Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №67293

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
372
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития внимания младших школьников 8
1.1. Понятие внимания и его отражение в современной
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности развития внимания у детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Пути развития внимания младших школьников
в процессе изучения математики 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания младших школьников при выполнении вычислительных операций 32
2.1. Анализ передового педагогического опыта по
использованию вычислительных операций как средства развития внимания младших школьников 32
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы
по развитию внимания младших школьников в ходе выполнения вычислений 43
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложения

В условиях высокой динамики жизни современное развитие внимания младших школьников - одно из основных направлений учебного процесса. Перед педагогами ставится ряд проблем, таких как охрана здоровья учащихся, формирование для них благоприятных условий жизни и учебы. Серьезной проблемой для развития и обучения детей является отсутствие внимания. В школах России насчитывается огромное число учащихся, утративших заинтересованность в учебе. Педагоги отмечают снижение развития познавательных процессов, в числе которых концентрация внимания. Невнимательных детей в школе действительно много. Выражается это в неумении ребенка различить главное и второстепенное в упражнениях, неспособности сосредоточиться на задание, в пропуске своих ошибок на этапе проверки. Все это приводит к необходимости разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся.
Развитие внимания младшего школьника играет огромную роль, так как является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности личности. Оно является неотъемлемой частью в регуляции интеллектуальной активности. Внимание концентрирует сознание человека в определенный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте, явлении, мысли, образе, предмете и т.д.
Внимание школьника в учебно-познавательной работе - это сосредоточенность его сознания на объектах необходимых на этапах познавательной деятельности. Неумение понять преподаваемый материал, приступить и последовательно выполнить задание, выучить текст, изготовить и проиллюстрировать предмет, пропустить ошибку обуславливается недостаточным вниманием, а не плохой памятью или мышлением. Работы отечественных ученых показывают, что внимание - главное условие, отличающее хорошо успевающих учеников от их одноклассников.
Школа устанавливает свои требования к развитию внимания детей. Это заключается в умении школьника работать без отвлечений. Дети, которые только пришли в школу не обладают сформированным вниманием, по этой причине перед учителем встает проблема формирования, развития и совершенствования внимания учащихся. Это важно настолько, насколько важно формирование знаний, умений и навыков на уроках чтения, математики, русского языка. Ведь ребенку со сформированным вниманием значительно легче усвоить учебную программу, аккуратно написать буквы и цифры, четко и грамотно выполнять поставленные перед ним задачи. Это влечет за собой повышение производительности учебной деятельности.
Анализ литературы показал, что уровень исследования психологами и педагогами проблемы развития внимания нельзя считать достаточным, хотя бы по тому, что развитие внимания - это весьма обширная проблема как по своей структуре, так и по содержанию.
Изученными вопросами внимания можно считать его значение и связь с другими психическими процессами. Исследованием этих проблем занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.М. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Б.В. Эльконин, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Н.Ф. Добрынин, А.Г. Маклаков и другие. Именно они расширили теоретическую часть внимания, дали характеристику условиям, которые способствуют и препятствуют нахождению верного решения.
На наш взгляд, одним из эффективных средств развития внимания младших школьников является выполнение вычислительных операций на уроках математики. Поэтому мы определили тему исследования: «Развитие внимания младших школьников при выполнении вычислительных операций».
Исходя из вышеизложенного, нами обозначена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия эффективного использования вычислительных операций как средства развития внимания младших школьников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития внимания младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования: вычислительные операции как средство развития внимания младших школьников.
Гипотеза исследования: вычислительные операции являются достаточно эффективным средством развития внимания младших школьников при соблюдении следующих условий:
• работа по развитию внимания ведется систематически и на разных этапах урока математики;
• вычислительные операции выполняются учащимися в соответствии с программой, на текущем материале при дополнительной его направленности на развитие внимания;
• при организации вычислений используются различные приемы активизации учащихся.
Сформулированные проблема, объект, предмет, цель и гипотеза определяют постановку следующих задач исследования:
• изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой темы;
• изучить педагогический опыт по теме исследования;
• провести экспериментальную работу по проблеме исследования.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• наблюдение за деятельностью учащихся;
• беседа;
• анализ продуктивной деятельности учащихся;
• педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации приемов углубления текущего математического материала и его направленности на развитие внимания младших школьников.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
База исследования: МОУ «Яснозоренская СОШ» Белгородского района Белгородской области. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в форме докладов и обсуждений на заседании проблемной группы «Математическое образование в начальной школе» (2015-2016 уч. год) и в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - апрель 2016г. Кроме того, опубликована статья в материалах Международной научно-практической конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (г. Белгород, 26 ноября 2015 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития внимания младших школьников» нами рассмотрены теоретические проблемы развития внимания младших школьников, выявлено, что внимание не имеет особого содержания в отличие от других познавательных процессов и является неотъемлемой их частью, проявляющейся внутри них; определены возрастные особенности развития внимания у младших школьников; рассмотрены пути развития внимания в процессе изучения математики.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания младших школьников при выполнении вычислительных операций» проводится анализ опыта учителей начальных классов по использованию вычислительных операций как средства развития внимания младших школьников и экспериментальная работа по теме исследования, состоящая из трех этапов: констатирующего (проведение методик на выявление отдельных свойств внимания младших школьников), формирующего (повышение уровня развития внимания младших школьников) и контрольного (представление сравнительного анализа по двум этапам).
В заключении приводятся выводы, подтверждающие гипотезу, дается краткое обобщение по исследуемой проблеме.
Библиографический список включает 56 источников. Выпускная квалификационная работа расположена на 77 листах.
В приложении содержатся конспекты уроков математики по теме исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования по развитию внимания у младших школьников показали, что проблема является актуальной. Внимание в жизни и деятельности учащихся выполняет много разных функций, оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности. У младшего школьника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
В основные задачи по развитию внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Присущие младшим школьникам нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим наиболее актуальным является поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов внимания учащихся младшего школьного возраста.
Проведенная нами исследовательская работа показала, что на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию сущности, структуры изучения внимания у младших школьников, возможно, выявить факторы, обусловливающие его развитие в процессе раннего онтогенеза.
Анализ опыта учителей по развитию внимания при выполнении вычислительных операций на уроках математики в начальной школе показал, что рассматриваемая проблема весьма актуальна, поскольку волнует многих. Однако никаких новых форм организации деятельности учащихся в представленном опыте не описано.
Проведенное экспериментальное исследование показало, что если учитель обеспечивает выбор заданий в соответствии с программой, на текущем материале при дополнительной направленности его на развитие внимания, использует их систематически, на разных этапах урока, применяет различные приемы активизации учащихся, то они способствуют развитию внимания детей и важнейших его свойств. Так, детям легче усваивать преподаваемый материал, они лучше понимают учителя и выполняют упражнения с меньшим количеством ошибок.
Таким образом, нами выполнены все задачи исследования, и заявленная гипотеза получила подтверждение.
Это наше первое экспериментальное исследование, и мы не претендуем на его полноту. Однако считаем, что разработанные нами подходы и дидактические материалы будут полезны учителям-практикам и студентам, обучающимся на направлениях и профилях подготовки «Начальное образование».



1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 115 с.
2. Аргинская И.И. Особенности обучения младших школьников математике / И.И. Аргинская // Первое сентября - 2005. - № 24. - С.12-21.
3. Асратян Э.А. Новые данные о переключении в условно-рефлекторной деятельности / Э.А. Асратян // Журн. высш. нервн. деят. - 2002. - № 3.
- С. 305-312.
4. Байрамукова П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 299 с.
5. Белосвет В.В. Развитие познавательной активности на уроках математики / В.В. Белосвет // Начальная школа. - 2008. - № 6. - С. 35.
6. Белошистая А.В. Знакомство с арифметическими действиями / А.В. Белошистая // Начальная школа - 2003. - № 8. - С. 13.
7. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2007. - 456 с.
8. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. - Московский психолого-социальный институт, 2006. - 632 с.
9. Богатчук И.В. Развитие внимания на уроках математики у младших //
Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: https://infourok.ru/vystuplenie_na_metodic heskom_obyedinenii_uchiteley_nachalnyh_klassov_po_teme razvitie-
395046.htm (дата обращения 23.03.2016).
10. Волкова С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики / С.И. Волкова, Н.Н. Столярова // Начальная школа. - 2002.
- № 7. - С. 53-60.
11. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Л.С. Выготский // Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М.: Просвещение, 2007. - С. 184-219.
12. Гальперин П.Я. Четыре лекции по общей психологии / П.Я. Гальперин.
- М.: Просвещение, 2000. - 112 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Гиппенрейтер,
B. Я. Романова // Хрестоматия по вниманию. - 2001. - № 4. - С. 67-72.
14. Григорьева С.А. Как сконцентрировать внимание учащихся /
C. А. Григорьева // Математика в школе. - 2001. - № 5. - С. 18-20.
15. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. - М.: Академия,2003. - 432 с.
16. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: курс лекции /
Н.Ф. Добрынин,А.М. Бардиан, Н.В. Лаврова. - М.: Просвещение, 2001.
- 296 с.
17. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Н.Ф. Добрынин // Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея,
B. Я. Романова. - М.: Просвещение, 2003. - С. 243-259.
18. Дормашев Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов.
- М.: Тривола, 1995. - 347 с.
19. Зайцев В.В. Математика для младших школьников / В.В. Зайцев. - М.: Владос, 2003. - 72 с.
20. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Н.Б. Истомина. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
21. Крысько В.Г. Этническая психология: учебное пособие / В.Г. Крысько.
- М.: Академия, 2009. - 320 с.
22. Ланге Н.Н. Психологические исследования: Закон перцепций. Теория волевого внимания / Н.Н. Ланге. - М.: Наука, 1997. - 140 с.
23. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника /
C. С. Левитина. - М.: Просвещение, 1994. - 192 с.
24. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - Спб.: Питер, 2008.
- 583 с.
25. Мальцева К.П. Развитие внимания школьника / К.П. Мальцева. - М.: Академия, 2000. - 67 с.
26. Маркова А.А. Развитие внимания и снятие умственного напряжения в процессе обучения младших школьников / А.А. Маркова // Начальная школа. - 2001. - № 2. - С. 89.
27. Марцинковская Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2011 г. - 336 с.
28. Минаева С.С. Математика: 3 класс: Методическое пособие / С.С. Минаева. - М.: Просвещение, 2012. - 112 с.
29. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
30. Моро М.И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / М.И. Моро, А.М. Пышкало. - М.: Педагогика, 2009. - 247 с.
31. Моро М.И. Математика: 3 класс: Рабочая тетрадь для
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. - 2-е изд./ М.И. Моро, С.И. Волкова. - М.: Просвещение, 2013. - 80 с.
32. Моро М.И. Математика: 3 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. - 2-е изд. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2013. - 112 с.
33. Мукина В.М. Психолого-педагогические основы построения урока математики в начальной школе // Начальная школа. - 2010. - № 9. - С. 58-65.
34. Немов Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
35. Николаева С.Н Как приобщить ребенка к математике / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2009. - 63 с.
36. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование, 2006. - 122 с.
37. Осипова С.С. Развитие внимания учащихся через математическое содержание и использование различных форм организации учебно-познавательной деятельности // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/410791/(дата обращения 01.04.2016).
38. Рахманкулова Е.Р. Организация и развитие внимания учащихся на уроках математики // Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: http://nsportal.ru//2012/08/organizatsiya-i-razvitie-vnimaniya-uchashchikhsya-na- urokakh(дата обращения 12.03.2016).
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб: «Питер», 2000.- 712 с.
40. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. - Спб.: Питер, 2001. - 224 с.
41. Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике /
Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. - М.: Изд-во ВАКО, 2013. - 448 с.
42. Ситявина И.А. Современный урок в начальной школе // Начальная школа. - 2006. - № 5. - С. 53-55.
43. Смолеусова Т.В. Этапы, методы и способы решения задачи / Т.В. Смолеусова // Начальная школа. - 2003. - № 12. - С. 62-67.
44. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 672 с.
45. Страхов И.В. Воспитание внимания школьников / И.В. Страхов. - М.: Просвещение, 2000. - 128 с.
46. Сухих А.В. Психология познавательных процессов: учебное пособие / А.В. Сухих. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. - 240 с.
47. Тихомирова Д.А. Математика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения / Д.А. Тихомирова. - М.: Просвещение, 2005. - 94 с.
48. Уильям Дж. Психология / Дж. Уильям. - М.: Академический проект, 2011. - 318 с.
49. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности
школьников: учебное пособие /Л.И. Уманский. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
50. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский.- М.: Прогресс, 1985. - 415 с.
51. Холодова О.А. Занимательная математика: 3 класс: Методическое пособие / О.А. Холодова. - М.: Просвещение, 2015. - 304 с.
52. Чутко Н.Я. Развитие внимания школьника / Н.Я. Чутко - М.: Педагогика, 2002. - 192 с.
53. Шагинов И.А. Развиваем внимание / И.А. Шагинов.-М.: Моймир ГмБх, 2007. - 236 с.
54. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие / З.Л. Шинтарь. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 119 с.
55. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.
56. Юдкина Л.И. Развитие внимания на уроках математики // Социальная
сеть работников образования[Офиц. сайт]. URL:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/03/10/statya-razvitie- vnimaniya-na-urokakh-matematiki(дата обращения 12.03.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ