Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРЕЙ И НЕДОНОШЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ В СТАЦИОНАРЕ В СИТУАЦИИ КОРМЛЕНИЯ

Работа №67529

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАТЕРЕЙ НЕДОНОШЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ И СОСТОЯНИЯ ГРУДНОГО ВСКАРМЛЕВАНИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ 9
1.1. Некоторые проблемы недоношенности 9
1.1.1. Распространенность, причины недоношенности 9
1.1.2. Возможные последствия недоношенности для развития ребенка 10
1.2. Особенности психологического состояния матерей недоношенных детей 16
1.3. Вопросы грудного вскармливания недоношенных детей 24
1.4. Особенности взаимодействия матерей и недоношенных младенцев 32
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1. Организация исследования 38
2.2. Описание выборки исследования 40
2.3. Методы исследования 41
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 50
3.1. Анализ социально демографических и медицинских показателей матерей
и детей 1 и 2 групп 50
3.2. Анализ характеристик грудного вскармливания у матерей и детей 1 и 2
групп 54
3.3. Анализ психологических характеристик матерей и детей 1 и 2 групп.. ..58
3.4. Анализ взаимодействия матерей и детей в ситуации кормления 61
3.5. Анализ корреляционных связей 62
3.5.1. Структура взаимосвязей изучаемых характеристик в первой группе матерей и недоношенных детей 62
3.5.2. Структура взаимосвязей изучаемых характеристик во второй группе
матерей и доношенных детей 65
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 69
ВЫВОДЫ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
Приложение 1 83
Приложение 2 84
Приложение 3 88


По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире рождается около 15,5% недоношенных и маловесных детей. Этот показатель колеблется в широких пределах. В Российской Федерации доля недоношенных детей среди всех новорожденных в среднем составляет 6-8% (Абольян Л.В., Полянская С,А, Новикова С.В., Дерю А.В., 2014).
C 2012 г. Россия присоединилась к критериям ВОЗ в соответствии с которыми изменились стандарты регистрации младенцев, родившихся преждевременно: теперь младенцы, рожденные на сроке беременности 22 недели и более и имеющие вес при рождении 500 г и более и признаки живорождения, получают всю необходимую им медицинскую помощь, и в ведущих перинатальных центрах страны созданы условия для их выхаживания (Иванова И.Е., 2014).
Выхаживание таких детей - это серьезный процесс, в котором необходимо учитывать множество факторов, обусловленных незрелостью такого ребенка, требующий специальных навыков, знаний и оборудования. Многое в этом процессе зависит и от родителей недоношенного ребенка, от их эмоционального состояния, от их понимания ситуации, отношения к ней. Это затратный во всех отношениях процесс, но сейчас благодаря современным достижениям медицины у многих таких детей благополучный прогноз роста и развития. Особое место в выхаживании таких детей занимает вопрос питания.
Грудное вскармливание для недоношенных детей имеет особое значение. С одной стороны, грудное молоко преждевременно родивших женщин - это уникальный по составу и по пищевой ценности продукт (Walker M.,2010, Corvaglia L, Martini S., Giacomo Faldella G., 2013). С другой стороны, взаимодействие во время процесса кормления между матерью и недоношенным младенцем, - невероятно важное явление, которое проходит свое становление в особых условиях выхаживания недоношенного ребенка в стационаре. Опыт грудного вскармливания оказывает благотворное психологическое воздействие на матерей, которые пережили преждевременные роды. Например, это может способствовать укреплению ощущения связи между матерью и ее недоношенным ребенком, помочь восприятию родительской роли. Изначальная мотивация кормить грудью в большой степени влияет на успешность грудного вскармливания (Corvaglia L, Martini S., Giacomo Faldella G., 2013).
Несмотря на все преимущества грудного вскармливания для здоровья матери и ребенка, по данным Госкомстата на 2010 в Российской Федерации на грудном вскармливании находятся всего 39-40% детей в возрасте от 3 до 12 месяцев. Причина такого низкого показателя лежит среди социальных и психологических, а не демографических факторов (Хамошина М.Б., Руднева О.Д., Чотчаева А.И., 2012).
При анализе литературных данных мы обнаружили небольшое число работ, посвященных изучению психологических характеристик влияющих на грудное вскармливание и взаимодействия матерей и недоношенных детей в ситуации кормления в стационаре, что и определило актуальность данного дипломного исследования. Еще одной отличительной особенностью нашей работы является использование отечественного видео метода изучения взаимодействия матери и младенца в ситуации кормления.
Целью настоящего исследования является изучение особенностей взаимодействия матерей и недоношенных детей в стационаре в ситуации кормления.
Объект исследования: особенности грудного вскармливания недоношенных детей.
Предмет исследования: особенности грудного вскармливания недоношенных детей во время их лечения на отделении новорожденных.
Основная гипотеза исследования: характеристики психологического взаимодействия в ситуации кормления у матерей и недоношенных детей, находящихся на лечении в отделении новорожденных, отличаются от характеристик взаимодействия матерей и доношенных детей по уровневым значениям и структуре взаимосвязей.
Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности грудного вскармливания, а именно: отношение матерей к грудному вскармливанию до и после рождения ребенка, состояние лактации у них, особенности организации питания доношенных и недоношенных детей на отделении новорожденных в процессе их лечения.
2. Определить особенности психологического состояния матерей недоношенных детей в сравнении с матерями доношенных детей.
3. Оценить психологическое взаимодействие матерей и недоношенных детей, а также взаимодействие матерей и доношенных детей в ситуации кормления и сравнить имеющиеся различия.
4. Сравнить взаимосвязи характеристик грудного вскармливания, психологического состояния матерей, характеристик психологического взаимодействия в ситуации кормления, социально-демографических и медицинских показателей в группе матерей и недоношенных детей и в группе матерей и доношенных детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках представленной дипломной работы было проведено исследование взаимодействия матерей и их недоношенных детей в условиях стационара в ситуации кормления.
В экспериментальном исследовании осуществлен анализ психологического состояния матерей, их представлений о себе как о матери и о своих детях, характеристик грудного вскармливания, анализ взаимодействия в ситуации кормления в стационаре и проведен корреляционный анализ взаимосвязей между этими показателями. Было обнаружено, что у матерей недоношенных детей уровень ситуативной тревожности значимо ниже, чем у матерей госпитализированных доношенных детей, а высокий уровень личностной тревожности и легкий уровень депрессивных переживаний у матерей обеих групп не различаются. Было также выяснено, что представления о себе, как о матери и о своем ребенке у матерей недоношенных и доношенных детей значимо не различаются. Исследование характеристик грудного вскармливания показали, что матери недоношенных детей имеют меньше возможностей осуществлять грудное вскармливание и лактация у части из них уже угасла. При изучении взаимодействия матерей и детей в ситуации кормления с помощью отечественной видеометодики не были обнаружены различия в уровневых значениях характеристик взаимодействия, однако были получены различия в структуре взаимосвязей между характеристиками взаимодействия и психологическим состоянием и представлениями матерей, а также характеристиками грудного вскармливания.
В целом можно говорить о том, что в ситуации кормления в стационаре в ранний послеродовый период в парах матерей и недоношенных детей наблюдается меньше проявлений сформированности диады, чем в парах матерей и доношенных детей.
Полученные нами данные, несмотря на малую численность наших групп, позволяют говорить о том, что матери как недоношенных, так и доношенных детей, находящихся на лечении в отделении новорожденных, нуждаются в психологической помощи, одним из направлений которой должна быть поддержка грудного вскармливания путем улучшения взаимодействия в паре «мать - младенец» в ситуации кормления.



1. Абольян Л.В., Полянская С.А., Новикова С.В., Дерю А.В. Организация грудного вскармливания в отделении для недоношенных детей // Вопросы современной педиатрии. 2014. №13(1) С. 10-17.
2. Аринцина И. А., Иванова В. Ю. Характеристики пищевого поведения и взаимодействия с матерями детей раннего возраста // Материалы VIII Российского Форума «Здоровое питание с рождения: Медицина, Образование, Пищевые Технологии. Санкт-Петербург - 2013» 8-9 ноября 2013г./ Науч. ред. Булатова Е.М., Маталыгина О.А. СПб.: Типография ООО «ИТЦ «Символ», 2013. С. 9-10
3. Ворошина О.Р. Психическое развитие преждевременно родившихся детей младенческого возраста: теоретические и прикладные аспекты: - монография. Пермь: ПГПУ 2011. 100 с.
4 . Ворошнина О.Р. Изучение взаимодействия недоношенных младенцев с матерями // Мир науки, культуры, образования. 2013; №6(43) С.165-168.
5 . Грибакин С.Г., Давыдовская А.А. Грудное молоко для недоношенных детей: клубок противоречий // Педиатрия. 2012; №1. С. 95-98.
6. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. С. 124-126.
7 . Дубленков А.Б., Мухина Ю.Г., Чубарова А.И. и др. Особенности становления лактации у матерей после преждевременных родов // Вопросы практической педиатрии. 2011; №5 С. 32-37
8. Добряков И.В. Перинатальная психология. Спб: Питер, 2011. 272 с.
9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с.
10. Коваленко Н.П. Фатеева Е.М. Грудное вскармливание и психологическое единство «Мать и дитя»: Учебное пособие для мед. персонала учреждений родовспоможения и детства. М.: Агар, 2000 С.183
11. Кощавцев А.Г., Мультановская В.Н., Лорер В.В. Синдром «Грусти рожениц» как адаптационное расстройство на ранних этапах развития системы мать-дитя // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2007 №2 С. 59
12. Луковцева, З.В. Психическое развитие недоношенного младенца / З.В. Луковцева, Л.Л. Баз // Вопросы психоло- гии. 1999. № 6. С.29—35
13. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие.
— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2001. 288 с.
14. Наследов А. SPSS 19. Профессиональный статистический анализ данных
- СПб: Питер, 2011. 399 с.
15. Иванова И.Е. Физическое развитие недоношенных детей [Электронный ресурс]: Эл. журнал// Здравоохранение Чувашии. 2014г. №1. http://journal.giduv.eom/numbers/2014/1/fizicheskoe_razvitie
1 6 . Пальчик А.Б., Федорова Л. А., Понятишин А.Е. Неврология недоношенных детей. - 2-е изд., доп. - М. : МЕДпресс-информ, 2011. 352 с.
1 7 . Половинкина О.Б. Психолого-педагогическая работа дефектолога с родителями в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей // Дефектология. 2003; № 2 С. 35-39.
18. Поневаж Е.В. Женщина после преждевременных родов: эмоциональные
переживания [Электронный ресурс]^у1оигпа1.ги// Клиническая и специальная психология. 2014 №1 .
URL:http://psyjourna1s.ru/psyc1in/2014/n1/Ponevyazh.shtm1(дата обращения 20.04.2015).
19. Рыбкина Н.Л. и Сафина А.И. Проблемы грудного вскармливания недоношенных детей // Вестник современной клинической медицины. 2013; №6(6) С. 78-84.
20. Сафина А.И. Последующее питание недоношенных после выписки из стационара: практические аспекты // Практическая медицина. 2013; №6 (75) С. 7-14.
2 1 . Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов ГМ. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.20-21.
22. Хамошина М.Б., Руднева О.Д., Чотчаева А.И. Грудное вскармливание: что можно и чего нельзя? // М.: Изд-во журнала StatusPraesens. 2012. № 1 (7). С. 46-50.
2 3 .Хазанов А. И. Выхаживание недоношенных детей. СПб: «Медицина», 2010 г., 240 с.
24. Шабалов Н.П. Неонатология : учеб. пособие: в 2 т. - 5 -е изд., исправл. и доп. - М. : МЕДпресс-информ, 2009 г. 768 с.
25. Arnold L. Human milk in the NICU - Policy into practice. Sadbury, MAJones and Bartlett Publishers, 2010. 490 р.
26. Bener А. Psychological distress among postpartum mothers of preterm infants and associated factors: a neglected public health problem // Revista brasileira de psiquiatria. 2013. №35(3). Р.6.
27. Bjork M, Thelin A, Peterson I, Hammarlund K. A journey filled withemotions - mothers' experiences of breastfeeding their preterm infant in a Swedish neonatal ward // Breastfeed Rev. 2012. №20(1). Р.25-31.
28. Birch L. L., Fisher J. O., Grimm-Thomas K., Markey C. N., Sawyer R., Johnson, S. L. Confirmatory factor analysis of the child feeding questionnaire: A measure of parental attitudes, beliefs and practices about child feeding and obesity proneness // Appetite. 2001. №36. Р. 201-210.
2 9. Borra C., lacovou M., Sevilla A. New evidence on breastfeeding and postpartum depression: the importance of un derstanding women’s intentions // Мaternaland Child Health Journal. 2014. №19. Р. 897-907.
30. Corvaglia L, Martini S., Faldella G. Breastfeeding the preterm infant // Journal of pediatric and neonatal individualized medicine. 2013. №2(2). http://www.jpnim.com/index.php/jpnim/article/view/020209/79
31. Eutrope J, Thierry A, Lempp F, Aupetit L, Saad S, et al. Emotional reactions of mothers facing premature births: study of 100 mother-infant dyads 32 gestational weeks. 2014. [Electronic resource]: PLoS One 2014 №9(2)
URL: http://journals.plos.org/plosone/article? id=10.1371/journal.pone.0104093
(дата обращения 12.07. 2014)
32. Furman L, Minich N, Hack M. Correlates of lactation in mothers of very low birth weight infants // Pediatrics. 2002. №109 (4) Р. 57-62.
33. Gueron-Sela N., Atzaba-Poria N., Meiri G., Marks K.(2013): Prematurity, ethnicity and personality: risk for postpartum emotional distress among Bedouin- Arab and Jewish women // Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2012; №10. Р. 81-93.
34. Hughes S. O., Power T. G., Fisher J. O., Mueller S., Nicklas T. A. Revisiting a neglected construct: parenting styles in a child-feeding context // Appetite. 2004. № 44, Р. 83-92.
35. Maastrup R, Hansen BM, Kronborg H, Bojesen SN, Frandsen A, Kyhnaeb A, Svarer I, Hallstrom I. Factors associated with exclusive breastfeeding of preterm infants. Results from prospective national cohort study // PLoS One 2014. №9(2) https://lup.lub.lu.se/search/publication/4384165(дата обращения 01.12.2015)
36. Jager М., Hartley К., Terrazas J., Merrill J. Barriers to breastfeeding - a global survey on why women start and stop breastfeeding // European Obstetrics & Gynaecology. 2012; №7(suppl. 1):25-30.
37. MAstrup R. Breastfeeding of preterm infants. Associated factors in infants, mothers and clincal practice. [Electronic resource]: Department of Health Sciences, Lund University 2014. Р 84.URL: https://lup.lub.lu.se/search/publication/4431661(дата обращения 12.03.2015)
38. Mesic I., Milas V., Medimurec M., Rimar Z. Breastfeeding success in low birth weight infants // Signa vite. 2014. №9, Р. 58-62.
39. Pace C. Parental psychological distress following very preterm birth: impact on
infant social-emotional development and parent-child interaction [Electronic resource]: Melbourne School of Psychological Sciences. 2 0 14 URL: https://minerva- access.unimelb.edu.au/handle/11343/43187(дата
обращения: 05.04.2014)
40.Segre L, Siewert R., Brock R.Emotional distress in mothers of pretermhospitalized infants: A feasibility trial of nurse-delivered treatment // J. Perinatol.2013. №33(12) Р.10.
41. Sumner, G., Spietz, A. NCAST Caregiver/Parent-Child Interaction Feeding Manual. 1994. Seattle: NCAST Publications, University of Washington, School of Nursing. 1994. Р. 1-176
42. Walker М. Breastfeeding Management for the Clinician: Using the Evidence. Publisher: Jones & Bartlett Publishers. 2010. 719 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ