Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Работа №67160

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
387
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников на уроках технологии 8
1.1. Сущность и содержание познавательной активности личности 8
1.2. Особенности развития познавательной активности
в младшем школьном возрасте 16
1.3. Особенности применения здоровьесберегающих
и информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников
на уроках технологии 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию
познавательной активности младших школьников на уроках технологии 37
2.1 Диагностика уровня развития познавательной активности младших школьников 37
2.2. Методика развития познавательной активности младших
школьников на уроках технологии 45
2.3. Динамика развития познавательной активности младших
школьников 47
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение

В качестве приоритетов образовательной политики России выдвигаются такие ориентиры как достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования, которое неразрывно связано с формированием познавательной сферы учащихся. Перед школой ставится задача воспитания людей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей. Формирование этих качеств начинается в начальной школе и является базовым для успешного овладения содержанием образования на всех уровнях обучения.
В Федерального государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования (Федеральный государственный ..., 2010, 13).
В ФГОС НОО отмечено, что в основе организации учебного процесса любой предметной дисциплины, в том числе и технологии, лежит системно-деятельностный подход. Иными словами, обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность, т.е. выполняет учебные действия на материале учебного предмета. Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что для полноценного развития ребенка необходимо организовать его целенаправленную деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.
Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться». В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка.
В качестве основы развития младших школьников в процессе обучения рассматривается их учебно-познавательная деятельность, которая принимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения, то есть основной целью данной системы обучения является обеспечение условий для превращения ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении, и способностью к нему.
Познавательная деятельность учащихся в педагогике и в психологии с позиции учения рассматривалась Дж. Брунером, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, У! Глиссером, Э. Стоунсом, Н.Ф. Талызиной и др.; с точки зрения учебно-познавательной активности Е.С. Рабунским, И.С. Унтом и др.
Общетеоретические аспекты в изучении исследуемого феномена в педагогике отражены в работах Ю.К. Бабанского, Т.И. Зубкова, Э.А. Красновского, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.
Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Развитие личности младшего школьника, формирование у него вышеперечисленных качеств осуществляется у учебной деятельности, прежде всего на уроке, в частности на уроке технологии.
Современный урок технологии направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, ознакомление его с окружающим миром, на овладение различными технологиями, на приобретение навыков творческой деятельности в процессе решения проблемных задач и предметно-практической деятельности по созданию изделий. Именно поэтому он представляется нам одним из мощных средств развития познавательной активности младшего школьника.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательной активности младших школьников на уроках технологии.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников на уроках технологии.
Приступая к исследованию, мы выдвинули следующую гипотезу: развитие познавательной активности младших школьников на уроках технологии будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) использование заданий творческого характера на уроках технологии с учетом изучаемого учебного материала;
2) применение информационных технологий как средств активизации познавательной сферы младших школьников;
3) стимулирование интереса учащихся к учебным занятиям, а также активизация их инициативности и самостоятельности в учебном процессе, при использовании здоровьесберегающих технологий.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Вывить сущность и содержание познавательной активности младших школьников и использования современных технологий в процессе ее развития.
2. Раскрыть организационные основы развития познавательной деятельности учащихся на уроках технологии в начальных классах.
3. Выявить и экспериментально апробировать совокупность педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности младших школьников на уроках технологии с помощью средств здоровьесберегающих и информационных технологий.
Методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чуевская средняя общеобразовательная школа» им. Н.Я. Чуева Губкинского района Белгородской области, 2 «а» класс.
Практическая значимость исследования заключается в обеспечении использования материалов исследования педагогами в учебно-воспитательной работе с учащимися начальной школы. Результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в разработке учебных планов, программ и пособий нового поколения для дальнейшего научно-методического и организационно-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса в школах.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, описана степень разработанности проблемы.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников на уроках технологии» проведен анализ современного состояния проблемы, раскрыта специфика познавательных интересов младших школьников, охарактеризован урок технологии как средство развития познавательной активности обучающихся.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников на уроках технологии» исследована система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках технологии посредством использования творческих заданий, информационных и здоровьесберегающих технологий, представлены результаты проведенного экспериментального исследования.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список состоит из 56 источников.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время перед школой ставится задача воспитания людей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей. Формирование этих качеств начинается в начальной школе и является базовым для успешного овладения содержанием образования на всех уровнях обучения.
Познавательная активность - меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности. В содержании познавательной активности можно выделить ряд структурных компонентов, которые ложатся в основу критериев и показателей ее оценки. Познавательная активность успешно формируется на школьных уроках, в частности на уроке технологии, что было доказано нами в ходе экспериментальной работы.
Экспериментальная работа была проведена нами на базе МБОУ «Чуевская средняя общеобразовательная школа» им. Н.Я. Чуева Губкинского района Белгородской области. Мы организовали диагностическое исследование учащихся экспериментального класса и установили, что необходима целенаправленная работа по развитию познавательной активности у учащихся.
Формирующий этап позволил нам проверить теоретические положения гипотезы и апробировать их на практике.
На контрольном этапе эксперимента мы убедились в правильности выбранных нами педагогических условий, необходимых для эффективного развития познавательной активности учащихся на уроках технологии. Необходимыми и достаточными для эффективного развития познавательной активности младших школьников на уроках технологии явились следующие педагогические условия: 1) использование заданий творческого характера на уроках технологии с учетом изучаемого учебного материала; 2) применение информационных технологий как средств активизации познавательной сферы младших школьников; 3) стимулирование интереса учащихся к учебным занятиям, а также активизация их инициативности и самостоятельности в учебном процессе, при использовании здоровьесберегающих технологий.
Наше исследование не носит законченного характера и может быть продолжено в следующих направлениях: исследования процесса развития познавательной активности младших школьников на других предметах учеб цикла; с использованием интерактивных технологий и т.д.



1. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении: избр. педагог. труды / сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
2. Борисова Н.В. Методологические рекомендации по проведению деловых игр / Н.В. Борисова, А.А. Вербицкий. - М.: Просвещение, 1990. - 431 с.
3. Болотина Л.Р. Педагогика: учебное пособие для педагогических институтов / Л.Р. Болотина. - М.: Просвещение, 2000. - 221 с.
4. Виноградова Н.Ф. Программы четырёхлетней начальной школы: проект «Начальная школа XXI века» / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана- Графф, 2003. - 144 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. В.В. Дывыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
6. Григорьев С.Г. Учебник - шаг на пути к системе обучения «Информатизации образования» / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. // в сборнике научных трудов «Проблемы школьного учебника». - М.: ИСМО РАО, 2005. - С. 219-222.
7. Груздев П.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения / П.Н. Груздев, Ш.Н. Ганелин. - М.: АПН РСФСР, 1949. - 356 с.
8. Давыденко Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой: дис. док. пед. наук / Т.М. Давыденко. - М., 1996. - 468с.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240с.
10. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. - М.: Учпедгиз, 1961. - 120 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов.- 2 изд., доп., испр., пераб., / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
12. Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающ их учащихся начальных классов: дисс. канд. пед. наук / Т.И. Зубков. - Екатеринбург, 1993. - 360 с.
13. Ильинская И.П. Уроки макраме в начальной школе: формирование эстетической культуры: учеб. пособие / И.П. Ильинская. - Белгород: изд-во БелГУ, 2006. - 184 с.
14. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально - педагогической культуры преподавания высшей школы / И.Ф. Исаев. - Белгород, 1993. - 219 с.
15. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под. ред. З.И. Васильевой. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
16. Калинова Г.С. Учебная нагрузка и здоровье школьников / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. // Человек. Культура. Здоровье. - М.: Генезис, 2007. - 160 с.
17. Климан Ю.В. Президент России Д.А. Медведев об информатизации Российского общества / Ю.В. Климант // Приоритетные национальные проекты «Образование». - 2008. - Режим доступа:http: //my-pc.j ino .ru/dm.html(Дата обращения 02.03.2017).
18. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «Март», 2005. - 448 с.
19. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т.В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. - Вып.5. - Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998.- С. 28-36 с.
20. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы / В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2014. - 296 с.
21. Красновский Э.А. Активизация учебного познания / Э.А. Красновский // Современная педагогика. - 1989. - №5. - С. 10-14.
22. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 512 с.
23. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учебное пособие для студента высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. - М., Издательский центр Академия, 2004. - 480 с.
24. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно¬
методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128с.
25. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья
школьников: методическое пособие / Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2001.
- 139 с.
26. Ламберг Р.Г. О самостоятельной работе уч-ся / Р.Г. Ламберг // Современная педагогика. - 1962. - №2. - с. 16-27.
27. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2х т. Т. II. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.
28. Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: Методика для учителя. 2 класс / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 96 с.
29. Льняная Л.И. Примерные программы начального общего
образования: Стандарты второго поколения. В 2 ч. Ч. 1. / ред. совет:
Л.И. Льняной и др. - М.: Просвещение, 2008. - 317 с.
30. Люблинская А.А. Детская психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
31. Маркова А.К. Формирование мотивации учения [Текст]: книга для учителя / А. К. Макарова. - М.: Просвещение, 1990. - 210 с.
32. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана
- Графф, 2002. - 112 с.
33. Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 325 с.
34. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / С.И. Ожегов // Под. ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой - 16е изд., испр. - М.: Русский язык, 1984. - 797 с.
35. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 2006. - 640 с.
36. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
37. Президент Медведев об образовании: послание Федеральному
собранию. / Российский общеобразовательный портал. - 2008. - Режим
доступа: http://www.school.edu.ru/news.asp?ob_no=56774.
38. Российская педагогическая энциклопедия. В 2тт. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999 - 672 с.
39. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах / И.В. Роберт. // Информатика и образование. - 2011. - № 5. - С. 48-52.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
41. Сафронова Н.В. Использование мультимедиа-программ в начальной школе / Н. В. Сафронова. // Модели информатизации обучения: формы использования информационно-коммуникативных технологий и информационных технологий в процессе изучения учебных предметов (из опыта школы). - Токио, 2006. - С. 7-8.
42. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2004. - 576 с.
43. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и
школы / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с. 79. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [Текст] / авторы- составители М. Ю. Олешков и В. М. Уваров. - М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.
44. Сократов Н. Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания детей / Н. Сократов, О. Брагирова, С. Манакова // Воспитание школьников. - 2008. - № 9. - С. 44-46.
45. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1985. - 560 с.
46. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1983. - с. 93.
47. 86. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 томах. Т 2. / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1950. - 508 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - С. 12 - 16.
49. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов / В.Ф. Феоктистова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 121 с.
50. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. - 2е изд. - М.: Современная энциклопедия, 1989. - 815 с.
51. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для
учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. - М.: Изд-во Института
Психотерапии, 2004. - 480 с.
52. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: работы
советских психологов периода 1946-1980 / под. ред. И.И. Ильясова,
В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. - 304 с.
53. Цукерман Г.А. О детской самостоятельности / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизарова // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 37 - 44.
54. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса, 2013. - 180 с.
55. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1983. - 166 с.
56. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М., Просвещение, 1979. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ