ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ РИСОВАНИЯ) 7
1.1. Проблема развития изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов 7
1.2. Задачи и содержание образовательной работы по развитию изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста (на примере рисования) 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий развития изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста (на примере рисования)
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ РИСОВАНИЯ) 30
2.1. Анализ опыта работы педагогов дошкольной организации по развитию изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста (на примере рисования) 30
2.2. Методические рекомендации по реализации педагогических условий развития изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста (на примере рисования) 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Изобразительная деятельность обладает большими потенциальными возможностями в развитии личности дошкольника. В процессе изобразительной творческой деятельности ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя ком-позицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения, и т.п.
Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка- дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности, в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностям мышления ребенка данного возраста: наглядно-действенному и наглядно-образному его характеру. Ребенок, даже маленький, любит узнавать что-то новое. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не только активно и самостоятельно действует, он создает сюжетные и предметные картинки, декоративные композиции, скульптуру.
Проблеме развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста посвящены научные исследования многих авторов (Е.И. Игнатьев, А.А. Медик-Пашаев, В.В. Кузин, Т.С. Комарова, Р.Г. Казакова и др.).
На наш взгляд, в педагогической практике недостаточно внимания уделяется развитию рисования детей младшего дошкольного возраста. Однако, именно в младшем дошкольном возрасте получает свое развитие намеренное изображение. Без помощи взрослого ребенку трудно освоить процесс рисования, его изобразительную и техническую стороны. Данное противоречие и послужило основой для выбора темы выпускной квалификационной работы «Педагогические условия развития изобразительного творчества детей младшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: определение и теоретическое обоснование педагогических условий развития изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста (на примере рисования). Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста (на примере рисования).
Предмет исследования: обоснование педагогических условий развития изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста (на примере рисования).
Гипотеза исследования: успешность развития изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста (на примере рисования) может быть обеспечена реализацией следующих педагогических условий:
- организацией ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
- обучением графическим навыкам на основе подражания;
- взаимодействием с родителями воспитанников.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
1. Выяснить степень изученности проблемы развития изобрази-тельной деятельности детей младшего дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов.
2. Раскрыть задачи и содержание развития изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста (на примере рисования).
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия развития изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста (на примере рисования).
4. Проанализировать опыт работы педагогов дошкольной организации по развитию изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста (на примере рисования).
5. Обобщить методические рекомендации по реализации педагогических условий развития изобразительной деятельности детей младшего до-школьного возраста (на примере рисования).
Методы исследования, использованные при написании выпускной квалификационной работы: теоретический анализ, констатирующий этап педагогического эксперимента, анкетирование педагогов и родителей, беседа, анализ продуктов детской деятельности; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 с. Веселая Лопань Белгородского района Бел-городской области». Поставленные нами задачи исследования были решены в несколько этапов:
Первый этап - (июнь 2016 - сентябрь 2016 г.) определение темы исследования, составление списка литературы по проблеме исследования, проведение теоретического анализа научной и методической литературы, определение научного аппарата исследования, определение комплекса диагностических методик для изучения опыта работы педагогов.
Второй этап - (сентябрь - октябрь 2016 г.) проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента; обработка результатов диагностики.
Третий этап - (ноябрь 2016 - апрель 2017 г.) обобщение и описание методических рекомендаций по реализации педагогических условий обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста.
Третий этап - (апрель 2017 - май 2017 г.) - обобщение материалов и результатов исследования; оформление выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Результаты исследования были освещены на студенческой научно-практической конференции 13 апреля 2017 года.
Выпускная квалификационная работа «Педагогические условия разви-тия изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста (на примере рисования)» была направлена на решение ряда задач:
1. Выяснить степень изученности проблемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов.
2. Раскрыть задачи и содержание обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть методику обучения рисованию детей младшего до-школьного возраста.
4. Проанализировать опыт работы педагогов дошкольной организации по обучению рисованию детей младшего дошкольного возраста.
5. Обобщить методические рекомендации по реализации педагогиче¬ских условий обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста.
Первая глава была посвящена рассмотрению теоретических основ про-блемы исследования. На основе изучения трудов педагогов и психологов мы выяснили общее понятие изобразительной деятельности и ее структурных компонентов, рассмотрели задачи и содержание образовательной работы с младшими дошкольниками по развитию изобразительной деятельности на примере обучения рисованию. Представили теоретическое обоснование пе-дагогических условий развития изобразительной деятельности детей млад-шего дошкольного возраста (на примере рисования). Все это позволило сде-лать вывод о сензитивности младшего дошкольного возраста в развитии изобразительной деятельности и необходимости обеспечения благоприятных условий в образовательной организации и в семье.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе Муници-пального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 26 с.
Веселая Лопань Белгородского района Белгородской области». В исследова-нии приняли участие 20 воспитанников второй младшей группы.
Экспериментальная работы была направлена на решение следующих задач:
- Провести анкетирование педагогов дошкольной организации, ра-ботающих с детьми младшего дошкольного возраста.
- Изучить содержание планов образовательной работы с младшими дошкольниками по развитию изобразительной деятельности в процессе обу-чения рисованию.
- Определить параметры исследования изобразительной деятель-ности детей младшего дошкольного возраста.
- В соответствии с выделенными параметрами подобрать диагно-стические задания.
- Провести исследование изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
- Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Высокий уровень владения навыками и умениями рисования показали 5 детей (25%); средний уровень показали 12 детей (60 %) и низкий уровень показали 3 ребенка (15 %).
Методические рекомендации по реализации педагогических условий развития изобразительной деятельности детей младшего дошкольного воз-раста (на примере рисования) мы составили на основе парциальных про¬грамм Д.Н. Колдиной и Е.А. Янушко.
При составлении методических рекомендаций нами были учтены ре-зультаты проведенной диагностики.
В основу методических рекомендаций нами была положена гипотеза исследования.
1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Пе-дагогика, 1995. - 217 с.
2. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объектив-ном изучении. - СПб.: Просвещение, 1995. - 214 с.
3. Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Организация образовательной деятельно-сти в режимные моменты: современные подходы //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 2. - С.6-16.
4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприя¬тия. - М.: Издательство Московского университета, 1973. - 235 с.
5. Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и органи-зация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие/Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. -
6. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М.: Просве-щение 1972. - 185 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - М.: Изд-во «Союз»,
2006. - 224 с.
8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 237 с.
9. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1989. - №2. -
С.11-14.
10. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельно-сти. - М.: Академия, 1999 - 344 с.
11. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образо-вания. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Из-во "Детство-Пресс", 2014.- 280 с.
12. ДороноваТ.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятель-ности. - СПб., 2002.
13. ДороноваТ.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию...в иг¬ре. - М., 1992.
14. Запорожец А.В. Избранные труды. - М.: Просвещение, 1990. - 237 с.
15. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд.. - М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.
16. Иванушкина В.М. Интеграция содержания художественно¬эстетического образования в ДОУ // Современный детский сад, 2012. - № 1. - С. 60.
17. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учеб. пос. для вузов. - М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2007. - 225 с.
18. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадицион-ные техники, сценарии занятий, планирование/Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю Слепцова, Т.В. Смагина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 89 с.
19. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. Пособие для воспитате¬ля. - М., 1998.
20. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Про-грамма и метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 125 с.
21. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995. - 215 с.
22. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез,
2007.
23. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду; обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
24. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, перераб. и дополненное. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 176 с.
25. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетическо¬го воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество. - М., 2002.
26. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно- образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 160 с.
27. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 128 с.
28. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методики руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просве-щение, 1981. - 256 с.
29. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство». Вторая младшая группа /авт.-сост. Н.А. Давыдова и др. - Волгоград: Учи¬тель, 2014. - 279 г.
30. Копцева Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России. - М.: Альтекс, 2006. - 346 с.
31. Кудина Г.Н. Как развивать художественное восприятие у дошкольни¬ков. - М.: Академия,2006. - 183 с.
32. Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой: учебно-наглядное по-собие. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
33. Лыкова И.А. Диалог с искусством: смысловое общение на языке обра-зов, знаков и символов культуры //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С.90-106.
34. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и раз-вития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007. - 144 с.
35. Масленникова Т.В., Колупаева Н.И. Планирование организованных ви-дов деятельности //Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С.32-42.
36. Маслова С. Г. В мире прекрасного: программа художественно - эстети-ческого воспитания в детском саду. - СПб.: Нестор - История, 2010. - 176 с.
37. Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников? (в соавт.) - М.: Знание, 1988.
38. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы художественного разви¬тия (в соавт.). - М.: МГППУ, 2006. - 216 с.
39. Мороз Н.В. Восприятие искусства как основа формирования художе-ственной культуры личности // http://academicon.ru/publ/psihologic/moroz_n_v.
40. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвое-ния социального опыта. - М.: Владос, 2006. - 135 с.
41. Мухина В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка.: Дис.. ..докт. психол наук. - М., 1972. - 442 с.
42. Немов Р.С. Психологический словарь/ Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
43. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филологических наук, проф. Н.Ю. Шведовой: Москва, издательство «Сов. энциклопедия», 1972 г. - 846 с.
44. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 436 с.
45. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольно¬го возраста. М. , 1996. - 32 с.
46. Практикум по возрастной психологии: /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф. Ры-балко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.: ил.
47. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320с.
48. Ривина Е.К. Взаимосвязь ознакомления дошкольников с окружающим миром и развитие детского изобразительного творчества // Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2011. - № 1.
- С.10-17.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999.
- 720 с.
50. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.
51. Сидоренко В.Н., Микляева Н.В. Дифференциация понятий «изобрази-тельная деятельность» и «изобразительное творчество» в теории и практике детского сада // Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для пе-дагогов и родителей. - 2011 - № 1. - С.6-10.
52. Силивон В.А. Когда ребенок рисует. - Минск, 1990. - 116 с.
53. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду /Под ред. В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Т.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение, 1985. - 255 с.
54. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психоло-гии: Пособие для студ. Высш. И сред. Учеб. Заведений. - М.:. Издательский центр «Академия», 1998. - 304 с.
55. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.//История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Пед. инст-в по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология»/ Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др.; Под ред. С.Ф.Егорова. -2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с. - С.198.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно¬го образования. Режим доступа: http:ZZwww.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart- dok.html. (Дата обращения 12.12.2016 г.)
57. Флерина Е.А. Эстетическое оформление детского сада. Из статьи «Ху-дожественное воспитание дошкольника» // Дошкольное воспитание. - 2013.
- № 2. - С. 25.
58. Флерина Е.А. Основные принципы художественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.
59. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлуги¬ной. - М.: Просвещение, 1974. - 176 с.
60. Художественно-педагогический словарь /Сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. - М.: Академический проект, 2005.
- 480 с.
61. Чубенко Л.В. Развитие профессиональной компетентности педагогов детского сада//Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 11. - С.56-74.
62. Щетинина А.М. Условия освоения ребенком позиции субъекта дея-тельности //Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С.24-32.