Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития ЕАЭС 7
1.1. Предпосылки образования ЕАЭС 7
1.2. Цели, задачи, основные направления сотрудничества стран в рамках ЕАЭС 14
1.3. История развития экономического сотрудничества стран ЕАЭС 22
Глава 2. Анализ внешнеэкономического сотрудничества стран ЕАЭС 27
2.1. Характеристика экономического потенциала стран ЕАЭС 27
2.2. Анализ торгово-экономического сотрудничества стран ЕАЭС . . 33
2.3. Инвестиционное сотрудничество между странами ЕАЭС 38
Глава 3. Перспективы развития сотрудничества стран в рамках ЕАЭС . . . . 46
3.1. Основные направления развития торгово-экономического
сотрудничества стран в рамках ЕАЭС 46
3.2. Перспективы экономической интеграции стран в рамках ЕАЭС . .52
Заключение 62
Список использованных источников
Актуальность исследования. В настоящее время нарастает динамика изменений в мировой экономике. Российская Федерация стремится к интеграции как на международном, так и на региональном уровнях. Последовательные процессы создания Таможенного союза, Единого экономического пространства и теперь уже Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) являются важнейшими геополитическими событиями на постсоветском пространстве в XXI веке.
Формирование ЕАЭС - беспрецедентный по срокам и масштабам решаемых задач проект. Европейскому союзу, чтобы прийти к тому, что государства-основатели ЕАЭС сделали чуть больше, чем за десятилетие, понадобилось более полувека. 29 мая 2014 г. в Астане лидерами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации был подписан договор об образовании Евразийского экономического союза, который начал функционировать с 1 января 2015 г. ЕАЭС создан с целью повышения конкурентоспособности как национальных экономик государств- участников в отдельности, так и интеграционного формирования в целом.
Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Кыргызская Республика.
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Главными целями объединения стали согласование проводимых социально-экономических преобразований, повышение эффективности взаимодействия в целях развития процессов интеграции и углубление взаимного сотрудничества в различных областях, а также координация подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. В свою очередь, в целях повышения эффективности работы организации необходимо изучать и постоянно анализировать порядок ее функционирования и конкретные результаты ее деятельности.
Степень разработанности проблемы. Вопросы развития экономической интеграции и внешней торговли широко освещены в зарубежной и отечественной научной литературе.
В исследованиях О.П. Зайцева, А.С. Исполинова, В.Н. Коптина, Ю.Г. Кошович, А.Н. Морозова, В.В. Хрешкова представлен теоретический анализ международной и региональной экономической интеграции. В разработку проблем интеграции национальных хозяйств в мировую экономику внесли вклад Р.Т. Сешко, С.Г. Стоякин, И.Е. Ткаченко, Л.М. Энтин, В. Хачатурян, Т.Н. Нешатаева, И.И. Кучеров, А.Я. Капустин.
Несмотря на существующее значительное число публикаций по рассматриваемой тематике, многие аспекты развития интеграционных процессов бывших советских республик все еще вызывают острые дискуссии в отечественной литературе.
Цель дипломного исследования исследовать особенности сотрудничества стран в рамках ЕАЭС, а также проблемы и перспективы его развития.
Поставленная цель предопределяет соответствующие задачи:
1. Исследовать предпосылки образования ЕАЭС.
2. Выявить цели, задачи, основные направления сотрудничества стран в рамках ЕАЭС.
3. Рассмотреть историю развития экономического сотрудничества стран ЕАЭС.
4. Дать характеристику экономического потенциала стран ЕАЭС.
5. Провести анализ торгово-экономического сотрудничества стран ЕАЭС.
6. Апробировать инвестиционное сотрудничество между странами ЕАЭС.
7. Изучить основные направления развития торгово-экономического сотрудничества стран в рамках ЕАЭС.
8. Обозначить перспективы экономической интеграции в стран в рамках ЕАЭС.
Объектом исследования является совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе формирования и развития Евразийского экономического союза.
Предмет исследования - состояние и тенденции развития деятельности ЕАЭС на современном этапе.
Дипломное исследование осуществлялось с использованием следующих методов: теоретический, экономико-статистический и сравнительный анализы, синтез, логический метод обработки информации.
Источники исследования. Нормативные и законодательные акты Исполнительного комитета СНГ, Секретариата ЕАЭС; законы государств Евразийского экономического союза; статистические данные и аналитические материалы Межгосударственного статистического комитета СНГ, Евразийской экономической комиссии, а также министерств сельского хозяйства и национальных служб государственной статистики Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и России
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам проблемы развития интеграции.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные результаты дипломной работы могут быть использованы консультативно- экспертными органами при ЕАЭС и другими учреждениями при разработке направлений развития союза, прогнозировании и изучении дальнейшей тенденции развития интеграционного процесса и развития внешнеэкономической сферы, а также взаимодействующими организациями России, Беларуси и Казахстана, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, для улучшения качества и эффективности их сотрудничества.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений
Согласно договору о создании ЕАЭС, на территории союза обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Гармонизация национальных законодательств к правилам нового союза должна быть завершена в течение 10-летнего периода. Согласно договоренностям стран-участниц, В 2016 году должен быть создан общий фармацевтический рынок, к 2019 году — общий рынок электроэнергии, к 2025 году - рынок нефти, газа и нефтепродуктов. Также в 2025 году в Алма- Ате должен начать работу наднациональный орган по регулированию финансового рынка союза. Члены Евразийского экономического союза не смогут применять друг к другу защитные меры в торговле — меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Исключение составят случаи, когда защитные меры необходимы для обеспечения обороны и безопасности, охраны жизни и здоровья человека и защиты природы.
Граждане стран-членов ЕАЭС, работающие в одной из них по контракту более полугода, будут уплачивать подоходный налог так же, как его уплачивают местные жители, а не иностранные граждане. Ключевой целью вступления в Евразийский экономический союз является развитие благосостояния народа.
В будущем в рамках ЕАЭС следовало бы создать правовые механизмы интеграции, обеспечивающие каждому государству-члену и его гражданам право участвовать в выработке и принятии на евразийском уровне нормативных правовых актов, регулирующих интеграционные отношения не только с участием государств-членов и их органов власти, но и их граждан.
Определение нормативной правовой базы регулирования таможенных отношений в ТС ЕАЭС является одним из базовых вопросов, от ответа на который зависит методология решения иных стоящих перед таможенным правом задач. Изучение правового статуса Высшего Евразийского экономического совета показало, что правовое регулирование главного органа Единого экономического пространства не лишено изъянов, нарушающих один из принципов правоустановительной деятельности - принцип системности.
Заключение Договора о ЕАЭС имеет своим результатом формирование двух крупных групп международных правоотношений, в которые вступают государства - члены ЕАЭС. Внутри самой международной организации - это отношения между государствами-членами по поводу участия в работе и деятельности органов ЕАЭС, а также их отношения с указанными органами и отношения между органами. Это будут своего рода первичные международно-правовые отношения в рамках ЕАЭС. Однако наряду с этим между ними складывается и вторая группа правоотношений, касающихся реализации прав и обязанностей, вытекающих из второй и третьей частей Договора и иных международных договоров в рамках Союза, и решений органов ЕАЭС, регулирующих отношения по поводу функционирования экономических механизмов регулирования экономики. Это своего рода вторичные отношения в связи с отношениями членства в международной организации, и они будут иметь смешанный характер (международно- правовой и национально-правовой), поскольку их реализация предполагается в рамках национальных правовых систем государств - членов ЕАЭС.
Таким образом, учредительный характер Договора о ЕАЭС 2014 г. будет проявляться в его значении как системообразующего акта всей правовой системы данной международной организации. Это следует из того, что учредительный договор занимает особое место в формирующейся правовой системе ЕАЭС. Так, в нем различаются три вида международных договоров, которые могут выступать источниками права ЕАЭС. Решения и распоряжения органов ЕАЭС не должны противоречить учредительному договору и международным договорам в рамках Союза.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что ЕАЭС имеет большие перспективы для развития экономических, политических социально- общественных сфер жизни стран-участниц. Однако в первую очередь союз может стать новым полюсом глобальной экономики, который будет представлять интересы всего постсоветского пространства на мировой арене.
ЕАЭС предстоит существовать в условиях глобального обострения вызовов, исходящих не только из фактора вокруг Украины. Запад будет наращивать экономическое давление на Россию. В этих условиях России следует более активно взаимодействовать со странами - участницами ЕАЭС по устранению тех сложностей, которые испытывает ЕАЭС с имеющимися на сегодняшний день объективными слабыми местами в евразийской интеграции. При этом успешное развитие ЕАЭС в равной степени зависит от мотивации всех стран - участниц ЕАЭС сообща справляться с вызовами. Для этого есть значительный потенциал, который может составить самодостаточную экономическую систему. Повышение конкурентоспособности экономик стран - участниц ЕАЭС - это цель, на достижение которой в итоге должна быть ориентирована экономическая стратегия и политика интеграционного объединения в лице его институтов. При этом ядром этой конкурентной стратегии является промышленная политика и соответствующая ей торговая политика, отражающая интересы как отдельных стран - участниц интеграционного объединения, так и интеграционного объединения в целом. Промышленная и торговая политики невозможны без учета влияния внешних вы- зовов на условия развития экономической системы ЕАЭС
Большую роль в успешном функционировании интеграционного объединения сыграет Россия. Именно от способности нашей страны найти выход из кризисного положения путем применения нестандартных подходов для стимулирования взаимовыгодного сотрудничества с союзными государствами будет зависеть стабильное развитие Евразийского экономического союза.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] //Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Декларация о евразийской экономической интеграции (Москва, 18 ноября 2011 г.). [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/2571742/
3. Договор о Евразийской экономической комиссии (Москва, 18 ноября 2011 г.) [Текст] // Бюллетень международных договоров. 2013. - № 1. - С. 51-69.
4. Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации (Астана, 18 июня 2014 г.) [Текст] // Бюллетень международных договоров.
2014. - № 3. -С. 67-72.
5. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2010 г.) [Текст] // Бюллетень международных договоров.
2011. - №5. -С. 9-15.
6. Решение Большой коллегии Суда ЕврАзЭС от 10.07.2013 по запросу Кассационной коллегии и особые мнения судей Нешатаевой Т.Н., Смирнова Е.А. [Электронный ресурс] URL: http://sudevrazes.org/main.aspx?guid=20751
7. Решение Комиссии Таможенного Союза «О проекте Декларации о формировании Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] (Алматы, 23 сентября 2011 г.). URL: http://base.garant.ru/2571525/
8. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 10.10.2014) [Электронный ресурс] //Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, N 50, ст. 6615.
9. Бекяшев К.М. Правовой статус Евразийской экономической комиссии Lexrussica [Текст] // К.М. Бекяшев, - М.: ЮНИТИ, 2013. - 286 с.
10. Благих И.А., Дубянский А.Н. История экономических учений [Текст] /Под ред. И.А. Благих, А.Н. Дубянского. - М.: Изд-во Юрайт, 2014. - 611 с.
11. Большой юридический словарь [Текст] / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 2009. - 1280 с.
12. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс [Текст] (Академический курс). - М.: Дело и Сервис, - 2012. - 369 с.
13. Данилевский Н. Россия и Европа [Текст] // Классика геополитики, XIX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
14. Дания против Европейского союза: новый экологический спор в ВТО [Текст] // Международное правосудие. - 2014. - №19. - С. 31-49.
15. Европейский союз: основополагающие акты в редакции
Лиссабонского договора с комментариями [Текст]// под ред. Л.Д. Золиной. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 603 с.
16. Ефремова Н.А. Международно-правовые механизмы регулирования экономической интеграции и суверенитет государства [Текст]: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. - С. 30-36.
17. Зайцева О.П. Возникновение и развитие международных организаций [Текст] // Вопросы истории. - 2014. - 601 с.
18. Исполинов А.С. Навязанный монолог Европы [Текст] //
Евразийский юридический журнал. - 2013. - №18. - С.44-58.
19. Каламкарян Р.А. Кодификация международного права и
современный миропорядок [Текст]. - М.: ЮНИТИ-Дана, - 2012. - 489 с.
20. Капустин А.Я. Международные организации в глобализирующемся мире [Текст]. - М.: «КРОНОС», 2010. - 652 с.
21. Козырин А.Н. К вопросу о соотношении наднационального и
национального регулирования в таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС [Текст] // Правовые вопросы Евразийского таможенного союза. - М.:
«Логос», 2012. - 540 с.
22. Коптин В.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭс [Текст] // Реформы и право. - 2014. - 451 с.
23. Кошович Ю.Г., Тимурова С.Э. Таможенное регулирование в
Таможенном союзе ЕврАзЭС: международный, наднациональный и
национальный уровни [Текст] // Право и экономика. - 2015. - №21. - С. 19¬30.
24. Кривошеева Е. К истории евразийства [Текст] // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах: Альманах. - М.: Студия ТРИТЭ. - 2014. - 144с.
25. Кучеров И.И. Международное налоговое право [Текст]: Академический курс. - М.: «Колибри». - 2012. - 216 с.
26. Лукашук И.И. Международное право [Текст]. - М.: «ЭКСМО-
политикс». - 2014. - 417 с.
27. Люкс Л. Евразийство и консервативная революция [Текст]//Вопросы философии. - СПб.: «ТолмИН». - 2013. - 316 с.
28. Максимова Л.М., Носкова И.Я. Международные экономические отношения [Текст]. - М.: ЮНИТИ, - 2014. - 333 с.
29. Морозов А.Н. Международно-правовые аспекты технического регулирования в Таможенном союзе [Текст] // Журнал российского права.
2012. - №4. - С. 17-29.
30. Назарбаев Н.А. Евразийский союз: от идеи к истории будущего [Текст] // Известия. - 2011. - №11. - С. 4-7..
31. Нерсесянц В.В. Общая теория права и государства [Текст]. -
М.:»Колибри». - 2014. - 420 с.
32. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право [Текст]. - М.: «ЭКСМО-Н», - 2012. - 540 с.
33. Определение понятия «таможенно-тарифные правоотношения» [Текст] // Пащенко А.В., Хрешкова В.В. Таможенно-тарифные правоотношения в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. - 2012. -
№12. - С. 39-47.
34. Пащенко А.В. Институты ЕврАзЭС: Межгосударственный Совет и Высший Евразийский экономический совет [Текст] // Реформы и право. -
2013. - №3. - С. 14-19.
35. Пащенко А.В. Правоотношения по установлению и уплате таможенных пошлин в Таможенном союзе в раках ЕврАзЭС: к вопросу о статусе участников [Текст]/ Под ред. А.Н. Козырина. - М.: ИЛЛИ. - 2013. - 188 с.
36. Пащенко А.В., Хрешкова В.В. Таможенно-тарифные правоотношения в Таможенном союзе ЕврАзЭС [Текст] // Реформы и право. - 2012. - №1. - С. 15-18.
37. Савицкий П.Н. Континент Евразия [Текст]. - М.: Аграф, 1997. - 464 с.
38. Сешко Р.Т. Евразия: Исторические згляды русских эмигрантов [Текст] / Рос.акад. наук. Ин-т всеобщ.истории. - М.: Ин-т всеобщ.истории. - 2012. - 182 с.
39. Ступин В.К. Политическая философия евразийства [Текст] - М.: Владос. - 2013. - 131 с.
40. Ступина А.К. Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России [Текст]. - М.: Русская книга. - 2012. - 192 с..
41. Стоякин С.Г. Международная интеграция: понятие, виды, формы [Текст] // Московский журнал международного права. - 2012. - №3. - С. 17¬22.
42. Суд Европейских сообществ. Решения и комментарии [Текст] / Под ред. Л.М. Энтина, Ю.А. Матвеевского. М.: МГИМО (У) МИД России, 2012. Вып. 3.
43. Сябатян А.С. Перспективы Суда ЕврАзЭС в системе органов международного правосудия[Электронный ресурс]. URL: http://eurasianlaw.ru(дата обращения: 07.04.2014)
44. Ткаченко И.Е. О некоторых проблемах деятельности таможенного союза, вызванных несовершенством законодательства [Текст]// Правовые вопросы Евразийского таможенного союза. - М.: «Логос». - 2012. - 255 с.
45. Уляницкий В.А. Международное право [Текст]// Золотой фонд российской науки международного права. - М.: «Юрайт». - 2015. - 301 с.
46. Хачатурян В. Истоки и рождение евразийской идеи [Текст]// Искусство и цивилизационная идентичность. - М.: «Наука». - 2013. - 391 с.
47. Хейфец Б.А. Российский бизнес в странах ЕврАзЭС [Текст]. // Модернизационный аспект. - М.: «Политиздат». - 2011 - 243 с.
48. Четвериков А.О. Правовое регулирование либерализации трансграничных отношений: опыт Европейского союза [Текст]: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., - 2010. - С. 4-18.
49. Чуфрин Г.И. Очерки евразийской интеграции [Текст].-М.:
«Логос». - 2013. - 60 с.
50. Энтин Л.М. В поисках партнерских отношений: Россия и Европейский союз в 2004-2015 годах [Текст]. - СПб.: СКФ «Россия-Нева». -2015.- С. 10-29.
51. Энтин Л.М. Право Европейского союза: Новый этап эволюции [Текст]: 2009 - 2017 годы. - М.: «Аксиом». - 2013. - 412 с.