Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «РАСТВОРЫ» СТУДЕНТАМИ НЕХИМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Работа №67496

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

химия

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
311
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретике - методологические основы использования интерактивных
методов обучения в учебном процессе 6
1.1. Сущность интерактивных методов обучения 6
1.2. Классификация интерактивных методов обучения 17
1.3. Роль и функции преподавателя в интерактивном
обучении 26
2. Основы организации интерактивного обучения при изучении
дисциплины «химия» студентами нехимического направления 30
2.1. Цели интерактивного обучения дисциплины «Химия» 30
2.2. Содержание интерактивного обучения дисциплины
«Химия» 34
2.3. Принципы интерактивного обучения дисциплины
«Химия» 38
2.4. Педагогические условия использования интерактивного
обучения при изучении дисциплины «Химия» 42
2.5. Обоснование выбора методов и форм интерактивного
обучения при разработке комплекса учебных занятий на тему «Растворы» 52
3. Разработка комплекса учебных занятий при изучении темы
«растворы» студентами нехимического факультета 64
3.1. Разработка интерактивной лекции 64
3.2. Разработка практического занятия 67
3.3. Разработка лабораторной работы в игровой форме 70
Выводы 74
Список использованной литературы


С наступлением XXI века определился новый этап развития потребностей общества. Высокие темпы научно -технического прогресса, формирование рыночных отношений, сложные экономические условия повышают требования к высшей школе, которая должна готовить востребованных и конкурентоспособных специалистов. В связи с этим происходит реформирование современной системы высшего профессионального образования.
Новые образовательные стандарты определяют требования к результатам усвоения основных образовательных программ через формирование общих и профессиональных компетенций, а также формирование активной и заинтересованной личности, желающей постоянно учиться и готовой самостоятельно добывать новые знания. Для того чтобы быть мотивированным в учебе, обучающийся должен быть вовлечен в разнообразную учебную деятельность.
Вполне очевидно, что требуемые задачи могут быть достигнуты не только с применением традиционных методов обучения, но также необходимы инновационные подходы к процессу обучения. Формирование заявленных в ФГОС компетенций предполагает применение новых технологий и форм реализации учебной работы. Таким образом, необходимо сделать процесс обучения более эффективным за счёт использования современных образовательных технологий, способствующих более эффективному восприятию учебного материала.
Для широкого круга специальностей «Химия», как естественнонаучная дисциплина, является базовым предметом.
Следует отметить, что во многих случаях, у большинства студентов нехимического направления возникают основные проблемы, которые связаны с низким уровнем знаний, усвоенных в средней школе, с негативным отношением к предмету «Химия» в целом. Следствием этого является пассивность студентов в течение семестра при выполнении лабораторных и расчетно-графических работ, и как результат - низкие оценки на экзамене.
Возникающие проблемы при изучении естественнонаучной дисциплины «Химия» студентами нехимических направлений требует изменений всех составляющих учебного процесса: содержания, методов обучения и контроля усвоенного материала.
Внедрение интерактивных методов обучения является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе и обязательным условием эффективной реализации компетентностного подхода.
Исходя из данной проблемы, сделан выбор темы диссертационной работы: «Интерактивный метод при изучении темы «Растворы» студентами нехимического факультета».
Целью исследования: обосновать необходимость использования интерактивных методов обучения при изучении темы «Растворы» студентами нехимических направлений.
Объект исследования: учебная деятельность студентов нехимического направления при изучении дисциплины «Химия».
Предмет исследования: технология интерактивного обучения как средство повышения мотивации познавательной деятельности, формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся.
Гипотеза исследования: если систематически использовать технологию интерактивного обучения, то следует ожидать повышения уровня успеваемости и активности обучающихся, так как ее применение способствует формированию профессиональных компетенций, продуктивному усвоению учебного материала.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить теоретико -методологические основы использования интерактивных методов обучения;
2. Выявить и обосновать педагогические условия использования интерактивных методов обучения при изучении темы «Растворы»
3. Разработать комплекс учебных занятий по теме «Растворы» для студентов нехимических направлений с использованием интерактивных методов
Новизна исследования: Разработан комплекс учебных занятий, включающий в себя лекцию, практическое занятие и лабораторную работу по теме «Растворы»
Практическая значимость исследования: Разработанный комплекс учебных занятий, включающий в себя лекцию, практическое занятие и лабораторную работу по теме «Растворы» может быть использован при проведений занятий со студентами нехимических направлений .
Диссертационная работа изложена на 80 страницах и включает в себя: Введения, три главы, Выводы и список использованной литературы, в том числе 4 таблицы, 4 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного теоретического исследования интерактивных методов обучения в соответствии с поставленными целью и задачами были получены основные научные результаты:
1. При анализе педагогических, научно -методических литературных источников обоснована сущность интерактивного обучения и определены основные подходы при классификации интерактивных методов и форм обучения.
2. На основании проведенного обзора литературы и общепедагогических принципов определены цели, содержание и принципы интерактивного обучения, а также педагогические условия использования интерактивных методов по дисциплине «Химия», обоснована выбор методов и форм интерактивного обучения для разработки учебно методического комплекса.
3. Разработан комплекс интерактивных занятий на тему «Растворы», включающий в себя лекцию, практические занятие и лабораторную работу в игровой форме.



1. Ионин, Л.Г. Символический интеракционизм: Критика
современной буржуазной теоретической социологии / Под ред. Г.В. Осипов. М.: Наука, 2003. С. 61-85.
2. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза: методические рекомендации для преподавателей НГАУ. Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. 58 с.
3. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация: введение в интерпретативную социологию / пер. и общ. ред. пер. с нем. Н.А. Головина и
В.В. Козловского. СПб.: Алетейя, 1999. 261 с.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания : учеб. пособие для студ. психол. и пед. спец. вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.
6. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т, 2000. 146 с.
7. Куликова Л.Н. Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом развитии: педагогический взгляд. Хабаровск: Изд-во ХГПУ,
2003. 323 с.
8. Назарова В.Д. Философско -методологические основания
использования интерактивных (диалоговых) технологий обучения в современном образовательном процессе // Вестник Бурятского госуниверситета. Сер. 7: Педагогика. Вып. 14. — Улан-Удэ: Изд-во
Бурятского госуниверситета, 2006. — С 81-91.
9. Гавронская Ю.Ю. Интерактивное обучение химическим дисциплинам как средство формирования профессиональной компетентности студентов педагогических вузов: дисс. ...док. пед. наук. - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт- Петербург, 2008. 434 с.
10. Бадмаев, Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б.Ц. Бадмаев. М.: ВЛАДОС - Пресс, 2002. 269 с.
11. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей
школе: Учебно-методическое пособие. Саратов: Издательский центр
«Наука», 2009. 52 с.
12. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. Минск: Вышэйная школа, 2004. 176 с.
13. Кларин, М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. № 7. 2000. - С. 12-18.
14. Махотин, Д.А. Интерактивное обучение на уроках экономики
[Электронный ресурс] / URL: http У/www. eido s. ru/journal/
15. Гейхман, Л.К. Интерактивное обучение общению. Подход и
модель. Пермь: Изд-во Пермского госуд-го ун-та, 2002. 260 с
16. Мясоед, T.A. Интерактивные технологии обучения, спец.
семинар для учителей. [Электронный ресурс] / М.,2004 URL: http ://rinrefer. ru/12/re fs.php?id=0010
17. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал «Дубна» № 2, ISSN 2076-7099. 2012. С. 1-18.
18. Комарницкая О.В. Интерактивное обучение физике: Метод, пособие. Херсон: Айлант, 2004. 76 с.
19. Карпенко Е.А. Критерии успешного применения интерактивных технологий в обучении// Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL:http ://psycholo gy. snauka. ru/2014/06/3274
20. Плаксина, И. В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании : метод. пособие. Владимир: Изд -во ВлГУ, 2014. 163 с.
21. Курышева И.В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин: дисс. канд. пед. наук. - НГПУ им К. Минина, Нижний Новгород, 2010.
22. Деева Е.М. Применение современных интерактивных методов обучения в вузе: практикум. Ульяновск : УлГТУ, 2015. 116 с.
23. Москалевич, Г.Н. Технология интерактивного обучения: понятие и сущность, особенности и преимущества // Инновационные образовательные технологии. 2014. № 1 (37). С. 43—48.
24. Соосаар Н., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания: настольная книга преподавателя. СПб.: Златоуст, 2004. 188 с.
25. Райс О., Карпенко Е. Интерактивные технологии в обучении. // Педагогика нового времени.: М.: «Издательские Решения», 2017. 57 с.
26. Ермакова Т.И., Ивашкин Е.Г. Проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения: учеб. пособие. Нижний Новгород,
2013. 158 с.
27. Гдалин Д.А. Образование для устойчивого развития: интерактивные формы обучения: учеб.-метод.пособие /под ред. В. П. Соломин. СПб.: Эпиграф, 2004. 132 с
28. Карпенко Е.А. Игротехники, как способ повышения качества обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL:http ://psycholo gy. snauka. ru/2014/07/3336
29. Кибирев А.А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: уч.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений, слуш. учреж. доп. обр. Хабаровск: ХК И1ШК, 2003, 117 c.
30. Кругликов, В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теоретикометодологический аспект: дис. ...докт. пед. наук. - СПб, 2000.
31. Черных И.А. Теории интеграции: техника интерактивного обучения. Алматы, 2004. 112 с.
32. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995. 135 с.
33. Гвоздева А.В. Дидактические принципы в концепции интегративного подхода к дифференцированному обучению // Знание. Понимание. Умение, № 3, 2007, С. 34-38.
34. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
35. Кузменок Н.М. Метод интерактивного обучения в организации лабораторного практикума по курсу «Органическая химия» // Труды БГТУ, №8. 2014.
36. Лобанов А.А. Основы профессионально -педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия,
2004. 192 с.
37. Рыбальский В.И., Литвиненко Е.А. Игра в педагогическом процессе // Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: НГПИ, 1989.
38. Майер Л.В., Манахова С.В. Интерактивные формы обучения химии в университете // Журнал «Вестник Северного (Арктического) федерального университета». 2015
39. Репьев Ю.Г. Интерактивное самообучение: монография. М.: Логос, 2004. 248 с
40. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Интерактивная педагогика:
учебнометодическое пособие. СПб.: НОУ «Экспресс», 2012. 160 с.
41. Куликова, Л.Н. Интерактивные методы в образовании: личностно-созидающие смыслы// сб. науч. ст. по материалам Международной науч.-практ. конф. Хабаровск: ХГПУ, 2002. С. 4-23.
42. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
43. Добрынина, Т.Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования: монография. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. 183 с.
44. Акулова О.В. Ключевые колшетенции как цель и результат современного образования // Академические чтения. Вып. 3: Теория и практика модернизации отечественного образования. СПб.: РПГУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 35-37.
45. Болонский процесс: поиск общности Европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под ред. В.И. Байденко. М.: Изд-во Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2006. 210 с
46. Болонский процесс: середина пути / под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. 378 с.
47. Ананьин А.Д., Байденко В.И., Белов Е.Б. Проектирование
государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: методические рекомендации для
руководителей УМО вузов Российской Федерации. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 125 с.
48. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ под ред. П.И Пидкадистого. М.: Педагогическое общество, 2004. 608 с.
49. Чернобелъская Г.М. Система методической подготовки учителя химии в педвузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. —М., 1989. — 37 с.
50. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: Основные сферы жизнедеятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. Наук. СПб., 2001. 43 с.
51. Брылева Л.Г. Самореализация личности(онтокульторологический аспект). СПб.: ИОВ РАО, 2002. 188 с.
52. Мещеряков Б.Б., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. 690 с.
53. Авдюкова, А.Е. Формирование социальной компетентности учащихся в интерактивном взаимодействии на уроках обществознания: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 32 с.
54. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
55. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. М.: Просвещение, 2009. 173 с.
56. Кавтарадзе Д.Н. Интерактивные методы: обучение пониманию //
Биология в школе. № 3. 1998. С. 30-35.
57. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М: Академия, 2006. 370 с.
58. Кукушин B.C. Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ростов н/Д. : Феникс, 2005. 474 с.
59. Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС,
1999. 384 с.
60. Аршанский Е.Я. Интеграция химической и методической подготовки студентов как основа формирования профессионально-методической компетентности учителя химии / Академические чтения. Вып. 6: Компетентностный подход в современном образовании. СПб.: Изд -во СПб ГИПСР, 2005. С. 119-123.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ