«Теневая экономика как угроза экономической безопасности РФ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ 6
БЕЗОПАСНОСТИ 6
1.1. Понятие, причины развития, формы проявления и элементы теневой экономики в современных условиях 6
1.2. Организационно-правовой механизм государственного воздействия на теневую экономику 11
1.3. Международный опыт по нейтрализации теневой экономики 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ 30
2.1. Основные подходы к оценке уровня рисков теневой экономики для национальной экономической безопасности 30
2.2. Анализ влияния теневой экономики на экономическую безопасность Российской Федерации 40
2.3. Анализ состояния теневой экономики в Республике Дагестан 51
ГЛАВА 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 56
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ И ИНСТРУМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 56
3.1. Совершенствование механизма мониторинга, методов оценки и учета теневой экономики 56
3.2. Перспективные направления нейтрализации негативных последствий теневой экономической деятельности в национальной экономике 71
3.3. Предложения по оптимизации и совершенствованию отдельных положений законодательства как способ воздействия на 77
теневую экономику 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ 6
БЕЗОПАСНОСТИ 6
1.1. Понятие, причины развития, формы проявления и элементы теневой экономики в современных условиях 6
1.2. Организационно-правовой механизм государственного воздействия на теневую экономику 11
1.3. Международный опыт по нейтрализации теневой экономики 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ 30
2.1. Основные подходы к оценке уровня рисков теневой экономики для национальной экономической безопасности 30
2.2. Анализ влияния теневой экономики на экономическую безопасность Российской Федерации 40
2.3. Анализ состояния теневой экономики в Республике Дагестан 51
ГЛАВА 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 56
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ И ИНСТРУМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 56
3.1. Совершенствование механизма мониторинга, методов оценки и учета теневой экономики 56
3.2. Перспективные направления нейтрализации негативных последствий теневой экономической деятельности в национальной экономике 71
3.3. Предложения по оптимизации и совершенствованию отдельных положений законодательства как способ воздействия на 77
теневую экономику 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
Современная российская экономическая наука исследует теоретические и практические вопросы роста доли «теневой экономики» в общем объеме хозяйственной деятельности. Между нормами права и реалиями жизни образовался существенный разрыв, что приводит к хищническим способам «первоначального накопления», несовместимым с социальной справедливостью, к вторжению в экономику мафиозных структур, незаконному обороту капитала и коррумпированности чиновников. С «теневым» бизнесом в значительной мере сопряжена и проблема легализации «грязных» денег, масштабы и воспроизводственные последствия которой таковы, что сами по себе становятся одной из угроз национальной безопасности страны.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что беспечение национальной безопасности является глобальной проблемой на современном этапе развития России. На уровне субъектов Российской Федерации экономическая безопасность определяется совокупностью условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, ее стабильность, устойчивость, степень независимости и интеграции с экономикой страны.
Эффективность принимаемых мер к правонарушителям и борьба с коррупцией в государственных и муниципальных органах власти находится на низком уровне.
Все это негативно воздействует на экономическую безопасность и реализацию национальных интересов страны. Поиск новых путей формирования базы государственного противодействия незаконному обороту капитала играет существенную роль и в создании новой концепции возрождения собственного экономического потенциала и интеграции России в мировую экономику. Сложившаяся ситуация требует новых подходов к формированию концептуальных основ обеспечения экономической безопасности России в условиях незаконного оборота капитала. Данные идеи пока еще не получили достаточного экономического исследования, а также практической апробации. Все вышеизложенное и определило выбор темы и замысел исследования.
Цель исследования: разработка и обоснование основных
организационно-управленческих, институциональных мер снижения масштабов теневой экономики в рамках обеспечения экономической безопасности страны.
В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие экономической безопасности;
- определить сущность и структуру современной теневой экономики;
- рассмотреть современное состояние теневой экономики, выявить какие угрозы представляет теневая экономика для экономической безопасности государства;
- исследовать связь теневой экономики с экономической преступностью и коррупцией;
- выявить причины, порождающие теневую экономику и способствующие ее развитию;
- проанализировать преимущества и недостатки существующих механизмов ликвидации теневой экономики;
- предложить меры по оптимизации и совершенствованию механизмов мониторинга и методов оценки теневой экономики.
Объект исследования: теневая экономика как угроза экономической безопасности Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования послужили отечественные и зарубежные исследования, базовые концепции в области теории безопасности, корпоративного управления, теории и методологии оценки рисков; моделирования устойчивости и безопасности организации; законодательно-нормативные акты и методические документы, определяющие стратегию и тактику экономических преобразований в России. В процессе решения поставленных задач использовались общенаучные методы системного и функционального анализа.
В качестве специальных методов использовались методы
экономического анализа, научного прогнозирования, экономической статистики.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена раскрытию понятия «теневая экономика» и механизму противодействия государства ей, во второй главе описывается анализ влияния теневой экономики на экономическую безопасность, в третьей главе рассмотрим направления противодействия теневой экономике и нейтрализации ее негативных последствий.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что беспечение национальной безопасности является глобальной проблемой на современном этапе развития России. На уровне субъектов Российской Федерации экономическая безопасность определяется совокупностью условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, ее стабильность, устойчивость, степень независимости и интеграции с экономикой страны.
Эффективность принимаемых мер к правонарушителям и борьба с коррупцией в государственных и муниципальных органах власти находится на низком уровне.
Все это негативно воздействует на экономическую безопасность и реализацию национальных интересов страны. Поиск новых путей формирования базы государственного противодействия незаконному обороту капитала играет существенную роль и в создании новой концепции возрождения собственного экономического потенциала и интеграции России в мировую экономику. Сложившаяся ситуация требует новых подходов к формированию концептуальных основ обеспечения экономической безопасности России в условиях незаконного оборота капитала. Данные идеи пока еще не получили достаточного экономического исследования, а также практической апробации. Все вышеизложенное и определило выбор темы и замысел исследования.
Цель исследования: разработка и обоснование основных
организационно-управленческих, институциональных мер снижения масштабов теневой экономики в рамках обеспечения экономической безопасности страны.
В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие экономической безопасности;
- определить сущность и структуру современной теневой экономики;
- рассмотреть современное состояние теневой экономики, выявить какие угрозы представляет теневая экономика для экономической безопасности государства;
- исследовать связь теневой экономики с экономической преступностью и коррупцией;
- выявить причины, порождающие теневую экономику и способствующие ее развитию;
- проанализировать преимущества и недостатки существующих механизмов ликвидации теневой экономики;
- предложить меры по оптимизации и совершенствованию механизмов мониторинга и методов оценки теневой экономики.
Объект исследования: теневая экономика как угроза экономической безопасности Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования послужили отечественные и зарубежные исследования, базовые концепции в области теории безопасности, корпоративного управления, теории и методологии оценки рисков; моделирования устойчивости и безопасности организации; законодательно-нормативные акты и методические документы, определяющие стратегию и тактику экономических преобразований в России. В процессе решения поставленных задач использовались общенаучные методы системного и функционального анализа.
В качестве специальных методов использовались методы
экономического анализа, научного прогнозирования, экономической статистики.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена раскрытию понятия «теневая экономика» и механизму противодействия государства ей, во второй главе описывается анализ влияния теневой экономики на экономическую безопасность, в третьей главе рассмотрим направления противодействия теневой экономике и нейтрализации ее негативных последствий.
В результате выполненной работы можно привести ряд предложений и выводов, которые будут полезны при учете теневой экономики страны и нейтрализации негативных последствий.
Теневая экономика, сама по себе, это сложное явление, которая сказывается на всех сферах и оказывает негативное влияние, проявляющееся в таких последствиях, как нанесение вреда государственному бюджету страны; деформация налоговой сферы, недополучение налогов; рост имущественного расслоения общества; возникновение недоверия иностранных инвесторов к стране; создание условий для криминализации общества; изменение структуры экономики, низкий уровень эффективности проведения экономической политики в государстве.
Анализ доли теневой экономики по Российской Федерации показал, что сохраняется значительный уровень теневой занятости как в целом по стране, так и в отдельных отраслях, среди которых преобладающее значение имеют отрасли строительства, сельском хозяйства, оптовой и розничной торговли.
Анализ также показал значительный уровень экономической преступности. Причиненный ущерб по экономическим преступлениям стремительно растет, что ставит под угрозу национальную безопасность.
Аналогичная ситуация среди доходов российских граждан, поскольку четверть всех доходов составляют «черные» зарплаты и криминальные деньги. Что касается распределения уровня занятости, 1/5 часть населения страны составляют неформально занятые.
Одним из базовых государственных инструментов в вопросах нейтрализации угроз и противодействий теневизации экономики является эффективная деятельность правоохранительного блока государственной власти, всвязи с этим считаем необходимым в современных условиях при определении задач ОВД предусмотреть не стремление правоохранителей к привлечению экономических преступников к уголовной ответственности, а переориентация деятельности правоохранителей на борьбу с криминальным капиталом от преступной деятельности в экономической среде.
Мероприятия, реализуемые в рамках борьбы с теневизацией экономической деятельности, предлагается оптимизировать по следующим приоритетным направлениям:
• формирование исключительно добросовестной и здоровой конкуренции среди хозяйствующих субъектов;
• совершенствование всей деятельности национальной
антимонопольной службы и ее региональных подразделений на местах;
• систематический мониторинг профильными министерствами и
ведомствами за размерами повышаемых налоговых ставок и таможенных пошлин, экономический анализ изменений валовой выручи получаемой в этой связи предпринимателями, вероятность их ухода в тень, или ликвидации собственных производств по причине нерентабельности;
• создание условий и гарантий для формирования экономическими субъектами легитимной финансово-хозяйственной деятельности;
• снижение кредитных рисков для предпринимателей, предоставление для них более широкого спектра финансовых финансово-кредитных предложений;
• индексация не менее двух раз в течении финансового календарного года размера прожиточного минимума и МРОТ в стране, увеличение его прямо пропорционально размеру инфляционных ожиданий в национальной экономике;
• создание на базе региональных ВУЗов специализированных лабораторий, оказывающих начинающим предпринимателям бесплатные консультационные услуги по формированию и развитию бизнеса, реализации стартапов;
• активизация информационной пропаганды со стороны правоохранительных органов, в части информирования населения о возможных последствиях не соблюдения действующего на территории Российской Федерации норм и правил ведения предпринимательской деятельности, уголовной ответственности за игнорирование нормативных постулатов;
• эскалация сотрудничества с организациями международного статуса в части обмена и расширения опыта по борьбе с теневизацией экономики.
Реализация приведенных в работе мероприятий позволит нейтрализовать если не все, то хотя бы базовые экономические угрозы, влияющие на теневизацию региональной и в целом общенациональной экономической безопасности государства.
Теневая экономика, сама по себе, это сложное явление, которая сказывается на всех сферах и оказывает негативное влияние, проявляющееся в таких последствиях, как нанесение вреда государственному бюджету страны; деформация налоговой сферы, недополучение налогов; рост имущественного расслоения общества; возникновение недоверия иностранных инвесторов к стране; создание условий для криминализации общества; изменение структуры экономики, низкий уровень эффективности проведения экономической политики в государстве.
Анализ доли теневой экономики по Российской Федерации показал, что сохраняется значительный уровень теневой занятости как в целом по стране, так и в отдельных отраслях, среди которых преобладающее значение имеют отрасли строительства, сельском хозяйства, оптовой и розничной торговли.
Анализ также показал значительный уровень экономической преступности. Причиненный ущерб по экономическим преступлениям стремительно растет, что ставит под угрозу национальную безопасность.
Аналогичная ситуация среди доходов российских граждан, поскольку четверть всех доходов составляют «черные» зарплаты и криминальные деньги. Что касается распределения уровня занятости, 1/5 часть населения страны составляют неформально занятые.
Одним из базовых государственных инструментов в вопросах нейтрализации угроз и противодействий теневизации экономики является эффективная деятельность правоохранительного блока государственной власти, всвязи с этим считаем необходимым в современных условиях при определении задач ОВД предусмотреть не стремление правоохранителей к привлечению экономических преступников к уголовной ответственности, а переориентация деятельности правоохранителей на борьбу с криминальным капиталом от преступной деятельности в экономической среде.
Мероприятия, реализуемые в рамках борьбы с теневизацией экономической деятельности, предлагается оптимизировать по следующим приоритетным направлениям:
• формирование исключительно добросовестной и здоровой конкуренции среди хозяйствующих субъектов;
• совершенствование всей деятельности национальной
антимонопольной службы и ее региональных подразделений на местах;
• систематический мониторинг профильными министерствами и
ведомствами за размерами повышаемых налоговых ставок и таможенных пошлин, экономический анализ изменений валовой выручи получаемой в этой связи предпринимателями, вероятность их ухода в тень, или ликвидации собственных производств по причине нерентабельности;
• создание условий и гарантий для формирования экономическими субъектами легитимной финансово-хозяйственной деятельности;
• снижение кредитных рисков для предпринимателей, предоставление для них более широкого спектра финансовых финансово-кредитных предложений;
• индексация не менее двух раз в течении финансового календарного года размера прожиточного минимума и МРОТ в стране, увеличение его прямо пропорционально размеру инфляционных ожиданий в национальной экономике;
• создание на базе региональных ВУЗов специализированных лабораторий, оказывающих начинающим предпринимателям бесплатные консультационные услуги по формированию и развитию бизнеса, реализации стартапов;
• активизация информационной пропаганды со стороны правоохранительных органов, в части информирования населения о возможных последствиях не соблюдения действующего на территории Российской Федерации норм и правил ведения предпринимательской деятельности, уголовной ответственности за игнорирование нормативных постулатов;
• эскалация сотрудничества с организациями международного статуса в части обмена и расширения опыта по борьбе с теневизацией экономики.
Реализация приведенных в работе мероприятий позволит нейтрализовать если не все, то хотя бы базовые экономические угрозы, влияющие на теневизацию региональной и в целом общенациональной экономической безопасности государства.
Подобные работы
- ТЕНЕВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РФ
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Криминализация экономики как угроза экономической безопасности региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Повышение уровня экономической безопасности региона РФ
Курсовые работы, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2017 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЙИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



