КАДРОВЫЙ СОСТАВ КУРСКОЙ И ВОРОНЕЖСКОЙ ДУХОВНЫХ КОНСИСТОРИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
|
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Духовная консистория как орган управления епархией………….…13
1.1. Духовная консистория как объект исследования в отечественной историографии………………………………………………..…………………….…13
1.2. Организационная структура Духовной консистории………………….....20
1.3. Фигуры чиновников Духовной консистории в неопубликованных и
опубликованных исторических источниках………………………………...…29
Глава 2. Практики смены чиновников в Духовных консисториях………...…40
2.1. Изменения в составе служащих Воронежской духовной консистории…40
2.2. Изменения в составе служащих Курской духовной консистории……….48
Глава 3. Служебная и внеслужебная деятельность секретаря Духовной консистории………………………………………………………………………….…59
3.1. Статус секретаря Духовной консистории………………………………....59
3.2. Служебная, научная и общественная деятельность секретаря Духовной
консистории на примере А.М. Правдина…………………………………...….69
3.3. Служебный и жизненный сценарий главного провинциального чиновника Духовного ведомства……………………………………………………..…..82
Заключение…………………………………………………………….…………94
Источники и исследования
Глава 1. Духовная консистория как орган управления епархией………….…13
1.1. Духовная консистория как объект исследования в отечественной историографии………………………………………………..…………………….…13
1.2. Организационная структура Духовной консистории………………….....20
1.3. Фигуры чиновников Духовной консистории в неопубликованных и
опубликованных исторических источниках………………………………...…29
Глава 2. Практики смены чиновников в Духовных консисториях………...…40
2.1. Изменения в составе служащих Воронежской духовной консистории…40
2.2. Изменения в составе служащих Курской духовной консистории……….48
Глава 3. Служебная и внеслужебная деятельность секретаря Духовной консистории………………………………………………………………………….…59
3.1. Статус секретаря Духовной консистории………………………………....59
3.2. Служебная, научная и общественная деятельность секретаря Духовной
консистории на примере А.М. Правдина…………………………………...….69
3.3. Служебный и жизненный сценарий главного провинциального чиновника Духовного ведомства……………………………………………………..…..82
Заключение…………………………………………………………….…………94
Источники и исследования
Анализ прошлого и углубленное изучение отдельных исторических
проблем позволяют не только понять наше настоящее, но и качественно его
улучшить. Актуальность темы нашего исследования определена усилением
значения с начала XXI в. Русской Православной церкви в стране, а также одновременным ростом бюрократического аппарата в различных государственных ведомствах. В современной России всѐ большее значение придаѐтся ведению отчѐтности и делопроизводства в целом, в том числе – в церковной
среде.
В 2012 г. ряд крупных епархий нашей страны был раздроблен на более
мелкие структурные единицы. Так, изменила свою структуру и Белгородская
и Старооскольская епархия, в которую частично входили территории Воронежской и Курской епархий Российской империи. В итоге образовалась Белгородская митрополия, состоящая из трѐх епархий: Белгородской, Валуйской
и Губкинской. Соответственно, это повлекло за собой переформирования и в
управленческом аппарате. Также переформирования и перестановки имели
место быть в сфере епархиального управления Российской империи – в консисториях, которые являлись главной епархиальной двигательной силой.
Всѐ это в настоящее время сопровождается достаточно пристальным
вниманием общественности (как и в конце XIX – начале XX вв.) к деятельности тех, кто непосредственно связан с церковной средой, степени эффективности их работы.
Объектом исследования магистерской диссертации является система
церковного управления в Российской империи.
Предмет нашего исследования – деятельность чиновников в канцелярии рассматриваемых учреждений.
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать,
опираясь на неопубликованные и опубликованные источники, монографии и
научные статьи, изменения в кадровом составе Курской и Воронежской духовных консисторий во второй половине XIX – начале XX вв.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
1. Рассмотреть Духовную консисторию как объект исследования в отечественной историографии;
2. Изучить организационную структуру Духовной консистории;
3. Выявить фигуры чиновников Духовной консистории в неопубликованных и опубликованных исторических источниках;
4. Проследить изменения в составе служащих Воронежской духовной
консистории;
5. Проследить изменения в составе служащих Курской духовной консистории;
6. Определить статус секретаря в Духовной консистории;
7. Проанализировать служебную, научную и общественную деятельность консисторского секретаря на примере А.М. Правдина;
8. Выявить служебный и жизненный сценарий главного провинциального чиновника Духовного ведомства.
Хронологические рамки – вторая половина XIX – начало XX вв.
Нижняя граница обусловлена тем, что рубеж 50-60-х гг. ознаменовался подготовкой и реализацией масштабных реформ, затронувших, в том числе, Русскую Православную церковь. Верхняя граница определена окончанием синодального периода в Российской империи.
Географические рамки исследования – территория Курской и Воронежской губерний Российской империи.
Источниковая база исследования представлена опубликованными и
неопубликованными источниками. Среди неопубликованных источников мы
выделяем справочные издания второй половины XIX – начала XX вв. (общероссийские Адрес-календари1 и Памятные книжки Курской2 и Воронежской3
губерний), а также материалы епархиальной периодической печати (Воронежские4 и Курские5 епархиальные ведомости, журнал «Воронежская старина»6) и мемуарная литература священнослужителей («Описание сельского
духовенства»7, «Записки сельского священника»8). Неопубликованные источники представлены материалами Государственного архива Курской области – формулярными списками чиновников Курской духовной консистории9. Подробный анализ заявленных исторических источников дан в третьем
параграфе первой главы магистерской диссертации.
Степень изученности проблемы
В течение последних двадцати лет тематика исследований о Русской
Православной церкви синодального периода стала неотъемлемой частью
отечественной историографии. Если в советский период изучение структур-
1 См.: Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по
всем управлениям в Российской империи. Часть I. (с 1856 по 1916 гг.). – СПб, 1856-1916.
2 См.: Памятные книжки Курской губернии на 1888-1913 гг. Отдел: Адрес-календарь. –
Курск, 1888-1913 гг.
3 См.: Памятные книжки Воронежской губернии на 1893-1916 гг. Отдел IV-й: Адрескалендарь. – Воронеж, 1893-1900 гг.
4 См.: Поликарпов Н.И. Александр Матвеевич Правдин (2 декабря 1907 года). Биографический очерк // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. – 1908. –
№ 10. – С. 579-598; № 11. – С. 635-655; К переходу из Воронежской епархии
А.М. Правдина // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. – 1906. –
№ 23. – С. 1029-1034; Александр Матвеевич Правдин // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. – 1908. – № 1. – С. 22.
5 См.: Говядовский Х.В. К вопросу об издании новой справочной книги о церквах, приходах и причтах Курской епархии // Курские епархиальные ведомости. Неофициальная
часть. – 1906. – № 18. – С. 521-525; Говядовский Х.В. Об издании новой справочной книги
по Курской епархии // Курские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. – 1907. –
№ 10. – С. 180-184.
6 См.: Введенский С.П. Памяти А.М. Правдина // Воронежская старина. – 1908. – № 7. –
С. 39-40; Никольский П.В. Памяти А.М. Правдина // Воронежская старина. – 1908. – № 7.
– С. 33-38; Поликарпов Н.И. Александр Матвеевич Правдин (2 декабря 1907 года). Биографический очерк // Воронежская старина. – 1908. – № 7. – С. 1-32.
7
Беллюстин И.С. Описание сельского духовенства // Фѐдоров В.А. Русская Православная
церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. – М., 2003. – С. 350-386.
8
Розанов А.И. Записки сельского священника // Русская старина. – 1880. – Т. 28. – С. 667–
708; Розанов А.И. Записки сельского священника // Русская старина. – 1881. – Т. 30. – С.
333–572; Розанов А.И. Записки сельского священника // Русская старина. – 1881. – Т. 31. –
С. 55-74.
9 См.: ОКУ ГАКО Ф. 20. – Оп. 3. – Д. 166. – 100 л.; ОКУ ГАКО Ф. 20. – Оп. 3. – Д. 173. –
108 л.; ОКУ ГАКО Ф. 20. – Оп. 3. – Д. 189. – 4 л.6
ных элементов Православной церкви не предпринималось по идеологическим причинам, то в период Перестройки, после публикации в 1989 г. монографии «Русское православие: вехи истории»10, постепенно стал расти интерес к проблемным вопросам этого социального института. Причина тому –
новизна проблема, а также наличие значительного пласта архивных материалов по ней, которые ранее не фигурировали в научном обороте.
На современном этапе изучения функционирования Православной
церкви в рамках государственного аппарата, деятельность Духовных консисторий представляет собой одну из ведущих тем для исследования. В первом
параграфе первой главы магистерской диссертации мы в полной мере рассмотрели историографию заявленной проблемы исследования. Помимо проанализированных монографий, диссертаций и научных статей также стоит
отметить работы, которые являлись фрагментарным вспомогательным материалом при рассмотрении проблем, заявленных в названиях параграфов.
Так, изучая источники, в которых содержится информация о канцелярских чиновниках, мы обратились к исследованию Д.Н. Шилова. Он дал
краткий обзор основной документации, содержащей сведения о бюрократическом аппарате в Российской империи. Значительным подспорьем для нас
оказались исследования И.С. Башковой, А.И. Раздорского,
И.В. Травникова, которые на примере конкретных губерний анализировали
информативность послужных списков и памятных книжек. Нюансы епархиальной периодической печати как источника информации рассматривались в
10 См.: Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. – М., 1989. – 720 с.
11 См.: Шилов Д.Н. Основные документы и справочники о гражданских чиновниках в России (конец XVIII – начало XX века): краткий обзор // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства. – 2011. – № 1 (25). – С. 90-95.
12 См.: Башкова И.С. Формулярный список как форма учѐта служащих канцелярии
Таврического губернатора в первой половине XIX в. // Научный вестник Крыма. – 2017. –
№ 4 (9). – С. 1-6.
13 См.: Раздорский А.И. Памятные книжки Курской губернии: (Историкобиблиографический обзор) // События и люди в документах курских архивов. – 2009. –
Вып. 7. – С. 81-104.
14 См.: Травникова И.В. Памятные книжки – провинциальные справочные издания ХIХ в.
(на примере Пензенской губернии) // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 3 (11). – С. 29-33.7
работах О.И. Лепилкиной и Е.В. Ахмадулина.
проблем позволяют не только понять наше настоящее, но и качественно его
улучшить. Актуальность темы нашего исследования определена усилением
значения с начала XXI в. Русской Православной церкви в стране, а также одновременным ростом бюрократического аппарата в различных государственных ведомствах. В современной России всѐ большее значение придаѐтся ведению отчѐтности и делопроизводства в целом, в том числе – в церковной
среде.
В 2012 г. ряд крупных епархий нашей страны был раздроблен на более
мелкие структурные единицы. Так, изменила свою структуру и Белгородская
и Старооскольская епархия, в которую частично входили территории Воронежской и Курской епархий Российской империи. В итоге образовалась Белгородская митрополия, состоящая из трѐх епархий: Белгородской, Валуйской
и Губкинской. Соответственно, это повлекло за собой переформирования и в
управленческом аппарате. Также переформирования и перестановки имели
место быть в сфере епархиального управления Российской империи – в консисториях, которые являлись главной епархиальной двигательной силой.
Всѐ это в настоящее время сопровождается достаточно пристальным
вниманием общественности (как и в конце XIX – начале XX вв.) к деятельности тех, кто непосредственно связан с церковной средой, степени эффективности их работы.
Объектом исследования магистерской диссертации является система
церковного управления в Российской империи.
Предмет нашего исследования – деятельность чиновников в канцелярии рассматриваемых учреждений.
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать,
опираясь на неопубликованные и опубликованные источники, монографии и
научные статьи, изменения в кадровом составе Курской и Воронежской духовных консисторий во второй половине XIX – начале XX вв.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
1. Рассмотреть Духовную консисторию как объект исследования в отечественной историографии;
2. Изучить организационную структуру Духовной консистории;
3. Выявить фигуры чиновников Духовной консистории в неопубликованных и опубликованных исторических источниках;
4. Проследить изменения в составе служащих Воронежской духовной
консистории;
5. Проследить изменения в составе служащих Курской духовной консистории;
6. Определить статус секретаря в Духовной консистории;
7. Проанализировать служебную, научную и общественную деятельность консисторского секретаря на примере А.М. Правдина;
8. Выявить служебный и жизненный сценарий главного провинциального чиновника Духовного ведомства.
Хронологические рамки – вторая половина XIX – начало XX вв.
Нижняя граница обусловлена тем, что рубеж 50-60-х гг. ознаменовался подготовкой и реализацией масштабных реформ, затронувших, в том числе, Русскую Православную церковь. Верхняя граница определена окончанием синодального периода в Российской империи.
Географические рамки исследования – территория Курской и Воронежской губерний Российской империи.
Источниковая база исследования представлена опубликованными и
неопубликованными источниками. Среди неопубликованных источников мы
выделяем справочные издания второй половины XIX – начала XX вв. (общероссийские Адрес-календари1 и Памятные книжки Курской2 и Воронежской3
губерний), а также материалы епархиальной периодической печати (Воронежские4 и Курские5 епархиальные ведомости, журнал «Воронежская старина»6) и мемуарная литература священнослужителей («Описание сельского
духовенства»7, «Записки сельского священника»8). Неопубликованные источники представлены материалами Государственного архива Курской области – формулярными списками чиновников Курской духовной консистории9. Подробный анализ заявленных исторических источников дан в третьем
параграфе первой главы магистерской диссертации.
Степень изученности проблемы
В течение последних двадцати лет тематика исследований о Русской
Православной церкви синодального периода стала неотъемлемой частью
отечественной историографии. Если в советский период изучение структур-
1 См.: Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по
всем управлениям в Российской империи. Часть I. (с 1856 по 1916 гг.). – СПб, 1856-1916.
2 См.: Памятные книжки Курской губернии на 1888-1913 гг. Отдел: Адрес-календарь. –
Курск, 1888-1913 гг.
3 См.: Памятные книжки Воронежской губернии на 1893-1916 гг. Отдел IV-й: Адрескалендарь. – Воронеж, 1893-1900 гг.
4 См.: Поликарпов Н.И. Александр Матвеевич Правдин (2 декабря 1907 года). Биографический очерк // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. – 1908. –
№ 10. – С. 579-598; № 11. – С. 635-655; К переходу из Воронежской епархии
А.М. Правдина // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. – 1906. –
№ 23. – С. 1029-1034; Александр Матвеевич Правдин // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. – 1908. – № 1. – С. 22.
5 См.: Говядовский Х.В. К вопросу об издании новой справочной книги о церквах, приходах и причтах Курской епархии // Курские епархиальные ведомости. Неофициальная
часть. – 1906. – № 18. – С. 521-525; Говядовский Х.В. Об издании новой справочной книги
по Курской епархии // Курские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. – 1907. –
№ 10. – С. 180-184.
6 См.: Введенский С.П. Памяти А.М. Правдина // Воронежская старина. – 1908. – № 7. –
С. 39-40; Никольский П.В. Памяти А.М. Правдина // Воронежская старина. – 1908. – № 7.
– С. 33-38; Поликарпов Н.И. Александр Матвеевич Правдин (2 декабря 1907 года). Биографический очерк // Воронежская старина. – 1908. – № 7. – С. 1-32.
7
Беллюстин И.С. Описание сельского духовенства // Фѐдоров В.А. Русская Православная
церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. – М., 2003. – С. 350-386.
8
Розанов А.И. Записки сельского священника // Русская старина. – 1880. – Т. 28. – С. 667–
708; Розанов А.И. Записки сельского священника // Русская старина. – 1881. – Т. 30. – С.
333–572; Розанов А.И. Записки сельского священника // Русская старина. – 1881. – Т. 31. –
С. 55-74.
9 См.: ОКУ ГАКО Ф. 20. – Оп. 3. – Д. 166. – 100 л.; ОКУ ГАКО Ф. 20. – Оп. 3. – Д. 173. –
108 л.; ОКУ ГАКО Ф. 20. – Оп. 3. – Д. 189. – 4 л.6
ных элементов Православной церкви не предпринималось по идеологическим причинам, то в период Перестройки, после публикации в 1989 г. монографии «Русское православие: вехи истории»10, постепенно стал расти интерес к проблемным вопросам этого социального института. Причина тому –
новизна проблема, а также наличие значительного пласта архивных материалов по ней, которые ранее не фигурировали в научном обороте.
На современном этапе изучения функционирования Православной
церкви в рамках государственного аппарата, деятельность Духовных консисторий представляет собой одну из ведущих тем для исследования. В первом
параграфе первой главы магистерской диссертации мы в полной мере рассмотрели историографию заявленной проблемы исследования. Помимо проанализированных монографий, диссертаций и научных статей также стоит
отметить работы, которые являлись фрагментарным вспомогательным материалом при рассмотрении проблем, заявленных в названиях параграфов.
Так, изучая источники, в которых содержится информация о канцелярских чиновниках, мы обратились к исследованию Д.Н. Шилова. Он дал
краткий обзор основной документации, содержащей сведения о бюрократическом аппарате в Российской империи. Значительным подспорьем для нас
оказались исследования И.С. Башковой, А.И. Раздорского,
И.В. Травникова, которые на примере конкретных губерний анализировали
информативность послужных списков и памятных книжек. Нюансы епархиальной периодической печати как источника информации рассматривались в
10 См.: Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. – М., 1989. – 720 с.
11 См.: Шилов Д.Н. Основные документы и справочники о гражданских чиновниках в России (конец XVIII – начало XX века): краткий обзор // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства. – 2011. – № 1 (25). – С. 90-95.
12 См.: Башкова И.С. Формулярный список как форма учѐта служащих канцелярии
Таврического губернатора в первой половине XIX в. // Научный вестник Крыма. – 2017. –
№ 4 (9). – С. 1-6.
13 См.: Раздорский А.И. Памятные книжки Курской губернии: (Историкобиблиографический обзор) // События и люди в документах курских архивов. – 2009. –
Вып. 7. – С. 81-104.
14 См.: Травникова И.В. Памятные книжки – провинциальные справочные издания ХIХ в.
(на примере Пензенской губернии) // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 3 (11). – С. 29-33.7
работах О.И. Лепилкиной и Е.В. Ахмадулина.
В XIX в. Православная церковь являлась самобытным институтом, интегрированным в систему государственной структуры Российской империи.
Для его успешного функционирования существовал Святейший правительствующий синод, председателем которого был светский чиновник – оберпрокурор, назначаемый главой государства. Если Православной церковью в
масштабах империи управлял Синод, то на местах (в границах епархий) для
этого были Духовные консистории. Большое значение для их деятельности
имело делопроизводство, которое сосредотачивалось в канцелярии.
Так, в ходе нашего исследования мы проанализировали, опираясь на
неопубликованные и опубликованные источники, монографии и научные
статьи, изменения в кадровом составе Курской и Воронежской духовных
консисторий во второй половине XIX – начале XX вв., и выявили, что:
1. Проблема образования и деятельности Духовной консистории как
органа управления епархией получила достаточно широкое освещение в современной исторической науке. Вследствие анализа исследований мы выделили три основных группы (направления) работ, в которых фигурирует это
учреждение: работы, в которых прямо или косвенно затрагиваются Духовные
консистории, но при этом они не являются центральным объектом изучения;
исследования, посвящѐнные непосредственно рассмотрению Духовных консисторий; работы в контексте персонификации их бюрократического аппарата. Последняя группа самая малочисленная, в ней отсутствуют какие-либо
исследования в рамках Центрального Черноземья.
2. Организационная структура Духовных консисторий была строго
упорядочена. Они состояли из присутствия, состоящего из духовных лиц, и
канцелярии, в которой служили гражданские чиновники. Главой консистории выступал глава соответствующей епархии – правящий архиерей. Канцелярия возглавлялась секретарѐм, который назначался обер-прокурором Святейшего синода и был ему напрямую подотчѐтен. Так, архиерей и секретарь95
были ключевыми персонами органа управления епархией. В рассматриваемом учреждении значительное внимание деятельности канцелярии, поскольку признавалась значимость систематизированного делопроизводства.
3. Фигуры чиновников Духовной консистории фигурируют в следующих неопубликованных и опубликованных исторических источниках: формулярных (послужных) списках, общероссийских адрес-календарях, губернских адрес-календарях, публиковавшихся в памятных книжках одноимѐнной
губернии, и епархиальной периодической печати. Их информативность весьма высока при исследовании таких проблем как: смена секретарей в Духовном ведомстве, кадровые перемещения в пределах консисторской канцелярии, взаимоотношения правящего архиерея и секретаря Духовной консистории, деятельность чиновников этого учреждения в рабочее и свободное время.
4. Штат чиновников Воронежской духовной консистории в рассматриваемый период подвергался переформированию. Второй половине XIX в.
присуща большая стабильность в занимании должности секретаря, по сравнению с началом XX в., когда главная персона канцелярии задерживалась на
один или, максимум, на три года. При переводе некоторых секретарей из одной епархии в другую имели место быть рокировки (Воронеж – Екатеринослав). Внутри самой канцелярии также наблюдались перемещения с должности на должность.
5. Переформирования кадрового состава Курской духовной консистории также были неотъемлемой частью рабочего процесса. Начало XX в. в
этом ведомстве не отмечено частым переназначением главных канцелярских
чиновников. Тем не менее, при перемещении консисторских секретарей также фрагментарно отмечаются рокировки (Курск-Смоленск). Остальной состав канцелярии был весьма стабилен в занимании конкретной должности
одним и тем же лицом. Тем не менее, движение внутри штата также имело
место быть.96
6. Секретарь в Духовной консистории был одной из самых важных
персон. Он ведал всем делопроизводством. От его отношения к тем или иным
поступавшим материалам могло зависеть решение присутствием спорного
вопроса. В рассматриваемый период эта должность была нетривиальной, поскольку, не смотря на то, что у него был местный начальник – правящий архиерей, его главное начальство, которому напрямую, минуя архиерея, предоставлялся отчѐт, находилось в столице – обер-прокурор Синода. От суждений этого канцелярского чиновника могла зависеть даже служба главы епархии. В этом контексте секретари делились на три типа: злоупотреблявшие
расположением правящего архиерея и своим статусом в целом; конфликтующие с главой епархии; выстраивающие плодотворные двусторонние отношения с ним.
7. Секретарь Воронежской духовной консистории Александр Матвеевич Правдин, прослуживший в этой епархии без малого четверть века, являлся уникальным канцелярским чиновником. Он относится к выявленному нами третьему типу секретарей. Сферы его жизни – служебная, научноисследовательская, общественная – имели обширный спектр положительных
результатов деятельности. За свою жизнь он опубликовал не менее чем сорок
статей и исследований, которые сосредотачивались на церковной истории
той епархии, в которой он служил (Саратовской, Воронежской). Его вес в губернском обществе был обусловлен исключительно результатами его труда.
Также личностный фактор стал определяющим в формировании уважительного и доверительного отношения со стороны главы Синода.
8. Сценарий карьеры и жизни в целом секретаря Духовной консистории определялся наличием следующих вех:
- рождение в семье духовного сословия;
- поступление в Духовную академию или светское учебное заведение
на гуманитарное направление;
- окончание обучение со степенью кандидата;97
- служба на протяжении нескольких лет в канцелярии Святейшего синода (два-три года);
- назначение обер-прокурором в определѐнную епархию на должность
секретаря;
- непосредственная работа в канцелярии, совмещаемая с изучением местной церковной истории и участие в общественной жизни епархии.
Для его успешного функционирования существовал Святейший правительствующий синод, председателем которого был светский чиновник – оберпрокурор, назначаемый главой государства. Если Православной церковью в
масштабах империи управлял Синод, то на местах (в границах епархий) для
этого были Духовные консистории. Большое значение для их деятельности
имело делопроизводство, которое сосредотачивалось в канцелярии.
Так, в ходе нашего исследования мы проанализировали, опираясь на
неопубликованные и опубликованные источники, монографии и научные
статьи, изменения в кадровом составе Курской и Воронежской духовных
консисторий во второй половине XIX – начале XX вв., и выявили, что:
1. Проблема образования и деятельности Духовной консистории как
органа управления епархией получила достаточно широкое освещение в современной исторической науке. Вследствие анализа исследований мы выделили три основных группы (направления) работ, в которых фигурирует это
учреждение: работы, в которых прямо или косвенно затрагиваются Духовные
консистории, но при этом они не являются центральным объектом изучения;
исследования, посвящѐнные непосредственно рассмотрению Духовных консисторий; работы в контексте персонификации их бюрократического аппарата. Последняя группа самая малочисленная, в ней отсутствуют какие-либо
исследования в рамках Центрального Черноземья.
2. Организационная структура Духовных консисторий была строго
упорядочена. Они состояли из присутствия, состоящего из духовных лиц, и
канцелярии, в которой служили гражданские чиновники. Главой консистории выступал глава соответствующей епархии – правящий архиерей. Канцелярия возглавлялась секретарѐм, который назначался обер-прокурором Святейшего синода и был ему напрямую подотчѐтен. Так, архиерей и секретарь95
были ключевыми персонами органа управления епархией. В рассматриваемом учреждении значительное внимание деятельности канцелярии, поскольку признавалась значимость систематизированного делопроизводства.
3. Фигуры чиновников Духовной консистории фигурируют в следующих неопубликованных и опубликованных исторических источниках: формулярных (послужных) списках, общероссийских адрес-календарях, губернских адрес-календарях, публиковавшихся в памятных книжках одноимѐнной
губернии, и епархиальной периодической печати. Их информативность весьма высока при исследовании таких проблем как: смена секретарей в Духовном ведомстве, кадровые перемещения в пределах консисторской канцелярии, взаимоотношения правящего архиерея и секретаря Духовной консистории, деятельность чиновников этого учреждения в рабочее и свободное время.
4. Штат чиновников Воронежской духовной консистории в рассматриваемый период подвергался переформированию. Второй половине XIX в.
присуща большая стабильность в занимании должности секретаря, по сравнению с началом XX в., когда главная персона канцелярии задерживалась на
один или, максимум, на три года. При переводе некоторых секретарей из одной епархии в другую имели место быть рокировки (Воронеж – Екатеринослав). Внутри самой канцелярии также наблюдались перемещения с должности на должность.
5. Переформирования кадрового состава Курской духовной консистории также были неотъемлемой частью рабочего процесса. Начало XX в. в
этом ведомстве не отмечено частым переназначением главных канцелярских
чиновников. Тем не менее, при перемещении консисторских секретарей также фрагментарно отмечаются рокировки (Курск-Смоленск). Остальной состав канцелярии был весьма стабилен в занимании конкретной должности
одним и тем же лицом. Тем не менее, движение внутри штата также имело
место быть.96
6. Секретарь в Духовной консистории был одной из самых важных
персон. Он ведал всем делопроизводством. От его отношения к тем или иным
поступавшим материалам могло зависеть решение присутствием спорного
вопроса. В рассматриваемый период эта должность была нетривиальной, поскольку, не смотря на то, что у него был местный начальник – правящий архиерей, его главное начальство, которому напрямую, минуя архиерея, предоставлялся отчѐт, находилось в столице – обер-прокурор Синода. От суждений этого канцелярского чиновника могла зависеть даже служба главы епархии. В этом контексте секретари делились на три типа: злоупотреблявшие
расположением правящего архиерея и своим статусом в целом; конфликтующие с главой епархии; выстраивающие плодотворные двусторонние отношения с ним.
7. Секретарь Воронежской духовной консистории Александр Матвеевич Правдин, прослуживший в этой епархии без малого четверть века, являлся уникальным канцелярским чиновником. Он относится к выявленному нами третьему типу секретарей. Сферы его жизни – служебная, научноисследовательская, общественная – имели обширный спектр положительных
результатов деятельности. За свою жизнь он опубликовал не менее чем сорок
статей и исследований, которые сосредотачивались на церковной истории
той епархии, в которой он служил (Саратовской, Воронежской). Его вес в губернском обществе был обусловлен исключительно результатами его труда.
Также личностный фактор стал определяющим в формировании уважительного и доверительного отношения со стороны главы Синода.
8. Сценарий карьеры и жизни в целом секретаря Духовной консистории определялся наличием следующих вех:
- рождение в семье духовного сословия;
- поступление в Духовную академию или светское учебное заведение
на гуманитарное направление;
- окончание обучение со степенью кандидата;97
- служба на протяжении нескольких лет в канцелярии Святейшего синода (два-три года);
- назначение обер-прокурором в определѐнную епархию на должность
секретаря;
- непосредственная работа в канцелярии, совмещаемая с изучением местной церковной истории и участие в общественной жизни епархии.
Подобные работы
- КАДРОВЫЙ СОСТАВ КУРСКОЙ И ВОРОНЕЖСКОЙ ДУХОВНЫХ КОНСИСТОРИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Православная традиция русского города
в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999



