Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ ДЕЛИМОСТИ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа №67237

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
307
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ
ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ 6
1.1 Общее понятие о факультативных занятиях 6
1.2 Организация факультативных занятий по математике 12
2. РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ К
ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» . 23
2.1 Анализ научно-методологической литературы 23
2.2 Разработка дополнительных занятий по теме «Теория делимости» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53


Актуальность. Делимость - фундаментальное понятие алгебры, арифметики и теории чисел, связанное с операцией деления. Вопросами делимости чисел занимались еще в глубокой древности такие математики как Пифагор, изучавший совершенные, четные и нечетные, составные и простые числа; Евклид, доказавший одну из основных теорем существования множества простых чисел и описавший алгоритм нахождения наибольшего общего делителя.
Эратосфен открыл алгоритм нахождения простых чисел, названный затем «решето Эратосфена». Труд Леонардо Фибоначчи («Книга абака») способствовал распространению в Европе позиционной системы счисления, появлению понятий «плюс» и «минус», дробной черты, таблицы простых чисел.
Вклад в изучение признаков делимости внес Блез Паскаль, который нашел общий алгоритм для нахождения признаков делимости любого целого числа на любое другое целое число [29].
Проблемами делимости чисел на уроках математики занимались многие методисты и математики: Ж. Адамар, В. Г.Болтянский,
И. М. Виноградов, Г. И. Саранцев, К. П. Сикорский, А. А. Столяр, П. Л. Чебышев и многие другие [18].
Как мы видим, вопросы делимости чисел интересовали, и будут продолжать интересовать людей долгие века. Ведь теория делимости является одним из важнейших разделов арифметики и, в частности, всей теории чисел.
В школьном курсе математике теория делимости используется при изучении основных понятий и признаков делимости, НОД и НОК, а так же при решении различных задач. Также задачи связанные с теорией делимости входят в разнообразные математические олимпиадные задания и задания ЕГЭ [13, 20].
Некоторые вопросы теории делимости, рассматриваемые в школьной программе для среднего звена, не должны вызывать особых затруднений при их изучении. Однако, если рассматривать эти вопросы более глубоко и полно, то это далеко не элементарный раздел математики. В связи с этим учащимся, имеющим повышенный интерес к математике, было бы полезно углубить и расширить знания по этой теме.
Факультативные занятия могут послужить действенным средством развития этого интереса. Они позволяют углубить знания учащихся по данному предмету, приобщить школьников к научно-исследовательской работе, учитывать интересы и развивать способности каждого учащегося.
Благодаря разнообразию существующих форм и методов проведения факультативных занятий их можно сделать увлекательными и познавательными, что приведет к повышению интереса у учащихся к изучению предмета. Вследствие таких занятий роль математики в интеллектуальном воспитании школьников сильно возрастет [10, 27].
В силу вышеизложенного можно сказать, что выбранная нами тема является актуальной. Общепедагогическое и практическое значение изучения теории делимости на факультативных занятиях достаточно велико, а недостаточная разработанность ее послужили выбором темы нашей выпускной квалификационной работы.
Цель исследования заключается в научно-теоретическом
обосновании обучения математике путем разработки дополнительных занятий к факультативному курсу «Занимательная математика» в общеобразовательном классе на средней ступени общеобразовательной школы.
Объект исследования: факультативные курсы.
Предмет исследования: редактирование содержания факультативного курса («Занимательная математика») путем разработки дополнительных занятий на тему «Теория делимости».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ учебной и методической литературы по проблеме исследования;
2. Выявить роль факультативных занятий в процессе обучения;
3. Проанализировать основные учебники, предусмотренные Федеральным перечнем учебников по математике с точки зрения наличия материала по теме: « Теория делимости»;
4. Разработать дополнительные занятия для факультативного курса «Занимательная математика» по теме «Теория делимости»;
5. Проанализировать результаты выполнения разработанных занятий.
Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть использована в качестве методического пособия для учителей при планировании и проведении уроков в рамках факультативных курсов по математике.
База исследования: МБОУ «Фощеватовская СОШ»
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
используемой литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив теоретико-методологические основы понятия факультативное занятие, мы пришли к выводу, что отличительной чертой факультативного курса на фоне других форм внеклассной работы выступает достаточно большой объем научно-теоретических знаний, возможность развития способностей, формирование мировоззрения, а так же наличие содержательной связи с историей науки.
Факультатив всячески старается привлечь учащихся к самым разнообразным формам самостоятельной деятельности, среди которых можно отметить следующие методы: проблемный, эвристический, частично-поисковый. Ко всему прочему, можно так же выделить занимательность материала наряду со строгостью изложения, при котором появляются возможности формирования у учеников культуры мышления.
Мы отметили, что при выборе методов обучения на факультативных занятиях следует принимать во внимание содержание факультативного курса, степень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделам программы. Одним из основных требований к методам является активизация мышления учащихся, развитие самостоятельности во всевозможных формах её проявления.
Факультативные курсы основаны на не обязательном курсе, но они призваны углублять и расширять знания, предусмотренные обязательной школьной программой.
Проведенный анализ теоретического и задачного материала, представленного в учебниках, позволяет сделать следующие выводы: элементы теории чисел прослеживаются на протяжении всего курса алгебры основной школы, но основные понятия и прикладные задачи рассматриваются только в 5-6 классе. К сожалению, часть материала по теории делимости изучается с недостаточной глубиной и недостаточно задач повышенной трудности, которые имеют большое значение при развитии познавательного интереса учащихся. Поэтому необходимо введение специальных курсов, то есть факультативных, по данной теме.
Следует отметить, что факультативные занятия должны быть интересными, увлекательными. Хорошо известно, что занимательность изложения помогает раскрытию содержания сложных научных понятий и проблем. Занимательность поможет школьникам освоить факультативный курс, содержащиеся в нём идеи и методы математической науки, логику и приёмы творческой деятельности.
Так же факультативные занятия играют значительную роль в интеллектуальном развитии среднего подростка, повышают уровень самостоятельности, включая их в самостоятельную мыслительную деятельность, ускоряют процесс умственного развития и повышают интерес к математике. Факультативные занятия помогут учениками успешно подготовится к олимпиадным заданиям и заданиям ЕГЭ.
Таким образом, поставленные нами задачи решены и тем самым, цель достигнута. Данная разработка может быть использована в качестве методического пособия для учителей при планировании и проведении уроков в рамках факультативных курсов по математике.


1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего среднего общего образования»
2. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г.В. Дорофеев и [др.] - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 287 с.
3. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский и [др.] - М.: Просвещение, 2013. - 287 с.
4. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г.В. Дорофеев и [др.] - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 320 с.
5. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский и [др.]. - М.: Просвещение, 2014. - 301 с.
6. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г.В. Дорофеев и [др.] - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 304 с.
7. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский и [др.] - М.: Просвещение, 2014. - 335 с.
8. Алфутова Н.Б. Алгебра и теория чисел. Сборник задач для математических школ / Н.Б. Алфутова, А.В. Устинов. - М.: МЦНМО, 2002. - 264 с.
9. Андриянова Л. В. Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности / Л.В. Андриянова // Молодой ученый. - 2016. - №1.1. - С. 1-4.
10. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников. Методическое пособие для руководителей школ / Под редакцией Н.В. Немовой - М.: АПК и ПРО, 2004. - 73 с.
11. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 2. Управление профильным обучением старшеклассников. Методическое пособие для руководителей школ / Под редакцией Н.В. Немовой - М.: АПК и ПРО, 2004. - 84 с.
12. Бардушкин В.В. Основы теории делимости чисел. Решение уравнений в целых числах. Факультативный курс / В.В. Бардушкин, И.Б. Кожухов, А.А. Прокофьев, Т.П. Фадеичева. - М.: МГИЭТ(ТУ), 2003. - 224 с.
13. Болтянский В.Г. Делимость чисел и простые числа. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 7-8 классов / В.Г. Болтянский, Г.Г. Левитас. М.: Просвещение, 1974. - 65 с.
14. Воробьев Н.Н. Признаки делимости / Н.Н. Воробьев. - М.: Наука, 1988. - 75 с.
15. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике / М.Я. Выгодский . - М: АСТ, Астрель, 2006. - 509 с.
16. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Задачи с целыми числами: Учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. / Е.В. Галкин. - Челябинск: Взгляд, 2005. - 271 с.
17. Запрудский Н И. Организация факультативных занятий в 11-летней школе / Н. И. Запрудский, А. И. Добриневская. - Минск: Зорны верасень, 2008. - 164 с.
18. Кван Н.В. Практикум по теории чисел. Часть II. Учебно-методическое пособие / Н.В. Кван. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т., 2003. - 54 с.
19. Колягин Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе
Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. институтов / Ю.М Колягин, Г.Л Луканкин, В.А., Оганесян, В.Я.
Саннинский. - М.: Просвещение, 1975. - 462 с.
20. Корянов А.Г Математика. ЕГЭ 2011. (типовые задания С6). / А.Г. Корянов, А.А. Прокофьев - Брянск: 2011. - 66 с.
21. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г.В. Дорофеев и [др.]; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 287 с.
22. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский и [др.] - 11-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2012. - 272 с.
23. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 287 с.
24. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский и [др.] - М.: Просвещение, 2012. - 256 с.
25. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 304 с.
26. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 304 с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 456 с.
28. Немов, Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 259 с.
29. Сгибнев А.И. Делимость чисел и простые числа / А.И. Сгибнев. - М.: МЦНМО, 2012 - 111 с.
30. Сикорский К.П. Дополнительные главы по курсу математики. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 7-8 классов / К.П. Сикорский. - Изд. 2-е, доп. - М.: Просвещение, 1974. - 367 с.
31. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: Кн. для учителя: Из опыта работы / В.Д. Степанов - М.: Просвещение, 1991. - 80 с.
32. Толстых И.Э. К вопросу о преподавании психологии в школе / И.Э. Толстых // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2015. - №1. - С. 1-9
33. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
34. Хлебунова С.Ф. Управление современной школой / С.Ф. Хлебунова, Н.Д. Тараненко. - М.: Издательство «Учитель», 2014. - 431 с.
35. Шень А. Простые и составные числа / А. Шень. - М.: МЦНМО, 2005. - 16 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ