СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ИРОНИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ОСКАРА УАЙЛЬДА (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКА СКАЗОК «ГРАНАТОВЫЙ ДОМИК»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки исследования 6
1.1 Статус иронии в свете научных исследований 6
1.2 История формирования и развития иронии 10
1.3 Особенности иронии как средства эмоционально-оценочной критики.. ..15
1.4 Классификация видов иронии и средства их реализации 20
Выводы по ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА II. Средства репрезентации иронии в художественных
произведениях Оскара Уайльда (на материале сборника сказок «Гранатовый домик») 29
2.1 Лексические средства выражения иронии 29
2.2 Синтаксические средства выражения иронии 35
2.3 Стилистические средства выражения иронии 39
2.4 Логико - семантические средства выражения иронии 44
Выводы по ГЛАВЕ II 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки исследования 6
1.1 Статус иронии в свете научных исследований 6
1.2 История формирования и развития иронии 10
1.3 Особенности иронии как средства эмоционально-оценочной критики.. ..15
1.4 Классификация видов иронии и средства их реализации 20
Выводы по ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА II. Средства репрезентации иронии в художественных
произведениях Оскара Уайльда (на материале сборника сказок «Гранатовый домик») 29
2.1 Лексические средства выражения иронии 29
2.2 Синтаксические средства выражения иронии 35
2.3 Стилистические средства выражения иронии 39
2.4 Логико - семантические средства выражения иронии 44
Выводы по ГЛАВЕ II 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Ирония как художественная форма критического, оценочного освоения действительности, несомненно, представляет особый интерес в категории комического и трагического применительно к художественной литературе. Явление иронии важно и при передачи широкой гаммы чувств и эмоций. Однако несмотря на всё вышеперечисленное, а также распространенность, социальную значимость и долгую историю, которыми она обладает, феномен иронии по сей час остается малоисследованным. Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена определению способов выражения иронии на основе материалов художественных произведений английского философа, писателя и поэта Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллса Уайльда. Проявления иронии в языковом материале сборника сказок «Гранатовый домик» способствуют её глубочайшему осмыслению, а также рассмотрению механизмов её создания.
Актуальность исследования обуславливается некоторыми проблемами специфики речи художественных произведений, её центральными стилеобразующими компонентами, к которым и относится ирония. Более того, из - за постоянно растущего объема литературы, связанной со стилистикой текста, а именно, с лингвистическими средствами создания красочного и эмоционального образа, существует потребность в определении языковых средств выражения иронии и тенденций её развития
Объектом исследования является сборник сказок «Гранатовый домик» (A House of Pomegranates): «Молодой король» (The Young King), «День рождения Инфанты» (The Birthday of the Infanta), «Рыбак и его Душа» (The Fisherman and his soul), «Мальчик - звезда» (The Star - Child).
Предметом исследования выступают средства выражения иронии и особенности раскрытия ее содержания в рамках оригинального англоязычного художественного текста.
Цель настоящей работы состоит в раскрытие механизмов создания иронии и определение языковых средств ее выражения в исследуемых текстах.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- определить статус ирония с учётом результатов традиционных и современных научных исследований;
- проследить и выявить принципы и закономерности формирования и развития феномена иронии;
- выявить особенности феномена иронии как средства эмоционально - оценочной критики;
- определить классификацию видов иронии и средств её реализации;
- выявить средства репрезентации иронии в художественных текстах сборника сказок «Гранатовый домик»;
- изучить своеобразие авторского видения иронического контекста.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных лингвистов, в работах которых ирония рассматривается как: литературный приём - И.В. Арнольд, Ю.А. Кирюхина, О.С. Ахманова О.П. Ермакова, А.А. Потебня, С.И. Смирнова; эмоционально - оценочный компонент
- А.И. Котюрова, О.Я. Палкевич, А.В. Розсоха, В.А. Барабанщикова, В.И. Додонов, Н.В. Зоткин, Е.С. Кубрякова, М.А. Слепцова М.В. Ломоносов Т.В. Маркелова, Н.Д. Арутюнова; форма комического - Ю.А. Кирюхин, С.И. Походня, Ю.В. Каменская, О.Г. Петрова, К.М. Шилихина; а так же работы, посвященные истории формирования и развития феномена иронии - А.Ф. Лосев, В.М. Пивоев и др.
Фактическим материалом для исследования послужил сборника сказок О. Уайльда «Гранатовый домик» (A House of Pomegranates): «Молодой король» (The Young King), «День рождения Инфанты» (The Birthday of the Infanta), «Рыбак и его Душа» (The Fisherman and his soul), «Мальчик - звезда» (The Star - Child). Анализу подвергаются оригинальные художественные тексты.
Методы исследования выбраны с учетом специфики объекта, целей и задач работы: анализ литературы по исследуемой проблеме; обобщение, конкретизация, классификация, сравнительно - сопоставительный анализ; метод сплошной выборки, компонентный анализ, анализ словарных дефиниций.
Апробация работы состоялась на научно - практической студенческой конференции в рамках Научной сессии на факультете иностранных языков педагогического института НИУ «БелГУ»12 апреля 2016 г. В рамках работы секции был сделан доклад «Ирония сквозь века».
Актуальность исследования обуславливается некоторыми проблемами специфики речи художественных произведений, её центральными стилеобразующими компонентами, к которым и относится ирония. Более того, из - за постоянно растущего объема литературы, связанной со стилистикой текста, а именно, с лингвистическими средствами создания красочного и эмоционального образа, существует потребность в определении языковых средств выражения иронии и тенденций её развития
Объектом исследования является сборник сказок «Гранатовый домик» (A House of Pomegranates): «Молодой король» (The Young King), «День рождения Инфанты» (The Birthday of the Infanta), «Рыбак и его Душа» (The Fisherman and his soul), «Мальчик - звезда» (The Star - Child).
Предметом исследования выступают средства выражения иронии и особенности раскрытия ее содержания в рамках оригинального англоязычного художественного текста.
Цель настоящей работы состоит в раскрытие механизмов создания иронии и определение языковых средств ее выражения в исследуемых текстах.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- определить статус ирония с учётом результатов традиционных и современных научных исследований;
- проследить и выявить принципы и закономерности формирования и развития феномена иронии;
- выявить особенности феномена иронии как средства эмоционально - оценочной критики;
- определить классификацию видов иронии и средств её реализации;
- выявить средства репрезентации иронии в художественных текстах сборника сказок «Гранатовый домик»;
- изучить своеобразие авторского видения иронического контекста.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных лингвистов, в работах которых ирония рассматривается как: литературный приём - И.В. Арнольд, Ю.А. Кирюхина, О.С. Ахманова О.П. Ермакова, А.А. Потебня, С.И. Смирнова; эмоционально - оценочный компонент
- А.И. Котюрова, О.Я. Палкевич, А.В. Розсоха, В.А. Барабанщикова, В.И. Додонов, Н.В. Зоткин, Е.С. Кубрякова, М.А. Слепцова М.В. Ломоносов Т.В. Маркелова, Н.Д. Арутюнова; форма комического - Ю.А. Кирюхин, С.И. Походня, Ю.В. Каменская, О.Г. Петрова, К.М. Шилихина; а так же работы, посвященные истории формирования и развития феномена иронии - А.Ф. Лосев, В.М. Пивоев и др.
Фактическим материалом для исследования послужил сборника сказок О. Уайльда «Гранатовый домик» (A House of Pomegranates): «Молодой король» (The Young King), «День рождения Инфанты» (The Birthday of the Infanta), «Рыбак и его Душа» (The Fisherman and his soul), «Мальчик - звезда» (The Star - Child). Анализу подвергаются оригинальные художественные тексты.
Методы исследования выбраны с учетом специфики объекта, целей и задач работы: анализ литературы по исследуемой проблеме; обобщение, конкретизация, классификация, сравнительно - сопоставительный анализ; метод сплошной выборки, компонентный анализ, анализ словарных дефиниций.
Апробация работы состоялась на научно - практической студенческой конференции в рамках Научной сессии на факультете иностранных языков педагогического института НИУ «БелГУ»12 апреля 2016 г. В рамках работы секции был сделан доклад «Ирония сквозь века».
Безусловно, сказки Уайльда поражают своим стилистическим оформлением и глубокомыслием. Можно долго рассуждать на тему чудаковатого и, вместе с тем, необыкновенно притягательного стиля и некоторой «узорчатости» данных произведений, так же как и на тему Красоты и Искусства, которые постоянно присутствуют в его творениях, тем самым также определяя его авторский стиль. Однако целью нашей работы является раскрытие механизмов создания иронии и определение наиболее интересных способов её передачи.
Ирония, будучи сложным и многогранным явлением, обладает характером, который находится в прямой зависимости от личности автора, его уровня образованности, убеждений, социального статуса, взглядов, этических представлений. Рассматривая данный феномен, важно определить соотношение иронии как стилистической категории, так и категории мировоззренческой, то есть языкового и экстралингвистического компонентов.
Многие учёные в своих исследованиях подвергают изучению различные аспекты иронии. Однако следует отметить, что до сих пор в научно - теоретических исследованиях не в полной мере изучено функционирование иронии как языковой единицы в художественных текстах.
В данном исследовании мы изучили способы реализации иронии, определен статус иронии в свете научного знания и закономерности её формирования и развития, выявлены особенности иронии как средства эмоционально - оценочной критики, а также представлены различные классификации данного феномена. Обзор классификаций иронии позволяет отметить тот факт, что при выделении видов иронии основной проблемой для исследователей становится необходимость учета разнообразных
от лингвистических аспектов до коммуникативных. Многочисленные попытки учесть данное многообразие приводят к тому, что виды иронии выделяются на различных основаниях и не могут быть однозначно классифицированы.
Анализ эмпирического материала позволил выявить особенности реализации иронии на материале англоязычного текста сборника сказок О. Уайльда «Гранатовый домик». Как очевидно, актуализации иронии через каламбур не было выявлено, хотя подобный способ представляется наиболее распространённым для выражения прямой иронии. Но не стоит забывать, что ирония О. Уайльда отличительна от типичного представления о таковом феномене - она, как правило, куда более глубинна и сложна, нежели на первый взгляд.
Однако было обнаружено множество других способов выражения иронии. В процессе анализа были выделены следующие средства реализации иронии: лексические, синтаксические, логико - семантические.
Актуализация иронии может быть осуществлена различными языковыми средствами. В данной работе указаны лишь те средства создания иронии, которые удалось обнаружить в сборнике сказок О. Уайлда «Г ранатовый домик».
Проанализированный материал показал, что ирония может выражать широкую гамму эмоций - от возмущения и порицания до доброжелательного подшучивания. Ирония является способом выражения неодобрения говорящего к изображаемым объектам или действиям, она порицает пренебрежение нравственными, этическими и эстетическими нормами, но при этом также может не обладать отрицательными коннотациями, находя свое отражение, например, в учтивой насмешке.
Таким образом, было выявлено, что ирония является сложным и разнонаправленным феноменом, который находит своё выражение с помощью многочисленных языковых средств, а так же, с помощью
60
представленных способов актуализации иронии, позволяет выразить
говорящему эмоционально -оценочное отношение к объекту речи.
Ирония, будучи сложным и многогранным явлением, обладает характером, который находится в прямой зависимости от личности автора, его уровня образованности, убеждений, социального статуса, взглядов, этических представлений. Рассматривая данный феномен, важно определить соотношение иронии как стилистической категории, так и категории мировоззренческой, то есть языкового и экстралингвистического компонентов.
Многие учёные в своих исследованиях подвергают изучению различные аспекты иронии. Однако следует отметить, что до сих пор в научно - теоретических исследованиях не в полной мере изучено функционирование иронии как языковой единицы в художественных текстах.
В данном исследовании мы изучили способы реализации иронии, определен статус иронии в свете научного знания и закономерности её формирования и развития, выявлены особенности иронии как средства эмоционально - оценочной критики, а также представлены различные классификации данного феномена. Обзор классификаций иронии позволяет отметить тот факт, что при выделении видов иронии основной проблемой для исследователей становится необходимость учета разнообразных
от лингвистических аспектов до коммуникативных. Многочисленные попытки учесть данное многообразие приводят к тому, что виды иронии выделяются на различных основаниях и не могут быть однозначно классифицированы.
Анализ эмпирического материала позволил выявить особенности реализации иронии на материале англоязычного текста сборника сказок О. Уайльда «Гранатовый домик». Как очевидно, актуализации иронии через каламбур не было выявлено, хотя подобный способ представляется наиболее распространённым для выражения прямой иронии. Но не стоит забывать, что ирония О. Уайльда отличительна от типичного представления о таковом феномене - она, как правило, куда более глубинна и сложна, нежели на первый взгляд.
Однако было обнаружено множество других способов выражения иронии. В процессе анализа были выделены следующие средства реализации иронии: лексические, синтаксические, логико - семантические.
Актуализация иронии может быть осуществлена различными языковыми средствами. В данной работе указаны лишь те средства создания иронии, которые удалось обнаружить в сборнике сказок О. Уайлда «Г ранатовый домик».
Проанализированный материал показал, что ирония может выражать широкую гамму эмоций - от возмущения и порицания до доброжелательного подшучивания. Ирония является способом выражения неодобрения говорящего к изображаемым объектам или действиям, она порицает пренебрежение нравственными, этическими и эстетическими нормами, но при этом также может не обладать отрицательными коннотациями, находя свое отражение, например, в учтивой насмешке.
Таким образом, было выявлено, что ирония является сложным и разнонаправленным феноменом, который находит своё выражение с помощью многочисленных языковых средств, а так же, с помощью
60
представленных способов актуализации иронии, позволяет выразить
говорящему эмоционально -оценочное отношение к объекту речи.
Подобные работы
- СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ИРОНИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ОСКАРА УАЙЛЬДА (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКА СКАЗОК «ГРАНАТОВЫЙ ДОМИК»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016



