Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №67463

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития самостоятельной
музыкальной деятельности старших дошкольников
6
1.1 Самостоятельная музыкальная деятельность старших
дошкольников: структура и содержание понятия
1.2 Содержание музыкального воспитания старших
дошкольников в контексте Федерального государственного образовательного стандарта 12
1.3 Педагогические условия развития самостоятельности
музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей развития самостоятельной музыкальной деятельности детей шестого года жизни 29
2.1 Диагностика сформированности самостоятельности
музыкальной деятельности старших дошкольников и анализ ее результатов 29
2.2 Содержание работы по развитию самостоятельной
41 музыкальной деятельности старших дошкольников
2.3 Динамика развития самостоятельности музыкальной
51 деятельности старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Самостоятельная музыкальная деятельность - важная составляющая музыкального образования дошкольников, итог и показатель музыкального развития ребенка на каждом возрастном этапе. Недооценка значения этой формы организации музыкальной деятельности педагогами и авторами образовательных программ обусловили современное ее состояние - дети редко музицируют самостоятельно.
Каждый вид музыкальной деятельности, использованный в дошкольных образовательных организациях, требует определённых знаний. В процессе развития музыкального восприятия дети получают знания общего плана: о самой музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах и т.д. Дети слушают разную по характеру и восприятию музыку (весёлую, грустную, нежную, спокойную), а педагог объясняет, с помощью каких средств выразительности передаётся каждое настроение музыки, каково значение лада, мелодии, темпа, ритма, динамики и т.д.
Дети начинают понимать, по каким признакам можно сопоставлять, сравнивать музыкальные произведения, какими терминами нужно пользоваться при этом. Искусство стать слушателем, человеком, которому музыка приносит радость и высшее наслаждение, требует умения понимать своеобразие композиторского творчества, откликаться сердцем и умом на то, что создал художник, думать и переживать.
Психологические механизмы развития способности изучались Л.С. Выготским, Г.Г. Иванченко, А.В. Запорожцем, А.Г. Костюком, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, Б.М. Тепловым и др. На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П. Радынова, В.А. Деркунская, И.Г.Галянт, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и др.
Многие из них разработали свои программы по музыкальному воспитанию дошкольников (Н.А. Ветлугина, И.Г.Галянт, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, В.Н. Шацкая и многие др.). Труды В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджан, А.В. Кенеман, Б.М. Теплова легли в основу дошкольного музыкального воспитания. Наиболее активно важнейшие проблемы музыкального воспитания и развития творческих способностей детей разрабатывались в научной школе Н.А. Ветлугиной.
Анализ работ вышеуказанных педагогов и психологов определяет актуальность выбранной темы исследования: «Развитие самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников».
Проблема: каковы педагогические условия эффективного развития самостоятельности музыкальной деятельности у старших дошкольников.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментальным путем проверить педагогические условия развития самостоятельной музыкальной деятельности у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития самостоятельной
музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития
самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования определения задачи исследования:
1. Раскрыть сущность самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников, ее структуру.
2. Проанализировать содержание музыкального восприятия старших дошкольников в контексте Федерального государственного образовательного стандарта.
3. Выделить и апробировать педагогические условия развития самостоятельности музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Провести диагностику сформированности музыкальной
деятельности старших дошкольников и анализ ее результатов.
Гипотеза исследования: процесс развития самостоятельности
музыкальной деятельности старших дошкольников будет проходить эффективнее, если:
1) соблюдается логика развития музыкальных действий (действия заранее запланированные педагогом - инициативные, непреднамеренные действия- действия, имеющие характер импровизаций);
2) педагогическое руководство предполагает показ образца исполнения, создание ситуаций для проявления детской инициативы, введение творческих игровых заданий;
3) стимулирование мотивации к самостоятельной музыкальной деятельности посредством предметно-развивающей среды группы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, эмпирический метод - анкетирование, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов. Основным методом исследования выступил констатирующий эксперимент.
Практической базой исследования являлся МДОУ детский сад комбинированного вида № 2, города Алексеевки Белгородской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду.
Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей дошкольного возраста, представляется как реализация отношения ребенка к различным видам искусства и как-то «среднее звено», которое связывает объект (искусство) и субъект (ребенка). Таким образом, искусство не прямо влияет на ребенка, вызывая реакции, а действует лишь в результате его активной деятельности, в процессе которой и реализуются отношения детей.
Источником самостоятельной музыкальной деятельности является окружающая ребенка жизнь, так как мотивы его поступков, интересы связаны с опытом, накопленным в процессе обучения, игр, развлечений, праздников, концертов в исполнении взрослых, аудиозаписей, спектаклей кукольного и теневого театра, сопровождаемые музыкой. В этом смысле действия детей реалистичны.
Но все излученные жизненные впечатления ими преобразуются: они сами создают желаемую ситуацию, соответствующую обстановку, воображаемые отношения со сверстниками, действия по собственному замыслу, который получает самые разнообразные решения.
Наличие самостоятельной музыкальной деятельности свидетельствует о достаточно высоком уровне развития ребенка, его внутренних переживаний и способности проявить свое отношение к окружающему. Перенос детьми опыта из одних условий в другие говорит о самостоятельных замыслах и попытках их воплощения.
Подобная форма организации деятельности позволяет судить о том, чем ребенок живет, интересуется. Чем он уже владеет. Данный характер деятельности выходит за границы узкоэстетического порядка, развивает и другие качества личности, нравственные представления об окружающем, об отношениях с другими людьми, умственные операции при планировании и реализации своих действий. Увлеченность, радость открытий сопутствуют этой деятельности.
Анализируя проделанную работу можно отметить, что предметно-развивающая среда влияет на развитие самостоятельной музыкальной деятельности. Педагогам необходимо использовать музыку не только во время НОД, но и в естественных ситуациях, включая режимные моменты, игры.
На констатирующем этапе эксперимента происходило наблюдение за детьми в повседневной деятельности, за их поведением на музыкальных занятиях, проведены диагностики.
Целью формирующего эксперимента являлось организация работы по развитию самостоятельной музыкальной деятельности с помощью предметно-развивающей среды.
На данном этапе происходила организация работы с детьми, которая включала проведение непосредственно образовательной деятельности; музыкальных викторин; развлечений, музыкально-дидактических игр; включение музыкальных произведений в режимные моменты.
Также на данном этапе происходила работа с родителями воспитанников и педагогическим коллективом: подготовка консультаций, ширм, папок-передвижек.
Заключительный этап опытно-экспериментальной работы был направлен на проведение сравнительного анализа результатов работы на контрольном этапе исследования с детьми экспериментальной и контрольной групп.
Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.
Итак, музыкальная самостоятельная деятельность очень разнообразна, так как её истоки - сама жизнь детей. Она облечена в различные формы, возникает по чьей - либо творческой инициативе без непосредственного участия взрослых.



1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №115 /Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.:Просвещение, 2013. - 55 с.
2. Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы/ Г.И. Анисимова. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 96 с.
3. Апраскина, О.А. Из истории музыкального воспитания/
О.А. Апраскина. - М.: Просвещение, 2010. - 163 с.
4. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей/
М.Н Баринова. - СПб.: Нева, 2011. - 240с.
5. Венгер, Н.Ю., Путь к развитию творчества/ Н.Ю. Венгер//
Дошкольное воспитание. - 2012. - №11. - С.32-38.
6. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка/ Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2014. - 155 с.
7. Ветлугина, Н. А. Музыкальный букварь/ Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2012. - 130 с.
8. Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А.В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М.: Проспект, 2016. - 132 с.
9. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2013. - 316 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Люкс, 2005. - 671 с.
11. Глухих, И. А. Музыкальные сюжетно-ролевые игры/ И.А. Глухих, Е.В. Казанцева, М.Г. Васильева, А.Г. Исламова// Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №3. - С. 5-8.
12. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ А.Г.. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - Питер, 2014. - 464 с.
13. Груздова, И.В. Организация и развитие самостоятельной музыкально - игровой деятельности в детском саду/ И.В. Груздова// Справочник музыкального руководителя. - 2013. - №1. - С.10-12.
14. Деркунская, В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста/ В.А. Деркунская. - Спб.: Детство-Пресс, 2010. - 650 с.
15. Дзержинская, И. Л. Эстетическое воспитание средствами музыки в детском саду/ И.Л Дзержинская. -М.: Учпедгиз, 2010. - 120 с.
16. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников/ И.Л. Дзержинская. - М.: Просвещение, 2005. - 160 с.
17. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров/
Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ.ред. Н.В. Микляевой. - М.: Юрайт, 2012. - 510 с.
18. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения/ Е.В. Заика// Вопросы психологии. - 2013. - №2. - С.54-58.
19. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста/ А.Н. Зимина. - М.: Альфа, 2000. - 152 с.
20. Игры и игровые упражнения/ Под ред. Е. И. Коваленко. - К.: Материк, 2014. - 163 с.
21. Картушина, М.Ю., Вокально - хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий/ М.Ю. Картушина. - М.: Проспект, 2010. - 196 с.
22. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста/ А.К. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 2013. - 263 с.
23. Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников/ Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. - М.: Проспект, 2006. - 130 с.
24. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя/ Н.Г. Кононова.
- М.: Просвещение, 2010. - 96с.
25. Костюк, О.Г. Восприятие музыки и художественная культура слушателя/ О.Г. Костюк. - М.: Владос, 2015. - 136 с.
26. Немов, Р.С. Психология/ Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 688с.
27. Никитин Б., Развивающие игры/ Б. Никитин. - М.: Знание, 2014. - 218 с.
28. Петрушин, В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника/ В.И. Путрушин// Вопросы психологии. - 2016.- № 1. - 102-104 с.
29. Программа «Ладушки»/ под ред. И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой. - М.: Просвещение, 2009. - 196 с.
30. Программа Музыкальные шедевры/ под ред. О.П. Радыновой. - М.: Просвещение, 2015. - 521 с.
31. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников/ Л. Прохорова// Дошкольное воспитание. - 2012. - №5. - С.21-27.
32. Радынова, О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. Руководителя дет. Сада/ О.П. Радынова. - М.: Просвещение, 2014. - 160с.
33. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/ Уч. пос. для студ. высш. и средн. пед. учебных заведений; Под ред.Т.А. Ерофеевой. - М.: Издательский центр Академия, 2016. - 344 с.
34. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей/ К.В. Тарасова. - М.: Педагогика, 2010. - 280с.
35. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий/ Б.М. Теплов.
- М.: Проспект., 2012. - 152 с.
36. Турченко, В.И. Педагогические условия и средства развития предпосылок самостоятельной сюжетно-ролевой игры у детей третьего года жизни/ В.И. Турченко. - М.: Проспект, 2015 - 115 с.
37. Халабузарь, П. Методика музыкального воспитания/ П. Халабузарь. - М.: Альфа, 2014. - 189 с.
38. Школяр, А. Ребенок в музыке, музыка в ребенке/ А. Школяр //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 9. - С. 10-12.
39. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. - М.:
Педагогика, 2008. - 234 с.
40. Янковская, О. П. Дидактические игры в детском саду: Научно - методическое пособие/ О.П. Янковская. - М.: Владос, 2010. - 210 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ