Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования
лексикографической компетенции учащихся в процессе изучения русского языка в начальной школе (на материале орфографических словарей) 9
1.1. Типы компетенции в лингводидактике 9
1.2. Типология словарей русского языка 15
1.3. Орфографические словари как средство формирования
лексикографической компетенции младших школьников 22
Глава 2. Содержание работы по формированию
лексикографической компетенции учащихся начальных классов (на материале орфографических словарей) 30
2.1. Возможности словарей в процессе обучения русскому языку
в начальной школе 30
2.2. Экспериментальная работа по формированию
лексикографической компетенции учащихся 3 класса (на материале орфографических словарей) 41
Заключение 55
Библиографический список 58
Приложение
Значимость учебного предмета «Русский язык» определяется широтой и богатством общественных функций самого языка. Русский язык - национальный язык русского народа - обслуживает языковые потребности всего русского народа и русского язычного населения нашей страны. Это язык передовой науки и техники, многочисленных открытий и изобретений мирового значения, играющих важную роль в развитии цивилизации. Русский язык - язык богатейшей художественной литературы, язык сотен гениальных художников слова и мыслителей. Все это обязывает носителей русского языка знать его в совершенстве и не создавать помех в письменном и устном общении из-за плохого владения им, в результате которого могут возникать недопонимания, искажение информации, недоразумения. Знание языка в совершенстве - общественный долг каждого гражданина.
Основы правильного владения языком закладываются в начальной школе, где начинается целенаправленное обучение языку по специальным лингвистическим программам. Именно в это время формируется начальная система языковых знаний и навыков школьника. В связи с этим возникает проблема: как наиболее эффективно организовать учебную деятельность по предмету «Русский язык» в начальной школе, как помочь младшим школьникам овладеть богатствами родного языка, какие для этого существуют средства обучения. Одним из наиболее мощных и универсальных средств является словарь.
Словари - важнейший источник языковой информации для учащихся. Пользование словарями не ограничено во времени, тогда как к учителю школьник может обращаться, как правило, лишь на уроке. В отличие от учебника в словаре можно найти ответы на все возникшие вопросы. Выдающийся французский писатель, философ, мыслитель Вольтер справедливо писал, что «словарь - это Вселенная в алфавитном порядке».
Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из первостепенных задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
Из практики обучения известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3-4 классах, результаты ЕГЭ.
Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы. Вторая причина - это неумение применять даже известное ребёнку орфографическое правило.
Существуют различные приемы изучения орфографии, разработаны разнообразные методы формирования орфографической зоркости, но, по нашему мнению, недостаточно используются орфографические словари в процессе обучения.
Важнейшим компонентом процесса развития языковой личности является формирование умения пользоваться словарями в учебно-познавательной деятельности как источником знания и средством саморазвития. Несомненным является тот факт, что словари играют неоценимую роль в процессе преподавания русского языка. Богатейший материал словарей способен стимулировать интерес к предмету «русский язык», а сами словари могут стать надежными помощниками учащихся, дающими возможность самостоятельно и сознательно добывать знания. Как отмечал С.И. Ожегов: «Как показывает история, орфографические правила, какой бы степенью полноты они не отличались, не могут полностью удовлетворять орфографической практики. Нужны словари, которые, учитывая разносторонние запросы орфографической практики, помогли бы ей в написании отдельных слов, а иногда и целых категорий новых слов» (Букчина, 1994, 4).
В современной ситуации становится очевидным, что «лексикографическую культуру как необходимый этап в развитии общей культуры отдельного человека и как определенный показатель культуры общества следует воспитывать и начинать эту работу необходимо в школе» (Козырев, Черняк, 2000). Квалифицированное пользование словарем предполагает определенную компетенцию читателя - пользователя словаря. Лексикографическая компетенция предполагает знание о словарях родного языка, умение пользоваться словарями и извлекать из них необходимую информацию. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования.
Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью вопроса формирования лексикографической компетенции учащихся начальных классов на материале орфографических словарей в процессе обучения русскому языку.
Проблема формирования умения пользоваться словарями нашла свое отражение в работах, посвященных обучению русскому языку учащихся как начальной, так и средней школы. В методических исследованиях выделяются различные концептуальные положения: использование справочной
лингвистической литературы при изучении разных разделов языка (М.Т. Баранов, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь и др.), применение словарей в целях овладения нормами языка (И.В. Галлингер, М.Р. Львов), определение структуры умения пользоваться словарями и установление этапов формирования данного умения (Н.П. Пикалова).
Применительно к начальной школе вопросы использования словарей в учебно-познавательной деятельности учащихся стали рассматриваться в методике обучения русскому языку лишь в последнее время. Методика лексикографической работы получила освещение в работах А.А.
Бондаренко, М.Р. Львова, Н.П. Пикаловой, М.С. Сергеева и др. В связи с этим выделилось новое направление - практическая разработка словарей, ориентированных на младший школьный возраст (П.А. Грушников, М.Р. Львов, Н.М. Неусыпова, О.А. Ушакова и др.). Ученые создают специальные словари для начальной школы. Работы названных ученых являются методологической базой нашего исследования.
Проблема исследования: каковы методические условия
формирования лексикографической компетенции младших школьников при использовании орфографических словарей.
Цель исследования - решение обозначенной проблемы.
В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу, что формирование лексикографической компетенции и развитие
орфографической грамотности учащихся будет эффективным, если
- систематически используются орфографические словари;
- учащимся предлагаются разнообразные приемы работы со словарями;
- работа с использованием словарей ведется не только на уроках русского языка, но и на внеклассных занятиях.
Лексикографическая компетенция предполагает формирование
осознанной потребности обращения к словарю для решения познавательных и коммуникативных задач, умение выбрать нужное лексикографическое издание с учетом его типа и жанра, умение воспринимать текст словаря и извлекать из него необходимую информацию о слове, умение сопоставлять различные словари.
Объект исследования - лексикографическая компетенция
обучающихся.
Предмет исследования - процесс использования орфографических словарей как средства формирования лексикографической компетенции младших школьников в процессе изучения русского языка.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• Изучить и проанализировать проблемы общей и учебной
лексикографии.
• Выявить основные классификации словарей.
• Исследовать возможности использования словарей как средства формирования лексикографической компетенции учащихся начальных классов в процессе изучения русского языка.
• Организовать опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы:
• анкетирование учащихся;
• педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в
учебном процессе;
• педагогический эксперимент;
• сопоставительный количественный и качественный анализ
экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальной базой нашего исследования был 3 класс МОУ «Краснояружская СОШ №2» Краснояружского района Белгородской области.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед школой, принадлежит изучению родного языка. Поскольку преподавание отечественного языка составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты, внимание к этому предмету должно быть особое.
Изучение русского языка невозможно без систематической работы со словарями. Ее цель - сформировать у учащихся потребность и умения пользоваться словарями различного типа. Словари играют неоценимую роль в процессе преподавания русского языка, поскольку обращение к словарным материалам открывает перед учащимися богатства человеческой мысли, отраженные в языке, способствует более глубокому проникновению в систему языка, расширяет лингвистический кругозор, повышает грамотность и культуру речи, общую образованность человека. Материал словарей способен стимулировать интерес к предмету «русский язык», а сами словари могут стать надежными помощниками учащихся, дающими возможность самостоятельно и сознательно добывать знания. Формирование лексикографической компетенции учащихся является важнейшим
компонентом процесса развития языковой личности.
Проблема формирования умения пользоваться словарями нашла свое отражение в работах, посвященных обучению русскому языку учащихся начальной школы, в настоящее время достигнуты определенные успехи в разработке проблемы использования словарей на уроках родного языка. Сейчас в школьную программу введено изучение основ лексики и фразеологии, и одним из требований программы является выработка умения пользоваться различными видами словарей.
Поскольку важнейшей задачей школы является формирование лингвистической компетенции школьника, очень важно научить школьников пользоваться орфографическими словарями. Ведь в русском языке много слов, правописание которых надо запомнить. Обучение орфографии невозможно без обращения к орфографическим словарям, использование орфографических словарей - важнейший прием обучения орфографии.
Учителя не всегда выполняют требование программы: работа со словарями ведется несистематически, от случая к случаю, задания порой однообразны, и учащиеся не испытывают желания работать со словарями. Методические пособия не ориентируют учителя на правильное, рациональное использование орфографических словарей в процессе обучения родному языку, возможности орфографических словарей недооцениваются.
Орфографические словари позволяют разработать такие упражнения, которые будут формировать различные учебные умения и навыки учащихся, а также обогащать их словарный запас, развивать мышление и память, формировать орфографическую зоркость и формировать
лексикографическую компетенцию.
Опытно-экспериментальная работа позволила сделать следующие выводы.
1. Работа по формированию орфографической компетенции учащихся невозможна без использования орфографических словарей.
Чтобы привить интерес учащихся к применению словарей на уроках русского языка, необходимо разработать разнообразные упражнения и задания, связанные с их использованием.
Наиболее эффективно применение словаря при работе над лексикой, правописание которой базируется на традиционном принципе русской орфографии.
При систематическом использовании орфографических словарей можно улучшить грамотность учащихся, сформировать лексикографическую компетенцию учащихся.
Орфографические словари являются основой формирования лексикографической компетенции учащихся.
Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами, доказала эффективность предложенной нами системы упражнений с использованием орфографических словарей.
Гипотеза, высказанная нами в начале нашего исследования, подтвердилась. Успешность нашей работы связана с тем, что мы для себя определили приоритетные направления в работе, выявили теоретические основы нашего исследования. При проведении исследования использовались такие приемы обучения, как наблюдение над языком, творческие задания, анализ и синтез.
Однако проведенное исследование выявило и ряд проблем. Уровень орфографической грамотности у некоторых учащихся остается низким. Нужно совершенствовать работу по развитию орфографической грамотности учащихся.
В дальнейшем мы планируем разработать систему уроков с использованием различного вида словарей - толковых, иностранных слов, фразеологических и других. Использование словарей должно быть систематическим и целенаправленным в процессе изучения родного языка, так как словари - это, действительно, наши помощники и друзья.
1. Актуальные аспекты формирования и совершенствования лингвометодической компетенции учителя 1-4 классов современной школы: Сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции / Отв. редактор Т. Г. Рамзаева. - СПб: САГА, 2007. - 224 с.
2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. - М.: Просвещение, 1973. - 165 с.
3. Актуальные проблемы учебной лексикографии: учебно¬
методическое пособи /Сост. В.А. Редькин. - М.: Русский язык, 1977. - 320 с.
4. Андреюк И.А. Микротекст дефиниции в макротексте словарной статьи / И.А. Андреюк // Семантика и функционирование языковых единиц. - Томск: ТГУ, 1997. - 143 с.
5. Апресян Ю.Д. О языке толкований и семантических примитивах / Ю.Д. Апресян // Известия РАН. - 1994. - №4. - С. 21-25.
6. Апресян, Ю.Д. Теоретическая лингвистика и лексикография: К формальному описанию лексики / Ю.Д. Апресян // Теоретическая лингвистика и лексикография: Опыты системного описания лексики. - М.: МГУ, 1994. - С.36-39.
7. Баранов М.Т. Методика русского языка: учебно-методическое пособие/М.Т. Баранов, Л.П. Григорян и др. - М.: Просвещение , 1993. - 215 с.
8. Бельчиков Ю.А. О лексикографических изданиях адресной направленности // Ю.А. Бельчиков, Г.Я. Солганик - М.: РАН, 1997. - 47 с.
9. Бондаренко А.А. Словари для малышей / А.А. Бондаренко // Начальная школа. - 1993. - №10. - С.28-32.
10. Бондаренко А.А. Словари на уроке / А.А. Бондаренко // Начальная школа. - 2000. - №1 - С. 27-33.
11. Букчина Б.З. О типах орфографических словарей / Б.З. Букчина// Нерешенные вопросы русского правописания. - М.: Просвещение, 1974. -
176 с.
12. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка - вчера. сегодня, завтра / Б.З. Букчина // Русская словесность. - 1994. - № 6. - С. 43¬47.
13. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии) /
А. Н. Быстрова - М.: Федора Конюхова, 2000 - 712 с.
14. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание.: монография / А. Вежбицкая. - М.: Логос, 1996. - 213 с.
15. Гак В.Г. О некоторых закономерностях развития лексикографии (учебная и общая лексикография в историческом аспекте) / В.Г. Гак // Актуальные проблемы учебной лексикографии. - М., 1977. - С. 11-28.
16. Галлингер И.В. Когда и как «работают» словари на уроках русского языка / И.В. Галлингер // Русский язык в школе. - 1990. - №5. - С. 5-14.
17. Грушников П.А. Орфографический словарь: словарь / П.А. Грушников. - М.: Просвещение, 1982. - 31 с.
18. Дуднев А.И. Русский язык и культура речи: учебное пособие / А.И. Дуднев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников. - М: Логос, 2004. - 509 с.
19. Елистратов А.А. К проблеме стилистической стратификации лексики / А.А. Елистратов. - Тамбов: Грамота, 2010. - 72 с.
20. Забелина М.Н. Каким быть орфографическому словарю? / М.Н. Забелина // Русский язык в школе. - 1999. - №3. - С. 35-37.
21. История русской лексикографии: учебное пособие / Под ред. Ю.А. Апресяна. - СПб: Наука, 1998. - 342 с.
22. Козырев В.А. Вселенная в алфавитном порядке: очерки о
словарях русского языка / В.А. Козырев, В.Д. Черняк. - СПб: Наука, 2000. - 356 с.
23. Конакина В.П. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из «Словаря» / В.П. Конакина // Начальная школа. -1990. - № 11.- С. 17-22.
24. Конакина В.П. Работа с трудными словами в начальных классах / В.П. Конакина. - М.: Просвещение, 2011. - 180 с.
25. Котелова Н.З. Теоретические аспекты лексикографического описания неологизмов / Н.З. Котелова // Советская лексикография. - М., 1988. - С. 46-63.
26. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития: учебное пособие / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2014. - 213 с.
27. Львов М. Р. Виды речи / М. Р. Львов // Начальная школа. - 2010. - № 6.- С. 98-105.
28. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка / М. Р. Львов // Начальная школа. - 1993. - № 1 - С. 21-26.
29. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов для начальной школы: словарь / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2015. - 87 с.
30. Лурия А. Р. Язык и сознание: научное издание / А.Р. Лурия // Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1979. - 154 с.
31. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: учебно-методическое пособие // Под ред. Т. Г. Рамзаевой . - М.: Академия, 2003. - 167 с.
32. Морковкин В.В. Учебная лексикография как особая
лингвометодическая дисциплина / В.В. Морковкин // Актуальные проблемы учебной лексикографии. - М.: Наука, 1977. - С. 28-38.
33. Обучение русскому языку в школе: учебно-методическое
пособие // Под ред. Е.А. Быстровой. - М.: Дрофа, 2004. - 224 с.
34. Орфографический словарь русского языка: словарь / Под ред. С.Г. Бархударова, С.И. Ожегова, А.Б. Шапиро. - М.: Просвещение, 1999. - 654 с.
35. Пикалова Н.П. Формирование у младших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями разных типов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук./ Н.П. Пикалова.- СПб., 2000. - 19 с.
36. Потиха З.А. Лингвистические словари и работа с ними в школе: Пособие для учителя / З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. - М.: Просвещение, 1987. - 128 с.
37. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная
школа: программы / Сост. Л.А. Вохмянина. - М.: Дрофа, 2018. - 125 с.
38. Программы четырехлетней начальной школы: программы / Под
ред. Н. Ф. Виноградовой. // Проект «Начальная школа 21 века». - М.: Просвещение, 2017. - 94 с.
39. Пряхина Р.Г. Компас в мире слов / Р.Г. Пряхина // Начальная школа. - 1999. - №3. - С. 8-10.
40. Репкин В. В. Русский язык. Учебник для 3 класс часть 1: учебник
/ В.В. Репкин. - Харьков-Москва: Инфолайн, 1993. - 132 с.
41. Репкин В.В. Учебный словарь русского языка: Пособие для 2-5
классов/ В.В. Репкин. - Томск: Пеленг, 1994. - 436 с.
42. Русская грамматика: научное издание Т.1. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Наука, 1980. - 543 с.
43. Русский язык: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой - М.: Дрофа, 2017. - 156 с.
44. Русский язык: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой - М.: Дрофа, 2017. - 118 с.
45. Русский язык: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой - М.: Дрофа, 2017. - 124 с.
46. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учебное пособие / Под ред. М. С. Соловейчик. - М.: Академия, 1997. - 219 с.
47. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы Ч. 1 - 2. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. - М.: Дрофа, 2017. - 154 с.
48. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы Ч. 1 - 2. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. - М.: Дрофа, 2017. - 198 с.
49. Русский язык. Энциклопедия: энциклопедия - М.: Дрофа, 2017. -
543 с.
50. Современный русский язык: учебник для филологических
факультетов / Под ред. Н. В. Валгиной. - М.: Логос, 2016. - 289 с.
51. Современный русский язык: учебник для филологических
факультетов / Под ред. П. А. Леканта. - М.: Высшая школа, 2016. - 389 с.
52. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники: Кн. для
внеклассного чтения 5-7 кл. / В.Н. Сергеев. - М.: Просвещение, 1994. - 143 с.
53. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь: словарь / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.
54. Ушакова О.Д. Как писать? Две согласные или одна?: словарик школьника. / О.Д. Ушакова - СПб: Вегас, 2013. - 87 с.
55. Ушакова О.Д. Как писать? С большой буквы или с маленькой? Словарик школьника?: словарь / О.Д. Ушакова - СП: Вегас. - 2014. - 95 с.
56. Ушакова О.Д. Слитно или раздельно? Словарик школьника/ О.Д. Ушакова - СПб: Вегас, 2013. - 106 с.
57. Шанский Н.М. Содержание работы по русскому языку в школе / Н.М. Шанский // РЯШ. - 1993. - №4. - С.32-36.
58. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба - СПб: Наука, 1974. - 427 с.
59. Яковлева Т.В. Приемы работы со словарями на уроке русского языка / Т.В. Яковлева // Предложение и слово. Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: СГУ, 2002. - С. 827-833.
60. Яковлева Т.В. Работа со словарями на уроках русского языка» / Т.В. Яковлева // Приложение к журналу «Начальная школа» - «Трибуна учителя: опыт Белгородчины по развивающему обучению»/ Под ред. М.И. Волошкиной. - М., 2002. - 318 с.
61. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Русский язык / Автор- составитель В.В. Волина. - М., 1998. - 554 с.