ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы связи копинг-стратегий младших школьников и типов детско-родительских отношений в семье 7
1.1 Особенности копинг-стратегий в младшем школьном возрасте 7
1.2 Проблема детско-родительских отношений в психологии 18
1.3 Связь копинг-стратегий младших школьников и типов детско-
родительских отношений в семье 31
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение связи копинг-стратегий младших школьников с типом детско-родительских отношений в семье 38
2.1 Организация и методы исследования связи копинг-стратегий младших
школьников и типов детско-родительских отношений в семье 38
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 41
2.3 Рекомендации для родителей по улучшению отношений с детьми 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования заключается в возрастающем интересе к изучению выбора детьми стратегий копинга, в последнее время. Тем не менее, большинство исследований ограничиваются изучением копинг- поведения в целом, что дает лишь общие представления, мешая оценить влияние внешних и внутренних факторов.
Копинг - это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Именно выбор копинг-стратегии способен повлиять на эффективность адаптации: обеспечив поддержку, улучшение, или, наоборот - разрушив здоровье и благосостояние.
Р. Лазарус, С. Фолькман, использовавшие термин «копинг» в числе первых, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Р. Моос, Дж. Шеффер, Л. Перлин, К. Шулер также внесли свой вклад в изучение копинга. Российские ученые, такие как Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский исследовали копинг-стратегии детей, подростков, взрослых.
Согласно мнению О.С. Прилепских, Е.В. Волобуевой, копинг-стратегиями ребенок овладевает при взаимодействии с окружающими людьми, в первую очередь, с родителями и семьей. Р.М. Грановская, И.М. Никольская стали создателями первой отечественной монографии, посвященной изучению психологической защиты у детей. В ней проанализирована специфика и раскрыто содержание их основных копинг-стратегий.
Несомненно, родители играют важную роль в развитии ребенка. Выращенный в атмосфере любви и понимания, ребенок будет испытывать меньше трудностей в жизни (общение со сверстниками, обучение, здоровье). В семье с противоположными ценностями - наоборот - чаду грозят затруднения в общении и адаптации. Семья для ребенка имеет огромное значение, для него она - целый мир. А родители, в свою очередь, первые проводники, которые могут оказать влияние - как хорошее, так и плохое.
отношений, включающий в себя систему различных чувств родителей по отношению к ребенку и ребенка по отношению к родителям, особенности их поведения, восприятия, понимания и оценок друг друга. Детско-родительские отношения отличны от других видов межличностных отношений сильной эмоциональной значимостью, амбивалентностью, неоднозначностью и противоречивостью.
В семье ребенок усваивает определенную систему ценностей, нравственных установок, интересов и привычек, с которыми далее он входит в жизнь. Первые впечатления от общения в семье отличаются большей стойкостью, закладывая основы развития психики ребенка, систему его отношений к миру, к другим людям.
Изучением детско-родительских отношений занимались такие ученые, как: Д. Боулби, К. Роджерс, Д. Винникотт, М. Кляйн, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и другие.
Теоретическая разработанность проблемы влияния стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка находит свое отражение в работах А.Я. Варги, Е.И. Захаровой, С.В. Карповой, Л.А. Кулик, Н.И. Берестовой, М.И. Лисиной, Р.В. Овчаровой, В.М. Целуйко. Данные авторы в ходе исследований пришли к выводу, что отражение ребенком преобладающей семейной атмосферы является важным фактором его психического развития и, в частности, его способности справляться со сложными стрессовыми ситуациями в жизни - копинг-поведения.
По мере взросления, ребенку предстоит ориентироваться в условиях неопределенности и высокого темпа современной жизни. В связи с этим, особое значение приобретают вопросы, связанные с восприятием формирующейся личностью стрессовой ситуации, а также со способами функционирования, адаптации и выработки эффективных стратегий преодоления стресса у младших школьников.
Таким образом, проблема исследования звучит следующим образом: какова направленность связи между копинг-стратегиями младших школьников и типом детско-родительских отношений?
Цель работы: изучить связь копинг-стратегий младших школьников с типом детско-родительских отношений в семье.
Объект: копинг-стратегии младших школьников.
Предмет: связь копинг-стратегий младших школьников с типом детско- родительских отношений в семье.
Гипотеза: между определенными копинг-стратегиями младших
школьников и типом детско-родительских отношений есть связь, а именно: продуктивные копинг-стратегии формируются в результате детско- родительских отношений, основанных на принятии, эмпатии, определенной степени контроля, сотрудничестве и удовлетворенности отношениями, в отличие от непродуктивных копинг-стратегий.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ понятий копинг-стратегий, детско- родительских отношений и их связи.
2. Определить ведущий тип копинг-стратегий младших школьников.
3. Изучить тип детско-родительских отношений в семьях младших школьников.
4. Выявить связь копинг-стратегий младших школьников с типом детско-родительских отношений.
5. Разработать рекомендации для родителей младших школьников по улучшению взаимоотношений с детьми.
Теоретической основой исследования явились представления о копинг- стратегиях, с точки зрения их эффективности (Е. Фрайденберг и Р. Льюис), выбор стратегий детьми младшего школьного возраста (Р.М. Грановская, И.М. Никольская), взгляд на детско-родительские отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин, И.М. Марковская).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации, осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
В исследовании использовались следующие методы: организационные (сравнительный), эмпирические (тестирование); методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Статистическая обработка данных проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена и U-критерия Манна — Уитни. Математическая обработка данных проведена на основе пакета статистических программ «SPSS 17.0».
Были использованы следующие методики:
1. Опросник копинг-стратегий школьного возраста (И.М. Никольская, Р.М. Грановская) - для выяснения используемых и предпочитаемых копинг- стратегий младших школьников.
2. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
- для выяснения родительского отношения к ребенку.
3. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская)
- для получения дополнительных сведений о типах семейного воспитания.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №21 г. Белгорода. В нем принимали участие 30 младших школьников из полных семей в возрасте 9 - 10 лет, из них 19 девочек и 11 мальчиков, и 30 матерей учеников в возрасте от 28 до 45 лет.
Копинг-стратегии - целенаправленное поведение, позволяющее человеку справиться со стрессом, адекватными личностным особенностям и ситуации, способами, через осознанные стратегии действий, которые либо адаптируют к требованиям ситуации, либо помогают преобразовать ее. Копинг-стратегии можно разделить на: продуктивный (проявляется в сохранении положительного настроя и взаимодействия с окружением) и непродуктивный копинг (проявляется в изолировании, из-за неспособности справиться с проблемной ситуацией). Трудными жизненными ситуациями для школьников являются (по степени убывания): потеря, болезнь, смерть животного; плохие школьные отметки; травмы и опасные для жизни ситуации; материальные утраты и нарушение покоя взрослых; напряженные отношения с родителями и другими членами семьи; разные страхи; отношения со сверстниками; прочие напряженные ситуации.
Родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Активным субъектом в детско-родительских отношениях выступают взрослые люди - родители. Они специально строят общение с ребенком в конкретном направлении, подчиненное определенной цели. В данном случае, очень важно то, что для себя выбрали ориентиром родители; то, какие условия играют важную роль при выстраивании взаимодействия с ребенком.
Вопросом связь копинг-стратегий и детско-родительских отношений занимались Л.Я. Валуйская, И.Я. Стоянова, И.М. Никольская, Р.М. Грановская, Е.А. Овсянникова, Н.С. Ткаченко, О.Н. Истратова, Н.С. Болясова и другие. Проведенные исследования были направлены на изучение характерных копинг- стратегий для детей младшего школьного возраста, влияние детско- родительских отношений на выбор копинг-стратегий подростков, роль семьи в становлении защитного поведения младших школьников. Если рассматривать защиту, как результат усвоения образцов защитного поведения родителей, например, в виде подражания, можно отметить значимую роль семьи в качестве внешнего помощника в развитии различных механизмов защиты, помогающих в адаптации в социуме
Проведенное исследование в большинстве согласуется с итогами других исследований по данному вопросу. Было установлено 5 видов копинг-стратегий (из них 2 продуктивные и 3 непродуктивные), которые, по мнению школьников, им действительно помогают справиться со стрессовой ситуацией.
Преобладающими являются отношения по типу «симбиоз» и «кооперация». Высокие показатели взаимодействия обнаружены по шкалам «требовательность», «эмоциональная близость», «сотрудничество»,
«принятие», «тревожность», «удовлетворенность отношениями».
Преобладающим стилем семейного воспитания, как для девочек, так и для мальчиков является «кооперация». При этом дополнительно можно отметить высокие показатели по стилю «авторитарная гиперсоциализация» для мальчиков и «симбиоз» для девочек. Уровень принятия в семье девочек выше. Выбор стратегии «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» характерен для девочек более чем для мальчиков.
В результате исследования выявлена связь копинг-стратегий младших школьников с типом детско-родительских отношений. Чем больше матери будут использовать строгость, контроль, требовательность к детям, тем больше дети будут использовать непродуктивные стратегии. Более благоприятная обстановка в семье: сотрудничество, понимание, близость, принятие среди ее членов, способствует выбору школьником продуктивных копинг-стратегий.
Гипотеза нашего исследования: между определенными копинг-
стратегиями младших школьников и типом детско-родительских отношений есть связь, а именно: продуктивные копинг-стратегии формируются в результате детско-родительских отношений, основанных на принятии, эмпатии, определенной степени контроля, сотрудничестве и удовлетворенности отношениями, в отличие от непродуктивных копинг-стратегий, подтвердилась. При этом, полученный результат требует дополнительной обработки и проверке на более разнообразной (младшие школьники из разных по составу и типу семей) и более объемной выборке, с учетом различных дополнительных показателей (возраст родителей, стаж супружеской жизни, социальное положение, индивидуально-типологические особенности).
1. Андреева Т. В. Психология семьи / Т.В. Андреева. - СПб.: «Речь», 2007. - 384 с.
2. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника / Т.В. Архиреева // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - C. 67-77.
3. Бердникова Ю. Мир ребенка: развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка / Ю. Бердникова. - СПб. : «Наука и техника», 2007. - 284 с.
4. Бодалев А.А. Семья и формирование личности / А.А. Бодалев. - М.: «Академия», 2011. — 285 с.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: «ПЕР СЭ», 2006. - 528 с.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — М.: «Прайм-Еврознак», 2003. - 672с.
7. Бочарова Е.Е. Адаптационная готовность личности к ситуациям социальных изменений / Е.Е. Бочарова // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - №1. - С. 45-51.
8. Варга А.Я. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания / А.Я. Варга. - М.: «ОГИ», 2006. - 640 с.
9. Волков Б.С. Психология младшего школьника : учеб. пособие / Б.С. Волков. - Издание 5-е, испр. и доп. - М.: «Центр пед. Образования», 2007. — 244 с.
10. Гарбер А.Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований / А.Н. Гарбер // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск.: «Два комсомольца», 2015. — С. 17-19.
11. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. - Л.: «Медицина», 1977. - 204 с.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: «АСТ», 2008. — 352 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Поведение ребенка в руках родителей / Ю.Б. Гиппенрейтер — М.: «АСТ», 2013. — 128 с.
14. Грановская Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. - СПб.: «Речь», 2007. — 476 с.
15. Данилова Е.Е. Характеристика трудных ситуаций у школьников 9¬11 лет / Е.Е. Данилова // Научно-методические основы и опыт организации школьной психологической службы. Бухара. - 1988. - С. 48-49.
16. Дружинин В. Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - М.: «КСП», 1996. - 160 с.
17. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. - М.: «КАРО», 2006. — 268 с.
18. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие / Н.В. Иванова. - Череповец.: «ЧГУ», 2002. - 150 с.
19. Кружкова О.В. Психологические защиты личности: учебное
пособие / О.В. Кружкова, О.Н. Шахматова. - Екатеринбург.: «РГППУ», 2006. — 153 с.
20. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 5-16
21. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Монография / Т.Л. Крюкова.: Кострома, КГУ им. Н.А.Некрасова, Авантитул, 2004. — 244 с.
22. Кузьмина Л.М. Распределение ролей в молодой семье / Л.М. Кузьмина // Социал. политика и социология. - 2011. - № 3. — С. 179
23. Крюкова Т. Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. — СПб.: «Речь», 2005. — 240 с.
24. Мазурова Н.В. Детско-родительские отношения и социальная адаптированность младших школьников / Н.В. Мазурова, А.С. Буслаева // Вопросы диагностики в педиатрии. - 2010. - Т. 2, № 2. - С. 44-49
25. Малышев И. В. Взаимосвязь творческого потенциала и копинг- стрессовых стратегий личности у студентов вуза / И.В. Малышев // Изв. Сарат. ун- та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - Т.13. Вып. 3. - С. 56 - 61.
26. Мальтиникова Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй / Н.П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. - Челябинск. - 2009. - С. 122-125.
27. Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений / И.М. Марковская. - Челябинск.: «ЮУрГУ», 2007. - 91 с.
28. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте / М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. -Волгоград.: «Перемена», 2005. - 214 с.
29. Мухина В. С. Детская психология : [Учеб. для студентов пед. ин- тов] / В.С. Мухина. - 2-е изд.- М.: «Эксмо-Пресс : Апрель Пресс», 2000. — 352 с.
30. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Эксмо», 2010. - 368 с.
31. Никольская И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: «Речь». - 2010. - 352 с.
32. Овсянникова Е.А. Влияние детско-родительских отношений на выбор подростками копинг-стратегий / Е.А. Овсянникова, Н.С. Ткаченко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. - 2014. - №26. - С. 162-168
33. Овчарова Р.В. Психология родительства: учеб. пособие. - М.: «Академия», 2005. - 363 с.
34. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / под. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: «Владос-пресс», 2004. — 328 с.
35. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского / под ред. В.Я. Пилиповского. - М.: «Прогресс», 2011. - 469 с.
36. Пономарева Л. Г. Копинг-стратегии и локус контроля у психически больных / Л.Г. Пономарева // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 95¬97.
37. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд ; [пер. с нем. О. Фельцмана, М. Вульфа]. - СПб. : «Азбука-классика», 2008. - 285 с.
38. Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования / под. ред. Е.Г. Силяевой. - М.: «Академия», 2008. - 360 с.
39. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. — Мытищи: «Талант», 1996. - 144с.
40. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников: Дисс. канд. психол. Наук/ М.В. Сапоровская. - Кострома, 2002. — 188с.
41. Смирнова А.В. Половозрастные и семейные факторы становления совладающего поведения у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. канд. психол. наук / А.В. Смирнова. - СПб.: 2010. - 281с.
42. Соколова Е.Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. — М.: «МГУ», 1989. - 210 с.
43. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А.С. Спиваковская. — М.: «ООО Апрель Пресс, ЗАО Эксмо-Пресс», 2000. - 464 с.
44. Степанов С.С. Азбука детской психологии / С.С. Степанов. - М.: «ТЦ Сфера», 2004. - 128 с.
45. Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы / под ред. А.Л.Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - Москва: «Изд-во ИП РАН», 2008. — 474с.
46. Суркова Е. Г. Преодоление трудных жизненных ситуаций младшими школьниками: Автореф. дисс. канд. психол. наук / Е.Г. Суркова. - М.: 2004. - 218с.
47. Тюрина Э.И. Социальная работа с семьей и детьми : учебник / Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучукова, Е.А. Пенцова. - Спб.: ГИПиСР. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Академия», 2014. — 336 с.
48. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707.
49. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. — М.: «Педагогика-Пресс», 1993. — 144 с.
50. Фромм Э. Психоанализ и религия / Э. Фромм. - М: «АСТ Рубрика», 2010. 153 с.
51. Хабирова Е.Р. Исследование копинг-стиля в период ранней взрослости /Е.Р. Хабирова// Психология совпадающего поведения: Материалы 1 международной научно-практической конференции. - Кострома.: «КГУ им. Некрасова» 2007. — 161 с.
52. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2¬е изд./ Л.Б. Шнейдер. - М.: «Академический проект», 2006. - 768 с.
53. Эльконин Б.Д. Детская психология / Б.Д. Эльконин. - М.: «Академия», 2004. - 383 с.
54. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: «Питер», 2009. - 672 с.
55. Юдина Н. В. Влияние семейных отношений на психическое развитие детей [Текст] / Н.В. Юдина // Психологические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: «Буки-Веди», 2014. — С. 17-18
56. Frydenberg E., & Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal. — Fall 2000. — Т. 37, № 3. — С. 727—745.
57. Валуйская Л.А., Стоянова И.Я. Стратегия взаимодействия родителей с детьми как фактор психического здоровья членов семьи [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2013. - N 3 (20). - URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 16.03.2016).
58. Истратова О.Н., Болясова Н.С. Роль семьи в становлении защитного
поведения младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60549 (дата обращения: 03.03.2016).
59. Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте // Психологические исследования. 2012. № 2(22). С. 4. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.02.2016).
60. Марапов Д.Д. Сравнение количественных показателей [Электронный ресурс] // Медицинская статистика. 2013. URL:http://medstatistic.ru (дата обращения: 19.03.2016).
61. Прилепских, О.С., Волобуева Е.В. Особенности копинг-поведения детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к школе. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. Науч. Журн. 2013. №2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 18.02.2016).
62. Рассказова, Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии
стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] //
Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 18.02.2016).