ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ
КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ 5
1.1. Основные понятия и принципы обращения с отходами 5
1.2. Жизненный цикл отходов 14
1.3. Эффективные схемы обращения с отходами 15
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО
2.1. Анализ сложившегося законодательство в сфере обращения с
отходами
2.2. Анализ изменений законодательства в области обращения с
отходами
2.3. Законодательство в сфере обращения с отходами от
использования товаров
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТКО В РОССИИ И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Система обращения с ТКО в России 29
3.2. Система обращения с ТКО Белгородской области 34
3.2.1. Образование ТКО в Белгородской области 34
3.2.2. Управление сбором, вывозом и размещением ТКО 39
ГЛАВА 4. СРЕДНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ТКО НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
4.1. Анализ морфологического состава ТКО на территории Белгородской области
4.2 Расчет средней экономической ценности ТКО на основании
морфологического состава
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ
КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ 5
1.1. Основные понятия и принципы обращения с отходами 5
1.2. Жизненный цикл отходов 14
1.3. Эффективные схемы обращения с отходами 15
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО
2.1. Анализ сложившегося законодательство в сфере обращения с
отходами
2.2. Анализ изменений законодательства в области обращения с
отходами
2.3. Законодательство в сфере обращения с отходами от
использования товаров
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТКО В РОССИИ И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Система обращения с ТКО в России 29
3.2. Система обращения с ТКО Белгородской области 34
3.2.1. Образование ТКО в Белгородской области 34
3.2.2. Управление сбором, вывозом и размещением ТКО 39
ГЛАВА 4. СРЕДНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ТКО НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
4.1. Анализ морфологического состава ТКО на территории Белгородской области
4.2 Расчет средней экономической ценности ТКО на основании
морфологического состава
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность. Сложившаяся ситуация в сфере обращения с отходами в России характеризуется гигантскими ежегодными объемами захораниваемых отходов и увеличением площадей несанкционированных свалок вокруг населенных пунктов. Исследования показали, что рост образования отходов неразрывно связан с повышением благосостояния общества, т. е. существует корреляционная зависимость между динамикой ВВП на душу населения и удельным образованием отходов, и если не принимать меры, то ситуация в секторе твердых коммунальных отходов (ТКО) может привести к серьезным экологическим последствиям.
В рейтинге субъектов Российской Федерации Белгородская область по объему образования ТКО находится на 22-й позиции. При этом в течение последних 5 лет в регионе наблюдается устойчивая тенденция роста как объемов образования ТКО, всего, так и объемов образования ТКО на душу населения. Ситуация осложняется тем, что в большей своей части отходы размещаются на полигонах и свалках, которые уже практически выработали свой ресурс. По мнению многих аналитиков, сократить объемы вывоза ТКО на полигоны возможно с помощью внедрения системы раздельного сбора ресурсных фракций бытового мусора.
Выше перечисленные факты обусловили актуальность выпускной квалификационной работы целью исследования которой является определение эффективности применения раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области.
Для достижения поставленной цели в работе последовательно решались следующие задачи:
1. Изучить основные теоретические аспекты обращения с твердыми коммунальными отходами.
2. Изучить систему обращения с твердыми коммунальными отходами в России.
3. Проанализировать систему обращения с твердыми коммунальными отходами в Белгородской области.
4. Определение экономической эффективности применения раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является система обращения с ТКО Белгородской области.
Предмет исследования - теоретические, методологические и практические аспекты обращения с ТКО.
В данной работе мы использовали следующие методы исследования: метод работы с научной литературой, сравнительно-географический метод, картографический метод, методы обработки статистических данных, метод математических расчётов и др.
Теоретической и методологической основой проводимых исследований являются труды отечественных и зарубежных ученых, отражающих проблематику темы исследования.
Информационно-эмпирической базой исследования являются информационные материалы Госкомстата России и Белгородского областного комитета государственной статистики, Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области, Отдела реализации программ по переработке твердых коммунальных отходов Департамента ЖКХ Белгородской области, данные государственных докладов «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», и др.
Структура и объем работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, изложена на 57 страницах машинописного текста, включающего 11 рисунков, 7 таблиц.
В рейтинге субъектов Российской Федерации Белгородская область по объему образования ТКО находится на 22-й позиции. При этом в течение последних 5 лет в регионе наблюдается устойчивая тенденция роста как объемов образования ТКО, всего, так и объемов образования ТКО на душу населения. Ситуация осложняется тем, что в большей своей части отходы размещаются на полигонах и свалках, которые уже практически выработали свой ресурс. По мнению многих аналитиков, сократить объемы вывоза ТКО на полигоны возможно с помощью внедрения системы раздельного сбора ресурсных фракций бытового мусора.
Выше перечисленные факты обусловили актуальность выпускной квалификационной работы целью исследования которой является определение эффективности применения раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области.
Для достижения поставленной цели в работе последовательно решались следующие задачи:
1. Изучить основные теоретические аспекты обращения с твердыми коммунальными отходами.
2. Изучить систему обращения с твердыми коммунальными отходами в России.
3. Проанализировать систему обращения с твердыми коммунальными отходами в Белгородской области.
4. Определение экономической эффективности применения раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является система обращения с ТКО Белгородской области.
Предмет исследования - теоретические, методологические и практические аспекты обращения с ТКО.
В данной работе мы использовали следующие методы исследования: метод работы с научной литературой, сравнительно-географический метод, картографический метод, методы обработки статистических данных, метод математических расчётов и др.
Теоретической и методологической основой проводимых исследований являются труды отечественных и зарубежных ученых, отражающих проблематику темы исследования.
Информационно-эмпирической базой исследования являются информационные материалы Госкомстата России и Белгородского областного комитета государственной статистики, Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области, Отдела реализации программ по переработке твердых коммунальных отходов Департамента ЖКХ Белгородской области, данные государственных докладов «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», и др.
Структура и объем работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, изложена на 57 страницах машинописного текста, включающего 11 рисунков, 7 таблиц.
Проблема обращения с твердыми коммунальными отходами, остро стоит перед миром, Россией, и Белгородской областью в частотности. Исследования показали, что рост образования отходов неразрывно связан с повышением благосостояния общества, т. е. существует корреляционная зависимость между динамикой ВВП на душу населения и удельным образованием отходов, и если не принимать меры, то ситуация в секторе твердых коммунальных отходов (ТКО) может привести к серьезным экологическим последствиям.
В России ежегодно образуется 55-60 млн т твердых коммунальных отходов. Объем образования ТКО имеет тенденцию к росту. По данным Росстата, в период с 2005 по 2015 года объем отходов ТКО увеличился на 45%. Значительный рост количества ТКО объясняется увеличением удельных объемов (интенсивности) образования отходов. Если в 2010 году на одного человека в среднем приходилось около 330 кг ТКО в год, то в 2014-м этот показатель вырос до 400 кг. При этом, на полигонах страны пропадают тонны ценных видов сырья и материалов: бумага, стекло, металлы, пластик и пр. На эти компоненты приходится более 40 % ТКО. Отсутствие переработки приводит к ежегодной упущенной выгоде свыше 68 млрд. руб. [21]
Среди субъектов РФ лидерами по образованию ТКО является г. Москва, Московская и Воронежская области. Белгородская область занимает 22 позицию. В тоже время, необходимо отметить, что по показателю образование ТКО на душу населения среди указанных регионов наша область занимает 2 место. В 2015 г. он составил 3,6 куб. м/чел.
Анализ динамики образования ТКО в Белгородской области показал, что с 2010 по 2015 гг. объем отходов увеличился на 33 %.
Концентрация населения и средств в городских поселения области способствует тому, что именно здесь концентрируется основная масса твердых коммунальных отходов. На долю городских поселений приходится 72 % отходов, а на сельские лишь 28 %. При этом 58 % отходов образуются в городских округах области: Белгороде (27 %), Старооскольском г.о. (22 %) и Губкинском г.о. (9 %).
Среди муниципальных районов Белгородской области лидерами по образованию ТКО являются Белгородский, Алексеевский и Ракитянский районы. Наименьшее кол-во отходов образуют Ровеньской, Краснояружский и Красненский, которые также характеризуются самым низким уровнем заработной платы.
Проведенный нами корреляционный анализ подтвердил гипотезу о том, что рост образования отходов неразрывно связан с повышением благосостояния общества. Корреляционная зависимость между динамикой заработной платы и образованием отходов в МО прямая и сильная. Коэффициент корреляции составил 0,8.
Согласно данным Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2015 году в Белгородской области все твердые коммунальные отходы были вывезены на полигоны захоронения отходов, в то время как в России переработка ТКО составляет лишь 5-7 %, а странах Европейского союза вообще перерабатывается до 60 % ТКО.
Сравнительный анализ вывезенных ТКО и подлежащих вывозу ТКО показал, что только в семи муниципальных образованиях области: Алексеевском, Белгородском, Грайворонском, Красногвардейском, Красненском, Ракитянском и Шебекинском районах муниципальные службы не справляются со сложившимися объемами образования отходов.
В целом отметим, что действующая в настоящее время система сбора и вывоза ТКО на территории Белгородского области носит неоднородный и неэффективный характер. У организаций осуществляющих вывоз отходов на территории области, отсутствует единая система тарификации, способы и графики вывоза варьируются даже в пределах одного населённого пункта, а распространение информации о смене тарифных планов управляющих компаний и способах вывоза ТКО охватывает в лучшем случае 10 % населения.
И как результат, не утилизированные коммунальные отходы и строительный мусор порождают огромное количество несанкционированных свалок на территории области.
Наибольшее количество несанкционированных свалок - 3 ед. и более на одно сельское поселение сосредоточено в следующих районах: Алексеевском; Вейделевском; Губкинском; Красногвардейском; Ровеньском; Чернянском; Шебекинском.
Анализ морфологического состава ТКО Белгородской области показал, что основной фракцией в структуре отходов в среднем по области являются пищевые отходы - 21,2 %. На втором месте текстиль - 12,4, на третьем стекло - 10,3 %.
Для расчета средней экономической ценности ТКО мы брали фракции, которые по нашему мнению имеют наибольшую экономическую значимость: макулатура, металл, стекло и пластик. Из всего объема ТКО утилизируемые фракции составляют 38 %. Расчеты показали, что при переработке смешанного потока отходов общая стоимость вторичного сырья в одной тонне ТКО составит всего 416,5 рублей. Отметим, что переработка смешанного потока отходов - технически самый простой способ, требующий наименьшей предварительной подготовки отходов. Однако, при такой сортировке мусора можно извлечь не более 20-30 % полезных фракций. В то время, как при качественной сортировке отходов населением можно перерабатывать до 70-80 % отходов. Следовательно, стоимость вторичного сырья в 1 тоне ТКО возрастет. Кроме этого подготовка отходов непосредственно пользователями позволяет снизить объем инвестиций, необходимых для строительства мусоросортировочных заводов, и удешевить эксплуатационные затраты за счет автоматизации, а также будет способствовать минимизации размещения перерабатываемых фракций на полигонах Белгородской области.
В России ежегодно образуется 55-60 млн т твердых коммунальных отходов. Объем образования ТКО имеет тенденцию к росту. По данным Росстата, в период с 2005 по 2015 года объем отходов ТКО увеличился на 45%. Значительный рост количества ТКО объясняется увеличением удельных объемов (интенсивности) образования отходов. Если в 2010 году на одного человека в среднем приходилось около 330 кг ТКО в год, то в 2014-м этот показатель вырос до 400 кг. При этом, на полигонах страны пропадают тонны ценных видов сырья и материалов: бумага, стекло, металлы, пластик и пр. На эти компоненты приходится более 40 % ТКО. Отсутствие переработки приводит к ежегодной упущенной выгоде свыше 68 млрд. руб. [21]
Среди субъектов РФ лидерами по образованию ТКО является г. Москва, Московская и Воронежская области. Белгородская область занимает 22 позицию. В тоже время, необходимо отметить, что по показателю образование ТКО на душу населения среди указанных регионов наша область занимает 2 место. В 2015 г. он составил 3,6 куб. м/чел.
Анализ динамики образования ТКО в Белгородской области показал, что с 2010 по 2015 гг. объем отходов увеличился на 33 %.
Концентрация населения и средств в городских поселения области способствует тому, что именно здесь концентрируется основная масса твердых коммунальных отходов. На долю городских поселений приходится 72 % отходов, а на сельские лишь 28 %. При этом 58 % отходов образуются в городских округах области: Белгороде (27 %), Старооскольском г.о. (22 %) и Губкинском г.о. (9 %).
Среди муниципальных районов Белгородской области лидерами по образованию ТКО являются Белгородский, Алексеевский и Ракитянский районы. Наименьшее кол-во отходов образуют Ровеньской, Краснояружский и Красненский, которые также характеризуются самым низким уровнем заработной платы.
Проведенный нами корреляционный анализ подтвердил гипотезу о том, что рост образования отходов неразрывно связан с повышением благосостояния общества. Корреляционная зависимость между динамикой заработной платы и образованием отходов в МО прямая и сильная. Коэффициент корреляции составил 0,8.
Согласно данным Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2015 году в Белгородской области все твердые коммунальные отходы были вывезены на полигоны захоронения отходов, в то время как в России переработка ТКО составляет лишь 5-7 %, а странах Европейского союза вообще перерабатывается до 60 % ТКО.
Сравнительный анализ вывезенных ТКО и подлежащих вывозу ТКО показал, что только в семи муниципальных образованиях области: Алексеевском, Белгородском, Грайворонском, Красногвардейском, Красненском, Ракитянском и Шебекинском районах муниципальные службы не справляются со сложившимися объемами образования отходов.
В целом отметим, что действующая в настоящее время система сбора и вывоза ТКО на территории Белгородского области носит неоднородный и неэффективный характер. У организаций осуществляющих вывоз отходов на территории области, отсутствует единая система тарификации, способы и графики вывоза варьируются даже в пределах одного населённого пункта, а распространение информации о смене тарифных планов управляющих компаний и способах вывоза ТКО охватывает в лучшем случае 10 % населения.
И как результат, не утилизированные коммунальные отходы и строительный мусор порождают огромное количество несанкционированных свалок на территории области.
Наибольшее количество несанкционированных свалок - 3 ед. и более на одно сельское поселение сосредоточено в следующих районах: Алексеевском; Вейделевском; Губкинском; Красногвардейском; Ровеньском; Чернянском; Шебекинском.
Анализ морфологического состава ТКО Белгородской области показал, что основной фракцией в структуре отходов в среднем по области являются пищевые отходы - 21,2 %. На втором месте текстиль - 12,4, на третьем стекло - 10,3 %.
Для расчета средней экономической ценности ТКО мы брали фракции, которые по нашему мнению имеют наибольшую экономическую значимость: макулатура, металл, стекло и пластик. Из всего объема ТКО утилизируемые фракции составляют 38 %. Расчеты показали, что при переработке смешанного потока отходов общая стоимость вторичного сырья в одной тонне ТКО составит всего 416,5 рублей. Отметим, что переработка смешанного потока отходов - технически самый простой способ, требующий наименьшей предварительной подготовки отходов. Однако, при такой сортировке мусора можно извлечь не более 20-30 % полезных фракций. В то время, как при качественной сортировке отходов населением можно перерабатывать до 70-80 % отходов. Следовательно, стоимость вторичного сырья в 1 тоне ТКО возрастет. Кроме этого подготовка отходов непосредственно пользователями позволяет снизить объем инвестиций, необходимых для строительства мусоросортировочных заводов, и удешевить эксплуатационные затраты за счет автоматизации, а также будет способствовать минимизации размещения перерабатываемых фракций на полигонах Белгородской области.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ «ЗЕЛЕНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ГРАЖДАНАМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПО РАЗДЕЛЬНОМУ СБОРУ МУСОРА
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - МЕХАНИЗМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



