Психокоррекция тревожности студентов с чертами пограничного расстройства личности средствами БОС-тренинга
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения тревожности студентов с чертами пограничного расстройства личности
1.1. Понятие тревожности в зарубежной и отечественной психологии 8
1.2. Исследование пограничного расстройства личности в отечественной и
зарубежной литературе 20
1.3. Возможности аппаратурных методов психологической коррекции
посредством БОС 31
Глава 2. Эмпирическое изучение тревожности студентов с чертами пограничного расстройства личности
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Результаты исследования уровня тревожности студентов с чертами
пограничного расстройства личности 45
2.3. Психологическая коррекция тревожности студентов с чертами
пограничного расстройства личности посредством БОС-тренинга и анализ ее эффективности 52
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения 70
Глава 1. Теоретические основы изучения тревожности студентов с чертами пограничного расстройства личности
1.1. Понятие тревожности в зарубежной и отечественной психологии 8
1.2. Исследование пограничного расстройства личности в отечественной и
зарубежной литературе 20
1.3. Возможности аппаратурных методов психологической коррекции
посредством БОС 31
Глава 2. Эмпирическое изучение тревожности студентов с чертами пограничного расстройства личности
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Результаты исследования уровня тревожности студентов с чертами
пограничного расстройства личности 45
2.3. Психологическая коррекция тревожности студентов с чертами
пограничного расстройства личности посредством БОС-тренинга и анализ ее эффективности 52
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения 70
Исследования последних десятилетий показывают, что пограничное расстройство личности (ПРЛ) составляет около 2—3% общей популяции. Одной из ведущих причин такого существенного распространения выступают изменения в экономической и социально-политической сферах, которые сопровождаются снижением уровня жизни, смещением социальных и нравственных ценностей, повышением уровня безработицы, распадом семей, ростом алкоголизма, наркомании. Всё это приводит к напряжению в обществе, беспокойству, неуверенности и страху. Кроме того, на сегодняшний день, большинство видов трудовой деятельности современного человека связаны с нервным, а так же психическим напряжением, информационными и эмоциональными перегрузками, усиливающими данное напряжение, что способствует развитию пограничного расстройства личности.
Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ- 10), пограничное расстройство личности относится к эмоционально неустойчивому расстройству личности, которое характеризуется эмоциональной
неуравновешенностью, импульсивностью, низким самоконтролем. Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам IV издания (DSM-IV), признаками пограничного расстройства личности являются выраженная нестабильность межличностных отношений, образа Я, эмоциональная неустойчивость. Как показывают результаты исследований, для лиц со склонностью к пограничному расстройству личности в основном характерны депрессивные состояния, отрицательные эмоции, такие как тревога, печаль, гнев и его проявления, тоска. В целом, критерии пограничного расстройства личности отражают паттерн поведенческой, эмоциональной и когнитивной нестабильности и дисрегуляции.
На сегодняшний день большинство лиц с пограничным расстройством личности принадлежат к молодой возрастной категории, и одной из уязвимых групп являются студенты ВУЗов. Личность студента формируется под воздействием многих факторов: учебные нагрузки, режим труда и отдыха, особенности возраста, изменение социально-бытовой сферы, развитие новых межличностных отношений. Таким образом, адаптация к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий от обучающихся готовности преодолевать различные трудности, которые будут возникать в период обучения. Это может быть информационная насыщенность учебного процесса, наличие особых форм организации учебной деятельности, увеличение учебных нагрузок и т.п. Вполне возможно, что данные аспекты учебной деятельности повышают у студентов вероятность развития склонности к пограничному расстройству личности.
Большой вклад в изучение пограничных расстройств личности внесли такие отечественные ученые, как: В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, П.К. Анохин, В.А. Гиляровский, М.В. Мясищева, Е.Т. Соколова и др. А также ряд зарубежных ученых: Б. Карпмен, М.Модзли, М.Стоун и др. Но, несмотря на большое количество исследований в области изучения пограничных расстройств личности, всё же мало изученной остается студенческая популяция. Кроме того, на сегодняшний день в ВУЗе не достаточно внедрены комплексные коррекционные программы по работе с лицами, склонными к пограничному расстройству личности. В этом мы видим актуальность нашего исследования. Представляется целесообразным исследование студентов с чертами пограничного расстройства личности в период наибольшей адаптации к среде ВУЗа, а также возможностей новых аппаратурных методов, в частности, тренинга с использованием биологической обратной связи. Тревожность, как эмоциональное проявление, сопровождается непосредственным участием вегетативной нервной системы. Исходя из этого, мы можем говорить о протекающем процессе саморегуляции, в основе которого лежит принцип «обратной связи». В свою очередь, метод биологической обратной связи (БОС) позволяет испытуемому, используя определенные методические приемы, вполне самостоятельно, волевыми усилиями, корректировать работу функциональных систем своего организма, улучшать навыки самоконтроля и саморегуляции с помощью скрытых физиологических резервов. Кроме того, экспериментальный материал, накопленный за последние годы указывает на «экологичность» и высокую эффективность БОС-тренинга в коррекции тревожно-депрессивных расстройств, а также лечении зависимых состояний, соматических расстройств, нарушений функций внимания и т.д. Еще одно преимущество данного метода - возможность дозирования и индивидуальной коррекции нагрузок в процессе занятий.
Таким образом, мы можем наметить проблему нашего исследования: каковы возможности БОС - тренинга для коррекции тревожности студентов с чертами пограничного расстройства личности?
Цель: обосновать эффективность БОС-тренинга в психокоррекции
тревожности у студентов c чертами пограничного расстройства личности.
Объект: тревожность студентов с чертами пограничного расстройства личности.
Предмет: психокоррекция тревожности студентов с чертами
пограничного расстройства личности средствами БОС-тренинга.
Гипотеза: для студентов с высоким уровнем тревожности характерна средняя выраженность черт пограничного расстройства личности; психокоррекционная программа с использованием БОС - тренинга позволит снизить уровень тревожности и выраженность черт пограничного расстройства личности.
Задачи:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть понятия: «черты пограничного расстройства личности», «тревожность», «биологическая обратная связь».
2. Исследовать особенности проявления черт пограничного расстройства личности и тревожности студентов.
3. С помощью психокоррекционной программы провести формирующий эксперимент посредством БОС-тренинга для снижения уровня тревожности студентов с чертами пограничного расстройства личности.
4. Проверить эффективность психокоррекционной программы с использованием БОС-тренинга.
Теоретико-методологической основой исследования служат труды О.В. Баженова, В.И. Брутмана, М.Г. Панкратовой, М.С. Родионовой, В.М. Астапова, А.М.Прихожан, Н.Е. Лысенко по изучению тревожности; концепции Ю.А. Александровского, Р.М. Баевского, В.М. Бехтерева, Ф.Ф. Детенгофа по изучению пограничного расстройства личности; публикации А.В. Адамчука, Д.П. Аксенова, Н.Н. Василевского по изучению метода БОС.
Методологической основой послужили идеи и принципы системного подхода психофизиологии адаптационных процессов, а так же исследования А.Б. Холмогоровой, И.Д. Климовой посвященные проблеме исследования пограничного расстройства личности среди студенческой молодежи.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы. В исследовании использовались следующие методы: эмпирические (тестирование, опросники, наблюдение, беседа), методы математико-статистического анализа данных, интерпретационные методы. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием коэффициента корреляции r Пирсона, параметрического критерия F-Фишера. Математическая обработка данных проводилась с помощью SPSS Statistics.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Шкала депрессии А. Бека.
2. Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства формы «S»» Т.Ю. Ласовской.
3. Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова).
4. Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин).
Опытно-эмпирическое исследование проводилось в два этапа.
Сроки исследования 2016-2017г.
База исследования: «Белгородский государственный национальный исследовательский университете» (НИУ «БелГУ»). Учебная лаборатория психофизиологии и нейрофизиологии факультета Психологии.
Выборка: 65 студентов факультета психологии в возрасте от 18 до 20 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 10 рисунков и 1 таблицу, заключения, списка литературы (91 источник), приложения. Объем работы составляет 61 страницу машинописного текста.
Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ- 10), пограничное расстройство личности относится к эмоционально неустойчивому расстройству личности, которое характеризуется эмоциональной
неуравновешенностью, импульсивностью, низким самоконтролем. Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам IV издания (DSM-IV), признаками пограничного расстройства личности являются выраженная нестабильность межличностных отношений, образа Я, эмоциональная неустойчивость. Как показывают результаты исследований, для лиц со склонностью к пограничному расстройству личности в основном характерны депрессивные состояния, отрицательные эмоции, такие как тревога, печаль, гнев и его проявления, тоска. В целом, критерии пограничного расстройства личности отражают паттерн поведенческой, эмоциональной и когнитивной нестабильности и дисрегуляции.
На сегодняшний день большинство лиц с пограничным расстройством личности принадлежат к молодой возрастной категории, и одной из уязвимых групп являются студенты ВУЗов. Личность студента формируется под воздействием многих факторов: учебные нагрузки, режим труда и отдыха, особенности возраста, изменение социально-бытовой сферы, развитие новых межличностных отношений. Таким образом, адаптация к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий от обучающихся готовности преодолевать различные трудности, которые будут возникать в период обучения. Это может быть информационная насыщенность учебного процесса, наличие особых форм организации учебной деятельности, увеличение учебных нагрузок и т.п. Вполне возможно, что данные аспекты учебной деятельности повышают у студентов вероятность развития склонности к пограничному расстройству личности.
Большой вклад в изучение пограничных расстройств личности внесли такие отечественные ученые, как: В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, П.К. Анохин, В.А. Гиляровский, М.В. Мясищева, Е.Т. Соколова и др. А также ряд зарубежных ученых: Б. Карпмен, М.Модзли, М.Стоун и др. Но, несмотря на большое количество исследований в области изучения пограничных расстройств личности, всё же мало изученной остается студенческая популяция. Кроме того, на сегодняшний день в ВУЗе не достаточно внедрены комплексные коррекционные программы по работе с лицами, склонными к пограничному расстройству личности. В этом мы видим актуальность нашего исследования. Представляется целесообразным исследование студентов с чертами пограничного расстройства личности в период наибольшей адаптации к среде ВУЗа, а также возможностей новых аппаратурных методов, в частности, тренинга с использованием биологической обратной связи. Тревожность, как эмоциональное проявление, сопровождается непосредственным участием вегетативной нервной системы. Исходя из этого, мы можем говорить о протекающем процессе саморегуляции, в основе которого лежит принцип «обратной связи». В свою очередь, метод биологической обратной связи (БОС) позволяет испытуемому, используя определенные методические приемы, вполне самостоятельно, волевыми усилиями, корректировать работу функциональных систем своего организма, улучшать навыки самоконтроля и саморегуляции с помощью скрытых физиологических резервов. Кроме того, экспериментальный материал, накопленный за последние годы указывает на «экологичность» и высокую эффективность БОС-тренинга в коррекции тревожно-депрессивных расстройств, а также лечении зависимых состояний, соматических расстройств, нарушений функций внимания и т.д. Еще одно преимущество данного метода - возможность дозирования и индивидуальной коррекции нагрузок в процессе занятий.
Таким образом, мы можем наметить проблему нашего исследования: каковы возможности БОС - тренинга для коррекции тревожности студентов с чертами пограничного расстройства личности?
Цель: обосновать эффективность БОС-тренинга в психокоррекции
тревожности у студентов c чертами пограничного расстройства личности.
Объект: тревожность студентов с чертами пограничного расстройства личности.
Предмет: психокоррекция тревожности студентов с чертами
пограничного расстройства личности средствами БОС-тренинга.
Гипотеза: для студентов с высоким уровнем тревожности характерна средняя выраженность черт пограничного расстройства личности; психокоррекционная программа с использованием БОС - тренинга позволит снизить уровень тревожности и выраженность черт пограничного расстройства личности.
Задачи:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть понятия: «черты пограничного расстройства личности», «тревожность», «биологическая обратная связь».
2. Исследовать особенности проявления черт пограничного расстройства личности и тревожности студентов.
3. С помощью психокоррекционной программы провести формирующий эксперимент посредством БОС-тренинга для снижения уровня тревожности студентов с чертами пограничного расстройства личности.
4. Проверить эффективность психокоррекционной программы с использованием БОС-тренинга.
Теоретико-методологической основой исследования служат труды О.В. Баженова, В.И. Брутмана, М.Г. Панкратовой, М.С. Родионовой, В.М. Астапова, А.М.Прихожан, Н.Е. Лысенко по изучению тревожности; концепции Ю.А. Александровского, Р.М. Баевского, В.М. Бехтерева, Ф.Ф. Детенгофа по изучению пограничного расстройства личности; публикации А.В. Адамчука, Д.П. Аксенова, Н.Н. Василевского по изучению метода БОС.
Методологической основой послужили идеи и принципы системного подхода психофизиологии адаптационных процессов, а так же исследования А.Б. Холмогоровой, И.Д. Климовой посвященные проблеме исследования пограничного расстройства личности среди студенческой молодежи.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы. В исследовании использовались следующие методы: эмпирические (тестирование, опросники, наблюдение, беседа), методы математико-статистического анализа данных, интерпретационные методы. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием коэффициента корреляции r Пирсона, параметрического критерия F-Фишера. Математическая обработка данных проводилась с помощью SPSS Statistics.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Шкала депрессии А. Бека.
2. Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства формы «S»» Т.Ю. Ласовской.
3. Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова).
4. Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин).
Опытно-эмпирическое исследование проводилось в два этапа.
Сроки исследования 2016-2017г.
База исследования: «Белгородский государственный национальный исследовательский университете» (НИУ «БелГУ»). Учебная лаборатория психофизиологии и нейрофизиологии факультета Психологии.
Выборка: 65 студентов факультета психологии в возрасте от 18 до 20 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 10 рисунков и 1 таблицу, заключения, списка литературы (91 источник), приложения. Объем работы составляет 61 страницу машинописного текста.
Студенческий возраст - период сложного структурирования интеллекта, активной социализации человека как будущего профессионала, активного развития морально - эстетических чувств, становления и стабильности характера, период принятия и исполнения социальных ролей взрослого человека. Именно студенческая пора является сенситивной не только для развития интеллектуальных, но и физических сил. В этом возрасте учебный вид деятельности и трудовой развиваются параллельно. Исходя из этого, студенты имеют представление о том, что успешность их будущей трудовой деятельности зависит от успешности обучения в ВУЗе. В свою очередь обучение в ВУЗе - процесс сложный и многогранный, он сопровождается информационной насыщенностью учебного процесса, наличием особых форм организации учебной деятельности, увеличением учебных нагрузок и т.п. Данные аспекты учебной деятельности повышают у студентов вероятность развития черт пограничного расстройства личности, которое на сегодняшний день особенно распространено среди молодой популяции.
Для лиц с чертами пограничного развития личности характерны: эмоциональная неуравновешенность, импульсивность, низкий самоконтроль. А также нестабильность межличностных отношений, образа Я, депрессивные состояния, отрицательные эмоции, такие как тревога, печаль, гнев и его проявления, тоска. В целом, критерии пограничного расстройства личности отражают паттерн поведенческой, эмоциональной и когнитивной нестабильности и дисрегуляции, что, конечно же, препятствуют как учебной детальности в ВУЗе, так и в целом во взаимодействии с социумом.
Что касается тревожности, как одного из симптомов пограничного расстройства личности, то она может проявляться в разной степени. У некоторых лиц с пограничным расстройством личности тревожность может переходить в сильное чувство нервозности, напряжения или паники. Тревожность сопровождается беспокойством по поводу негативных
последствий, неприятных переживаний прошлого или же неблагоприятных ситуаций в ожидаемом будущем; чувством страха, дурными предчувствиями, ощущением угрозы в ситуациях неопределенности, страхом внутреннего распада или утраты контроля
Этот факт говорит о необходимости применения мер психологической превенции, а именно - реализации психокоррекционной программы с применением БОС-тренинга, как одной из эффективных на сегодняшний день. Кроме того, экспериментальный материал, накопленный за последние годы указывает на «экологичность» БОС-тренинга в коррекции тревожно-депрессивных расстройств, а также лечении зависимых состояний, соматических расстройств, нарушений функций внимания и т.д. Еще одно преимущество данного метода - возможность дозирования и индивидуальной коррекции нагрузок в процессе занятий.
В данной дипломной работе был изучен вопрос взаимосвязи черт пограничного расстройства личности с уровнем тревожности, адаптации и депрессии. Мы выяснили, что при высоком уровне тревожности студентов, наблюдается наличие черт пограничного расстройства личности.
Нами была реализована психокоррекционная программа с применением БОС-тренинга по параметрам ЧСС, которая способствовала снижению уровня тревожности, тем самым снизив уровень выраженности черт пограничного расстройства личности студентов.
Выбор данного метода обусловлен тем, что регулирование частоты сердечных сокращений является одной из функций вегетативной нервной системы. В свою очередь такое эмоциональное проявление, как тревожность, также осуществляется при непосредственном участии вегетативной нервной системы. Таким образом, БОС-тренинг позволяет испытуемому, используя определенные методические приемы, вполне самостоятельно, волевыми усилиями, корректировать работу функциональных систем своего организма, улучшать навыки самоконтроля и саморегуляции с помощью скрытых физиологических резервов.
В рамках исследования наша гипотеза подтвердились: для студентов с высоким уровнем тревожности характерна средняя выраженность черт пограничного расстройства личности; психокоррекционная программа с использованием БОС - тренинга позволяет снизить уровень тревожности и выраженности черт пограничного расстройства личности.
Поставленные нами задачи были решены, заявленная цель достигнута.
Для лиц с чертами пограничного развития личности характерны: эмоциональная неуравновешенность, импульсивность, низкий самоконтроль. А также нестабильность межличностных отношений, образа Я, депрессивные состояния, отрицательные эмоции, такие как тревога, печаль, гнев и его проявления, тоска. В целом, критерии пограничного расстройства личности отражают паттерн поведенческой, эмоциональной и когнитивной нестабильности и дисрегуляции, что, конечно же, препятствуют как учебной детальности в ВУЗе, так и в целом во взаимодействии с социумом.
Что касается тревожности, как одного из симптомов пограничного расстройства личности, то она может проявляться в разной степени. У некоторых лиц с пограничным расстройством личности тревожность может переходить в сильное чувство нервозности, напряжения или паники. Тревожность сопровождается беспокойством по поводу негативных
последствий, неприятных переживаний прошлого или же неблагоприятных ситуаций в ожидаемом будущем; чувством страха, дурными предчувствиями, ощущением угрозы в ситуациях неопределенности, страхом внутреннего распада или утраты контроля
Этот факт говорит о необходимости применения мер психологической превенции, а именно - реализации психокоррекционной программы с применением БОС-тренинга, как одной из эффективных на сегодняшний день. Кроме того, экспериментальный материал, накопленный за последние годы указывает на «экологичность» БОС-тренинга в коррекции тревожно-депрессивных расстройств, а также лечении зависимых состояний, соматических расстройств, нарушений функций внимания и т.д. Еще одно преимущество данного метода - возможность дозирования и индивидуальной коррекции нагрузок в процессе занятий.
В данной дипломной работе был изучен вопрос взаимосвязи черт пограничного расстройства личности с уровнем тревожности, адаптации и депрессии. Мы выяснили, что при высоком уровне тревожности студентов, наблюдается наличие черт пограничного расстройства личности.
Нами была реализована психокоррекционная программа с применением БОС-тренинга по параметрам ЧСС, которая способствовала снижению уровня тревожности, тем самым снизив уровень выраженности черт пограничного расстройства личности студентов.
Выбор данного метода обусловлен тем, что регулирование частоты сердечных сокращений является одной из функций вегетативной нервной системы. В свою очередь такое эмоциональное проявление, как тревожность, также осуществляется при непосредственном участии вегетативной нервной системы. Таким образом, БОС-тренинг позволяет испытуемому, используя определенные методические приемы, вполне самостоятельно, волевыми усилиями, корректировать работу функциональных систем своего организма, улучшать навыки самоконтроля и саморегуляции с помощью скрытых физиологических резервов.
В рамках исследования наша гипотеза подтвердились: для студентов с высоким уровнем тревожности характерна средняя выраженность черт пограничного расстройства личности; психокоррекционная программа с использованием БОС - тренинга позволяет снизить уровень тревожности и выраженности черт пограничного расстройства личности.
Поставленные нами задачи были решены, заявленная цель достигнута.



