ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИОГРАФИЯ 5
ИСТОЧНИКИ 19
ГЛАВА 1. ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ПРЕОБРАЖЕНИИ (ОБОЖЕНИИ)
ЛИЧНОСТИ. СТАРЧЕСТВО 21
ГЛАВА 2. И.В.КИРЕЕВСКИЙ. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
И ЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ 33
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА ЖИЗНЬ И.В.КИРЕЕВСКОГО 52
А) НАЛИЧНОСТЬ 52
Б) НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 64
ГЛАВА 4. ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА ТВОРЧЕСТВО И.В.КИРЕЕВСКОГО 75
А) СОЦИОЛОГИЯ 75
Б) ФИЛОСОФИЯ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
БИБЛИОГРАФИЯ 100
ИСТОЧНИКИ 100
ЛИТЕРАТУРА
Иван Васильевич Киреевский - один из интереснейших представителей русской мысли и общественной деятельности 30-50-х годов 19 века. Жизненный путь Киреевского, его творческие искания и достижения представляют огромный интерес для русского культурного слоя конца 20 века, сталкивающегося порой с теми же вопросами, что интеллигенция середины 19 века.
В своей работе мы попытаемся рассмотреть путь И.В.Киреевского к православию и влияние православия на его жизнь и творчество. До сих пор этот вопрос рассматривался лишь частично и эпизодически. Для самого же Киреевского православие с конца 30-х годов стало определяющей ценностной ориентацией. Поэтому изучение нашей темы необходимо для понимания его жизни и творчества.
Мы рассмотрим изменение системы ценностей и формирование православного мировоззрения, попытаемся выяснить, что изменилось и как.
В своей работе мы постараемся дать самое общее представление об учении православной церкви, как оно раскрывалось в русском старчестве, творения восточных отцов церкви и практических советах старца Макария.
Мы познакомимся с влиянием православия на личность И.В.Киреевского, на его общественные взгляды и деятельность, на его философию.
В результате мы сможем представить себе характер веры И.В.Киреевского и понять роль Православия и Православной церкви в мировоззрении и деятельности И.В.Киреевского. Это поможет нам глубже понять отношения между культурой и религией, интелигенцией и церковью. Иван Васильевич был наиболее близким к православной церкви представителем интеллигенции России 30-50-х годов 19 века. Да и позже мало кто из представителей интеллигенции приближался к православию и Церкви до уровня Киреевского. На его примере мы попытаемся понять, что привлекало интеллигенцию к православию, а по каким вопросам трудно было найти общую точку зрения.
Исследование нашей темы приоткроет интереснейшую страницу истории русской культуры и русской церкви.
В детские годы И.В.Киреевский воспринял от своих родителей и круга их общения (В.А.Жуковский, И.В. Лопухин) интерес к христианству, но не церковно-православному, а скорее масонского толка. Это была религия чувства и пробуждающегося сердца. В то время он считал себя выше обрядового церковного христианства, почти не исполнял обряды православной церкви и ставил философию выше богословия отцов церкви, с которым, с которым, на деле, и не был знаком.
С 1834 года под влиянием жены - Н.П.Арбеневой, познакомившей его с Филаретом Новоспасским, и брата Петра, введшего его в круг славянофилов, И.В.Киреевский приобщается к православной церкви и православному богословию. Главную роль в этом сыграли старцы Филарет Новоспасский и Макарий Оптинский - духовные отцы (как в прямом, так и в переносном смысле) Киреевского. С их помощью Иван Васильевич открыл для себя путь старческого послушания, сумел воссоздать ту форму взаимоотношений между духовником и духовными детьми, которая существовала в древней Византийской церкви и в России вплоть до Петра I. Послушание духовному отцу - старцу - стало определять всю жизнь Ивана Васильевича. Под руководством старцев Киреевский открыл для себя глубину учения православия в церковном богослужении, творениях святых отцов и практических советах своего духовника.
Православие Киреевского не было стыдливым предрассудком, а осознанным миропониманием. Его жизнь стала действительным миропониманием. Его жизнь стала действительным «стяжанием Святого Духа», обожением через св.таинства. богослужение. Молитву, изучение Св. Писания и творений отцов Церкви, добродетель, послушание, пост и покаяние.
Практическая деятельность Киреевского и в дискуссиях в литературных салонах Москвы, и в журналистике, и на посту почетного смотрителя Белевского уездного училища, и в участии в публикации творений отцов церкви и в управлении своим имением полностью соответствуют духу православия.
В то же время в современной русской православной церкви он видел ряд существенных недостатков, связанных с ее зависимостью от государства. Он осуждает насильственное принуждение к причастию, нарушение тайны исповеди, всякое насилие в церкви и инквизиторские меры по отношению к сектантам и раскольникам.
Вероятно, с неодобрением относится он и к практике двойного духовничества (официальный духовник и старец), сложившейся в церкви. Он хотя и подчиняется такому положению, но ни разу не упоминает о своем официальном духовнике, в отличие от старца Макария. Он ориентируется на церковь времен патриарха, не угнетенную государством, ту церковь, где послушание духовнику и монастырское старчество было нормой, а не исключением, ту церковь, где богослужение велось на понятном (тогда славянском) языке и не было принуждения и насильственного причащения. Он стремится делать церковь более жизнеспособной, сделать богослужение более доступным, а для этого обучить народ славянскому языку, он пишет о желательно свободном, не формализованном общении с Богом - о молитве своими словами и на своем (русском) языке, а не только по молитвослову.
Но в творчестве Киреевского все же проявились и не вполне православные мотивы, усвоенные им от своего окружения и не преодоленные с позиций православия. Наиболее остро эти мотивы сказались в социологии Киреевского, воспринявшего распространенную в русском обществе утопию русского народа как истинно православного и церковного. Утопическая социология Киреевского сводится к концепции торжества Церкви в России и православного царства, концепции победы православия сначала в одной стране - России.
Свои философские взгляды Киреевский черпает из творений святых отцов (Исаака Сирина и Максима Исповедника). Это и восприятие догмата о Св.Троице как начало и высшая цель познания, и положение о необходимости изменения разума, для которого необходимо стремление к нравственной высоте и чистой цельной жизни внутри церкви, и поиски цельности в себе самом, в глубине души, и понимание разума лишь как ступени к вере. Но в богословии св.отцов ярче выражены апофатизм богопознания. На высших ступенях ведения, при достижении истинной веры, человек должен познать догмат о Св.троице практически, достичь явления Троицы в своей душе. Но Киреевский не пишет о высших ступенях богопознания. Он пытается только заложить основы верующей православной философии и язык Откровения перевести в философские понятия, следуя за философией откровения Шеллинга.
Киреевский хочет в православной философии охватить не только проблемы личности, но и отношения семейные, общественные и государственные. Согласно отцам церкви, для служения людям необходимо прежде удалиться от мира, чтобы взрастить в своем сердце «любовь не от мира сего». Без такой любви, готовой на крестную муку, общественное служение будет бесполезно и не принесет плода. Можно ли не удаляясь от мира взрастить в себе «любовь не от мира сего». Киреевский считает, что удаление в монастырь совершенно лишне при современном господстве православия в России и проповедует мирской путь удаления от мира (напомним, что под «миром» понимается не общество, природа или окружающий мир, а совокупность страстей, грех, ломающий первозданную цельность человека), то есть борьбу со страстями через св. таинства, богослужение, молитву, изучение Св.Писания и Св.Предания и т.д.
Незавершенность вопроса о немонашеском, мирском пути спасения в русском православии приводила к различным уклонениям в вере и ересям. В русском православии канонизировали в основном монахов, словно не видя мирского (кроме княжеского) пути святости. При доведении такого подхода до абсурда (логического конца) любой мирянин должен сомневаться в возможности спасения и искупления. На наш взгляд, именно это было причиной победы атеизма в России в начале ХХ века. Без философско-богословского обоснования мирской святости православие становится неполным, незаконченным и даже ущербным. И заслуга Киреевского в том, что он одним из первых из первых в русской мысли поставил вопрос о немонашеском, мирском пути борьбы с миром.
Подводя итог творчеству Киреевского, можно утверждать, что определяющим идеалом и высшим авторитетом было для него православие отцов церкви. Киреевский пытался создать русскую православную философию как целостное мировоззрение, опирающееся на библейское Откровение и соответствующую современному уровню развития науки. Неправославные мотивы (о победе православия в России и православном царстве) являются отражением популярных в обществе взглядов (концепция православного характера русского народа и его особого, мессианского, призвания). В своем творчестве Киреевский пытается согласовать православие с этими популярными концепциями, хотя это вряд ли возможно. Но для Киреевского православие было «мерой всех вещей». Для большинства же представителей культурного слоя России XIX в. православие было набором традиционных образов и догм и лишь подкладкой под концепцию мессианского призвания русского народа. Эта сомнительная идея стала определяющей в сознании русского культурного слоя, а православие отошло на второй и третий план. В этом, на наш взгляд, коренятся все социально-политические потрясения конца XIX- начала XX века.
* * *
Изучая природу, общество или личность, человек познает самого себя, свое место в мире, свою сущность. Самопознание можно считать первой целью всякого познания. Самопознание - вот та точка, в которой сходятся наука и искусство, религия и философия. Поэтому мы хотим закончить тем взглядом на личность, который сложился у автора в процессе работы.
Человеческая личность свободна и вольна выбирать себе мировоззрение среди ряда знакомых ей форм. Выбор мировоззренческих установок происходит путем выбора круга общения, выбора авторитетов. Так Киреевский выбрал для себя православный круг общения и высшими авторитетами для него стали Филарет Новоспасский и Макарий Оптинский. По их рекомендациям он приобрел для себя и литературу, определившую его мировоззрение. И Киреевский сделал свободный выбор. Конечно, здесь сказались и влияние его жены и брата Петра, но конечный выбор принадлежал ему самому. Он мог бы ограничить свой круг общения и культурным слоем, который вовсе не обязывал его общаться с духовенством, особенно с черным. Так, например, «столп» славянофильства А.С.Хомяков так и не установил отношений с монашеством, в отличие от Киреевского, не нашел себе старца, которому бы доверял все тайны своей души и беспрекословно повиновался, Каждый сделал свой выбор.
1. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений И.В.Киреевского в 2-х томах. Под ред. А.И.Кошелева. М.,1861.
2. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений И.В.Киреевского в 2-х томах. Под ред. М. О.Гершензона. М.,1911.
3. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.,1979.
4. Киреевский И.В. Избранные статьи. М.,1984.
5. Письма Киреевского.// Русский Архив. 1894. N 10; 1897 N 10; 1906 N12; 1907 N 1,2; 1909 N 5; 1912 N 4.
6. Переписка И.В. и Н.П.Киреевских со старцем Макарием Оптинским.// Четвериков С.Н. Оптина пустынь. Париж, 1988.
7. ЦГАЛИ. Ф.236 - Киреевские.
8. Вяземский П.А. Старая записная книжка (1853-1878).//Вяземский П.А. ПСС. Т.10. СПб.1886.
9. Герцен А.И. Былое и думы. М.,1967.
10. Гиллельсон М. Неизвестные публицистические выступления П.А.Вяземского и И.В.Киреевского.// Русская литература. 1966.N 4.C.13- 133.
11. Кошелев А.И. Записки Кошелева.// Русское общество 40-50-х годов XIX века. Ч.1. М.,1991
12. Макарий ( Иванов ). Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М.,1862.
13. Письмо князя С.С.Урусова к И.В.Киреевскому. // Русский Архив. 1903.N 11.
14. Полевой К.А. Записки К.А.Полевого. СПб.1888.
15. Сборник копий с писем в библиотеке скита Оптиной пустыни // Русский Архив. 1912. N 4.
16. Станкевич А. Т.Н.Грановский. Биографический очерк. М.,1869.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов М.Ф. Проблемы русского нравственного идеала в трудах И.В .Киреевского. Новосибирск, 1990.
2. Астров В. Не нашли пути. Из истории религиозного кризиса. СПб,1914.
3. Афанасьев В. Супруги Киреевские.//Глаголы жизни. Православный журнал. 1992.N 1.
4. Бартенев П.И. И.В.Киреевский // Русский Архив.1894.Ш.
5. Бердяев Н.А. Русская идея//О России и русской философской культуре. М.,1990.
6. Бестужев-Рюмин К.Н. Славянофильское учение и его
судьбы.//Отечественные записки. 1862. N 2-3.
7. Богданов Д.П. Оптина пустынь и паломничество в нее русских писателей.// Исторический вестник. 1910. N 10.
8. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. М.,1991.
9. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев. 1991.
10. Он же. Русская средневековая эстетика XI-XVII веков. М., 1992.
11. Виноградов П.Г. И.В.Киреевский и начало московского славянофильства. // Вопросы философии и психологии. 1892. Кн.11.
12. Гершензон М.О. Исторические записки. М.,1910.
13. Он же. И.В.Киреевский.//Вестник Европы. 1908. N 6.
14. Два периода в литературной деятельности И.В.Киреевского // Отечественные записки. 1856. N 9.
15. Дорн Н. Киреевский. Опыт характеристики учения о личности. Париж, 1938.
16. Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Загорск. 1991.
17. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. М.,1847. или Москвитянин.1845. N 4.
18. Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х томах. Париж, 1989.
19. Иоанн ( Кологривов). Очерки по истории русской святости. Вильнюс, 1990.
20. Иосиф. Гоголь, Киреевский, Достоевский и Леонтьев перед старцами Оптиной пустыни. М.,1897. или Душеполезные чтения. 1898. Ч.1.
21. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М.,1993.
22. История Козельской Введенской Оптиной пустыни. Сост.Е.В. Сергиев посад. 1906.
23. Кинчи А.Ю. И.В.Киреевский. Его личность и деятельность. Воронеж,1915.
24. Князев Г.М. Братья Киреевские (биографический очерк). СПб,1898.
25. Козельская Оптина пустынь.//Исторический вестник. 1899. N 3.
26. Козельская Оптина пустынь и ее значение в истории русского
монашества.//Чтения в обществе любителей духовного
просвещения. 1893.ент-нояб.
27. Колубовский Я.Н. Материалы для истории философии в России: славянофилы ( И.В.Киреевский и А. С.Хомяков)// Вопросы философии и психологии. 1891. Кн.6.
28. Колюпанов. Очерк философской системы славянофилов.// Русское обозрение. 1894. N 28-30.
29. Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль. 1970.
30. Он же. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. Киев,1990.
31. Котельников В. Литератор-философ.// Киреевский И.В. Избранные статьи. М.,1984.
32. Он же. Оптина пустынь и русская литература.// Русская литература. 1989. N 1,3,4.
33. Он же. Философские искания И.В.Киреевского и развитие русского художественного сознания в первой половине XIX века. Автореф. дисс. Л.,1980.
34. Криволапов В.Н. Оптина пустынь: ее герои и тысячелетние традиции.// Прометей.Т.16.1990.
35. Ласкеев П.М. Два проекта православно-христианской философии. // Христианское чтение. 1898. N 1.
36. Он же. Киреевский И.В. //Православная богословская энциклопедия. Т.12. СПб,1911.
37. Лебедев М. Взаимное отношение Церкви и государства по воззрениям славянофилов. Казань. 1907.
38. Леонид (Кавелин). Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Сказание о жизни иеросхимонаха Макария. СПб,1862.
39. Лепахин В. Умное делание (о содержании и границах понятия «исихазм») // Вестник русского христианского движения. N 164. Париж- Нью-Йорк-Москва. 1992.
40. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия в русской церкви.// Мистическое богословие. Киев,1991.
41. Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991.
42. Лушников А.Г. И.В.Киреевский. Очерк жизни и религиозно-философского мировоззрения. Казань,1918.
43. Лясковский В. Братья Киреевские. Жизнь и труды их. СПб. 1899.
44. Максим Исповедник. Четыре сотницы глав о любви.// Добротолюбие. Т.3.М., 1905.
45. Он же. Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семи сот глав. Греческого Добротолюбия.//Добротолюбие. Т.3. М., 1905.
46. Максимович Г. Учение первых славянофилов. Киев,1907.
47. Манн Ю.В. Иван Киреевский.//Вопросы литературы. 1965, N 11.
48. Мейендорф И.Ф. Введение в святоотеческое богословие. Нью- Йорк,1989.
49. Милюков П.Н. Киреевский И.В.//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
50. Минин П. Главные направления древне-церковной мистики // Мистическое богословие. Киев, 1991.
51. О некоторых писателях и старцах схимниках.//Исторический вестник. 1907, N 1.
52. Оптинские старцы. Заря,1990.
53. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М.,1989.
54. Основные черты пастырства в Оптиной пустыни.//Журнал Московской патриархии. 1988, N 6.
55. Павлович Н. Оптина пустынь // Прометей. 1980. N 12.
56. Паисий Величковский. Крины сельные или цветы прекрасные. Одесса. 1910.
57. Он же. Об умной или внутренней молитве.
58. Парамонов Б.М. Славянофильство и кризис русской религиозной философии. Автореф.дисс. Л.,1971.
59. Писарев Д.Н. Русский Дон-Кихот.//Писарев Д.Н. Соч. Т.2.СПб.1897.
60. Плеханов Г.В. Киреевский.//Плеханов Г.В. Соч. Т.23. М.,1926.
61. Позов А. Логос-медитация древней церкви (умное делание). Мюнхен,1964.
62. Пыпин А.Н. Характеристика литературных мнений от 20-х до 50¬х годов. Исторические очерки. СПб.1873.
63. Сидонский Ф. И.В.Киреевский. М.,1856.
64. Смирнов Е. Славянофилы и их учение в отношении к богословской науке. //Странник. 1877.N 2-3.
65. Смирнов С. Древнее духовничество и его происхождение.// Богословский вестник. 1906. Т.2.С.369-382.
66. Он же. Древне-русский духовник (материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины).М.,1913.
67. Смолич И. Жизнь и учение старцев.(Путь к совершенной жизни.) Пер. с нем. Митр. Иоанна (Венланда).//Богословские труды. N 31. М.,1992.
68. Он же. И.В.Киреевский.//Путь. 1932. N 32.
69. Тальберг Н. История Русской Церкви. М.,1994.
70. Терновский Ф.А. Два пути духовного развития.//Труды Киевской духовной академии. 1864. N 4.
71. Флоровский Г. Восточные отцы V-VIII веков. М.,1992.
72. Он же. Пути русского богословия. Париж. 1937.
73. Фризман Л.Г. Иван Киреевский и его журнал «Европеец».//Европеец. Журнал И.В.Киреевского. 1832. М.,1989.
74. Христианство. Энциклопедический словарь. М.,1993.
75. Цимбаев Н.И. Славянофильство. М.,1986.
76. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода. СПб. 1892.
77. Четвериков С.Н. Из истории русского старчества.// Путь. N 3. 1925.
78. Он же. Оптина пустынь. Париж. 1988.
79. Молдавский старец Паисий Величковский. Париж, 1988.
80. Янковский Ю.З. Из истории русской общественно-литературной мысли 40-50-х годов XIX столетия. Киев .1972.
81. Christoff P. An Introduction to Nineteenth-century Russian Slavophilism. A Study in Ideas. Paris.1972.
82. Gleason A. European and Muscovite: Ivan Kireevsky and the Origin of the Slavophilism. Cambridge.1972.
83. Lanz H. The Philosophy of Kireevsky.//Slavonic Review.1925-26.
84. Riazanovski N. Russia and the West in the Teaching of Slavophiles. Harward. 1952.
85. Stojanivic J. The first Slavophiles: Khomyakov and Kireevsky.// Slavonic Review. Vol.VI. 1928.