ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕНЕВОЙ
ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Общая характеристика и свойства теневой экономики 6
1.2. Субъекты и структура теневой экономики 13
1.3. Методы оценки теневой экономики 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
2.1. Характеристика теневой экономической деятельности РФ 30
2.2. Структурный анализ объемов теневой экономики 36
2.3. Основные проблемы экономической политики России в отношении
теневой экономики 51
ГЛАВА 3. СИСТЕМА МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ МАШСТАБОВ ТЕНЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 59
3.1. Направления государственной экономической политики в сфере
противодействия теневой экономики 59
3.2. Меры совершенствования социально - правового контроля теневой
экономики 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕНЕВОЙ
ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Общая характеристика и свойства теневой экономики 6
1.2. Субъекты и структура теневой экономики 13
1.3. Методы оценки теневой экономики 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
2.1. Характеристика теневой экономической деятельности РФ 30
2.2. Структурный анализ объемов теневой экономики 36
2.3. Основные проблемы экономической политики России в отношении
теневой экономики 51
ГЛАВА 3. СИСТЕМА МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ МАШСТАБОВ ТЕНЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 59
3.1. Направления государственной экономической политики в сфере
противодействия теневой экономики 59
3.2. Меры совершенствования социально - правового контроля теневой
экономики 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что теневая экономика, ставшая неотъемлемым структурным элементом российской хозяйственной системы, оказывает на нее свое деструктивное воздействие. Через деловые отношения теневая экономика воздействует и на обыденную жизнь каждого человека, на реализацию его интересов. Нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов, оборот неучтенной наличности, отмывание грязных денег, взятки и злоупотребление служебным положением - все это привело к угрожающему перетеканию денег из легального сектора экономики в теневой. Возник серьезный конфликт между потребностью государства в развитии своего экономического базиса и реальной экономической практикой.
Главной особенностью теневой экономики России является то, что она не отделима от коррупции. Основная часть теневой экономики не противостоит легальной экономике, а существует внутри нее. Нелегальная экономическая деятельность в большинстве случаев проходит не как независимая частная инициатива за пределами действующего закона. Она возникает в недрах хозяйственной деятельности, лежащей в рамках официального правового поля, но живет по своим законам.
Теневой деятельностью занимаются не только предприниматели. В нее вовлечены и наемные работники, причем как физического, так и интеллектуального труда. Значительная часть теневой активности проходит прямо на рабочем месте - люди осуществляют деятельность, не отражаемую в налоговых декларациях. Профессиональное функционирование в рамках теневой экономики приносит им доход, намного превосходящий легальный. По данным МВД РФ с теневой экономикой так или иначе связано в нашей стране до 60 млн. человек.
Степень разработанности темы. Следует отметить, что изучение теневой хозяйственной деятельности как своеобразной составляющей экономической активности долгое время велось и, в значительной мере, и сейчас продолжает вестись в отрыве от изучения проблем обеспечения экономической безопасности.
За рубежом проблемами теневой экономики занимаются уже давно. Однако до сих пор еще не выработано однозначное определение теневой деятельности, что заметно затрудняет анализ этого явления. Среди ведущих специалистов, посвятивших свои исследования данной теме, следует особо отметить: П. Вилиса, Д. Гершуни, Г. Гроссмана, Д. Норта, М. Картера, Э. Де Сото, К. Симиса, Э. Файга, O.E. Уильямсона, К. Харта.
В отечественной науке публикации, посвященные проблемам теневой экономики, появились только в конце 80-х - начале 90-х гг. Взрывной рост теневой активности оказался неожиданным следствием перехода к рыночной системе хозяйствования, потребовавшим осмысления российской специфики теневой деятельности. Многие специалисты: А. Величенков, А. Гуров, С. Глазьев, Т. Долгопятова, , Г. Клейнер, И. Клямкин, В. Куликов, Т. Корягина, Т. Кузнецова, В. Макаров, В. Радаев, Л. Тимофеев, Д. Ушаков, К. Улыбин, А. Фомин, А. Яковлев и ряд других авторов исследовали аспекты нелегального бизнеса, возникшие в отечественной промышленности и торговле.
Проблемам экономической безопасности России и ее регионов посвящены работы А. Прохожева, С. Степашина, А. Ахмедуева, И. Богданова, А. Бушкова, А. Вакурина, Н. Ващекина, Н. Гуськова, В. Дворянкова, А. Жандарова, А. Илларионова, А. Колосова, Е. Кормишкина, Т. Корягиной, А. Нестерова, И. Новичкова и многих других ученых.
Однако, внимание всех этих исследователей было сосредоточено, главным образом, на решении прикладных задач, в первую очередь - на рекомендациях по выработке законодательства, которое помогало бы сузить сферу теневой экономики. Остался не решенным и вопрос об экономических интересах, лежащих в основе теневой экономики, а также вопрос об экономической природе мер ограничения теневой активности, в связи с чем
возможности вовлечения ее в легальную экономику остаются до сих пор неясными.
Высокая актуальность и недостаточная исследованность такой насущной для сегодняшней России проблемы, как возвращение теневой экономики в легальное русло, определила выбор темы данной дипломной работы.
Объект исследования - проблема экономической безопасности Российской Федерации.
Предмет исследования - теневая экономика РФ.
Целью работы является сокращение масштабов теневой экономики РФ за счет совершенствования системы мер социально- правового контроля.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретико-методологические основы теневой экономики
2. Проанализировать состояние теневой экономики в РФ
3. Предложить систему мер социально-правового контроля,
направленную сокращение масштабов теневой экономики РФ.
Теоретической основой исследования являются общие положения стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года; классическая теория экономики; теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых о влиянии теневой экономики на развитие экономики страны в целом.
Методологической основой исследования стали общенаучные методы познания, в том числе системный подход, метод экспертных оценок, экономико-статистические методы.
Дипломная работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Главной особенностью теневой экономики России является то, что она не отделима от коррупции. Основная часть теневой экономики не противостоит легальной экономике, а существует внутри нее. Нелегальная экономическая деятельность в большинстве случаев проходит не как независимая частная инициатива за пределами действующего закона. Она возникает в недрах хозяйственной деятельности, лежащей в рамках официального правового поля, но живет по своим законам.
Теневой деятельностью занимаются не только предприниматели. В нее вовлечены и наемные работники, причем как физического, так и интеллектуального труда. Значительная часть теневой активности проходит прямо на рабочем месте - люди осуществляют деятельность, не отражаемую в налоговых декларациях. Профессиональное функционирование в рамках теневой экономики приносит им доход, намного превосходящий легальный. По данным МВД РФ с теневой экономикой так или иначе связано в нашей стране до 60 млн. человек.
Степень разработанности темы. Следует отметить, что изучение теневой хозяйственной деятельности как своеобразной составляющей экономической активности долгое время велось и, в значительной мере, и сейчас продолжает вестись в отрыве от изучения проблем обеспечения экономической безопасности.
За рубежом проблемами теневой экономики занимаются уже давно. Однако до сих пор еще не выработано однозначное определение теневой деятельности, что заметно затрудняет анализ этого явления. Среди ведущих специалистов, посвятивших свои исследования данной теме, следует особо отметить: П. Вилиса, Д. Гершуни, Г. Гроссмана, Д. Норта, М. Картера, Э. Де Сото, К. Симиса, Э. Файга, O.E. Уильямсона, К. Харта.
В отечественной науке публикации, посвященные проблемам теневой экономики, появились только в конце 80-х - начале 90-х гг. Взрывной рост теневой активности оказался неожиданным следствием перехода к рыночной системе хозяйствования, потребовавшим осмысления российской специфики теневой деятельности. Многие специалисты: А. Величенков, А. Гуров, С. Глазьев, Т. Долгопятова, , Г. Клейнер, И. Клямкин, В. Куликов, Т. Корягина, Т. Кузнецова, В. Макаров, В. Радаев, Л. Тимофеев, Д. Ушаков, К. Улыбин, А. Фомин, А. Яковлев и ряд других авторов исследовали аспекты нелегального бизнеса, возникшие в отечественной промышленности и торговле.
Проблемам экономической безопасности России и ее регионов посвящены работы А. Прохожева, С. Степашина, А. Ахмедуева, И. Богданова, А. Бушкова, А. Вакурина, Н. Ващекина, Н. Гуськова, В. Дворянкова, А. Жандарова, А. Илларионова, А. Колосова, Е. Кормишкина, Т. Корягиной, А. Нестерова, И. Новичкова и многих других ученых.
Однако, внимание всех этих исследователей было сосредоточено, главным образом, на решении прикладных задач, в первую очередь - на рекомендациях по выработке законодательства, которое помогало бы сузить сферу теневой экономики. Остался не решенным и вопрос об экономических интересах, лежащих в основе теневой экономики, а также вопрос об экономической природе мер ограничения теневой активности, в связи с чем
возможности вовлечения ее в легальную экономику остаются до сих пор неясными.
Высокая актуальность и недостаточная исследованность такой насущной для сегодняшней России проблемы, как возвращение теневой экономики в легальное русло, определила выбор темы данной дипломной работы.
Объект исследования - проблема экономической безопасности Российской Федерации.
Предмет исследования - теневая экономика РФ.
Целью работы является сокращение масштабов теневой экономики РФ за счет совершенствования системы мер социально- правового контроля.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретико-методологические основы теневой экономики
2. Проанализировать состояние теневой экономики в РФ
3. Предложить систему мер социально-правового контроля,
направленную сокращение масштабов теневой экономики РФ.
Теоретической основой исследования являются общие положения стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года; классическая теория экономики; теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых о влиянии теневой экономики на развитие экономики страны в целом.
Методологической основой исследования стали общенаучные методы познания, в том числе системный подход, метод экспертных оценок, экономико-статистические методы.
Дипломная работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Теневая экономика рассматривается как негативное явление, которое требует проведения активных и масштабных мер противодействия со стороны государственных органов управления.
Легализация теневых экономических процессов - одна из важнейших проблем современной экономики, от решения которой значительно зависит экономическое развитие и политическая стабильность всего государства.
В ходе работы были изучены теоретико-методологические основы теневой экономики. Теневую экономику следует считать совокупностью разнообразных видов нелегальной, неучтенной, фиктивной деятельности, которая направлена в основном на получение дохода или блага, скрываемого от государственной власти или нескрываемого, однако не учитываемого органами официальной статистики, при этом охватывающей все стадии общественного воспроизводства и осуществляемой, в основном, в корыстных целях. Теневая экономика включает в себя неформальную, скрытую и нелегальную экономики. К основным методам оценки теневой экономической деятельности относят: монетарный метод, балансовый метод (метод товарных потоков, метод расхождений), метод сравнения индексов взаимосвязанных показателей, метод постоянных соотношений, метод измерения теневой экономики по показателям занятости населения, экспертный метод.
Сегодня экономика России характеризуется интенсивным ростом объемов и увеличения многообразия форм теневых проявлений, которые лежат в основе криминализации хозяйственных процессов страны. По данным АССА, на 2017 год РФ вошла в пятерку крупнейших теневых экономик, заняв 4 место в рейтинге, куда включены 28 стран. Её объем составил 33,6 трлн.руб. или 39 % прошлогоднего ВВП страны.
За период с 2011 года по 2017 год уровень теневой экономики России, снизился всего на 0,4 %, что подтверждает неэффективность политики в отношении теневой экономики. Применяемые сегодня методы борьбы с теневой экономической деятельностью, являются сложными и носят спорный характер. При этом зачастую предлагаются кардинально противоположные решения: от мер по значительному усилению карательных функций правоохранительных органов до значительной либерализации законодательной базы.
Важным условием эффективной экономической политики в отношении теневой экономической деятельности, является гармонично сбалансированное сочетание действенного социально-правового и уголовно-правового контроля социально-экономических и политических процессов в стране и соблюдения фундаментальных прав человека.
Основной проблемой экономической политики в отношении теневой экономики является отсутствие комплексного нормативно-правового документа, выступающего концептуальной основой экономической политики РФ, в отношении теневой экономики.
Меры по улучшению социального и правового контроля, направленные на сокращение масштабов теневой экономики Российской Федерации, предложенные в дипломной работе, могут стать основой комплексного плана экономической политики для теневой экономической деятельности. Предлагаемые меры комплексного плана экономической политики для теневой экономики помогут решить такие проблемы, как: неэффективность политики РФ по борьбе с теневой экономикой; бессистемный характер мер экономической политики; отсутствие учета региональных особенностей теневой экономики России в формировании экономической политики на федеральном уровне; повышение уровня коррупции; отсутствие криминологической и экономической экспертизы законодательных проектов и других нормативных правовых актов, которые прямо или косвенно способствуют совершению преступлений в сфере экономики; рост уровня неформальной занятости; рост недоверия к государственным органам среди населения.
На наш взгляд, изложенные направления совершенствования социально-правового контроля теневой экономики могут стать базой для повышения эффективности предпринимаемых мер по сокращению масштабов теневого сектора.
Легализация теневых экономических процессов - одна из важнейших проблем современной экономики, от решения которой значительно зависит экономическое развитие и политическая стабильность всего государства.
В ходе работы были изучены теоретико-методологические основы теневой экономики. Теневую экономику следует считать совокупностью разнообразных видов нелегальной, неучтенной, фиктивной деятельности, которая направлена в основном на получение дохода или блага, скрываемого от государственной власти или нескрываемого, однако не учитываемого органами официальной статистики, при этом охватывающей все стадии общественного воспроизводства и осуществляемой, в основном, в корыстных целях. Теневая экономика включает в себя неформальную, скрытую и нелегальную экономики. К основным методам оценки теневой экономической деятельности относят: монетарный метод, балансовый метод (метод товарных потоков, метод расхождений), метод сравнения индексов взаимосвязанных показателей, метод постоянных соотношений, метод измерения теневой экономики по показателям занятости населения, экспертный метод.
Сегодня экономика России характеризуется интенсивным ростом объемов и увеличения многообразия форм теневых проявлений, которые лежат в основе криминализации хозяйственных процессов страны. По данным АССА, на 2017 год РФ вошла в пятерку крупнейших теневых экономик, заняв 4 место в рейтинге, куда включены 28 стран. Её объем составил 33,6 трлн.руб. или 39 % прошлогоднего ВВП страны.
За период с 2011 года по 2017 год уровень теневой экономики России, снизился всего на 0,4 %, что подтверждает неэффективность политики в отношении теневой экономики. Применяемые сегодня методы борьбы с теневой экономической деятельностью, являются сложными и носят спорный характер. При этом зачастую предлагаются кардинально противоположные решения: от мер по значительному усилению карательных функций правоохранительных органов до значительной либерализации законодательной базы.
Важным условием эффективной экономической политики в отношении теневой экономической деятельности, является гармонично сбалансированное сочетание действенного социально-правового и уголовно-правового контроля социально-экономических и политических процессов в стране и соблюдения фундаментальных прав человека.
Основной проблемой экономической политики в отношении теневой экономики является отсутствие комплексного нормативно-правового документа, выступающего концептуальной основой экономической политики РФ, в отношении теневой экономики.
Меры по улучшению социального и правового контроля, направленные на сокращение масштабов теневой экономики Российской Федерации, предложенные в дипломной работе, могут стать основой комплексного плана экономической политики для теневой экономической деятельности. Предлагаемые меры комплексного плана экономической политики для теневой экономики помогут решить такие проблемы, как: неэффективность политики РФ по борьбе с теневой экономикой; бессистемный характер мер экономической политики; отсутствие учета региональных особенностей теневой экономики России в формировании экономической политики на федеральном уровне; повышение уровня коррупции; отсутствие криминологической и экономической экспертизы законодательных проектов и других нормативных правовых актов, которые прямо или косвенно способствуют совершению преступлений в сфере экономики; рост уровня неформальной занятости; рост недоверия к государственным органам среди населения.
На наш взгляд, изложенные направления совершенствования социально-правового контроля теневой экономики могут стать базой для повышения эффективности предпринимаемых мер по сокращению масштабов теневого сектора.
Подобные работы
- КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование механизмов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности РФ
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Экономическая Безопасность как интегральный показатель эффективности государственного регулирования экономики России
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ И ИХ НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ
Бакалаврская работа, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2022 - НАЛОГИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ И ОЦЕНКА ИХ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Экономическая безопасность России (Челябинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2019



