Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Работа №67148

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экология и природопользование

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
302
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ
КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ 5
1.1. Основные понятия и принципы обращения с отходами 5
1.2. Жизненный цикл отходов 14
1.3. Эффективные схемы обращения с отходами 15
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО
2.1. Анализ сложившегося законодательство в сфере обращения с
отходами
2.2. Анализ изменений законодательства в области обращения с
отходами
2.3. Законодательство в сфере обращения с отходами от
использования товаров
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТКО В РОССИИ И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Система обращения с ТКО в России 29
3.2. Система обращения с ТКО Белгородской области 34
3.2.1. Образование ТКО в Белгородской области 34
3.2.2. Управление сбором, вывозом и размещением ТКО 39
ГЛАВА 4. СРЕДНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ТКО НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
4.1. Анализ морфологического состава ТКО на территории Белгородской области
4.2 Расчет средней экономической ценности ТКО на основании
морфологического состава
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность. Сложившаяся ситуация в сфере обращения с отходами в России характеризуется гигантскими ежегодными объемами захораниваемых отходов и увеличением площадей несанкционированных свалок вокруг населенных пунктов. Исследования показали, что рост образования отходов неразрывно связан с повышением благосостояния общества, т. е. существует корреляционная зависимость между динамикой ВВП на душу населения и удельным образованием отходов, и если не принимать меры, то ситуация в секторе твердых коммунальных отходов (ТКО) может привести к серьезным экологическим последствиям.
В рейтинге субъектов Российской Федерации Белгородская область по объему образования ТКО находится на 22-й позиции. При этом в течение последних 5 лет в регионе наблюдается устойчивая тенденция роста как объемов образования ТКО, всего, так и объемов образования ТКО на душу населения. Ситуация осложняется тем, что в большей своей части отходы размещаются на полигонах и свалках, которые уже практически выработали свой ресурс. По мнению многих аналитиков, сократить объемы вывоза ТКО на полигоны возможно с помощью внедрения системы раздельного сбора ресурсных фракций бытового мусора.
Выше перечисленные факты обусловили актуальность выпускной квалификационной работы целью исследования которой является определение эффективности применения раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области.
Для достижения поставленной цели в работе последовательно решались следующие задачи:
1. Изучить основные теоретические аспекты обращения с твердыми коммунальными отходами.
2. Изучить систему обращения с твердыми коммунальными отходами в России.
3. Проанализировать систему обращения с твердыми коммунальными отходами в Белгородской области.
4. Определение экономической эффективности применения раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является система обращения с ТКО Белгородской области.
Предмет исследования - теоретические, методологические и практические аспекты обращения с ТКО.
В данной работе мы использовали следующие методы исследования: метод работы с научной литературой, сравнительно-географический метод, картографический метод, методы обработки статистических данных, метод математических расчётов и др.
Теоретической и методологической основой проводимых исследований являются труды отечественных и зарубежных ученых, отражающих проблематику темы исследования.
Информационно-эмпирической базой исследования являются информационные материалы Госкомстата России и Белгородского областного комитета государственной статистики, Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области, Отдела реализации программ по переработке твердых коммунальных отходов Департамента ЖКХ Белгородской области, данные государственных докладов «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», и др.
Структура и объем работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, изложена на 57 страницах машинописного текста, включающего 11 рисунков, 7 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема обращения с твердыми коммунальными отходами, остро стоит перед миром, Россией, и Белгородской областью в частотности. Исследования показали, что рост образования отходов неразрывно связан с повышением благосостояния общества, т. е. существует корреляционная зависимость между динамикой ВВП на душу населения и удельным образованием отходов, и если не принимать меры, то ситуация в секторе твердых коммунальных отходов (ТКО) может привести к серьезным экологическим последствиям.
В России ежегодно образуется 55-60 млн т твердых коммунальных отходов. Объем образования ТКО имеет тенденцию к росту. По данным Росстата, в период с 2005 по 2015 года объем отходов ТКО увеличился на 45%. Значительный рост количества ТКО объясняется увеличением удельных объемов (интенсивности) образования отходов. Если в 2010 году на одного человека в среднем приходилось около 330 кг ТКО в год, то в 2014-м этот показатель вырос до 400 кг. При этом, на полигонах страны пропадают тонны ценных видов сырья и материалов: бумага, стекло, металлы, пластик и пр. На эти компоненты приходится более 40 % ТКО. Отсутствие переработки приводит к ежегодной упущенной выгоде свыше 68 млрд. руб. [21]
Среди субъектов РФ лидерами по образованию ТКО является г. Москва, Московская и Воронежская области. Белгородская область занимает 22 позицию. В тоже время, необходимо отметить, что по показателю образование ТКО на душу населения среди указанных регионов наша область занимает 2 место. В 2015 г. он составил 3,6 куб. м/чел.
Анализ динамики образования ТКО в Белгородской области показал, что с 2010 по 2015 гг. объем отходов увеличился на 33 %.
Концентрация населения и средств в городских поселения области способствует тому, что именно здесь концентрируется основная масса твердых коммунальных отходов. На долю городских поселений приходится 72 % отходов, а на сельские лишь 28 %. При этом 58 % отходов образуются в городских округах области: Белгороде (27 %), Старооскольском г.о. (22 %) и Губкинском г.о. (9 %).
Среди муниципальных районов Белгородской области лидерами по образованию ТКО являются Белгородский, Алексеевский и Ракитянский районы. Наименьшее кол-во отходов образуют Ровеньской, Краснояружский и Красненский, которые также характеризуются самым низким уровнем заработной платы.
Проведенный нами корреляционный анализ подтвердил гипотезу о том, что рост образования отходов неразрывно связан с повышением благосостояния общества. Корреляционная зависимость между динамикой заработной платы и образованием отходов в МО прямая и сильная. Коэффициент корреляции составил 0,8.
Согласно данным Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2015 году в Белгородской области все твердые коммунальные отходы были вывезены на полигоны захоронения отходов, в то время как в России переработка ТКО составляет лишь 5-7 %, а странах Европейского союза вообще перерабатывается до 60 % ТКО.
Сравнительный анализ вывезенных ТКО и подлежащих вывозу ТКО показал, что только в семи муниципальных образованиях области: Алексеевском, Белгородском, Грайворонском, Красногвардейском, Красненском, Ракитянском и Шебекинском районах муниципальные службы не справляются со сложившимися объемами образования отходов.
В целом отметим, что действующая в настоящее время система сбора и вывоза ТКО на территории Белгородского области носит неоднородный и неэффективный характер. У организаций осуществляющих вывоз отходов на территории области, отсутствует единая система тарификации, способы и графики вывоза варьируются даже в пределах одного населённого пункта, а распространение информации о смене тарифных планов управляющих компаний и способах вывоза ТКО охватывает в лучшем случае 10 % населения.
И как результат, не утилизированные коммунальные отходы и строительный мусор порождают огромное количество несанкционированных свалок на территории области.
Наибольшее количество несанкционированных свалок - 3 ед. и более на одно сельское поселение сосредоточено в следующих районах: Алексеевском; Вейделевском; Губкинском; Красногвардейском; Ровеньском; Чернянском; Шебекинском.
Анализ морфологического состава ТКО Белгородской области показал, что основной фракцией в структуре отходов в среднем по области являются пищевые отходы - 21,2 %. На втором месте текстиль - 12,4, на третьем стекло - 10,3 %.
Для расчета средней экономической ценности ТКО мы брали фракции, которые по нашему мнению имеют наибольшую экономическую значимость: макулатура, металл, стекло и пластик. Из всего объема ТКО утилизируемые фракции составляют 38 %. Расчеты показали, что при переработке смешанного потока отходов общая стоимость вторичного сырья в одной тонне ТКО составит всего 416,5 рублей. Отметим, что переработка смешанного потока отходов - технически самый простой способ, требующий наименьшей предварительной подготовки отходов. Однако, при такой сортировке мусора можно извлечь не более 20-30 % полезных фракций. В то время, как при качественной сортировке отходов населением можно перерабатывать до 70-80 % отходов. Следовательно, стоимость вторичного сырья в 1 тоне ТКО возрастет. Кроме этого подготовка отходов непосредственно пользователями позволяет снизить объем инвестиций, необходимых для строительства мусоросортировочных заводов, и удешевить эксплуатационные затраты за счет автоматизации, а также будет способствовать минимизации размещения перерабатываемых фракций на полигонах Белгородской области.



1. Барцев, И.А. Анализ стратегий утилизации и переработки ТБО в
Российской Федерации / И.А. Барцев, О.В. Трофимов, Доценко И.С. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2013. - Режим доступа: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent.&
view=items&id=2361.
2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 г.» / Минприроды России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru.
3. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 г.» / Минприроды России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru
4. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году» / Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. - М.: Минприроды России; НИА-Природа, 2014. - 463 с.
5. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году» / Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. - М.: Минприроды России; НИА-Природа,
2016. - 639 с.
6. Государственный доклад «Об экологической ситуации в Белгородской области в 2011 г.» / Департамент природопользования и охраны окружающей среды в Белгородской области. - Белгород, 2012. - 170 с.
7. Государственный доклад «Об экологической ситуации в Белгородской области в 2014 г.» / Департамент природопользования и охраны окружающей среды в Белгородской области. - Белгород, 2015. - 108 с.
8. Государственный доклад «Об экологической ситуации в Белгородской области в 2015 году» / Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды. - Белгород, 2016. - 132 с.
9. Девяткин, В. Управление отходами в России: пора использовать отечественный и зарубежный опыт / В. Девяткин // Отечественные записки. - 2007. - № 2 (35). - С.: 77-87.
10. Дегтярь, А.В. Экология Белогорья в цифрах / А. В. Дегтярь, О.И. Григорьева, Р.Ю. Татаринцев. - Белгород: КОНСТАНТА, 2016. - 122 с.
11. Джамалова, Г.А. Антропогенная эпоха коммунальных отходов / Г.А. Джамалова // Известия Санкт-Петербургского гос. Технологического института (технического университета). - 2013. - № 19 (45). - С. 93-97.
12. Доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Белгородской области в 2016 году» // Управление Роспотребнадзора по Белгородской области. - Белгород, 2017. - 211 с.
13. Кичигин Н.В. Правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления / Кичигин Н.В., Пономарев М.В. - М.: Юриспруденция, 2010. - 184 с.
14. Коробко, В.И. Твердые бытовые отходы. Экономика. Экология. Предпринимательство / В.И. Коробко, В.А. Бычкова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 132 с.
15. Кузнецов В.Л. Экологические проблемы твердых бытовых отходов. Сбор. Ликвидация. Утилизация: Учебное пособие / В.Л. Кузнецов, Н.М. Крапильская, Л.Ф. Юдина. - М.: ИПЦ МИКХиС, 2005. - 53 с.
16. МДС 13-8.2000. Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации (утв. Постановлением Коллегии Госстроя РФ от 22.12.1999 №17) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»,
2017.
17. Мельникова, Л.А. К чему приведет загрязнение планеты? / Л.А. Мельникова // Виноград. -2012. - №3 (47).
18. Областной доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Белгородской области в 2014 году» / Управление Роспотребнадзора по Белгородской области. - Белгород, 2015. - 193 с.
19. Обоснование выбора оптимального способа переработки,
использования и обезвреживания твердых бытовых и близких к ним по компонентному составу промышленных отходов для крупных и средних населенных пунктов России: Доклад / Союз промышленников и
предпринимателей Санкт-Петербурга. - СПб, 2013. - 49 с.
20. Основные показатели социально-экономического положения муниципальных районов и городских округов Белгородской области (2010-2014 гг.): Стат. сб./ Белгородстат. - Белгород, 2015. - 348 с.
21. Отходы в России: мусор или ценный ресурс? Сценарии развития сектора обращения с твердыми коммунальными отходами / Н. Коробова, А. Ларионов, Дж. Михельсон и др. - Москва, 2012. - 92 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: ЛФЖт/Жкова/ФС Waste%20Russia Report%20(1).pdf
22. Официальный сайт Гринпис России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.greenpeace.org/russia/ru/
23. Охрана окружающей среды в России. 2014: Стат. сб. / Росстат. - M., 2014. - 78 с.
24. Российская Федерация. ГОСТы. ГОСТ Р 53692-2009. Национальный стандарт РФ. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов». Увт. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 №1092-ст, ст. 3.1.11 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
25. Российская Федерация. ГОСТы. ГОСТ Р 53692-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов: Приказ Ростехрегулирования от 15.12.2009 №1092-ст) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
26. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 №190 (ред. от 07.03.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
27. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в закон
Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 21.07.2014 №261-ФЗ //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
28. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в статью 16
Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2008 №309-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс», 2017.
29. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 №458-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
30. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс», 2017.
31. Российская Федерация. Законы. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
32. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г., №131 (ред. от 03.04.2017) // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс», 2017.
33. Российская Федерация. Законы. Об отходах производства и
потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016. - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109.
34. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2001 №7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
35. Российская Федерация. Правительство. Постановления. О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (вместе с «Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров»: постановление Правительства РФ от 30.12.2015 №1520 // Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2017.
36. Российская Федерация. Правительство. Постановления. О порядке взимания экологического сбора (вместе с «Правилами взимания экологического сбора»: постановление Правительства РФ от 08.10.2015 №1073 // Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2017.
37. Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров: постановление Правительства РФ от 09.04.2016 №284 // Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2017.
38. Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов: постановление Правительства РФ от 10.02.1997 №155 (ред. от 01.02.2005) // Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2017.
39. Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами: Постановление Правительства РФ от 16.03.2016 №197 // Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2017.
40. Российская Федерация. Правительство. Распоряжения. Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств: Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2015 №1886-р (ред. от 04.05.2017) // Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2017.
41. Российская Федерация. Правительство. Распоряжения. Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров: Распоряжение Правительства РФ от 04.12.2015 №2491-р (ред. от 04.05.2017) // Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2017.
42. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду: Приказ Минприроды России от 04.12.2014 №536 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
43. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности: Приказ Минприроды России от 05.12.2014 №541 (с изм. от 01.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
44. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального классификационного каталога отходов: приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 №445 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
45. Российская Федерация. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления: утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
46. Российская Федерация. Санитарные правила. СП 2.1.7.1038-01
Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов: утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001 // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс», 2017.
47. Рябов Р.Г. Утилизация, переработка и захоронение отходов / Р.Г.
Рябов, М.С. Комиссаров, Е.П. Верховская, Г.Г. Рябов. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. - 149 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230710
48. Статистическая база данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики РФ по Белгородской области / Белгородстат. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belg.gks.ru.
49. Статистическая база данных Федеральной службы государственной статистики РФ. - Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/
50. Статистический ежегодник. Белгородская область. 2012: Стат. сб. / Белгородстат. - Белгород, 2012. - 613 с.
51. Статистический ежегодник. Белгородская область. 2015: Стат. сб./ Белгородстат. - Белгород, 2015. - 564 с.
52. Шингаркина, В.С. Законодательное обеспечение утилизации твердых коммунальных отходов / В.С. Шингаркина // Евразийское научное объединение. - 2015. - №3. - С. 96-96.
53. A Community strategy for waste management. Communication from the Commission to the Council and to Parliament. SEC (89) 934 final, 18 September 1989. - 29 p.
54. Eco-Towns in Japan - Implications and Lessons for Developing Countries and Cities, Global Environmental Centre Foundation, 2005. // United Nations Environment Programme. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.unep.or.jp/ietc/Publications/spc/Eco_Towns_in_Japan.pdf.
55. What a waste. A Global Review of Solid Waste Management / World Bank. - Washington, 2012. - №15. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/INTURBANDEVELOPMENT/Resources/3363871334852610766ZWha.t_a_Waste2012_Final.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ