Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕСПЕРЕВОДНОМУ ЧТЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ

Работа №67318

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
246
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы обучения беспереводному чтению на среднем этапе в школе
1.1. Чтение как вид речевой деятельности 7
1.1.1. Характеристика основных видов чтения 10
1.2. Чтение в рамках ФГОС 14
1.3. Психофизиологические особенности учащихся средней школы
1.4. Особенности обучения беспереводному чтению на среднем этапе...
1.4.1. Способы расширения словарного запаса школьников 21
1.4.2. Преодоление трудностей в обучении беспереводному чтению
на английском языке в средней школе 23
Выводы по ГЛАВЕ I
ГЛАВА II. Реализация системы упражнений в рамках пробного обучения 28
2.1. Содержание и условия опытно-экспериментального
исследования 28
2.2. Определение начального уровня владения английским языком
учащихся на среднем этапе
2.3. Фрагмент урока при апробации комплекса упражнений по
обучению технике беспереводного чтения 36
2.4. Анализ результатов исследования 52
Выводы по ГЛАВЕ II 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 66


Процесс обучения школьников иностранным языкам - это важный элемент в системе преподавания. Методисты и лингвисты уделяют этому процессу особое внимание, потому что он в последнее время приобретает более важное значение. Это связано с тем, что высокое качество языковой подготовки - это одна из важнейших задач обучения и воспитания всесторонне развитой личности.
Обучение иностранному языку в школе представляет собой организованный, контролируемый процесс, в ходе которого в результате взаимодействия педагога и учащегося происходит усвоение и овладение определенными навыками для достижения поставленных целей.
И.В. Рахманов в своих научных трудах пишет, что обучение иностранным языкам - это процесс систематической и последовательной передачи учителем знаний и привитие умений и навыков в области иностранных языков, процесс активного и осмысленного освоения их учащимися, процесс формирования и закрепления у детей тех качеств, которые мы желаем у них воспитать. Данное определение в очередной раз доказывает, что процесс обучения - это двусторонняя работа, включающая в себя деятельность и учителя, и ученика. Урок иностранного языка в современной школе носит систематический характер. Без сомнения, каждый учитель стремится провести его так, чтобы в урок были включены все виды речевой деятельности.
Чтение занимает одно из главных мест в обучении английскому языку. Оно относится к рецептивным видам речевой деятельности и связано с восприятием и пониманием информации, представленной графическими знаками.
Овладение беспереводным чтением на иностранных языках в наши дни стало базисным компонентом в подготовке учащихся. В последние годы возрастает интерес преподавателей, методистов и психологов к проблемам и особенностям овладения беспереводным чтением на иностранном языке. Лингвисты уделяют особое внимание разработке рациональной методики обучения этому виду речевой деятельности.
Все вышесказанное обусловливает актуальность исследования. Данная работа посвящена исследованию особенностей обучения беспереводному чтению на среднем этапе в школе. Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью данной проблемы в научном мире и возросшим уровнем требований, предъявляемых школьной программой к современному учителю и к практическому владению иностранным языком, совершенствование методики преподавания которого, без эффективного обучения беспереводному чтению невозможно. Педагог должен в совершенстве владеть различными методиками обучения всем видам речевой деятельности, должен иметь теоретическую и практическую подготовку для работы в школе. Представление учителем процессов, которые лежат в основе функционирования и формирования современной концепции обучения иностранным языкам будет способствовать выбору наиболее результативного пути к достижению искомых результатов обучения.
В данной работе представлен один из видов речевой деятельности, а именно, обучение беспереводному чтению на среднем этапе обучения. Чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности, так и способ развития языковых навыков и умений, которые способствуют формированию коммуникации на иностранном языке. Другими словами, в обучении иностранному языку чтение является одним из важнейших средств получения информации, с одной стороны, и средство освоения знаний о языковых явлениях изучаемого языка, с другой.
Объектом исследования является обучение беспереводному чтению на среднем этапе в школе.
Предметом исследования выступают эффективные методические приемы при обучении беспереводному чтению.
Цель исследования - проанализировать особенности обучения беспереводному чтению на среднем этапе в школе и смоделировать систему упражнений, направленную на расширение словарного запаса школьников.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Теоретически обосновать сущность таких понятий как беспереводное чтение, виды речевой деятельности.
3. Выявить особенности обучения беспереводному чтению на среднем этапе и дать характеристику основным видам чтения.
4. Разработать систему упражнений, направленную на расширение словарного запаса школьников.
5. Провести опытно-экспериментальное исследование способов обучения беспереводному чтению в средней школе.
6. Проанализировать полученные результаты.
Основные методы исследования, послужившие достижению цели работы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; сопоставительный анализ концепций по проблеме исследования; анализ полученных данных с последующим обобщением и описанием полученных выводов; метод научного наблюдения, позволяющий выявить педагогические условия эффективности учебного процесса; тестирование с целью выявления уровня владения английским языком; опытное обучение; метод обработки полученных данных.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных психологов: И.А. Зимней, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева; в области отечественной методики работы ученых: Г.В Роговой, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, И.В. Рахманова, М.К. Колкова; Е.А. Маслыко, П.К. Бабинской; работы зарубежных методистов: H.D. Brown, W.A. Scott, M.D. Vernon.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов по теме исследования для написания курсовых работ по методике, а также применения разработанного комплекса упражнений для расширения словарного запаса школьников на уроках английского языка во время проведения производственной педагогической практики.
Эмпирическая база исследования. Опытной базой настоящего исследования послужил МАОУ «ЦО №1» г. Белгорода.
Апробация работы проводилась при прохождении практики в МАОУ «ЦО №1» г. Белгорода (январь-март 2017, сентябрь-октябрь 2017). В рамках студенческой конференции был сделан доклад по теме «Беспереводное чтение как средство расширения словарного запаса учащихся на среднем этапе», с последующей публикацией в сборнике студенческих статей «Национальные языки и культуры в эпоху глобализации (по материалам научной сессии НИУ «БелГУ» «Студенческая весна - 2018», 12-18 апреля 2018 г.).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей и приложений.
Введение данной работы раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, а также практическую значимость работы.
В первой главе раскрыто содержание и теоретические основы заявленной темы. Приводится характеристика основных видов чтения , психофизиологические особенности учащихся средней школы и особенности обучения беспереводному чтению на среднем этапе.
Во второй главе практически применен разработанный комплекс упражнений, направленный на расширение словарного запаса школьников.
В заключении содержатся основные выводы, сделанные по результатам проведенного опытно-экспериментального исследования, отвечающие задачам нашей работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования была изучена научная литература по теме исследования и проведен анализ особенностей обучения беспереводному чтению на среднем этапе.
Под чтением мы понимаем процесс восприятия и переработки графически зафиксированной буквенной речевой посылки, результатом которого является понимание ее содержания и интегрирование отвечающего этому содержанию смысла. Как вид речевой деятельности чтение обладает следующими характеристиками:
- чтение является рецептивным видом речевой деятельности;
- чтение может быть вслух и про себя.
Рациональное управление процессом обучения изучающему чтению на базе иноязычных аутентичных текстов невозможно без четкой системы контроля, осуществляемого на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах.
Качество формирования навыков и умений изучающего чтения напрямую зависит от текстов, используемых в обучении. Так при отборе текстов, необходимых для эффективного обучения беспереводному чтению на среднем этапе предпочтение отдалось наиболее красочным, познавательным и информативным текстам художественной литературы, способствующих накоплению и уточнению фоновых знаний учащихся.
В опытно-экспериментальном исследовании проведена методическая разработка по обучению беспереводному чтению на среднем этапе в школе. Обучение проходило на основе книги для чтения «Алиса в стране чудес»
(“Alice's Adventures in Wonderland” by Lewis Carrol, retold by Virginia Evans, Jenny Dooley, Olga Podolyako, Julia Vaulina. A reader for Spotlight 6).
Анализ проведенной работы показал, что согласно методике Е.А. Маслыко и П.К. Бабинской необходимо проводить работу над текстом в 3 этапа. Это способствует созданию необходимого уровня мотивации, актуализации личного опыта учащихся, а также используются для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи.
При овладении чтением учащиеся столкнулись с целым рядом психических и лингвистических трудностей, с которыми нам пришлось справиться, используя методы и приемы обучения беспереводному чтению.
При обучении школьников иностранному языку мы учитывали, что чтение занимает в их деятельности не одинаковое место и для разных детей эффективны разные пути обучения. Обучение изучающему чтению на среднем этапе должно быть максимально приближено к действительности, чтобы учащиеся смогли воспользоваться приобретенными в ходе обучения знаниями и умениями.
Таким образом, проанализировав проделанную работу, можно говорить о том, что в ходе исследования мы решили поставленные задачи и добились поставленных целей.
Заявленная тема имеет большие возможности для ее дальнейшей, более конкретной разработки и изучения.



1. Вайсбурд М.Л. К вопросу о самостоятельном чтении учащихся // Иностранные языки в школе. - 2010. - №1. - С. 31-34.
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006. - 186 с.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
5. Клычникова З.И. Особенности обучения чтению на иностранном языке в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 158 с.
6. Колков М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: пособие для учителей, аспирантов и студентов. - СПб.: КАРО, 2008. - 224 с.
7. Кузьменко О.Д., Рогова Г.В. Учебное чтение, его содержание и формы. - М.: Рус. яз., 1991. - 252 с.
8. Леонтьев А.А. Общая методика обучения ин. языкам. - М.: Академия, 1991. - 360 с.
9. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Мн: Вш.шк., 2004. - 522 с.
10. Пассов Е.И. Коммуникативной метод обучения иностранному говорению. - М.: Просвещение, 2004. - 278 с.
11. Пидкасистый П.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. П.И. Пидкасистого. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014 - 624 с.
12. Рахманов И.В., Миролюбова А.А., Цетлин В.С., Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1967. - 158 с.
13. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
14. Филатова В.М. Методика обучения иностранным языкам в основной общеобразовательной школе. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 416 с.
15. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - М.: Высшая школа, 2005. - 185 с.
16. Леонтьев А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2014. - №1. - С. 70-74.
17. Соловова Е.Н. Чтение в составе универсальных учебных действий: позиции ФГОС и традиционной методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2014. - №4. - С. 2-15.
18. Махмурян К.С. Современный урок в условиях реализации ФГОС общего образования // Иностранные языки в школе. - 2014. - №11. - С. 14-20.
19. Газзина Ю.А. Развитие умения чтения на уроках в 6 классах // Английский язык. Все для учителя. - январь 2014. - №1. - С. 32-35.
20. Бородина Н.В. Развитие интеллектуальных способностей учащихся при обучении чтению // Английский язык. Все для учителя. - август 2014. - №8. - С. 8-9.
21. Перминова Г.В. Учет возрастных особенностей учащихся при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2016. - №10. - С. 29-35.
22. Голушкова Н.М. Развитие психических аспектов личности учащихся на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. -
2008. - №2. - С. 2-8.
23. Бим И.Л. Что мешает результативности обучения иностранным языкам? // Иностранные языки в школе. - 2007. - №4. - С. 2-6.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: ййрз://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 12.12.2017).
25. Матковская И.Л. Преодоление трудностей в обучении чтению на английском языке в средней школе. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: ййрз://открытыйурок.рф/статьи/504347 (дата обращения: 22.04.2018).
26. Brown H.D. Teaching by principles: An attractive approach to language pedagogy. - New York.: Pearson Longman, 2015. - 245 p.
27. Scott W.A. Teaching English to children. - New York.: Pearson Longman, 2005. - 158 р.
28. Rodrieguez R.J., White R.N. From role-play to the real world. - MA.: Newbury House Publishers, 2003. - 264 р.
29. Gebhard J.G. Teaching English as a Foreign Language: A Teacher Self-Development and Methodology Guide. - Ann Arbor.: The University of Michigan Press, 1996. - 68 p.
30. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. - New York.: Pearson Longman, 2005. - 146 p.
31. Lee W.Y. Authenticity Revised: Text Authenticity and Learners Authenticity. - ELT Journal, 1995. - P. 323-328.
32. Morrow K. Authentic Texts in English for Specific Purposes. - London.: Modern English Publications, 1977. - 126 p.
33. Sanderson P. Using Newspapers in the Classroom. - Cambridge.: Cambridge University Press, 1999. - 235 p.
34. Allwright D., Bailey K. Focus on the Language Classroom. -
Cambridge.: CUP, 1994. - 136 p.
35. Eyesenck M., Keane M. Cognitive Psychology. - Psychology Press, 2010. - 129 p.
36. Ur P. A course in English Language Teaching. - Cambridge.: CUP, 2012. - 246 p.
37. Wright T. The role of Teachers and Learners. - OUP, 1987. - 141 p.
38. Goodman K.S. The psycholinguistic nature of the reading process. - Detroit.: Wayne State University Press, 1968. - 196 p.
39. Vernon M.D. Reading and its difficulties. - Cambridge.: Cambridge University Press, 2010. - 326 p.
40. Anderson I.H., Dearborn W.F. The psychology of teaching reading. - New York.: Ronald, 1982. - 175 p.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР,
2009. - 448 с.
2. Macmillan English dictionary for advanced learners. - Macmillan, 2007. - 1748p.
3. Cambridge dictionary. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dictionary.cambridge.org(дата обращения: 12.03.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ