Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Работа №67248

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
317
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕНЕВОЙ
ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Общая характеристика и свойства теневой экономики 6
1.2. Субъекты и структура теневой экономики 13
1.3. Методы оценки теневой экономики 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
2.1. Характеристика теневой экономической деятельности РФ 30
2.2. Структурный анализ объемов теневой экономики 36
2.3. Основные проблемы экономической политики России в отношении
теневой экономики 51
ГЛАВА 3. СИСТЕМА МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ МАШСТАБОВ ТЕНЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 59
3.1. Направления государственной экономической политики в сфере
противодействия теневой экономики 59
3.2. Меры совершенствования социально - правового контроля теневой
экономики 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют

Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что теневая экономика, ставшая неотъемлемым структурным элементом российской хозяйственной системы, оказывает на нее свое деструктивное воздействие. Через деловые отношения теневая экономика воздействует и на обыденную жизнь каждого человека, на реализацию его интересов. Нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов, оборот неучтенной наличности, отмывание грязных денег, взятки и злоупотребление служебным положением - все это привело к угрожающему перетеканию денег из легального сектора экономики в теневой. Возник серьезный конфликт между потребностью государства в развитии своего экономического базиса и реальной экономической практикой.
Главной особенностью теневой экономики России является то, что она не отделима от коррупции. Основная часть теневой экономики не противостоит легальной экономике, а существует внутри нее. Нелегальная экономическая деятельность в большинстве случаев проходит не как независимая частная инициатива за пределами действующего закона. Она возникает в недрах хозяйственной деятельности, лежащей в рамках официального правового поля, но живет по своим законам.
Теневой деятельностью занимаются не только предприниматели. В нее вовлечены и наемные работники, причем как физического, так и интеллектуального труда. Значительная часть теневой активности проходит прямо на рабочем месте - люди осуществляют деятельность, не отражаемую в налоговых декларациях. Профессиональное функционирование в рамках теневой экономики приносит им доход, намного превосходящий легальный. По данным МВД РФ с теневой экономикой так или иначе связано в нашей стране до 60 млн. человек.
Степень разработанности темы. Следует отметить, что изучение теневой хозяйственной деятельности как своеобразной составляющей экономической активности долгое время велось и, в значительной мере, и сейчас продолжает вестись в отрыве от изучения проблем обеспечения экономической безопасности.
За рубежом проблемами теневой экономики занимаются уже давно. Однако до сих пор еще не выработано однозначное определение теневой деятельности, что заметно затрудняет анализ этого явления. Среди ведущих специалистов, посвятивших свои исследования данной теме, следует особо отметить: П. Вилиса, Д. Гершуни, Г. Гроссмана, Д. Норта, М. Картера, Э. Де Сото, К. Симиса, Э. Файга, O.E. Уильямсона, К. Харта.
В отечественной науке публикации, посвященные проблемам теневой экономики, появились только в конце 80-х - начале 90-х гг. Взрывной рост теневой активности оказался неожиданным следствием перехода к рыночной системе хозяйствования, потребовавшим осмысления российской специфики теневой деятельности. Многие специалисты: А. Величенков, А. Гуров, С. Глазьев, Т. Долгопятова, , Г. Клейнер, И. Клямкин, В. Куликов, Т. Корягина, Т. Кузнецова, В. Макаров, В. Радаев, Л. Тимофеев, Д. Ушаков, К. Улыбин, А. Фомин, А. Яковлев и ряд других авторов исследовали аспекты нелегального бизнеса, возникшие в отечественной промышленности и торговле.
Проблемам экономической безопасности России и ее регионов посвящены работы А. Прохожева, С. Степашина, А. Ахмедуева, И. Богданова, А. Бушкова, А. Вакурина, Н. Ващекина, Н. Гуськова, В. Дворянкова, А. Жандарова, А. Илларионова, А. Колосова, Е. Кормишкина, Т. Корягиной, А. Нестерова, И. Новичкова и многих других ученых.
Однако, внимание всех этих исследователей было сосредоточено, главным образом, на решении прикладных задач, в первую очередь - на рекомендациях по выработке законодательства, которое помогало бы сузить сферу теневой экономики. Остался не решенным и вопрос об экономических интересах, лежащих в основе теневой экономики, а также вопрос об экономической природе мер ограничения теневой активности, в связи с чем
возможности вовлечения ее в легальную экономику остаются до сих пор неясными.
Высокая актуальность и недостаточная исследованность такой насущной для сегодняшней России проблемы, как возвращение теневой экономики в легальное русло, определила выбор темы данной дипломной работы.
Объект исследования - проблема экономической безопасности Российской Федерации.
Предмет исследования - теневая экономика РФ.
Целью работы является сокращение масштабов теневой экономики РФ за счет совершенствования системы мер социально- правового контроля.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретико-методологические основы теневой экономики
2. Проанализировать состояние теневой экономики в РФ
3. Предложить систему мер социально-правового контроля,
направленную сокращение масштабов теневой экономики РФ.
Теоретической основой исследования являются общие положения стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года; классическая теория экономики; теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых о влиянии теневой экономики на развитие экономики страны в целом.
Методологической основой исследования стали общенаучные методы познания, в том числе системный подход, метод экспертных оценок, экономико-статистические методы.
Дипломная работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теневая экономика рассматривается как негативное явление, которое требует проведения активных и масштабных мер противодействия со стороны государственных органов управления.
Легализация теневых экономических процессов - одна из важнейших проблем современной экономики, от решения которой значительно зависит экономическое развитие и политическая стабильность всего государства.
В ходе работы были изучены теоретико-методологические основы теневой экономики. Теневую экономику следует считать совокупностью разнообразных видов нелегальной, неучтенной, фиктивной деятельности, которая направлена в основном на получение дохода или блага, скрываемого от государственной власти или нескрываемого, однако не учитываемого органами официальной статистики, при этом охватывающей все стадии общественного воспроизводства и осуществляемой, в основном, в корыстных целях. Теневая экономика включает в себя неформальную, скрытую и нелегальную экономики. К основным методам оценки теневой экономической деятельности относят: монетарный метод, балансовый метод (метод товарных потоков, метод расхождений), метод сравнения индексов взаимосвязанных показателей, метод постоянных соотношений, метод измерения теневой экономики по показателям занятости населения, экспертный метод.
Сегодня экономика России характеризуется интенсивным ростом объемов и увеличения многообразия форм теневых проявлений, которые лежат в основе криминализации хозяйственных процессов страны. По данным АССА, на 2017 год РФ вошла в пятерку крупнейших теневых экономик, заняв 4 место в рейтинге, куда включены 28 стран. Её объем составил 33,6 трлн.руб. или 39 % прошлогоднего ВВП страны.
За период с 2011 года по 2017 год уровень теневой экономики России, снизился всего на 0,4 %, что подтверждает неэффективность политики в отношении теневой экономики. Применяемые сегодня методы борьбы с теневой экономической деятельностью, являются сложными и носят спорный характер. При этом зачастую предлагаются кардинально противоположные решения: от мер по значительному усилению карательных функций правоохранительных органов до значительной либерализации законодательной базы.
Важным условием эффективной экономической политики в отношении теневой экономической деятельности, является гармонично сбалансированное сочетание действенного социально-правового и уголовно-правового контроля социально-экономических и политических процессов в стране и соблюдения фундаментальных прав человека.
Основной проблемой экономической политики в отношении теневой экономики является отсутствие комплексного нормативно-правового документа, выступающего концептуальной основой экономической политики РФ, в отношении теневой экономики.
Меры по улучшению социального и правового контроля, направленные на сокращение масштабов теневой экономики Российской Федерации, предложенные в дипломной работе, могут стать основой комплексного плана экономической политики для теневой экономической деятельности. Предлагаемые меры комплексного плана экономической политики для теневой экономики помогут решить такие проблемы, как: неэффективность политики РФ по борьбе с теневой экономикой; бессистемный характер мер экономической политики; отсутствие учета региональных особенностей теневой экономики России в формировании экономической политики на федеральном уровне; повышение уровня коррупции; отсутствие криминологической и экономической экспертизы законодательных проектов и других нормативных правовых актов, которые прямо или косвенно способствуют совершению преступлений в сфере экономики; рост уровня неформальной занятости; рост недоверия к государственным органам среди населения.
На наш взгляд, изложенные направления совершенствования социально-правового контроля теневой экономики могут стать базой для повышения эффективности предпринимаемых мер по сокращению масштабов теневого сектора.



1. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ETS N 141). / [Электронный ресурс] / Информационно - правовой портал «Гарант.ру» - Режим доступа: http: //base.garant.ru/2541079/
2. Уголовный кодекс РФ (в последней редакции с изменениями, вступившими в силу с 04.05.2018 года). / [Электронный ресурс] / Информационно - правовой портал «Гарант.ру» - Режим доступа: http://base.garant.ru/10108000/
3. Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [Электронный ресурс] / Официальные сетевые ресурсы Президента России - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/36431
4. Федеральный закон от 08.06.2015 г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». / [Электронный ресурс] / Информационно - правовой портал «Гарант.ру» - Режим доступа: http://base.garant.ru/71066748/
5. Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О
валютном регулировании и валютном контроле». / [Электронный ресурс] / Информационно - правовой портал «Гарант.ру» - Режим доступа: http: //base.garant.ru/12133556/
6. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с измменениями и допополнениями, вступившими в силу с 01.06.2018) / [Электронный ресурс] / Информационно - правовой портал «Гарант.ру» - Режим доступа: http: //base.garant.ru/12123862/
7. Федеральный закон от 24.11.2014 г. N 376-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» / [Электронный ресурс] / Информационно - правовой портал «Гарант.ру» - Режим доступа: http://base.garant.ru/70804254/
8. Федеральный закон от 29.12.2014 N 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». / [Электронный ресурс] / Информационно - правовой портал «Гарант.ру» - Режим доступа: http://base.garant.ru/70831242/
9. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». / [Электронный ресурс] / Официальные сетевые ресурсы Президента России - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/40391
10. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». / [Электронный ресурс] / Официальные сетевые ресурсы Президента России - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41921
11. Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» [Электронный ресурс] / Официальные сетевые ресурсы Президента России - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/40657
12. Указ Президента Российской Федерации от 16.11.1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий». [Электронный ресурс] / Официальные сетевые ресурсы Президента России - Режим доступа: http: //kremlin.ru/acts/bank/2395
13. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона № 278888-7 «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019
годов». / [Электронный ресурс] / Счетная палата Российской Федерации - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-
budget/31734/
14. Авдийский, В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. - М.:Альфа-М, ИНФРА-М, 2014. - 496 c.
15. Богомолов В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность»: учебное пособие / Юнити-Дана, 2012, С. 55-78
16. Елисеева И.И. Измерение теневой экономической деятельности / под ред. И.И. Елисеевой и А.Н. Щириной. СПб, 2003. - С. 30-38.
17. Иншаков, О.В., Иншакова, Е.И. Теневая экономика и этноэкономика Южного макрорегиона России / О. В. Иншаков, Е. И. Иншакова // Свет и цвет в экономике и обществе. Монография. -Волгоград: ООО «Волгоградское научное изд-во», 2008 - 342 с.
18. Катасонов В. Ю. Ограбление России: Новый мировой порядок. Оффшоры и «теневая» экономика. Финальная экспроприация началась! / Книжный мир, 2014, С. 134-140
19. Кийко, М.Ю. Борьба с наркобизнесом в системе национальной безопасности России: Теория, методология, экономическая оценка / М.Ю. Кийко. - М.: Ленанд, 2014. - 272 c.
20. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс / под ред. В.К. Сенчагова . 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - С. 694-715.
21. Суринов А.Е. Ненаблюдаемая экономика: Попытка
количественных измерений / под ред. А.Е. Суринова. М., 2009. С. 15-24.
22. Тимофеев Л.М. Теневые экономические системы современной России: теория - анализ - модели: Учебник для вузов. / Л.М. Тимофеев. М.: Издат. Центр РГГУ, 2008. - с. 18
23. Эриашвили Н.Д Экономика и право. Теневая экономика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям, для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России /; под ред.
Н. Д. Эриашвили, Н. В. Артемьева. — 4-е изд., стер. — М.: Юнити : Закон и право, 2008. — 448 с.
24. Бойков В.Э. Человеческий фактор "теневой" экономики после 20 лет реформирования российского общества // Социол. исслед. - 2014. - N 8. - C.90-95.
25. Буров В.Ю. Теоретические основы исследования теневой экономики: ретроспективный анализ // Теневая экономика. - 2017. - Том 1. - № 2. - С. 57-72.
26. Волобуев А. Противодействие легализации наркотиков // Вестн. прокуратуры. 2015. № 1. С. 53.
27. Годин А. М. Развитие обеспечения экономической безопасности в странах с развитой рыночной экономикой // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 6. С. 60-65.
28. Годин А. М., Гармаш И. А. Развитие обеспечения экономической безопасности в странах с развитой рыночной экономикой // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 6 (63). С. 75-84.
29. Городецкий А. Е. и др. Механизмы уклонения от уплаты налогов. Закономерности и тенденции схемообразования // Приложение к журналу «Аудит и финансовый анализ». 2014. № 1. С. 5-41.
30. Дорожкин А.В. Комплексно-правовой подход и контуры государственной политики в отношении субъектов теневой экономики / А.В. Дорожкин // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №4-5 (57-2). - С. 44¬48.
31. Колесников В.В. Актуальные вопросы уголовно-правовой характеристики коррупционных преступлений // Закон и право. - 2015. - № 1. - С. 85-87.
32. Колесникова Т.В. Общие положения правового обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы II международной (заочной) научно-практической конференции / [отв. ред. Ю.А. Коблова]. - Саратов : Саратовский социально¬экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - С. 76-78
33. Корнилов М. С. О сущности экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 8. С. 123-129.
34. Куницына Н.Н. Инструменты предупреждения, выявления и пресечения операций, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным путем / Н.Н.Куницына, И.А.Нагорных // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - N 10. - С.39-46.
35. Мельков С.А. Террористическая угроза и «теневая экономика»: есть ли взаимосвязь? // С.А.Мельков, А.Н.Перенджиев // Власть. - 2016. - N 10. - С.178-185.
36. Неровская А.А. Влияние коррупционной составляющей на экономическую безопасность государства // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы II международной (заочной) научно¬практической конференции / [отв. ред. Ю.А. Коблова]. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - С. 244-245
37. Нестерова Н. В. Влияние теневой экономики на развитие национальной экономики // Региональная экономика: теория и практика. -
2015. - № 17. - С. 7-11.
38. Павлов К.В. Эволюция парадигмы теневой экономики в научных исследованиях / К.В.Павлов, Е.Н.Головченко, В.С.Ниценко // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - N 1. - С.155-163.
39. Способы «отмывания» полученных преступным путем денежных средств, связанные с переводом за границу, и банковские документы как источники сведений об этом (информация для служб безопасности банков) // Банковское право. 2015 № 4. С. 69-79.
40. Степанова И. А. Формирование стратегии государственного регулирования в системе управления детеневизацией экономики // Актуальные проблемы развития общества, экономики, права: Сб. науч. ст. молодых преподавателей и аспирантов. М., - 2016. Вып. 8. С. 274-281
41. Хейфец Б.А. Деофшоризация экономики: мировой опыт и российская специфика// Вопросы экономики. -2015.-№7-с.29-48
42. Чеботарев П.А. Коррупция: криминологический и правовой аспекты // Вопросы экономики. М., 2014. № 3. С. 46-53.
43. Шакиров М. М. Понятие и сущность коррупции // Закон и право. -
2016. - № 6. - С. 9-11.
44. Ямбулатова М.В. Угрозы безопасности национальной экономики: понятие, причины возникновения // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы II международной (заочной) научно¬практической конференции / [отв. ред. Ю.А. Коблова]. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - С. 248-249
45. Transparency International / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.transparency.org/
46. Всероссийский центр изучения общественного мнения / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wciom.ru/
47. Глобальный орган профессиональных бухгалтеров / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.accaglobal.com/gb/en.html
48. Государственная академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации / Портал социологических данных / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://social.ranepa.ru/tsentr-sotsialno-politicheskogo-monitoringa-ion
49. Министерство внутренних дел Российской Федерации / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/
50. Министерство финансов Российской Федерации / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/
51. Национальное бюро экономических исследований / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nber.org
52. Национальные счета России в 2011-2017 годах / Федеральная служба государственной статистики / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.gks .ru/bgd/regl/b 17_15/Main.htm
53. Пенсионный фонд Российской Федерации / [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://www.pfrf.ru/
54. Федеральная служба государственной статистики / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru
55. Центральный Банк Российской Федерации / [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://www.cbr.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ