Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА БОСПОРЕ (VI-I ВВ. ДО Н.Э.)

Работа №67216

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
252
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Боспорская семья в VI-I вв. до н.э., взаимодействие супругов 9
1.1. Муж: место в обществе, значение и роль в семье 9
1.2. Жена: статус, особенности семейного положения 15
1.3. Семья как ячейка боспорского общества в VI-I вв. до н.э 27
Глава 2. Дети в боспорской семье в VI-I вв. до н.э 34
2.1. Ребенок на Боспоре в классическую и эллинистическую эпоху 34
2.2. Дети в системе взаимоотношений боспорской семьи 39
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 63
Список сокращений 70
Приложения 71


Актуальность проблемы.
Наше обращение к представленной проблеме вызвано, в первую очередь, исключительной важностью этого вопроса для понимания развития региона в античный период; во вторую, недостаточной его теоретической разработанностью и широким полем неразрешенных вопросов по указанной проблеме. Исследование семьи и семейных отношений в различные хронологические периоды наряду с изучением гендерных аспектов развития общества на современном этапе развития истории обладает несомненной перспективностью . Это обусловлено развитием методологической основы исторических исследований и смене их объекта. От изучения глобального исторического процесса человеческого общества историки перешли непосредственно к изучению человека, его внутреннего мира и взаимоотношения с окружающей действительностью. Такие направления исторической мысли как: «история ментальности», «повседневная история», «микроистория», «историческая антропология » и др. как нельзя лучше отвечают новым веяниям и требованиям в изучении человека. Исследуя семью, семейные отношения и человека в них ученый изучает историю на микроуровне, отражение общественного развития в человеке и его близких. Человек и семья выступают в данном случае элементарной единицей, из которой складываются общество и общественные отношения и формируется глобальный исторических процесс. Наше исследование предполагается провести в данном ключе.
Актуальность исследования обусловлена также и «особым статусом» Боспора в античном мире. Исследуя античный мир ученые всегда рассматривали Боспор как феномен.
Отметим что, несмотря на перспективность и значимость проблемы исследования в отечественной и зарубежной историографии отсутствует обобщающее исследование о семье и семейных отношениях на Боспорев VI- 1-й трети III в. до н.э., хотя некоторые соображения по данной проблеме изложены в отдельных статьях.
Все вышеизложенное дает нам широкую перспективу в изучении представленной проблемы.
Целью предстоящей работы является всестороннее, насколько это возможно, изучение боспорской семьи и всего разнообразия семейных отношений в рассматриваемый период.
Из цели проистекают непосредственные задачи исследования:
- изучить различные варианты отношений «муж - жена»
- рассмотреть особенностей места и роли в семье супругов;
- описать положение ребенка в боспорском обществе.
- исследование всего спектра взаимодействия и взаимовлияния в системе «родители-дети»;
Объектом работы выступает семья и семейные отношения на Боспоре в VI-I вв. до н.э.
Предметом исследования является человек в системе семейных отношений Боспора рассматриваемого периода.
Территориально-географическими рамкамиопределены нами, как регион Боспора Киммерийского в общепринятых пределах, обозначаемых современными Таманским и Керченскими полуостровами, с некоторыми включениями прилегающих территорий, где имело место распространение Боспорское государство.
Хронологические рамки работы охватывают период с VIH. по I в. до н.э. Нижней хронологической рамкой выступает VI в. до н.э. - время становления античной цивилизации на Боспоре, появления первых поселений и освоение хоры. Верхней хронлогической рамкой исследования выступает I в. до н.э. - период закрепления римлян в Северном Причерноморье.
Методологической основой работы послужит цивилизационный подход, позволяющий рассмотреть то или иное общество как единый социокультурный исторический феномен во всей специфике его проявлений. Кроме того, будет использован комплексный подход к источникам, представляющий собой совокупность приемов, методов и принципов исторической критики. В основу исследования положен принцип историзма, который предполагает рассмотрение всякого элемента общественного процесса в его развитии с другими явлениями и событиями. Методологическую основу предстоящего исследования составит так же системно-функциональный подход к изучению социокультурных явлений и процессов. Семья и семейные отношения - явление сложное и многоплановое, поэтому она становится объектом исследования целого комплекса общественных наук (истории, культурологии, философии, социологии и др.). В связи сэтим представляется возможным использование междисциплинарных методов в изучении. Базисными методами исследования нам представляются структурный метод, системный метод, синхронистический, сопоставительный и сравнительный методы Использование диахронического метода при исследовании эпохи дает возможность оценить изменения в социальной жизни Боспора, которые произошли по сравнению с предшествовавшими периодами.
Научная новизна исследования заключается в привлечении всего спектра источниковой базы исследования семьи и семейных отношений на Боспоре в VI-I вв. до н.э., в первую очередь новых палеоантропологических данных опубликованных учеными. Также научная новизна заключается в критическом осмыслении современных научных концепций, развития Боспора этого периода. Учитывая отсутствие аналогичных исследований в отечественной и зарубежной историографии научная новизна нашего исследования видится в оформлении цельной и непротиворечивой концепции развития семьи и семейных отношений на Боспоре рассматриваемого периода.
Источниковая база.
Главная причина слабой разработанности проблемы - это плохая обеспеченность источниками. Есть письменные источники, но они фрагментарны и немногочисленны. Это в основном работы античных авторов изучаемого периода: Геродота, Аристотеля. Особняком стоят эпиграфические документы . Данный вид источников не лишен недостатков. В первую очередь, стоит отметить, что изучая на основе эпитафий семейные отношения, мы изучаем лишь небольшую, узкую категорию населения, элитарную. Интересны для нашего исследования археологические и палеоантропологические артефакты, которых с каждым годом становится все больше и больше и они становятся более информативными.
Степень изученности проблемы. В огромном массиве очень разнообразной и разноплановой научной литературы наших предшественников с трудом можно отыскать труды, посвященные культурно-антропологическим аспектам истории Боспора в частности, жизни человека в семье. Пожалуй, один из первооткрывателей данной проблемы, но только в отношении Ольвии Э. фон-Штерн. Он впервые в своем труде рассмотрел особенный аспект - жизнь детей в эллинских колониях Северного Причерноморья . Для изучения последнего сюжета им были использованы найденные в древних захоронениях (главным образом на Березани) предметы детского обихода — рожки для кормления, погремушки, фигурки животных и птиц, куклы и т.п.Некий всплеск интереса к исследованию данной проблемы наблюдается в последние десятилетия. Анализируя весь спектр научной литературы по данной тематике, мы можем выделить несколько групп опубликованных трудов. Во-первых, это исследования посвященные изучению различных аспектов развития населения Боспора. В этой связи, фундаментальный труд А.А. Масленникова . Во-вторых, отметим группу исследований в рамках гендерного подхода, но выделим, на наш взгляд труд для нас оказавшийся наиболее полезным - это работа И.С. Свенцицкой .
Но, пожалуй, основными исследованиями по нашей проблематике являются работы Н.В. Молевой ,М.В. Скржинской , Т.А. Кузьминой и А.Н. Матукиной и др. Исследования данных авторов посвящены различным аспектам обозначенной нами теме, но они имеют ряд недостатков: некоторые работы по форме являются тезисами докладов, или посвящены максимально узкой проблематике. В тоже время необходимо заметить, что указанные мною авторы являются первопроходцами в данной очень сложной теме изучения семьи и семейных отношений на Боспоре.
Тем не менее, детального обобщающего исследования по данной проблеме нет, следовательно, наше исследование актуально и обоснованно .
Практическая значимость исследования. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в дальнейших изысканиях по широкому кругу вопросов, связанных с историей материальной культуры, социально-экономической историей античного мира и его периферии. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов в университетах по истории древнего мира, дисциплинам специализации, а также истории, при разработке спецкурсов, проведении семинарских занятий, написании научных работ, и построении новых моделей развития античного общества на Боспоре.
Апробация результатов исследования. По теме исследования у автора имеется выступление на международной конференции в Белгороде. Основные результаты исследования отражены в публикации: 1. Семья и семейные отношения на Боспоре (VI-I вв. до н.э.) // Традиционные культуры мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы
международной научно-практической конференции.- Белгород: Политерра, 2018. - С. 126-131
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложениями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ранние греческие поселенцы на Боспоре, часто женились на женщинах варварского происхождения. Женщины вели домашнее хозяйство исходя из своих знаний и предпочтений. Конечно, происходило влияние мужа, жена в полной мере подчинялась мужу и усваивала греческую культуру, но некоторые элементы варварской культуры проявлялись в повседневности. Типичный пример этому большая распространенность лепной посуды, которая исследователями связывается с варварской культурой. По-видимому, именно женщины (жены) были проводниками негреческой культуры.
На Боспоре в кругах знати (представителей правящего дома) были нередки браки среди родственников. На это указывает целый ряд эпиграфических документов (КБН. 75, 1015). В целом, мы в основном знаем из письменных документов преимущественно о семьях знати.
О семейных отношениях широких слоев населения мы имеем представление лишь по косвенным данным, добытые в результате археологических исследований (в т.ч. и палеоантропологические данные). Положение дочерей и жен полноправных граждан было таким же, как и в большинстве эллинских полисов. Женщины большую часть времени проводили дома, но иногда они могли принимать участие в религиозных праздниках и служить жрицами богов. Специфика Боспорского общества заключается в высоком положении в обществе жены царя. Их статус был официально закреплен обществом и они могли играть заметную роль в сакральной жизни народа. Т.е. мы можем отметить тенденцию, что чем выше социальный статус семьи. Тем свободней и независимей была женщина, но, конечно только в пределах возможного для античной эпохи.
Рождение детей было главной целью женщины на Боспоре. Замужество в этом случае рассматривается как необходимое условие для этого. Из одной эпитафии для обозначения жены Полистрата, Мусы, которая скончалась, не успев родить ребенка, было взято словосочетание «обк аХо%од» - «не жена».Женщина, не родившая детей, с моральной точки зрения, не могла статьполноправной супругой.
На Боспоре, по-видимому, как и в большинстве древних обществ в браках знати, предполагалось ласковое отношение супругов друг к другу и к детям. Нередки свидетельства и сыновьего почтения. Среди наиболее ценных личных качеств было и уважение к родителям: в эпитафии Эммиды, матери Энея, говорится о «сладостных дарах», которые боги ниспошлют сыну (который, вероятнее всего, и заказал эпитафию, увековечив более себя, нежели мать) за почтение к родителям такой же почётной выглядит постановка стелы на могилеАргоная и Ма сыном Антипатром.
С замужеством была связана ещё одна черта, выступающая в эпитафиях как одно из главных достоинств девушки: её непорочность до брака и стыдливость. В эпитафии жены Дия упоминается, что она сумела «сохранить брачное ложе для супруга» (Хвктршу suvpv прод уацетру роОа фика^ацвур), из эпитафии Феофилы мы узнаём, что она была «образцом стыдливости» (тру оокррооих’ц; илобвгуца), а одно из достоинств Клеопатры, дочери Мениска, - её «чистое тело» (oBgvOv окатод). Соответственно, и верность, преданность (воОкр, как у жены Дия) и любовь к мужу были главными достоинствами замужней женщины; неслучайно добродетель упомянутой Клеопатры автор эпитафии сравнил с добродетелью Пенелопы. В женщине ценится и её хозяйственность: так, автор эпитафии Клеопатры, жены Зила, счёл нужным упомянуть, что умершая была «неподражаемой хозяйкой дома» (о1ко5воло(т)1а5в aouvKpiTOv).
Помимо моральных и нравственных качеств ценилась и физическая красота: она упоминается в эпитафии Феофилы; в надписи Клеопатры, дочери Мениска, говорится о нежном облике девушки (тр алакр цорфр). Из эпитафий мы узнаём о красоте жены Дия (каккод) и «неповторимой красоте» (pg каккод aц8^цnnоv) Клеопатры, жены Зила. Об этом же говорят многочисленные сравнения женщин и
Представления об идеальном типе человека на Боспоре позднеэллинистического времени девушек с харитами, олицетворявшими привлекательность и изящество, и музами. Данные боспорских эпитафий во многом совпадают с данными греческой письменной традиции классического периода: добродетель женщины рассматривается только через её взаимоотношения с мужчиной: супругом, отцом, хозяином дома. С одной стороны, тип женщины, изображённой в эпитафиях, близок к патриархальному идеалу классической Греции (ионийские традиции сохранялись в течение долгого времени): она верная и любящая жена, сохранившая себя для мужа и, вероятно, переданная ему отцом, мать и хозяйка.В то же время старый стереотип дополняется новыми, появившимися только в период эллинизма деталями: красота, мудрость, талант в области мусических искусств, в то время как прежние добродетели отходят на второй план (так, только в одной из известных нам эпитафий женщина названа «неподражаемой хозяйкой дома», в других надписях акцент сделан на внешней красоте и достойных восхваления чертах характера). Те же черты появляются в эллинистических эпитафиях из других районов античного мира.
В низших слоях отношения между супругами и их семьями были более деловыми.
Количественные данные по структуре боспорской семьи в рассматриваемое времяотсутствуют. Однако, нет никаких обоснований думать о существенных отличиях в составе и количестве семьи в сравнении с другими центрами античного мира. Большинство семей состояли из родителей (или одного оставшегося родителя) и ребенка или детей. Во многих случаях в одном доме, возможно, жили три поколения, пожилые родители семьи, с парой супругов и их маленькими детьми. Всего, в среднем боспорская семья могла насчитывать 7-9 человек. После смерти старшего поколения бытовала какое-то время нуклеарная семья, но со временем добавлялись супруги детей и, в конечном счете, их дети. Исходя из этого, домохозяйство могло представлять несколько типов. По сути, не отдельные типы семей, а разные этапы одного типа.



1. Аристотель. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Минск: Литература, 1998. — 1392 с.
2. Геродот. История. - М., 1972. - 600 с.
3. Диодор Сицилийский. Библиотека // Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Т. II. (вып. 3-4). - СПб.: Фарн, 1993. - С. 312-325.
ПРОЧИЕ ИСТОЧНИКИ.
1. Матковская Т., Твардецки А., Тохтасьев С., Бехтер А. Боспорские надгробия II в. до н.э. - III в. н.э. // Из собрания Керченского историко¬культурного заповедника. Лапидарная коллекция. Т. III. Кн. 2. Ч. 1. - Киев: «Мистецтво», 2009. - 496 с.
2. Давыдова Л.И. Боспорские надгробные рельефы V в. до н.э. / Каталог выставки. - Л., 1990. - 67 с.
3. Корпус боспорских надписей. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1965. - 951 с.
4. Корпус боспорских надрисей. Альбом иллюстраций. - СПб.: Bibliotheca classica Petropolitana, 2004. - 432 с.
5. Терракотовые статуэтки Пантикапей / Отв. ред. М.М. Кобылина // САИ. Вып Г 1-11 Ч. III. - М, 1974. - 57 с.
6. Соколов Г.И. Античное Причерноморье. Памятники архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства (альбом). - Л.: Аврора, 1973. - 193 с.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, Е.М. Юго-восточная часть некрополя Горгиппии / Е.М. Алексеева // Горгиппия: материалы Анапской археологической экспедиции. - Краснодар, 1982. - 560 с.
2. Античное наследие Кубани: в 3-х тт. / под редакцией Г.М.
Бонгард-Левина, В.Д. Кузнецова. T.I. - М.: Наука, 2010. - 604 с.
3. Античное наследие Кубани: в 3-х тт. / под редакцией Г.М.
Бонгард-Левина, В.Д. Кузнецова. Т.П. - М.: Наука, 2010. - 670 с.
4. Батиева, Е.Ф. Население Танаиса по антропологическим данным / Е.Ф Батиева // Вестник Танаиса. 2007. Вып. 2. - С. 98-114.
5. Блаватская, Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени / Т.В. Блаватская. - М.: Наука, 1983. - 324 с.
6. Болтунова, А.И. Метрическая эпитация из пантикапейского
некрополя / А.И. Болтунова // ВДИ. 1968. № 2. - С. 130-132.
7. Болтунова, А.И. Надгробная эпиграмма жены Диа / А.И.
Болтунова // История и культура античного мира. - М., 1977. - С. 23-28.
8. Брюле, П. Повседневная жизнь древнегреческих женщин в
классическую эпоху/ П. Брюле. - М.:Молодая гвардия: Палимпсест, 2005.-238 с.
9. Бужилова, А.П. Homosapiens: история болезни / А.П. Бужилова. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 320 с.
10. Бузескул, В. Женский вопрос в Древней Греции / В. Бузескул. - Харьков, 1905. - 42 с.
11. Бунятян, Е.П. Методика социальной реконструкции по данным рядовых скифских могильников / Е.П. Бунятан // Теория и методика археологических исследований. - Киев, 1981. - С. 136-184.
12. Вариман, Е.Е. Женщина в Древнем мире / Е.Е. Вариман. - М.: Наука, 1990. - 335 с.
13. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. - М.: Высшая школа, 1988. - 496 с.
14. Виноградов, Ю.Г. Древнейшее греческое письмо с острова Березань / Ю.Г. Виноградов // ВДИ. 1971. № 4. С. 78-98.
15. Гайдукевич, В.Ф. Боспорский город Илурат / В.Ф. Гайдукевич // СА. 1950. № 13. - С. 193-204.
16. Гайдукевич, В.Ф. Илурат. Итоги археологических исследований 1948-1953 гг. / В.Ф. Гайдукевич // МИА. 1958. № 85. - С9 - 148.
17. Грач, Н.Л. Некрополь Нимфея / Н.Л. Грач. - Л.: Наука, 1999. - 328 с.
18. Герасимова, М.М. Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы / М.М. Герасимова, Н.М Рудь, Л.Т. Яблонский - М.: Наука, 1987. - 252 с.
19. Даниленко, В.Н. Стелы эллинистического Херсонеса как исторический источник / В.Н. Даниленко // Автореферат дис. ... канд. ист. наук. - Харьков, 1968. - 35с.
20. Денисова, В.И. Стихотворная древнегреческая надпись из Ольвии / В.И. Денисова // СА. 1988. № 1 - С. 251-256.
21. Добровольская, М.В., Население по антропологическим данным / С.В. Доюровольская, М.Б. Медникова // Античное наследие Кубани. Т. 2. - М.: Наука, 2010. - С. 474-490.
22. Женщина, брак, семья до начала нового времени.
Демографические и социокультурные аспекты. - М.: Наука, 1993. - 154 с.
23. Зайцев, А.И. Культурный переворот в древней Греции VII-V вв. до нэ. / А.И. Зайцев.- Л., 1985. -30 с.
24. Иванова, А.П. Скульптура и живопись Боспора / А.П. Иванова. - Киев, 1961. - 73 с.
25. История женщин на Западе. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / под общ.ред. Ж. Дюби, М. Перро. - СПб.: Алетейя, 2005. - 600 с.
26. Келли, Дж. Социальные отношения полов и методологическое значение истории женщин / Дж. Келли // Женщины. История. Общество. Вып. 2. - Тверь, 2002. - С.17-42.
27. Коровина, А.К. Некрополь Фанагории ( раскопки 1964-1965 годов) / А.К. Коровина // СГМИИ. 1987. Т.8. - С. 71-109.
28. Кузьмина, Т.А. Женщина на периферии античного мира: к вопросу о влиянии варварского фактора (на примере Боспора) / Т.А. кузьмина // Из истории античного общества. Вып. 12. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2009. - С. 156-163.
29. Кузнецов, В.Д. Новые надписи из Фанагории / В.Д. Кузнецов // ВДИ. 2007. № 1. - С. 238-243.
30. Лихт, Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции / Г. Лихт. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 430 с.
31. Марти, А.Ю. Детское погребение IV в. до н.э. из кургана близ Тиритаки / А.Ю. Марти // СА. Вып. VI. - М., 1940. - С. 120-129.
32. Матковская, Т.А. Образ боспорянки (по материалам Керченского Лапидария) / Т.А. Матковская // БИ. Вып. II. - Симферополь, 2002. - С. 89¬102.
33. Матковская, Т.А. «.Камень изливающий немую скорбь» (Коллекция керченского лапидария) / Т.А. Матковская. - Керчь, 2000. - 96 с.
34. Матукина, А.Н. Представления об идеальном типе человека на Боспоре позднеэллинистического времени / А.Н. Матукина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. История. 2011 № 6 (1). - С. 250-254.
35. Масленников, А.А. Население Боспорского государства в VI-II вв. до н.э. / А.А. Масленников. - М.: Наука, 1981. - 125 с.
36. Мердок, Дж. П. Социальная структура / Дж. П. Мердок. - М.: ОГИ, 2003. - 608 с.
37. Миллард, Э., Роль женщины / Э. Миллард, С.Пич // Греки - М.: Росмэн, 1995. - С. 50.
38. Молева, Н.В. О возможности демографического кризиса на Боспоре второй половины I в. до н.э. - I в. н.э. (по данным эпиграфики) / Н.В. Молева // Боспорские чтения. Вып. IV. - Керчь, 2005. - С. 215-218.
39. Молева, Н.В. Семья и демографическая ситуация на Боспоре в III-I вв. до н.э. / Н.В. Молева, Н.В. Скакалкина // БЧ. - Керчь, 2005 - С 150-153.
40. Молева, Н.В. О продолжительности человеческой жизни на Боспоре в VI-I вв. до н.э. / Н.В. Молева // БЧ. Вып. X. - Керчь, 2009. - С. 293¬299.
41. Молева, Н.В. Боспорская женщина в семье и обществе / Н.В. Молева // Историк, археолог, литератор. К 90-летию М.М. Кубланова. - СПб., 2004. - С. 67-72.
42. Павлов, А.А. Брак: любовь или добродетель (античные этюды) / А.А. Павлов // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. № 2. - М., 2001. - С. 327-347.
43. Петерс, Б.Г.Косторезное дело в античных государствах Северного Причерноморья / Б.Г. Петерс. - М.: Наука, 1986. - 185 с.
44. Ростовцев, М. И. Бронзовый бюст боспорской царицы и история Боспора в эпоху Августа / М.И. Ростовцев // Древности. Труды Московского археологического общества. Т. 25. - М.,1916. - С. 1-14.
45. Ростовцев, М.И. Амага и Тиргатао / М.И. Ростовцев // ЗООИД. 1915. Т. XXXII. - С. 58-77.
46. Ростовцев, М.И. Скифия и Боспор / М.И. Ростовцев. - Л., 1925. - 312 с.
47. Русяева, А.С. Эпиграфические памятники / А.С. Русяева // Культура населения Ольвии и ее округи в архаическое время. - Киев, 1987. - С. 134-154
48. Русяева, А.С. Исторические личности Эллино-скифской эпохи/ А.С. Русяева, А.Б. Супруненко. - Киев, 2003. - 320 с.
49. Сапрыкин, С.Ю.Женщины - правительницы Понтийского и Боспорского царств (Динамия, Пифодорида, Антония Тифена) / С.Ю. Сапрыкин // Женщина в античном мире. - М., 1995. - С. 181- 203.
50. Соловьев, С.А. Археологические памятники сельской округи и некрополя Нимфея / С.А. Соловьев. - СПб.,2003. -212 с.
51. Свенцицкая, И.С. Человек и мир в восприятии греков эллинистического времени / И.С. Свенцицкая // Эллинизм: восток и запад. - М., 1992. - С. 149-191.
52. Свенцицкая, И.С. Греческая женщина античной эпохи: путь к независимости / И.С. Свенцицкая // Частная жизнь. Человек в кругу семьи. - М., 1996. - С. 74-102.
53. Скржинская, М.В. Будни и праздники Ольвии в VI-I вв. до н.э. / М.В. Скрижинская. - СПб.: Алетейя, 2000. - 288 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ