ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ И ЗА
РУБЕЖОМ 6
1.1. Социально - экономическое значение дорожного хозяйства РФ... 6
1.2. Классификация автомобильных дорог 11
1.3. Зарубежный опыт привлечения государственных и частных
инвестиций в дорожное хозяйство 22
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ СИСТЕМЫ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА 31
2.1. Организационно-управленческая структура предприятия 31
2.2. Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия
ООО «АвтоСити» 35
2.3. Приоритетные направления социально - экономического развития
дорожного хозяйства города Тюмень 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
В Российской Федерации дорожному хозяйству, в аспекте строительства автомобильных дорог всегда уделялось большое внимание. Этот вопрос наиболее актуален сегодня, в период экономического кризиса и действия антироссийских западных санкций. Техническое состояние и инфраструктура российских автодорог снижает макроэкономические агрегированные показатели, затрудняет экономический рост макроэкономики, пагубно влияет на экологию, безопасность движения.
Территория Российской Федерации находится в климатической зоне, характеризующейся самой низкой среднегодовой температурой воздуха и значительным количеством осадков, в том числе в зимний период.Глубина промерзания грунтов в Европейской части континента уменьшается с востока на запад, достигая на востоке Российской Федерации 2,0 м (только для районов сезонного промерзания грунтов) и снижаясь до 0,3-0,5 м на юго- западе Европы.Низкая температура в зимний период, короткий строительный сезон, большая глубина промерзания грунтов, значительное количество осадков обуславливают при строительстве автомобильных дорог на территории Российской Федерации устройство высоких насыпей, мощных дополнительных морозозащитных слоев в основании дорожной одежды, требуют увеличения энергозатрат, снижают эффективность использования дорожных машин и механизмов, что существенно повышает строительную стоимость автомобильных дорог.
Дорожное хозяйство является главной сферой инвестиций с федерального бюджета в транспортном комплексе.
Социально-экономическое развитие экономики непосредственно связано с состоянием дорожного хозяйства.
Важным фактором определяющим социально-экономическое развитие дорожного хозяйства города, является прежде всего:
- комфортность движения,
- наличие дорожной инфраструктуры,
- состояние автомобильных дорог,
- транспортно-эксплуатационные качества состава покрытий дороги, что в большей степени влияет на скорость передвижения и безопасность.
Современные рыночные экономические отношения в деятельности предприятий дорожного хозяйства проявляются в конкурентноспособности во время подготовки и проведения торгов на проектирование автодороги, поставки сырья и производства материалов, услуг на осуществление строительной деятельности автомобильной дороги. Кроме того, соблюдаются проектные показатели и нормативы в процессе строительства и реконструкции, а также работ и услуг, связанных с качественным обслуживанием автомобильной дороги во время ее эксплуатации.
Вопросами теории социально - экономического развития дорожного хозяйства занимались многие ученые.
На основании вышеизложенной информации, выбранная тема выпускной квалификационной работы «Социально-экономическое развитие дорожного хозяйства города» является наиболее актуальной в настоящее время.
Объект исследования - развитие дорожного хозяйства города в социально-экономическом аспекте.
Предмет - предприятие дорожного хозяйства города ООО «АвтоСити» г. Тюмень.
Задачи:
- исследовать развитие дорожного хозяйства в России и за рубежом;
-проанализировать деятельность - предприятие дорожного хозяйства города ООО «АвтоСити» г. Тюмень;
-разработать приоритетные направления социально- экономического развития дорожного хозяйства города.
В процессе исследования в выпускной квалификационной работе использовались методы системного анализа, математической статистики, применялись методы разработки и принятия решений, а так же использовался метод сравнения и синтеза.
Информационной базой исследования выпускной квалификационной работы стали статистические данные России (Росстат), INTERNET, Администрации г. Тюмень, а так же отчетные данные ООО «АвтоСити».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Основу экономики составляют так называемые базисные отрасли: промышленность, сельское хозяйство, строительство. Их нормальное функционирование в решающей степени зависит от обслуживания инфраструктурой, в которую входят все виды транспорта, связь и материально-техническое снабжение. Услуги, оказываемые инфраструктурой базисным отраслям экономики, относятся к области материального производства, а услуги, оказываемые населению и отраслям непроизводственной сферы, — к непроизводственной деятельности инфраструктуры (перевозка пассажиров, почтовое, телефонное обслуживание населения).
Транспорт является комплексной отраслью экономики, которая включает в себя все виды транспорта (железнодорожный, речной, морской, автомобильный, городской, воздушный, трубопроводный и пр.), а также дорожное хозяйство, погрузочно-разгрузочные и транспортно¬экспедиционные работы и услуги. Дорожное хозяйство включает в себя внегородские автомобильные дороги общего пользования, предприятия и организации по их ремонту и содержанию.
Эти предприятия обеспечивают развитие сетей автомобильных дорог соответствующих областей, краев, автономных республик, технический уровень, благоустройство дорог и несут ответственность за качество их содержания.
Несмотря на организационное разделение дорожного хозяйства и автомобильного транспорта и наличие у них самостоятельных систем управления в технико-экономическом отношении они представляют собой составные части единого целого. Важнейшими показателями работы автомобильного транспорта являются максимально возможная грузоподъемность автомобилей и автопоездов, скорость движения, себестоимость перевозок, производительность труда водителей. Все это зависит от категории дорог, типа покрытия, его прочности, грузоподъемности искусственных сооружений, их габаритных размеров, обеспеченного расстояния видимости и состояния дорог.
Стоимость строительства дорог, их ремонта и содержания определяется объемами перевозок, типом используемых автомобилей.
Необоснованное сокращение средств на развитие дорожного хозяйства оборачивается излишними транспортными издержками и потерями от бездорожья. Вместе с тем строительство капитальных, чрезмерно дорогих автомобильных дорог экономически не всегда эффективно, если объемы перевозок по этим дорогам невелики, а выгода от снижения себестоимости перевозок по дорогам высокой капитальности не окупает затрат, вложенных в дороги. Поэтому существуют некоторые оптимальные пропорции между размерами средств, вкладываемых в развитие автомобильных дорог и в работу автомобильного транспорта. Эти пропорции устанавливаются при планировании развития дорог по критерию минимума суммарных дорожно-транспортных расходов.
Поэтому, наиболее актуально нами рассмотрена тема выпускной квалификационной работы «Социально-экономическое развитие дорожного хозяйства города», на примере города Тюмень.
В 1 главе нами исследованы теоретические аспекты дорожного хозяйства, классификация автомобильных дорог России, зарубежный опыт.
Во 2 главе рассмотрена деятельность ООО «АвтоСити» (посредством предоставленного нормативно-правового документа-Устава) и проведен финансовый анализ данного предприятия, с получением следующих результатов.что выручка от реализации компании по сравнению с базовым периодом значительно увеличилась (с 977 576 тыс. руб. на 31.12.2014 г. до 1 742 005 тыс. руб. на 31.12.201 г.).
За анализируемый период изменение объема продаж составило 764429 тыс. руб. Темп прироста составил 78,2%.
Валовая прибыль на 31.12.2014 г. составляла 423501 тыс. руб. За анализируемый период она возросла на 277160 тыс. руб., что следует рассматривать как положительный момент, и на 31.12.2016 г. составила 700661 тыс. руб.
Прибыль от продаж на 31.12.2014 г. составляла 334 309 тыс. руб. За анализируемый период она так же, как и валовая прибыль, возросла на 201066 тыс. руб., и на 31.12.2016 г. прибыль от продаж составила 535375 тыс. руб., так же, как и валовая прибыль, осталась на прежнем уровне.
Показателем снижения эффективности деятельности предприятия можно назвать более высокий рост себестоимости по отношению к росту выручки. Рост себестоимости, в то время как выручка выросла на (78,2 %) составил 87,94 %).
Таким образом, деятельность предприятия - положительная.
Предложены направления развития дорожного хозяйства г. Тюмени. В заключении сделаны выводы.
Представлен список использованных источников.
В приложении представлены устав ООО «АвтоСити», баланс и сметы по видам работ осуществляемых в дорожном хозяйстве г. Тюмени.
1. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Текст] Части первая, вторая и третья: по состоянию на 1 февр. 2011 г : офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. - М. :Юрайт, 2011. - 480 с. - (Правовая б-ка).
2. Российская Федерация. Государственная Дума. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Текст] Части первая, вторая и третья: по состоянию на 12 февр. 2011 г : офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. - М. :Юрайт, 2011. - 524 с. - (Правовая б-ка).
3. Федеральный закон от 24.07.2012 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» [Текст].
4. Федеральный закон от 06.10.2013 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текст].
5. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 «О
федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002 -2030 годы)» [Текст].
6. Статистический сборник: регионы России социально¬
экономические показатели [Текст]: стат.сб. / Федер. служба гос. статистики - М.: Изд-во Росгосстата, 2015. - 263 с.: табл.
Т. Авербух, А. Б. Экономические механизмы инновационного развития промышленности региона [Текст] / А. Б. Авербух, Е. А. Авербух // Креативная экономика. - 2012. - №11 (71). - С. 33-39.
8. Алехин, Э. В. Управление региональной экономикой [Текст] : учеб.пособие / Э. В. Алехин. - Пенза. : ПГУ, 2011. - 225 с.
9. Андрианов, В.Д. Интеллектуальная модель управления в бизнесе (опыт компании) / В.Д. Андрианов // Проблемы теории и практики управле- ния.-2014.-№3.
10. Ансофф, И. Стратегический менеджмент [Текст] : учеб.пособие /
И. Ансофф. - М. : ЗАО «Бизнеском», 2015. - 342 с.
11. Балацкий, Е. В. Технологии предвидения будущего: от сложного к простому [Электронный ресурс] / Е. В. Балацкий // «Капитал страны. Журнал об инвестиционных возможностях страны». - Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/64/.
12. Бачурин A.A. Анализ производственно-хозяйственной
деятельности автотранспортных организаций: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Александр Афанасьевич Бачурин; Под ред. З.И.Аксеновой. М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 320 с.
13. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб.пособие / Т. Б. Бердникова. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 215 с.
14. Безруков, В.Б. Потенциал экономического развития и научно-технический прогресс, детерминанты развития отраслей / В.Б. Безруков // Экономист. -2015. - №1.
15. Боровик, И. В. Стратегическое управление: от теории к практике [Текст] / И. В. Боровик // Российское предпринимательство. - 2009. - № 9. - С. 44-45.
16. Боташева, Л. С. Комплексная стратегия предприятия. [Текст] / Л. С. Боташева // Аудит и Финансовый анализ. - 2009. - № 6. - С. 6-8.
17. Булатова, Н. Н. Управление промышленными социально-производственными системами [Текст] / Н. Н. Булатова // Российское предпринимательство - 2014. - №20 (218). - С. 31-36.
18. Валдайцев, СВ. Анализ факторов, влияющих на развитие отраслей перерабатывающей промышленности : учебник / СВ. Валдайцев. - М.: Велби: Проспект, 2014.
19. Горемыкин, В. А. Планирование на предприятии: учебник 3-е изд., переработанное и дополненное [Текст] / В. А. Горемыкин. - М. : информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 2016. - 520 с.
20. Горемыкин, В. А. Бизнес - план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес - плана [Текст] / В. А. Горемыкин. - 5-е изд.., перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2015. - 292 с.
21. Евдокимова, A. B., Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации [Текст] : учеб.пособие /
А. В. Евдокимова, И. Н. Пашкина. - М. : Дашков и Ко, 2016. - 325с.
27. Жариков, В.Д. Эффективность производственной системы, факторы развития / В.Д. Жариков, В.В. Жариков // Риск. - 2015. - №1. - С. 23¬31.
28. Жемчугов, А. М. К развитию предприятий промышленности [Текст] / А. М. Жемчугов, М. К. Жемчугов // Российское предпринимательство. - 2010. - № 6. - С. 86-90.
29. Зимовец, А. Е. повышение ресурсного потенциала промышленного предприятия [Текст] / А. Е. Зимовец // Креативная экономика. - 2012. - № 12 (72). - С. 31-36.
30. Кандалинцев, В. Г. Сбалансированное управление предприятием [Текст] : учебник / В. Г. Кандалинцев. - М. : КНОРУС, 2014. - 224 с.
31. Калинина, Л. Е. Государственная политика в сфере экономики региона [Текст] / Л. Е. Калинина // Право и экономика. - 2015. - № 5. - С. 63¬66.
32. Карелина, М. В. Разработка вариантов и выбор предпочтительной стратегии предприятия [Текст] / М. В. Карелина // Омский Государственный Университет. - 2014. - № 2. - С. 23-30.
33. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка [Текст] / В. С. Катькало // Российский журнал менеджмента. - 2014. - № 1. - С. 7-10.
34. Кисилева, Н.В. Инвестиционная деятельность: учеб.пособие [Текст] / Н.В. Киселева, Т.В. Боровикова, Г.В. Захарова и др.; под ред. Г.П. Подшиваленко, Н.В. Киселевой. - М.: КНОРУС, 2016. - 432 с.
35. Кандаурова, Н.В.Учет затрат в дорожном строительстве [Текст] /
:дисс. уч. ст. к.п.н. - М, РГУФК 2014. - С. 4 - 42.
36. Козлов Ю.С. Экологическая безопасность автомобильного
транспорта: Учеб. пособие для студентов автомобильных,
автомобилестроительных, автомобильно-дорожных, автомеханических, автотранспортных, сельскохозяйственных техникумов и колледжей / Козлов Ю.С., Меньшова В.П., Святкин И.А.. - М.: Агар ; Рандеву-АМ, 2016. - 176 с..
37. Коваленко, Е. Г. Региональная экономика и управление [Текст] : учеб.пособие / Е. Г. Коваленко. - СПб. : Питер, 2015. - 288 с.
38. Кузнецова, Л. В. Методы оценки лояльности потребителей [Текст] / Л. В. Кузнецова // Российское предпринимательство. -2012. - №12 (210). - С. 71-76.
39. Кураков Л. П. Стратегические направления развития российской экономики [Текст] / Л. П. Кураков, Л. С. Тарасевич. М.: Вуз и шк., 2016. - 305с.
40. Лихачева, О. Н. Финансовое планирование на предприятии: учебно-практическое пособие [Текст] / О. Н. Лихачева. - М. : ТК Велби, издательство Проспект, 2003. - 264 с.
41. Лукинский B.C. Логистика автомобильного транспорта: концепция, методы, модели [Текст] / В.С.Лукинский, В.И.Бережной, Е.В.Бережная и др. М.: Финансы и статистика, 2015. - 280 с.
42. Наумов, В. Н. Организация предпринимательства [Текст] : учебник / В. Н. Наумов. - СПб. : Питер, 2010. - 384 с.
43. Одегов, Ю. Г. Оценка эффективности работы с персоналом: методологический подход [Текст] : учебник / Ю. Г. Одегов, К. X. Абдурахманов, Л. Р. Котова. - М. : Издательство «Альфа-Пресс», 2016. - 752 с.
44. Парахина, В. Н. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник /
В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. - М. :Кнорус, 2015. - 208 с.
антикризисного управления промышленным предприятием [Текст] / Е. В. Поносова, В. Б. Главацкий // Российское предпринимательство. - 2012. - № 16 (214). - С. 28-33.
46. Питерс, Т. В поисках эффективного управления [Текст] / Т. Питерс. - М. : Прогресс, 2015. - 653 с.
47. Постолит A.B., Власов В.М., Ефименко Д.Б. Информационное
обеспечение автотранспортных систем: Учебное пособие [Текст]
/МАДЩГТУ); Под ред. В.М. Власова. М., 2014. -242 с.
48. Рой, С. Баланс между стратегией и контролем [Текст] : учебник /
С. Рой, К. Петри, Н. Олве. - СПб. : Питер, 2015. - 320 с.
49. Русинова, А. И. Стратегический анализ - основа стратегического менеджмента организации [Текст] / А. И. Русинова // Пермский институт экономики и финансов. - 2015. - № 1. - С. 134.
50. Савчук, В. П. Финансовая диагностика и мониторинг деятельности предприятия [Текст] : учебник / В. П. Савчук. - Киев. : Наука, 2014. -153 с.
51. Троицкая H.A. Единая транспортная система: Учебник для студентов учреждений сред.проф. образования [Текст] / Н.А.Троицкая, А.Б.Чубуков. 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 240 с.
52. Усков Н.С. Об эффективности международных транспортных коридоров [Текст] // Промышленная политика в Российской Федерации. 2005. - № 8.-с. 37-39.
53. Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление [Текст] : учебник / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 416 с.
54. Хруцкий, В. Е. Оценка персонала. Критика теории и практики применения системы сбалансированных показателей [Текст] : учебник / В. Е. Хруцкий, Р. А. Толмачев. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 224 с.
55. Шуйский А. Управление проектами при разработке и реализации федеральных целевых программ развития транспортной системы России [Текст] // Современное управление проектами: Сб. матер. Межд. конгр. М.: Алане, 2016.-С. 691-693.
56. Черняк, В.З. Экономика: таблицы и схемы [Текст]/ В.З. Черняк. - М.: «ВЛАДОС», 2015. - 208 с.
57. Чечевицина, Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности: учебник [Текст]/ Л.Н. Чечевицина, И.Н. Чуев. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2016. - 352 с.
58. Экономика предприятия: Учебник для вузов [Текст]/ под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 718 с.
59. Экономика предприятия: Учебник для вузов [Текст] / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 718 с.