Введение 4
1 Теоретические основы государственной политики в сфере
здравоохранения 7
1.1 Понятие и сущность государственной политики в сфере
здравоохранения 7
1.2 Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере
здравоохранения 18
2 Анализ реализации государственной политики в сфере здравоохранения
Свердловской области 25
2.1 Деятельность Министерства здравоохранения Свердловской области по реализации государственной политики в сфере
здравоохранения 25
2.2 Анализ современного состояния политики в сфере
здравоохранения в Свердловской области 36
3 Рекомендации по совершенствованию реализации государственной
политики в сфере здравоохранения в Свердловской области 43
3.1 Проблемы государственной политики в сфере здравоохранения в
Свердловской области 43
3.2 Направления совершенствования реализации государственной
политики в сфере здравоохранения в Свердловской области 46
Заключение 58
Список использованных источников 62
Приложения
Актуальность темы исследования состоит в постоянной необходимости реализации и модернизации государственной политики в сфере здравоохранения. Стоит отметить, что обеспечение сохранения и улучшения здоровья граждан - это прямая обязанность государства и именно от грамотной реализации политики в данной области зависит не только благосостояние страны и граждан проживающих в ней. Немаловажным является тот факт, что демографические показатели и показатели здоровья населения являются критериями эффективности социальной и экономической политики государства и факторами национальной безопасности.
Основная цель развития отрасли здравоохранения - повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению.
Эффективную реализацию политики в области здравоохранения определяют следующие факторы:
1) совершенствование организационной системы, способствующей обеспечению формирования здорового образа жизни и оказанию бесплатной и качественной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий, соответственно);
2) модернизация инфраструктуры и ресурсного обеспечения, которое состоит из финансового, материально-технического и технологического оснащения лечебно-профилактических учреждений;
3) наличие необходимого количества квалифицированных
медицинских кадров, способных решать поставленные здравоохранением Российской Федерации задачи.
Проблемное поле исследования обусловлено, тем что на современном этапе развитие здравоохранения Российской Федерации находится в стадии реформирования. Основной движущей силой является совокупность проблем национальной системы здравоохранения, а именно низкая социально-экономическая эффективность.
Цели и задачи исследования. Целью работы является анализ реализации государственной политики в сфере здравоохранения на уровне Свердловской области.
Выбор данной цели исследования обусловил необходимость постановки и решения комплекса взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть понятия «государственная политика» и «сфера
здравоохранения»;
2) изучить особенности государственной политики в сфере
здравоохранения;
3) изучить нормативно-правовую основу государственной политики в сфере здравоохранения;
4) рассмотреть реализацию государственной политики в области здравоохранения по Свердловской области за 2017-2019 гг.;
5) выявить проблемы государственной политики в сфере здравоохранения в Свердловской области;
6) разработать рекомендации по совершенствованию реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Свердловской области.
Объект исследования. Объектом исследования выступает государственная политика в сфере здравоохранения.
Предмет исследования. Предметом исследования является реализация государственной политики в сфере здравоохранения на уровне Свердловской области.
Методы исследования. В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись общенаучные и специальные методы: системный подход, сравнительный анализ и синтез, индукция и дедукция, приемы логического мышления, статистико -экономический метод, а также методы графического анализа для систематизации и визуализации информации.
Информационной базой исследования выступили учебная и научная литература, система нормативно-правовых актов Российской Федерации,
Свердловской области, материалы специальных периодических изданий, статистические данные Росстата и Свердловскстата.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из трех глав, включающих шесть параграфов, введения, заключения, списка использованных источников и приложения.
Первая глава посвящена содержанию государственной политики в сфере здравоохранения и нормативно-правовым основам государственной политики в сфере здравоохранения.
Вторая глава посвящена деятельности Министерства здравоохранения Свердловской области по реализации государственной политики в сфере здравоохранения, а также произведен анализ современного состояния политики в сфере здравоохранения в Свердловской области.
Третья глава посвящена проблемам государственной политики в сфере здравоохранения в Свердловской области, а также разработке направления совершенствования реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Свердловской области.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены понятия «государственная политика» и «сфера здравоохранения». Соотнеся данные понятия, можно получить следующее: государственная политика в сфере здравоохранения - это совокупность мер и программ, разрабатываемых Правительством Российской Федерации и направленных на улучшения здоровья граждан. Можно сделать вывод, что два данных понятия неразрывно связанны между собой, ведь здравоохранение не может быть реализовано без государственной политики, так как государственная политика - это система целей и задач, реализующихся государственной властью.
В выпускной квалификационной работе также проанализированы результаты работы государственной политики в сфере здравоохранения в Свердловской области в период 2017 - 2019 годов. По состоянию на 27.12.2019 фактически перечислено на лицевые счета учреждений 12 907 281 тыс. рублей (или 100 % от суммы заключенных соглашений). Вышеуказанные субсидии предоставляются в рамках реализации мероприятий, отражающих виды медицинской помощи.
Наибольший удельный вес в расходах, осуществленных в рамках программы имеют расходы на реализацию подпрограммы 2 «Совершенствование оказания специализированной, включая технологическую, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», которые фактически на 27.12.2019 составили 35
180612,2 тыс. рублей (или 42,2% от общего объема фактических расходов).
За анализируемый период 2017-2019 гг. расходы областного бюджета без платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения увеличились на 3,24 %, расходы местных бюджетов также имеют тенденцию роста, увеличение составляет 3,03%. Наибольшее увеличение расходов наблюдается по расходам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, что составляет 14,0%.
Проведенный анализ сферы здравоохранения продемонстрировал наличие проблем, исходя из этого предлагается расширение платных услуг учреждением здравоохранения посредством внедрения платной (не в рамках ОМС) высокотехнологичной помощи. Наблюдается постоянный дефицит финансирования (то есть выделяемые финансовые средства не соответствуют реальным потребностям здравоохранения). Решить данный вопрос можно, достаточно лишь создать определенный механизм, позволяющий направлять средства из бюджета прямо в муниципальные учреждения, минуя муниципалитеты, - например через органы регионального управления здравоохранения.
Большой проблемой является устаревшая производственная база здравоохранения Свердловской области (несоответствие новым требованиям СанПин к зданиям медицинских организаций). Развитие современной медицины невозможно без соответствующей материально-технической базы. Большая часть приборов эксплуатируется 15-20 лет.
Также существует проблема с кадровым составом в данной сфере, если быть точнее со специалистами с высшим и средним - специальным образованием. Помимо этого, есть дефицит молодых врачебных кадров. Отмечается низкая мотивация работников здравоохранения к улучшению качества медицинской помощи, что в основном связано с низкой зарплатой.
Для решения данной проблемы необходимо укрепить кадровый потенциал и социальное обеспечение медицинских работников: повысить количество целевых наборов на обучение специалистов медицинского обслуживания, всячески пропагандировать важность и престижность получения медицинского образования и должностей, а также повысить заработную плату медицинского персонала и расширить социальные льготы и гарантии.
Помимо этого, имеются противоречия в правовом регулировании сферы здравоохранения. Решение данной проблемы возможно только на законодательном уровне, а именно, в принятии единого (базового) системообразующего закона о здравоохранении в Российской Федерации, а также в пересмотре различного рода законов, постановлений и иных нормативно- правовых актов и внесению в них соответствующих изменений.
Для повышения эффективности политики в сфере здравоохранения можно было бы стимулировать качественное выполнение медицинскими работниками своих обязанностей путем повышения заработной платы и уменьшением давления на них со стороны контролирующих организаций. Также необходимо проводить обучающие курсы и семинары.
Также предлагается расширение платных услуг учреждением здравоохранения посредством внедрения платной (не в рамках ОМС) высокотехнологичной помощи. Эффективное развитие рынка платных медицинских услуг не представляется возможным без совершенствования механизма государственного регулирования, как на региональном, так и на государственном уровне.
Развитие частного сектора медицины будет зависеть от финансового состояния экономики, которое находится в настоящее время под влиянием различных кризисных явлений, что и обусловило снижение платежеспособности населения государства, законодательными инициативами в сфере здравоохранения, развитие государственно-частного партнёрства,
совершенствование нормативно-правовых актов деятельности, которые связаны, в том числе, с охраной частной собственности.
В качестве конкретного предложения по расширению оказания платных услуг учреждением здравоохранения, составлен план продаж услуги высокотехнологичной помощи - хирургическое лечение новообразований глаза (не входит в систему ОМС). Предлагаемое мероприятие подойдет учреждению здравоохранения, которое имеет хотя бы одно свободное помещение.
Проект окупится за 1 месяц, иначе говоря, достигнет своей точки безубыточности. Проект характеризуется достаточно быстрым сроком окупаемости значит его можно воплощать в реальность. Таким образом, внедрение услуги по платной высокотехнологичной медицинской помощи показало свою экономическую эффективность.
В целом, эффективное взаимодействие государства и частного сектора предоставляет возможность для привлечения дополнительных инвестиций в сферу здравоохранения, что представляет возможность для проведения обновления отрасли, оперативного внедрения инновационных технологий и привлечения к обучению специалистов, обеспечив тем самым должный уровень занятости в системе здравоохранения.
1. Конституция РФ [Электронный ресурс]: с учетом поправок от 07.03.2018 № 11-ФКЗ - Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный.
2. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: федер. закон от 28.06.1991 г. № 1499-1-ФЗ - Режим
доступа: http://www.consultant.ru/, свободный.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 06.10. 2003 № 131-ФЗ - Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный.
4. О внесении изменений в основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 25.11. 2009 г. № 267-ФЗ - Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный.
5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.12.2009 № 365-ФЗ - Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный.
6. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 9.10.2007 г. № 1351- Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный.
7. О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 04.10. 2010 г. № 782 - Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный.
8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс]: постановление
Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1640 - Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный.
9. Алексеев, Н.А. Анализ эффективности деятельности ЛПУ [Текст] // Здравоохранение РФ. - 2018. - №5. - С.305-307.
10. Анисимов, В.Н. Правовая база социального компромисса [Текст] // Человек и труд. - 2017. № 12. - С.105-106.
11. Бояринцев, Б.И. Рынок и здравоохранение [Текст] // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. № 2. - С. 259-265.
12. Вишняков, Н. И. Основы экономики здравоохранения [Текст]: учеб. /
B. А. Миняев; под ред. Н. И. Вишнякова. - Москва: МЕДпресс-информ, 2014. - 149 с.
13. Гареева, И.А. Социальная трансформация системы здравоохранения в современных условиях [Текст] // Автореферат. - 2016. - №5. - С.24-30.
14. Герасименко, Н.Ф. Муниципальная система здравоохранения - проблема собственных полномочий местного самоуправления [Текст] / О.Ю. Александрова, И.В. Груздева // Менеджер здравоохранения. - 2018. - №4. -
C. 250 -270.
15. Григорьева, Н.С. Гражданин и общество в контексте реформы здравоохранения [Текст] // Государственное управление. - 2018. - №10. - С.125¬130.
16. Дудов, А.С. Совершенствование деятельности продуцентов платных медицинских услуг в контексте развития муниципального здравоохранения [Текст] // Управление экономическими системами: научный журнал. - 2017. - №13. - С.250-255.
17. Елманова, Т.В. Организационно-правовое обеспечение муниципального здравоохранения в современных условиях [Текст] // Главврач - 2016. - №19. - С.212-230.
18. Засимова, Л. С. Экономика здравоохранения [Текст]: учеб. / Н.А. Капицына; под ред М.Г. Колосницына, Н.Б. Окушко, Н.В. Ракута. - Москва: ГУ ВШЭ, 2018. - 10 с.
19. Кадыров, Ф.Н. Методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений [Текст] // Менеджер здравоохранения. - 2015. - №4. - С.255-265.
20. Кучеренко, В.З. Реформирование здравоохранения в мире как общественный процесс [Текст] // Проблемы управления здравоохранением. - 2016 - №7. - С.215-230.
21. Колосницына, М.Г. Экономика здравоохранения [Текст] / И.М. Шейман, С.В. Шишкина // ГУ-ВШЭ. - 2018. - №4. - С.250-260.
22. Левкевич, М.М. Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://safbd.ru/sites/default/files/safbd-2012-1_19-27.pdf, свободный.
23. Петрова, Ю.А. Система органов управления здравоохранением в современных условиях [Текст] // Ученые заметки ТОГУ. - 2018. - №1. С.70-74.
24. Пивень, Д.В. Обсуждение проекта концепции развития
здравоохранения до 2020 года. Одноканальное финансирование - миф или реальность [Текст] / П.Е. Дудин // Менеджер здравоохранения. - 2018. - №8. - С.126-175.
25. Пидде, А.Е. Проблемы выхода из кризиса российского здравоохранения [Текст] / Г.К. Кривошеев, А.И. Киселев // Общество и экономика. - 2018. - №7. - С.155-175.
26. Раскин, Д.И. Несостоявшаяся реформа управления здравоохранением [Текст] // Вопросы истории. -2016. - №4. - С.109-113.
27. Семенова, В.Г. Необходимость нового подхода к определению приоритетных проблем здоровья населения России [Текст] / Е.А. Варавикова // Еженедельник РАУ-Корпорации. - 2015. - №3. - С.265-270.
28. Солодовников Ю.Л. Экономика и управление в здравоохранении [Текст]: учеб. / Ю. Л. Солодовников. - Санкт-Петербург: Лань, 2018. - 331 с.
29. Солодовников, Ю. Л. Экономика и управление в здравоохранении [Текст]: учеб. / Ю. Л. Солодовников. - Санкт-Петербург: Лань, 2019. - 312 с.
30. Тощенко, Ж.Т. Изменились ли проблемы местного самоуправления за последние 10 лет [Текст] / Г.А. Цветкова // Социологические исследования. - 2015. - №2. - С.335-345.
31. Международный круглый стол «Государственная политика в сфере здравоохранения: реалии и перспективы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spravmir.ru/events/54-politika-v-sfere-zdravoohraneniya.html,
свободный.
32. Отчет. Министерства здравоохранения в Российской Федерации
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rosminzdrav.ru/news/2014/01/30/1686-gosudarstvennaya-programma- razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii, свободный.
33. Отчет. Министерство Здравоохранения Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minzdrav.midural.ru/, свободный.
34. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dic.academic.ru, свободный.
35. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sverdl.gks.ru, свободный.
36. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный.