СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ООО «РУСАВТО-БЕЛГОРОД»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие, структура и функции организационной культуры 6
1.2 Факторы формирования организационной культуры 13
1.3. Управление организационной культурой 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ООО «РУСАВТО-БЕЛГОРОД»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 27
2.2. Анализ системы управления персоналом предприятия 35
2.3 Анализ актуального состояния организационной культуры в ООО «РусАвто-Белгород»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ООО «РУСАВТО-БЕЛГОРОД»)
3.1 Проект совершенствования организационной культуры (на примере ООО «РусАвто-Белгород»)
3.2 Анализ целесообразности затрат на предлагаемые мероприятия и
оценка их социально-экономической эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие, структура и функции организационной культуры 6
1.2 Факторы формирования организационной культуры 13
1.3. Управление организационной культурой 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ООО «РУСАВТО-БЕЛГОРОД»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 27
2.2. Анализ системы управления персоналом предприятия 35
2.3 Анализ актуального состояния организационной культуры в ООО «РусАвто-Белгород»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ООО «РУСАВТО-БЕЛГОРОД»)
3.1 Проект совершенствования организационной культуры (на примере ООО «РусАвто-Белгород»)
3.2 Анализ целесообразности затрат на предлагаемые мероприятия и
оценка их социально-экономической эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что современные организации нуждаются в мощном стратегическом инструменте, который позволил бы ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели организации, мобилизовать инициативу работников, обеспечивать преданность, облегчать процессы коммуникации. Таким инструментом выступает организационная культура. Это набор наиболее важных предположений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих сотрудникам ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентиры передаются индивидам через символические средства духовного и материального окружения.
Интерес руководителей, к формированию организационной культуры, обусловлен тем, что: она является первым технологическим этапом развития любой организации; является мощным регуляторным механизмом организационного поведения, и технологический подход к разработке и внедрению ее элементов дает возможность реализации декларируемых постулатов на практике; организационная культура может выступать как основа для создания технологий адаптации, оценки, контроля, стимулирования и развития персонала, а так же создает конкурентоспособный образ организации. Организационная культура может стать существенной активизирующей силой, когда она согласуется со стратегией организации. Роль руководителя в поддержании организационной культуры заключается в управлении не только процессом производства, но и ценностными установками организации и персонала как их носителей. Об успешной организационной культуре предприятия можно говорить только в случае, когда большинство сотрудников разделяют взгляды, убеждения и провозглашаемые ценности организации.
Формирование организационной культуры требует больших временных затрат, и предполагает создание миссии, целей организации, ее идеологии, философии, традиций, и др. На возможность изменения организационной культуры влияют такие факторы, как: организационный кризис, вызванный ухудшением положения организации на рынке и потерей ее главных клиентов; смена руководства, предполагающая замену руководителя, а вместе с ним и внедрение новых ценностей; стадии жизненного цикла организации, так как изменить организационную культуру проще в переходные периоды, от ее создания - к росту и от зрелости - к упадку; возраст организации, поскольку организационная культура сильнее поддается изменениям в молодой организации, так как чем меньше ее возраст, тем более устоявшимися будут ее ценности; размер организации (в малых организациях, больше вероятность распространения новых ценностей, так как общение руководителей и подчиненных более тесное, нежели в крупных организациях); наличие субкультур, - чем больше в организации существует субкультур, тем сильнее сопротивление изменению доминирующей культуры.
Степень научной разработанности выбранной темы дипломной работы, отражена в научной зарубежной и отечественной литературе. В частности в работах: О.С. Виханский, В.Р. Веснин, А.П. Егоршин, А.Н. Занковский, К. Камерон, Р. Куинн, А.Я. Кибанов, А.В. Карпов, Р. Моран, Б.З. Мильнер, А.Н. Наумов, С.П. Робинс, В.А. Спивак, Ф. Тейлор, А. Файоль, А.Ф. Харрис, О. Шелдок, Э. Шейн и др.
Объектом исследования является ООО «РусАвто-Белгород».
Предметом исследования выступает организационная культура в ООО «РусАвто-Белгород».
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию организационной культуры в ООО «РусАвто-Белгород».
На основе поставленной цели дипломной работы следует выделить основные задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты организационной культуры в теории и практике управления персоналом;
2. Изучить актуальное состояние системы управления персоналом ООО «РусАвто-Белгород»;
3. Осуществить анализ актуального состояния организационной культуры в ООО «РусАвто-Белгород»;
4. Разработать и осуществить социально-экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию организационной культуры в ООО «РусАвто-Белгород».
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что в результате проведенных исследований, был выявлен один из способов совершенствования организационной культуры в ООО «РусАвто-Белгород».
Информационная база исследования включает в себя: концепции отечественных и зарубежных ученых, занимающихся изучением организационной культуры; кадровую документацию предприятия; статистические сведения; материалы бухгалтерской отчетности; положения об организации; Устав ООО «РусАвто-Белгород»; результаты проведенных исследований.
Методы исследования, используемые в дипломной работе: групповое анкетирование, тестирование, интервью, наблюдение, анализ документов, SWOT-анализ, проектные методы.
Интерес руководителей, к формированию организационной культуры, обусловлен тем, что: она является первым технологическим этапом развития любой организации; является мощным регуляторным механизмом организационного поведения, и технологический подход к разработке и внедрению ее элементов дает возможность реализации декларируемых постулатов на практике; организационная культура может выступать как основа для создания технологий адаптации, оценки, контроля, стимулирования и развития персонала, а так же создает конкурентоспособный образ организации. Организационная культура может стать существенной активизирующей силой, когда она согласуется со стратегией организации. Роль руководителя в поддержании организационной культуры заключается в управлении не только процессом производства, но и ценностными установками организации и персонала как их носителей. Об успешной организационной культуре предприятия можно говорить только в случае, когда большинство сотрудников разделяют взгляды, убеждения и провозглашаемые ценности организации.
Формирование организационной культуры требует больших временных затрат, и предполагает создание миссии, целей организации, ее идеологии, философии, традиций, и др. На возможность изменения организационной культуры влияют такие факторы, как: организационный кризис, вызванный ухудшением положения организации на рынке и потерей ее главных клиентов; смена руководства, предполагающая замену руководителя, а вместе с ним и внедрение новых ценностей; стадии жизненного цикла организации, так как изменить организационную культуру проще в переходные периоды, от ее создания - к росту и от зрелости - к упадку; возраст организации, поскольку организационная культура сильнее поддается изменениям в молодой организации, так как чем меньше ее возраст, тем более устоявшимися будут ее ценности; размер организации (в малых организациях, больше вероятность распространения новых ценностей, так как общение руководителей и подчиненных более тесное, нежели в крупных организациях); наличие субкультур, - чем больше в организации существует субкультур, тем сильнее сопротивление изменению доминирующей культуры.
Степень научной разработанности выбранной темы дипломной работы, отражена в научной зарубежной и отечественной литературе. В частности в работах: О.С. Виханский, В.Р. Веснин, А.П. Егоршин, А.Н. Занковский, К. Камерон, Р. Куинн, А.Я. Кибанов, А.В. Карпов, Р. Моран, Б.З. Мильнер, А.Н. Наумов, С.П. Робинс, В.А. Спивак, Ф. Тейлор, А. Файоль, А.Ф. Харрис, О. Шелдок, Э. Шейн и др.
Объектом исследования является ООО «РусАвто-Белгород».
Предметом исследования выступает организационная культура в ООО «РусАвто-Белгород».
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию организационной культуры в ООО «РусАвто-Белгород».
На основе поставленной цели дипломной работы следует выделить основные задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты организационной культуры в теории и практике управления персоналом;
2. Изучить актуальное состояние системы управления персоналом ООО «РусАвто-Белгород»;
3. Осуществить анализ актуального состояния организационной культуры в ООО «РусАвто-Белгород»;
4. Разработать и осуществить социально-экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию организационной культуры в ООО «РусАвто-Белгород».
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что в результате проведенных исследований, был выявлен один из способов совершенствования организационной культуры в ООО «РусАвто-Белгород».
Информационная база исследования включает в себя: концепции отечественных и зарубежных ученых, занимающихся изучением организационной культуры; кадровую документацию предприятия; статистические сведения; материалы бухгалтерской отчетности; положения об организации; Устав ООО «РусАвто-Белгород»; результаты проведенных исследований.
Методы исследования, используемые в дипломной работе: групповое анкетирование, тестирование, интервью, наблюдение, анализ документов, SWOT-анализ, проектные методы.
В настоящее время, организации нуждаются в мощном стратегическом инструменте, который позволил бы ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели организации, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать преданность, облегчать процессы коммуникации. Таким инструментом выступает организационная культура. Это набор наиболее важных предположений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих сотрудникам ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентиры передаются индивидам через символические средства духовного и материального окружения.
Формирование организационной культуры должно следовать четко выстроенным технологическим этапам. Руководители должны уметь оперировать разнообразием принципов поддержания организационной культуры, поскольку ее наличие влияет на эффективность деятельности организации. Чем выше уровень организационной культуры, тем меньше персонал нуждается в корректировках.
Предложенные мероприятия по совершенствованию организационной культуры были разработаны специально для ООО «РусАвто-Белгород». Основной вид деятельности предприятия - автотранспортные услуги. Целью деятельности данного предприятия является получение прибыли и наиболее качественное удовлетворение потребностей потребителей.
Предприятие осуществляет самостоятельную деятельность в следующих направлениях:
- деятельность автомобильного грузового транспорта, такси, организация перевозок грузов;
- оказание бытовых и транспортных услуг населению, организациям, включая автосервис, прокат;
- транспортная обработка грузов, хранение и складирование;
- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, техническая диагностика, сервисное обслуживание;
- производство и реализация товаров народного потребления, в том числе торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, торговля автотранспортными средствами;
- аренда автомобильного транспорта и оборудования и др.
Анализируя финансовое состояние данного предприятия можно сказать, что оно является финансово-независимым, платежеспособным, прибыльным и постепенно развивающимся предприятием. Среднесписочная численность персонала предприятия составляет 136 человек.
Диагностика организационной культуры в ООО «РусАвто-Белгород» проводилась с помощью специально подобранных методик, которые позволили выявить проблемные зоны в организационной культуре предприятия. При помощи SWOT-анализа были выявлены две ключевые проблемы:
- Недостаточно развитый уровень организационной культуры;
- Низкий уровень сплоченности коллектива.
Для разработки и внедрения данных мероприятий по совершенствованию организационной культуры в ООО «РусАвто-Белгород» был использован логико-структурный подход. В ходе, которого были определены цели:
- Повышение уровня организационной культуры;
- Повышение уровня сплоченности коллектива.
Одним из мероприятий выступило проведение тренинга сплоченности коллектива для улучшения социально-психологического климата. Другим предложенным мероприятием послужило внедрение в коллектив работников транспортных бригад предприятия униформы, отражающей символику и принадлежность организации.
После проведения оценки стоимости работ для реализации данных мероприятий выяснилось, что стоимость внедрения мероприятий составила 58500 руб.
Социальный эффект от реализации данных мероприятий обусловлен следующими компонентами:
- Повышение уровня организационной культуры на предприятии;
- Создание благоприятного социально-психологического климата;
- Повышение уровня удовлетворенности трудом;
- Снижение текучести кадров;
- Усиление у работников чувства преданности и принадлежности организации;
- Усиление конкурентоспособности предприятия на рынке.
При расчетах экономической эффективности мероприятий выяснилось, что совершенствование организационной культуры главным образом повлияет на увеличение производительности труда, и после внедрения данного исследования в ООО «РусАвто-Белгород» уровень производительности труда увеличится на 44%
Формирование организационной культуры должно следовать четко выстроенным технологическим этапам. Руководители должны уметь оперировать разнообразием принципов поддержания организационной культуры, поскольку ее наличие влияет на эффективность деятельности организации. Чем выше уровень организационной культуры, тем меньше персонал нуждается в корректировках.
Предложенные мероприятия по совершенствованию организационной культуры были разработаны специально для ООО «РусАвто-Белгород». Основной вид деятельности предприятия - автотранспортные услуги. Целью деятельности данного предприятия является получение прибыли и наиболее качественное удовлетворение потребностей потребителей.
Предприятие осуществляет самостоятельную деятельность в следующих направлениях:
- деятельность автомобильного грузового транспорта, такси, организация перевозок грузов;
- оказание бытовых и транспортных услуг населению, организациям, включая автосервис, прокат;
- транспортная обработка грузов, хранение и складирование;
- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, техническая диагностика, сервисное обслуживание;
- производство и реализация товаров народного потребления, в том числе торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, торговля автотранспортными средствами;
- аренда автомобильного транспорта и оборудования и др.
Анализируя финансовое состояние данного предприятия можно сказать, что оно является финансово-независимым, платежеспособным, прибыльным и постепенно развивающимся предприятием. Среднесписочная численность персонала предприятия составляет 136 человек.
Диагностика организационной культуры в ООО «РусАвто-Белгород» проводилась с помощью специально подобранных методик, которые позволили выявить проблемные зоны в организационной культуре предприятия. При помощи SWOT-анализа были выявлены две ключевые проблемы:
- Недостаточно развитый уровень организационной культуры;
- Низкий уровень сплоченности коллектива.
Для разработки и внедрения данных мероприятий по совершенствованию организационной культуры в ООО «РусАвто-Белгород» был использован логико-структурный подход. В ходе, которого были определены цели:
- Повышение уровня организационной культуры;
- Повышение уровня сплоченности коллектива.
Одним из мероприятий выступило проведение тренинга сплоченности коллектива для улучшения социально-психологического климата. Другим предложенным мероприятием послужило внедрение в коллектив работников транспортных бригад предприятия униформы, отражающей символику и принадлежность организации.
После проведения оценки стоимости работ для реализации данных мероприятий выяснилось, что стоимость внедрения мероприятий составила 58500 руб.
Социальный эффект от реализации данных мероприятий обусловлен следующими компонентами:
- Повышение уровня организационной культуры на предприятии;
- Создание благоприятного социально-психологического климата;
- Повышение уровня удовлетворенности трудом;
- Снижение текучести кадров;
- Усиление у работников чувства преданности и принадлежности организации;
- Усиление конкурентоспособности предприятия на рынке.
При расчетах экономической эффективности мероприятий выяснилось, что совершенствование организационной культуры главным образом повлияет на увеличение производительности труда, и после внедрения данного исследования в ООО «РусАвто-Белгород» уровень производительности труда увеличится на 44%



