Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Народные подвижные игры как средство физического развития старшего дошкольника

Работа №67354

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость5580 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
531
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 9
1 Теоретическое изучение проблемы физического развития старших
дошкольников посредством народных подвижных игр 15
1.1 Особенности физического развития старших
дошкольников 15
1.2 Характеристика и особенности использования народных
подвижных игр в условиях дошкольной образовательной организации 22
1.3 Особенности использования народных подвижных игр в
физическом развитии старших
дошкольников 27
2 Эмпирическое изучение проблемы физического развития старших
дошкольников посредством народных подвижных игр 31
2.1 Характеристика базы
исследования 31
2.2 Изучение уровня физического развития старших
дошкольников 36
2.3 Анализ хода и результатов работы по физическому развитию
старших дошкольников с использованием народных подвижных игр 45
Заключение 60
Список источников 63
Приложение


Дошкольный период - это именно тот период, когда у ребенка закладываются основы физического развития. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в подвижных играх. Играть для дошкольника - это значит, двигаться, действовать, развиваться.
Анализ показателей физического развития и двигательного режима детей старшего дошкольного возраста в последние годы говорит нам о серьезных изменениях. В исследованиях Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко и В.И. Усакова мы видим, что треть детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень физического развития. Данные исследователи видят причину этого в современном образе жизни [3].
Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова и А.И. Федоров отмечают общую тенденцию в дошкольных учреждениях - это снижение двигательной активности детей, отсюда следует потеря в развитии и здоровье [30].
Проблема развития и совершенствования физического развития дошкольников остается актуальной, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования область «Физическое развитие» имеет
следующую цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физкультурой и гармоничное физическое развитие. Задачи поставлены следующие: развитие физических качеств, овладение основными движениями, совершенствование двигательной активности [41].
В настоящее время в детских садах проводится работа по улучшению двигательной активности дошкольников и решению задач, связанных с образовательной областью: физическое развитие.
Физическое развитие в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на занятиях по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь немаловажна роль игры. [10].
Формирование положительного отношения детей к физической культуре - важная составляющая часть физического развития дошкольников. Для того чтобы занятия по физической культуре были эффективны, дети должны быть замотивированы для участия в них. Народные игры - традиционное средство педагогики, они являются эффективным средством развития положительного отношения к физической культуре.
В игре дети воспитываются и дисциплинируются, благодаря двигательной активности улучшаются их физические показатели, укрепляется здоровье и повышается выносливость. Народные подвижные игры являются хорошим примером для получения высоких результатов в двигательной активности дошкольников.
Анализ литературы показал, что исследованиями
в области изучения подвижных игр и их влияния на формирование двигательных навыков занимались Н.И. Пирогов, Е.Н. Водовозова и П.Ф. Каптерев. Теорию и методику подвижных игр разработал П.Ф. Лейсгафт, он также рассматривал игру как ценнейшее средство развития и воспитания личности [4].
О роли игры как деятельности, несущей весомый вклад в качественные физические показатели ребенка, говорили Е. А. Покровский, П. Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. С. Выгодский, В. В. Гриневский, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, В. Г. Яковлев, Р. И. Жуковская [4].
К.Д. Ушинский говорил, что народные игры доступны детям и их эффективно использовать для физического воспитания.
Проблеме влияния народных подвижных игр на физическое развитие старших дошкольников посвящено достаточно много научных работ, но это не отменяет необходимость новых взглядов на решение этой проблемы. В работах А.В. Кенемана, М.Ф. Литвиновой, Т.Н. Осокиной, И.А. Панкеева и др. мы видим, что использование народных игр в физической культуре имеет положительных результаты [14].
Занятия по физической культуре у старших дошкольников обычно выбираются типовые, без определенных сюжетов игры, соответствующие ФГОС. Считаем, что для дошкольников данного возраста стоит вводить игры с применением историко - фольклорного аспекта. Ведь у детей в этом возрасте, как считает Д.Б. Эльконин, ведущим видом деятельности выступает игра [22].
Анализ литературы позволил выделить следующие противоречия в педагогической науке, относительно предмета нашего исследования:
- между активным использованием методов физического воспитания и народными подвижными играми и отсутствием теоретического обоснования его значимости в педагогической науке;
- между включением народных подвижных игр в содержание образовательного процесса и отсутствием специфических форм,
- между тем, что народные подвижные игры являются средством физического развития и тем, что они в полной мере не используются на практике.
Исходя из выше указанных противоречий, мы пришли к проблеме поиска эффективных средств развития физических качеств и определили тему исследования: «Народные подвижные игры как средство физического развития старших дошкольников».
Объект исследования: физическое развитие детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: физическое развитие старших дошкольников посредством народных подвижных игр.
Цель исследования: выявить условия использования народных
подвижных игр как средства физического развития старшего дошкольника.
Гипотеза исследования: народные подвижные игры возможно
использовать для физического развития старшего дошкольника при условии:
- разработки комплекса народных подвижных игр, направленных на развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости и гибкости) старшего дошкольника;
- включения комплекса игр в образовательный процесс дошкольной организации;
- использование четкой структуры занятия с использованием подвижных игр.
Задачи исследования:
- представить характеристику понятия «физическое развитие»;
- охарактеризовать особенности народных подвижных игр;
- изучить и описать особенности физического развития старших дошкольников;
- подобрать и апробировать комплекс народных подвижных игр, способствующих физическому развитию старших дошкольников.
Методы исследования:
- изучение литературы и других источников по проблеме исследования;
- тестирование;
- количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных;
- педагогический эксперимент;
Теоретическая основа исследования базируется на:
- исследованиях проблем физического развития дошкольников (Е.Н. Вавилова, П.Ф.Лесгафт, Н.А. Ноткина, М.А. Правдова, В.В.Гориневский , Ю.К. Чернышенко и В.И. Усакова, А.И.Быкова, И.А.Метлов, Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова и А.И. Федоров, А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, Т.И.Осокина и Г.П.Юрко);
- работах, посвященных изучению возможностей и особенностей народных подвижных игр (Е. А. Покровский, П. Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. С. Выгодский, В. В. Гриневский, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, В. Г. Яковлев, Р. И. Жуковская, К.Д. Ушинский, Д.А. Колоцца и Г.А. Виноградова).
Научная новизна исследования заключается в анализе ресурсов народных подвижных игр как средства физического развития старшего дошкольника.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в изучении и описании способов включения народных подвижных игр в содержание образовательного процесса в дошкольной организации.
Практическая значимость нашего исследования исходит в том, что подобранный нами комплекс народных подвижных игр, включенный в программу детского объединения физкультурно - оздоровительной направленности «Ручеек», может быть использован воспитателями, педагогами по физической культуре, родителями при организации работы с дошкольниками.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Уемская средняя школа», структурное подразделение «Детский сад п. Уемский», Архангельская область, Приморский район, поселок Уемский.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе нашего исследования мы определили, что физическое развитие - это процесс, который включает развитие и укрепление физического и психического здоровья, а также двигательных способностей. В дошкольном возрасте физическое развитие детей отличается характерными особенностями на каждом возрастном этапе. Описали физические качества и увидели, что формирование физических качеств зависит как от наследственного фактора, так и от систематической и планомерной работы над развитием и совершенствованием организма дошкольника. Для данного возраста характерна высокая потребность в двигательной активности. Дети 5 - 7 лет способны получать удовлетворение в результате победы.
Старшие дошкольники проявляют активный интерес к физкультуре, так как в этом возрасте происходит активизация двигательной деятельности, волевых качеств, ярко выражена инициатива.
Народная подвижная игра ценна для детей в педагогическом отношении, развивает нравственные качества, физически укрепляет, воспитывает характер и волю. Как мы видим, четкой классификации народных подвижных игр нет, но проанализировав предложенные классификации, мы заметили, что игры в основном делятся по характеру проведения, по интенсивности, по сложности проведения.
Подвижные игры прежде всего - это средство физического воспитания детей. Так как они развивают и совершенствуют двигательные навыки ребенка. Происходит активная деятельность многих систем организма, что благотворно влияет на нервное и психическое здоровье старшего дошкольника.
Следует отметить, что участие дошкольников в народных подвижных играх различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. В процессе подвижных игр, формируется способность проявлять выдержку, смелость, умение действовать в коллективе и индивидуально; развивается ловкость, быстрота, меткость, выносливость, смекалка, сообразительность; вырабатывается воля к победе.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, развивали у них интерес к народным подвижным играм, предоставляя им возможность организовывать их на прогулке и в свободной деятельности.
В процессе работы над второй главой нами была охарактеризована база исследования, предложена программа по развитию физических качеств посредством народных подвижных игр. Специфика их заключается в следующем: это активная деятельность, развивающая знания об
окружающем мире, мышление, физические и личностные качества, а также фантазию и воображение.
В процессе нашего исследования мы определили и доказали гипотезу, что одним из эффективных способов решения данной проблемы в детском саду является организация детского объединения физкультурно - оздоровительной направленности по народным подвижным играм. Они создают благоприятные условия для развертывания активной двигательной деятельности.
В народные подвижные игры дети играют в любом коллективе, однако они не носят систематический и целенаправленный характер. Для того, чтобы работа по использованию в детском объединении народных подвижных игр имела перед собой достижимую цель и способствовала развитию физических качеств. Без разработки четкой программы эксперимента, с целью и задачами, мы не смогли бы добиться должного результата.
В третьем параграфе второй главы данной работы представлены результаты эксперимента. Из представленных выше графиков мы можем сделать следующее заключение, что уровень развития физических качеств старших дошкольников имеет положительную динамику. Дети показали хорошие результаты, низкого уровня на конец года нет.
Данную программу работы с детьми по развитию и
совершенствованию физических качеств можно рекомендовать педагогам и инструкторам по физическому развитию.
Таким образом, гипотеза исследования была проверена на теоретическом и эмпирическом уровне.



1. Баршай В.М. Активные игры для детей. Ростов на Дону: Феникс, 2001. - 320 с.
2. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей: Книга для малышей и их родителей. - Ярославль: Гринго, 1996. - 176 с., ил.
3. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей [Текст]: пособие для родителей и воспитателей. - Киев.: «Здоровье», 2012. - 238 с.
4. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: https://urait.ru/book/voprosy-detskoy-psihologii- 437739 (дата обращения: 10.05.2020).- Загл. с экрана.
5. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 176 с.: ил.
6. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Старший возраст. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. - 264 с.
7. Глушкова Г.В. Голубева Л.Г. Прилепина И.А. Физическое воспитание в семье и ДОУ: Методические рекомендации, домашние задания.- М.: Школьная пресса, 2005 - 96 с.
8. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
9. Дворкина Н.И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр. - М.: Просвещение, 2005. -417 с.
10. Детские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение; Владос, 1995. - 224 с.
11. Доронина М.А. Роль подвижных иг в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4. - с 10-14.
12. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - М.: Дошкольное воспитание, 1965. - 137 с.
13. Иванчикова Р.И. Народные игры с детьми // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
14. Кенеман А.В. Физическая подготовка детей / под ред.
В.И.Ильинича.- М.: Издательский дом «Академия», 2000 г. -231 с.
15. Кондакова О. Н., Детские считалки.- М: Детская литература, 1999. - 16 с.
16. Кудрявцев В.А. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание.- 1998. - № 11.
17. Левицкая М. В. Народные подвижные игры. - СПб: Издательство Политехнического университета.- 2008 г.
18. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 368 с.
19. Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. - М., 2008.- 84 с.
20. Методы диагностики физических качеств старшего дошкольного
возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://knowledge.allbest.ru/sport/2c0a65635b2bc69a4d53a88521306c37.html (дата обращения: 28.12.2018). - Загл. с экр.
21. Муравьев В.А. , Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств дошкольного и школьного возраста: Методическое пособие. - М.: Айрис - пресс, 2004. - 112 с.
22. Народная игра как средство воспитания и развития ребенка: сб. народных игр/ авт. - сост. Ю.П.Брюхова. - Архангельск: АО И1П1К РО, 2010. - 62 с.
23. Осокина Т.И. Детские подвижные игры. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.
24. Осокина Т.И. Физическая культура детском саду. - 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986. - 304 с., ил.
25. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010. - 128 с.
26. Подласый П.П. Педагогика. - М.: Владос, 1996.- 432 с.
27. Покровский Е. А. Русские детские игры. - М: Сфера,2010. - 128 с.
28. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29
декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://base.garant.ru/12125274/ (дата обращения: 28.12.2018). - Загл. с экр.
29. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы: под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://priozernyschool.3dn.ru/2015/PROGRAMMA_OT_ROGDENIYA_DO_SH KOLI.pdf (дата обращения: 210.05.2020). - Загл. с экр
30. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозайка - Синтез, 2000. - 256 с.
31. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт - привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно- методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004 - 128 с.
32. Спортивные праздники в детском саду/ авт. - сост. С.Н. Сапего - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. - 94 с.: ил.
33. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозайка- Синтез, 2009.- 64 с.
34. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. -2-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2006 - 210 с.
35. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1979. - 96 с.
36. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 79 с.: ил.
37. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 104 с.
38. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс: [офиц. сайт].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.05.2020). - Загл. с экрана.
39. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования
[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-
gosudarstvennyj -obrazovatelnyj -standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата
обращения: 09.05.2020). - Загл. с экрана.
40. Физическое развитие дошкольников. Часть 1. Охрана и укрепление здоровья/ Под. ред. Н.В. Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2015.-144 с.
41. Физическое развитие дошкольников. Часть 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств/ Под. ред. Н.В. Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2015.-176 с.
42. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подготовительной к школе группы 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.: ил.
43. Фролов В.Г. Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 191 с.: ил.
44. Шангина И.И. Русские дети и их игры. - М.: Издательский дом «Искусство», 2000. - 296 с.
45. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. - М.: Детская литература, 1988.
- 158 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ