АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 Виды влияния 7
1.1 Понятие влияния 7
1.2 Виды влияния 9
1.3 Понятие неконструктивного влияния 18
1.4 Групповое влияние 24
1.5 Понятие копинг-стратегии 29
ГЛАВА 2.Организация и методы исследования 36
2.1 Описание выборки исследования 38
2.2 Описание методик 39
2.3 Процедура исследования 44
2.4 Сближенная оценка 46
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 44
3.1 Использование стратегий совладания 44
3.2 Копинг-стратегии и способы поведения в конфликте 52
3.3 Копинг-стратегии мужчин и женщин 59
3.4 Различия в копинг-стратегиях у испытуемых, оказавших влияние и поддавшихся влиянию 60
3.5 Частотный анализ ответов 62
ВЫВОДЫ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Межличностное взаимодействие всегда вызывало большой интерес исследователей, так как важным эффектом психологического взаимодействия между людьми является изменение потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения. Проблема воздействия на человека тесно связана с вопросами управления психическими явлениями, и поэтому является актуальной для изучения.
В то же время, тема совладания со стрессом и трудными ситуациями очень актуальна в наш век огромного темпа жизни, освоения новых знаний, изобилия информации, быстро теряющей свою актуальность. Стресс и негативные переживания часто сопутствуют взаимодействию человека с другими людьми.
Актуальность и новизна исследования заключается в попытке взглянуть на копинг-стратегии не только как на способы совладания со стрессом, но и как на вспомогательный компонент в решении задач, как помощь в конфликтной ситуации, в ситуации противостояния влиянию.
Цель исследования: изучение особенностей применения копинг-стратегий в ситуации противостояния оказываемому влиянию.
Для реализации цели поставлены задачи:
1. Выявить наиболее часто используемые копинг-стратегии в процессе взаимодействия.
2. Выявить преобладающие стили поведения в конфликтных ситуациях.
3. Проанализировать взаимосвязь между избираемыми копинг-стратегиями и стилями поведения в конфликте.
4. Проанализировать взаимосвязь между избираемыми копинг-стратегиями и используемыми способами влияния.
Объект: студенты Санкт-Петербургского государственного университета.
Предмет: взаимосвязь между избираемыми копинг-стратегиями, стилями поведения в конфликте и используемыми способами влияния.
Выборка: студенты разных факультетов СПбГУ, от 18 до 23 лет.
Гипотезы исследования:
1. В процессе общения и решения поставленных задач участники взаимодействия используют стратегии совладания.
2. Стратегии поведения в конфликте и способы влияния связаны с применением различных копинг-стратегий.
3. Мужчины предпочитают копинг-стратегии планирование решения проблем, а женщины - копинг-стратегии дистанцирование, конфронтацию, поиск социальной поддержки.
4. Лица, умеющие настоять на своим ответе, отличаются по применяемым ими копинг-стратегиям от лиц, присоединившихся к чужому ответу.
Методы математической обработки данных: корреляционный анализ Спирмена, критерий согласия Пирсона, угловое преобразование Фишера, частотный анализ ответов.
Методы исследования: групповые эксперименты и опросник К. Томаса.
В ходе исследования были получены все необходимые данные, проведен анализ полученных данных и в полной мере решены все поставленные задачи. Проведенное исследование показало, что в процессе взаимодействия используются копинг-стратегии, связанные со стилями поведения в конфликте и способами влияния. Те студенты, кто оказывал наибольшее влияние на членов группы, кто смог настоять и убедить её участников в правильности своего ответа активно берут на себя ответственность и выполняют функции лидера в группе.
Ценность нашего исследования заключается в новизне, попытке по- новому взглянуть на преодолевающее поведение; на основе полученных результатов могут строиться дальнейшие исследования копинг-стратегий, противостояния влиянию. Исследование в виде эксперимента наглядно демонстрирует изучаемые феномены, в режиме реального времени. На практике подобные исследования позволят в будущем более эффективно готовить лидеров, прогнозировать поведение человека в конфликтной и стрессовой ситуации. Изучение широкого спектра факторов взаимодействия поднимет на новый уровень представление о поведения человека, человеческих взаимоотношениях.