ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ
ВЫПУСКА ТОВАРОВ 9
1.1. Сущность и содержание организации
таможенного контроля после выпуска товаров 9
1.2. Нормативно-правовое обеспечение
организации таможенного контроля после выпуска 23
товаров
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ 33
2.1. Анализ организации таможенного контроля
после выпуска товаров Белгородской таможни 33
2.2. Направления совершенствования организации
таможенного контроля после выпуска товаров 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы дипломного исследования. На современном этапе развития, актуальными задачами развития таможенного управления выступают применение информационных технологий и эффективных механизмов таможенного администрирования, выполнение контрольных показателей. В этих условиях особую значимость приобретает организация контрольной деятельности таможенных органов, направленной на повышение результативности таможенного контроля в целях недопущения задолженности по таможенным платежам.
При этом стоить отметить, что, сегодня, наблюдается смещение акцента в сторону таможенного контроля после выпуска товаров (ТК ПВТ), как одной из перспективных мер, направленной на соблюдение таможенного законодательства РФ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и совершенствование таможенного управления, в целом. Формирование и развитие системы постконтроля способствует созданию устойчивой системы таможенного контроля, обеспечивающей поступление таможенных платежей в бюджет, ускорению сроков выпуска товаров, а также минимизации рисков в отношении доборосовестных участников внешнеэкономической деятельности.
Однако, в настоящее время система таможенного контроля после выпуска товаров имеет некоторые проблемы, среди которых можно отметить: практическое отстутствие связи с системой управления рисками; недостаточный уровень учета мирового опыта; отсутствие системного подхода к организации ТК ПВТ; низкий уровень автоматизации аналитических работ и технологий контроля после выпуска товаров.
Совершенствование методов организации таможенного контроля после выпуска товаров с целью повышения экономической эффективности его проведения должно носить комплексный характер, включающий интегрированную систему решения выявленных проблем правового, организационно-технического и информационного характера. Только в этом случае возможно создание эффективной базы таможенного контроля после выпуска товаров.
Таким образом, необходимость совершенствования ТК ПВТ актуализирует тему дипломного исследования, а выработанные рекомендации позволят приблизить отечественный контроль после выпуска товаров к международным стандартам.
Степень разработанности темы. Общетеоретические вопросы, посвященные организации таможенного управления исследовались в трудах А. А. Белова, Д. А. Грехова, М. А. Каравашкина, М. А. Ковалева, Д. В. Коваленока, О. А. Кречмера, В. В. Макрусева, С. В. Савина, К. О. Староверова, Р. В. Федоренко .
Вопросы организации таможенного контроля представлены в работах Е. Г. Бормотова, В. Е. Бурдина, А. В. Васюка, Р. С. Зотова, К. А. Корнякова, Е. Е. Куневой, А. Ю. Метелкина, Н. А. Мошкина, С. С. Русинки, А. М. Сорокина .
Особенности осуществления таможенного контроля после выпуска товаров освещались в работах таких ученых как: С. А. Агамагомедова, А. А. Артемьев, Н. К. Глазунова, О. В. Грачев, М. Н. Лякишева, С. В. Новиков, И. В. Хачев, У. С. Шангина .
Большое значение для решения задач дипломного исследования имеет работа «Таможенный контроль после выпуска товаров» , в которой основное внимание направлено на изучение основных методов таможенного контроля после выпуска товаров и овладение различными методами таможенной проверки; формирование навыков применения методов таможенного контроля после выпуска товаров для выполнения поставленных задач, что способствует ускорению совершения таможенных операций, а также созданию благоприятных условий для законопослушных участников ВЭД; дан анализ таможенной проверки как элемента финансового контроля.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования организации таможенного контроля и недостаточным методическим обоснованием организации таможенного контроля после выпуска товаров.
Объектом дипломного исследования является система организации таможенного контроля после выпуска товаров.
В качестве предмета исследования выступает практика организации таможенного контроля после выпуска товаров в Белгородской таможне.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию системы таможенного контроля после выпуска товаров.
Задачами работы являются:
1. Раскрыть сущность и содержание организации таможенного контроля после выпуска товаров.
2. Изучить нормативно-правовое обеспечение организации таможенного контроля после выпуска товаров.
3. Проанализировать организацию таможенного контроля после выпуска товаров Белгородской таможни.
4. Предложить направления совершенствования организации таможенного контроля после выпуска товаров.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают научные подходы, к числу которых относятся: содержательный подход, изложенный в исследовании В. Н. Селезнева и позволивший рассмотреть подробно содержание таможенного контроля после выпуска товаров и процессы, составляющие его элементы, а также взаимодействия между ними; системный подход, изложенный в исследовании А.А. Бабенко и позволившего рассмотреть организацию таможенного контроля после выпуска товаров как систему, изменяющуюся в результате взаимодействия отдельных элементов с внешней средой.
Важную роль в процессе исследования играли методы факторного и сравнительного анализа, а так же присутствовал метод наблюдения. В дипломной работе использовались методы теоретического исследования.
Эмпирическая база исследования:
- Таможенный кодекс ЕАЭС, Распоряжения Правительства РФ, Приказы и распоряжения ФТС России ;
- информационно-аналитические данные Белгородской таможни.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что результаты данной дипломной работы могут использоваться в практической деятельности между участниками ВЭД и таможенными органами. А направления совершенствования организации таможенного контроля после выпуска товаров представленные в дипломной работе могут быть осуществлены на практике таможенными органами.
В настоящее время таможенный контроль является одной из основных функций таможенных органов, поскольку он является центральным звеном в осуществлении торговой политики государства. На сегодняшний день таможенный контроль решает одну из сложнейших задач - максимальное сокращение времени его производства при увеличении объемов перемещаемых через таможенную границу товаров.
Таможенный контроль является одним из видов государственного контроля, который включает совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях осуществления соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств - членов ЕАЭС.
Происходит постепенное смещение акцентов с текущего контроля на контроль после выпуска товаров. При реализации таможенного контроля после выпуска товаров создаются такие условия, при которых участникам ВЭД будет не выгодно осуществлять незаконную деятельность, поскольку это будет сопровождаться высокой степенью риска.
Современные тенденции развития внешнеторговых связей вынуждают таможенные органы сместить акцент с текущего контроля на таможенный контроль после выпуска товаров, чтобы минимизировать временные и финансовые издержки участников ВЭД на этапе декларирования и выпуска товаров. В свою очередь данный вид контроля позволит увеличить товарооборот и грузы будут перемещаться значительно быстрее.
Таможенный контроль после выпуска товаров - это комплекс мер, осуществляемых после выпуска товаров, проводимых в целях проверки факта выпуска, а так же достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении.
Для осуществления таможенного контроля после выпуска товаров необходимо соблюдать следующие принципы: принцип законности, принцип равенства перед законом, принцип единства системы таможенных органов и централизованного руководства, принцип подконтрольности и подотчетности, принцип ответственности таможенных органов за принятые в порядке таможенного контроля решения, принцип профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов, принцип гласности, принцип всесторонности, принцип объективности.
Одной из самых сложных форм таможенного контроля после выпуска товаров является таможенная проверка.
Цель проведения таможенной проверки - соблюдение лицами требований, установленных таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством государств-членов ЕАЭС.
Таможенная проверка может проводиться в форме: камеральной и выездной. В соответствии с ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем исследования и анализа сведений , содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств-членов ЕАЭС , а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц. Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности.
Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации , полученной:
- из информационных ресурсов таможенных органов;
- по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;
- от государственных органов;
- от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
- от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств-членов таможенного союза; из средств массовой информации;
- из других источников официальным путем.
Нормы правового обеспечения таможенного контроля после выпуска товаров состоят из трех уровней: международный (Иностранная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Таможенный кодекс ЕАЭС); региональных интеграционных объединений (решения Евразийского межправительственного экономического совета, Евразийской экономической комиссии ); национальный (федеральные законы , указы Президента РФ , постановления Правительства РФ , приказы ФТС России и Минфина РФ).
14 февраля 1992 Государственным таможенным комитетом Российской Федерации было принято решение об образовании Белгородской таможни. В настоящее время Белгородская таможня является одной из крупнейших в Центральном регионе России. В зоне деятельности таможни граница с Украиной протяженностью 540,9 км проходит через Харьковскую Сумскую и Луганскую области.
Организация таможенного контроля после выпуска товаров в Белгородской таможне осуществляется отделом таможенного контроля после выпуска товаров (далее - ОТКПВТ), который является структурным подразделением таможни.
История отдела таможенного контроля после выпуска товаров началась в 2005 году в связи с образованием в структуре региональных таможенных управлений и таможен подразделений, осуществляющих таможенный контроль после выпуска товаров.
Основной задачей, возложенной на отдел таможенного контроля после выпуска товаров Белгородской таможни, является обеспечение проведения мероприятий, направленных на выявление таможенных правонарушений и довзыскания таможенных платежей.
Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, таможенным законодательством Союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами РТУ и таможни, а также настоящим типовым положением.
При проведении таможенного контроля после выпуска товаров существуют проблемы, которые необходимо решать для улучшения таможенного контроля и таможенной службы в целом: отсутствие тесного взаимодействия ОТКПВТ Белгородской таможни с другими надзорными органами; отставание Белгородской таможни по внедрению системы таможенного контроля после выпуска товаров на основе методов аудита; отсутствие четко структурированной системы по отбору объектов контроля.
Одной из основ совершенствования таможенного контроля и соблюдения баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства в современных условиях, является упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, и сокращение времени таможенного оформления при переносе акцента на таможенный контроль после выпуска.
Совершенствование отбора объекта таможенной проверки в рамках контроля после выпуска товаров основано на предлагаемом алгоритме отбора субъектов. Алгоритм устанавливает порядок и процедуры информационно-аналитических работ, которые должны выполнять инспекторы таможенных органов при целенаправленном отборе субъектов контроля. Применение рассмотренного алгоритма при отборе участников внешнеторговой деятельности для проведения контроля после выпуска товаров в отношении товаров в работе позволит увеличить обоснованность выбора контролируемого участника внешнеторговой деятельности, а также увеличить результативность и эффективность таможенного контроля в целом.
Применение СУР на каждом этапе таможенного контроля после выпуска товаров. Создание в дополнение к существующей базе профилей рисков базы данных об участниках ВЭД, в том числе допускавших нарушения требований таможенного законодательства, ее постоянное использование в автоматизированном режиме позволит сотрудникам таможенных органов непосредственно в процессе таможенного контроля после выпуска товаров получать дополнительную информацию в целях минимизации рисков.
Создать «единую базу данных взаимодействие ОТКПВТ Белгородской таможни с другими надзорными органами». Единая база данных предусматривает сквозную комплексную автоматизацию всей таможенной деятельности, обеспечение централизованного управления процессами таможенного оформления и контроля, принятия управленческих решений на всех уровнях, оперативного доведения распорядительной и справочной информации.