Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СУПРУГОВ КАК УСЛОВИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ

Работа №67186

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
589
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУПРУГОВ КАК
УСЛОВИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ 8
1.1. Понятие и факторы удовлетворенности браком 8
1.2. Проблема коммуникативной компетентности личности в отечественной и
зарубежной психологии 18
1.3. Роль коммуникативной компетентности супругов в обеспечении
удовлетворенности браком 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУПРУГОВ КАК УСЛОВИЯ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
2.3. Рекомендации супругам по развитию коммуникативной компетентности
как условия удовлетворенности браком 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 66
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 85
Приложение 3. Результаты статистической обработки полученных данных 91


Актуальность проблемы исследования. За последнее время наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, в первую очередь затрагивающих супружеские отношения. Наиболее распространенные причины этому: неумение общаться друг с другом, ожидание от брака чего-то большего, чем один из супругов или оба получили на самом деле, и, соответственно, как след¬ствие возникновение конфликтов. Итогом такого взаимодействия супругов становится низкая удовлетворенность браком или полное ее отсутствие. Переживание чувства удовлетворенности или неудовлетворенности браком отражается на отношении к большинству сфер семейной жизни: человек, неудовлетворенный браком, даже успешные аспекты семейной жизни может воспринимать как эмоционально негативные. Удовлетворенность браком непосредственно влияет на устойчивость брачно¬семейных отношений - низкая удовлетворенность браком при незначительном влиянии других факторов приводит к распаду семьи. В настоящее время треть всех браков оказывается нежизнеспособной. По мнению В. А. Сысенко, «удовлетворенность семейной жизнью ... включает в себя степень удовлетворения всех потребностей личности. Для каждого из супругов в брачных отношениях должен быть достигнут какой-то минимально необходимый уровень удовлетворения потребностей, за пределами которого уже возникает дискомфорт и формируются отрицательные чувства и эмоции» [80, с. 72].
Удовлетворенность браком связывается и с удовлет¬ворением потребностей в семейно-брачных отношениях, таких как потребность в общении, в открытости, домашней поддержке и других [2; 25; 47; 76]. Одним из ключевых факторов жизнедеятельности современной
семьи, который определяет эффективность семейного функционирования, ресурсы роста и развития, является компетентность в общении.
Таким образом, трудности, которые переживает современная семья и супруги, с одной стороны, и недостаточность научного знания о факторах удовлетворенности браком и механизмах ее регулирования, в частности, влияние коммуникативной компетентности, как базы для оказания психологической помощи семье - с другой, обусловили выбор темы исследования.
Проблема исследования: влияет ли и как коммуникативная компетентность на удовлетворенность браком супругов?
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объектом исследования: супружеские взаимоотношения.
Предмет исследования: влияние коммуникативной компетентности супругов на удовлетворенность браком.
Гипотеза: коммуникативная компетентность может оказывать влияние на удовлетворенность браком супругов, а именно: высокий уровень таких показателей коммуникативной компетентности, как эмоциональная устойчивость, самоконтроль, чувствительность в общении, обуславливают высокий уровень удовлетворенности браком супругов.
Задачи:
1. Изучить разработанность в психологии проблемы коммуникативной компетентности супругов как психологического условия удовлетворенности браком.
2. Изучить особенности коммуникативной компетентности супругов.
3. Исследовать удовлетворенность браком супругов.
4. Определить, является ли коммуникативная компетентность супругов психологическим условием удовлетворенности браком.
5. Разработать рекомендации супругам по развитию коммуникативной компетентности супругов.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы по проблеме коммуникативной компетентности личности Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, Р.П. Дондоковой, Ю.Н. Емельянова и др.; исследования в области изучения удовлетворенности браком супругов В.В. Столина, Ю.Е. Алешиной, Л.Л.Баландиной, Н.Н. Обозова, Э.Г. Эйдемиллера и др.
Методы исследования:
• организационные - сравнительный;
• методы сбора эмпирических данных - тестирование, опросный метод;
• методы обработки данных - количественный и качественный
анализ данных;
• интерпретационные - структурный метод.
Методы математической статистики: Н-критерия Крускала-Уоллиса, коэффициент корреляции рангов Спирмена, множественный регрессионный анализ.
Методики исследования:
1) Тест «Диагностика коммуникативной социальной
компетентности» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов);
2) Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации супругам по развитию коммуникативной
компетентности как условия удовлетворенности браком могут быть
использованы в деятельности психологических служб семьи и брака. Результаты исследования могут также применяться в процессе 6
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации практических психологов.
Выборка и база исследования:
Исследование проводилось на базе управления ЗАГС администрации Ракитянского района Белгородской области. В исследовании принимали участие супруги, состоящие в браке от 5 до 10 лет, в количестве 60 человек (30 супружеских пар).
Структура работы: состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников (98 наименований) и приложения. Объем работы составляет 79 страниц, объем приложений - 31 страница.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, проблема коммуникативной компетентности является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Существует множество точек зрения относительно понимания её сущности. Однако большинство авторов рассматривают её, как способность человека устанавливать и совершать необходимые контакты с другими людьми. Несмотря на многообразие авторских взглядов относительно структуры изучаемого понятия, на наш взгляд можно выделить три основных подхода: 1) первый подход включает такие структурные компоненты, как когнитивный, поведенческий и эмоциональный; 2) второй подход исследователи характеризуют структуру коммуникативной компетентности через коммуникативные способности, коммуникативные знания, коммуникативные умения; 3) третий подход представлен в работах Буртовой Н.Б. Она в структуре коммуникативной компетентности выделяет социально¬психологический, индивидуально-психологический и психофизиологический уровни. Ключевое понятие, которое легло в основу дальнейшего исследования это определение Е.В. Руденского: «Коммуникативная
компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, а также социальный опыт в сфере делового общения».
В результате исследования, нами были получены следующие результаты в отношении выдвинутой гипотезы об особенностях коммуникативной компетентности супругов с разным уровнем удовлетворенности браком:
- коммуникативная компетентность супругов, имеющих высокий и средний уровни удовлетворенности браком отличается от супругов с низким уровнем удовлетворенности браком более высоким уровнем эмоциональной устойчивостью и самоконтролем.
- у супругов же с высоким уровнем удовлетворенности браком наблюдается более высокий уровень общительности, мышления и чувствительность в общении по сравнению с двумя другими группами.
- высокий показатель самооценки по уровню выраженности в «асоциальном поведении» у супругов указывает на неудовлетворенность браком, что скорее всего связано с тем, что категория данных пользователей ценит только себя и свое время, реализует все необходимые интересы вне семьи, живет активной жизнью.
- чем более супруг проявляет понимание, сопереживание к своему партнеру, в эмоциональных ситуациях ищет наиболее конструктивные пути решения, выстраивает взаимоотношения, тем более супруг удовлетворен браком. Чем больше супруги проявляют пренебрежением к ценностям в семье, с противоположным полом, показывая это своим поведением, тем меньше будет их удовлетворенность браком.
Таким образом, гипотеза: коммуникативная компетентность может оказывать влияние на удовлетворенность браком супругов, а именно: высокий уровень таких показателей коммуникативной компетентности как эмоциональная устойчивость, самоконтроль, чувствительность в общении, обуславливают высокий уровень удовлетворенности браком супругов, подтвердилась.


1. Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та. - 2004. - 120 с.
2. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: авт. реф. - М.: МГУ. - 2005. - 137 с.
3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Психология. Сер.14. - 2017. - № 2. - С.60-72.
4. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании супругов - Л.: ЛГУ. - 1976. - С.13-35.
5. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: МГУ. - 1987. - 302 с.
6. Андреева О. С., Свистунова Н. Г. Адаптивность предпочитаемых копинг-стратегий и компоненты описания стрессовой ситуации // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 9. - С. 163-168.
7. Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений: Курс лекций. - М.: Знание. - 2003. - 198 с.
8. Антонюк Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами: Психологическое исследование // Вестник Моск. ун-та. Психология. Сер.14. - 1993. - № 4. - С.25-34.
9. Баз Л.Л. Способ оценки взаимодействия в диаде: На примере решения супругами совместной задачи // Психологический журнал. - 2016. - № 4. - С.109-117.
10. Баландина Л.Л. Удовлетворенность браком в системе родительско- детских и супружеских отношений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2014. - № 1. - С. 125 - 136.
11. Белоус Е.В. Взаимосвязь удовлетворенности браком с факторами совместимости супругов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2016. - № 1. - С. 94 - 103.
12. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С.8 -14.
13. Бородина В.Н., Баккер Е.А. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте супругов и удовлетворенностью браком // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 5. - С. 111 - 115.
14. Браун Дж. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер. - 2001. - 352 с.
15. Бэндлер Р. Семейная терапия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований. - 1999. - 160 с.
16. Вагапова А.Р., Перова С.А. Семейная идентичность супругов и их оценка степени удовлетворенности браком // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - № 1 (13). - С. 72 - 76.
17. Валдин В. Гармония брака. - Минск. - 2007. - 126 с.
18. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта
Хеллингера. - М.: Издательство Института Психотерапии. - 2002. - 304 с.
19. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - СПб.: Прайм- Еврознак. - 2003. - 320 с.
20. Витакер К. Танцы с семьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте. - М.: Независимая фирма «Класс». - 2007. - 161 с.
21. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. - М.: Педагогика. -
2008. - 144 с.
22. Волкова А.Н. Ролевая адекватность как фактор супружеской совместимости // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар. - 1979. - С. 62-69.
23. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы семейной
совместимости: Автореф. дисс. - Л.: ЛГУ. - 1987. - 19 с.
24. Воронков Д. В. Формирование коммуникативной компетенции супругов технического ВУЗа // Известия Волгоградского Государственного Технического Университета. - 2017 -№ 6. - С.113 - 117.
25. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и
демографический аспекты. - Л.: ЛГУ. - 1984. - 190 с.
26. Гончарова К.Э. Структура коммуникативной компетентности будущего специалиста: автореф. дисс. ... канд. психол.наук. - Мичуринск. - 2011. - 182 с.
27. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. // Социологические исследования. - 1982. - №2. С. 88 - 93.
28. Дементьева И.Ф. Первые годы брака: проблемы становления молодой семьи. - М.: Знание. - 2001. - 267 с.
29. Дмитренко А.К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни: дисс. канд. психол. наук. - Киев. -
1989. - 221 с.
30. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. - М.: Наука. - 2001. - 122 с.
31. Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 18 - 21.
32. Дружинин В.Н. Жена должна не пилить, а вдохновлять. // Деловой мир. - 1995. - №2. - С. 2 - 3.
33. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис.... д-ра психол. наук. - Л. - 1990. - 403с.
34. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. - М.: Смысл. - 1996. - 373с.
35. Жураковская В.М. Коммуникативная компетентность как компонент индивидуального опыта личности. // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 12. - С. 114 - 126.
36. Зацепин В.И. Молодая семья.- Киев. - 1991. - 73 с.
37. Захарова Т.В., Басалаева Н.В., Казакова Т.В. Коммуникативная компетентность: понятия, характеристики // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 18 - 20.
38. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС. - 2006. - 246 с.
39. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. - М.: Гардарики. - 2004. - 320 с.
40. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества. - СОЦИС. - 2003. - №7. - С. 92 - 100.
41. Кашапова А.А. Удовлетворенность браком молодых супругов // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6. - С. 87 - 88.
42. Косачева В.И. Проблема стабильности молодой семьи: философский и социально - психологический анализ: дисс. канд. филос. наук. - Минск. -
1990. - 173 с.
43. Кроник А. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений. - М. - 1989. - 356 с.
44. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер. - 2001. - 544 с.
45. Лашкова Л. Л. Компетентностный подход к процессу коммуникативного обучения в педагогическом ВУЗе // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5 - С. 254 - 258.
46. Левин К. Супружеские конфликты // Психология конфликта: Хрестоматия. - СПб.: Питер. - 2001. - С.118 - 132.
47. Левкович В. П. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психол. журн. - 1995. - № 3. - С. 126 — 137.
48. Леонтьев А. А. Психология общения: учебное пособие для вузов по специальности «Психология». - М.: Смысл. - 2005. - 365 с.
49. Леонтьев Д. А.К проблеме общения в работах А. А. Леонтьева // Культурно-историческая психология. - 2011. - №1. - С.20 - 27.
50. Либина А. Уроки для семейных скандалистов: О психологии и поведении в семье // Семья и школа. - 1996. - № 7. - С.16 - 18.
51. Максимов В. В. Семейная книга. - СПб. - 1996. - 106 с.
52. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. - М.: Эксмо. - 2004. - 138 с.
53. Мамонтова Н.Ю. Формирование коммуникативной компетентности супругов технического вуза: автореф.дис....канд.пед.наук. - Кемерово. - 2006.
- 23 с.
54. Медникова А.А. Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 2 (80). - С.120-123.
55. Мельник Е. В. Коммуникативная компетентность как фактор совершенствования профессиональной деятельности педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 1 - С.81
- 83.
56. Менькина С. М. Коммуникативная компетентность: от теории к практике формирования // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 12. - С. 3 - 5.
57. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы - СОЦИС. - 2004. - №5. - С. 65-73.
58. Михайлова Е. В.Роль коммуникативных способностей в процессе
формирования коммуникативной компетентности у супругов технических специальностей на основе проблемно-деятельностного подхода // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа.
Акмеология. Ювенология. Социокинетика. - 2009. - № 5. - С. 51 - 56.
59. Михайлова О.В. Особенности коммуникативной компетентности супругов в поликультурной среде: автореф. дис....канд. психол. наук.- СПб. -
2009. - 22 с.
60. Михайлова Е.В. Технологические основы формирования коммуникативной компетентности // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 340. - С. 191 - 194.
61. Муравьева И.О. Основные стратегии в структуре коммуникативной компетентности: дисс.канд. психол. наук. - Томск. - 2001. - 158с.
62. Навайтис Г. Психологические особенности распада супружеских отношений // Человек после развода - Вильнюс. - 2005. - С.72-75.
63. Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Возрастные особенности социально¬коммуникативного развития личности // Ученые записки КнАГТУ. - 2010. - № 3 (3). - С. 54 - 59.
64. Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Сущность и структура социальной и коммуникативной компетентности личности // Ученые записки КнАГТУ. -
2010. - № 2 (2). - С.50-54.
65. Низ А. Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина. - М.: ЭКСМО - Пресс. - 2000. - С. 117 - 132.
66. Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. - М.: АПН СССР. - 2006. - С.45 - 59.
67. Нурутдинова Ж. В. Критерии социальной компетентности будущих
педагогов профессионального обучения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - № 2. - С. 109 - 112.
68. Обозов Н.Н. Психология конфликта. - «Облик», - 2001. - 51 с.
69. Обозов Н.Н., Тимошенко Е. Ю. Психологические факторы регуляции межличностных отношений в семье // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия социология. - 2008. - № 3. - С.6-21.
70. Обозова А.Н. Психологические проблемы службы семьи и брака // Вопросы психологии. - 2004. - № 3. - С.104 - 110.
71. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 1986. - № 2. - С.59 - 67.
72. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: Изд-во Моск. ун-та. - 1989. - 216 с.
73. Петровская Л.А. О природе компетентности в общении // Мир психологии.-1996. - № 3. - С.31 - 35.
74. Петровская Л. А. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: изд-во Моск.ун-та.- 1987. - С.138 - 149.
75. Пэйдж С. Супружеская жизнь: Путь к гармонии. - М.: «МИРТ». - 1995. - 134 с.
76. Саралиева З. Х. Социально-психологическая субъектность и компетентность семьи // Вестник ННГУ. Серия Социальные науки. - 2002. - № 1. - С. 11 - 16.
77. Сатир В. Как строить себя и свою семью - М.: изд. «Педагогика - Пресс». - 1992. - С. 93-105.
78. Сеитова Р. С. Педагогические условия эффективного функционирования системы формирования коммуникативно-управленческой компетентности у супругов педагогических ВУЗов // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 3. - С. 69 - 73.
79. Сидоренко А.А. Методы математической статистики в психологии / А.А. Сидоренко. - М. - 2001. - 105 с.
80. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. - М. - 2001. - 210 с.
81. Терехин В.А. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений // РЭГ. - 2000. - № 12 (42). - С. 33 - 35.
82. Трапезникова Т.М. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.: Питер. - 2000. - С. 486 - 497.
83. Усанова О. Г. Теоретико-методологическая основа построения концепции формирования социально-коммуникативной компетентности супругов ВУЗа // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 11. - С 29 - 44.
84. Федотова Н.Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на развитие супружеских отношений // Семья и личность (психолого-педагогические, социальные и психологические проблемы): Тезисы докладов всесоюзной конф.; г. Гродно. - М. - 1991. - С.100 - 104.
85. Харчев А.Г. Современная семья и её проблемы - М. - 2009. - 217 с.
86. Хеллингер Б. Порядки любви: Разрушение семейно-системных конфликтов и противоречий. - М.: Издательство Института Психотерапии. - 2001. - 400 с.
87. Чанышева Г. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 148 - 151.
88. Черников А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. М. - 1997. - 421 с.
89. Чихачев М.В. Коммуникативная компетентность личности: теоретические основы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 43. - С. 32 - 36.
90. Шилова Л.С. Характер проведения семейного досуга и удовлетворенность браком. - СПб.: Стабильность семьи как социальная проблема: под ред. З. А. Янковой. - М. - 2008. - С.129 - 135.
91. Шкиль И. Е.П. Психолого-педагогический подход к формированию и развитию коммуникативной компетентности супругов технических специальностей // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 5. - С. 232 - 237.
92. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель Пресс, «ЭКСМО - Пресс». - 2000. - 267 с.
93. Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест. - 2004. - 193 с.
94. Шумилова Е. А. Возможности деятельностного подхода к исследованию социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 3. С. - 131 - 137.
95. Шумилова Е.А. Социально - коммуникативная компетентность как предмет исследования // Человек. Спорт. Медицина. - 2016. - № 16. - С. 150 - 154.
96. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер. - 2001. - 656 с.
97. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина. - 1990. - 192 с.
98. Яковлев Б.П., Чистова Л.С. Теоретический анализ коммуникационной и коммуникативной компетентностей // Успехи естественного естествознания. - 2009. - № 6. - С. 11 - 14.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ