркетинговыми исследованиями, а именно с изучением ёмкости рынка с целью обеспечения сбыта продукции, и как следствие- получение прибыли.
Неотъемлемой частью маркетинга являются маркетинговые исследования.
От того какая проблема стоит перед организацией зависит выбор вида исследований.
Процесс проведения маркетинговых исследований состоит из 5 основных этапов.
-Выявление проблем и формулирование целей;
-Отбор источников, сбор и анализ вторичной информации;
-Планирование и организация сбора первичной информации;
-Систематизация и анализ собранной информации;
-Предоставление результатов;
1. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ. 1995.
2. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002.
3. Гаврипин Ю.Ф. Маркетинг. Челябинск: ЧГТУ. 1995.
4. Голубкова Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика. 1993.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ, М,: Прогресс. 1990.
6. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: практическое пособие, М.: Финстатинформ. 1994.
7. Маркетинг. Сборник: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1984.
8. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э.. Современный маркетинг, М.: Финансы и статистика, 1991.