Особенности административно-правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления по исполнению полномочий в области пожарной безопасности
|
Введение. 3
Глава 1. Сущность административно-правового 10 обеспечения противопожарной безопасности муниципального образования.
1.1 Понятие противопожарной безопасности как объекта 10 административно-правового обеспечения городского (сельского) поселения.
1.2 Субъекты обеспечения противопожарного режима на 22 территориях поселений, их полномочия, компетенции.
1.3 История становления и развития деятельности 29 органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности.
Глава 2. Административно-правовая деятельность 42 органовместного самоуправления в области пожарной безопасности.
2.1 Контроль деятельности, ответственность органов 42 местного самоуправления в сфере обеспечения пожарной безопасности.
2.2 Оценка эффективности деятельности, система 59 факторов, влияющих на пожарную безопасность муниципального образования.
2.3 Современные проблемы правового регулирования 72 реализации полномочий в области пожарной безопасности поселений.
Заключение 87
Список используемых источников и литературы 93
Приложения 100
Глава 1. Сущность административно-правового 10 обеспечения противопожарной безопасности муниципального образования.
1.1 Понятие противопожарной безопасности как объекта 10 административно-правового обеспечения городского (сельского) поселения.
1.2 Субъекты обеспечения противопожарного режима на 22 территориях поселений, их полномочия, компетенции.
1.3 История становления и развития деятельности 29 органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности.
Глава 2. Административно-правовая деятельность 42 органовместного самоуправления в области пожарной безопасности.
2.1 Контроль деятельности, ответственность органов 42 местного самоуправления в сфере обеспечения пожарной безопасности.
2.2 Оценка эффективности деятельности, система 59 факторов, влияющих на пожарную безопасность муниципального образования.
2.3 Современные проблемы правового регулирования 72 реализации полномочий в области пожарной безопасности поселений.
Заключение 87
Список используемых источников и литературы 93
Приложения 100
В соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основ конституционного строя на территории государства является местное самоуправление. На современном этапе развития российской государственности институт местного самоуправления выступает одним из связующих звеньев между государственными структурами и населением России.
Стабильное и эффективное функционирование системы элементов структуры местного самоуправления, в том числе в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, во многом определяется уровнем развития его правовой основы.
Актуальность выбранной для исследования темы обусловлена тем, что обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и территорий является одним из тех факторов, которые непосредственно влияют на экономическое развитие, как отдельной территориальной единицы, так и всего государства в целом.
Вопросы безопасности и защиты населения в РФ, ее территории от пожаров и их последствий должны рассматриваться как неотъемлемая часть государственной политики в сфере национальной безопасности, то есть как одна из важных функций деятельности центральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
На протяжении многих последних лет, в ходе эволюции общества, человечество испытывает существенные потери от пожаров как природного, так и техногенного происхождения.
Сегодня пожары создают угрозу и наносят ощутимый ущерб не только жизни и здоровью людей, но и экономике государства, природным ресурсам, объектам культурного наследия, территориям, задействованным в развитии демографических процессов.
Следует отметить, что для России, в виду ее географических особенностей, по сравнению с другими странами, характерно наличие высокого количества пожароопасных объектов. При возникновении на них чрезвычайных ситуаций, такие объекты могут создавать непосредственную угрозу безопасности жизнедеятельности человека, а так же вредно повлиять на животный и растительный мир.
На сегодняшний день основы государственной политики РФ в области пожарной безопасности на период до 2030 года утверждены Указом Президента РФ от 01 января 2018 года № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года».
В соответствии с данным указом, государственная политика РФ в области пожарной безопасности является совокупностью скоординированных и объединенных общим замыслом политических, социально-экономических, правовых, информационных и иных мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
Немаловажная роль в развитии государства так же уделяется организации деятельности органов местного самоуправления, в том числе исполнению ими полномочий в области пожарной безопасности.
В настоящее время существует острая необходимость совершенствования правовых основ такой деятельности. Наряду с обеспечением устойчивого социально¬экономического развития страны, необходимо постоянно заботиться о состоянии жизнедеятельности общества в целом, и каждого человека в отдельности, обеспечивать надлежащий уровень пожарной безопасности и стремиться создать правовую систему лишенную каких-либо недостатков.
Следует отметить, что в современной юридической литературе теоретические и прикладные аспекты управления пожарной безопасностью в муниципальных образованиях, деятельности органов местного самоуправления по исполнению полномочий в области пожарной безопасности исследованы не достаточно.
Среди трудов, посвященных рассматриваемым в данном исследовании вопросам, особое значение придавалось работам таких ученных как: В.А. Акимова - одного из основателей современной системы мониторинга, прогнозирования и управления в чрезвычайных ситуациях; Н.Н. Брушлинского - специалиста в области математического моделирования сложных систем и прикладной статистики; В.М. Гаврилей - исследователя в области методологии оценки риска различных видов опасности (пожар, хищение, взрыв и пр.) и выбора стратегии борьбы с ними; Ю.М. Глуховенко - ученного, сфера научных интересов которого связана с теорией управления пожарными рисками, а также разработкой методов обоснования ресурсной потребности подразделений противопожарной службы; Ю.С. Попкова -специалиста в области информационных технологий и автоматизации сложных систем; Н.Л. Присяжнюк - эксперта Научно¬образовательного комплекса организационно-управленческих проблем Государственной противопожарной службы.
Кроме того, в сфере правового обеспечения предупреждения и ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности технических, социальных, экономических, экологических и других систем в нашей стране, в последние десятилетия активную исследовательскую деятельность осуществляли А.А. Быков, Ю.Л. Воробьев, А.Т. Губин, А.Н. Елохин, С.К. Шойгу.
В развитие вопросов теории, анализа и расчета пожарных рисков внесли значительный вклад такие ученые как И.А. Болодьян, Ю.И. Дешевых, Е.Г. Родионов, С.В. Соколов, Е.Н. Тужиков и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между органами местного самоуправления и иными субъектами в процессе осуществления ими обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на определенной территории.
Предметом исследования являются нормативно-правовые и иные акты, оказывающие непосредственное или косвенное регулирующее воздействие на деятельность органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности и правоприменительная практика управления деятельностью по обеспечению пожарной безопасности на муниципальном уровне.
Цель исследования включает изучение административно-правовых основ деятельности органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципальных образований, а также разработку предложений по совершенствованию организационного и правового механизма управления деятельностью по обеспечению пожарной безопасности на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели мною были обозначены следующие основные задачи:
- рассмотреть субъекты обеспечения противопожарного режима на территориях поселений, их полномочия и компетенцию в области пожарной безопасности;
- исследовать историю становления и развития деятельности органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности;
- изучить особенности организации и осуществления контроля за осуществлением деятельности местных органов в области пожарной безопасности;
- обозначить особенности привлечения к ответственности органов местного самоуправления при неисполнении ими исследуемых полномочий по обеспечению пожарной безопасности;
- провести анализ существующего метода оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по исполнению полномочий в области пожарной безопасности;
- определить систему факторов, влияющих на пожарную безопасность муниципального образования;
- рассмотреть современные проблемы правового регулирования реализации полномочий органов местного самоуправления в области пожарной безопасности поселений, предложить варианты изменения некоторых положений нормативных правовых актов, непосредственно влияющих на исследуемую деятельность.
Методы исследования. Методологической основой исследования является применение современных методов и принципов научного познания Проведенноеисследование, основано в большей степени на свойствах системного подхода и социологической теории.
В работе, с использованием общего научного метода исследования, проанализировано действующее законодательство и практика его применения в сфере пожарной безопасности на местном уровне. С учетом свойств указанного метода, использована возможность проследить этапы становления и развития полномочий органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
Философские методы (принципы объективности, историзма) применялись прежде всего для систематизации и классификации литературы и фактологического материала, установления достоверности и полноты информации.
С помощью конкретно-исторического метода было изучено развитие законодательства дореволюционной России, СССР, развитие законодательства в сфере пожарной безопасности современного этапа развития нашего государства.
Элементы системного, структурно-функционального, историко-сравнительного и других методов использовались для
8
выяснения диалектической связи между функциями и структурой системы государственного управления пожарной безопасностью, между правовой деятельностью и правовыми отношениями в этой сфере, прежде всего на уроне муниципальных образований.
Научная новизна работы заключается в том, что она является комплексным исследованием правовых особенностей современного этапа развития деятельности органов местного самоуправления по исполнению полномочий в области пожарной безопасности.
С учетом новых идей и тенденций развития отношений в этой сфере, проведен краткий анализ факторов, непосредственно влияющих на итоги работы муниципалитетов в исследуемой области обеспечения пожарной безопасности.
В работе определены и обозначены примеры, требующие определенных правовых изменений.
Теоретическое и практическое значение полученных результатов. Полученные результаты исследования имеют не только научно-теоретическое, но и практическое значение.
Теоретическое значение работы состоит в том, что управление пожарной безопасностью на муниципальном уровне рассматривается как один из элементов подсистемы государственного управления (часть элемента системы национальной безопасности государства), что может быть учтено при оптимизации или реструктуризации самой структуры пожарной охраны.
В ходе проведения исследования в 2017-2018 годах теоретические аспекты, отраженные в настоящей работе, обсуждались:
- на молодежной научно-практической конференция «Актуальные проблемы юриспруденции» в апреле 2017 года в ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», тема доклада «Деятельность органов местного самоуправления по исполнению полномочий в области пожарной безопасности»;
- на международной научной конференции посвященной памяти доцента М.В. Геворкяна «Правоприменительная деятельность: история и современность» проведенной в июне
2017 года в ФГБОУВО «Псковский государственный университет», тема доклада «Особенности исполнения полномочий органами местного самоуправления в области пожарной безопасности на современном этапе развития общества»;
- в ходе проведения молодежной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правоведения» в апреле
2018 года в ФГБОУВО «Псковский государственный университет», тема доклада «Правовые основы системы парламентаризма и деятельности органов публичной власти. Организационно-правовой аспект взаимодействия»;
- в ходе участия в научно-практической конференции магистрантов «Актуальные вопросы методики научного исследования» - проведенной юридическим факультетом ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» в мае 2018 года, доклад на тему «Методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по исполнению полномочий в области пожарной безопасности. Административно-правовой аспект»;
- на международной конференция «Актуальные проблемы правоведения» (посвященной Дню Конституции России) проведенной юридическим факультетом ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» в декабре 2018 года, тема доклада - «Особенности организации контроля деятельности органов местного самоуправления в сфере обеспечения пожарной безопасности».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты работы могут быть непосредственно использованы для совершенствования и дополнения российского законодательства, направленного на повышение эффективности механизма деятельности органов местного самоуправления по исполнению полномочий в области пожарной безопасности.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав основной части, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Стабильное и эффективное функционирование системы элементов структуры местного самоуправления, в том числе в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, во многом определяется уровнем развития его правовой основы.
Актуальность выбранной для исследования темы обусловлена тем, что обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и территорий является одним из тех факторов, которые непосредственно влияют на экономическое развитие, как отдельной территориальной единицы, так и всего государства в целом.
Вопросы безопасности и защиты населения в РФ, ее территории от пожаров и их последствий должны рассматриваться как неотъемлемая часть государственной политики в сфере национальной безопасности, то есть как одна из важных функций деятельности центральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
На протяжении многих последних лет, в ходе эволюции общества, человечество испытывает существенные потери от пожаров как природного, так и техногенного происхождения.
Сегодня пожары создают угрозу и наносят ощутимый ущерб не только жизни и здоровью людей, но и экономике государства, природным ресурсам, объектам культурного наследия, территориям, задействованным в развитии демографических процессов.
Следует отметить, что для России, в виду ее географических особенностей, по сравнению с другими странами, характерно наличие высокого количества пожароопасных объектов. При возникновении на них чрезвычайных ситуаций, такие объекты могут создавать непосредственную угрозу безопасности жизнедеятельности человека, а так же вредно повлиять на животный и растительный мир.
На сегодняшний день основы государственной политики РФ в области пожарной безопасности на период до 2030 года утверждены Указом Президента РФ от 01 января 2018 года № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года».
В соответствии с данным указом, государственная политика РФ в области пожарной безопасности является совокупностью скоординированных и объединенных общим замыслом политических, социально-экономических, правовых, информационных и иных мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
Немаловажная роль в развитии государства так же уделяется организации деятельности органов местного самоуправления, в том числе исполнению ими полномочий в области пожарной безопасности.
В настоящее время существует острая необходимость совершенствования правовых основ такой деятельности. Наряду с обеспечением устойчивого социально¬экономического развития страны, необходимо постоянно заботиться о состоянии жизнедеятельности общества в целом, и каждого человека в отдельности, обеспечивать надлежащий уровень пожарной безопасности и стремиться создать правовую систему лишенную каких-либо недостатков.
Следует отметить, что в современной юридической литературе теоретические и прикладные аспекты управления пожарной безопасностью в муниципальных образованиях, деятельности органов местного самоуправления по исполнению полномочий в области пожарной безопасности исследованы не достаточно.
Среди трудов, посвященных рассматриваемым в данном исследовании вопросам, особое значение придавалось работам таких ученных как: В.А. Акимова - одного из основателей современной системы мониторинга, прогнозирования и управления в чрезвычайных ситуациях; Н.Н. Брушлинского - специалиста в области математического моделирования сложных систем и прикладной статистики; В.М. Гаврилей - исследователя в области методологии оценки риска различных видов опасности (пожар, хищение, взрыв и пр.) и выбора стратегии борьбы с ними; Ю.М. Глуховенко - ученного, сфера научных интересов которого связана с теорией управления пожарными рисками, а также разработкой методов обоснования ресурсной потребности подразделений противопожарной службы; Ю.С. Попкова -специалиста в области информационных технологий и автоматизации сложных систем; Н.Л. Присяжнюк - эксперта Научно¬образовательного комплекса организационно-управленческих проблем Государственной противопожарной службы.
Кроме того, в сфере правового обеспечения предупреждения и ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности технических, социальных, экономических, экологических и других систем в нашей стране, в последние десятилетия активную исследовательскую деятельность осуществляли А.А. Быков, Ю.Л. Воробьев, А.Т. Губин, А.Н. Елохин, С.К. Шойгу.
В развитие вопросов теории, анализа и расчета пожарных рисков внесли значительный вклад такие ученые как И.А. Болодьян, Ю.И. Дешевых, Е.Г. Родионов, С.В. Соколов, Е.Н. Тужиков и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между органами местного самоуправления и иными субъектами в процессе осуществления ими обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на определенной территории.
Предметом исследования являются нормативно-правовые и иные акты, оказывающие непосредственное или косвенное регулирующее воздействие на деятельность органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности и правоприменительная практика управления деятельностью по обеспечению пожарной безопасности на муниципальном уровне.
Цель исследования включает изучение административно-правовых основ деятельности органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципальных образований, а также разработку предложений по совершенствованию организационного и правового механизма управления деятельностью по обеспечению пожарной безопасности на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели мною были обозначены следующие основные задачи:
- рассмотреть субъекты обеспечения противопожарного режима на территориях поселений, их полномочия и компетенцию в области пожарной безопасности;
- исследовать историю становления и развития деятельности органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности;
- изучить особенности организации и осуществления контроля за осуществлением деятельности местных органов в области пожарной безопасности;
- обозначить особенности привлечения к ответственности органов местного самоуправления при неисполнении ими исследуемых полномочий по обеспечению пожарной безопасности;
- провести анализ существующего метода оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по исполнению полномочий в области пожарной безопасности;
- определить систему факторов, влияющих на пожарную безопасность муниципального образования;
- рассмотреть современные проблемы правового регулирования реализации полномочий органов местного самоуправления в области пожарной безопасности поселений, предложить варианты изменения некоторых положений нормативных правовых актов, непосредственно влияющих на исследуемую деятельность.
Методы исследования. Методологической основой исследования является применение современных методов и принципов научного познания Проведенноеисследование, основано в большей степени на свойствах системного подхода и социологической теории.
В работе, с использованием общего научного метода исследования, проанализировано действующее законодательство и практика его применения в сфере пожарной безопасности на местном уровне. С учетом свойств указанного метода, использована возможность проследить этапы становления и развития полномочий органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
Философские методы (принципы объективности, историзма) применялись прежде всего для систематизации и классификации литературы и фактологического материала, установления достоверности и полноты информации.
С помощью конкретно-исторического метода было изучено развитие законодательства дореволюционной России, СССР, развитие законодательства в сфере пожарной безопасности современного этапа развития нашего государства.
Элементы системного, структурно-функционального, историко-сравнительного и других методов использовались для
8
выяснения диалектической связи между функциями и структурой системы государственного управления пожарной безопасностью, между правовой деятельностью и правовыми отношениями в этой сфере, прежде всего на уроне муниципальных образований.
Научная новизна работы заключается в том, что она является комплексным исследованием правовых особенностей современного этапа развития деятельности органов местного самоуправления по исполнению полномочий в области пожарной безопасности.
С учетом новых идей и тенденций развития отношений в этой сфере, проведен краткий анализ факторов, непосредственно влияющих на итоги работы муниципалитетов в исследуемой области обеспечения пожарной безопасности.
В работе определены и обозначены примеры, требующие определенных правовых изменений.
Теоретическое и практическое значение полученных результатов. Полученные результаты исследования имеют не только научно-теоретическое, но и практическое значение.
Теоретическое значение работы состоит в том, что управление пожарной безопасностью на муниципальном уровне рассматривается как один из элементов подсистемы государственного управления (часть элемента системы национальной безопасности государства), что может быть учтено при оптимизации или реструктуризации самой структуры пожарной охраны.
В ходе проведения исследования в 2017-2018 годах теоретические аспекты, отраженные в настоящей работе, обсуждались:
- на молодежной научно-практической конференция «Актуальные проблемы юриспруденции» в апреле 2017 года в ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», тема доклада «Деятельность органов местного самоуправления по исполнению полномочий в области пожарной безопасности»;
- на международной научной конференции посвященной памяти доцента М.В. Геворкяна «Правоприменительная деятельность: история и современность» проведенной в июне
2017 года в ФГБОУВО «Псковский государственный университет», тема доклада «Особенности исполнения полномочий органами местного самоуправления в области пожарной безопасности на современном этапе развития общества»;
- в ходе проведения молодежной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правоведения» в апреле
2018 года в ФГБОУВО «Псковский государственный университет», тема доклада «Правовые основы системы парламентаризма и деятельности органов публичной власти. Организационно-правовой аспект взаимодействия»;
- в ходе участия в научно-практической конференции магистрантов «Актуальные вопросы методики научного исследования» - проведенной юридическим факультетом ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» в мае 2018 года, доклад на тему «Методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по исполнению полномочий в области пожарной безопасности. Административно-правовой аспект»;
- на международной конференция «Актуальные проблемы правоведения» (посвященной Дню Конституции России) проведенной юридическим факультетом ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» в декабре 2018 года, тема доклада - «Особенности организации контроля деятельности органов местного самоуправления в сфере обеспечения пожарной безопасности».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты работы могут быть непосредственно использованы для совершенствования и дополнения российского законодательства, направленного на повышение эффективности механизма деятельности органов местного самоуправления по исполнению полномочий в области пожарной безопасности.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав основной части, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В результате проведенного исследования особенностей административно-правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления по исполнению полномочий в области пожарной безопасности, можно сделать ряд выводов, которые могут послужить совершенствованию
организационного и правового механизма управления деятельностью по обеспечению пожарной безопасности на муниципальном уровне.
Нормативная правовая база, регулирующая правоотношения в области обеспечения требований пожарной безопасности поселений, требует определенных изменений и совершенствования, с учетом имеющихся современных угроз безопасности.
Исследование исторических основ возникновения и совершенствования государственного управления сферой борьбы с пожарами, показали, что практически во все исторические, а затем и современные времена организация борьбы с огнем на местном уровне, как правило, осуществлялась самой местной властью.
История развития борьбы с пожарами в последнее столетие, разделена на три основных периода. В дореволюционный России полномочия в сфере пожарной безопасности в основном находились в ведении органов местного самоуправления. В советский период управление пожарной охраной осуществлялось государственным органам, при этом на местах вводилось активное использование различных форм участия населения в обеспечении пожарной безопасности. На современном этапе развития дела борьбы с огнем в действующем законодательстве закреплены полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения пожарной безопасности, которые непосредственно детализируются в специальном законодательстве.
На сегодняшний день вопросы нормативного обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов фактически 107
урегулированы не в полной мере. В рассматриваемом объеме полномочий органов государственной власти федерального, регионального уровней, органов местного самоуправления, полномочия по их разрешению прямо и конкретно не возложены ни на один из перечисленных уровней власти, что представляется не вполне обоснованным.
В ходе работы было обозначено, что пожарная безопасность населенных пунктов, на сегодняшний день, не выделена в отдельный блок правовых норм, в достаточной степени определяющих полномочия органов публичной власти различного уровня. Неопределенность некоторых формулировок, используемых законодателем, заставляет говорить о необходимости четкой регламентации рассматриваемого термина. Для устранения этого недостатка необходимо дать определение понятию «пожарная безопасность населенного пункта - состояние населенного пункта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара», закрепив его в первой статье федерального закона «О пожарной безопасности».
Современная потребность в совершенствовании правовых основ пожарной безопасности муниципальных образований, во многом определяют поиск путей совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности населения. Существующая нормативная правовая база, регулирующая правоотношения в исследуемой области, требует существенных изменений и дополнений для более эффективного решения имеющихся вопросов.
В отличии от норм, регламентирующих полномочия государственных органов власти федерального или регионального значения, где каждое полномочие законодательно подкреплено субвенциями из федерального бюджета, для муниципалитетов такие финансовые гарантии, как правило не обозначаются, а зачастую наоборот, являются расходным обязательством местного бюджета. Эта норма выглядит особенно неприглядно, так как большинство муниципальных образований на сегодняшний день являются дотационными, и соответственно, самостоятельно они не способны в полном объеме исполнять необходимые возложенные на них обязательства по противопожарной защите поселений.
Наряду с имеющимся несовершенством основы правовых норм по исполнению полномочий в области пожарной безопасности органами местного самоуправления, система государственного контроля за исполнением указанных полномочий, так же имеет ряд неразрешенных проблем.
В последние годы организация контроля деятельности органов местного самоуправления хотя и претерпела ряд положительных изменений (систематизированы порядок организации проверок и основания для их проведения), но все же имеет некоторые существенные недостатки:
- отсутствие возможности организации проверки по контролю за исполнением предписания выданного органу местного самоуправления для устранения нарушений;
- необходимость согласования в определенных условиях проведения внеплановой проверки органа местного самоуправления с прокуратурой субъекта РФ;
- неопределенность в подведомственности дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности совершенных органами местного самоуправления.
Для устранения названных недостатков необходимо внести ряд изменений в существующее законодательство в данной сфере.
В целях возможности контроля выданных ранее предписаний - пункт 2.6 статьи 77 закона № 131-ФЗ необходимо дополнить одним из оснований проведения внеплановой проверки органа местного самоуправления - истечение срока ранее выданного предписания.
Для более оперативного реагирования контролирующих органов на информацию об угрозе жизни и здоровью граждан, необходимо внести изменения в пункт 2.6 статьи 77 закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части согласования проведения внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления не с прокуратурой субъекта Российской Федерации, а с городскими (районными) прокурорами, по месту нахождения надзорных органов.
Для соблюдения законности, принципа равенства перед законом и неотвратимости наказания, необходимо внести изменения в статьи 23.1 и 23.34 КоАП РФ в части наделения полномочиями по рассмотрению административных дел возбужденных за нарушения требований пожарной безопасности в отношении органов местного самоуправления или должностных лиц органов местного самоуправления исключительно соответствующими судебными органами, выделив органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в категорию специальных субъектов административного права.
Предложенные изменения норм законодательства, позволят: более эффективно организовать существующую на 110
сегодня систему контроля пожарной безопасности на территории поселений; значительно упростят деятельность самих органов местного самоуправления; разрешат спорные вопросы о привлечении к административной ответственности органов местного самоуправления никаким иным способом, кроме как в судебном порядке.
В ходе исследования, было определено, что основными факторами, влияющими на качество исполнения полномочий органами местного самоуправления в области пожарной безопасности на современном этапе развития пожарного дела являются:
- осуществление деятельности добровольной пожарной охраны - для этого органами местного самоуправления создаются соответствующие условия;
- наличие достаточности и удовлетворительных условий содержания источников наружного противопожарного водоснабжения;
- наличие и состояние первичных средств пожаротушения на территориях общего пользования
- работоспособность систем оповещения населения и подразделений государственной противопожарной службы о пожаре;
- осуществление деятельности муниципальной пожарной охраны для своевременного принятия мер по локализации пожара и спасению людей до прибытия подразделений государственной противопожарной службы ;
- наличие финансово-экономических возможностей для включения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.
Основной проблемой неполноценного исполнения органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности, на сегодняшний день, остается отсутствие необходимых возможностей, связанных со своевременным и достаточным экономическим обеспечением бюджетов поселений. Зачастую, финансирование указанных
мероприятий происходим по остаточному принципу, что нередко приводит к ситуациям, связанным с увеличением степени пожарного риска на соответствующей.
Одной из косвенных причин складывающейся неудовлетворительной ситуации с обеспечением пожарной безопасности муниципальных образований является неравномерное распределение полномочий по решению местных вопросов, в том числе первичных мер пожарной безопасности, между муниципальными образованиями первого и второго уровней.
Для более эффективного решения вопросов в области пожарной безопасности, некоторые полномочия органов местного самоуправления городских и сельских поселений целесообразно было бы передать на уровень муниципальных районов (городских округов), а именно:
- разработка и организацию исполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
- создание и содержание муниципальной пожарной охраны;
- разработка и утверждение плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно¬спасательных работ на территории муниципальных районов, контроль за его выполнением.
Передача названных полномочий в ведение муниципальных образований второго уровня позволит:
- сконцентрировать использование немногочисленных бюджетных ассигнований выделяемых на пожарную безопасность, на наиболее рискованных направлениях;
- сократить время оперативного реагирования при ухудшении обстановки с пожарами на соответствующей территории;
- снизить нагрузку на должностных лиц городских и сельских поселений, освободив их от исполнения несвойственных им задач.
Кроме того, в целях повышения эффективности работы по профилактике пожаров, стоит рассмотреть вопрос о дополнении указанного перечня противопожарных полномочий муниципальных образований районов и городских округов возможностью организации муниципального контроля в области пожарной безопасности.
Наряду с проводимой Правительством Российской Федерации реформой надзорной деятельности, органы муниципального контроля в области пожарной безопасности, при определенной организации, смогли бы повысить не только уровень противопожарной защищенности поселений, но и в целом более эффективно проводить работу, направленную на профилактику пожаров и их последствий.
Подводя итог исследования, стоит отметить, что наличие нечетких формулировок некоторых нормативных актов в 113
области пожарной безопасности, имеющиеся пробелы или противоречия на законодательном уровне, ставят под угрозу выполнение главной задачи всех уровней власти - обеспечение безопасности населения. В любом случае, не смотря ни на какие имеющиеся трудности, люди постоянно должны быть застрахованы от зависимости муниципальных образований, не обладающих зачастую соответствующими ресурсами, достаточными для фактического исполнения имеющихся полномочий. Безопасность жизнедеятельности населения так же не должна зависеть от тех недостатков правовых норм, которые в итоге негативно могут повлиять на ее уровень.
организационного и правового механизма управления деятельностью по обеспечению пожарной безопасности на муниципальном уровне.
Нормативная правовая база, регулирующая правоотношения в области обеспечения требований пожарной безопасности поселений, требует определенных изменений и совершенствования, с учетом имеющихся современных угроз безопасности.
Исследование исторических основ возникновения и совершенствования государственного управления сферой борьбы с пожарами, показали, что практически во все исторические, а затем и современные времена организация борьбы с огнем на местном уровне, как правило, осуществлялась самой местной властью.
История развития борьбы с пожарами в последнее столетие, разделена на три основных периода. В дореволюционный России полномочия в сфере пожарной безопасности в основном находились в ведении органов местного самоуправления. В советский период управление пожарной охраной осуществлялось государственным органам, при этом на местах вводилось активное использование различных форм участия населения в обеспечении пожарной безопасности. На современном этапе развития дела борьбы с огнем в действующем законодательстве закреплены полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения пожарной безопасности, которые непосредственно детализируются в специальном законодательстве.
На сегодняшний день вопросы нормативного обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов фактически 107
урегулированы не в полной мере. В рассматриваемом объеме полномочий органов государственной власти федерального, регионального уровней, органов местного самоуправления, полномочия по их разрешению прямо и конкретно не возложены ни на один из перечисленных уровней власти, что представляется не вполне обоснованным.
В ходе работы было обозначено, что пожарная безопасность населенных пунктов, на сегодняшний день, не выделена в отдельный блок правовых норм, в достаточной степени определяющих полномочия органов публичной власти различного уровня. Неопределенность некоторых формулировок, используемых законодателем, заставляет говорить о необходимости четкой регламентации рассматриваемого термина. Для устранения этого недостатка необходимо дать определение понятию «пожарная безопасность населенного пункта - состояние населенного пункта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара», закрепив его в первой статье федерального закона «О пожарной безопасности».
Современная потребность в совершенствовании правовых основ пожарной безопасности муниципальных образований, во многом определяют поиск путей совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности населения. Существующая нормативная правовая база, регулирующая правоотношения в исследуемой области, требует существенных изменений и дополнений для более эффективного решения имеющихся вопросов.
В отличии от норм, регламентирующих полномочия государственных органов власти федерального или регионального значения, где каждое полномочие законодательно подкреплено субвенциями из федерального бюджета, для муниципалитетов такие финансовые гарантии, как правило не обозначаются, а зачастую наоборот, являются расходным обязательством местного бюджета. Эта норма выглядит особенно неприглядно, так как большинство муниципальных образований на сегодняшний день являются дотационными, и соответственно, самостоятельно они не способны в полном объеме исполнять необходимые возложенные на них обязательства по противопожарной защите поселений.
Наряду с имеющимся несовершенством основы правовых норм по исполнению полномочий в области пожарной безопасности органами местного самоуправления, система государственного контроля за исполнением указанных полномочий, так же имеет ряд неразрешенных проблем.
В последние годы организация контроля деятельности органов местного самоуправления хотя и претерпела ряд положительных изменений (систематизированы порядок организации проверок и основания для их проведения), но все же имеет некоторые существенные недостатки:
- отсутствие возможности организации проверки по контролю за исполнением предписания выданного органу местного самоуправления для устранения нарушений;
- необходимость согласования в определенных условиях проведения внеплановой проверки органа местного самоуправления с прокуратурой субъекта РФ;
- неопределенность в подведомственности дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности совершенных органами местного самоуправления.
Для устранения названных недостатков необходимо внести ряд изменений в существующее законодательство в данной сфере.
В целях возможности контроля выданных ранее предписаний - пункт 2.6 статьи 77 закона № 131-ФЗ необходимо дополнить одним из оснований проведения внеплановой проверки органа местного самоуправления - истечение срока ранее выданного предписания.
Для более оперативного реагирования контролирующих органов на информацию об угрозе жизни и здоровью граждан, необходимо внести изменения в пункт 2.6 статьи 77 закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части согласования проведения внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления не с прокуратурой субъекта Российской Федерации, а с городскими (районными) прокурорами, по месту нахождения надзорных органов.
Для соблюдения законности, принципа равенства перед законом и неотвратимости наказания, необходимо внести изменения в статьи 23.1 и 23.34 КоАП РФ в части наделения полномочиями по рассмотрению административных дел возбужденных за нарушения требований пожарной безопасности в отношении органов местного самоуправления или должностных лиц органов местного самоуправления исключительно соответствующими судебными органами, выделив органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в категорию специальных субъектов административного права.
Предложенные изменения норм законодательства, позволят: более эффективно организовать существующую на 110
сегодня систему контроля пожарной безопасности на территории поселений; значительно упростят деятельность самих органов местного самоуправления; разрешат спорные вопросы о привлечении к административной ответственности органов местного самоуправления никаким иным способом, кроме как в судебном порядке.
В ходе исследования, было определено, что основными факторами, влияющими на качество исполнения полномочий органами местного самоуправления в области пожарной безопасности на современном этапе развития пожарного дела являются:
- осуществление деятельности добровольной пожарной охраны - для этого органами местного самоуправления создаются соответствующие условия;
- наличие достаточности и удовлетворительных условий содержания источников наружного противопожарного водоснабжения;
- наличие и состояние первичных средств пожаротушения на территориях общего пользования
- работоспособность систем оповещения населения и подразделений государственной противопожарной службы о пожаре;
- осуществление деятельности муниципальной пожарной охраны для своевременного принятия мер по локализации пожара и спасению людей до прибытия подразделений государственной противопожарной службы ;
- наличие финансово-экономических возможностей для включения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.
Основной проблемой неполноценного исполнения органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности, на сегодняшний день, остается отсутствие необходимых возможностей, связанных со своевременным и достаточным экономическим обеспечением бюджетов поселений. Зачастую, финансирование указанных
мероприятий происходим по остаточному принципу, что нередко приводит к ситуациям, связанным с увеличением степени пожарного риска на соответствующей.
Одной из косвенных причин складывающейся неудовлетворительной ситуации с обеспечением пожарной безопасности муниципальных образований является неравномерное распределение полномочий по решению местных вопросов, в том числе первичных мер пожарной безопасности, между муниципальными образованиями первого и второго уровней.
Для более эффективного решения вопросов в области пожарной безопасности, некоторые полномочия органов местного самоуправления городских и сельских поселений целесообразно было бы передать на уровень муниципальных районов (городских округов), а именно:
- разработка и организацию исполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
- создание и содержание муниципальной пожарной охраны;
- разработка и утверждение плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно¬спасательных работ на территории муниципальных районов, контроль за его выполнением.
Передача названных полномочий в ведение муниципальных образований второго уровня позволит:
- сконцентрировать использование немногочисленных бюджетных ассигнований выделяемых на пожарную безопасность, на наиболее рискованных направлениях;
- сократить время оперативного реагирования при ухудшении обстановки с пожарами на соответствующей территории;
- снизить нагрузку на должностных лиц городских и сельских поселений, освободив их от исполнения несвойственных им задач.
Кроме того, в целях повышения эффективности работы по профилактике пожаров, стоит рассмотреть вопрос о дополнении указанного перечня противопожарных полномочий муниципальных образований районов и городских округов возможностью организации муниципального контроля в области пожарной безопасности.
Наряду с проводимой Правительством Российской Федерации реформой надзорной деятельности, органы муниципального контроля в области пожарной безопасности, при определенной организации, смогли бы повысить не только уровень противопожарной защищенности поселений, но и в целом более эффективно проводить работу, направленную на профилактику пожаров и их последствий.
Подводя итог исследования, стоит отметить, что наличие нечетких формулировок некоторых нормативных актов в 113
области пожарной безопасности, имеющиеся пробелы или противоречия на законодательном уровне, ставят под угрозу выполнение главной задачи всех уровней власти - обеспечение безопасности населения. В любом случае, не смотря ни на какие имеющиеся трудности, люди постоянно должны быть застрахованы от зависимости муниципальных образований, не обладающих зачастую соответствующими ресурсами, достаточными для фактического исполнения имеющихся полномочий. Безопасность жизнедеятельности населения так же не должна зависеть от тех недостатков правовых норм, которые в итоге негативно могут повлиять на ее уровень.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА (на материалах Минераловодского городского округа Ставропольского края)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - Разработка теоретических и практических принципов формирования системы профилактики по предупреждению пожаров, гибели и травматизма людей на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Реализация полномочий органов государственной власти субъекта РФ в области обеспечения пожарной безопасности
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Система организации муниципальной власти в зарубежных странах
(по материалам Германии, Франции и Великобритании)
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АРХИВНОГО ОТДЕЛА АДМИНИСТРАЦИИ Г.СЛАВГОРОДА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В СФЕРЕ КОМПЕТЕНЦИЙ МЧС РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование системы мониторинга пожарной опасности, применение эффективных способов и методов противопожарной защиты населенных пунктов
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2023 - Правовые основы административного регулирования в сфере обороны
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - Административно-правовой механизм противодействия коррупции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021



