ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ РИМСКОГО ОБЩЕСТВА ПО КОМЕДИЯМ ПЛАВТА И ТЕРЕНЦИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА ПЛАВТА И
ТЕРЕНЦИЯ ДЛЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ
1.1. Творчество Плавта и проблематика его комедий
1.2. Творчество Теренция и его художественное достоинство
ГЛАВА II. ЭТИКА И НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ В ЖИЗНИ РИМЛЯН
ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЛАВТА И ТЕРЕНЦИЯ.
2.1. Пороки и добродетели в комедиях Плавта и Теренция.
2.2. Богатство и бедность в контексте произведений Плавта и
Теренция.
ГЛАВА III. ЭТИКА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РИМЛЯН
В КОМЕДИЯХ ПЛАВТА И ТЕРЕНЦИЯ
3.1. Этика отношения к женщине в римской семье
по произведениям Плавта и Теренция
3.2. Воспитание этических идеалов у детей в римской семье в художественных текстах Плавта и Теренция.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА I. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА ПЛАВТА И
ТЕРЕНЦИЯ ДЛЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ
1.1. Творчество Плавта и проблематика его комедий
1.2. Творчество Теренция и его художественное достоинство
ГЛАВА II. ЭТИКА И НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ В ЖИЗНИ РИМЛЯН
ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЛАВТА И ТЕРЕНЦИЯ.
2.1. Пороки и добродетели в комедиях Плавта и Теренция.
2.2. Богатство и бедность в контексте произведений Плавта и
Теренция.
ГЛАВА III. ЭТИКА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РИМЛЯН
В КОМЕДИЯХ ПЛАВТА И ТЕРЕНЦИЯ
3.1. Этика отношения к женщине в римской семье
по произведениям Плавта и Теренция
3.2. Воспитание этических идеалов у детей в римской семье в художественных текстах Плавта и Теренция.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность исследования определяется тем, что этические проблемы в наше время становятся все более серьезными, так как развитие цивилизации в XXI веке приблизилось к такому порогу, когда культура лишенная этического начала современного общества все более угрожает благополучию и существованию человека на Земле. Необходимо в полной мере оценить ту опасность, которую представляет для будущего человечества так называемая «массовая культура», не имеющая прочных нравственных основ, пропитанная идеями насилия, разбоя, непрерывно и длительно растлевающая человеческое достоинство многих поколений.
Чтобы решить проблемы этики в настоящий период, исследователи ищут возникновение корней этих проблем, в их поле зрения попадают переломные эпохи в истории человечества, которые связаны со сменой историко-культурных событий, сопровождающиеся определенными проблемами и кризисами в различных областях жизни общества.
Эпоха переходящая от Ранней римской республики к позднереспубликанскому периоду (III-IIBB.до н. э.) и относится к таким рубежам.
Становление и развитие нравственно-этических учений в Древнем Риме знаменует качественно новый этап в развитии этики. Новые формы общественной жизни вытесняли родоплеменные отношения, старые обычаи и традиции. Возникла потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми.
Эти новые механизмы рассматривают художественные тексты-комедии Плавта и Теренция, которые при отсутствии репрезентативных исторических источников по римской повседневности и используются нами при решении исследовательских задач. Ихжанровая специфика, крепко связана с бытовой реальностью, что позволяет нам сконструировать картины повседневности и моральных ценностей римлян республиканского периода III-II вв. до н. э.
В связи с этим целью исследования является воссоздание картин римской повседневности, обусловленных спецификой этических идеалов римского общества, на основе таких источников, какими послужили тексты Плавта и Теренция.
Для реализации обозначенной цели предполагается решение следующих задач, определяющих структуру нашей работы:
1. Определить особенности системы римской республиканской действительности, получившей отражение в текстах Плавта и Теренция.
2. Соотнести объективную римскую повседневность, с повседневностью, отраженной в художественной форме в пьесах Плавта и Теренция, с бытующими в то время социальными и экономическими явлениями в римском обществе III - II вв. до н. э.
3. Проанализировать систему римских ценностей, раскрыть понятие «этический идеал», его специфику и динамику в Риме республиканского периода.
4. Рассмотреть идеальный образ женщины в римском обществе, ее положение в римской семье, проанализировать динамику ее статуса с течением времени.
5. Охарактеризовать проблемы воспитания в римской семье отраженные в текстах римских комедиографов Плавта и Теренция.
Проблемой данного исследования является изучение римской этики в повседневности римского общества в III - И вв. до н. э., которая ярко выражена в произведениях Плавта и Теренция.
Объект исследования - общественное сознание римлян эпохи III - II вв. до н. э.
Предмет исследования - римская действительность и ее этическая составляющая, раскрывающаяся в комедиях комедиографов Плавта и Теренция.
Хронологическими рамками исследования являются конец Ш - первой половиной П в. до н. э., именно тот период, в который Рим превращается в одну из крупнейших мировых держав. Основные методологические подходы и методы.
Принципы данного исследования:
- отказ от позитивизма, ориентированного на поиск «объективной информации», элиминирование вымысла; понимание источника как текста, запечатлевшего мысль и язык другой эпохи;
- применение аналитических процедур семиотики к изучению знаково-символического контекста повседневности (исследование специфики художественной семиотизации повседневности); обращение к анализу «текста поведения» литературных персонажей как к семиотическому феномену (Р. Барт, Ю. М. Лотман).
К числу наиболее важных теоретико-методологических ориентиров, носящих обобщающий смысл для нашего исследования, принадлежат:
- философское осмысление феноменов культуры (В. С. Библер, П. С. Гуревич, М. С. Каган, А . Ф. Лосев);
- культурологическая и антропологическая концепции истории культуры повседневности (Ю. Л. Бессмертный, М. Блок, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич, Ж. Дюби, Г. С. Кнабе, Л. Февр, А. Л. Ястребицкая);
- феноменологическая концепция культуры повседневности (Э. Гуссерль, А. Шюц).
При написании данной работы мы опирались на достижения авторов, разработчиков теории «локальных цивилизаций» (А. Дж. Тойнби ) и «локальных культур» (Н. Данилевский ), что в целом принято считать цивилизационным подходом; историко-культурологический подход, спецификой которого является определение историко-культурного наследия Римской цивилизации.
Для эффективного анализа исторических источников, которые были нами исследованы, и достоверности сделанных выводов обязательным условием являлось применение комплексного подхода к источникам.
Учитывая методологические подходы, мы считаем необходимым использование в данной работе следующих методов: общенаучные методы анализа, синтеза, классификации, обобщения и типологии, с помощью которых нам удалось разработать авторскую типологию рассматриваемых поэтов позднеантичного периода.
Методы историко-филологического анализа (лексико-терминологический, герменевтический), способствующие адекватной интерпретации текстов, выявления подтекстов и «скрытых смыслов».
Историко-биографический метод получил применение в процессе изучения жизненного пути рассматриваемых авторов.
Междисциплинарный характер проблемы нашего исследования, связан, с одной стороны, с изучением уникальности римской этики в повседневной действительности, с другой,- с рассмотрением такого неповторимого источника, который дает нам возможность изучить данный феномен. Этим было обусловлено использование нами наиболее ценных научных методов таких как, сравнительный метод, ретроспективный и системный, которые взаимодействуют с такими дисциплинами как: историей, культурологией, психологией, семиотикой.
Совокупность использованных методов, а также комплексный подход к источникам определил достоверность и обоснованность сделанных выводов.
Гипотеза исследования. В работе обосновываются и утверждаются предположения о том, что: в Риме в период с III по 11вв. до н. э. появились значительные условия, которые предрешили неотвратимое уничтожение морали в Римском обществе; первые признаки нравственно-духовного упадка отразились в перемене римской действительности, менталитете, которые нашли свое отражение в художественных текстах Тита Макция Плавта и Тиренция.
Материалом исследования послужили следующие источники.
В процессе подготовки данной работы был выявлен и отобран комплекс источников по заданной тематике. Интерес для исследования, в первую очередь, представляли художественные произведения Тита Макция Плавта и Теренция, которые и являются основными источниками по нашей проблеме, так как на основе творчества этих комедиографов, можно выявить существование этического идеала в сознании позднеантичного человека.
Однако, важными для данного исследования являются такие источники, которые имеют контекстную связь с предметом нашего исследования: литературные произведения, речи Катона Старшего и Марка Туллия Цицерона, сочинение писателя, мыслителя и историка Тита Ливия (59 г. до н.э. - 17 г. до н.э), которое по традиции принято именовать «История Рима от основания города», сочинения древнеримских авторов, осветивших в своих произведениях тему сельского хозяйства Колумеллы, памятники римского права: Законы XII таблиц.
В произведениях Плавта и Теренция обозначены вопросы, которые имеют важное социокультурное значение, что оправдывает их использование в исследовании как главных источников.
Степень разработанности проблемы определяется несколькими аспектами: все работы, которые были использованы при написании исследования, мы разделили на две большие группы: работы отечественных и зарубежных авторов.
В каждой группе можно выделить ещё четыре подгруппы:
1. Общие работы по истории Рима.
2. Общие работы по истории античной литературы.
3. Исследования, посвященные жизни и творчеству конкретных позднеантичных авторов.
4. Произведения, которые посвящены исследованию римской этики и повседневной жизни римского общества.
Для того чтобы широко и полно прочувствовать произведения позднеантичных поэтов, необходимо познакомиться с эпохой Римской Античности, ее атмосферой. Поэтому в данной работе были использованы труды общего характера по истории Древнего Рима: «История Рима», «История римской литературы», «История культуры Древней Греции и Рима».
Отечественных историков XX в. В. И. Кузищина, Е. М. Штаермана, М. И. Ростовцева, М. Е. Сергеенко привлекали экономические проблемы в жизни римского общества.
В трудах В. М. Смирина, Б. С. Ляпустина раскрываются культурные и психологические стороны социально-экономической сферы римской жизни.
В следующую группу входят труды, которые посвящены изучению римской этики и повседневной жизни римлян В. Д. Лелеко, М. М. Кром.
К обобщающим работам, изучающим историю культуры Рима, можно отнести труды Г. С. Кнабе, М. Л. Гаспарова, Ф. Ф. Зелинского, В. М. Смирина, В. Н. Илюшечкина.
В трудах Ф. Вилишского, Л. Винничук, изучается реальность повседневной жизни римлян, которая выступает фоном исторического развития римского общества.
Нами также были использованы работы о культуре повседневности и изучении римского быта «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима », «Быт и нравы древних римлян », «Повседневная жизнь Древнего Рима. Апогей империи », «Жизнь древнего Рима », труд Т. А. Бобровникова.
К работам общего характера мы относим «Историю античной культуры», «Цивилизация Древнего Рима» П. Грималя.
Исследованием реальности повседневной жизни римлян и отраженных в ней исторических процессов, занимались зарубежные авторы Ж. Н. Робер, Ф. Дюпон.
Но необходимо отметить, что, невзирая на многообразие работ, в которых исследовалась повседневная жизнь римского общества, в отечественной историографии комедии Плавта и Теренция не были специально изучены, как не изучены до конца этические ценности и римская повседневная действительность.
Немецкими филологами Х1Х - первой пол. XX в. Г. Яхманом, Э. Френкелем, были выделены в комедиях Плавта, как неповторимые сюжеты, так и взятые фрагменты, из-за чего его комедии считались чередованием «аттических» и «плавтовского» текстов.
Итальянские же ученые середины ХХ в., считали, что греческим в комедиях Плавта, был только сюжет, с помощью которого комедиограф создавал особые комедии, изменяя характеры главных героев и сюжет.
Отечественные исследователи, такие как Л. И. Савельева, А. Б. Горштейн, К. П. Полонская, считали Плавта новатором в римской литературе. В своих статьях И. М. Тронский и М. Позднев поддерживали эту точку зрения, считая его оригинальным и самостоятельным творцом. Дж. Дакворт, американский исследователь считал, что Плавта и Теренция не интерисовали вопросы социальной направленности. Но в отличие от него, А. Л. Кац и О. Юревич напротив, видят в комедиях Плавта и Теренция отражение римской действительности, что имеет большое значение для данного исследования.
Английского филолога Д. Эрла интересовали вопросы политической жизни римлян, которая по его мнению, находила свое выражение в комедиях Плавта и Теренция. Все используемые нами исторические источники помогают реконструировать общую картину положения древнеримских женщин в обществе, разобраться в бытовавших тогда мнениях в отношении женщин, понять причины такого к ним отношениям и т. д.
Дж. Келли в своих трудах , приходит к выводу о том, что история женщин открывает новую половину истории, рассматривая женщин как действующих лиц, а семью - как производительную и общественную силу. В книге Е.Е. Вардимана «Женщины в Древнем мире» можно найти информацию о старинных обычаях или представлениях, касающихся женщин.
Таким образом, сделав краткий историографический обзор, мы можем говорить о том, что избранная нами тема еще не являлась предметом специального исследования и обращение к вышеназванным источникам очень актуально, так как в исторических исследованиях им не уделяется должного внимания, и данные произведения в своей массе не были переведены на русский язык. Вопросы римской этики, римской повседневности в настоящее время становятся все более частыми, хотя отечественная историография не делала попыток воссоздать их картины с помощью комедий Плавта и Теренция.
Этот факт, определяет новизну нашего исследования, которая характеризуется тем, что при использовании литературных текстов Плавта и Теренция как главных источников, можно много узнать о римской этике и римской повседневной жизни на рубеже Ш - П вв. до н.э.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что:
- благодаря текстам Плавта определена особенность римской этики и повседневной жизни на рубеже Ш-II вв. до н.э. в ее различных социально-исторических аспектах;
- изучено и проанализировано огромное количество литературы, которая помогла нам охарактеризовать римскую этику и повседневную жизнь.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы нашего исследования могут быть использованы для создания научных работ, по изучению проблем римской повседневной жизни, времен республики, при проведении лекций, семинарских занятий со студентами, написания диссертационных работ, для более углубленного исследования особенностей римской повседневной жизни и римского менталитета.
Положения, выносимые на защиту:
- Римскую повседневность, можно исследовать в рамках истории повседневности, которая актуализирована в художественных текстах Плавта и Теренция.
- Изучение комедий Плавта и Теренция, помогает выявить изменения, которые происходили в римской повседневности, а именно падение староримской морали и начавшейся дезгармонизацией социальных отношений в римском обществе.
- В комедиях Плавта и Теренция, показывается разрушение устоев патриархальной семьи, изменение в поведении идеальной матроны, раскрывается новая модель поведения замужних женщин.
- Плавт и Теренций оставались сторонниками старинной системы ценностей, высмеивая пороки, провозглашали добродетель.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступления на международной научно-практической конференции «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие», по итогам участия, в которой, имеется публикация, посвященная непосредственно указанной тематике:
1. Новикова Л.А. Положение женщины в римской семье республиканского периода по произведениям Плавта и Теренция // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-практической конференции. - Белгород: Политерра, 2016. - С. 90-94.
Структура работы определяется целью исследования и подчиняется решению поставленных задач, состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка.
Чтобы решить проблемы этики в настоящий период, исследователи ищут возникновение корней этих проблем, в их поле зрения попадают переломные эпохи в истории человечества, которые связаны со сменой историко-культурных событий, сопровождающиеся определенными проблемами и кризисами в различных областях жизни общества.
Эпоха переходящая от Ранней римской республики к позднереспубликанскому периоду (III-IIBB.до н. э.) и относится к таким рубежам.
Становление и развитие нравственно-этических учений в Древнем Риме знаменует качественно новый этап в развитии этики. Новые формы общественной жизни вытесняли родоплеменные отношения, старые обычаи и традиции. Возникла потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми.
Эти новые механизмы рассматривают художественные тексты-комедии Плавта и Теренция, которые при отсутствии репрезентативных исторических источников по римской повседневности и используются нами при решении исследовательских задач. Ихжанровая специфика, крепко связана с бытовой реальностью, что позволяет нам сконструировать картины повседневности и моральных ценностей римлян республиканского периода III-II вв. до н. э.
В связи с этим целью исследования является воссоздание картин римской повседневности, обусловленных спецификой этических идеалов римского общества, на основе таких источников, какими послужили тексты Плавта и Теренция.
Для реализации обозначенной цели предполагается решение следующих задач, определяющих структуру нашей работы:
1. Определить особенности системы римской республиканской действительности, получившей отражение в текстах Плавта и Теренция.
2. Соотнести объективную римскую повседневность, с повседневностью, отраженной в художественной форме в пьесах Плавта и Теренция, с бытующими в то время социальными и экономическими явлениями в римском обществе III - II вв. до н. э.
3. Проанализировать систему римских ценностей, раскрыть понятие «этический идеал», его специфику и динамику в Риме республиканского периода.
4. Рассмотреть идеальный образ женщины в римском обществе, ее положение в римской семье, проанализировать динамику ее статуса с течением времени.
5. Охарактеризовать проблемы воспитания в римской семье отраженные в текстах римских комедиографов Плавта и Теренция.
Проблемой данного исследования является изучение римской этики в повседневности римского общества в III - И вв. до н. э., которая ярко выражена в произведениях Плавта и Теренция.
Объект исследования - общественное сознание римлян эпохи III - II вв. до н. э.
Предмет исследования - римская действительность и ее этическая составляющая, раскрывающаяся в комедиях комедиографов Плавта и Теренция.
Хронологическими рамками исследования являются конец Ш - первой половиной П в. до н. э., именно тот период, в который Рим превращается в одну из крупнейших мировых держав. Основные методологические подходы и методы.
Принципы данного исследования:
- отказ от позитивизма, ориентированного на поиск «объективной информации», элиминирование вымысла; понимание источника как текста, запечатлевшего мысль и язык другой эпохи;
- применение аналитических процедур семиотики к изучению знаково-символического контекста повседневности (исследование специфики художественной семиотизации повседневности); обращение к анализу «текста поведения» литературных персонажей как к семиотическому феномену (Р. Барт, Ю. М. Лотман).
К числу наиболее важных теоретико-методологических ориентиров, носящих обобщающий смысл для нашего исследования, принадлежат:
- философское осмысление феноменов культуры (В. С. Библер, П. С. Гуревич, М. С. Каган, А . Ф. Лосев);
- культурологическая и антропологическая концепции истории культуры повседневности (Ю. Л. Бессмертный, М. Блок, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич, Ж. Дюби, Г. С. Кнабе, Л. Февр, А. Л. Ястребицкая);
- феноменологическая концепция культуры повседневности (Э. Гуссерль, А. Шюц).
При написании данной работы мы опирались на достижения авторов, разработчиков теории «локальных цивилизаций» (А. Дж. Тойнби ) и «локальных культур» (Н. Данилевский ), что в целом принято считать цивилизационным подходом; историко-культурологический подход, спецификой которого является определение историко-культурного наследия Римской цивилизации.
Для эффективного анализа исторических источников, которые были нами исследованы, и достоверности сделанных выводов обязательным условием являлось применение комплексного подхода к источникам.
Учитывая методологические подходы, мы считаем необходимым использование в данной работе следующих методов: общенаучные методы анализа, синтеза, классификации, обобщения и типологии, с помощью которых нам удалось разработать авторскую типологию рассматриваемых поэтов позднеантичного периода.
Методы историко-филологического анализа (лексико-терминологический, герменевтический), способствующие адекватной интерпретации текстов, выявления подтекстов и «скрытых смыслов».
Историко-биографический метод получил применение в процессе изучения жизненного пути рассматриваемых авторов.
Междисциплинарный характер проблемы нашего исследования, связан, с одной стороны, с изучением уникальности римской этики в повседневной действительности, с другой,- с рассмотрением такого неповторимого источника, который дает нам возможность изучить данный феномен. Этим было обусловлено использование нами наиболее ценных научных методов таких как, сравнительный метод, ретроспективный и системный, которые взаимодействуют с такими дисциплинами как: историей, культурологией, психологией, семиотикой.
Совокупность использованных методов, а также комплексный подход к источникам определил достоверность и обоснованность сделанных выводов.
Гипотеза исследования. В работе обосновываются и утверждаются предположения о том, что: в Риме в период с III по 11вв. до н. э. появились значительные условия, которые предрешили неотвратимое уничтожение морали в Римском обществе; первые признаки нравственно-духовного упадка отразились в перемене римской действительности, менталитете, которые нашли свое отражение в художественных текстах Тита Макция Плавта и Тиренция.
Материалом исследования послужили следующие источники.
В процессе подготовки данной работы был выявлен и отобран комплекс источников по заданной тематике. Интерес для исследования, в первую очередь, представляли художественные произведения Тита Макция Плавта и Теренция, которые и являются основными источниками по нашей проблеме, так как на основе творчества этих комедиографов, можно выявить существование этического идеала в сознании позднеантичного человека.
Однако, важными для данного исследования являются такие источники, которые имеют контекстную связь с предметом нашего исследования: литературные произведения, речи Катона Старшего и Марка Туллия Цицерона, сочинение писателя, мыслителя и историка Тита Ливия (59 г. до н.э. - 17 г. до н.э), которое по традиции принято именовать «История Рима от основания города», сочинения древнеримских авторов, осветивших в своих произведениях тему сельского хозяйства Колумеллы, памятники римского права: Законы XII таблиц.
В произведениях Плавта и Теренция обозначены вопросы, которые имеют важное социокультурное значение, что оправдывает их использование в исследовании как главных источников.
Степень разработанности проблемы определяется несколькими аспектами: все работы, которые были использованы при написании исследования, мы разделили на две большие группы: работы отечественных и зарубежных авторов.
В каждой группе можно выделить ещё четыре подгруппы:
1. Общие работы по истории Рима.
2. Общие работы по истории античной литературы.
3. Исследования, посвященные жизни и творчеству конкретных позднеантичных авторов.
4. Произведения, которые посвящены исследованию римской этики и повседневной жизни римского общества.
Для того чтобы широко и полно прочувствовать произведения позднеантичных поэтов, необходимо познакомиться с эпохой Римской Античности, ее атмосферой. Поэтому в данной работе были использованы труды общего характера по истории Древнего Рима: «История Рима», «История римской литературы», «История культуры Древней Греции и Рима».
Отечественных историков XX в. В. И. Кузищина, Е. М. Штаермана, М. И. Ростовцева, М. Е. Сергеенко привлекали экономические проблемы в жизни римского общества.
В трудах В. М. Смирина, Б. С. Ляпустина раскрываются культурные и психологические стороны социально-экономической сферы римской жизни.
В следующую группу входят труды, которые посвящены изучению римской этики и повседневной жизни римлян В. Д. Лелеко, М. М. Кром.
К обобщающим работам, изучающим историю культуры Рима, можно отнести труды Г. С. Кнабе, М. Л. Гаспарова, Ф. Ф. Зелинского, В. М. Смирина, В. Н. Илюшечкина.
В трудах Ф. Вилишского, Л. Винничук, изучается реальность повседневной жизни римлян, которая выступает фоном исторического развития римского общества.
Нами также были использованы работы о культуре повседневности и изучении римского быта «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима », «Быт и нравы древних римлян », «Повседневная жизнь Древнего Рима. Апогей империи », «Жизнь древнего Рима », труд Т. А. Бобровникова.
К работам общего характера мы относим «Историю античной культуры», «Цивилизация Древнего Рима» П. Грималя.
Исследованием реальности повседневной жизни римлян и отраженных в ней исторических процессов, занимались зарубежные авторы Ж. Н. Робер, Ф. Дюпон.
Но необходимо отметить, что, невзирая на многообразие работ, в которых исследовалась повседневная жизнь римского общества, в отечественной историографии комедии Плавта и Теренция не были специально изучены, как не изучены до конца этические ценности и римская повседневная действительность.
Немецкими филологами Х1Х - первой пол. XX в. Г. Яхманом, Э. Френкелем, были выделены в комедиях Плавта, как неповторимые сюжеты, так и взятые фрагменты, из-за чего его комедии считались чередованием «аттических» и «плавтовского» текстов.
Итальянские же ученые середины ХХ в., считали, что греческим в комедиях Плавта, был только сюжет, с помощью которого комедиограф создавал особые комедии, изменяя характеры главных героев и сюжет.
Отечественные исследователи, такие как Л. И. Савельева, А. Б. Горштейн, К. П. Полонская, считали Плавта новатором в римской литературе. В своих статьях И. М. Тронский и М. Позднев поддерживали эту точку зрения, считая его оригинальным и самостоятельным творцом. Дж. Дакворт, американский исследователь считал, что Плавта и Теренция не интерисовали вопросы социальной направленности. Но в отличие от него, А. Л. Кац и О. Юревич напротив, видят в комедиях Плавта и Теренция отражение римской действительности, что имеет большое значение для данного исследования.
Английского филолога Д. Эрла интересовали вопросы политической жизни римлян, которая по его мнению, находила свое выражение в комедиях Плавта и Теренция. Все используемые нами исторические источники помогают реконструировать общую картину положения древнеримских женщин в обществе, разобраться в бытовавших тогда мнениях в отношении женщин, понять причины такого к ним отношениям и т. д.
Дж. Келли в своих трудах , приходит к выводу о том, что история женщин открывает новую половину истории, рассматривая женщин как действующих лиц, а семью - как производительную и общественную силу. В книге Е.Е. Вардимана «Женщины в Древнем мире» можно найти информацию о старинных обычаях или представлениях, касающихся женщин.
Таким образом, сделав краткий историографический обзор, мы можем говорить о том, что избранная нами тема еще не являлась предметом специального исследования и обращение к вышеназванным источникам очень актуально, так как в исторических исследованиях им не уделяется должного внимания, и данные произведения в своей массе не были переведены на русский язык. Вопросы римской этики, римской повседневности в настоящее время становятся все более частыми, хотя отечественная историография не делала попыток воссоздать их картины с помощью комедий Плавта и Теренция.
Этот факт, определяет новизну нашего исследования, которая характеризуется тем, что при использовании литературных текстов Плавта и Теренция как главных источников, можно много узнать о римской этике и римской повседневной жизни на рубеже Ш - П вв. до н.э.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что:
- благодаря текстам Плавта определена особенность римской этики и повседневной жизни на рубеже Ш-II вв. до н.э. в ее различных социально-исторических аспектах;
- изучено и проанализировано огромное количество литературы, которая помогла нам охарактеризовать римскую этику и повседневную жизнь.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы нашего исследования могут быть использованы для создания научных работ, по изучению проблем римской повседневной жизни, времен республики, при проведении лекций, семинарских занятий со студентами, написания диссертационных работ, для более углубленного исследования особенностей римской повседневной жизни и римского менталитета.
Положения, выносимые на защиту:
- Римскую повседневность, можно исследовать в рамках истории повседневности, которая актуализирована в художественных текстах Плавта и Теренция.
- Изучение комедий Плавта и Теренция, помогает выявить изменения, которые происходили в римской повседневности, а именно падение староримской морали и начавшейся дезгармонизацией социальных отношений в римском обществе.
- В комедиях Плавта и Теренция, показывается разрушение устоев патриархальной семьи, изменение в поведении идеальной матроны, раскрывается новая модель поведения замужних женщин.
- Плавт и Теренций оставались сторонниками старинной системы ценностей, высмеивая пороки, провозглашали добродетель.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступления на международной научно-практической конференции «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие», по итогам участия, в которой, имеется публикация, посвященная непосредственно указанной тематике:
1. Новикова Л.А. Положение женщины в римской семье республиканского периода по произведениям Плавта и Теренция // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-практической конференции. - Белгород: Политерра, 2016. - С. 90-94.
Структура работы определяется целью исследования и подчиняется решению поставленных задач, состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка.
В заключительной части настоящего исследования, основной целью которого являлось воссоздание картин римской повседневности, обусловленных спецификой этических идеалов римского общества, на основе таких источников, какими послужили тексты Плавта и Теренция, были обобщены результаты и подведены соответствующие итоги проделанной нами работы.
Выбор для изучения произведений таких римских комедиографов как Плавт и Теренций, не случаен, так как в ходе исследования, мы хотели установить, что при глубоком изучении таких неповторимых исторических источников, какими являются комедии Плавта и Теренция, можно понять менталитет римлян, их представления об этическом идеале, отследить особенность их повседневной жизни на рубеже III - II вв. до. н. э.
Чтобы выявить степень значимости произведений Плавта и Теренция для источниковедения, а также для раскрытия этических идеалов римского общества республиканского периода нами, были решены следующие задачи:
Во-первых, на основе изучения и анализа произведений Плавта и Теренция, нам удалось определить особенности системы римской республиканской действительности, так как исследование повседневной жизни римлян республиканского периода проходило в рамках истории повседневности. А в результате анализа художественных текстов Плавта и Теренция мы смогли охарактеризовать главные особенности творчества Плавта и Теренция, установили проблематику комедий Плавта и художественное достоинство комедий Теренция. Выявили, что жанровое своеобразие произведений Плавта и Теренция, сыграло огромную роль для источниковедения и дальнейшего развития театрального драматического искусства.
Во-вторых, нами было прослежено яркое проявление в литературном творчестве Плавта и Теренция, римской жизни, что помогло нам соотнести объективную римскую повседневность, с повседневностью, отраженной в художественной форме в пьесах Плавта и Теренция, с бытующими в то время социальными и экономическими явлениями в римском обществе III - II вв. до н. э.
Нами было доказано, что в художественных произведениях Плавта и Теренция, очень хорошо показано этическое сознание римлян, их индивидуальные и коллективные ценности, с которыми они шли в ногу на протяжении всей жизни. Мы установили, чтоследование этим моральным ценностям в эпоху римской республики пошатнулись, хотя Плавт и Теренций и были сторонниками староримских моральных принципов, но в римской повседневной жизни стали происходить изменения, которые разрушали стереотип строгого римлянина, который может отдохнуть только во время праздника. Нами было доказано, что Плавт и Теренций в своих комедиях высмеивали такие пороки как лень, жадность, честолюбие, зависть, алчность, злость, расточительность, это свидетельствует о том, что в республиканском Риме наравне с добродетелями процветали и пороки.
Благодаря произведениям комедиографов, мы смогли выделить ментальные стереотипы, на основании которых формировалось поведение каждого римлянина и соответственно строилась жизнь римского общества. Мы выяснили, что поведение их персонажей определялось тем положением, какое они занимали в иерархии социальной лестницы. Это можно увидеть и в описании диалогов, особенностях жестов, походки, в ношении одежды, в процедуре потребления пищи, отношению к себе и людям.
Нами было доказано, что в римском обществе республиканского периода, началась дезгармонизация социальных отношений, что не могло не сказаться на творчестве Плавта и Теренция, в произведениях которых, как в зеркале, отражались, происходящие события римского общества.
На основании анализа художественных произведений Плавта и Теренция, мы можем сделать вывод о том, что в римском обществе республиканского периода, существовало два мнения о богатстве положительное и отрицательное. Положительное было связано с земельной собственностью, отрицательное - иметь как можно больше денежных средств. В результате чего, мы выяснили, что богатство и бедность по разному влияло как на бедных, так и на богатых и в большинстве своем приводило к нравственному упадку римлян.
В-третьих, на примере произведений Плавта и Теренция, мы смогли проанализировать систему римских ценностей, раскрыть понятие «этический идеал», его специфику и динамику в Риме республиканского периода.
В-четвертых, мы рассмотрели идеальный образ женщины в римском обществе, ее положение в римской семье, проанализировали динамику ее статуса с течением времени и пришли к выводу о том, что положение женщины в римском обществе хотя и нельзя назвать равным в сравнении с мужчинами, однако, широта ее прав и функций, связанных с управлением хозяйством и наследованием, а также ее реальное влияние на мужчину, позволяют говорить о ее достаточно высоком статусе.
В-пятых, на основе комедий Плавта и Теренция, мы охарактеризовали проблемы воспитания в римской семье и выявили, что отличительной чертой римского воспитания, особенно во времена республики, следует считать любовь к отечеству, которая была возведена до культа и была побудительной причиной многих героических подвигов.
Нами было доказано, что семья для римлян, по Плавту и Теренцию, является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Для них, роль семьи не исчерпывалась только воспроизводством населения, семья способствовала и способствует развитию общества и его прогрессу. Исходя из источников, семья и семейные ценности - это два понятия, которые не могут существовать друг без друга.
Таким образом, в нашей работе, показаны особенности римской повседневности в ее многообразии. В процессе исследования, нами было установлено, что отображенная в произведениях Плавта и Теренция римская действительность, содержала взгляды людей на мир, на место человека в нем; определили специфику межличностных общений, где идеалам, которые начали терять свое первостепенное значение, противопоставлялись пороки. В результате проведенного исследования, необходимо констатировать, что в повседневной действительности Плавта и Теренция, появился разлом между идеальным образцом и реальным поведением человека в обществе. Такие ценности как мужество, бережливость, умеренность, верность долгу, религиозность, продолжали оставаться староримскими добродетелями и являлись стержнем для римского общества, но стали появляться и другие модели поведения, которые определялись распространявшимися алчностью и индивидуализмом.
Материалы и результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях по широкому кругу вопросов, касающихся римской этики и повседневной жизни римлян республиканского периода.
Личный вклад исследователя, заключается в том, что были глубоко изучены и проанализированы, художественные тексты Плавта и Теренция, чтобы убедиться, что в них содержится богатейший материал по римской этике и повседневной жизни римского общества.
В итоге мы можем отметить, что обосновав важность произведений Плавта и Теренция как исторических источников, с помощью которых мы смогли познакомиться с римской повседневностью периода Республики, мы, далее, с опорой на данные источники, смогли воссоздать картины римской повседневности, обусловленные этическими идеалами римского общества.
Выбор для изучения произведений таких римских комедиографов как Плавт и Теренций, не случаен, так как в ходе исследования, мы хотели установить, что при глубоком изучении таких неповторимых исторических источников, какими являются комедии Плавта и Теренция, можно понять менталитет римлян, их представления об этическом идеале, отследить особенность их повседневной жизни на рубеже III - II вв. до. н. э.
Чтобы выявить степень значимости произведений Плавта и Теренция для источниковедения, а также для раскрытия этических идеалов римского общества республиканского периода нами, были решены следующие задачи:
Во-первых, на основе изучения и анализа произведений Плавта и Теренция, нам удалось определить особенности системы римской республиканской действительности, так как исследование повседневной жизни римлян республиканского периода проходило в рамках истории повседневности. А в результате анализа художественных текстов Плавта и Теренция мы смогли охарактеризовать главные особенности творчества Плавта и Теренция, установили проблематику комедий Плавта и художественное достоинство комедий Теренция. Выявили, что жанровое своеобразие произведений Плавта и Теренция, сыграло огромную роль для источниковедения и дальнейшего развития театрального драматического искусства.
Во-вторых, нами было прослежено яркое проявление в литературном творчестве Плавта и Теренция, римской жизни, что помогло нам соотнести объективную римскую повседневность, с повседневностью, отраженной в художественной форме в пьесах Плавта и Теренция, с бытующими в то время социальными и экономическими явлениями в римском обществе III - II вв. до н. э.
Нами было доказано, что в художественных произведениях Плавта и Теренция, очень хорошо показано этическое сознание римлян, их индивидуальные и коллективные ценности, с которыми они шли в ногу на протяжении всей жизни. Мы установили, чтоследование этим моральным ценностям в эпоху римской республики пошатнулись, хотя Плавт и Теренций и были сторонниками староримских моральных принципов, но в римской повседневной жизни стали происходить изменения, которые разрушали стереотип строгого римлянина, который может отдохнуть только во время праздника. Нами было доказано, что Плавт и Теренций в своих комедиях высмеивали такие пороки как лень, жадность, честолюбие, зависть, алчность, злость, расточительность, это свидетельствует о том, что в республиканском Риме наравне с добродетелями процветали и пороки.
Благодаря произведениям комедиографов, мы смогли выделить ментальные стереотипы, на основании которых формировалось поведение каждого римлянина и соответственно строилась жизнь римского общества. Мы выяснили, что поведение их персонажей определялось тем положением, какое они занимали в иерархии социальной лестницы. Это можно увидеть и в описании диалогов, особенностях жестов, походки, в ношении одежды, в процедуре потребления пищи, отношению к себе и людям.
Нами было доказано, что в римском обществе республиканского периода, началась дезгармонизация социальных отношений, что не могло не сказаться на творчестве Плавта и Теренция, в произведениях которых, как в зеркале, отражались, происходящие события римского общества.
На основании анализа художественных произведений Плавта и Теренция, мы можем сделать вывод о том, что в римском обществе республиканского периода, существовало два мнения о богатстве положительное и отрицательное. Положительное было связано с земельной собственностью, отрицательное - иметь как можно больше денежных средств. В результате чего, мы выяснили, что богатство и бедность по разному влияло как на бедных, так и на богатых и в большинстве своем приводило к нравственному упадку римлян.
В-третьих, на примере произведений Плавта и Теренция, мы смогли проанализировать систему римских ценностей, раскрыть понятие «этический идеал», его специфику и динамику в Риме республиканского периода.
В-четвертых, мы рассмотрели идеальный образ женщины в римском обществе, ее положение в римской семье, проанализировали динамику ее статуса с течением времени и пришли к выводу о том, что положение женщины в римском обществе хотя и нельзя назвать равным в сравнении с мужчинами, однако, широта ее прав и функций, связанных с управлением хозяйством и наследованием, а также ее реальное влияние на мужчину, позволяют говорить о ее достаточно высоком статусе.
В-пятых, на основе комедий Плавта и Теренция, мы охарактеризовали проблемы воспитания в римской семье и выявили, что отличительной чертой римского воспитания, особенно во времена республики, следует считать любовь к отечеству, которая была возведена до культа и была побудительной причиной многих героических подвигов.
Нами было доказано, что семья для римлян, по Плавту и Теренцию, является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Для них, роль семьи не исчерпывалась только воспроизводством населения, семья способствовала и способствует развитию общества и его прогрессу. Исходя из источников, семья и семейные ценности - это два понятия, которые не могут существовать друг без друга.
Таким образом, в нашей работе, показаны особенности римской повседневности в ее многообразии. В процессе исследования, нами было установлено, что отображенная в произведениях Плавта и Теренция римская действительность, содержала взгляды людей на мир, на место человека в нем; определили специфику межличностных общений, где идеалам, которые начали терять свое первостепенное значение, противопоставлялись пороки. В результате проведенного исследования, необходимо констатировать, что в повседневной действительности Плавта и Теренция, появился разлом между идеальным образцом и реальным поведением человека в обществе. Такие ценности как мужество, бережливость, умеренность, верность долгу, религиозность, продолжали оставаться староримскими добродетелями и являлись стержнем для римского общества, но стали появляться и другие модели поведения, которые определялись распространявшимися алчностью и индивидуализмом.
Материалы и результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях по широкому кругу вопросов, касающихся римской этики и повседневной жизни римлян республиканского периода.
Личный вклад исследователя, заключается в том, что были глубоко изучены и проанализированы, художественные тексты Плавта и Теренция, чтобы убедиться, что в них содержится богатейший материал по римской этике и повседневной жизни римского общества.
В итоге мы можем отметить, что обосновав важность произведений Плавта и Теренция как исторических источников, с помощью которых мы смогли познакомиться с римской повседневностью периода Республики, мы, далее, с опорой на данные источники, смогли воссоздать картины римской повседневности, обусловленные этическими идеалами римского общества.
Подобные работы
- МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В АНТИЧНОМ МИРЕ: МЕЖПОКОЛЕННЫЙ И ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ (ПО МАТЕРИАЛАМ АНТИЧНОЙ КОМЕДИИ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



