Содержание
Введение 2
1. Понятия "художественный стиль" и "художественный образ" в лингвистическом аспекте
1.1 Художественный стиль в лингвистическом описании 7
1.2 Понятия «образ» и «образность» в лингвистике 11
1.3 Лингвистические средства создания образа в художественном
произведении 16
Выводы по 1 главе 22
2. Лингвостилистические средства создания художественного образа в романе К.Р. Сафона «Тень ветра»
2.1 Идиостиль и творческая философия К. Р. Сафона 24
2.2 Лингвостилистические средства создания образа Барселоны в романе «Тень
ветра» 30
2.3 Композиционный потенциал образа Барселоны в романе «Тень ветра» 41
Выводы по 2 главе 48
Заключение 50
Библиографический список 53
В последнее время интерес лингвистов к вопросам, связанным с лингвостилистическим исследованием художественного текста, значительно возрос. Несмотря на то, что уже проделана огромная работа по трактовке понятия художественный образ, не существует однозначной общелингвистической дефиниции данного языкового явления, а также нет классификации, объединяющей точки зрения литературоведов и лингвистов на данный феномен. В результате такого разрыва не существует и единой методики анализа художественного образа, которая опиралась бы на определенную систему категорий и объединяла оба подхода.
Художественный образ - это система конкретно-чувственных средств, воплощающая в себе художественно освоенную специфику окружающей действительности. Он является эстетической природой искусства в целом. Воспринимать какое-либо явление эстетически значит воспринимать его как целостность, взаимопроникновение единичного, особенного и общего.
Сложность проблемы изучения образности во многом объясняется сложностью и неоднозначностью данного понятия, являющегося предметом изучения различных научных областей. Понятиями «образ», «художественный образ» оперируют в соответствии со своей спецификой философия, психология, эстетика, искусствоведение, литературоведение, лингвостилистика, дидактика и другие науки.
Многие отечественные ученые занимаются изучением образа: Г. О. Винокур (1990) изучал отношение к слову как к образу и символу; А. В. Чичерин и В. В. Кожинов (1964) рассматривали связь образа и художественной речи, М. Б. Храпченко (1982) исследовал образ, как особую модель освоения действительности, М. М. Бахтин (1975) анализировал пространственно - временную форму образов.
представлениями как феноменом сознания и чувственной воплощенностью этих представлений; Е. Б. Борисова (2009) рассматривает понятие образ как фрагмент, обладающий самостоятельной жизнью и содержанием и создаемый автором с помощью творческого использования богатства литературного языка.
Художественная литература по праву считается видом искусства, в котором наиболее полно отражается индивидуальное авторское видение мира. Роман Карлоса Руиса Сафона «Тень ветра» (2001) признан одним из самых популярных произведений современной испанской художественной литературы не только в Испании, но и в мире. Важно отметить, что Барселона в романе представлена не только как место действия: благодаря мастерству автора столица Каталонии становится полноценным героем произведения. Такой уникальный подход способствовал тому, что его произведения не перестают вызывать интерес у читателей и экспертов. Особую значимость работы и уникальный стиль писателя приобретают на фоне известия о его смерти, поскольку его собственный роман длиною в жизнь окончен, герои его произведений осиротели, также как и поклонники его творчества.
Таким образом, можно сказать, что в современной науке продолжает уделяться большое внимание изучению различных лингвостилистических средств создания художественного образа, что подтверждает значимость и широту избранного направления исследовательской работы. Актуальность работы заключается в том, что она выполнена в рамках социолингвистики, когнитивной лингвистики и психолингвистики и посвящена изучению и описанию лингвистических особенностей художественного образа, как одного из центральных компонентов художественного текста. Проводимое исследование позволит в дальнейшем раскрыть механизм построения глубинного смысла произведения, заложенного в него автором.
Объектом исследования выступает художественный образ.
Цель работы заключается в выявлении лингвостилистических средств, используемых в романе К. Р. Сафона "Тень ветра" для создания образа Барселоны для проведения дальнейшей классификации данных образов в соответствии с их композиционным потенциалом.
Реализация данной цели определила постановку и решение следующих исследовательских задач:
- выявить специфику художественного стиля в лингвистическом описании,
- исследовать понятия «образ» и «образность» в лингвистике;
- описать лингвистические средства создания образа в художественном произведении;
- изучить идиостиль и творческую философию К. Р. Сафона;
- выделить и классифицировать лингвостилистические средства создания образа Барселоны в романе «Тень ветра»;
- исследовать композиционный потенциал образа Барселоны в романе «Тень ветра».
Для решения поставленных задач в исследовании используются следующие методы:
- метод лингвистического наблюдения,
- описательный метод,
- метод сравнительно-сопоставительного и контекстуального анализа,
- метод целенаправленной выборки.
Лингвистическим материалом служит роман К. Р. Сафона «Тень ветра» (La Sombra del Viento).
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных исследователей, занимавшихся изучением художественного образа: Г.О. Винокура, А. В. Чечериной, В. В. Кожиновой, М. Б. Храпченко, М. М. Бахтина, А. А. Потебни, В. В. Виноградова, О. С. Ахмановой, Т. В. Матвеевой, Ю. Д. Апресяна.
Научная новизна исследования заключается в том, что в представленной работе впервые подвергнуты анализу и систематизации лингвистические приемы, используемые К. Р. Сафоном для создания образа Барселоны в романе "Тень ветра", в связи с чем введен в научный оборот новый эмпирический материал; выявлены специфические черты образа Барселоны в рассматриваемом романе, а также определен его композиционный и когнитивный потенциал.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе определяются основные лингвостилистические характеристики средств создания образа в художественном произведении, изучена специфика идиостиля К. Р. Сафона. Полученные результаты дополняют общую теорию лингвостилистического анализа текста, а также позволяют проследить связь между между идиостилем К.Р. Сафона и особенностями его романа.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов и эмпирического материала при разработке и составлении лекционных курсов по литературоведению, стилистике, страноведению и лексикологии испанского языка.
Апробация. Результаты исследования были опубликованы в апрельском и майском номерах научного журнала «Молодой ученный» (№16 (306) от 19 апреля 2020 г.; №22 (312) от 29 мая 2020 г.).
Структура работы. Дипломная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, а также раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятия «художественный стиль» и «художественный образ», также рассматриваются различные
Во второй главе рассматриваются специфика идиостиля К. Р. Сафона, лингвостилистические средства создания образа Барселоны в романе "Тень ветра", композиционный потенциал образа Барселоны в данном романе.
В Заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, а также предлагаются перспективы дальнейшей разработки проблематики, связанной с использованием стилистических средств.
Понятие образ является одним из основных при исследовании художественного текста. Хотя лингвисты занимаются изучением данного феномена уже долгое время, исследовательский интерес к образам, способам их создания и их композиционному потенциалу не ослабевает.
Наше исследование посвящено изучению лингвостилистических средств создания образа Барселоны в романе К. Р. Сафона «Тень ветра».
В ходе решения задач теоретической части исследования нами были сделаны следующие выводы.
В проводимом исследовании мы уделили большое внимание изучению понятия художественный стиль. Научную базу для его исследования заложили В. В. Виноградов, М. Н. Кожина, К. А. Долинина, И. Р. Гальперин, О. А. Крылова, Н. Г. Блохина. Под художественным стилем мы понимаем функциональный стиль речи, реализующийся в произведениях художественной литературы и характеризующийся наличием авторской позиции и присутствием художественных образов, формируемых при помощи различных языковых средств с целью создания особой авторской действительности.
В ходе работы мы рассмотрели в первую очередь понятия образ и образность в лингвистике. Понятие образ нами трактуется как некое представление, возникающее в сознании человека и характеризующееся субъективностью и оригинальностью. Понятие образность в нашем исследовании интерпретируется как способность слов ассоциироваться в сознании человека с определенными образами, вызывать зрительные, слуховые и осязательные представления об этих образах.
гиперболе, литоте, оксюмороне, олицетворении и градации). Особое внимание данным средствам было уделено во второй главе нашей работы.
В процессе решения задач, поставленных во второй главе, мы пришли к следующим заключениям.
Проведенное исследование показало, что на создании образов в художественном произведении сильное влияние оказывает идиостиль автора. При этом под идиостилем мы понимаем совокупность ментальных и языковых структур художественного мира писателя.
В ходе работы нами была выделена и изучена специфика идиостиля К. Р. Сафона, а также было определено, как индивидуальное авторское видение мира отражается в исследуемом романе. В частности, мы установили, что основными чертами авторского стиля К. Р. Сафона выступают: эклектика, полифония, стагнация сюжетной линии, архитектурный символизм, кинематографичность, использование различных тропов. Далее мы проследили, как эти черты отражены в романе "Тень ветра": так, наиболее яркой характеристикой авторского стиля выступает архитектурный символизм, поскольку все значимые события в романе показаны не только при помощи сложного сюжета, но и посредством описания атмосферы и обстановки, в которой происходят эти события. Архитектурные строения и пространство нередко играют ключевую роль в повествовании, живут отдельной жизнью, персонифицируются.
Анализ лингвостилистических средств создания образа Барселоны в романе “Тень ветра” позволил нам сделать следующее заключение: используя различные тропы (метафоры, олицетворения, эпитеты, в том числе метафорические), К. Р. Сафон представляет Барселону не просто как место, где разворачиваются события романа, а как одного из главных героев произведения.
женщина (25.93%); Барселона - исторический город (18.52%); Барселона - живой организм (11.11%); Барселона - отражение души главного героя (44.44%). Как видим, наиболее частотным образом выступает образ «Барселона - отражение души главного героя», потому что автор передает чувства и эмоции героя напрямую через Барселону, через ее запахи, описание улиц, погоду. При том наиболее разнообразным образом выступает образ «Барселона-женщина», т.к. Барселона, как настоящая женщина, многолика и изменчива. В ходе работы мы выделили в структуре данного образа 4 компонента: предательница, ведьма, волшебница и жесткая женщина.
Также проведенное исследование позволило определить композиционный потенциал образа Барселоны в романе "Тень ветра". Мы установили, что К. Р. Сафон, говоря о Барселоне, зачастую использует когнитивную метафору для того, чтобы передать внутренний мир и состояние главных героев через окружающую их обстановку и повседневную жизнь.
Таким образом, цель и задачи работы, поставленные во введении, были решены. Проведение дальнейшего исследование видится в сопоставительном изучении различных языковых приемов, используемых К. Р. Сафоном в других романах трилогии, для уточнения деталей индивидуальных черт идиостиля испанского писателя.
1) Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: Наука. 1974. С. 366
2) Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1. С. 37-67.24.
3) Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. С. 16316.
4) Бардакова В.В. Лингвистические средства создания образа в произведении детской литературы // Альманах современной науки и образования. 2008. №8-2. С.8-10
5) Белинский, В.Г. Идея искусства / Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах. Т. II. М., 1948.
6) Борисова Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2009. № 35 (173). С. 20-26.
7) Борисова Е.Б. Средства создания образа персонажа как предмет сопоставительного анализа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. №3. С.93-99
8) Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1971. С.614
9) Виноградов, В.В. Стилистика. Поэтика. М., 2010. С.255
10) Винокур Г.О. Филологические исследования / Г.О.Винокур. М., 1990. С. 452
11) Восканян С.К. Вариативные и инвариантные признаки языковых единиц в создании художественного образа в драматическом произведении // Научные ведомости/Серия Гуманитарные науки. 2017. № 6 (149). Выпуск 17. С.112-118
12) Гальперин И. Р. Речевые стили и стилистические средства языка // Вопросы языкознания. 2004. № 4. С.76-86
13) Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования М., 2004. С.144
14) Голуб И. Б. Стилистическое использование в речи многозначных слов и омонимов / И. Б. Голуб // Стилистика русского языка: учеб.пособие. М.:Рольф; Айрис-пресс. 1997. С.448
15) Гусева Л. А. Художественный стиль: терминологические коллизии и преподавание курса стилистики языка // Ярославский педагогический вестник. 2015. №4. С.100-105
16) Жданович М. А. Лингвистические средства создания образа
персонажа в художественном диалоге: на материале современной
англоязычной прозы и драматургии // дис. . .кан-тафилол. наук / М.А.Жданович. Самара, 2009.С.195
17) Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 2011. С.464
18) Колодкина Е.Н Специфика психолингвистической трактовки параметров конкретности, образности и эмоциональности значения существительных. Калинин, 1986.С.258
19) Котович М.И Языковые средства создания персонажа в художественном произведении // Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов IX Междунар. науч. практ. конф. 2015. С.64-68
20) Крылова, О.А. Основы функциональной стилистики русского языка. М., 2009. С.224
21) Маслова В. А. Лингвокультурология : учеб.пособие / В. А. Маслова. М.: Академия. 2001. С. 208
22) Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов / Т. В. Матвеева. Ростов н/Д : Феникс. 2010. С. 563
23) Матенов Р. Б. Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической и литературоведческой стилистики // Молодой ученый.
2016. №19.С.663-665.
24) Мусат Р.П. Художественный стиль в системе художественной картины мира // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №7. С. 43-46
25) Опарина Е.О. Языковой образ в коммуникации: Сб. науч. Трудов / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. Языкознания М.,
2017. С. 152
26) Пелевина Н. Г., Заря Е.Е. Языковые средства создания образа персонажа // Новейшие достижения и успехи развития гуманитарных наук - сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. № 19. С. 18-20
27) Потебня А.А. Эстетика и поэтика / А. А. Потебня. М., 1976. С. 614
28) Татарова А.В. Языковые средства создания образа персонажа в неоготической литературе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: XXX междунар. студ. науч. - практ. конф. 2016.№ 3(30). С. 87-96
29) Хализев В. Е. Теория литературы М., 2013. С. 432
30) Чернова С. В. Художественный образ: к определению понятия // Вестник Вятского государственного университета. 2014. №7. С.109-115
31) Чернухина И. Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж, 1984. С.112
32) Чижик-Полейко А. И. Стилистика русского языка. Воронеж, 1962. С.115
33) Шеффер Ж. М. Что такое литературный жанр? М.: URSS, 2016. С.192
34) Юрина Е. А. Комплексное исследование образной лексики русского языка / Е. А. Юрина. Томск. 2004. С.218
35) Carlos Ruiz Zafon. Lecturalia. [Электронный ресурс] URL: http://www.lecturalia.eom/autor/2/carlos-ruiz-zafon (дата обращения 15.03.2020)
36) Cerezo L. Dueflas M. Calidad literaria frente a fenomeno editorial: analisis cuantitativo del contenido lexico de dos novelas. Universidad de Murcia., 2009. 1229 p.
37) Garcia G. El prisionero del cielo, Carlos Ruiz Zafon. 2011. MusicZine., 2012. [Электронный ресурс] URL: http://musiczine.es/ (дата обращения 27.03.2020)
38) Reyes X. A. Porque la Guerra Civil Espaflola sigue obsesionando a la literatura gotica: The Conversation., 2018. [Электронный ресурс] URL: https://theconversation.com/(дата обращения 3.04.2020)
39) Simon S. Cities in Translation: Intersections of Language and Memory. Routledge., 2012. 161 p. (дата обращения 7.04.2020)
40) Top frasessobre Barcelona. [Электронный ресурс] URL:
https://www.shbarcelona.es/blog/es/frases-barcelona/(дата обращения
11.05.2020)