Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интеграция стилей жизни и потребления сериалов (на примере студентов в г. Санкт-Петербурге)

Работа №67426

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Концептуальные основы исследования стилей жизни в
современном обществе
1.1. Стили жизни в условиях текучей современности
1.2. Линейная и проектная жизненные стратегии
1.3. Сериал как предмет исследования российских и зарубежных
социологов
Глава 2. Модели интеграции стилей жизни и потребления сериалов
студентами г. Санкт-Петербурга
2.1. Основные направления интеграции стилей жизни и потребления сериалов студентами г. Санкт-Петербурга
2.2. Компенсаторная функция сериалов
2.3. Ориентационный потенциал сериалов
2.4. Просмотр сериала как образовательный проект
2.5. Гибридизация жизненных проектов в контексте потребления
сериалов
Заключение
Список литературы
Приложение

Повседневность человека поздней современности сильно изменилась по сравнению с эпохой модерна. Ранее деятельность индивида была сильно ограничена социальным порядком, заключена в рамки, а жизненный путь человека модерна можно описать с помощью метафоры колеи: чем дольше он следовал выбранному направлению, тем меньше у него было шансов его изменить. Сегодня границы жизненной колеи размываются, а у индивида появляется свобода перемещаться в пространстве возможностей в поисках новых идентичностей. Стратегия выстраивания жизненного пути современного человека становится уникальным сочетанием разнообразных проектов во всех сферах жизни: образовании и профессии, дружеских и любовных связях, хобби и т.д. Проектная логика сочетается с идеей о том, что у каждого члена постсовременного общества есть собственный личностный потенциал, который он должен развивать по своему усмотрению в ответ на постоянно меняющиеся потребности. Актуальным становится понятие стиля жизни как относительно устойчивого набора практик, подстраивающихся под мировоззрение, уникальные вкусы и предпочтения индивида.
Обширным источником идей для проектов жизненного пути в современном обществе является культурная индустрия. Она предлагает индивиду множество паттернов, образцов в разнообразных формах, так, что любой может выбрать наиболее подходящую для себя комбинацию. Это обеспечивается тем, что популярная культура претендует на универсальность, чутко реагируя на любые социальные изменения и всегда предлагая реципиенту актуальный контент.
Сериалы как продукт массовой культуры предлагают современному зрителю не только разнообразие жанров и тематик, но и высокое качество конечного продукта. Актуальность данной работы состоит в необходимости изучения способов включения потребления сериалов в повседневность индивида. Благодаря развитию интернета и увеличению доступности для широких аудиторий, данный формат ушел от низкого телевизионного жанра и приближается к уровню большого кино, становится более востребован. Например, теперь сериалы снимают такие крупные режиссеры, как Мартин Скорсезе, Вуди Аллен, Паоло Соррентино, которые приглашают не менее востребованных актеров. Как культурный продукт, сериалы являются в том числе попыткой отразить и интерпретировать реальность, чтобы затем предоставить ее в упрощенном концептуальном виде зрителю. Кроме того, повседневность современного человека сама по себе напоминает сериал: быстрая смена событий, постоянно изменяющаяся социокультурная среда. Сериал как фрагментарное по структуре, но цельное по логике произведение обладает сильным потенциалом встраивания в изменчивый стиль жизни человека, а сложный и убедительный нарратив может служить фактором формирования его мировоззрения и поведения. В работе на примере студентов рассматриваются особенности включения сериалов в повседневность индивида.
Объект исследования - стили жизни студентов в г. Санкт-Петербурге в 2017 году.
Предмет - интеграция потребления сериалов в стили жизни студентов в г. Санкт-Петербурге.
Цель исследования - построение моделей интеграции потребления сериалов в стили жизни студентов.
Основное понятие: стиль жизни - это совокупность относительно устойчивых форм жизнедеятельности, поведения, свободно выбираемых индивидом под влиянием его вкусов, предпочтений, оценок.
Задачи:
- проанализировать теоретические концепции, касающиеся проблемы современных стилей жизни;
- описать линейную и проектную жизненные стратегии;
- провести обзор исследований современной сериальной продукции;
- провести эмпирическое исследование, на его основании сформулировать и проанализировать модели интеграции стилей жизни и потребления сериалов студентами;
-описать схемы реализации полученных моделей с точки зрения гибридизации.
Научная разработанность темы. Исследования сериалов проводятся в междисциплинарном поле, и много работ находится на стыке между философией, социологией, политологией, киноведением и другими дисциплинами. На данный момент не выработана единая парадигма исследования данного жанра, почти не проводятся серии исследований, существуют лишь обособленные публикации. Лишь небольшая часть работ в России посвящается сериалу как социокультурному явлению, среди них необходимо отметить публикации И. Кушнарёвой, Е. Рапопорт, Г. Борцмейера, А. И. Денисовой. Наблюдается тенденция проводить анализ в формате кейс- стади, концентрируясь на отдельном сериале. Упоминания заслуживают работы А. Хитрова, К. Мартыновой, Л. Михеевой, С. В. Плевако, П. Хановой, А. Павлова, которые фокусируются на описании особенностей различных зарубежных сериалов. Среди подобных публикаций на английском языке необходимо выделить исследования В. Маринеску, С. Бранеа, Б. Миту, С. Базфилда, Л. Фанло, М. Вятровски, К. М. Эллис.
Практически отсутствуют разработки по исследованию взаимовлияния просмотра сериалов и стилей жизни. За рубежом подобные попытки предпринимает М. Бурда, акцентируя свое внимание лишь на потребительских практиках фанатов сериалов. Она и ее коллега из Германии С. Кампф отталкиваются от понятия «качественное телевидение», обращаясь к восприятию содержания сериалов зрителями. В публикациях на русском языке данная тема освещается лишь вскользь, в качестве дополнительного аргумента роста популярности сериалов в современной медиа-среде.
Теоретико-методологическая база исследования. Отправной точкой анализа в данной работе является концепция текучей современности З. Баумана, описывающая изменчивую среду современного социума. С помощью теории З. Баумана о трансформации жизненного пути человека модерна и поздней современности развивается мысль о линейной и проектной стратегиях. Кроме
того, ситуативность и непостоянство повседневности индивида обозначаются с использованием аргументов теории структурации, а также понятий идентичности и рефлексивности в трактовке Э. Гидденса. На основе работ этих авторов и идей У. Бека и Э. Тоффлера о постсовременном обществе концептуализируется понятие стиля жизни как гибко изменяющейся совокупности повседневных практик.
Для анализа сериалов как продуктов культурной индустрии, их способности транслировать ценности, паттерны поведения применяется критический подход Франкфуртской школы, авторов Т. Адорно и М. Хоркхаймера. Также рассмотрение продуктов сериального жанра как особого формата поздней современности производится с помощью понятий повторяемости и интертекстуальности, используемых У. Эко.
Научная новизна данного исследования заключается в построении моделей встраивания потребления сериалов в повседневность индивида, а также в обращении при анализе не только к содержанию сериалов, но и структуре стиля жизни зрителей.
Эмпирические методы. Для реализации цели исследования использованы два эмпирических метода. На первом этапе в марте 2017 года был проведен онлайн-опрос среди студентов г. Санкт-Петербурга, интересующихся сериалами, направленный на выявление общей информации об обстоятельствах и целях просмотра сериалов студентами. Выборка составила 112 человек, из них 45% мужского и 55% женского пола. По результатам первого этапа исследования и с обращением к имеющемуся теоретическому материалу в марте-апреле 2017 года было подготовлено и проведено 2 не структурированных и 11 полуструктурированных интервью с использованием теоретической выборки. Один информант не смотрит сериалы, остальные считают себя любителями данного жанра. Все информанты являются студентами, живут в г. Санкт-Петербурге и репрезентируют уникальные комбинации стилей жизни. Выбор качественного метода обусловлен необходимостью рассмотреть и затем объединить в модели различные способы интеграции просмотра сериалов в стили жизни студентов.
Гипотезы исследования:
-выбор сериала дополняет текущие жизненные проекты индивида;
-формат сериала позволяет подстроить просмотр под стиль жизни индивида.
Работа состоит из двух глав. В первой главе, состоящей из 3 параграфов, рассматриваются базовые теоретические предпосылки исследования стилей жизни и способов интеграции в них просмотра сериалов. В первом параграфе раскрываются основные характеристики стиля жизни и повседневности индивида, а также роль досуга в условиях поздней современности. Во втором параграфе концептуализируются линейная и проектная логики, намечаются свойства сериалов, отвечающие современному способу восприятия. В третьем параграфе приводится обзор различных исследований, посвященным сериалам, обосновывается новизна и актуальность работы. Во второй главе, состоящей из 5 параграфов, представлены результаты эмпирического исследования. В первом параграфе формулируются наиболее продуктивные направления интеграции потребления сериалов в стиль жизни. Во втором параграфе описывается компенсаторная модель интеграции. В третьем параграфе представлена ориентационная модель, в четвертом - образовательная. В пятом параграфе изложены схемы гибридизации потребления сериалов и других повседневных практик. В работе также представлен список использованной литературы и 4 приложения с инструментарием и материалами исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теории поздней современности описывают социальную среду сегодня как изменчивое, непостоянное пространство. Биография индивида больше не определяется строгими правилами и конкретными целями - на первый план выходит индивидуальность и способы ее реализации. В современном обществе существует множество вариантов ценностей и образцов поведения, комбинируя которые, индивид формирует собственный стиль жизни. Отличие данного понятия от образа жизни заключается в гибкости - человек перестраивает структуру повседневной деятельности, ориентируясь как на изменения среды, так и на собственный опыт, мировоззрение, предпочтения. Безопасной и эффективной областью реализации стиля жизни является разнородная и многообразная массовая культура, в частности, сериалы, которые по своей логике схожи с фрагментарной повседневностью индивида.
В эпоху модерна способы конструирования повседневности были сильно ограничены традициями, институтами, а сочетание разных видов деятельности, их смена были затруднены. Линейная жизненная стратегия заключалась в выборе четкой цели, идеала и стремлению к ним на протяжении всей биографии. Современная неустойчивая среда позволяет говорить о формировании проектной стратегии, которая, тем не менее, не отрицает наличия ключевых целей и стремлений индивида. Изменения состоят в том, что теперь человек может относительно свободно перемещаться в социальном пространстве, сменяя жизненные проекты, и почти все его выборы не являются необратимыми. Важно, что проекты могут различаться по масштабам и не обязательно связаны друг с другом. Понятия стиля жизни и проектной логики тесно связаны между собой, так как описывают изменчивость повседневности индивида. Сериалы как продукт культуриндустрии хорошо накладываются на ритм жизни современного человека за счет цельного, но разделенного на эпизоды нарратива. Кроме того, современные представители данного жанра отличаются высоким качеством как с художественной, так и с содержательной точки зрения, потому выступают как источник образцов для формирования стиля жизни.
Количественное исследование показало, что потребление сериалов является неотъемлемой частью повседневности опрошенных студентов в г. Санкт-Петербурге. Предпочтение просмотра дома в одиночестве на небольшом экране ноутбука с помощью онлайн-сайтов иллюстрирует стремление максимально гибко подстроить просмотр под стиль жизни. Важность содержания сериалов, их потенциал воздействия на публику соответствует цели получения повода для размышлений, которая стала одной из наиболее популярных. Способность сериалов подстраиваться под стили жизни также проявляется через такую цель, как поиск новых эмоций, ощущений.
На основе результатов применения качественного метода можно сформулировать три модели интеграции потребления сериалов в стили жизни: компенсаторную, ориентационную, образовательную. Компенсаторную модель следует считать основной, так как она отражает базовую функцию массовой культуры. Разнообразные по жанрам, сериалы позволяют удовлетворить потребность в отдыхе, развлечении, а также служить способом получить свежие впечатления, оторваться от реальности, причем выбор сериалов определяется не столько вкусами, сколько сиюминутными потребностями. Ориентационная модель реализуется на основе содержательного компонента сериалов. Информанты, анализируя проблемные ситуации, схожие с их личными трудностями, часто ставят себя на место персонажей, которым глубоко симпатизируют. Сами герои всегда представляют собирательный образ, характеризующийся независимостью, адаптивностью - качествами, ценящимися в текучей современности. Так, сериал выступает в роли «консультанта», предлагая варианты интерпретации базовых жизненных ситуаций и косвенно оказывая конструирующий эффект на стили жизни информантов. Образовательная модель предполагает совмещение просмотра с познавательной деятельностью, будь то изучение иностранного языка, приобщение к иностранной культуре или потребление информации по интересующей информанта тематике.
Данным моделям интеграции свойственно сочетание просмотра с другими жизненными проектами информантов. Если это сочетание на уровне практики, то сериал может выполнять роль фона для реализации другого вида деятельности, что соответствует компенсаторной модели, к примеру, в случае удовлетворения потребности информанта в развлечении. Гибридизация на уровне содержания предполагает продолжительное и глубокое погружение в нарратив и совмещается скорее с ориентационной и образовательной моделями. Компенсаторная модель при таком стиле просмотра может проявляться, например, при стремлении информанта получить эмоции от сложной захватывающей истории. Отдельным направлением гибридизации можно считать социальную интеграцию. Вокруг сериалов формируется особое дискурсивное поле, которое также выступает основным источником информации о новых образцах жанра. Сериалы становятся не только способом провести время вместе, но и востребованной темой для беседы. Потребляя их, информанты могут не только удовлетворить свои потребности, но и приобщиться к дискурсивному полю.
Так, потребление сериалов встраивается в стили жизни информантов, дополняя актуальные для них проекты, которые могут варьироваться от досугового до образовательного. Способность дополнять повседневность индивида заключается в таких качествах сериала, как цельный и одновременно фрагментарный нарратив, фокус на ярких и убедительных персонажах, жанровое и тематическое разнообразие, универсальность и доступность, высокое качество. Важный фактор выбора сериала - дискурсивное сообщество, отслеживающее и создающее тренды на те или иные произведения жанра.
В данной работе были описаны модели интеграции про смотра сериалов в стили жизни современного человека на примере студентов. Разнообразие стилей жизни информантов и вместе с тем схожие способы встраивания потребления сериалов в их повседневность позволяют предположить, что выработанные модели применимы также к другим группам населения - возможный сюжет для продолжения логики данного исследования. Еще одно перспективное направление разработки данной темы - выявление более глубоких механизмов влияния просмотра сериалов на поведение зрителей, которое, несомненно, должно происходит на междисциплинарной почве с использованием комбинированных методов. Результаты данного исследования, в свою очередь, могут быть применены при подготовке и проведении исследований по схожей тематике, поскольку это направление требует более глубокого изучения.



1. Адорно Т. В., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. / Пер. с нем. М. Кузнецова. М.: Медиум; СПб.: Ювента, 1997. - 310 с.
2. Бауман 3. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. — СПб.: Питер, 2008. — 240 с.
3. Бек У! Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 383 с.
4. Гидденс Э. Трансформация интимности. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
5. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический Проект, 2005. - 528 с.
6. Ильин В.И. Потребление как дискурс: Учебное пособие. СПб.: Интерсоцис, 2008. - 446 с.
7. Теннис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии / Пер. с нем. Д. В. Скляднева. - М. : Фонд Университет; СПб. : Владимир Даль, 2002. - 450 с.
8. Тоффлер Э. Третья волна.- М.: «Издательство АСТ», 2004. - 781 с.
9. Тоффлер Э. Шок будущего. — М.: «Издательство ACT», 2002. —557 с.
Статьи на русском языке:
1. Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. №4. С. 133-154
2. Борцмейер Г. Круиз по сериалам // Логос. 2014. № 5. С. 193-212
3. Гидденс Э. Модерн и самоидентичность / Реф. Е.В. Якимовой // Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс. Реферативный сборник под ред. Ю.А. Кимелева. Серия “Социология”. М.: ИНИОН РАН, 1995. С. 95-113
4. Ильин В. И. Феномен поля: от метафоры к научной категории // Ру беж. 2003. № 18. С. 29-50
5. Кушнарёва И. Как нас приучили к сериалам // Логос. 2013. № 3. С. 9-20
6. Мартынов К. Достоевский едет в Альбукерке. Уолтер Уайт и конец американского супергероя // Логос. 2013. № 3. С. 84-97
7. Михеева Л. Реификация романтической любви и новые паттерны интимности в современном ситкоме («Как я встретил вашу маму») // Логос. 2013. № 3. С. 98-117
8. Павлов А. Телемертвецы: возникновение сериалов про зомби // Логос. 2013. № 3. С. 139-154
9. Плевако С. В. Поэтика телесериала «Доктор Хаус» (США, 2004-2012): нарратив, мифология, прагматика // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2013. № 2. С. 196-204
10. Рапопорт Е. Логика сериала // Логос. 2013. № 3. С. 21-36
11. Ханова П. Доктор Кто, геноцид для чайников // Логос. 2014. №6. С. 179-192
12. Хитров А. «Безумцы» и условность социальных норм. // Логос. 2013. № 3. С. 118-138
13. Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна / У Эко // Философия эпохи постмодерна: Сб. переводов и рефератов / Под ред. А. Р. Усмановой. - Минск: Красико-принт, 1996. - С. 48-73.
Книги на английском языке:
1. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford, CA: Stanford University Press, 1991. - 264 p.
2. Marinescu V., Branea S., Mitu B. Contemporary Television Series: Narrative Structures and Audience Perception. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2014. - 215 p.
Статьи на английском языке:
1. Bourdaa M. Quality Television: construction and de-construction of seriality // Previously On: TV Series in the Third Golden Age of Television. - Sevillia:
Frame, Revista de Cine de la Biblioteca de la Facultad de Comunicacion, 2011.
- P 33-43
2. Fanlo L. G. Sociological analysis of Dexter, the television series // La Mirada de Telemo. 2011. №6. P. 1-9
3. Kumpf S. “There has to be something to think about” - The appropriation of quality TV series as a means of distinction // Previously On: TV Series in the Third Golden Age of Television. - Sevillia: Frame, Revista de Cine de la Biblioteca de la Facultad de Comunicacion, 2011. - P 477-489
4. Oliver L. M., Reynolds K. Serving the Once and Future King: Using the TV Series Merlin to Teach Servant-Leadership and Leadership Ethics in Schools // Journal of Leadership Education. 2010. №9. P 122-134
5. Swales J. M. Reflections on the concept of discourse community. // ASp. la revue du GERAS. 2016. №69. P 7-19.
Электронная литература:
1. Денисова А. И. Сериал как культурное и субкультурное явление [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. 2012. №23. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/serial-kak-kulturnoe-i-subkulturnoe- yavlenie
2. Ильин В. И. Индивидуальная жизненная колея: деятельностно- конструктивисткий подход к изучению молодежи [Электронный ресурс] // Девятые Ковалевские чтения. Социология и социологическое образование в России. 2014. С. 1168-1170. - Режим доступа: // http://soc.spbu.ru/nauka/ publications/k9_4r.pdf
3. Почепцов Г. Телесериалы как медиакоммуникации [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://osvita.mediasapiens.ua/ethics/manipulation/ teleserialy_kak_mediakommunikatsii/
4. Тинт Л. Герой нашего времени: портрет социопата в популярных сериалах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.furfur.me/ furfur/culture/culture/177867-sotsiopaty-v-serialah
5. Хитров А. «Сериалы — это ключевая форма современной культуры» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://postnauka.ru/talks/43769
6. Чагина Д., Гольман Н. Как устроен сериал «Настоящий детектив» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.interviewrussia.ru/movie/kak-ustroen-serial-nastoyashchiy-detektiv
7. Bourdaa M., Delmar J. L. Case study of French and Spanish fan reception of Game of Thrones // Transformative Works and Cultures. 2015. №19. [ Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http:// journal.transformativeworks.org/index.php/twc/article/view/608/493
8. Busfield S. The Wire: taking sociology forwards? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.theguardian.com/society/joepublic/2009/nov/27/ the-wire-social-science-fiction
9. Chaddha A., Wilson J. Why we're teaching 'The Wire' at Harvard [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.washingtonpost.com/ wp-dyn/content/article/2010/09/10/AR2010091002676.html
10. Ellis K. M. Cripples, Bastards and Broken Things: Disability in Game of Thrones // M/C Journal. 2014. №5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.journal.media-culture.org.au/index.php/mcjournal/article/view/895
11. Joustra R., Wilkinson A. Think religion is dead? Just look at ‘Game of Thrones’ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.washingtonpost.com/news/acts-of-faith/wp/2015/06/07/think-religion-is- dead-just-look-at-game-of-thrones/
12. Wenger-Trayner E., B. Introduction to communities of practice [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wenger-trayner.com/introduction-to- communities-of-practice/
13. Wiatrowski M. Abjection, Outsiders, and Others in "The Big Bang Theory"[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.academia.edu/457459/ Abjection_Outsiders_and_Others_in_The_Big_Bang_Theory_
Электронные ресурсы:
1. Сериалы в поиске Яндекса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/company/researches/2014/ya_series

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ