ИГРОТЕРАПИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
ИГРОТЕРАПИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Сущность, содержание и реабилитационный потенциал 10
игротерапии
1.2. Методы и формы игровой деятельности в социокультурной 21
реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
2. ОПЫТ РАБОТЫ ГБОУ «БЕЛГОРОДСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ 33 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №23» ПО СОЦИКОУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1. Анализ деятельности ГБОУ «Белгородская коррекционная 33
школа-интернат №23» по социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
2.2. Социальный проект по совершенствованию игровой деятельности 45 в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
ИГРОТЕРАПИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Сущность, содержание и реабилитационный потенциал 10
игротерапии
1.2. Методы и формы игровой деятельности в социокультурной 21
реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
2. ОПЫТ РАБОТЫ ГБОУ «БЕЛГОРОДСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ 33 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №23» ПО СОЦИКОУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1. Анализ деятельности ГБОУ «Белгородская коррекционная 33
школа-интернат №23» по социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
2.2. Социальный проект по совершенствованию игровой деятельности 45 в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Актуальность исследования. В современном обществе детство представляет собой важнейший этап жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в социуме. Это касается всех детей, не смотря на состояние их здоровья. В условиях реализации крупномасштабных идеологических, экономических и социально-культурных реформ изменяется и образ жизни, трудовая занятость, ценностные ориентации достаточно крупной в настоящее время и социально уязвимой группы населения - лиц с ограниченными возможностями здоровья. Отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья демонстрирует зрелость, социальный и нравственный уровень общества. В таких условиях актуализируется применение игровой терапии в процессе социокультурной реабилитации, которая даёт детям возможность выразить себя во многих отношениях с гораздо большей искренностью и непосредственностью, чем в том случае, когда им задают какие-то прямые вопросы.
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность - словом, всё то, что составляет богатство человеческой личности.
Таким образом, игровая терапия является особым способом взаимодействия с ребёнком, целью которого является возможность ему самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал. С помощью данной терапии происходит раскрытие ребенка и установление его контакта с окружающим миром. В современном мире, всё большее распространение получает тенденция готовности общества сделать всё возможное, чтобы создать условия для нормальной жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, преодолеть стереотипные представления о детях с особыми потребностями как «вынужденную нагрузку» на социум. Включение детей, имеющих проблемы с физическим здоровьем в социокультурную среду своей страны с целью их духовно-творческого развития, для ощущения себя полноправными членами общества, а не изгоями - задача не только родителей и медицинских работников, но и социальных педагогов, психологов, творческих работников, реабилитационно-педагогических центров и культурно-досуговых учреждений.
Тем не менее, в последние годы выявились острые противоречия между идеологическими декларациями о «равных возможностях для всех» и реальным положением, в частности, детей с ограниченными возможностями здоровья, их фактической дискриминацией в учёбе, быту, культурной жизни, а также с личным мнением о себе и отсутствием возможностей признать свой потенциал. Выше обозначенные проблемы и актуализируют необходимость исследования игровой терапии как способа социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в открытом обществе специфична уже потому, что специалисты, работающие с ними, вынуждены выступать и дефектологами, и социальными педагогами. В связи с этим актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки социально-педагогических аспектов реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовки их к самостоятельной полезной для общества жизни через творческий процесс, а именно - через игровую терапию.
Психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие ребёнка с ограниченными возможностями - это главная цель социально-культурной реабилитации. Специалисты социальной реабилитации ставят перед собой задачи по преодолению трудностей у детей в общении, пребывании в коллективе, неуверенности в себе, заниженной самооценки. Эти задачи достигаются такими мероприятиями, как участие в играх, занятиях в кукольном театре и других мероприятиях, где дети могут выразить себя через различные сказочные образы, соревнования, конкурсы. Эта работа способствует созданию творческой атмосферы, доверия, открытости, защищенности для всех и каждого, пониманию и принятию ценности и уважения каждого члена коллектива, адаптации детей к новой социальной ситуации, утверждения себя как полноценной личности.
В настоящие время процесс социокультурной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания, таких как психология, философия, социология, педагогика, социальная психология и др.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время проблема социокультурной реабилитации детей-инвалидов, ввиду её актуальности, широко разрабатывается. Исследование аспектов реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, представляет собой междисциплинарную проблему. Большую работу в этом направлении ведёт журнал «Дефектология», в частности работы таких авторов, как Карвялис В., Ткачева В. В., Алексеева Л.С., Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. и др.
Вопросы игротерапии как средства социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья достаточно подробно рассмотрены в учебной и научной литературе. Различные аспекты игровой терапии представлены в исследованиях Ариарского М.А., Гудиной Т.В., Денисовой О.А., Дридзе Т.М., Зреловой Т.А. и др.
Особенности социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья исследовались Свердловым А.З., Шамсутдиновой Д.В., Выготским Л.С., Одом С. и др.
Социальная реабилитация представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом
общественных связей и отношений, вследствие нарушения здоровья со стойким нарушением функций организма. Социальная реабилитация включает в себя несколько направлений - медицинское, психолого-педагогическое,
профессиональное и др.
Первоначальные идеи и организационная практика по интеграции процесса медицинской реабилитации инвалидов были разработаны в России ещё в XIX веке хирургом Н.И. Пироговым, затем эти идеи развивались организатором социальной психиатрии П.П. Кащенко, а в общественной мысли В.П. Бехтеревым, В.И. Водовозовым и др.
Процесс развития психолого-педагогической реабилитации изучали известные исследователи А. Адлер, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Розанов, К.Д. Ушинский и др.
Проблема общей реабилитации людей с ограниченными возможностями решается отечественными учёными Е.Д. Агеевым, С.Н. Ваньшиным, Г.П. Диянской, A.M. Кондратовым, А.Е.Шапошниковым, Ф.И. Шоевым. В своих трудах они анализируют психологические и педагогические особенности реабилитационной работы с инвалидами в различных условиях.
В настоящее время проблема профессиональной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности, ввиду её актуальности, широко разрабатывается и отражена в исследованиях Л.Ф. Добровольской, А.А. Дыскина, Л.Ф. Казначеевой, О.И. Карякиной, Т.Н. Карякиной, Е.Н. Львовой, Н.М. Назаровой, Э.И. Танюхиной, Е.И. Холостовой, М.Н. Хусаиновой и др. Работы перечисленных авторов представляют несомненный интерес для настоящего исследования.
Вместе с тем, в свете последних изменений в геополитической, экономической обстановке в нашем государстве, отдельные вопросы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации на сегодняшний день остаются нераскрытыми. В связи с этим актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки социально-педагогических аспектов реабилитации детей-инвалидов, подготовки их к самостоятельной полезной для общества жизни через игровую деятельность.
Недостаточная разработанность в научной литературе проблемы социокультурной реабилитации детей, имеющих ограничения физического здоровья, явилась основным мотивом выбора темы нашего исследования «Игротерапия в системе социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Объектом исследования является социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом исследования - процесс социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой терапии.
Целью исследования является раскрытие сущности и специфики игровой терапии как способа социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и разработка социального проекта по оптимизации социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в современной социокультурной среде. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы игровой терапии, её сущность, содержание и реабилитационный потенциал.
2. Проанализировать формы и методы игровой деятельности в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Изучить опыт работы областного реабилитационного центра по социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Разработать социальный проект по оптимизации социокультурной реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями здоровья в современной социокультурной среде.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи отечественных и зарубежных учёных, разрабатывающих проблемы педагогической антропологии, рассматривающих принципы и закономерности развития личности и творческих способностей детей, имеющих ограничения физического здоровья, таких как Т.В. Гудина, О.А. Денисова, Т.М. Дридзе, Д.В. Шамсутдинова, Л.С. Выготский, М.А. Ариарский и др. В основу исследования был положен личностно-ориентированный подход к людям с ограничениями физического здоровья. Методика исследования включала комплекс различных методов, направленных на реализацию поставленной цели.
Были использованы методы:
- эмпирического уровня: наблюдение, беседа, опрос, анализ творческой деятельности детей-инвалидов с целью выявления уровня творческого развития;
- теоретического уровня: анализ научной литературы по проблеме исследования, документов и методических разработок, опыта работы с детьми- инвалидами в социальных институтах г. Белгорода, статистический метод.
В исследовании применялся также социологический метод - анкетирование.
Базой исследования выступила ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23».
Научная новизна исследования:
1. Раскрыты теоретические основы игровой терапии, её сущность, содержание и реабилитационный потенциал.
2. Проанализированы формы и методы игровой деятельности в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Изучен опыт работы областного реабилитационного центра по социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Разработаны рекомендации по оптимизации социокультурной реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями здоровья в условиях областного реабилитационного центра.
Теоретико-практическая значимость результатов, полученных в ходе исследования потенциала игровой терапии в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что они позволяют расширить имеющуюся теоретическую базу исследований в данной сфере. Полученные результаты позволили выявить ряд проблем в исследуемой области и разработать рекомендации по совершенствованию данного института, которые в дальнейшем могут быть использованы в практической деятельности социокультурных институтов Белгородской области.
Практическая значимость результатов проведенного исследования состоит в апробации предложенного социального проекта по оптимизации социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23». Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательных учреждениях, в практике семейного воспитания детей- инвалидов; в работе центров развития и социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов; в системе дополнительного и профессионального образования в России.
Структура работы включает в себя введение, две главы, содержащих в себе по два параграфа, заключение, список использованных источников и приложения.
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность - словом, всё то, что составляет богатство человеческой личности.
Таким образом, игровая терапия является особым способом взаимодействия с ребёнком, целью которого является возможность ему самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал. С помощью данной терапии происходит раскрытие ребенка и установление его контакта с окружающим миром. В современном мире, всё большее распространение получает тенденция готовности общества сделать всё возможное, чтобы создать условия для нормальной жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, преодолеть стереотипные представления о детях с особыми потребностями как «вынужденную нагрузку» на социум. Включение детей, имеющих проблемы с физическим здоровьем в социокультурную среду своей страны с целью их духовно-творческого развития, для ощущения себя полноправными членами общества, а не изгоями - задача не только родителей и медицинских работников, но и социальных педагогов, психологов, творческих работников, реабилитационно-педагогических центров и культурно-досуговых учреждений.
Тем не менее, в последние годы выявились острые противоречия между идеологическими декларациями о «равных возможностях для всех» и реальным положением, в частности, детей с ограниченными возможностями здоровья, их фактической дискриминацией в учёбе, быту, культурной жизни, а также с личным мнением о себе и отсутствием возможностей признать свой потенциал. Выше обозначенные проблемы и актуализируют необходимость исследования игровой терапии как способа социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в открытом обществе специфична уже потому, что специалисты, работающие с ними, вынуждены выступать и дефектологами, и социальными педагогами. В связи с этим актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки социально-педагогических аспектов реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовки их к самостоятельной полезной для общества жизни через творческий процесс, а именно - через игровую терапию.
Психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие ребёнка с ограниченными возможностями - это главная цель социально-культурной реабилитации. Специалисты социальной реабилитации ставят перед собой задачи по преодолению трудностей у детей в общении, пребывании в коллективе, неуверенности в себе, заниженной самооценки. Эти задачи достигаются такими мероприятиями, как участие в играх, занятиях в кукольном театре и других мероприятиях, где дети могут выразить себя через различные сказочные образы, соревнования, конкурсы. Эта работа способствует созданию творческой атмосферы, доверия, открытости, защищенности для всех и каждого, пониманию и принятию ценности и уважения каждого члена коллектива, адаптации детей к новой социальной ситуации, утверждения себя как полноценной личности.
В настоящие время процесс социокультурной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания, таких как психология, философия, социология, педагогика, социальная психология и др.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время проблема социокультурной реабилитации детей-инвалидов, ввиду её актуальности, широко разрабатывается. Исследование аспектов реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, представляет собой междисциплинарную проблему. Большую работу в этом направлении ведёт журнал «Дефектология», в частности работы таких авторов, как Карвялис В., Ткачева В. В., Алексеева Л.С., Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. и др.
Вопросы игротерапии как средства социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья достаточно подробно рассмотрены в учебной и научной литературе. Различные аспекты игровой терапии представлены в исследованиях Ариарского М.А., Гудиной Т.В., Денисовой О.А., Дридзе Т.М., Зреловой Т.А. и др.
Особенности социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья исследовались Свердловым А.З., Шамсутдиновой Д.В., Выготским Л.С., Одом С. и др.
Социальная реабилитация представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом
общественных связей и отношений, вследствие нарушения здоровья со стойким нарушением функций организма. Социальная реабилитация включает в себя несколько направлений - медицинское, психолого-педагогическое,
профессиональное и др.
Первоначальные идеи и организационная практика по интеграции процесса медицинской реабилитации инвалидов были разработаны в России ещё в XIX веке хирургом Н.И. Пироговым, затем эти идеи развивались организатором социальной психиатрии П.П. Кащенко, а в общественной мысли В.П. Бехтеревым, В.И. Водовозовым и др.
Процесс развития психолого-педагогической реабилитации изучали известные исследователи А. Адлер, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Розанов, К.Д. Ушинский и др.
Проблема общей реабилитации людей с ограниченными возможностями решается отечественными учёными Е.Д. Агеевым, С.Н. Ваньшиным, Г.П. Диянской, A.M. Кондратовым, А.Е.Шапошниковым, Ф.И. Шоевым. В своих трудах они анализируют психологические и педагогические особенности реабилитационной работы с инвалидами в различных условиях.
В настоящее время проблема профессиональной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности, ввиду её актуальности, широко разрабатывается и отражена в исследованиях Л.Ф. Добровольской, А.А. Дыскина, Л.Ф. Казначеевой, О.И. Карякиной, Т.Н. Карякиной, Е.Н. Львовой, Н.М. Назаровой, Э.И. Танюхиной, Е.И. Холостовой, М.Н. Хусаиновой и др. Работы перечисленных авторов представляют несомненный интерес для настоящего исследования.
Вместе с тем, в свете последних изменений в геополитической, экономической обстановке в нашем государстве, отдельные вопросы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации на сегодняшний день остаются нераскрытыми. В связи с этим актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки социально-педагогических аспектов реабилитации детей-инвалидов, подготовки их к самостоятельной полезной для общества жизни через игровую деятельность.
Недостаточная разработанность в научной литературе проблемы социокультурной реабилитации детей, имеющих ограничения физического здоровья, явилась основным мотивом выбора темы нашего исследования «Игротерапия в системе социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Объектом исследования является социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом исследования - процесс социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой терапии.
Целью исследования является раскрытие сущности и специфики игровой терапии как способа социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и разработка социального проекта по оптимизации социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в современной социокультурной среде. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы игровой терапии, её сущность, содержание и реабилитационный потенциал.
2. Проанализировать формы и методы игровой деятельности в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Изучить опыт работы областного реабилитационного центра по социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Разработать социальный проект по оптимизации социокультурной реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями здоровья в современной социокультурной среде.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи отечественных и зарубежных учёных, разрабатывающих проблемы педагогической антропологии, рассматривающих принципы и закономерности развития личности и творческих способностей детей, имеющих ограничения физического здоровья, таких как Т.В. Гудина, О.А. Денисова, Т.М. Дридзе, Д.В. Шамсутдинова, Л.С. Выготский, М.А. Ариарский и др. В основу исследования был положен личностно-ориентированный подход к людям с ограничениями физического здоровья. Методика исследования включала комплекс различных методов, направленных на реализацию поставленной цели.
Были использованы методы:
- эмпирического уровня: наблюдение, беседа, опрос, анализ творческой деятельности детей-инвалидов с целью выявления уровня творческого развития;
- теоретического уровня: анализ научной литературы по проблеме исследования, документов и методических разработок, опыта работы с детьми- инвалидами в социальных институтах г. Белгорода, статистический метод.
В исследовании применялся также социологический метод - анкетирование.
Базой исследования выступила ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23».
Научная новизна исследования:
1. Раскрыты теоретические основы игровой терапии, её сущность, содержание и реабилитационный потенциал.
2. Проанализированы формы и методы игровой деятельности в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Изучен опыт работы областного реабилитационного центра по социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Разработаны рекомендации по оптимизации социокультурной реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями здоровья в условиях областного реабилитационного центра.
Теоретико-практическая значимость результатов, полученных в ходе исследования потенциала игровой терапии в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что они позволяют расширить имеющуюся теоретическую базу исследований в данной сфере. Полученные результаты позволили выявить ряд проблем в исследуемой области и разработать рекомендации по совершенствованию данного института, которые в дальнейшем могут быть использованы в практической деятельности социокультурных институтов Белгородской области.
Практическая значимость результатов проведенного исследования состоит в апробации предложенного социального проекта по оптимизации социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23». Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательных учреждениях, в практике семейного воспитания детей- инвалидов; в работе центров развития и социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов; в системе дополнительного и профессионального образования в России.
Структура работы включает в себя введение, две главы, содержащих в себе по два параграфа, заключение, список использованных источников и приложения.
Таким образом, в качестве заключения, необходимо акцентировать внимание на принципиально важных моментах проведенного исследования. Так, в процессе исследования теоретических сторон мы определили, что игротерапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра способствует созданию тесных отношений между членами группы, снимает напряжение, тревогу, страх перед другими, повышает самооценку, позволяет вам проверять себя в различных ситуациях. Игровая терапия - это взаимодействие взрослого с ребенком на его собственных условиях, когда ему предоставляется возможность свободного выражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. Игровая деятельность помогает нормализовать умственное развитие ребенка, показать его инициативу и творческую деятельность. В игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и стараться действовать правильно. Игра делает их поведение сознательным, превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни.
В процессе исследования форм и методов игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья стало понятно, что с целью изменения отношения каждого ребенка к себе и другим (детям и взрослым), улучшить психическое здоровье (повысить самооценку), социометрический статус, эмоциональную микросреду, исправить способы общения с другими людьми, две формы игры терапия различает функции и роли взрослого наставника (психолога, психотерапевта, педагога, родителя) в игре: направленная (директива) и ненаправленная (ненаправленная). С помощью направленной игровой деятельности, взрослый активно участвует в игре ребенка для актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их игре в направлении социально приемлемых стандартов и норм. В основе игрового процесса направленной игровой терапии лежат методические трюки и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные сюжетные ролевые игры, в которых дети берут на себя множество социальных и фантастических ролей и воссоздают действия и отношения взрослых и детей разного возраста в особой ситуации, созданной самими детьми. Следует также отметить, что в качестве форм игровой деятельности используются такие как драматические игры, агрессивные игры, строительные игры, творческие когнитивные игры, конкурсы и турниры, игры-танцы, игры-театральные постановки, музыкальная импровизация. Тогда как методами игровой деятельности являются приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающие мобильные игры и упражнения, и три эмоциональные составляющие: музыку, слово взрослого наставника и импровизацию самих детей, метод бесконтактной игровой терапии. При выборе форм игровой деятельности следует исходить из конкретных задач по исправлению психического развития, которые могут быть решены с помощью этих средств, а также от того, насколько стабильными являются показатели эффективного воздействия на ребенка с помощью игровой терапии. В качестве показателей эффективности игровой терапии учитывается желание детей поддерживать общение и активность с другими сверстниками и взрослыми в группе и за ее пределами.
Проведя анализ результатов работы школы-интерната, мы определили, что основной целью деятельности ГБОУ «Белгородская коррекционная школа- интернат №23» является подготовка воспитанников к полноценной жизни в обществе, создание атмосферы доверия, открытости, защищенности, понимание и принятие ценности и уважения для всех и для каждого члена коллектива, адаптация детей к новой социальной ситуации, утверждение себя как полноценной личности. В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии школы: более эффективным стал процесс содействия развитию личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного,
эстетического потенциалов; наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся и педагогов жизнедеятельностью в школе (выявлено на основе наблюдений и анкетирования); значительно обогатился теоретический и методический арсенал педколлектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной. Однако не все в содержании и организации образовательного процесса в школе устраивает педагогов, учащихся и родителей. К числу основных проблем и недостатков в учебно-воспитательной работе и жизнедеятельности школьного сообщества следует отнести: недостаточный учет отдельными педагогами индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и внеклассной деятельности; односложные ответы детей, не умеют построить связное высказывание, личное рассуждение,
доказать свою мысль; дети не умеют действовать в естественных жизненных ситуациях из-за нарушения эмоционально-волевой сферы (кривляются,
стесняются); дети с большей лёгкостью и желанием вспоминают, рассказывают, изображают отрицательные поступки и эмоции; им бывает трудно адекватно оценить свои поступки, они более требовательны к другим, чем к себе.
Таким образом, можно отметить, что с целью решения проблем в социокультурной реабилитации детей с ограниченными способностями здоровья предлагается внедрение социального проекта. Социальный проект по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья - это четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной адаптации), причём в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановлении сил и т.д. Каждый этап имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов. Главной целью социокультурной реабилитации посредством игротерапии является психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты отделения социальной реабилитации ставят перед собой задачи по преодолению трудностей у детей в общении, пребывании в коллективе, неуверенности в себе, заниженной самооценки. Эти задачи достигаются такими мероприятиями, как участие в играх, занятиях в кукольном театре и других мероприятиях, где дети могут выразить себя через различные сказочные образы, соревнования, конкурсы. Реализация в полном объеме мероприятий, предусмотренных проектом, позволит решить ряд социально-психологических проблем детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.
В процессе исследования форм и методов игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья стало понятно, что с целью изменения отношения каждого ребенка к себе и другим (детям и взрослым), улучшить психическое здоровье (повысить самооценку), социометрический статус, эмоциональную микросреду, исправить способы общения с другими людьми, две формы игры терапия различает функции и роли взрослого наставника (психолога, психотерапевта, педагога, родителя) в игре: направленная (директива) и ненаправленная (ненаправленная). С помощью направленной игровой деятельности, взрослый активно участвует в игре ребенка для актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их игре в направлении социально приемлемых стандартов и норм. В основе игрового процесса направленной игровой терапии лежат методические трюки и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные сюжетные ролевые игры, в которых дети берут на себя множество социальных и фантастических ролей и воссоздают действия и отношения взрослых и детей разного возраста в особой ситуации, созданной самими детьми. Следует также отметить, что в качестве форм игровой деятельности используются такие как драматические игры, агрессивные игры, строительные игры, творческие когнитивные игры, конкурсы и турниры, игры-танцы, игры-театральные постановки, музыкальная импровизация. Тогда как методами игровой деятельности являются приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающие мобильные игры и упражнения, и три эмоциональные составляющие: музыку, слово взрослого наставника и импровизацию самих детей, метод бесконтактной игровой терапии. При выборе форм игровой деятельности следует исходить из конкретных задач по исправлению психического развития, которые могут быть решены с помощью этих средств, а также от того, насколько стабильными являются показатели эффективного воздействия на ребенка с помощью игровой терапии. В качестве показателей эффективности игровой терапии учитывается желание детей поддерживать общение и активность с другими сверстниками и взрослыми в группе и за ее пределами.
Проведя анализ результатов работы школы-интерната, мы определили, что основной целью деятельности ГБОУ «Белгородская коррекционная школа- интернат №23» является подготовка воспитанников к полноценной жизни в обществе, создание атмосферы доверия, открытости, защищенности, понимание и принятие ценности и уважения для всех и для каждого члена коллектива, адаптация детей к новой социальной ситуации, утверждение себя как полноценной личности. В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии школы: более эффективным стал процесс содействия развитию личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного,
эстетического потенциалов; наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся и педагогов жизнедеятельностью в школе (выявлено на основе наблюдений и анкетирования); значительно обогатился теоретический и методический арсенал педколлектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной. Однако не все в содержании и организации образовательного процесса в школе устраивает педагогов, учащихся и родителей. К числу основных проблем и недостатков в учебно-воспитательной работе и жизнедеятельности школьного сообщества следует отнести: недостаточный учет отдельными педагогами индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и внеклассной деятельности; односложные ответы детей, не умеют построить связное высказывание, личное рассуждение,
доказать свою мысль; дети не умеют действовать в естественных жизненных ситуациях из-за нарушения эмоционально-волевой сферы (кривляются,
стесняются); дети с большей лёгкостью и желанием вспоминают, рассказывают, изображают отрицательные поступки и эмоции; им бывает трудно адекватно оценить свои поступки, они более требовательны к другим, чем к себе.
Таким образом, можно отметить, что с целью решения проблем в социокультурной реабилитации детей с ограниченными способностями здоровья предлагается внедрение социального проекта. Социальный проект по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья - это четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной адаптации), причём в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановлении сил и т.д. Каждый этап имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов. Главной целью социокультурной реабилитации посредством игротерапии является психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты отделения социальной реабилитации ставят перед собой задачи по преодолению трудностей у детей в общении, пребывании в коллективе, неуверенности в себе, заниженной самооценки. Эти задачи достигаются такими мероприятиями, как участие в играх, занятиях в кукольном театре и других мероприятиях, где дети могут выразить себя через различные сказочные образы, соревнования, конкурсы. Реализация в полном объеме мероприятий, предусмотренных проектом, позволит решить ряд социально-психологических проблем детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.
Подобные работы
- Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья в практической социальной работе
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Изучение эмоционально-волевой сферы младших школьников детей с ОВЗ в условиях учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЬИ,
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, НА
МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ
ДЕТСКОГО ДОМА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АБИЛИТАЦИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ДЕТЕЙ: АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Коллективное музицирование как способ педагогической коррекции девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция компьютерной и интернет зависимости у подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018



