Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА ОБ АЛИСЕ КИРА БУЛЫЧЕВА (К ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕТСКОЙ ПРОЗЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА)

Работа №67176

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДЕТСКАЯ ПРОЗА И ФАНТАСТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В ПРОБЛЕМЫ, ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ 7
1.1 Понятие, особенности и классификация детской художественной
литературы 7
1.2. Обновление тем и развитие жанров детской литературы во второй половине XX века 15
1.3 К. Булычев и научно-фантастическая литература 23
2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА ЦИКЛА ОБ «АЛИСЕ
СЕЛЕЗНЕВОЙ» КИРА БУЛЫЧЕВА 31
2.1 Творческая биография К. Булычева и место цикла об «Алисе Селезневой»
в ней 31
2.2 Система персонажей в цикле об Алисе К. Булычева 39
2.3 Смена типа повествования и точки зрения рассказчика в анализируемых
произведениях 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЕ

История возникновения отечественной литературы для детей начинается именно с появления книг в XIX веке, целью которых было познакомить ребенка с тем, насколько разнообразен мир, насколько сложно и интересно его устройство. Это и занимательные рассказы по географии, биологии, геологии, о правилах хорошего тона, и рассказы, призванные научить ребенка вести хозяйство, любить и защищать родину.
Детская проза второй половины XX века намечает развитие двух противоположных течений. Представители первого направления стремились изображать положительных героев, которые не противоречили коммунистической идеологии, а подавали верный пример юным читателям. М.Г. Прилежаева, В.А. Осеева, З.И. Воскресенская старались учить добру.
Авторы другого направления пытались изображать героя-ребенка таким, какой он есть в реальной жизни: одновременно хорошим и плохим, сильным и слабым. Писатели не идеализировали своих персонажей. Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский, Ю.В. Козлов, С.Б. Ласкин, И.А. Минутко, О.В. Перовская, М.Г. Львовский были против слепого подчинения искусства стандартизированной идеологии. Они обращали внимание на внутренний мир ребенка, на непосредственность детского восприятия действительности, на проблемы мальчишек и девчонок разных возрастов.
Вторая половина XX века - это еще и время создания фантастических произведений, в том числе в детской литературе. Отдельные авторы (Н. Абрамцева, С.Г. Козлов Е.С. Велтистов, Э.Н. Успенский) обратились к разработке волшебных образов и сюжетов, написанию сказки.
В условиях тотального контроля над литературой со стороны советской власти, возникала необходимость «маскировать» правду реальной жизни, рассказывая о выдуманных героях и Тридесятых Королевствах [Акимова: 102].
Развитие космонавтики в 50х годах ХХ века дало мощный стимул мечтать о покорении вселенной, об устройстве на просторах космоса, а так же в условиях Земли «прекрасного общества будущего». Представителем такого направления в детской литературе является Кир Булычев.
Есть различные точки зрения на творчества Кира Булычева, а именно был ли он детским писателем, или просто писателем-фантастом. Безусловно, произведения его фантастичны, однако читать их интересно и взрослым. Поэтому можно сказать, что творчество Булычева пограничное между детской литературой и взрослой фантастикой.
Исследование творчества К. Булычева актуально, потому что на его книгах выросло целое поколение, его книги читались практически всеми советскими школьниками, по его произведениям сняли множество фильмов, но практически никто не подходил серьезно к изучению творчества данного писателя. Девочка из коммунистического будущего Алиса Селезнева для детей и подростков восьмидесятых была примерно тем же, чем стал для нынешних английский мальчик Гарри Поттер.
Предмет исследования: детская фантастическая литература.
Объект исследования: цикл К. Булычева об Алисе Селезневой в аспекте фантастической прозы.
Цель работы: исследовать идейно-художественные особенности цикла К. Булычева об Алисе Селезневой.
Задачи:
1. Дать понятие, особенности и классификацию детской художественной литературы
2. Определить обновление тем и развитие жанров детской литературы в последней четверти XX века
3. Дать общую характеристику творчества К. Булычева
4. Проанализировать цикл об Алисе Селезневой К. Булычева и его место в творческом наследии писателя
5. Определить основные типы персонажей в произведениях К. Булычева
6. Рассмотреть смену типа повествования и точки зрения рассказчика в анализируемых произведениях
Структура работы: работа имеет традиционную структуру, она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе «Отечественная детская проза и фантастика второй половины XX в (проблемы, понятия и история развития)» рассматривается детская художественная литература XX века, ее основные темы и жанры. Определяются ключевые направления и особенности развития. Рассматривается понятие фантастической литературы, и в данном аспекте представляется творчество К. Булычева.
Во второй главе 2. «Творческая биография К. Булычева и место цикла об «Алисе Селезневой» в ней» дается общая характеристика творчества Кира Булычева, анализируется цикл об Алисе Селезневой, в аспекте детской и фантастической литературы. Рассматривается роль повествования и повествователя в цикле.
Теоретическая значимость данной работы заключается в использовании метода междисциплинарного подхода, в применении определенных принципов и приёмов анализа произведений детской литературы, всесторонне рассматривающих специфику детства.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в курсах истории русской литературы XX в. и детской литературы на филологических факультетах и факультетах по подготовке специалистов для начальной школы и дошкольных образовательных учреждений, в курсе изучения отечественной литературы в школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной работы было исследовать идейно-художественные особенности творчества Кира Булычева в ракурсе отечественной детской прозы второй половины 20в.
Для достижения данной цели решались следующие задачи.
Дали понятие, особенности и классификация детской художественной литературы
Определили обновление тем и развитие жанров детской литературы в последней четверти XX века
Представили общую характеристику творчества К. Булычева
Проанализировали творчество К. Булычевв научно-фантастической литературе
Определили основные типажи персонажей в произведениях К. Булычева
Рассмотрели смену типа повествования и точки зрения рассказчика в анализируемых произведениях
В результате чего были сделаны следующие выводы.
Под детской литературой понимается часть общей литературы, направленной на детские интересы, и потому отличающейся художественной особенностью, детской психологией.
Детская литература - это литература, функционирующая в среде детей, представленная ребенку в специализированных изданиях (книгах и периодике), которая включает тексты словесного, изобразительного искусства, которые доступны юному читателю для опосредованного или самостоятельного восприятия картины образов мира для развития и формирования личности.
В развитии отечественной детской литературы последняя четверть XX века характеризуется распадом и перестройкой культурного пространства, сформировавшегося в 20-70 годы XX века.
Тесно с детской литературой представлена фантастическая литература, так как фантастика также довольно интересна детям и подросткам.
Существуют определенные трудности с определением
фантастического, так как оно используется как эстетическая категория и как литературоведческий термин. Более того, в начале XIX века данное понятие часто смешивали с понятием чудесного.
К концу XIX века с появлением научной фантастики возникла проблема с ее определением.
Необходимо различать фантастическое, как эстетическую категорию и фантастику как вид литературы о необычайном со всеми ее жанровыми и тематическими разновидностями
Наиболее приемлемыми мы считаем подходы, трактующие фантастику и ее виды не как жанровое образование. При всей разности терминологии их суть сводится к признанию особого статуса фантастики. Проблема принадлежности произведения к тому или иному жанру или виду литературы решается на основе выделения наиболее значимого компонента, при этом учитываются задачи, поставленные автором, и время написания произведения.
Проанализировав известного фантаста Кира Булычева, мы пришли к следующим выводам.
Человечность и доброта - черты, свойственные всей советской фантастике, но, может быть, у К. Булычева они выступают на передний край сильнее, чем у других. Это утверждение ни в коей мере не принижает остальных наших писателей, у которых есть свои сильные черты, отсутствующие у К. Булычева.
Безусловно, каждое произведение следует рассматривать в контексте своего времени. Цикл про Алису - это советская фантастика, поскольку самые известные книги были написаны Булычёвым до 1991 года. По этой причине в «Алисиане» мы видим то самое «светлое будущее», когда на Земле благополучно преодолены все социальные неурядицы, стёрлись границы между странами и, самое главное, - отменён такой пережиток прошлого, как деньги.
В своём видении будущего Булычёв не чужд философии. Так, устами Алисы он высказывает поразительно красивую мысль: «В будущем не станет обыкновенных людей. На Земле будет жить пять миллиардов исключительных, знаменитых, одарённых людей».
Следует отметить, что мир будущего у Булычёвым довольно противоречив. Обычно это прослеживается в деталях, но эти детали весьма значимы. Они не только корректируют, но и сильно изменяют сформировавшийся образ. В особенности это свойственно книгам, написанным в постсоветский период. Теперь уже на Земле появляются вещи, предсказанные в фантастических произведениях, но Космос, когда-то довольно дружелюбный, несет в себе большое количество опасностей и угроз.
Для Кира Булычева характерна тяга к созданию циклов произведений, объединенных героями, сюжетной основой, общей идеей. К упомянутому циклу об Алисе органично примыкают цикл романов о докторе Павлыше, прототипом которого стал корабельный врач сухогруза «Сегежа» Слава Павлыш. По духу к ним примыкает «Подземелье ведьм».
Произведения этого цикла объединены центральной идеей - человечность должна быть мерой всего на Земле и в Космосе; сон души (но не разума!) порождает чудовищ. Это наиболее традиционная часть творчества писателя, которой он отдавал дань на раннем этапе творчества. В дальнейшем в его произведениях восторжествовал дух «Алисы», хотя «традиционная» фантастика Булычёва горячо любима многими читателями.
Мир Булычева достаточно ярок и позитивен, хотя следует отметить, что и у него всегда находятся отрицательные персонажи, которые будут мешать или угрожать людям.
И будущие межзвездные путешественники должны быть отважными и смелыми. Такими, как Алиса. В соответствии со сказочным характером повестей К. Булычева, зло в них чаще всего тоже носит сказочный облик
В целом можно сказать, что будущее у Булычева довольно оптимистичное и светлое, за исключением редких отрицательных героев в будущем все прекрасно. Конечно данную особенность можно связать с особенностями обстановки того периода, когда писал Булычев, и порой его будущее бывает, слишком оспоримым.



1. Акимова А. Семидесятые, восьмидесятые... Проблемы и искания современной детской прозы. - М.: Детская литература, 1989. - 221 с
2. Аптонов А. «Анафема» детской литературы // Литературные новости. - 1994. - № 6-7. - С. 10-11.
3. Арбитман Р. Прощание с Великим Гусляром // Арбитман Р. Участь Кассандры: Статьи о фантастике, и не только о ней. - Саратов: МП «Литера II», 2003. - С. 13-21.
4. Арзамасцева И. Н. Век ребенка и русская литература 1900-1930-х годов. - М.: Прометей, 2011. - 404 с.
5. Балашова Т.А. Художественные особенности серьезно-смеховой
фантастики (На материале научно-фантастического романа
Великобритании): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Т.А. Балашова. - Балашов, 2003. - 188 с
6. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 480 с.
7. Борисов В. Булычёв Кир (или Кирилл) (псевд. Игоря Всеволодовича Можейко) (р. 1934) // Энциклопедия фантастики. - Минск: ИКО «Галаксиас», 1995. - С. 115-117.
8. Булычев К. Приключения Алисы // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://librebook.me/prikliucheniia_alisy
9. Булычёв Кир. Вступление // Булычёв Кир. Великий дух и беглецы. - М.: Хронос, 1993. - С. 3-10.
10. Булычёв Кир. Как стать фантастом: Записки семидесятника. - Изд. 4-е, испр., доп. и сокр. - М.: Дрофа, 2003. - 382 с.
11. Бусыгин А. Ох, уж эта Алиса...// Уральский следопыт. - 1991. - 6.- С. 53 - 54.
12. Васюченко И. Н. Литература для детей и юношества // Педагогическая энциклопедия. - М.: НОРМА, 2013. - 455 с.
13. Виноградов В. В. Стиль прозы Лермонтова.
Художественная литература, 1985. - 380 с.
14. Волкович В.А. Воспитательное значение детской книги. - М.: Изд-во тов-ва М.О. Вольф, 2009. - 16 с
15. Гопман В. Люди как люди: О героях Кира Булычёва и немного о нём самом // Булычёв Кир. Агент КФ. - М.: АРМАДА, 1998. - С. 5 - 14.
16. Гопман В.Л. Фэнтези // Литературная энциклопедия терминов и
понятий / под ред. А.Н. Николюкина. - М., 2001. - С. 1161 - 1164.
17. Гриценко З.А. Детская литература. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 320 с.
18. Детская литература с основами литературоведения; Программы педагогических институтов / Сост. Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей. - М.: Художественная литература, 1983. - 480 с.
19. Краткая литературная энциклопедия: В 2 т. - М., 1964. - Т. 2. 450 с.
20. Долженко Л. В. Рациональное и эмоциональное в русской детской литературе 50-80-х годов XX в. (Н. Н. Носов, В. Ю. Драгунский, В. П. Крапивин). - Волгоград: Перемена, 2011. - 240 с.
21. Звонарёва Л. Принципиальная смена нравственных ориентиров: заметки о современной детской литературе и периодике. // Польско- российский литературный семинар, Варшава - Хлевиска, 13-16 марта 2012. «Grant», Warszawa, 2002. - С. 111 - 125.
22. Интервью с Киром Булычевым // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/community/3299606/post340617667/
23. Кир Булычёв в XX веке: Библиогр. справочник / Под ред. М.Манакова. - Челябинск: Околица, 2012. - 264 с.
24. Кир Булычев и его друзья: Сб. - Челябинск: Челябинский Дом печати, 2004. - 318 с.
25. Ковтун Е.Н. Мир будущего в современной научной фантастике: специфика художественной модели // ЖурналПроблемы исторической поэтики. - 2016. - С. 15 - 23.
26. Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материале европ. лит-ры первой половины ХХ века). - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 308 с
27. Козьмина Е.Ю. Инвариант фантастического авантюрно-исторического романа // Новый филологический вестник. - 2015. - № 3. - С. 13 - 19.
28. Козьмина Е.Ю. Фантастика начала ХХ века в жанровом
освещении // Научный диалог. - 2017. - № 4. - с. 18 - 27.
29. Костылева О. Фантастика как жанр: объект, предмет,
классификация // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //saml ib .ru/k/ko stylewa_o/fantastika. shtml
29. Кузнецов В. Фэнтези: Анатомия жанра // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sp-issues.narod.ru72/kuznets.htm
31. Кулик О.П. Понятие фантастического: от истории к
современности // Вестник Полоцкого государственного университета. серия a: гуманитарные науки. - 2010. - № 7. - С. 93-98
32. Литературная сказка в детском чтении / В.С. Лобарева, Т.А. Бахор, О.Н. Зырянова, О.А. Кашпур, Н.А. Мазурова, Н.С. Тишевская, Л.С. Шмульская. - Красноярск: СФУ, 2013. - 140 с
33. Лобанова О.Б., Мазурова Н.А., Тюрюмина Е.А. Некоторые аспекты развития детской литературы в период становления советского государства // Materialy XIII mi^dzynarodowej NAUKOWIPRAKTYCZNEJ konferencji «Naukowa mysl informacyjnej powieki-2017». Przemysl Nauka i studia. - 2017. - С. 80 -85.
34. Мещерякова М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза 2-ой половины ХХ века: проблемы поэтики. - М., 1997. - 330 с.
35. Мещерякова М.И. Что есть фантастика? / М.И. Мещерякова
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.fantast.com.ua/publ/chto_est_fantastika/4-1-0-180.
36. Минералова И.Г. Детская литература. / И.Г. Минералова - М., 2012. - 650 с.
37. Лупанова И.П. Полвска: Советская детская литература 1917-1967. - М.: Художественная литература, 1969. - 450 с.
38. Материалы по истории русской детской литературы / Под ред. А. К. Покровской и Н.В. Чехова. - М.: Художественная литература, 1927-1929. - 470 с.
39. Нудельман Р. И. Фантастика // Краткая литературная энциклопедия. // Р. И. Нудельман - М.: Художественная литература, 1972. - Т.
7. - 350 с.
40. Овчинникова Л. В. Русская литературная сказка XX в.: история, классификация, поэтика. // Л. В. Овчинникова- М.: Флинта: Наука, 2011. - 349 с
41. Олейник В.К. Жанр фэнтези в литературе XX века //
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/about/oleynik.shtml
42. Осипов А.Н. Фантастика от 'А' до 'Я': Основные понятия и термины: Краткий энциклопедич. справ. // А.Н. Осипов - М.: Дограф, 1999. - 680 с.
43. Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Дограф, 1965. - Т. 2. - 660 с.
44. Первова Г.М. Детская литература как предмет исследования в риторической ретроспективе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 1998. - С. 21-28.
45. Поддубная Р.Н. Идейно-художественные функции фантастики и развитие творческих принципов реализма в русской литературе Х1Х века // Автореф. диссерт. на соискание ученой степени доктора филолог.наук. - Киев, 1990. - 120 с.
46. Потолов В.Н. Фантастика и реальность современного мира в произведениях Кира Булычева // Старт в науке. - 2017. - № 6-2. - С. 49 - 58;
47. Путилова Е.А. Пути развития детской литературы для детей XIX - начала XX в.: Проблемы традиции: Дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 1993. - 130 с.
48. Ройфе А. Б. Специфика реализации фантастической образности в детской субкультуре // Культурологический журнал. - 2013. - № 7. - С. 11 -
16.
49. Русская поэзия детям: В 2 т. - СПб.: Академич. проект, 1997. - Т.
1. - 400 с.
50. Современные проблемы детского чтения и книгоиздания для детей: наш взгляд. - М.: Книжная палата, 2011. - 480 с.
51. Скворцов К. В. Фантастика. Вопрос терминологического
перевода // Журнал Дискуссия. - 2014. - № 2. - С. 12 - 17.
52. Скуратовская Л. И. Основные жанры детской литературы в историко-литературном процессе Англии конца XIX - начала XX в.: Дис. ... д-ра филол. наук. - Днепропетровск, 1991. - 110 с.
53. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения
// [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.gumer.info/bibl iotek_Buks/Literat/T amar/3 2. php
54. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу //
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //royallib .ru/read/todorov_tsvetan/vvedenie_v_fantasticheskuyu_literaturu.htm l#0
55. Токмакова И.П. Некоторые аспекты истории детской литературы в России // И.П. Токмакова - Дошкольное воспитание. - 1991. - № 5. - С. 69¬71.
56. Трыкова О. Ю. Детская литература и фольклор: аспекты взаимодействия. // О. Ю. Трыкова- Ярославль: ЯГПУ, 2003. - 137 с
57. Человек, проживший три жизни Фантастика Кира Булычева //
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.mirf.ru/Articles/art1707. htm
58. Чуковский К.И. Матерям о детских журналах. // К.И. Чуковский - СПб.: Питер, 1991. - 490 с.
59. Хеллман Б. Сказка и быль: История русской детской литературы. // Б. Хеллман - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 560 с.
60. Штейнер Е. С. Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920-х годов. // Е. С. Штейнер- М.: Новое литературное обозрение. - 2002. - 262 с



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ