ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи 8
1.1. Лингвистические предпосылки формирования у младших
школьников стилистически дифференцированной речи 8
1.2. Текст как средство формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи 13
1.3. Содержание понятия «стилистические умения», виды стилистических умений 19
Глава 2. Методические основы формирования стилистически дифференцированной речи на уроках русского языка в современной начальной школе 26
2.1. Обзор методической литературы по проблеме исследования 26
2.2. Содержание работы по формированию стилистически дифференцированной речи на уроках русского языка в начальной школе 36
Заключение 55
Библиографический список 58
Приложение 62
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи 8
1.1. Лингвистические предпосылки формирования у младших
школьников стилистически дифференцированной речи 8
1.2. Текст как средство формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи 13
1.3. Содержание понятия «стилистические умения», виды стилистических умений 19
Глава 2. Методические основы формирования стилистически дифференцированной речи на уроках русского языка в современной начальной школе 26
2.1. Обзор методической литературы по проблеме исследования 26
2.2. Содержание работы по формированию стилистически дифференцированной речи на уроках русского языка в начальной школе 36
Заключение 55
Библиографический список 58
Приложение 62
Важнейшей задачей обучения русскому языку является развитие связной речи и речевой культуры учащихся. Эта задача имеет широкое социальное значение: хорошо развитая речь обеспечивает успешную деятельность школьника и активное его участие в разных сферах человеческого общения, что немаловажно для успешного формирования социально активной личности. Изучением проблем речевого развития детей занимались многие ученые. Описаны механизмы письменной речи (И.Н. Жинкин, Д.Б. Эльконин), этапы речевой деятельности (Л.Л.Леонтьев, И.А. Зимняя), условия формирования письменной речи младших школьников (В.Я.Ляудис, Д.Б. Эльконин), закономерности усвоения речи (Л.П. Федоренко). Раскрыт воспитательный потенциал русского языка в формировании языковой личности (Е.А. Быстрова, А.Д. Дейкипа, Л.И. Новикова, Л.А. Ходякова и др.). Разработаны методиче¬ские концепции развития речи (Е.В. Архипова, Т.А. Ладыженская, М.Р.Львов и др.).
Основной задачей обучения русскому языку в школе является не только усвоение учащимися знаний о структуре и грамматическом строе языка, расширение словарного запаса, но и воспитание способности к осознанной реализации функций языка в зависимости от целей и условий общения, не ограниченного узкими рамками бытовых повседневных контактов. Выработка умения строить высказывания в зависимости от речевой ситуации, соотнося с ней и языковое оформление, и содержание высказывания, развитие умения пользоваться литературным языком в различных сферах общественной жизни должны стать одним из важнейших компонентов общеобразовательной подготовки учащихся по русскому языку. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы обучения детей связной речи, в том числе стилистически дифференцированной, что связано с формирующейся у младших школьников потребностью выразить свои мысли и чувства в адекватной форме. Таким образом, в настоящее время не вызывает сомнений, что успешное решение проблемы развития связной речи возможно лишь при условии широкого привлечения данных функциональной стилистики. По-этому вполне закономерно, что функциональная стилистика, благодаря многочисленным исследованиям последних лет, заняла видное место в общей системе развития речи учащихся. В работах В.И.Капинос, С.Н. Молодцовой, С.Н. Иконникова, Т.И.Чижовойи др. содержится общая и детальная разработка предмета стилистики в школьном курсе развития речи, основных понятий этой науки, стилистических умений, которыми овладевают учащиеся, а также приводится характеристика методов, приёмов и типов упражнений, призванных обеспечить формирование предлагаемых умений. Это даёт основание утверждать, что применительно к средним классам работа над специальными умениями проводится в целом успешно. Но чем шире и полноправнее утверждается функциональная стилистика в среднем звене школы, тем очевиднее и насущнее становится потребность внедрения её отдельных положений в практику развития речи учащихся начальных классов.
Противоречие, возникшее между необходимостью проведения на уроках русского языка специальной работы, направленной на формирование у младших школьников стилистически дифференцированной речи и отсутствием специальных пособий, методических рекомендаций, дидактического материала для проведения такой работы позволили сформулировать тему ис¬следования: «Формирование у младших школьников стилистически дифференцированной речи».
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в формировании у младших школьников стилистически дифференцирован¬ной речи. Решение данной проблемы составляет цель исследования
Объектом исследования является процесс формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи.
Предмет исследования: методические условия формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи.
В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу, что процесс формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- использовании на уроках стилистически маркированных текстов;
- взаимосвязанного развития стилистических и текстовых умений;
- использовании специальной системы упражнений, направленной на формирование стилистических умений.
Выдвинутые цель и гипотеза предопределили следующие конкретные задачи исследования:
1. Изучить лингвистические основы исследования, а именно - охарактеризовать такие понятия «стиль», «функциональный стиль».
2. Охарактеризовать текст как средство формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи.
3. Проанализировать стилистические умения.
4. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
5. Выявить и проанализировать стилистические ошибки в речи младших школьников и наметить пути их преодоления.
Теоретической основой исследования являются: теория речевой деятельности, исследования психофизиологических механизмов формирования связной речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев,П.Я. Гальперин, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя); исследования в области функциональной стилистики (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, М.Н. Кожина, И.Б. Голуб и др.); положения о прин¬ципах и методах развития речи младших школьников (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский и др.); исследования, направленные на реализацию функционально-стилистического подхода к изучению русского язы¬ка (В.И.Капинос, Т.И. Чижовой, С.А. Климова, С.Д. Ашурова, Н.А. Аста- шов,О.В. Колесова).
В выпускной квалификационной работе используются следующие методы: изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической- литературы по данной проблеме; анализ передового методического опыта по проблеме исследования; контрольный эксперимент, направленный на диагностику особенностей развития у младших школьников стилистических умений; формирующий эксперимент, направленный на формирование у младших школьников стилистически дифференцированной речи; контрольный эксперимент для оценки эффективности формирующей программы. В качестве дополнительных методов использовались наблюдение, анкетирование, беседа, изучение и анализ продуктов речевой деятельности детей.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в практике развития речи детей младшего школьного возраста. Она состоит в разработке системы обоснованных рекомендаций, использование которых позволяет обеспечить реализацию функционально-стилистического подхода к речевому развитию младших школьников.
Базой исследования являются 4 класс МБОУ «Стрелецкая СОШ" Яковлевского района Белгородской области.
Цели и задачи исследования определили структуру работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения. Содержание работы изложено на 61 странице.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, формулируется научный аппарат (цели, задачи, методы исследования и т.д.).
В первой главе «Теоретические основы формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи» анализируются такие понятия, как «стиль», «функциональные стили», характеризуется текст как средство формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи, описываются типы стилистических умений.
Во второй главе «Методические основы формирования стилистически дифференцированной речи на уроках русского языка в современной начальной школе» проведён обзор методической литературы по проблеме исследования, описывается экспериментально-методическая работа.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список содержит 41 наименование.
В Приложении содержатся материалы экспериментальной работы (дидактический материал, материалы для контрольного этапа эксперимента).
Основной задачей обучения русскому языку в школе является не только усвоение учащимися знаний о структуре и грамматическом строе языка, расширение словарного запаса, но и воспитание способности к осознанной реализации функций языка в зависимости от целей и условий общения, не ограниченного узкими рамками бытовых повседневных контактов. Выработка умения строить высказывания в зависимости от речевой ситуации, соотнося с ней и языковое оформление, и содержание высказывания, развитие умения пользоваться литературным языком в различных сферах общественной жизни должны стать одним из важнейших компонентов общеобразовательной подготовки учащихся по русскому языку. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы обучения детей связной речи, в том числе стилистически дифференцированной, что связано с формирующейся у младших школьников потребностью выразить свои мысли и чувства в адекватной форме. Таким образом, в настоящее время не вызывает сомнений, что успешное решение проблемы развития связной речи возможно лишь при условии широкого привлечения данных функциональной стилистики. По-этому вполне закономерно, что функциональная стилистика, благодаря многочисленным исследованиям последних лет, заняла видное место в общей системе развития речи учащихся. В работах В.И.Капинос, С.Н. Молодцовой, С.Н. Иконникова, Т.И.Чижовойи др. содержится общая и детальная разработка предмета стилистики в школьном курсе развития речи, основных понятий этой науки, стилистических умений, которыми овладевают учащиеся, а также приводится характеристика методов, приёмов и типов упражнений, призванных обеспечить формирование предлагаемых умений. Это даёт основание утверждать, что применительно к средним классам работа над специальными умениями проводится в целом успешно. Но чем шире и полноправнее утверждается функциональная стилистика в среднем звене школы, тем очевиднее и насущнее становится потребность внедрения её отдельных положений в практику развития речи учащихся начальных классов.
Противоречие, возникшее между необходимостью проведения на уроках русского языка специальной работы, направленной на формирование у младших школьников стилистически дифференцированной речи и отсутствием специальных пособий, методических рекомендаций, дидактического материала для проведения такой работы позволили сформулировать тему ис¬следования: «Формирование у младших школьников стилистически дифференцированной речи».
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в формировании у младших школьников стилистически дифференцирован¬ной речи. Решение данной проблемы составляет цель исследования
Объектом исследования является процесс формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи.
Предмет исследования: методические условия формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи.
В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу, что процесс формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- использовании на уроках стилистически маркированных текстов;
- взаимосвязанного развития стилистических и текстовых умений;
- использовании специальной системы упражнений, направленной на формирование стилистических умений.
Выдвинутые цель и гипотеза предопределили следующие конкретные задачи исследования:
1. Изучить лингвистические основы исследования, а именно - охарактеризовать такие понятия «стиль», «функциональный стиль».
2. Охарактеризовать текст как средство формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи.
3. Проанализировать стилистические умения.
4. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
5. Выявить и проанализировать стилистические ошибки в речи младших школьников и наметить пути их преодоления.
Теоретической основой исследования являются: теория речевой деятельности, исследования психофизиологических механизмов формирования связной речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев,П.Я. Гальперин, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя); исследования в области функциональной стилистики (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, М.Н. Кожина, И.Б. Голуб и др.); положения о прин¬ципах и методах развития речи младших школьников (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский и др.); исследования, направленные на реализацию функционально-стилистического подхода к изучению русского язы¬ка (В.И.Капинос, Т.И. Чижовой, С.А. Климова, С.Д. Ашурова, Н.А. Аста- шов,О.В. Колесова).
В выпускной квалификационной работе используются следующие методы: изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической- литературы по данной проблеме; анализ передового методического опыта по проблеме исследования; контрольный эксперимент, направленный на диагностику особенностей развития у младших школьников стилистических умений; формирующий эксперимент, направленный на формирование у младших школьников стилистически дифференцированной речи; контрольный эксперимент для оценки эффективности формирующей программы. В качестве дополнительных методов использовались наблюдение, анкетирование, беседа, изучение и анализ продуктов речевой деятельности детей.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в практике развития речи детей младшего школьного возраста. Она состоит в разработке системы обоснованных рекомендаций, использование которых позволяет обеспечить реализацию функционально-стилистического подхода к речевому развитию младших школьников.
Базой исследования являются 4 класс МБОУ «Стрелецкая СОШ" Яковлевского района Белгородской области.
Цели и задачи исследования определили структуру работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения. Содержание работы изложено на 61 странице.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, формулируется научный аппарат (цели, задачи, методы исследования и т.д.).
В первой главе «Теоретические основы формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи» анализируются такие понятия, как «стиль», «функциональные стили», характеризуется текст как средство формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи, описываются типы стилистических умений.
Во второй главе «Методические основы формирования стилистически дифференцированной речи на уроках русского языка в современной начальной школе» проведён обзор методической литературы по проблеме исследования, описывается экспериментально-методическая работа.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список содержит 41 наименование.
В Приложении содержатся материалы экспериментальной работы (дидактический материал, материалы для контрольного этапа эксперимента).
Основной задачей обучения родному языку в школе является не только усвоение учащимися знаний о структуре и грамматическом строе языка, расширение словарного запаса, но и выработка умений строить высказывания в зависимости от речевой ситуации, соотнося с ней и языковое оформление, и содержание высказывания.
Проблемы обучения детей связной речи, в том числе стилистически окрашенной, в настоящее время приобретают особую актуальность, что связано с необходимостью формирования у обучающихся потребности выражать свои мысли и чувства в адекватной форме.
Применительно к языковому образованию в средней общеобразовательной школе функционально-стилистический подход является более изу-ченным. В исследованиях В.И. Капинос, С.Н. Иконникова, Т.И. Чижовойи др. содержится общая и детальная разработка предмета стилистики в школьном курсе развития речи, основных понятий этой науки, стилистических умений, которыми овладевают учащиеся, а также приводится характеристика методов, приёмов и типов упражнений, призванных обеспечить формирование предлагаемых умений. Применительно к начальному языковому образованию проблема формирования стилистически дифференцированной речи разрабатывается такими авторами, как Н.А. Асташов, С.Д. Ашурова, Ю.С. Гульнина, С.А. Климова, О.В. Колесова.
Экспериментальная работа проходила в два этапа: констатирующий и формирующий.Цель первого этапа - выявление уровня сформированности стилистически дифференцированной речи у учащихся экспериментального класса. Для этого учащимся экспериментального класса было предложено выполнить ряд заданий для выявления их знаний и умений, связанных со стилистическими особенностями текстов. Для оценки уровня сформированности стилистически дифференцированной речи были определены уровни: высокий, средний и низкий. Высокий уровень был выявлен у тех детей, которые при выполнении заданий констатирующего этапа, набрали 11-15 баллов, средний уровень - 6-10 баллов, низкий уровень - 1-5 баллов. На первом этапе высокий уровень сформированности стилистически дифференцированной речи был выявлен у 5 детей (25 %), средний уровень - у 6 учеников (30 %), низкий уровень - у 9 учеников (45 %).
В процессе опытного обучения для формирования стилистически дифференцированной речи использовались стилистически маркированные тексты. Кроме того, в ходе формирующего эксперимента проводилась взаимосвязанная работа по формированию текстовых и стилистических умений, для чего были разработаны стилистико-текстовые упражнения. Система стилистико-текстовых упражнений включала несколько блоков. Кроме того, на формирующем этапе использовались специальные упражнения, направленные на формирование стилистических умений младших школьников. При этом мы использовали выделенные О.В. Колесовой стилистические умения, развитие которых с помощью упражнений возможно уже в младшем школьном возрасте.
Система упражнений была выстроена так, чтобы в процессе формирования стилистических умений младшие школьники от воспроизведения исходного текста и подражания образцу постепенно переходили к созданию собственных речевых высказываний и их редактированию.
Упражнения, используемые на обучающем этапе, способствовали формированию у младших школьников стилистически дифференцированной речи: учащимся научились различать функциональные стили речи, проводить анализ различных текстов и сопоставлять их, а также определять стилистическую окраску слов, составлять тексты разной стилистической направленности.
Таким образом, в были решены все задачи исследования и нашла подтверждение гипотеза исследования о том, что процесс формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи будет эффективным при соблюдении следующих условий: использовании на уроках стилистически маркированных текстов; взаимосвязанного развития стилистических и текстовых умений; использовании специальной системы упражнений, направленной на формирование стилистических умений.
Проблемы обучения детей связной речи, в том числе стилистически окрашенной, в настоящее время приобретают особую актуальность, что связано с необходимостью формирования у обучающихся потребности выражать свои мысли и чувства в адекватной форме.
Применительно к языковому образованию в средней общеобразовательной школе функционально-стилистический подход является более изу-ченным. В исследованиях В.И. Капинос, С.Н. Иконникова, Т.И. Чижовойи др. содержится общая и детальная разработка предмета стилистики в школьном курсе развития речи, основных понятий этой науки, стилистических умений, которыми овладевают учащиеся, а также приводится характеристика методов, приёмов и типов упражнений, призванных обеспечить формирование предлагаемых умений. Применительно к начальному языковому образованию проблема формирования стилистически дифференцированной речи разрабатывается такими авторами, как Н.А. Асташов, С.Д. Ашурова, Ю.С. Гульнина, С.А. Климова, О.В. Колесова.
Экспериментальная работа проходила в два этапа: констатирующий и формирующий.Цель первого этапа - выявление уровня сформированности стилистически дифференцированной речи у учащихся экспериментального класса. Для этого учащимся экспериментального класса было предложено выполнить ряд заданий для выявления их знаний и умений, связанных со стилистическими особенностями текстов. Для оценки уровня сформированности стилистически дифференцированной речи были определены уровни: высокий, средний и низкий. Высокий уровень был выявлен у тех детей, которые при выполнении заданий констатирующего этапа, набрали 11-15 баллов, средний уровень - 6-10 баллов, низкий уровень - 1-5 баллов. На первом этапе высокий уровень сформированности стилистически дифференцированной речи был выявлен у 5 детей (25 %), средний уровень - у 6 учеников (30 %), низкий уровень - у 9 учеников (45 %).
В процессе опытного обучения для формирования стилистически дифференцированной речи использовались стилистически маркированные тексты. Кроме того, в ходе формирующего эксперимента проводилась взаимосвязанная работа по формированию текстовых и стилистических умений, для чего были разработаны стилистико-текстовые упражнения. Система стилистико-текстовых упражнений включала несколько блоков. Кроме того, на формирующем этапе использовались специальные упражнения, направленные на формирование стилистических умений младших школьников. При этом мы использовали выделенные О.В. Колесовой стилистические умения, развитие которых с помощью упражнений возможно уже в младшем школьном возрасте.
Система упражнений была выстроена так, чтобы в процессе формирования стилистических умений младшие школьники от воспроизведения исходного текста и подражания образцу постепенно переходили к созданию собственных речевых высказываний и их редактированию.
Упражнения, используемые на обучающем этапе, способствовали формированию у младших школьников стилистически дифференцированной речи: учащимся научились различать функциональные стили речи, проводить анализ различных текстов и сопоставлять их, а также определять стилистическую окраску слов, составлять тексты разной стилистической направленности.
Таким образом, в были решены все задачи исследования и нашла подтверждение гипотеза исследования о том, что процесс формирования у младших школьников стилистически дифференцированной речи будет эффективным при соблюдении следующих условий: использовании на уроках стилистически маркированных текстов; взаимосвязанного развития стилистических и текстовых умений; использовании специальной системы упражнений, направленной на формирование стилистических умений.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИМИ НОРМАМИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ПАРОНИМОВ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Формирование семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях
Магистерская диссертация, дефектология логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019 - Особенности формирования навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня (Хакасский государственный университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Формирование умения сравнивать при изучении темы «Приставки и предлоги» в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ
ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА МЛАДШЕЙ
СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕСТОИМЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018



