Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАНИМЕТРИИ НА ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ

Работа №67517

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
461
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ 8
1.1 Элективные курсы: понятие, задачи, функции и виды 8
1.2 Основные особенности профильного обучения математике 12
1.3 Роль элективных курсов в профильном обучении математике ... 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ
ПЛАНИМЕТРИИ НА ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ ПО ГЕОМЕТРИИ 26
2.1 Анализ процесса обучения на элективном курсе 26
2.2 Разработка методического сопровождения процесса организации
изучения планиметрии на элективном курсе по геометрии 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

На сегодняшний день в Российской Федерации не прекращается совершенствование школьного образования. Из множества возможных путей модернизации образовательных процессов, подключение профильного обучения к базовому курсу является одним из самых эффективных. С одной стороны, это позволяет реализовать индивидуальный подход учителя к обучающемуся, а также дает возможность ученику развивать умение делать осознанный выбор, ориентированный на себя, нацелиться на дальнейшее обучение, выбор профессии.
Бесспорно, результативность введения на старшую ступень общеобразовательной школы профильного обучения во многом зависит от уровня подготовленности содержательного и методического аспектов структурных компонентов профильного обучения. Как показывают исследования, на практике наименее разработанными являются элективные курсы.
В обучении старшеклассников математике в современной школе внимание геометрии уделяется гораздо в меньшей степени, чем алгебре и начала математического анализа. Это стало характерно и для элективных курсов, разработки которых касаются в своем большинстве алгебры. Одной из причин образовавшейся ситуации, как считают некоторые исследователи, может являться содержание ЕГЭ по математике, задания которого в меньшей степени ориентированы на геометрию, в большей - на алгебру.
Ознакомление с разделом «Планиметрия» на уроках по геометрии проходит очень поверхностно, что приводит к уменьшению качества усвоения материала, что в свою очередь может вызвать затруднения в некоторых заданиях ЕГЭ. Также это может сыграть не очень хорошую роль для учеников, которым легко дается и интересна математика, и дальнейшее обучение планируется на профессии, связанные с этой наукой.
Исходя из этого, является актуальной проблема разработки элективных курсов, которые способствуют углублению знаний школьников в определенной области знаний человечества.
В настоящее время существуют разработки некоторых элективных курсов по геометрии: «Геометрическое моделирование окружающего мира» [27]; «Четырехмерная геометрия» [39]; «Многогранники» [38] и др. Разработкой элективных курсов занимаются как и учителя-практики общеобразовательных школ, так и преподаватели ВУЗов и авторы школьных учебников по математике: А.Ж. Жафяров [14], Л.С. Сагателова [36], Е.В. Потоскуев [31] и многие другие.
Резюмируя, можно отметить, что элективные курсы по геометрии необходимы на практике. Они разрабатываются, но ориентированность большинства их них, в основном, на расширение знаний учеников. Какой-либо подготовки к ЕГЭ или дальнейшему обучению, связанному с математикой, они в себе не несут.
Проблема: разработка элективного курса по планиметрии «Треугольники и многоугольники» для расширения кругозора по предмету и подготовки их к выпускным и возможным вступительным экзаменам.
Объект исследования: элективные курсы в профильном обучении старшей ступени общеобразовательной школы.
Предмет исследования: элективный курс по планиметрии, разделу геометрии.
Цель исследования заключается в изучении теоретической базы по проектированию элективных курсов, их содержания и последующей реализации в профильном обучении старших классов общеобразовательной школы; разработке элективного курса по геометрии.
Гипотеза выпускной квалификационной работы заключается в предположении о том, что если при разработке элективного курса по геометрии ориентироваться на содержательный компонент методической системы, то элективный курс сможет способствовать достижению целей профильного обучения; обеспечить преемственную связь между базовым и профильным курсами; дать необходимый минимум знаний для подготовки к экзаменам.
Для достижения цели и проверки сформулированной гипотезы нужно решить следующие задачи:
1. Конкретизировать роль и функции элективного курса по геометрии как части профильного обучения математике в старшем звене общеобразовательной школы.
2. Аргументировать и выделить те принципы, по которым происходит отбор содержания элективного курса по геометрии в условиях профильного обучения математике обучающихся старших классов.
3. Разработать элективный курс по теме «Треугольники и многоугольники» и его методическое обеспечение (программу курса, список рекомендуемой литературы и др.).
Теоретико-методологическая основа исследования. В ходе исследования было применено несколько методов. Основным является теоретический метод. Он дает возможность логическим путем определить роль, цели, функции и задачи элективных курсов в профильном обучении математики старшего звена общеобразовательных школ, основываясь на анализе имеющихся теоретических положений и точек зрения на проблему элективных курсов по геометрии.
Так же в исследовании был использован метод изучения и обобщения сведений, который позволяет правильно сконструировать общие логические выводы о роли профильного обучении в условиях постоянно развивающейся системы образовании в Российской Федерации путем изучения и обобщения имеющихся научных фактов. Данный метод, основываясь на выявлении основных ролей и ориентированностей элективных курсов, помогает сформировать выводы об их актуальности в современном образовании.
Помимо двух указанных методов был использован метод анализа и синтеза. Метод анализа позволяет разделить на части изучаемые элементы профильного обучения на составные части с целью определения и описания их свойств и содержания. И, основываясь на этом, путем последующего синтеза можно определить их роль и влияние на развитие интереса к предмету; уровня развития знаний, умений и навыков в рамках изучаемого предмета; развитие профессиональной ориентации обучающихся.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что в данной работе проведено исследование проблемы актуальности и распространенности элективных курсов по геометрии. Так же был разработан элективный курс по теме: «Треугольники и многоугольники», целью которого является не только удовлетворить индивидуальные образовательные потребности каждого обучающегося, но и включает в себя элементы развития способности вести диалог с аудиторией путем включения в элективный курс таких форм взаимодействия как выступления с докладами, обсуждение этого доклада в диспуте; так же в содержание элективного курса включены задачи, решение которых предполагает знание необходимого минимума по предмету, который так же необходим для сдачи выпускных экзаменов в школе.
Теоретическая значимость. В выпускной квалификационной работе был проведен анализ профильного обучения математике, содержание элективных курсов, основные требования, предъявляемые к содержанию программы элективного курса по математике. Теоретическая значимость определяется вкладом в изучение и разработку элективных курсов. Полученные данные углубляют представление о профильном обучении и элективных курсах в целом.
Практическая значимость. Те результаты, которые были получены в ходе работы, могут использоваться учителями математики в разработках своих элективных курсов. Так же разработанный элективный курс является полностью законченным и может быть включен в практическую деятельность учителей без изменений.
Структура выпускной квалификационной работы определена темой, особенностью ее раскрытия и методологией. Работа состоит из введения, первой главы, состоящей из трех параграфов, второй главы, состоящей из двух параграфов, заключения и списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что концепция современного школьного образования в старших классах предоставляет обучающимся возможность самостоятельно выбрать не только уровень, но и направления подготовки в различных областях математической науки. Организация математического образования в школе основывается на принципах дифференцированного обучения, таким образом, обучающиеся сами выбирают интересующий их профиль, в число которых входит и математический.
Методика дифференцированного обучения во многом подтверждена опытом становления и развития школы в России. В середине XIX века уже существовало разделение в гимназическом образовании в виде двух направлений подготовки: классическая гимназия, служащая основой для подготовки поступления в высшие учебные заведения, а также реальная, призванная обеспечивать подготовку в средние специальные учебные заведения. По итогам Первого Всероссийского съезда работников просвещения, состоявшегося в 1918 году и утвердившего стратегию развития народного образования в стране, были определены следующие направления профильного обучения: гуманитарное, естественно-математическое и техническое. А позднее, в 1966 году, была предложена новая система, включающая в себя идею факультативного обучения и создание школ с углубленным изучением предметов. Законом Российской Федерации «Об образовании» от 1992 года было официально утверждено право на существование многообразия системы образования в виде широкого выбора типов и видов образовательных учреждений и программ.
В ходе изучения проблематики разработки элективных курсов в системе профильного образования математике на старшей ступени образования в рамках средней общеобразовательной школы в рамках теоретического исследования было дано определение понятию «элективный курс» и рассмотрены виды элективных курсов, их функции, цели и задачи.
На этом этапе изучения теоретического вопроса было описано, что элективный курс представляет собой некое дополнение к основному учебнику по предмету. Суть элективного курса в углублении профильного обучения в рамках общеобразовательных предметов. Удовлетворить личные образовательные интересы каждого обучающегося - основная цель каждого элективного курса.
Решение задач, стоящих перед элективным курсом сводится к оказанию помощи старшекласснику в анализе собственных научных интересов и предпочтений, в определении с дальнейшей профессиональной деятельностью. Исходя из целей и задач, были описаны функции элективных курсов. Их суть сводится к проведению профориентационной работы, т.е. работы, которая ориентирует ученика на выбор профиля последующего обучения.
Помимо этого, была выделена типология элективных курсов: по межпредметной связи, по непосредственной связи с предметом, по предметам, которые не входят в базовый учебный план.
Для продолжения дальнейшей работы по теме необходимо было изучить основные особенности профильного обучения математике. Необходимость определения его как такового обусловлено невозможностью изучения поставленного вопроса. Направленность профильного обучения ориентировано на дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения, изменяющее его организацию, структуру и содержание с целью учета склонностей, способностей и интереса учащихся и создания для них приемлемых условий для обучения.
После изучения концепции профильного обучения были выделены группы профилей, в рамках которых математика изучается в наиболее приемлемом объеме. Для каждого курса было описано необходимое время обучения математике, так же для профилей были приведены примеры элективных курсов с их сжатым содержанием.
Основываясь на исследованиях Дорофеева Г.В., Кузнецовой Л.В., Суворовой С.Б., Фирсова В.В были приведены теоретические аспекты разделения элективных курсов по сложности содержания описанием и обоснованием каждого типа.
Логическим продолжением выпускной квалификационной работы является выявление роли элективных курсов в профильном обучении математике. После краткого описания сути элективных курсов, были описаны:
• Условия содержания элективного курса;
• Зависимость содержания курса от состава обучаемых групп;
• Элементы деятельности школьников, которые формируются и развиваются у школьников с учетом особенностей математических элективных курсов;
• Базовые требования к содержанию программ элективных курсов;
• Критерии, по которым оценивается программа элективного курса.
Переходя непосредственно к анализу практической части выпускной квалификационной работы, можно отметить, что эта часть разделена на два параграфа: разработку комплекса методов работы с обучающимися на уроках и на непосредственно разработку самого элективного курса.
В рамках первого параграфа сформирован список тем для изучения и обоснован выбор планиметрии как раздела геометрии. Для успешной реализации описанных тем в рамках разрабатываемого элективного курса был разработан и аргументирован комплекс образовательных технологий и методических приемов, которые является эффективным инструментарием для обучения. К ним относятся:
• Метод проектов;
• Информационно-коммуникационные технологии;
• Технология развития критического мышления с полным описанием этапов и используемых приемов;
Каждая из указанных технологий и приемов направлены на эффективное обучение теоретическим и практическим аспектам преподаваемого материала в рамках элективного курса.
Следующий параграф посвящен разработке самого элективного курса. Содержание курса ориентировано на обучающихся 9-10 классов, имеющих интерес и предрасположенность к изучению геометрии как раздела математической науки. Курс направлен на изучение более широкого круга задач, более сложных относительно базового курса.
Программа разработанного элективного курса состоит из четырех основных элементов:
• Пояснительная записка;
• Основное содержание курса;
• Ожидаемые от обучения результаты;
• Список литературы, рекомендуемой обучающимся.
Также была разработана итоговая аттестация обучающихся в рамках этого элективного курса и критерии итоговой оценки знаний.
Подводя общий итог, можно отметить, что поставленные перед началом работы задачи были успешно решены, а именно:
1. Конкретизирована роль и функции элективного курса по геометрии.
2. Выделены и аргументированы принципы отбора содержания элективного курса;
3. Разработан элективный курс по теме «Треугольники и многоугольники».
Посредством решения данных задач, поставленная перед исследованием цель была успешно достигнута, а именно была изучена теоретическая база по проектированию элективных курсов и был разработан элективный курс; доказана гипотеза исследования.
Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы как учителями математики для доработки, внедрения собственных идей, реализации в практики школ, так и студентами- практикантами для подготовки к проведению занятий не только в рамках базового курса математики, но и подготовки к проведению элективных курсов.



1. Абакумова Н.Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика / Н.Н. Абакумова, Малкова И.Ю. - Т.: Томский государственный университет, - 2007. - 368 с.
2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Артемова Л.К. «Профильное обучение»: опыт, проблемы, пути решения / Л.К. Артемова. - Школьные технологии, 2003. - с.22-31.
4. Афанасьева Т. П., Ерошин В. И. Модели организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов: Сборник научно-методических материалов. / Т.П. Афанасьева, В.И. Ерошин. - М.: ЗАО Академ Пресс, 2005
5. Берштейн А. Педагогика на кончиках пальцев. Введение в специальность. / А. Берштейн. - М.: Образовательные проекты, 2012. - 544 с.
6. Васькова И.Д. Организация элективных курсов. - Режим доступа:
https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10247. - Дата доступа:
10.11.2016. - Портал педагога
7. Воройский Ф. С. Информатика. Энциклопедический словарь-
справочник: введение в современные информационные и
телекоммуникационные технологии в терминах и фактах [Текст] / Ф.С. Воройский. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2011. - 768 с.
8. Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя. / Г.А. Воронина. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 128 с.
9. Газизов Т.Т. Модель внедрения элементов робототехники в образовательный процесс школы [Текст]/ Т.Т. Газизов, О.С. Нетесова, А.Н. Стась// Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2013. - С.180-184.
10. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А. Дахин. - Народное образование, 2004. С.136-144
11. Доровеев Г.В. Дифференциация в обучении математике / Г.В. Доровеев, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, В.В. Фирсов. - Математика в школе, 1990. С. 15-21.
12. Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе [Текст] / А.М. Егорова. - СПб.: Реноме, 2012. С. 173-179.
13. Ермаков. Д. Элективные учебные курсы для профильного обучения / Д. Ермаков, Г. Петрова. - Народное образование, 2004.
14. Жафяров, А.Ж. Элективные курсы по геометрии для профильной школы: учебно-дидактический комплекс / А.Ж. Жафяров. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005.
15. Загашев И.О. Учим детей критически мыслить. / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
16. Инструктивное письмо Управления образования Белгородской области «О преподавании предмета «Математика» в профильных классах», 2004.
17. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета
«Физика» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2015-2016 учебном году». - Режим доступа: http://belcdo.bel-licei-
inter.ru/DocF iles/metodmail 15/IMP F izika 15 - 16.pdf- Дата обращения:
11.11.2016.
18. Кельбакиани В.Н. Контуры дифференциации в преподавании математики / В.Н. Кельбакиани. - Математика в школе, 1990. - С. 14-15.
19. Коновалова Е.И. «Элективный курс как фактор реализации индивидуальной образовательной траектории школьников» / Е.И. Коновалова. - Вестник Бурятского государственного университета, выпуск №15, - 2013.
20. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Нормативные документы в образовании. - 2003. - с. 2-21.
21. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ МО № 2783 от 18.07.02).// Вестник образования: Сборник приказов и инструкций МО РФ. - Декабрь 2002.- Пилотный №4.- Профильное обучение. Тематический выпуск. - С.3-95
22. Крутихина М.В. Элективные курсы по математике [Текст]: учебно-методические рекомендации. / М.В. Крутихина, З.В. Шилова. - Киров, ВятГГУ. - 2006. - с. 40.
23. Кузнецов А. Профильное обучение: проблемы, перспективы развития / А. Кузнецов. - Народное образование, 2003. - с.85-88.
24. Лопушанская Н.Д. Использование «задачного» подхода в условиях адаптивной системы обучения программированию [Электронный ресурс] / Н.Д. Лопушаснкая// Фестиваль педагогических идей «открытый урок». - Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/524846/(дата обращения 05.02.2017).
25. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно-методическое пособие. / И.В. Муштавинская. - М.: КАРО, 2014. - 144 с.
26. Николина Н.А. Великие имена: русские лингвисты: элективный курс для учащихся 9-11 кл. / Н.А. Николина. - М.: Просвещение, 2008. - 380 с.
27. Орлов, В.В. Геометрическое моделирование окружающего мира. 10-11 классы / В.В. Орлов, Н.С. Подходова, Е.А. Ермак, И.А. Иванов. - Дрофа, 2009. - 80 с.
28. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2013. - 112 с.
29. Петрусевич А.А. Практика современного образования: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / А. А. Петрусевич, В.В. Лоренц, - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. - 300 с.
30. Письмо Министерства образования Российской Федерации (Минобразование России) «Элективные курсы в профильном обучении» / Департамент общего и дошкольного образования №14-51-277/13 от 13.11.2003.
31. Потоскуев Е.В. Векторы и координаты как аппарат решения геометрических задач: учебное пособие. Элективные курсы. / Е.В. Потоскуев.
- М.: Дрофа, 2010.
32. Приказ Министерства Образования РФ от 18.07.2002 №2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
33. Профильное обучение в современной российской школе. Сборник научных статей. - М.: РУДН, 2015. - 176 с.
34. Рогова Г.А. Элективные курсы как содержательная основа профильного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //vio. uchim.info/Vio 5 8/cd site/articles/art 4 7 .htm(дата обращения 05.02.2017).
35. Рональд Де Гроот. Дифференциация в образовании / Рональд Де Гроот. - Директор школы, 1994. №5 - с. 12-18.
36. Сагателова, Л.С. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум. / Л.С. Сагателова. - Учитель, 2009
37. Сапожникова А.Ю. Предпрофильная подготовка учащихся: Разработка и экспертиза курсов по выбору. Структура и содержание портфолио (методические рекомендации). / А.Ю. Сапожникова, И.Л. Ефремова, Л.Е. Савашкевич. - Вологда: ВИРО, 2006. - 84 с.
38. Смирнова, И.М. Многогранники. / И.М. Смирнова, В.А. Смирнов.
- Мнемозина, 2007. - 96 с.
39. Смирнова, И.М. Четырехмерная геометрия. 10-11 классы / И.М. Смирнова. - МЦНМО, 2010
40. Сыздыкова А.Н. Рекомендации по организации профильного
обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://pandia.ru/text/79/495/54398.php(дата обращения 12.12.2016).
41. Цыбикова В.К. Преподавание математики в различных профильных направлениях / В.К. Цыбикова. - Вестник Бурятского государственного университета, выпуск №15, - 2010.
42. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «математика» / Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров. -М.: Вита-Пресс, 2004.
43. Элективные курсы в профильном обучении: Письмо Департамента общего и дошкольного образования №14-51-277/13 от 13.11.2003 г. / Народное образование, - с. 265-266.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ