Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКСПРЕССИВНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИРИКИ В. МАЯКОВСКОГО, М. ЦВЕТАЕВОЙ, А. АХМАТОВОЙ)

Работа №67355

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
305
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 7
1.1. Особенности поэтических текстов 7
1.2. Средства языка, создающие экспрессивность поэтических текстов 11
1.3. Особенности поэзии Серебряного века 26
ГЛАВА 2. ЭКСПРЕССИВНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА 33
2.1. Особенности речевых средств, создающих экспрессию поэзии А.Ахматовой, М. Цветаевой, В. Маяковского 33
2.2. Тропы как средство создания экспрессивности 37
2.3. Стилистические фигуры как способ создания экспрессивности в поэзии Серебряного века 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57


Публикация статьи Е.М. Галкиной-Федорук «Об экспрессивности и эмоциональности в языке» положила начало разработке проблемы экспрессивности языковых средств. Начиная с середины 50-х гг. XX века, начинается изучение экспрессивности речи и речевых произведений. В настоящее время роль экспрессивности языковых средств привлекает внимание исследователей отечественного и зарубежного языкознания. В число ученых-лингвистов и литературоведов, занимавшихся этой проблемой, входят Е.М. Галкина-Федорук, Ю.Д. Каражаев, М.Н. Кожина, В.Н. Телия, В.А. Маслова, Н.А. Лукьянова, Б. М. Гаспаров, Л. И. Ефимов, и другие. Разработки этих ученых составили методологическую основу для данной работы.
Исследование экспрессивности слова в современной стилистике включает в себя несколько направлений:
1) стилистика языка или описательная стилистика, целью которой является изучение и описание больших классов текстов, и в центре внимания находится стилистическая окраска языковой природы;
2) стилистика индивидуальной речи. Задача данного направления состоит в исследовании тех текстов, которые принадлежат определенному автору, а также всех средств языка и методов структурирования связанного, целостного и эмоционально окрашенного текста;
3) сопоставительная стилистика. Данный вектор исследования первичной задачей ставит изучение проблем переводческого характера;
4) стилистика текста, рассматривающая экспрессивность текста с точки зрения его эстетической ценности [Тюленев 2004: 202].
Экспрессивность в последнем векторе исследования предполагает рассмотрение различных способов речевого воздействия. Исходя из этого понятие экспрессивности может быть истолковано по-разному: экспрессивность может рассматриваться как стилистическая и 3
лексикологическая категория; следует учитывать языковую природу экспрессивности, то есть ее действие через механизмы языка, и проявление ее эффекта только в речи (тексте). Отсюда следует, что экспрессивность имеет двойственную природу: языковую и речевую. В целом же экспрессивность можно определить как отношение субъекта к высказываемому, что помимо собственно экспрессивности, предполагает наличие в содержании таких факторов, как эмоциональность и оценочность. Категории эмоциональности и экспрессивности тесно переплетаются [Шаховский 2009: 677].
В поэтическом произведении экспрессивные средства имеют особое значение. Язык художественной литературы необычайно богат и разнообразен. Любое слово, каждое речевое средство используется для наилучшего выражения поэтической мысли, для создания таких образов, которые воздействовали бы на чувства и интеллект читателей. Посредством слова с его многозначностью автор может точно и выразительно отражать волнующие его моменты, изображать красочные пейзажи, передавать тонкую душевную организацию лирического героя. Средства выражения экспрессивности в поэтическом тексте - это сложное и многогранное явление, связанное, в первую очередь, с выразительностью речи.
Исследуя проблему создания экспрессивности на материале текстов поэтов Серебряного века, нельзя не учитывать особенности этого времени, а именно: многообразие поэтических направлений и систем и действие новых, по сравнению с XIX веком, тенденций в поэтическом творчестве. Все это оказывало активное влияние на язык поэтических произведений вообще и на употребление экспрессивных средств в частности. Наследие поэтов Серебряного века велико. Поэтический язык произведений - язык нового времени, эпохи великих изменений в социальной жизни страны. Творчество М.Цветаевой, В.Маяковского, А.Ахматовой в полной мере отражает трагедийную эпоху, в которой жили поэты. Их произведения представляют собой огромный материал для исследования средств поэтического языка.
Лирику обычно рассматривают как художественное отражение внутренней жизни поэта, его душевного состояния в тот или иной момент. Объективный мир, реальная действительность раскрываются в лирической поэзии через переживания автора. Стихия авторских размышлений и переживаний в произведениях Серебряного века не просто придает им особую эмоциональную окраску, а зачастую выдвигается на первый план, становится основой художественного образа. Произведениям исследуемого времени свойственна лирическая экспрессия, богатство ассоциативных связей и зрительно-слуховых ощущений.
Актуальность дипломной работы заключается в том, что в настоящее время активно исследуется проблема экспрессивности поэтического слова, разрабатываются новые методы исследования художественных текстов.
Источниками исследования являются тексты поэтов Серебряного века.
В качестве объекта исследования выступает язык поэтических текстов Серебряного века.
Предмет исследования - изобразительно-выразительные средства, способствующие созданию экспрессивности.
Целью данной работы является выявление и описание экспрессивных средств языка в текстах поэтов Серебряного века.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по данной проблеме.
2. Выявить экспрессивные средства языка.
3. Описать на основании анализа поэзии Серебряного века особенности использования экспрессивных средств языка.
4. Изучив природу экспрессивности, классифицировать собранный языковой материал.
В соответствии с поставленными задачами методологической базой исследования является признание системы языка как неисчерпаемого источника экспрессии, что и обусловило выбор частных методов и приемов лингвистического и стилистического анализа изучаемых языковых единиц:
1. метод лингвистического наблюдения;
2. описательный метод, позволивший передать специфику экспрессии в поэтических текстах;
3. метод стилистического и контекстуального анализа.
Теоретическую основу исследования составили работы Е.М. Галкиной-Федорук, Ю.Д. Каражаева, М.Н. Кожиной, В.Н. Телия, В.А. Масловой, Н.А. Лукьяновой, Б. М. Гаспарова, Л. И. Ефимова.
Практическая значимость - результаты данного исследования могут быть использованы в практике школьного преподавания русского языка, а также студентами при написании докладов и рефератов.
В настоящее время ведется активное изучение творчества поэтов Серебряного века, однако до сих пор творчество А. Ахматовой, В. Маяковского и М. Цветаевой рассматривалось изолировано друг от друга. В нашей работе мы сопоставляем особенности употребления экспрессивных средств в стихотворениях поэтов, в чем заключается новизна выпускной квалификационной работы.
Сформулированные цели и задачи определили структуру данной работы: Введение, две главы, разделенные на параграфы, Заключение и Список использованной литературы.
В первой главе содержится теоретическое описание средств языка, способствующих созданию дополнительной выразительности поэтических текстов. Собранный нами языковой материал представлен во второй главе, в которой последовательно рассмотрены формальные особенности речевых средств, создающих экспрессию текстов или их фрагментов.
Апробация работы: основные положения работы излагались в докладе «Экспрессивность поэтического слова в произведениях В.Маяковского» на X Международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог 2018: проблемы истории и филологии» в апреле 2018 года.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведя анализ и синтез средств языковой выразительности в поэтических текстах Серебряного века, мы пришли к выводу, что выразительность речи в творчестве поэтов создается с помощью образных, лексических средств языка - эпитетов, олицетворений, метафор, сравнений, стилистических фигур - инверсии, анафоры, оксюморона. Следует подчеркнуть, что особое место в лирике Серебряного века занимают метафоры и символы, функция которых заключается в отражении, передаче состояния и настроения лирического героя произведения, а также в способности помочь читателю определить основной авторский замысел. Стихотворения А.Ахматовой, В.Маяковского, М.Цветаевой пропитаны и любовью, и нежным чувством природы, которое выражено точными сравнениями, и ликующим чувством любви к красоте окружающей природы, и грустью, тоской. Именно для передачи этих чувств поэты Серебряного века искусно использовали стилистические и лексические средства, которые наполняют их творчество и делают его современным.
В результате исследования нами были решены поставленные задачи. Изучив теоретический материал по проблеме экспрессивности поэтического слова, мы выявили экспрессивные средства языка. Выяснили, что экспрессивная функция языка в поэтических текстах проявляется в особенностях использования этих средств, в их совместном употреблении. Отметим, что диалог автора с читателем строится при помощи стилистических и лексических средств, а также звукописи, которые способствуют выражению писателем своих мыслей, чувств и эмоций. Исследование поэтических текстов позволяет нам сделать следующие выводы.
В поэзии Серебряного века часто встречаются средства языка, которые служат формальному выражению экспрессии: звукопись; тропы; вопросительные и восклицательные предложения; стилистические фигуры. Особо важными поэтическими приемами представляются гипербола, оксюморон, инверсия. Многие языковые сдвиги в стихотворных текстах осуществляются на основе этих приемов. Следует отметить усложненность синтаксиса в поэтических текстах, сложные пунктуационные обороты, авторские знаки препинания. Интерес представляет тире, членящее фразу на отдельные самостоятельные слова, тем самым усиливая впечатление от получаемой из стихотворения информации.
Произведения, интенсивно наполненные экспрессивными единицами и содержащие авторские знаки препинания или особое графическое оформление строки и текста, в большинстве своём характеризуются форсированной экспрессией. Специальные средства формирования композиции текста - стилистические фигуры - являются вместе с тем средствами усиления экспрессии поэтического текста. Особые средства создания эффекта неожиданности - тропы - также одновременно являются средствами создания экспрессии. Специфическими средствами создания экспрессии являются только звукопись, вопросительные и восклицательные предложения.
Исследованные тексты поэтов Серебряного века с точки зрения формальных особенностей речевых средств, создающих экспрессию, весьма разнообразны. На этом основании можно считать, что экспрессия часто возникает за счет использования аллитерации и ассонанса, то есть звукописи, которая представляет собой яркое средство выразительности. При создании экспрессии важную роль играют лексические тропы, которые часто используются совместно, дополняют или усиливают эффект друг друга. При отсутствии одного тропа нередко теряется смысл другого выразительного средства. Важное место среди художественных средств занимают стилистические фигуры.
В исследовании нам удалось проанализировать лишь некоторые средства экспрессивности, свойственные творчеству поэтов Серебряного века. Им удалось переосмыслить такие традиционные лексические и стилистические средства выразительности, как метафора, олицетворение, оксюморон, инверсия. Также поэты используют графические единицы экспрессивности, например, авторские знаки препинания, риторические вопросы и восклицания. С их помощью создается характеристика героя, определенный пафос стихотворений. Также посредством графических единиц создается композиция и форма произведения. Средства экспрессивности влияют на способ прочтения и восприятия текста и замысла.



1. Абрамов В.П. Семантические поля русского языка. - Москва: Академия педагогических и социальных наук РФ, Кубанского гос. ун-та,
2003. - 338 с.
2. Акимова Г.Н. Конструкции экспрессивного синтаксиса в современном русском языке / Г.Н. Акимова // Вопросы языкознания. - Москва, 1981. - № 6. - С. 109-120.
3. Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. - Ленинград: Советский писатель, 1990. - 366 с.
4. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. - Москва: Просвещение, 1988. - 176 с.
5. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного произведения. - Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 2000. - 215 с.
6. Барлас Л.Г. О категории выразительности и изобразительных средств языка // Русский язык в школе. - 1989. - № 1. - С. 75-80.
7. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Том 2. Проблемы творчества Достоевского, 1929. Статьи о Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922-1927. - Москва, 2000. - 222с.
8. Башкова JI.P. Ключевые элементы в поэтическом тексте // Русский язык в школе. - 2008. - № 2. - С. 49-52.
9. Брусенская Л.А. Количественная экспрессия числовых форм // Русский язык в школе. - 1994. - № 1. - С. 76-78.
10. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии): учебное пособие. - Москва: Высшая школа, 1989. - 136 с.
11. Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография. - Москва: Наука, 1977. - 312 с.
12. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XI -
XIX веков. - Москва: Высшая школа, 1982. - 528 с.
13. Виноградов В.В. Лингвистический анализ поэтического текста (Спецкурс по материалам лирики А. С. Пушкина) / Публ., подг. текста и коммент. Н.Л. Васильева // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 2000. - №3-4. - 360 с.
14. Виноградова В.Н. Определения в поэтической речи: Поэтическая
грамматика. - Москва: ООО Издательский центр «Азбуковник»,
2006. - 390 с.
15. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сб. статей по языкознанию. - Москва, 1959. - 372 с.
16. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы
XX века. - Москва: Наука, 1994. - 304 с.
17. Геруцкий А.А. Введение в языкознание: [учебное пособие]- [2-е
издание]. - Москва: ТетраСистемс, 2003. - 288 с.
18. Гин Я.И. Проблемы поэтики грамматических категорий. - Москва: МГУ, 1996. - 224 с.
19. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - Москва: Рольф; Айрис-пресс, 1997. - 448 с.
20. Григорьев В.П. Поэтика слова. / На материале русской советской поэзии. / Отв. ред. А.Д. Григорьева. - Москва: Наука, 1979. - 343 с.
21. Донецких Л.И. Реализация эстетических возможностей имен
прилагательных в тексте художественных. - Кишинев: Штиинца, 1980. - 160 с.
22. Ефимов Л.И. О языке художественных произведений. - Москва: Учпедгиз, 1967. - 280 с.
23. Журавлев А.П. Фонетическое значение - Санкт-Петербург, 1974. - 159 с.
24. Земская Е.А. Современный русский язык: Словообразование. - Москва: Флинта: Наука, 2008. - 328 с.
25.Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. - Самара: Самарканд, 1971. - 167 с.
26. Карабчиевский Ю.А. Воскресение Маяковского. - Мюнхен, 1985. - 51 с.
27. Каражаев Ю.Д. Возникновение и становление языковой
экспрессивности: Проблемы экспрессивной стилистики. - Ростов-на- Дону: РГПИ, 1992. - 328 с.
28. Качаева Л.А. Глагол как изобразительное средство // Русский язык в школе. - 1975. - № 5. - С. 101-104.
29. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - Москва: Флинта, 2008. - 464 с.
30. Кожина М.Н. О языковой и речевой экспрессии и её
экстралингвистическом обосновании: Проблемы экспрессивной
стилистики. - Ростов-на-Дону: РГПИ; 1987. - С. 14-17.
31. Комарова Н.Ю. Стилистически направленное изучение категории числа существительного в курсе современного русского языка // Русский язык в школе. - 1988. - № 6 - С. 69-72.
32. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка: [учебное пособие для филол. фак. ун-тов]. - Москва: Высшая школа, 1989. - 216 с.
33. Лукьянова НА Семантическая структура слова. - Кемерово, 1994. -328 с.
34. Лукьянова Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления: проблемы семантики. - Новосибирск : Наука, 1986. - 230 с.
35. Маслова В.А. Параметры экспрессивности текста // Человеческий фактор в языке: языковой механизм экспрессивности. - Москва, 1991. - С. 38-43.
36. Маслова В.А. Лингвистический анализ экспрессивности
художественного текста: [учебное пособие для студентов вузов]. - Москва: Высшая школа, 1997. - 156 с.
37. Николенко Л.В. Лексикология и фразеология современного русского языка. - Москва: Академия, 2005. - 144 с.
38. Подгоецкая И.М. Границы индивидуального стиля. // Теория
литературных стилей. - Москва, 1982. - С. 32-39.
39. Попова З.Д. Поэтическая стилистика как предмет исследования // Поэтическая стилистика. - Воронеж, 1982. - С. 3-7.
40. Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции совр еменного русского литературного языка. Опыт современного описания. - Томск, 1981. - 132 с.
41. Телия В.Н. Механизмы экспрессивной окраски языковых единиц // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности : [монография] / В. Н. Телия, Т. А. Графо-ва, А. М. Шахнарович [и др.] ; отв. ред. В. Н. Телия. - Москва: Наука, 1991. - С. 36-66.
42. Телия В.Н. Экспрессивность как проявление субъективного фактора в языке и ее прагматическая ориентация // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности: [монография]; отв. ред. В. Н. Телия. - Москва: Наука, 1991. - С. 8-35.
43. Тюленев С.В. Теория перевода : учеб. Пособие - Москва: Гардарики,
2004. - 336 с.
44. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. - Москва: Высшая школа, 1990. - 415 с.
45. Харченко В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова // Руский язык в школе. - 1976. - №3. - С. 17-20.
46. Шаховский В.И. Значение и эмотивная валентность единиц языка и речи // Вопросы языкознания. - 1984. - №6. - С. 97-103.
47. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. - Москва: Гнозис, 2008. - 416 с.
48. Шаховский В.И. Эмоции в коммуникативной лингвистике - Москва: Языки славянских культур, 2009. - 680 с.
49.экспрессивности: Проблемы экспрессивной стилистики. - Ростов-на- Дону: РГПИ, 1992. - 328 с.
Словари и энциклопедии
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - Москва: Едиториал УРСС, 2004. - 576 с.
2. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля: В 4т. Т.2 /
[Рахманова Л.И., Виноградова А. Г.]. - Москва: Государственное
издательство иностранных и национальных словарей, 1956. - 779 с.
3. Толковый словарь русского языка / [Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.]. - Москва: Азбуковник, 1999. - 945с.
4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - 3-е изд., доп. - Москва: Русский язык, 1984. - 704 с.
Источники
1. Ахматова А.А. Полное собрание поэзии и прозы в одном томе. - Москва: Альфа-книга, 2009-2017. - 1008 с.
2. Маяковский В.В. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. - Москва, 1987. - 768 с.
3. Цветаева М. Избранное. - Москва, 1992. - 368 с.
4. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. - Москва, 1996. - 448 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ