Введение 3
1. Теоретике - методологические основы использования интерактивных
методов обучения в учебном процессе 6
1.1. Сущность интерактивных методов обучения 6
1.2. Классификация интерактивных методов обучения 17
1.3. Роль и функции преподавателя в интерактивном
обучении 26
2. Основы организации интерактивного обучения при изучении
дисциплины «химия» студентами нехимического направления 30
2.1. Цели интерактивного обучения дисциплины «Химия» 30
2.2. Содержание интерактивного обучения дисциплины
«Химия» 34
2.3. Принципы интерактивного обучения дисциплины
«Химия» 38
2.4. Педагогические условия использования интерактивного
обучения при изучении дисциплины «Химия» 42
2.5. Обоснование выбора методов и форм интерактивного
обучения при разработке комплекса учебных занятий на тему «Растворы» 52
3. Разработка комплекса учебных занятий при изучении темы
«растворы» студентами нехимического факультета 64
3.1. Разработка интерактивной лекции 64
3.2. Разработка практического занятия 67
3.3. Разработка лабораторной работы в игровой форме 70
Выводы 74
Список использованной литературы
С наступлением XXI века определился новый этап развития потребностей общества. Высокие темпы научно -технического прогресса, формирование рыночных отношений, сложные экономические условия повышают требования к высшей школе, которая должна готовить востребованных и конкурентоспособных специалистов. В связи с этим происходит реформирование современной системы высшего профессионального образования.
Новые образовательные стандарты определяют требования к результатам усвоения основных образовательных программ через формирование общих и профессиональных компетенций, а также формирование активной и заинтересованной личности, желающей постоянно учиться и готовой самостоятельно добывать новые знания. Для того чтобы быть мотивированным в учебе, обучающийся должен быть вовлечен в разнообразную учебную деятельность.
Вполне очевидно, что требуемые задачи могут быть достигнуты не только с применением традиционных методов обучения, но также необходимы инновационные подходы к процессу обучения. Формирование заявленных в ФГОС компетенций предполагает применение новых технологий и форм реализации учебной работы. Таким образом, необходимо сделать процесс обучения более эффективным за счёт использования современных образовательных технологий, способствующих более эффективному восприятию учебного материала.
Для широкого круга специальностей «Химия», как естественнонаучная дисциплина, является базовым предметом.
Следует отметить, что во многих случаях, у большинства студентов нехимического направления возникают основные проблемы, которые связаны с низким уровнем знаний, усвоенных в средней школе, с негативным отношением к предмету «Химия» в целом. Следствием этого является пассивность студентов в течение семестра при выполнении лабораторных и расчетно-графических работ, и как результат - низкие оценки на экзамене.
Возникающие проблемы при изучении естественнонаучной дисциплины «Химия» студентами нехимических направлений требует изменений всех составляющих учебного процесса: содержания, методов обучения и контроля усвоенного материала.
Внедрение интерактивных методов обучения является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе и обязательным условием эффективной реализации компетентностного подхода.
Исходя из данной проблемы, сделан выбор темы диссертационной работы: «Интерактивный метод при изучении темы «Растворы» студентами нехимического факультета».
Целью исследования: обосновать необходимость использования интерактивных методов обучения при изучении темы «Растворы» студентами нехимических направлений.
Объект исследования: учебная деятельность студентов нехимического направления при изучении дисциплины «Химия».
Предмет исследования: технология интерактивного обучения как средство повышения мотивации познавательной деятельности, формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся.
Гипотеза исследования: если систематически использовать технологию интерактивного обучения, то следует ожидать повышения уровня успеваемости и активности обучающихся, так как ее применение способствует формированию профессиональных компетенций, продуктивному усвоению учебного материала.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить теоретико -методологические основы использования интерактивных методов обучения;
2. Выявить и обосновать педагогические условия использования интерактивных методов обучения при изучении темы «Растворы»
3. Разработать комплекс учебных занятий по теме «Растворы» для студентов нехимических направлений с использованием интерактивных методов
Новизна исследования: Разработан комплекс учебных занятий, включающий в себя лекцию, практическое занятие и лабораторную работу по теме «Растворы»
Практическая значимость исследования: Разработанный комплекс учебных занятий, включающий в себя лекцию, практическое занятие и лабораторную работу по теме «Растворы» может быть использован при проведений занятий со студентами нехимических направлений .
Диссертационная работа изложена на 80 страницах и включает в себя: Введения, три главы, Выводы и список использованной литературы, в том числе 4 таблицы, 4 рисунка.
В результате проведенного теоретического исследования интерактивных методов обучения в соответствии с поставленными целью и задачами были получены основные научные результаты:
1. При анализе педагогических, научно -методических литературных источников обоснована сущность интерактивного обучения и определены основные подходы при классификации интерактивных методов и форм обучения.
2. На основании проведенного обзора литературы и общепедагогических принципов определены цели, содержание и принципы интерактивного обучения, а также педагогические условия использования интерактивных методов по дисциплине «Химия», обоснована выбор методов и форм интерактивного обучения для разработки учебно методического комплекса.
3. Разработан комплекс интерактивных занятий на тему «Растворы», включающий в себя лекцию, практические занятие и лабораторную работу в игровой форме.