Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Теневая экономика как угроза экономической безопасности РФ»

Работа №67171

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
461
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ 6
БЕЗОПАСНОСТИ 6
1.1. Понятие, причины развития, формы проявления и элементы теневой экономики в современных условиях 6
1.2. Организационно-правовой механизм государственного воздействия на теневую экономику 11
1.3. Международный опыт по нейтрализации теневой экономики 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ 30
2.1. Основные подходы к оценке уровня рисков теневой экономики для национальной экономической безопасности 30
2.2. Анализ влияния теневой экономики на экономическую безопасность Российской Федерации 40
2.3. Анализ состояния теневой экономики в Республике Дагестан 51
ГЛАВА 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 56
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ И ИНСТРУМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 56
3.1. Совершенствование механизма мониторинга, методов оценки и учета теневой экономики 56
3.2. Перспективные направления нейтрализации негативных последствий теневой экономической деятельности в национальной экономике 71
3.3. Предложения по оптимизации и совершенствованию отдельных положений законодательства как способ воздействия на 77
теневую экономику 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82



Современная российская экономическая наука исследует теоретические и практические вопросы роста доли «теневой экономики» в общем объеме хозяйственной деятельности. Между нормами права и реалиями жизни образовался существенный разрыв, что приводит к хищническим способам «первоначального накопления», несовместимым с социальной справедливостью, к вторжению в экономику мафиозных структур, незаконному обороту капитала и коррумпированности чиновников. С «теневым» бизнесом в значительной мере сопряжена и проблема легализации «грязных» денег, масштабы и воспроизводственные последствия которой таковы, что сами по себе становятся одной из угроз национальной безопасности страны.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что беспечение национальной безопасности является глобальной проблемой на современном этапе развития России. На уровне субъектов Российской Федерации экономическая безопасность определяется совокупностью условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, ее стабильность, устойчивость, степень независимости и интеграции с экономикой страны.
Эффективность принимаемых мер к правонарушителям и борьба с коррупцией в государственных и муниципальных органах власти находится на низком уровне.
Все это негативно воздействует на экономическую безопасность и реализацию национальных интересов страны. Поиск новых путей формирования базы государственного противодействия незаконному обороту капитала играет существенную роль и в создании новой концепции возрождения собственного экономического потенциала и интеграции России в мировую экономику. Сложившаяся ситуация требует новых подходов к формированию концептуальных основ обеспечения экономической безопасности России в условиях незаконного оборота капитала. Данные идеи пока еще не получили достаточного экономического исследования, а также практической апробации. Все вышеизложенное и определило выбор темы и замысел исследования.
Цель исследования: разработка и обоснование основных
организационно-управленческих, институциональных мер снижения масштабов теневой экономики в рамках обеспечения экономической безопасности страны.
В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие экономической безопасности;
- определить сущность и структуру современной теневой экономики;
- рассмотреть современное состояние теневой экономики, выявить какие угрозы представляет теневая экономика для экономической безопасности государства;
- исследовать связь теневой экономики с экономической преступностью и коррупцией;
- выявить причины, порождающие теневую экономику и способствующие ее развитию;
- проанализировать преимущества и недостатки существующих механизмов ликвидации теневой экономики;
- предложить меры по оптимизации и совершенствованию механизмов мониторинга и методов оценки теневой экономики.
Объект исследования: теневая экономика как угроза экономической безопасности Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования послужили отечественные и зарубежные исследования, базовые концепции в области теории безопасности, корпоративного управления, теории и методологии оценки рисков; моделирования устойчивости и безопасности организации; законодательно-нормативные акты и методические документы, определяющие стратегию и тактику экономических преобразований в России. В процессе решения поставленных задач использовались общенаучные методы системного и функционального анализа.
В качестве специальных методов использовались методы
экономического анализа, научного прогнозирования, экономической статистики.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена раскрытию понятия «теневая экономика» и механизму противодействия государства ей, во второй главе описывается анализ влияния теневой экономики на экономическую безопасность, в третьей главе рассмотрим направления противодействия теневой экономике и нейтрализации ее негативных последствий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате выполненной работы можно привести ряд предложений и выводов, которые будут полезны при учете теневой экономики страны и нейтрализации негативных последствий.
Теневая экономика, сама по себе, это сложное явление, которая сказывается на всех сферах и оказывает негативное влияние, проявляющееся в таких последствиях, как нанесение вреда государственному бюджету страны; деформация налоговой сферы, недополучение налогов; рост имущественного расслоения общества; возникновение недоверия иностранных инвесторов к стране; создание условий для криминализации общества; изменение структуры экономики, низкий уровень эффективности проведения экономической политики в государстве.
Анализ доли теневой экономики по Российской Федерации показал, что сохраняется значительный уровень теневой занятости как в целом по стране, так и в отдельных отраслях, среди которых преобладающее значение имеют отрасли строительства, сельском хозяйства, оптовой и розничной торговли.
Анализ также показал значительный уровень экономической преступности. Причиненный ущерб по экономическим преступлениям стремительно растет, что ставит под угрозу национальную безопасность.
Аналогичная ситуация среди доходов российских граждан, поскольку четверть всех доходов составляют «черные» зарплаты и криминальные деньги. Что касается распределения уровня занятости, 1/5 часть населения страны составляют неформально занятые.
Одним из базовых государственных инструментов в вопросах нейтрализации угроз и противодействий теневизации экономики является эффективная деятельность правоохранительного блока государственной власти, всвязи с этим считаем необходимым в современных условиях при определении задач ОВД предусмотреть не стремление правоохранителей к привлечению экономических преступников к уголовной ответственности, а переориентация деятельности правоохранителей на борьбу с криминальным капиталом от преступной деятельности в экономической среде.
Мероприятия, реализуемые в рамках борьбы с теневизацией экономической деятельности, предлагается оптимизировать по следующим приоритетным направлениям:
• формирование исключительно добросовестной и здоровой конкуренции среди хозяйствующих субъектов;
• совершенствование всей деятельности национальной
антимонопольной службы и ее региональных подразделений на местах;
• систематический мониторинг профильными министерствами и
ведомствами за размерами повышаемых налоговых ставок и таможенных пошлин, экономический анализ изменений валовой выручи получаемой в этой связи предпринимателями, вероятность их ухода в тень, или ликвидации собственных производств по причине нерентабельности;
• создание условий и гарантий для формирования экономическими субъектами легитимной финансово-хозяйственной деятельности;
• снижение кредитных рисков для предпринимателей, предоставление для них более широкого спектра финансовых финансово-кредитных предложений;
• индексация не менее двух раз в течении финансового календарного года размера прожиточного минимума и МРОТ в стране, увеличение его прямо пропорционально размеру инфляционных ожиданий в национальной экономике;
• создание на базе региональных ВУЗов специализированных лабораторий, оказывающих начинающим предпринимателям бесплатные консультационные услуги по формированию и развитию бизнеса, реализации стартапов;
• активизация информационной пропаганды со стороны правоохранительных органов, в части информирования населения о возможных последствиях не соблюдения действующего на территории Российской Федерации норм и правил ведения предпринимательской деятельности, уголовной ответственности за игнорирование нормативных постулатов;
• эскалация сотрудничества с организациями международного статуса в части обмена и расширения опыта по борьбе с теневизацией экономики.
Реализация приведенных в работе мероприятий позволит нейтрализовать если не все, то хотя бы базовые экономические угрозы, влияющие на теневизацию региональной и в целом общенациональной экономической безопасности государства.



правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020). - Режим
доступа: http:// www. consultant. ru.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред.01.04.2020 г.). - Режим доступа: http:// www. consultant. ru.
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 // СПС Гарант.
4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ
(ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020). - Режим
доступа: http:// www. consultant. ru.
5. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции». - Режим доступа: http:// www. consultant. ru.
6. Авдийский В.И., Дадалко В.А., Синявский Н. Г. Теневая экономика и экономическая безопасностьгосударства. М.: ИНФРА-М; 2018. 538 с. DOI: 10.12737/24758
7. Ахмедуев А.Ш. Организационно-экономический механизм легализации теневой экономики в России // Бизнес. Образование. Право. - 2015. - № 2. - С. 14-19.
8. Ахмедуев А.Ш. Теневая экономика: системный ресурс и фактор торможения социально-экономического развития // Вопросы экономики. - 2015. - №9. - С. 152-160.
9. Ахмедуев А.Ш., Иляшенко С.В. Теневая экономика Дагестана: проблемы и пути легализации // Региональные проблемы преобразования экономики. - Махачкала, 2013. - №1. - С. 120-127.
10. Бучаев Я.Г., Абдулманапов С.Г., Гираев В.К. Сравнительный анализ структурных диспропорций ВРП и налоговых поступлений (на примере регионов СКФО). // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - ООО «Интеллект-бизнес-групп», 2017. - №9-2. - С. 28-37
11. Быков С.С., Киреенко А.П., Невзорова Е.Н. Уголовно-праоввая реакция на проявления теневой экономики: границы, характер и направления совершенствования // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - Иркутск, 2015. - № 3. - С. 591-607.
12. Гираев В.К. Теневая экономика Дагестана: проблемы легализации и налогообложения // Материалы экономического форума, 13 июня 2019. - Махачкала: ДГУНХ. - 168с.
13. Говор О.С. Зарубежный опыт борьбы с теневыми доходами // Проблемы современной экономики. - Новосибирск, 2012. - №6. - С. 28-31.
14. Дикарев Д.Ю., Сахнов Р.Ф. Теневая экономика в России // СКИФ. Вопросы студенческой науки. - 2018. - №12. - С. 254-258.
15. Егоров А.Ю., Ильина Г.Г. Трансформация теневой экономики России в условиях развития цифровых технологий // Научные труды вольного экономического общества России. - Москва, 2019. - №3. - С. 297-310.
16. Колесникова. Занятость населения в теневом секторе экономики Российской Федерации: причины и последствия // Вектор экономики, 2017. - № 8. - С. 33-42.
17. Комбаров М.А. Теневая экономика в России как одно из последствий ошибочных элементов экономической политики страны // Human Progress. 2019. Том 5, № 1.
18. Костылева А.О., Сергеев А.Ю. Основные направления воздействия государства на теневую экономику // Проблемы и перспективы развития российской экономики. - Прага, 25 декабря 2018. - С. 200-204.
19. Кулик Ю.П., Фёдорова М.А. Влияние теневой составляющей на процесс разработки и функционирования системы экономической безопасности страны в современных условиях // Социально-экономические явления и процессы. - Тамбов, 2015. - №9. - С. 98-102.
20. Купрещенко Н.П. Противодействие теневой экономике в системе экономической безопасности России (Теоретико-методологический подход): Автореф. дис. докт. экон. наук / Купрещенко Николай Пиманович. - М., 2008.
21. Теневая экономика: учеб. пособие / И.П. Овсянникова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2015. - 160 с.: ил. - Библиогр.: с. 159.
22. Орусова О.В. Методы измерения теневой экономики и проблемы ее легализации. Экономикаи предпринимательство. 2015;8-1:64-70.
23. Пайков А.Ю. Криминализация экономики и ее влияние на национальную безопасность в России // Ростовский научный журнал, 12 декабрь 2016. - № 12. - С. 86-96.
24. Репецкая А.Л. Организованная преступность. Теневая экономика. Криминальный рынок России. / А.Л. Репецкая. - М.: Юрлитинформ, 2010.-192с.
25. Романенко К.В., Щеглов В.Ю. Влияние теневого сектора на экономическую безопасность России. - Пенза: Изд. «Креативная экономика», 2018. - Т. 2. - №2. - С. 61-66.
26. Терещенко А.П. Противодействие органов внутренних дел теневой экономике как фактор экономической безопасности региона. Дисс. докт. экон. Наук. / Терещенко Алексей Петрович. - Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2014. - 211 с.
27. Тимофеев Л.М. Теневые экономические системы современной России: теория - анализ - модели: Учебник для вузов. / Л.М. Тимофеев. М.: Издат. Центр РГГУ, 2008. 322 с.
28. Уханов В.В. Подходы к определению понятия и сущности теневой экономики и анализу ее масштабов // Российское предпринимательство. - Москва: Изд. «Креативная экономика», 2017. - № 22. - С. 3405-3418.
29. Черепашкин А.С., Комлева А.Д. Теневая экономика как угроза экономической безопасности // Актуальные вопросы разработки и применения современных практик реализации государственной политики в области противодействия коррупции. - Челябинск, 2017. - С. 22-28.
30. Чурсина И.А. Влияние теневой экономики на налоговую составляющую экономической безопасности. Автореферат дисс. ... канд. экон. наук. / Чурсина Ирина Анатольевна. - Москва, 2009.
31. Шалаев И.А., Подситкова К.И. Экономико-статистический анализ современного состояния теневой экономики Российской Федерации. Выявление угроз, предложение путей и способов минимизации и обеспечение экономической безопасности. // Актуальные вопросы разработки и применения современных практик реализации государственной политики в области противодействия коррупции. - 2017. - С. 189-196.
32. Шумских А.А. Зарубежный опыт противодействия теневой экономике // Актуальные вопросы развития национальной экономики. - Пермь, 14 апреля 2017. - С. 519-527.
33. Сайт Федеральной налоговой службы: www.nalog.ru
34. Сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru
35. Теневая экономика стран мира. URL:
http://fincan.ru/articles/95 tenevaja-ekonomika-stran-mira/ (дата обращения:
21.03.2020).
36. Финансовая разведка оценила в ₽20 трлн объем теневой экономики в России. URL: : https://www.rbc.ru/economics/22/02/2019/5c6c16d99a79477be70257ee (дата обращения: 02.04.2020).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ