Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №67462

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
324
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эмоционально¬
ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 9
1.1. Эмоционально-ценностное отношение к природе как
компонент экологической культуры личности 9
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников 16
1.3. Содержание процесса формирования у младших
школьников эмоционально-ценностного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир» 21
Глава 2. Изучение возможностей формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 33
2.1. Изучение уровня сформированности эмоционально¬
ценностного отношения к природе у младших школьников 33
2.2. Проектирование методической работы по формированию
эмоционально-ценностного отношения к природе
у младших школьников при изучении предмета
«Окружающий мир» 39
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложения 53

Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, во второй половине XX века «антропогенный пресс» на природную среду составил сильнейшую угрозу продуктивности биосферы и качеству условий жизни самого человека. В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. Поэтому вполне закономерно, что в настоящее время у ученых не вызывает сомнения необходимость развертывания непрерывного экологического образования, которое становится системообразующим фактором образования всех слоев населения.
Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений человека, общества и природы. Экологическое образование - многоаспектный процесс обучения, воспитания и развития личности, включающий в себя формирование научной системы знаний в области взаимодействия общества и природы; воспитание эмоционально-чувственного мироощущения мира личности; формирование волевого фактора, без которого невозможна реализация экологических культуры человека (Алексеев, 2014).
У младших школьников преобладает познавательный интерес, субъективное отношение к природе и идентификация себя с объектами природы. Младший подростковый возраст является переломным, когда идентификация с природными объектами изменяется на субъектификацию. Поэтому в младшем школьном возрасте целесообразно развивать индивидуальные ценностные установки, ориентируя их на объекты природы (Баталыгина, 2012, 57-60).
Длительное время экологическое воспитание сводилось к природоохранному просвещению учащихся. Однако постепенно в среде педагогической общественности стало складываться понимание необходимости комплексного подхода к определению условий целенаправленного воспитания культуры отношений человека к миру природы. Смена исходных исследовательских установок сопровождалась активизацией деятельности по совершенствованию содержания и методики экологического воспитания. Особое внимание при этом уделялось выяснению взаимосвязи развития отношения к природному миру и необходимости овладения знаниями о различных сторонах взаимодействия общества и природы.
Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе происходит в процессе экологического воспитания, основная роль в котором принадлежит образовательным организациям и предполагает создание целостной системы экологических представлений с развитием эстетических чувств и участием обучающихся в практической экологической деятельности (Волкова, 2005, 53-55).
Вопросы усвоения школьниками экологических знаний, формирования культуры поведения в природном окружении, выработки у учащихся ценностного отношения к природе, а также организации практической природоохранной деятельности детей раскрыты в работах С.Н. Глазачева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского и др.
Разработкой теоретических основ экологического образования младших школьников в нашей стране занимались Л.Д. Бобылева, Н.Ф. Виноградова, А.В. Миронов, А.А. Плешаков, Л.П. Симонова, А.Е. Тихонова и др. В работах этих авторов сформулированы цели, принципы, охарактеризованы содержание и методические условия становления экологической культуры учащихся начальной школы. Помимо концептуальных основ экологического образования младших школьников этими авторами были разработаны программы учебных и факультативных курсов, учебные и методические пособия.
Следует отметить, что наметившаяся в последние годы интеллектуализация процесса обучения и воспитания, усиление внимания к развитию познавательной сферы ребенка, к расширению детского кругозора, в определенном смысле отрицательно повлияла на формирование эмоциональной сферы учащихся. В результате в характере и поведении ребенка начали проявляться эмоциональная скудность, невосприимчивость к эмоциональным переживаниям других и чрезмерный для этого возраста рационализм. Вместе с тем, установлено, что поведение человека по отношению к природным объектам зависит от того, какие чувства они вызывают, с какими смысловыми образованиями личности и как они связаны, какие ценностные ориентации, установки сформированы по отношению к ним и т.д. В самом общем виде, оно обусловлено тем, как личность воспринимает тот или иной природный объект.
В этой связи становится очевидной необходимость смещения акцентов в экологическом образовании младших школьников с задачи формирования у учащихся системы экологических знаний на проблему воспитания у них культуры восприятия природных объектов, эмоционального переживания взаимодействия с ними, нравственного отношения к природе (Жестова, 2011, 78-81).
Вопросы формирования позитивного отношения младших школьников к природе рассматривались в работах Н.Ф. Виноградовой, С.Д. Дерябо, И.Д. Зверева, В.В. Николиной, И.Т. Суравегиной, В.А. Ясвина. В то же время обращает на себя внимание недостаток специальных исследований по проблеме формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, несмотря на тот факт, что в большинстве работ отмечается большое значение фактора эмоциональности в воспитании у учащихся младших классов школы положительного отношения к природе.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между насущной потребностью в формировании у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории.
На основании выше изложенного темой исследования является «Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования эмоционально¬
ценностного отношения к природе у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза: процесс формирования эмоционально-ценностного
отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- использовать технологию проблемного обучения для формирования эмоционально-ценностного отношения к природным объектам, формирования ценности природы, восприимчивости мира природы;
- включать в процесс обучения младших школьников проектные задачи для самостоятельного познавательного поиска ценностей и целей взаимодействия с объектами природы.
Задачи:
1. Изучить эмоционально-ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры личности.
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников.
3. Определить содержание процесса формирования у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Изучить уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников.
5. Разработать педагогические условия формирования эмоционально¬ценностного отношения к природе у младших школьников.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы педагогического исследования:
- теоретические: изучение и анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, мониторинг процесса формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, проведение мероприятий с учащимися;
- диагностические методики: анкета Е.Е. Морозовой «Я знаю о природе», методика Ю.А. Полищука «Поведение в природе», анкета М.М. Ивановой «Мое отношение к природе», их количественная и качественная обработка методом математической статистики.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Кимовск, Тульская область, 4 класс.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема сущности экологического культуры многогранна. Его значение, цель и роль нельзя ограничивать подготовкой экологически образованных школьников. Суть процесса формирования экологической культуры школьников заключается в своеобразном преобразовании экокультурных ценностей в личностно значимые. Экологическую культуру нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы, это, прежде всего, необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего развития нашей цивилизации. Поэтому экологическое воспитание следует рассматривать как один из приоритетных факторов, влияющих на прогрессивные изменения общества.
Эмоционально-ценностное отношение к природе формируется в процессе экологического воспитания и проявляется в таких признаках: осознании ценности природы в жизни человека, самоценности природы; чувстве личной причастности к сохранению природных богатств, ответственности за них; способности личности гармонично сосуществовать с природой; умении вести себя компетентно, экологически безопасно; в критической оценке потребительски-утилитарного отношения к природе, которое приводит к нарушению природного равновесия, обострению экологического кризиса; активному участию в практических природоохранных мероприятиях; в осуществлении природоохранной деятельности по собственной инициативе; в экологическом просвещении.
Под эмоционально-ценностным отношением к природе понимается система ценностей, эмоций, идеалов, отношений, обеспечивающая формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся, активной деятельности по сохранению окружающей среды. Формирование положительного отношения детей к природе - это важное направление экологического воспитания оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.
Проведя выбранные диагностики и проанализировав уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников, мы выявили, что уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе недостаточный. Исходя из полученных данных, мы сделали вывод, что в данном классе необходимо провести целенаправленную систематическую работу по развитию эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». На основании полученных результатов исследования на формирующем этапе нами была подготовлена и проведена работа по развитию эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников. В ходе работы использовались материалы учебника «Окружающий мир» по УМК «Начальная школа XXI века», а также дополнительные задания.
Таким образом, после проведенного в работе исследования можно сделать вывод о том, что представленные теоретические и практические задачи были выполнены, цель достигнута и выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение.
Изучение педагогического опыта, методической литературы в исследовательской работе позволяет рекомендовать в качестве эффективных педагогических условий формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» следующее:
- использовать технологию проблемного обучения для формирования эмоционально-ценностного отношения к природным объектам, формирования ценности природы, восприимчивости мира природы;
- включать в процесс обучения младших школьников проектные задачи для самостоятельного познавательного поиска ценностей и целей взаимодействия с объектами природы.



1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова под ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 с.
2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии / В.А. Алексеев. - Ярославль: «Академия развития», 2014. - 238 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого
саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000 - 205 с.
4. Асмолов А.С. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий / А.С. Асмолов, Г.Д. Бурневская, И.М. Володарская. - М.: «Просвещение», 2007. - 158 с.
5. Бабанский Ю. К. Педагогика: курс лекций / Ю. К. Бабанский. М.: «Просвещение», 1988. - 213 с.
6. Баталыгина Е.В. Экологическое образование как средство гражданского воспитания младших школьников / Е.В. Баталыгина // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №7. - С. 57-60.
7. Битюкова Л.А. Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО / С.В. Тощакова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - №7. - С. 46-50.
8. Булатова З.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики / З.А. Булатова // Начальная школа, 2008. - № 7. - С 19.
9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана - Граф, 2012. - 96 с.
10. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2002. - № 4. - С. 20-24.
11. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь.
Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
12. Волкова В.И. Экологическое образование через уроки природоведения / В.И. Волкова // Начальная школа. - 2005, № 6. - С. 53-55.
13. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя / С.Н. Глазачев. - М.: Современный писатель, 2008. - 246 с.
14. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема / Н.Ф. Голованова. - СПб: Специальная литература, 2007. - 98 с.
15. Головских Д.С. Формирование ценностного отношения к природе на ступени начального образования / Д.С. Головских // Современные научные исследования и инновации. [Офиц. сайт]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70671 (дата обращения 15.04.2018).
16. Григорьев Д.В. Организация внеучебной деятельности школьников: методический конструктор / Д.В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: «Просвещение», 2010. - 14 с.
17. Иванова М.М. Анкета «Моё отношение к природе» / М.М. Иванова // Инфоурок. [Офиц. сайт]. https://infourok.ru/moe-otnoshenie-k-prirode (дата обращения 20.03.2018).
18. Демина М.А. Задачи о природе / М.А. Демина // Начальная школа. - 2014. - №2. - С. 85-86.
19. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябко - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 480 с.
20. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в экологическом образовании для устойчивого развития / Д.С. Ермаков // XVII Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». - 2011. - С. 15-19.
21. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000. - 405 с.
22. Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся / Н.С. Жестова // Начальная школа. - 1989. - №10. - С. 78-81.
23. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования / А.Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 2011. - 184 с.
24. Зверев И.Д. Экологические знания: на уроках и после уроков / И.Д. Зверев // Народное образование, - 2006. № 2. - С. 81-84.
25. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников / Е.Н. Землянская. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 507 с.
26. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: учебно-методическое пособие / Т.С. Иванова. - М.: ЦГЛ, 2003. - 56 с.
27. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу / Н.Н. Исаева. // Начальная школа. - 2015. №8. - С. 45-50.
28. Кузьмина С.А. Экологическая грамотность школьников как необходимость современного образования / С.А. Кузьмина // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - №5. - С. 47-50.
29. Кривощекова Н.В. Подготовка будущих учителей к формированию экологической грамотности школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук, / Н.В. Кривощекова. - Оренбург, 2009. - 18 с.
30. Крымская Т.М. Экологическая грамотность младших школьников /
Т.М. Крымская // Экология 2011 [Офиц. сайт]. URL:
https://egologiya2011/sekcia-1/ekologiceskaagramotnostmladsihskolnikov (дата обращения 13.03.2018).
31. Кузнецова Е.С. Формирование экологической грамотности младших школьников / Е.С. Кузнецова // Начальное образование. - 2012. - №1. - С. 223-227.
32. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во РАО, 2015. - 176 с.
33. Куличенко Т.В. Природа в опасности / Т.В. Куличенко // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: https://infourok.ru/formirovanie-ekologicheskoy-gramotnosti (дата обращения: 10.04.2018).
34. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся / Т.В. Кучер. - М.: Просвещение, 2000. - 318 с.
35. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
36. Мититаниди И.Н. Природа в опасности / И.Н. Мититаниди // Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/hbrary/2013/11/30/ekologicheskoe-vospitatelnoe- meropriyatie-priroda-v-opasnosti (дата обращения: 8.12.2017).
37. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. педагогических вузов / С.Н. Николаева. - М.: «Академия», 2002. - 336 с.
38. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2008. - 1200 с.
39. Петрунек В.П. Младший школьник / В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. - М., 1981. - 236 с.
40. Пономарёва И.Н. Компетентностный подход в современном образовании: Материалы академических чтений / И.Н. Пономарёва. - СПб.: СПбГИПСР, 2005. - 61 с.
41. Ростовщикова Е.А. Природоохранная деятельность в Российской Федерации: стимулы развития / Е.А. Ростовщикова // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 77-79.
42. Русанова О.И. Природа в опасности / О.И. Русанова // Сайт для учителей «Учителя com» [Офиц. сайт]. URL: http://uchitelya.com/ekologiya/ ekologicheskoe-obrazovanie-i-vospitanie (дата обращения: 23.03.2017).
43. Савельева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе / Л.П. Савельева. - М.: Издательство «Гном», 2003. - 49 с.
44. Самылина О.Ю. Экологический кружок «Друг природы» / О.Ю. Самылина // Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/11/02/programma- ekologicheskogo-kruzhka-yunye-druzya-prirody (дата обращения: 8.12.2017).
45. Сергеева Б.В. Условия формирования экологических знаний младших школьников / Б.В. Сергеева А.С. Станина // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 81-86.
46. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. Педагогическое общество России / И.В. Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 176 с.
47. Чекина Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние / Е.В. Чекина. - Гродно: ГрГУ, 2011. - 119 с.
48. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Н.Е. Щуркова. - М.: Новая школа, 2000. - 180 с.
49. Южакова Е.Н. Формирование экологической грамотности у младших школьников / Е.Н. Южакова // Молодой ученый. - 2017. - №3. - С. 35-38.
50. Ясвин В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2005. - 186 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ