Феномен социальных медиа на современном региональном рынке СМИ
|
Введение 3
Глава 1. Социальные медиа как новейшее явление в современной интернет- журналистике 7
1.1. Социальные медиа. Особенности феномена 7
1.2. Предпосылки появления соцмедиа в интернет-пространстве 12
1.3. Феномен UGC и социальные медиа 15
Выводы к Главе I 21
Глава II. Социальные медиа на белгородском региональном медиарынке .. 23
2.1. Основные социальные медиа белгродского региона 23
2.2. Контентные и организационные особенности белгородских
социальных медиа 26
2.3. Проблемы и перспективы развития социальных медиа в белгородском
медийном интернет-пространстве 38
Выводы к Главе II 42
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Список использованных источников 51
Приложения
Глава 1. Социальные медиа как новейшее явление в современной интернет- журналистике 7
1.1. Социальные медиа. Особенности феномена 7
1.2. Предпосылки появления соцмедиа в интернет-пространстве 12
1.3. Феномен UGC и социальные медиа 15
Выводы к Главе I 21
Глава II. Социальные медиа на белгородском региональном медиарынке .. 23
2.1. Основные социальные медиа белгродского региона 23
2.2. Контентные и организационные особенности белгородских
социальных медиа 26
2.3. Проблемы и перспективы развития социальных медиа в белгородском
медийном интернет-пространстве 38
Выводы к Главе II 42
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Список использованных источников 51
Приложения
Социальные медиа сегодня составляют серьезную конкуренцию средствам массовой информации: телеграм-каналы выпускают
эксклюзивную информацию раньше, чем официальные СМИ, блоги в видеохостингах набирают больше просмотров, чем телевизионные программы, колонкам в прессе читатели предпочитают посты своих кумиров в социальных сетях.
Являются ли социальные медиа журналистикой — вопрос дискуссионный. Одни представители журналистского сообщества считают, что соцмедиа не могут считаться СМИ из-за низкого качества контента. Другие соглашаются с тем, что конкуренция СМИ и медиа, действующих на платформе социальных сетей, сегодня достаточно остра, однако не называют её критичной. Есть медиаэксперты, которые полагают, что в ближайшее время из инфосистем Facebook, Twitter, «ВКонтакте» на рынок выйдут новые медиа, которые будут определять медиаландшафт.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в настоящий момент социальные медиа активно развиваются, в том числе и на белгородском медийном пространстве, и составляют конкуренцию местным СМИ. Несмотря на то, что ранее были попытки теоретизации данного феномена, ясного определения нет. Научные исследования социальных медиа на современном региональным рынке СМИ не проводились.
Объектом настоящего исследования являются социальные медиа на современном белгородском медийном рынке СМИ.
Предмет исследования — контентные и организационные особенности, принципы и закономерности функционирования социальных медиа на белгородском региональном медиарынке.
Целью работы является теоретическое и эмпирическое изучение сущности социальных медиа как современного явления на региональном рынке СМИ с позиции их содержательных характеристик и особенностей организации.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие основные исследовательские задачи:
— на основе теоретических работ определить основные характеристики социальных медиа, их особенности и функции;
— изучить предпосылки появления социальных медиа в интернет- пространстве;
— выявить характерные черты соцмедиа на белгородском региональном медиарынке: их контентные и организационные особенности;
— выявить проблемы и определить перспективы развития социальных медиа в региональном интернет-пространстве;
Теоретическую основу исследования составили работы как отечественных, так и зарубежных авторов:
1) чтобы дать определение социальных медиа, их классификацию и функции, мы обратились к трудам Е.Л. Вартановой,П. Гиллина, Р.А. Дукина, Е.П. Прохорова, Л. Сафко, Б. Солиса, Д. Скотт, А.Н. Чумикова, Л.П. Шестёркиной;
2) чтобы выявить предпосылки возникновения и становления социальных медиа в интернет-пространстве, мы изучили работы В. Стаффа, Р. Скобла, А. Платова, Л.А. Катаева, А.Г. Беспаловой, Н.В. Хлебниковой, В. Сергеева;
3) для определения феномена UGC, поколения Web 2.0и ресурсов, основанных на идеологической и технологической базе данной эпохи интернета, мы обратились к трудам Т. О'Рейли, И.В.. Щербаковой, Н. Карра, Д. Брекенриджа, Л.А. Браславец.
Методологическую базу исследования составляют такие методы, как метод теоретического обобщения, описательный метод, методы синтеза и анализа, метод типологического анализа, включённое наблюдение (автор данной работы был постоянным автором сообщества «Белгород — это интересно» с 2014 по 2017 годы), а также социологические методы: интервью и опрос.
Эмпирическим материалом исследования послужили посты из сообществ «ВКонтакте»: «Белгород — это интересно», «Авто Белгород», «Авто Белгород форум», «Чёрное-Белое», «Местоположение ДПС», «Блэтгород»; каналов и чатов в Telegram — «Белгород №1» и МДПС, сообщества в Facebook — «Белгород Сейчас».
Хронологические рамки исследованияохватывают период с 2012 по 2018 год. Мы проанализировали материалы сообщества «Белгород — это интересно», выходившие в феврале-марте 2012 года, с 2014 по 2016, а также с января по май 2018. Сообщения социальных медиа «Авто Белгород», «Авто Белгород форум», «Чёрное-Белое», «Местоположение ДПС» мы проанализировали с 2017 по 2018 годы. Сообщество «Блэтгород» — с апреля по июнь 2018. Посты телеграм-канала «Белгород №1» — с января по июнь 2018, телеграм-чата МДПС с марта по июнь 2018, сообщества «Белгород Сейчас» — с 2017 по 2018.
Новизна нашего исследования заключается в том, что феномен социальных медиа не изучен, несмотря на его активное развитие. Не было ещё работ о рассмотрении данного феномена на современном региональном медиапространстве.
Теоретическая значимость данной работы определяется её вкладом в дальнейшее изучении вопросов, связанных с изучением социальных медиа на современном рынке СМИ.
Апробация результатов. Промежуточные результаты исследования прошли апробацию на научной конференции в рамках «Неделеи науки» факультета журналистики НИУ «БелГУ», где был представлен доклад «Феномен социальных медиа на региональном рынке СМИ» (11-18 апреля 2018 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение,
приложение, список источников и библиографический список
использованной литературы.
Первая глава нашей работы посвящена рассмотрению теоретического аспекта социальных медиа. В первом параграфе мы привели ряд определений данного феномена российских и зарубежных исследователей, выявили характерные черты, функции и классификацию соцмедиа. Во втором параграфе сообщается о предпосылках возникновения данного феномена, о его развитии и становлении. Третий параграф посвящён пользовательскому контенту (User generated content) — главной составляющей социальных медиа. Мы разобрали, как UGC представлен на различных платформах, где создаются соцмедиа: блогах, соцсетях и хостингах.
Во второй главе нашей работы мы проанализировали контент семи социальных медиа, представленных в белгородском медиапространстве. В первом параграфе составили типологию региональных соцмедиа. Во втором — проанализировали контентные и организаторские особенности семи белгородских соцмедиа. В третьем — сопоставили статистику соцмедиа с трафиком региональных СМИ, определили проблемы и перспективы развития соцмедиа в региональном медиапространстве.
эксклюзивную информацию раньше, чем официальные СМИ, блоги в видеохостингах набирают больше просмотров, чем телевизионные программы, колонкам в прессе читатели предпочитают посты своих кумиров в социальных сетях.
Являются ли социальные медиа журналистикой — вопрос дискуссионный. Одни представители журналистского сообщества считают, что соцмедиа не могут считаться СМИ из-за низкого качества контента. Другие соглашаются с тем, что конкуренция СМИ и медиа, действующих на платформе социальных сетей, сегодня достаточно остра, однако не называют её критичной. Есть медиаэксперты, которые полагают, что в ближайшее время из инфосистем Facebook, Twitter, «ВКонтакте» на рынок выйдут новые медиа, которые будут определять медиаландшафт.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в настоящий момент социальные медиа активно развиваются, в том числе и на белгородском медийном пространстве, и составляют конкуренцию местным СМИ. Несмотря на то, что ранее были попытки теоретизации данного феномена, ясного определения нет. Научные исследования социальных медиа на современном региональным рынке СМИ не проводились.
Объектом настоящего исследования являются социальные медиа на современном белгородском медийном рынке СМИ.
Предмет исследования — контентные и организационные особенности, принципы и закономерности функционирования социальных медиа на белгородском региональном медиарынке.
Целью работы является теоретическое и эмпирическое изучение сущности социальных медиа как современного явления на региональном рынке СМИ с позиции их содержательных характеристик и особенностей организации.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие основные исследовательские задачи:
— на основе теоретических работ определить основные характеристики социальных медиа, их особенности и функции;
— изучить предпосылки появления социальных медиа в интернет- пространстве;
— выявить характерные черты соцмедиа на белгородском региональном медиарынке: их контентные и организационные особенности;
— выявить проблемы и определить перспективы развития социальных медиа в региональном интернет-пространстве;
Теоретическую основу исследования составили работы как отечественных, так и зарубежных авторов:
1) чтобы дать определение социальных медиа, их классификацию и функции, мы обратились к трудам Е.Л. Вартановой,П. Гиллина, Р.А. Дукина, Е.П. Прохорова, Л. Сафко, Б. Солиса, Д. Скотт, А.Н. Чумикова, Л.П. Шестёркиной;
2) чтобы выявить предпосылки возникновения и становления социальных медиа в интернет-пространстве, мы изучили работы В. Стаффа, Р. Скобла, А. Платова, Л.А. Катаева, А.Г. Беспаловой, Н.В. Хлебниковой, В. Сергеева;
3) для определения феномена UGC, поколения Web 2.0и ресурсов, основанных на идеологической и технологической базе данной эпохи интернета, мы обратились к трудам Т. О'Рейли, И.В.. Щербаковой, Н. Карра, Д. Брекенриджа, Л.А. Браславец.
Методологическую базу исследования составляют такие методы, как метод теоретического обобщения, описательный метод, методы синтеза и анализа, метод типологического анализа, включённое наблюдение (автор данной работы был постоянным автором сообщества «Белгород — это интересно» с 2014 по 2017 годы), а также социологические методы: интервью и опрос.
Эмпирическим материалом исследования послужили посты из сообществ «ВКонтакте»: «Белгород — это интересно», «Авто Белгород», «Авто Белгород форум», «Чёрное-Белое», «Местоположение ДПС», «Блэтгород»; каналов и чатов в Telegram — «Белгород №1» и МДПС, сообщества в Facebook — «Белгород Сейчас».
Хронологические рамки исследованияохватывают период с 2012 по 2018 год. Мы проанализировали материалы сообщества «Белгород — это интересно», выходившие в феврале-марте 2012 года, с 2014 по 2016, а также с января по май 2018. Сообщения социальных медиа «Авто Белгород», «Авто Белгород форум», «Чёрное-Белое», «Местоположение ДПС» мы проанализировали с 2017 по 2018 годы. Сообщество «Блэтгород» — с апреля по июнь 2018. Посты телеграм-канала «Белгород №1» — с января по июнь 2018, телеграм-чата МДПС с марта по июнь 2018, сообщества «Белгород Сейчас» — с 2017 по 2018.
Новизна нашего исследования заключается в том, что феномен социальных медиа не изучен, несмотря на его активное развитие. Не было ещё работ о рассмотрении данного феномена на современном региональном медиапространстве.
Теоретическая значимость данной работы определяется её вкладом в дальнейшее изучении вопросов, связанных с изучением социальных медиа на современном рынке СМИ.
Апробация результатов. Промежуточные результаты исследования прошли апробацию на научной конференции в рамках «Неделеи науки» факультета журналистики НИУ «БелГУ», где был представлен доклад «Феномен социальных медиа на региональном рынке СМИ» (11-18 апреля 2018 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение,
приложение, список источников и библиографический список
использованной литературы.
Первая глава нашей работы посвящена рассмотрению теоретического аспекта социальных медиа. В первом параграфе мы привели ряд определений данного феномена российских и зарубежных исследователей, выявили характерные черты, функции и классификацию соцмедиа. Во втором параграфе сообщается о предпосылках возникновения данного феномена, о его развитии и становлении. Третий параграф посвящён пользовательскому контенту (User generated content) — главной составляющей социальных медиа. Мы разобрали, как UGC представлен на различных платформах, где создаются соцмедиа: блогах, соцсетях и хостингах.
Во второй главе нашей работы мы проанализировали контент семи социальных медиа, представленных в белгородском медиапространстве. В первом параграфе составили типологию региональных соцмедиа. Во втором — проанализировали контентные и организаторские особенности семи белгородских соцмедиа. В третьем — сопоставили статистику соцмедиа с трафиком региональных СМИ, определили проблемы и перспективы развития соцмедиа в региональном медиапространстве.
В нашей работы мы привели ряд определений зарубежных и отечественных исследователей. Мы считаем, что социальные медиа — это проекты на различных интернет-платформах, основанных на идеологической и технологической базе Web 2.0, где регулярно публикуется систематизированный пользовательский контент в рамках определённой творческой концепции и имеет свою аудиторию, а также устоявшийся авторский состав, редакцию. Главная составляющая соцмедиа — пользовательский контент (UGC).
Социальные медиа, как и СМИ, обладают следующими функциями: коммуникативной, идеологической, культурно-образовательной, рекламно¬справочной и рекреативной. Что же касается непосредственно-организаторской функции, мы считаем именно в ней кроется ключевое различие соцмедиа и СМИ.
Социальные медиа сегодня способны собирать не меньшую аудиторию, чем онлайн-СМИ, в том числе и на региональном уровне.
Следует отметить, что СМИ по-прежнему остаются более надёжным и предсказуемым источником информации, чем социальные медиа. Последним не хватает достоверности, объективности и точности подачи. СМИ продолжают сохранять доверие аудитории, выдавать качественные и достоверные тексты, что не касается «жёлтой прессы». Соцмедиа оказываются быстрее, насыщеннее, они публикуют оперативно доступную им информацию без ограничений. Однако вместе с этим проявляется непрофессионализм авторов: распространение получают истории, не соответствующие действительности, слухи.
Развитие социальных медиа можно разделить на пять этапов: 1) до появления Всемирной паутины — общение в кружках по интересам; 2) появление электронных досок для объявлений, Usenet, Compu Serve и
Prodigy; 3) развитие компьютерных технологий и появление ранних соцмедиа — Classmates, LiveJournal; 4) возникновение соцмедиа на платформе Web 2.0 — Facebook, Twitter, «ВКонтатке»; 5) соцмедиа
поколения Web 3.0 — на основе Web 2.0 создаётся новая технологическая и социокультурная площадка.
Прообразы социальных медиа возникли задолго до становления компьютерной сети — ими считают коммуникацию в клубах по интересам. Например, общество рыболовов или охотников, кружок рукодельниц, клуб любителей преферанса. С течением времени данный феномем значительно изменился.
Исследованные нами сообщества являются наиболее яркими представителями социальных медиа в белгородском медиапространстве. Проекты делают уникальный контент, имеют авторский состав, концепцию, постоянную аудиторию, некоторые из них получают доход с рекламы. Они отвечают на информационные, рекреационные и коммуникативные запросы своих читателей. Три сообщества из семи ведут люди, имеющие журналистские и иные медийные навыки.
Благодаря взаимодействию со своими читателями социальные медиа нередко дают инфоповоды для материалов в СМИ. Схожесть информационной повестки, дублирование контента, этический и правовые аспекты, непрофессионализм — основные проблемы развития региональных социальных медиа.
Региональные СМИ и соцмедиа — конкуренты, поскольку для поддержания редакции необходимы финансовые издержки. Большинство официальных изданий, помимо прочего, продают рекламу, как и социальные медиа. Рекламодателю выгоднее приобрести десять рекламных постов в сообществе, чем один — в официальном СМИ.
Несмотря на трудности, непрофессионализм и прочие проблемы, социальные медиа продолжают свой рост, поскольку восполняют потребности читателей: информационные, рекреативные и коммуникационные. Чтобы не проигрывать в гонке с социальными медиа, средства массовой информации должны качественнее и сознательнее подходить к развитию своих сообществ, каналов и пабликов.
Перспективы исследования заключаются в дальнейшем изучении социальных медиа в общероссийском интернет-пространстве, анализе и сопоставлении российского опыта и зарубежного.
Социальные медиа, как и СМИ, обладают следующими функциями: коммуникативной, идеологической, культурно-образовательной, рекламно¬справочной и рекреативной. Что же касается непосредственно-организаторской функции, мы считаем именно в ней кроется ключевое различие соцмедиа и СМИ.
Социальные медиа сегодня способны собирать не меньшую аудиторию, чем онлайн-СМИ, в том числе и на региональном уровне.
Следует отметить, что СМИ по-прежнему остаются более надёжным и предсказуемым источником информации, чем социальные медиа. Последним не хватает достоверности, объективности и точности подачи. СМИ продолжают сохранять доверие аудитории, выдавать качественные и достоверные тексты, что не касается «жёлтой прессы». Соцмедиа оказываются быстрее, насыщеннее, они публикуют оперативно доступную им информацию без ограничений. Однако вместе с этим проявляется непрофессионализм авторов: распространение получают истории, не соответствующие действительности, слухи.
Развитие социальных медиа можно разделить на пять этапов: 1) до появления Всемирной паутины — общение в кружках по интересам; 2) появление электронных досок для объявлений, Usenet, Compu Serve и
Prodigy; 3) развитие компьютерных технологий и появление ранних соцмедиа — Classmates, LiveJournal; 4) возникновение соцмедиа на платформе Web 2.0 — Facebook, Twitter, «ВКонтатке»; 5) соцмедиа
поколения Web 3.0 — на основе Web 2.0 создаётся новая технологическая и социокультурная площадка.
Прообразы социальных медиа возникли задолго до становления компьютерной сети — ими считают коммуникацию в клубах по интересам. Например, общество рыболовов или охотников, кружок рукодельниц, клуб любителей преферанса. С течением времени данный феномем значительно изменился.
Исследованные нами сообщества являются наиболее яркими представителями социальных медиа в белгородском медиапространстве. Проекты делают уникальный контент, имеют авторский состав, концепцию, постоянную аудиторию, некоторые из них получают доход с рекламы. Они отвечают на информационные, рекреационные и коммуникативные запросы своих читателей. Три сообщества из семи ведут люди, имеющие журналистские и иные медийные навыки.
Благодаря взаимодействию со своими читателями социальные медиа нередко дают инфоповоды для материалов в СМИ. Схожесть информационной повестки, дублирование контента, этический и правовые аспекты, непрофессионализм — основные проблемы развития региональных социальных медиа.
Региональные СМИ и соцмедиа — конкуренты, поскольку для поддержания редакции необходимы финансовые издержки. Большинство официальных изданий, помимо прочего, продают рекламу, как и социальные медиа. Рекламодателю выгоднее приобрести десять рекламных постов в сообществе, чем один — в официальном СМИ.
Несмотря на трудности, непрофессионализм и прочие проблемы, социальные медиа продолжают свой рост, поскольку восполняют потребности читателей: информационные, рекреативные и коммуникационные. Чтобы не проигрывать в гонке с социальными медиа, средства массовой информации должны качественнее и сознательнее подходить к развитию своих сообществ, каналов и пабликов.
Перспективы исследования заключаются в дальнейшем изучении социальных медиа в общероссийском интернет-пространстве, анализе и сопоставлении российского опыта и зарубежного.
Подобные работы
- Трансформация телевизионного контента в условиях развития
социальных медиа (на примере российских телеканалов)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - «Мы-медиа» в современной системе средств массовой информации Китая (на примере «SinaWeibo»)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - PUBLIC RELATIONS КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Социальная повседневность в СМИ: отражение и взаимодействие
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Политический контент в фокусе региональных печатных СМИ (Оренбургский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЫ НА FASHION РЫНКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ PR-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ FASHION-ИНДУСТРИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Протестная активность в социальных сетях: методика оценки вовлеченности граждан
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019



