Введение 3
Глава 1. Экстремальные политические события как тренд современной журналистики 6
1.1 Понятия экстремальной ситуации и экстремального политического события 6
1.2 Шоу-цивилизация как новый этап развития телевидения. Определение,
причины возникновения понятия. Черты шоу-цивилизации 9
1.3 Психологические приемы, используемые при освещении экстремальных
ситуаций 16
1.4 Использование манипулятивных приемов при освещении
экстремальных политических событий 21
1.5Фейкизация как тенденция современного медиапространства 29
Глава 2. Освещение теракта 11 сентября 2001 года как новый этап шоу- цивилизации 32
2.1 История и расследование теракта 32
2.2 Анализ телевизионных материалов, посвященных событию 34
Глава 3. Тенденции освещения экстремальных политических событий 43
3.1 История и расследование серии террористических актов в Париже 7
января и 13 ноября 2015 года 43
3.2 Анализ телевизионных материалов, посвященных терактам в Париже 45
3.3 Сравнительный анализ освещения терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и 13 ноября 2015 года в Париже. Выявление тенденций 57
Заключение 59
Список литературы 62
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению приемов освещения экстремальных политических событий в современном медиапространстве. Эмпирической базой для исследования выбраны новостные материалы, посвященные террористическим актам в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года и в Париже 13 ноября 2015 года.
На сегодняшний день ситуация в мире крайне нестабильная: военные конфликты, теракты, техногенные катастрофы происходят почти каждый день и, безусловно, не остаются без внимания СМИ. Именно поэтому экстремальная журналистика стремительно развивается, аудитория заинтересована в получении такой информации, люди хотят знать, какие события происходят в мире и насколько они представляют угрозу. Именно поэтому сообщения о различных экстремальных ситуациях всегда находятся в топах новостей.
Средства массовой информации играют главную роль в формировании у аудитории представления текущей ситуации: от того, как события трактуются и доносятся до людей напрямую зависит настроение общества и его мнение о текущей обстановке. Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что в настоящее время при освещении экстремальных политических событий часто используются манипулятивные приемы, что существенно влияет на восприятие материала обществом. Сегодня в СМИ существует множество приемов и техник, помогающих телевизионным каналам доносить до аудитории определенные, не всегда верные, идеи. Знание этих приемов помогает зрителям понимать, под каким углом преподнесена информация и насколько ей можно доверять.
В данной исследовательской работе на примере материалов СМИ, касающихся террористических актов в Нью-Йорке в 2001 году и в Париже в
2015 году, будет осуществлен анализ манипулятивных приемов освещения терактов и объяснен механизм воздействия на аудиторию.
В данной выпускной квалификационной работе также представлена информация о понятии «экстремальное политическое событие». В данной форме определение не закреплено в словарях и научных публикациях, но оно необходимо для разграничения понятий экстремизма, терроризма и экстремальных ситуаций.
На сегодняшний день имеются исследования, посвященные экстремальной журналистике, работе корреспондентов в чрезвычайных ситуациях и освещению террористических актов, а также других
экстремальных событий. Среди них работы В. Амирова, В. Сороченко, Г. Араповой, С. Кузевановой, С.Ильченко, С.Г.Кара-Мурза и других
исследователей. Однако для понимания современного состояния российской экстремальной журналистики и ее особенностей этих работ недостаточно. Материалы, касающиеся серии терактов в Париже в ноябре 2015 года, еще не были проанализированы. Это определяет новизну исследования.
Объектом данной выпускной квалификационной работы являются телевизионные материалы, посвященные терактам 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и 13 ноября 2015 года в Париже.
Предметом исследования являются особенности освещения
экстремальных политических событий в современном медиапространстве.
Цель выпускной квалификационной работы: показать тенденции освещения экстремальных политических событий в современном медиапространстве.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих задач:
- исследовать существующие психологические приемы освещения экстремальных ситуаций;
- проанализировать телевизионные материалы, посвященные терактам в
Нью-Йорке и Париже;
- сравнить способы освещения терактов в Нью-Йорке и Париже;
- выявить особенности освещения экстремальных политических событий в современном медиапространстве.
Теоретическую базу данной работы составляют следующие материалы: Ж. Бодрийяр «Общество потребления. Его мифы и структуры», Г.Дебор «Общество спектакля», Д. Дондурей «Телевидение: режиссура реальности», С. Ильченко «Шоу-цивилизация», С .Кара-Мурза «Манипуляция сознанием», Н. Луман «Реальность массмедиа», М.Тьерри «Чудовищная махинация» и др.
Методологической основой исследования являются такие общенаучные методы познания, как анализ, индукция и дедукция. Основным исследовательским методом является дискурс-анализ.
Эмпирическую базу данного исследования составляют новостные видеоматериалы и фильмы, посвященные террористическим актам в Нью- Йорке в 2001 году и в Париже в 2015 году.
Данная работа состоит из трех глав, введения и заключения. Первая глава включает в себя теоретическую информацию, а также сравнение понятий «экстремальная ситуация» и «экстремальное политическое событие». В ней рассматривается понятие «шоу-цивилизация» в контексте нового этапа развития телевидения, дается определение этого понятия, объясняются причины его возникновения. Также в первой главе рассматриваются психологические приемы, используемые при освещении экстремальных ситуаций.
Итак, мы провели исследование, целью которого являлось выявление особенностей освещения экстремальных политических событий в современном медиапространстве. В итоге, поэтапно выполнив поставленные перед нами задачи, мы пришли к следующим выводам.
1 .Во-первых, исследовав психологические приемы, используемые СМИ при освещении экстремальных политических событий, мы выяснили, что самыми распространенными приемами являются: создание эффекта
первичности, использование свидетельств экспертов и очевидцев, создание эффекта присутствия и создание эмоционального резонанса.
2. Во-вторых, проанализировав телевизионные материалы,
посвященные терактам в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года и в Париже в январе и ноябре 2015 года, мы отметили следующие особенности освещения данных политических событий на разных телеканалах. Если говорить о работе российских каналов, можно выделить следующие тенденции: во- первых, стремление российских телеканалов дать максимально широкую картинку событий, быть в центре происходящего. Во-вторых, все материалы сопровождаются большим количеством комментариев очевидцев, что, с одной стороны, говорит о желании корреспондентов передать информацию объективно, а с другой - использование комментариев в большом количестве может сформировать определенное настроение аудитории. В-третьих, заметим, что российские каналы стараются использовать в сюжетах комментарии русских очевидцев, чтобы повысить уровень доверия аудитории к материалу. Что касается используемых психологических приемов, то чаще всего применяются следующие: комментарии очевидцев, создание эффекта присутствия, сенсационность, создание психологического шока. Особое внимание стоит уделить заголовкам новостных материалов: все они несут в себе яркую оценку, сенсационность, негатив. Таким образом редакции добиваются большего количества просмотров своих сюжетов и поднимают свои рейтинги.
Работа французских каналов имеет немного другую специфику: если российские каналы стремятся рассказать о происходящем максимально подробно и дать как можно больше кадров из эпицентра событий, используя прямой эфир, то у французских СМИ такая тенденция выражена явно меньше.
Мировые СМИ часто используют в своей работе материалы, заимствованные у других каналов. Это, с одной стороны, объясняется огромным потоком информации, с которым приходится сталкиваться сотрудникам мировых СМИ, а с другой - стремлением сохранять лидирующие позиции в рейтингах новостей. Стоит отметить, что именно каналы такого масштаба (например, «BBC») применяют в своей работе весьма креативные подходы, которые сложно найти у российских и французских СМИ (например, съемка с самолета при освещении теракта).
З.В-третьих, сравнив способы освещения террористических актов в Нью-Йорке в 2001 году и в Париже в 2015 году, мы выявили следующие особенности освещения экстремальных политических событий: во-первых, стремление к использованию материалов из прямого эфира в каждом выпуске новостей. Во-вторых, особенностью является использование одних и тех же материалов на разных каналах, что говорит о стремлении телеканалов оперативно предоставлять информацию, оставаться на вершинах в рейтингах новостей, а также демонстрировать максимально удачные и наглядные видеоматериалы. Также можно отметить использование кричащих, эмоциональных заголовков, привлекающих внимание аудитории и помогающие каналам сохранять высокие позиции в рейтингах. Если говорить о соотношении картинки и текста, можно сказать, что преобладание одного над другим встречается крайне редко: в основном и изображение, и текст работают на одну общую цель, лишь иногда можно наблюдать смещение акцента на что-то одно.
В-пятых, тенденцией также является использование анализа печатных материалов в телевизионных сюжетах, что с одной стороны позволяет показать картину событий шире, а с другой(при выявлении каких-либо несостыковок) создает еще больше вопросов и непонимания у аудитории.
В-шестых, отметим, что все каналы используют принципы шоу-цивилизации в своей работе: экстремальные политические события на экране
превращаются в символические образы, что в очередной раз подтверждает господство этого явления на просторах современного медиапространства.
1. Первый канал. Программа «Новости». Выпуск от 14.11.2015. [URL:http://www.1tv.ru/news/2015/11/14/7353- uzhasayuschie_podrobnosti_krovavoy_nochi_v_parizhe]
2. Первый канал. Программа «Новости». Выпуск от 14.11.2015. [URL:http://www.1tv.ru/news/2015/11/14/7375- terroristicheskaya_ataka_na_parizh_seriya_vzryvov_rasstrely_na_ulitsah_za hvat_zalozhnikov].
3. Первый канал. Программа «Новости». Выпуск от 15.11.2015. [URL:http://www.1tv.ru/news/2015/11/15/7286- posle_teraktov_v_parizhe_nervy_gorozhan_nahodyatsya_na_predele].
4. Первый канал. Программа «Новости». Выпуск от 8.01.2015. [URL:http://www.1tv.ru/news/2015/01/08/24793- nayti_i_obezvredit_posle_ataki_na_redaktsiyu_sharli_ebdo_na_poiski_terro ristov_brosheny_vse_sily].
5. Первый канал. Программа «Новости». Выпуск от 08.01.2015. [URL:http://www.1tv.ru/news/2015/01/08/24774- 7_chelovek_zaderzhany_vo_frantsii_po_podozreniyu_k_prichastnosti_k_na padeniyu_na_redaktsiyu_sharli_ebdo].
6. Первый канал. Программа «Новости». Выпуск от 07.01.2015. [URL:http://www.1tv.ru/news/2015/01/07/24742- v_parizhe_redaktsiyu_satiricheskogo_zhurnala_sharli_ebdo_obstrelyali_iz_ avtomatov_i_granatomyota].
7. Канал «Россия 24». Программа «Вести» от 14.11.2015.
[URL:http://www.1tv.ru/news/2015/01/07/24742- v_parizhe_redaktsiyu_satiricheskogo_zhurnala_sharli_ebdo_obstrelyali_iz_ avtomatov_i_granatomyota].
8. Канал «Россия 24». Программа «Вести» от 14.11.2015.
[URL:http://www.vesti.ru/videos/show/vid/662548/].
9. Канал «Россия 24». Программа « Вести» от 14.11.2015.
[URL:http://www.vesti.ru/videos/show/vid/662549/].
10. Канал «CNN». Выпуск новостей от 14.11.2015.
[URL: http://edition.cnn.com/videos/tv/2015/11/14/paris-under-attack-cm- orig.cnn/video/playlists/paris-shootings/].
11. Канал «CNN». Выпуск новостей от 14.11.2015.
[URL: http: //edition.cnn.com/videos/world/2015/11/14/paris-attacks-buet- describes-scene-lemon-ctn.cnn].
12. Канал «CNN». Выпуск новостей от 14.11.2015.
[URL:http://edition.cnn.com/videos/world/2015/11/14/eagles-of-death- metal-paris-attack-witness-bpr-ac.cnn].
13. Канал «CNN». Выпуск новостей от 08.01.2015.
[URL: http://edition.cnn.com/videos/tv/2015/01/08/exp-lead-cooper-paris- attack-charlie-hebdo.cnn].
14. Канал «CNN». Выпуск новостей от 08.01.2015.
[URL:http://edition.cnn.com/2015/01/08/europe/charlie-hebdo-attack- timeline/index.html].
15. Канал «CNN». Выпуск новостей от 08.01.2015.
[URL:http://edition.cnn.com/2015/01/08/intl_world/charlie-hebdo-thursday- newspapers/index.html].
16. Канал «France 24». Выпуск новостей от 14.11.2015.
[URL:http://www.france24.com/en/20151114-paris-france-lockdown-after- deadly-terror-attacks].
17. Канал «France 24». Выпуск новостей от 14.11.2015.
[URL:http://www.france24.com/en/20151114-paris-france-lockdown-after- deadly-terror-attacks].
18. Канал «France 24». Выпуск новостей от 09.01.2015.
[URL:http://www.france24.com/en/20150109-charlie-hebdo-suspects- attack-us-no-fly-list-terrorism].
19. Канал «France 24». Выпуск новостей от 09.01.2015.
[URL:http://www.france24.com/en/20150108-france-security-paris-attacks- taliban-alliance-blackface-photo-controversy].
20. Канал «France 24». Выпуск новостей от 09.01.2015.
[URL:http://www.france24.com/en/africa-news/20150107-charlie-hebdo- media-social-media].
21. Канал «BBC». Выпуск новостей от 15.11.2015.
[URL:http://www.bbc.com/news/world-europe-34824435].
22. Канал «BBC». Выпуск новостей от 16.11.2015.
[URL:http://www.bbc.com/news/world-europe-34813570].
23. Канал «BBC». Выпуск новостей от 15.11.2015.
[URL:http://www.bbc.com/news/world-europe-34824194].
24. Канал «F1». Выпуск новостей от 14.11.2015.
[URL:http://la1ere.francetvinfo.fr/2015/11/14/attaque-terroriste-sans- precedent-paris-des-dizaines-de-morts-et-de-blesses-305765.html].
25. Кьеза Дж. «9/11: расследование с нуля» (Италия, 2007). [URL: https://www.youtube.com/watch?v=3kAZ2XH1zfc].
26. Бриген А. «11 сентября» (США, Иран, Франция, Буркина-Фасо, Израиль, Индия, Япония, Босния, Египет, Мексика, Великобритания, 2002). [URL: http://kinokong.net/10748-11-sentyabrya-110901-september- 11-2002.html].
27. Стоун О.«Башни-близнецы» (США, 2006) [URL: http://www.online- life.cc/1823-bashni-bliznecy-2006.html].
28. Мур М.«Фаренгейт 9/11» (США, 2004). [URL:
https: //www.youtube. com/watch?v=xOKFr3 4DV1 w].
Документы
1. Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ст.1. Электронный ресурс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/
2. Федеральный закон РФ «О чрезвычайном положении» ст.1. Электронный ресурс. URL:
https: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31866/
3. Федеральный закон «О средствах массовой информации», ст.47.
Электронный ресурс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
Книги, монографии, сборники
4. Амиров В.М. Журналистика экстремальных ситуаций (конспект лекций) / В.М. Амиров. - Екатеринбург : Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, 2008.
5. Арапова Г.Ю, Кузеванова С.И., Ледовских М.А, Пантелеев Б.Н. Освещение журналистами экстремальных ситуаций . - Воронеж: ООО Фирма «Элист», 2012.
6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М., 2006.
7. Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было. - Рипол- Классик., 2016.
8. Васильев А.Д. Слово в телеэфире: Очерки новейшего
словоупотребления в российском телевещании. - Красноярск, 2000.
9. Виноградова с. М. Мельник Г. С. Психология массовых коммуникаций. - М.: Юрайт, 2014.
10. Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. С.Офертас и М.Якубович.
- М., 2000.
11. Драгунский Д. Отнимать и поглядывать. - М., 2014
12.Зелинский С.А. Современное российское телевидение через призму психологического анализа. Электронный ресурс. [URL:
http: //psyfactor. org/lib/telezomby2 .htm]
13. Ильченко С.Н. Шоу-цивилизация: конец реальности?. - СПб., 2014.
14. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2000.
15. Кузнецов Г.В.,Цвик В,Л, Юровский А,Я,. Телевизионная журналистика. Изд-во Московского Университета «Высшая школа» 2002.
16. Луман Н. Реальность массмедиа. - М., 2005.
17. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб, 2008
18. Муратов С. А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. Издание второе
19. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный
экономический словарь/ Электронный ресурс. [URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67315/ ].
20. Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. Электронный ресурс. [URL: http://psyfactor.org/propaganda.htm].
21. Тьерри М. Чудовищная махинация. - Carnot, 2002.
22. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. - М.:Аспект Пресс, 2004.
Учебные пособия, лекции
23. Дондурей Д. Телевидение: режиссура реальности. - М., 2007. 24.Олешко В.Ф. Психология журналистики. - М.: Юрай, 2015.
29. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - СПб., 2002.
Научные статьи
30. Ильченко С.Н. Фейк - новый формат шоу-цивилизации // «Коммуникация в современном мире». Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой информации». 15-16 мая 2015 г. Часть. Под общей редакцией профессора В.В.Тулупова. Воронеж, 2015. - 144 с. - С. 122-123
31. Ильченко С.Н. Фейк как политический формат в современной медиасреде // Гуманитарный вектор, 2015, Серия «История. Политология». № 3 (43). С. 98-101
Статьи в периодических изданиях
32. Давыдов И. Жизнь в зоне риска/ The new times.- №38 - 2015
Электронные ресурсы
33. Аликин А. Марш памяти Немцова не попал на ТВ. Электронный ресурс [URL:http://www.fontanka.ru/2015/03/01/065/].
24. Жарких Д. Война смыслов и бессмысленная война Украины . Электронный ресурс [URL:http://ruspravda.info/Voyna-smislov-i- bessmislennaya-voyna-Ukraini-14698.html].
34. Ильченко С.Н. О карандашах и «Калашниковых». Электронный
ресурс [URL:http://www.nvspb.ru/stories/o-karandashah-i-kalashnikovyh- 56496/?version=print].
31. BBC News. URL: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/americas/6452573.stm