Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи 8
1.1. Лингвистические предпосылки формирования у младших
школьников стилистически дифференцированной речи 8
1.2. Текст как средство формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи 13
1.3. Содержание понятия «стилистические умения», виды стилистических умений 19
Глава 2. Методические основы формирования стилистически дифференцированной речи на уроках русского языка в современной начальной школе 26
2.1. Обзор методической литературы по проблеме исследования 26
2.2. Содержание работы по формированию стилистически дифференцированной речи на уроках русского языка в начальной школе 36
Заключение 55
Библиографический список 58
Приложение 62
Важнейшей задачей обучения русскому языку является развитие связной речи и речевой культуры учащихся. Эта задача имеет широкое социальное значение: хорошо развитая речь обеспечивает успешную деятельность школьника и активное его участие в разных сферах человеческого общения, что немаловажно для успешного формирования социально активной личности. Изучением проблем речевого развития детей занимались многие ученые. Описаны механизмы письменной речи (И.Н. Жинкин, Д.Б. Эльконин), этапы речевой деятельности (Л.Л.Леонтьев, И.А. Зимняя), условия формирования письменной речи младших школьников (В.Я.Ляудис, Д.Б. Эльконин), закономерности усвоения речи (Л.П. Федоренко). Раскрыт воспитательный потенциал русского языка в формировании языковой личности (Е.А. Быстрова, А.Д. Дейкипа, Л.И. Новикова, Л.А. Ходякова и др.). Разработаны методиче¬ские концепции развития речи (Е.В. Архипова, Т.А. Ладыженская, М.Р.Львов и др.).
Основной задачей обучения русскому языку в школе является не только усвоение учащимися знаний о структуре и грамматическом строе языка, расширение словарного запаса, но и воспитание способности к осознанной реализации функций языка в зависимости от целей и условий общения, не ограниченного узкими рамками бытовых повседневных контактов. Выработка умения строить высказывания в зависимости от речевой ситуации, соотнося с ней и языковое оформление, и содержание высказывания, развитие умения пользоваться литературным языком в различных сферах общественной жизни должны стать одним из важнейших компонентов общеобразовательной подготовки учащихся по русскому языку. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы обучения детей связной речи, в том числе стилистически дифференцированной, что связано с формирующейся у младших школьников потребностью выразить свои мысли и чувства в адекватной форме. Таким образом, в настоящее время не вызывает сомнений, что успешное решение проблемы развития связной речи возможно лишь при условии широкого привлечения данных функциональной стилистики. По-этому вполне закономерно, что функциональная стилистика, благодаря многочисленным исследованиям последних лет, заняла видное место в общей системе развития речи учащихся. В работах В.И.Капинос, С.Н. Молодцовой, С.Н. Иконникова, Т.И.Чижовойи др. содержится общая и детальная разработка предмета стилистики в школьном курсе развития речи, основных понятий этой науки, стилистических умений, которыми овладевают учащиеся, а также приводится характеристика методов, приёмов и типов упражнений, призванных обеспечить формирование предлагаемых умений. Это даёт основание утверждать, что применительно к средним классам работа над специальными умениями проводится в целом успешно. Но чем шире и полноправнее утверждается функциональная стилистика в среднем звене школы, тем очевиднее и насущнее становится потребность внедрения её отдельных положений в практику развития речи учащихся начальных классов.
Противоречие, возникшее между необходимостью проведения на уроках русского языка специальной работы, направленной на формирование у младших школьников стилистически дифференцированной речи и отсутствием специальных пособий, методических рекомендаций, дидактического материала для проведения такой работы позволили сформулировать тему ис¬следования: «Формирование у младших школьников стилистически дифференцированной речи».
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в формировании у младших школьников стилистически дифференцирован¬ной речи. Решение данной проблемы составляет цель исследования
Объектом исследования является процесс формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи.
Предмет исследования: методические условия формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи.
В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу, что процесс формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- использовании на уроках стилистически маркированных текстов;
- взаимосвязанного развития стилистических и текстовых умений;
- использовании специальной системы упражнений, направленной на формирование стилистических умений.
Выдвинутые цель и гипотеза предопределили следующие конкретные задачи исследования:
1. Изучить лингвистические основы исследования, а именно - охарактеризовать такие понятия «стиль», «функциональный стиль».
2. Охарактеризовать текст как средство формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи.
3. Проанализировать стилистические умения.
4. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
5. Выявить и проанализировать стилистические ошибки в речи младших школьников и наметить пути их преодоления.
Теоретической основой исследования являются: теория речевой деятельности, исследования психофизиологических механизмов формирования связной речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев,П.Я. Гальперин, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя); исследования в области функциональной стилистики (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, М.Н. Кожина, И.Б. Голуб и др.); положения о прин¬ципах и методах развития речи младших школьников (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский и др.); исследования, направленные на реализацию функционально-стилистического подхода к изучению русского язы¬ка (В.И.Капинос, Т.И. Чижовой, С.А. Климова, С.Д. Ашурова, Н.А. Аста- шов,О.В. Колесова).
В выпускной квалификационной работе используются следующие методы: изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической- литературы по данной проблеме; анализ передового методического опыта по проблеме исследования; контрольный эксперимент, направленный на диагностику особенностей развития у младших школьников стилистических умений; формирующий эксперимент, направленный на формирование у младших школьников стилистически дифференцированной речи; контрольный эксперимент для оценки эффективности формирующей программы. В качестве дополнительных методов использовались наблюдение, анкетирование, беседа, изучение и анализ продуктов речевой деятельности детей.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в практике развития речи детей младшего школьного возраста. Она состоит в разработке системы обоснованных рекомендаций, использование которых позволяет обеспечить реализацию функционально-стилистического подхода к речевому развитию младших школьников.
Базой исследования являются 4 класс МБОУ «Стрелецкая СОШ" Яковлевского района Белгородской области.
Цели и задачи исследования определили структуру работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения. Содержание работы изложено на 61 странице.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, формулируется научный аппарат (цели, задачи, методы исследования и т.д.).
В первой главе «Теоретические основы формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи» анализируются такие понятия, как «стиль», «функциональные стили», характеризуется текст как средство формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи, описываются типы стилистических умений.
Во второй главе «Методические основы формирования стилистически дифференцированной речи на уроках русского языка в современной начальной школе» проведён обзор методической литературы по проблеме исследования, описывается экспериментально-методическая работа.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список содержит 41 наименование.
В Приложении содержатся материалы экспериментальной работы (дидактический материал, материалы для контрольного этапа эксперимента).
Основной задачей обучения родному языку в школе является не только усвоение учащимися знаний о структуре и грамматическом строе языка, расширение словарного запаса, но и выработка умений строить высказывания в зависимости от речевой ситуации, соотнося с ней и языковое оформление, и содержание высказывания.
Проблемы обучения детей связной речи, в том числе стилистически окрашенной, в настоящее время приобретают особую актуальность, что связано с необходимостью формирования у обучающихся потребности выражать свои мысли и чувства в адекватной форме.
Применительно к языковому образованию в средней общеобразовательной школе функционально-стилистический подход является более изу-ченным. В исследованиях В.И. Капинос, С.Н. Иконникова, Т.И. Чижовойи др. содержится общая и детальная разработка предмета стилистики в школьном курсе развития речи, основных понятий этой науки, стилистических умений, которыми овладевают учащиеся, а также приводится характеристика методов, приёмов и типов упражнений, призванных обеспечить формирование предлагаемых умений. Применительно к начальному языковому образованию проблема формирования стилистически дифференцированной речи разрабатывается такими авторами, как Н.А. Асташов, С.Д. Ашурова, Ю.С. Гульнина, С.А. Климова, О.В. Колесова.
Экспериментальная работа проходила в два этапа: констатирующий и формирующий.Цель первого этапа - выявление уровня сформированности стилистически дифференцированной речи у учащихся экспериментального класса. Для этого учащимся экспериментального класса было предложено выполнить ряд заданий для выявления их знаний и умений, связанных со стилистическими особенностями текстов. Для оценки уровня сформированности стилистически дифференцированной речи были определены уровни: высокий, средний и низкий. Высокий уровень был выявлен у тех детей, которые при выполнении заданий констатирующего этапа, набрали 11-15 баллов, средний уровень - 6-10 баллов, низкий уровень - 1-5 баллов. На первом этапе высокий уровень сформированности стилистически дифференцированной речи был выявлен у 5 детей (25 %), средний уровень - у 6 учеников (30 %), низкий уровень - у 9 учеников (45 %).
В процессе опытного обучения для формирования стилистически дифференцированной речи использовались стилистически маркированные тексты. Кроме того, в ходе формирующего эксперимента проводилась взаимосвязанная работа по формированию текстовых и стилистических умений, для чего были разработаны стилистико-текстовые упражнения. Система стилистико-текстовых упражнений включала несколько блоков. Кроме того, на формирующем этапе использовались специальные упражнения, направленные на формирование стилистических умений младших школьников. При этом мы использовали выделенные О.В. Колесовой стилистические умения, развитие которых с помощью упражнений возможно уже в младшем школьном возрасте.
Система упражнений была выстроена так, чтобы в процессе формирования стилистических умений младшие школьники от воспроизведения исходного текста и подражания образцу постепенно переходили к созданию собственных речевых высказываний и их редактированию.
Упражнения, используемые на обучающем этапе, способствовали формированию у младших школьников стилистически дифференцированной речи: учащимся научились различать функциональные стили речи, проводить анализ различных текстов и сопоставлять их, а также определять стилистическую окраску слов, составлять тексты разной стилистической направленности.
Таким образом, в были решены все задачи исследования и нашла подтверждение гипотеза исследования о том, что процесс формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи будет эффективным при соблюдении следующих условий: использовании на уроках стилистически маркированных текстов; взаимосвязанного развития стилистических и текстовых умений; использовании специальной системы упражнений, направленной на формирование стилистических умений.
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова. - М.: Кнорус, 2017. - 464 с.
2. Асташов Н.А. Условия и возможности функционально-стилистической дифференциации письменной речи учащихся 3 класса / Н.А. Асташов // автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1984. - 18 с.
3. Ашурова С.Д. Совершенствование стилистических умений и навы-ков учащихся на основе межпредметных связей / С.Д. Ашурова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьни-ков: сборник.науч. статей. - М., 1993.
4. Ашурова С.Д. Стилистический компонент языкового образования в современной многонациональной школе / С.Д. Ашурова // Этнодиа¬логи: Науч.-информ. альманах. М., 2013. № 1 (42).
5. Ашурова С.Д. Формирование у младших школьников стилистиче-ски дифференцированной речи / С.Д. Ашурова // Начальная школа. - 2017. - № 1. - С. 34-38.
6. Бабайцева В.В. Комплексный анализ текста / В.В. Бабайцева, Л.Д. Бернарская // Русская словесность. - 1997. - № 3. - С. 57-61.
7. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.В. Виноградов. - М., 2008. - 321 с.
8. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие / Т.М. Воителева.- М.: Дрофа, 2006. - 319 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1999. - 534 с.
10. Гальперин А.Н. О понятиях «стиль» и «стилистика» / И.Р. Гальперин // Вопросы языкознания. -1973. №3. - С. 14 - 25.
11. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования: учебное пособие для студентов вузов / И.Р. Гальперин. - М.: Просвещение, 2017. - 131 с.
12. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2017. - 432 с.
13. Гульнина Ю.С. Работа со стилистически маркированными текстами в начальной школе / Ю.С. Гульнина // Ребенок в языковом и образо¬вательном пространстве: сборник материалов межвузовской конференции. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2015. - С. 56-59.
14. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка / А.Д. Дейкина // Русский язык в школе. - 2002. - №3. - С. 105-109.
15. Десяева Н.Д. Интерпретация текста в процессе личностного развития школьника при изучении русского языка / Н.Д. Десяева // Со¬временная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка: монография / Под науч. ред. Е.А. Рябухиной, В.Д. Янченко. - М.; Пермь, 2014. - 143 с.
16. Десяева Н.Д. Стилистика современного русского языка / Н.Д. Десяева, С.А. Арефьева. - М., 2008. - 132 с.
17. Десяева Н.Д.Текстовые ошибки и возможности их предупреждения на уроках русского языка/ Н.Д. Десяева. - Начальная школа. - 2017. - № 1. - С. 47-49.
18. ЖинкинН.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 159 с.
19.Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1978. - 159 с.
20. Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка / С.Н. Иконников. - М.: Просвещение 1977. - 151 с.
21. Иконников С.Н. Функционально-стилистический аспект при изучении русского языка / С.Н. Иконников // Русский язык в школе. - 1974. - №1. - С. 19-23.
22. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку: учебное пособие / Н.А. Ипполитова. - М.: Наука: Флинта, 1998. - 176 с.
23. Капинос В.И. Речеведческие понятия: их специфика и функция в школьном курсе русского языка / В.И. Капинос // Русский язык в школе. 1988. - №1. - С. 36-42.
24. Климова С.А. Взаимосвязь в развитии стилистических и текстовых умений при выполнении речевых упражнений в начальных классах / С.А. Климова // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 4. - С. 1-4.
25. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учебник для студентов пед. пнститутов / М.Н. Кожина. - М.: Просвещение, 2008. - 223 с.
26. Колесова О.В. Развитие речи младших школьников на функционально-стилистической основе / О.В. Колесова // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 3. - С. 16-19.
27. Колесова О.В. Развитие речи младших школьников на функционально-стилистической основе: автореф. канд. дисс / О.В. Колесова. - Нижний Новгород, 2007. - 23 с.
28. Колесова О.В. Формирование стилистических умений у младших школьников в процессе обучения родному языку / О.В. Колесова // Педагогическое обозрение. - 2004.- №4. - С. 214-223.
29. Кузнецова JI.M. О формировании стилистических умений в процессе подготовки к сочинению / Л.М. Кузнецова, А.И. Голованов // Русский язык в школе. - 1980. - №4. - С. 31- 36.
30. ЛадыженскаяТ.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1991. - 239 с.
31. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1995. - 231 с.
32. Леонтьев А.А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1969. - 231 с.
33. Литвинко Ф.М. Лингводидактические и психолого-педагогические предпосылки изучения русского языка на текстовой основе / Ф.М. Литвинко // Текст в лингвистической теории и в методике препода¬вания филологических дисциплин: материалы 3-ей Межд. научн. конф. - В 2 ч. - Ч. 2. - Мозырь: УО МГПУ, 2005. - С. 110-112.
34. ЛьвовМ.Р.Основы теории речи / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2000. - 211 с.
35. Маркова А.К. Психологические вопросы усвоения стилистики в школе / А.К. Маркова // Вопросы психологии. - 1968. - №4. - С. 83¬95.
36. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе. - 2000. - № 4. - С. 3-11.
37. Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах / Н.А. Пленкин. - М.: Просвещение, 1975. - 144 с.
38. Программы общеобразовательных учреждений: начальные классы (1-4): В 2 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2017. - 320 с.
39. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд., испр. и доп. - Назрань, 2010. - 365 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2016. - 51 с.
41.Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней шко¬ле / Т.И. Чижива. - М.: Современник, 2001. - 191 с.