ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО- 9
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1.1. Особенности психофизического и социального развития 9
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как социально-педагогическая проблема
1.2. Сущность и принципы социально-педагогической 19
реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ 29
РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Опыт социально-педагогической реабилитации детей с 29
нарушениями опорно-двигательного аппарата в
общеобразовательных учреждениях
2.2. Проблемы социально-педагогической реабилитации детей с 43
нарушениями опорно-двигательного аппарата (по материалам социологического исследования)
2.3. Программа социально-педагогической реабилитации детей с 53
нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Среди детей-инвалидов особенно много лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом. По данным на 2016 год в стране насчитывается 71429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет [43].
Патология опорно-двигательного аппарата - это заболевание, отягощенное не только двигательными, но часто и интеллектуальными, речевыми, зрительными, слуховыми нарушениями. Особенности развития личности ребенка с данной патологией и различные ограничения, которые вносит в его жизнь нарушения здоровья, приводят к тому, что его самостоятельное обучение в условиях массовой общеобразовательной школы часто бывает затруднено.
В последние годы наблюдается стремление к созданию безбарьерной системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, их интеграции в общество, что является одной из тенденций развития современной инклюзивной образовательной практики не только за рубежом, но и в России.
Проведение комплексных социально-педагогических мероприятий, направленных на реабилитацию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, - процесс многоуровневый, включает в себя реализацию этой деятельности и в общеобразовательном учреждении.
Успешность инклюзии данной группы детей зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности социально-педагогической реабилитации, предполагающей учет этих нарушений в индивидуальных образовательных программах, применение обучающих технологий, формирование
толерантного отношения к таким детям окружающих, безбарьерной образовательной среды, в которой находится ребенок. Базовым уровнем этого процесса выступает и работа с семьей. Включение семьи в работу дает возможность значительно повысить качество реабилитационных мероприятий, ускорить процесс социально-педагогической коррекции, что в свою очередь позволяет вывести реабилитационную деятельность на новый уровень. Однако в общеобразовательных учреждениях не всегда созданы условия для этого.
Таким образом актуальность исследования заключается в том, что рост численности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития; эти нарушения у детей означают существенное ограничение жизнедеятельности, что способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушением в развитии, затруднением в самообслуживании, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками; проблемами социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями опорно¬двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы показывает, что из отечественных исследователей больший вклад в теорию инвалидности сделали специалисты московской, петербургской и саратовской научных школ (Н.В. Васильева, Э.К. Наберушкина, П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова), а также другие авторы (Н.В. Васильева, И.Ю. Ветрова, Е.С. Гетманенко, С.Г. Головко,
А.Е. Думбаев, Н.П. Жигарева, Т.В. Зозуля, Н.Ф. Дементьева, Ю.С. Моздокова, Т.В. Попова, Л.И. Старовойтова и др.).
Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья отражены в работах И.В. Лариковой, Т.И. Шамовой, В.А. Швецова, Т.М. Давыденко и др. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья стала предметом исследования С.В. Алехиной, Е.Н. Кутеповой. Д.В. Целок и др. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании рассматривали С.В. Алещенко, И.Б. Ворожцова, Т.М. Ковалева и др.
Сущность социальной реабилитации детей ограниченными возможностями анализируется в трудах: Т.Г. Авдеевой, Л.И Акатова, Г.В. Дедюхиной, В.Т. Мошняга, И.И. Поташовой, Д. Худенко, Е. Ярской- Смирновой.
Проблемы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья стали предметом научного анализа Л.И. Акатова, К.М. Астаховой, С.А. Беличевой, А.В. Гордеевой, П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой и др.
Проблемами формирования и развития абилитационных и реабилитационных процессов у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимались такие авторы как И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Е.М. Мастюкова, Н.М. Семенова и др. Заслуживает внимания исследование А. Финка, раскрывающее суть и основные подходы к реабилитации в системе кондуктивной педагогики.
Обобщая вышеизложенное, мы можем отметить, что сложилось противоречие между настоятельной потребностью в социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях и социально-педагогической неподготовленностью к реабилитационной работе специалистов таких учреждений. Выявленная проблема определила тему исследования.
Объектом исследования является социально-педагогическая
реабилитация детей как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования - специфика социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель исследования - раскрыть сущность социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения и разработать программу по ее совершенствованию.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Раскрыть опыт социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Исследовать проблемы социально-педагогической реабилитации детей в общеобразовательных учреждениях и разработать программу социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в них.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: философское понимание человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности; основные положения теории деятельности А.Н. Леонтьева, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, а также теоретические положения его учения об индивидуально-коррекционном развитии ребенка с особыми нуждами, зонах ближайшего и актуального развития ребенка; концептуальные подходы к развитию и воспитанию детей с особыми нуждами, изложенные в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, А.Н. Граборов, Л.В. Занков, Б.В. Зейгарник, М.В. Ипполитова, Ж.И. Шиф; Э. Брукарт, Декроли, К. Керн, М. Монтессори); учение Войта о выработке активно-рефлекторных или активных движений; прикладные основы кондуктивной педагогики, разработанные А. Пете.
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составляют специальная литература, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов, Федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, указ президента «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; материалы сайтов МОУ «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области», МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором социального исследования: «Проблемы социально-педагогической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата», проведенного на базе МОУ «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» и МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области», осуществленного в ходе преддипломной практики (март - апрель 2017 г.). Исследование проводилось посредством опроса обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (n=6), их родителей (n=6), и экспертного опроса специалистов (n=20).
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами был определен комплекс взаимодополняющих методов, обеспечивающих достоверность и научную обоснованность результатов исследования: анализ специальной литературы, нормативно-правовых документов, статистических данных, документов общеобразовательных учреждений; анкетирование; экспертный опрос; математические методы обработки результатов исследования.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в следующем: дана психолого-педагогическая характеристика детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата; проведен анализ проблем социально-педагогической реабилитации в условиях общеобразовательного учреждения. На основе результатов исследования разработана и внедрена программа социально-педагогической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров социальной работы, при изучении таких дисциплин как «Технологии социальной работы», «Социальная реабилитация», «Технологии формирования доступной среды» и других.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены, одобрены и апробированы на базе МОУ «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области». Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу данной организации.
Нарушения опорно-двигательного аппарата носят собирательный характер и включают в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата. Выделяют ряд патологий опорно-двигательного аппарата, среди которых основное место занимает детский церебральный паралич. Кроме нарушения двигательных функций у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. Психическое развитие ребенка характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Каждая группа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет свои социально-педагогические проблемы, свои психофизиологические возможности в развитии и требует определенного подхода, своих методик и технологий реабилитационной работы.
Под реабилитацией понимается процесс и результат мероприятий, способствующих восстановлению ограниченных или утраченных свойств, качеств личности. И применительно к детям с нарушением опорно-двигательного аппарата этот термин не всегда корректен. В зарубежной социальной практике принято различать термины «реабилитация» и «абилитация». Ребенок с НОДА часто с рождения имеет органические изменения, которые обуславливают его патологию. Говорить о восстановлении в данном случае не совсем верно. В данном случае используют термин «абилитация».
Социально-педагогическая реабилитация ориентирована на целостное формирование личности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, наиболее полное использование его индивидуальных возможностей в процессе целенаправленного комплексного развития, воспитание активной жизненной позиции и постепенную интеграцию в среду жизнедеятельности, а также предусматривает включение в активную деятельность с ним семьи.
Педагогический аспект реабилитации включает восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в процессе образования методами обучения, воспитания, развития, восстановление нарушенных связей разных областях развития. В широком смысле слова основные цели образования и реабилитации совпадают и направлены на наиболее полную интеграцию личности в общество.
Педагогический подход в преодолении патологии опорно-двигательной активности людей получил наибольшее развитие в Будапеште, Институте кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии имени А. Петё и получил название - кондуктивная педагогика.
Проведение социально-педагогической реабилитации опирается на соблюдении ряда принципов. Под принципами социально-педагогической реабилитации понимают исходные, базовые положения, выполнение которых способствует высокой организации и обеспечению эффективности реабилитационной деятельности. Выделяют: принцип природосообразности, мобилизации всех возможностей ребенка и стимулирования его самоактивности в рамках выполняемой деятельности; создания ощущения физической и психологической безопасности; индивидуального подхода; наиболее целесообразного использования индивидуальных и
интеграционных возможностей в реабилитации; принцип гуманизма.
В каждом конкретном случае реабилитационной работы с ребенком определяются свои задачи. Это делается с учетом диагноза и зоны его ближайшего развития.
Сегодня общеобразовательные учреждения решают проблемы обучающихся с НОДА. Ими осуществляется ряд действий: раннее выявление нарушений и максимально раннее начало комплексного сопровождения ребенка с учетом особенностей психофизического развития; регламентация деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима); особая организация образовательной среды, характеризующаяся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий; использование специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения; адресная помощь по коррекции двигательных, познавательных, речевых и социально-личностных нарушений; предоставление услуг тьютора; индивидуализация образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений; максимальное расширение образовательного пространства - выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей.
В процессе образования детей с НОДА обеспечивается готовность личности к самоопределению и самореализации в основных сферах жизнедеятельности трудовой, общественно-политической, культурно-досуговой, семейно-бытовой, образовательной и готовности к выбору сферы профессиональной деятельности. В процессе образования развиваются способности к самореализации в социуме, к формированию среды общения, осуществляется подготовка учащихся к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, происходит обучение досугу, обеспечивается сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование способности к саморегуляции.
Образовательная программа для детей с НОДА разрабатывается школой самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных программ по учебным предметам федерального компонента, программ регионального и школьного компонентов, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.
С целью выявления проблем социально-педагогической реабилитации
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения нами было проведено прикладное социологическое исследование, которое показало, что: сама идея
совместного обучения понятна всем группам опрошенных, и они видят её осуществимой при условии выделения средств и принятии волевых решений; имеются большие расхождения позиций родителей и представителей системы образования - особенно в том, чего можно ожидать от детей и друг от друга. Налицо значительное взаимное недоверие; причины, по которым совместное обучение может оказаться полезным, понятны участникам опроса; само представление об инвалидности часто бывает весьма отвлечённым, и если абстрактные дети-инвалиды в школе не вызывают никаких протестов, то при попытке разобраться подробнее сразу же обнаруживаются трудности. Среди видов помощи, оказываемых детям с ОВЗ, в настоящий момент наиболее распространена логопедическая и психологическая помощь. Логопедическая помощь распространена значительно больше, чем дефектологическая, что может обуславливаться не столько объективным запросом родителей детей с НОДА, сколько доступностью того и другого вида специализированной помощи в образовательном учреждении. Практически не распространены виды помощи, оказываемые индивидуальными помощниками.
С целью совершенствования социально-педагогической реабилитации детей с НОДА нами была разработана программа совершенствования этого вида реабилитации в условиях общеобразовательного учреждения. Программа опирается на разработанную нами для школы структурно-содержательную модель социально-педагогического аспекта
реабилитационной работы с детьми с НОДА
Ожидаемыми конечными результатами реализации данной программы выступают: благополучие, адекватное взаимодействие ребенка с социальной средой, социально-бытовое ориентирование, потребность в общении и владение навыками общения, интерес к получению образования; повышение профессиональной компетентности специалистов в области взаимодействия с детьми с НОДА; создание условий для интеграции детей данной категории в общество; повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей; накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей с НОДА; создание системы оказания консультационной помощи семьям с детьми с НОДА; увеличение доли числа детей с НОДА вовлечённых в досуговую деятельность; увеличение результативности участия детей с НОДА, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации.
Предложенные мероприятия не исчерпывают все проблемы социально¬педагогической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а лишь определяют наиболее существенные направления ее решения. Мы считаем, что результатом внедрения предложенной программы станет совершенствование социально-педагогической реабилитации, обучения детей с НОДА в условиях общеобразовательного учреждения.
1. Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс]: [принята
Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1975]. - Режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml.
2. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: [принята
резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006]. - Режим
доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml.
3. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: [принята
резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989]. - Режим
доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.
4. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической
деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями [Электронный ресурс]: [международная декларация: принята 10.06.1994]. -
Режим доступа: https: //perspektiva-inva.ru/protec-rights/law/international/vw-504/
5. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для
инвалидов [Электронный ресурс]: [приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_12211/
6. О государственной программе Российской Федерации
«Доступная среда» на 2011 - 2020 годы [Электронный ресурс]:
[Постановление Правительства РФ от 01.12. 2015 № 1297]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420319730
7. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -
2017 годы » [Электронный ресурс]: [Указ президента РФ]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc LAW_142277/
8. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой от 24.11.1995 № 181-ФЗ по сост. на 19.12.2016]. - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=156792.
9. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
[федер. закон: принят Гос. Думой от 29.12.2012 № 273-ФЗ по сост. на 01.05.2017]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-
dok.html.
10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс]: [Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/70643472/#block_1000
11. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений
[Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 23 декабря 2009 года № 384-ФЗ]. - Режим доступа:
http://base.consuttant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=148719&fld =134&from=95720-8&rnd=211977.6274445579365459&.
12. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса [утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.nstu.ru/info/information/dostupsreda/#Oborud
13. О направлении методических рекомендаций [Письмо
Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 № ВК-641/09] [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
Ьйр://минобрнауки.рф/документы/8020
14. Требования к организации образовательного процесса для
обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса [утв. Минобрнауки России 26.12.2013 № 06-2412вн] [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.nstu.ru/static_files/44422/file/Trebovania_06-2412.pdf
15. Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014
- 2020 годы» [гос. программа: утверждена
постановлением Правительства Белгородской области
от 16 декабря 2013 года № 523-пп] - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/469027808.
16. Социальный кодекс Белгородской области [Электронный ресурс]:
[обл. закон: принят Белгородской областной Думой 9 декабря 2004 г.] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;
base=RLAW404;n=36477.
17. Абаскалова, Н.П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «Школа-ВУЗ» [Текст]: автореф. дис. доктора пед. наук / Н.П. Абаскалова. - Барнаул, 2000. - 48 с.
18. Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ. Правовое регулирование [Текст]: учеб. пособие / Н.В.Антипьева. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002. - 224 с.
19. Васильева, Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности [Текст] / Н.В. Васильева // Социологический сборник: Вып.7. - М.: Социум, 2010. - С. 23-24.
20. Васильева, Н.В. Социальная реабилитация инвалидов [Текст] / Н.В. Васильева - М.: Лань, 2005. - 264 с.
21. Ветрова, И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов [Текст] / И.Ю. Ветрова. - М.: Дело, 2000. - 256 с.
22. Гетманенко, Е.С. Адаптация людей с ограниченными возможностями как задача современного государства [Текст] / Е.С. Гетманенко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2008. - № 4. - С. 75-84.
23. Головко, С.Г. Реабилитация инвалидов как направление региональной социальной политики [Текст]: дисс... на соискание степени канд. социолог. наук: 23.00.02 / С.Г. Головко. - Кемерово, 2009. - 157 с.
24. Гордеева, А.В. Реабилитационная педагогика [Текст]: учеб. пособие / А.В. Гордеева. - М.: Академический проект, 2005. - 320 с.
25. Данакин, Н.С. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.С. Данакин, С.Н. Глаголев, Л.Е. Данилюк. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2011. - 276 с.
26. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа в учреждениях социально¬реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы [Текст]: учеб. пособие / Н.Ф. Дементьева, Л.И. Старовойтова. - М.: Академия, 2010 . - 270 с.
27. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство [Текст]: методические материалы для специалистов сопровождения / О.Г. Приходько // Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях. - М.: ГБОУ МГПУ, 2014. - 102 с.
28. Думбаев, А.Е. Инвалид, общество и право [Текст] / А.Е. Думбаев, Т.В. Попова. - Алматы: Верена, 2006. - 180 с.
29. Жигарева, Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов в
учреждениях социальной защиты: Учебно-практическое пособие
[Электронный ресурс] / Н.П. Жигарева. - М.: Дашков и К°, 2012. - 208 с. - Режим доступа: http: //www.studenthbrary.ru/book/ISBN9785394013539.html.
30. Зозуля, Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и спец. «Социальная работа» / Т.В. Зозуля и др.; Рец.: А.И. Соловьев, Н.Ю. Гаубрих. - М.: Академия, 2005. - 304 с.
31. Ибатов, А.Д. Основы реабилитологии: учебное пособие для студентов медицинских вузов [Текст] / А.Д. Ибатов, С.В. Пушкина. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 160 с.
32. Ковалева, Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» [Текст] : лекции 1 - 4 / Т.М. Ковалева. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 56 с.
33. Ковалева, Т.М. Тьютор как новая профессия в российском образовании [Текст] / Т.М. Ковалева // Материа-лы IV международной научно-практической конферен-ции и 16 научно-практической Межрегиональной тью-торской конференции 09-10 ноября 2011 г. «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: профессио-нальный
стандарт тьюторского сопровождения»: сб. статей. - М.: МИГУ ;
АПКиППРО, 2011. - С. 7-20.
34. Ковалева, Т.М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М. Ю. Чередилина. - М.; Тверь: СФК-офис, 2012. - 303 с.
35. Комплексная реабилитация инвалидов [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.В. Зозули. - М.: Академия, 2005. -
304 с.
36. Лаврова, Д.И. Технология социальной реабилитации инвалидов: методические рекомендации [Текст] / Д.И. Лаврова, О.С. Андреева, Д.П. Рязанов. - М.: ЦИЭТИН, 2000. - 58 с.
37. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: [Текст] Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Академия, 2001. - 192с.
38. Моздокова, Ю.С. О концепции социально-культурной реабилитации инвалидов [Электронный ресурс] / Ю.С. Моздокова, А.В. Лебедев. - 2012. - http://www.centernadegda.ru/reabilitaciya/.
39. Мошняга, В.Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст] / В.Т. Мошняга; под. ред. Е.И. Холостовой. - М.: Инфра-М, 2008. - 256 с.
40. Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. _ 101 с.
41. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: А ТЕМП, 2004. - 944 с.
42. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. пособие / под ред. С.В. Алехиной, Е.Н. Кутеповой. - М.: МГН!ГУ, 2013. - 116 с.
43. Организация специальных образовательных условий для детей с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование. - М.:
МГППУ, 2012. - 75 с.
44. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст] : учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: Инфра-М, 2010. - 272 с.
45. Панасенко, К.Е. Основы специальной педагогики и психологии
[Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / К.Е. Панасенко. - Белгород, 2012. - Режим доступа:
http: //pegas .bsu.edu.ru/course/view.php?id=253
46. Педагогическое сопровождение образовательной деятельности младших школьников: позиция тьютора, технологии тьюторского сопровождения, подготовка тьюторов [Текст] / под ред. И.Б. Ворожцовой. - Ижевск: ERGO, 2011. - 144 с.
47. Психология инвалидности [Текст]: Метод. указания / Сост. Н.А. Соловьева; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 2004. 47 с.
48. Реабилитация детей и подростков при различных заболеваниях:
Руководство [Электронный ресурс] / под общ. ред. Т.Г. Авдеевой. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - Режим доступа:
http://www.studentlibrary.ru/books/06-COS-2384.html.
49. Романов, П.В. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская- Смирнова. - Саратов: Научная книга, 2006. - 260 с.
50. Российский статистический ежегодник [Текст] / статистический сборник. - М.: Росстат, 2016. - 717 с.
51. Сорвина, А.С. Социальная работа: теория и практика [Текст]: учеб. пособие /А.С. Сорвина, Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 234 с.
52. Социальная защита инвалидов: правовой аспект [Текст] / под ред. Н.П. Рожковой. - Белгород: БИЦ БГУНБ, 2012. - 64 с.
53. Ткачева, В.В. Психологические особенности родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом [Текст] / В.В. Ткачева // Специальная психология. - 2009. - № 1. - С. 53-62.
54. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие / В.В. Ткачева. - М.: Астрель, 2007. - 318 с.
55. Терскова, С.Г. Механизм формирования доступной среды для инвалидов [Текст] / С.Г. Терскова // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 7 (47). - С. 21-28.
56. Терскова, С.Г. Результаты реализации Федеральной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг.: социологический анализ [Текст] / С.Г. Терскова, Е.С. Гаврилова, Е.Е. Юркова // Гуманитарные научные исследования. 2016 - № 2 (54). - С. 30-37.
57. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: методические рекомендации для тьюторов, педагогов, специалистов образовательных учреждений / под ред. С.В. Алещенко. - Томск: «Центр ПМСС», 2014. - 40 с.
58. Федосеева, О.А. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями / О.А. Федосеева // Молодой ученый. - 2013. - №9. - С. 344-346.
59. Финк, А. Кондуктивная педагогика А. Петё. Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / А. Финк. - М.: Академия, 2003. - 316 с.
60. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Холостова, Н.Н. Стрельникова, Е.М. Черняк. - М.: Дашков и К, 2015. - 292 с.
61. Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К, 2014. - 239 с.
62. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. - М.: Дашков и К, 2003. - 340 с.
63. Храпылина, Л.П. Реабилитация инвалидов [Текст] / Л.П. Храпылина. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 129с.
64. Худенко, Е.Д. Комплексная программа развития и социализации ребенка-инвалида в семье [Текст] / Е.Д. Худенко, Г.В. Дедюхина, И.И. Поташова. - М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012. - 170 с.
65. Худенко, Е.Д. Основы правовой грамотности родителей, воспитывающих детей-инвалидов [Текст] / Е.Д. Худенко, Л.Н. Молчанова, В.С. Ткаченко. - М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012. - 182 с.
66. Целок, Д.В. Программа «Инклюжен»: новая модель
социализации инвалидов в учебных заведениях США [Текст] / Д.В. Целок // Дефектология. - 2006. - № 5. - С. 106-111.
67. Шабанова, О.А. Медико-социальные аспекты инвалидности и реабилитации больных сколиозом [Текст] : дис. ... канд. мед. наук: 14.02.06 / О.А. Шабанова. - М., 2011. - 167 с.
68. Шандыбо, С.В. Формирование профессиональной позиции принятия ребенка у будущего педагога в вузе [Текст]: дис. ... канд. педагогических наук / С.В. Шандыбо. - Красноярск, 2014. - 239 с.
69. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.
70. Швецова, В.А. Педагогика и психология лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / В.А. Швецова. - Белгород: НИУ БелГУ, 2013. - Режим доступа: http: //pegas .bsu.edu.ru/course/view.php?id=7008
71. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами [Текст]: учеб. пособие / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. - СПб.: Питер, 2004. - 198 с.