ЦИКЛ ПУТЕШЕСТВИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЭЗИИ 1990-Х- НАЧАЛА 2000-Х ГОДОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Лирический цикл как предмет научной рефлексии: историко- и
теоретико-литературные аспекты изучения 16
1.1 Жанровые особенности лирического цикла в осмыслении 16
отечественного литературоведения
1.2 Проблема классификации лирического цикла 25
1.3 Жанрово-видовые особенности цикла путешествий 34
2 Цикл путешествий в литературном процессе XIX - начала XX вв. 41
2.1 Художественные особенности циклов путешествийН. Ф.
Глинки «Картины» и А. Мицкевича «Крымские сонеты» 41
2.2Лирический цикл путешествий как путевой дневник (на
материале циклов В. Комаровского и О. Мандельштама) 49
3 Особенности сюжетосложения циклов путешествий в поэзии
XX - XXI вв. 59
3.1 Мотив путешествия как сюжетообразующее начало
лирических циклов Е. Рейна, А. Бараша, Е. Завершневой 59
3.2 Специфика создания образа страны в лирических циклах
О. Николаевой «Варшава» и О. Седаковой «Китайское путешествие» 74
3.3 Авторский эксперимент в сюжетостроении лирического цикла путешествий 2000-х гг. (на материале циклов В. Прокошина
и И. Волкова) 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
1 Лирический цикл как предмет научной рефлексии: историко- и
теоретико-литературные аспекты изучения 16
1.1 Жанровые особенности лирического цикла в осмыслении 16
отечественного литературоведения
1.2 Проблема классификации лирического цикла 25
1.3 Жанрово-видовые особенности цикла путешествий 34
2 Цикл путешествий в литературном процессе XIX - начала XX вв. 41
2.1 Художественные особенности циклов путешествийН. Ф.
Глинки «Картины» и А. Мицкевича «Крымские сонеты» 41
2.2Лирический цикл путешествий как путевой дневник (на
материале циклов В. Комаровского и О. Мандельштама) 49
3 Особенности сюжетосложения циклов путешествий в поэзии
XX - XXI вв. 59
3.1 Мотив путешествия как сюжетообразующее начало
лирических циклов Е. Рейна, А. Бараша, Е. Завершневой 59
3.2 Специфика создания образа страны в лирических циклах
О. Николаевой «Варшава» и О. Седаковой «Китайское путешествие» 74
3.3 Авторский эксперимент в сюжетостроении лирического цикла путешествий 2000-х гг. (на материале циклов В. Прокошина
и И. Волкова) 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
Актуальность исследования. Современный литературный процесс отличается интересом к крупным жанровым формам и к связанной с ними проблеме жанрового синтеза. Осмысление этого вопроса теоретиками литературы не сводится к единому представлению об основах жанра, что приводит к разной интерпретации происходящих с жанровыми формами модификаций. При этом, рассматривая специфику современной жанровой системы, исследователи опираются на бахтинское представление об «исторической памяти жанра», который «живет настоящим, но всегда помнит своё прошлое» [4, с. 141-142] и способен обновляться «на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра <...>» [4, с. 141-142].
Авторитетной в изучении данного вопроса является и точка зрения С. Н. Бройтмана, различающего канонические и неканонические жанры. Главное отличие между ними исследователь видит в том, что в неканоническом жанре «исторически сложившиеся жанры становятся художественными языками разных типов сознания и тем самым вторично разыгрываются, открывая широкую смысловую перспективу» [7, с. 359].
В современном отечественном литературоведении наблюдается тенденция к изучению системы крупных жанровых форм, отличительной особенностью которых является жанровый синтез. Данная проблема в одних случаях решается исследователями однозначно (например, осмысление поэмы как лироэпического жанра), а в других - носит дискуссионный характер. Так, остаётся спорным и вопрос о специфике лирического цикла. В связи с этим, актуальность данной работы объясняется тем, что она позволяет дополнить и углубить представления о современном поэтическом процессе, а также даёт возможность расширить представления о лирическом цикле путешествий, в структуре которого происходит различного рода изменения. Среди этих процессов следует выделить такие, как обогащение поэтического сюжета и одновременно с этим разрушение жанрово¬типологических признаков поэтической формы. Данные изменения вызваны расширением тематического комплекса цикла путешествий религиозно¬философскими, социальными, политическими смыслами, вводимыми в структуру жанрового образования за счёт использования дополнительных лирических мотивов. Поэтому сегодня появляется необходимость определения специфики и основных путей развития лирического цикла путешествий.
Степень изученности.Данная жанровая форма утверждается только к середине XIX века, а наиболее активное обращение к ней наблюдается в поэзии и теоретических размышлениях лириков Серебряного века (В. Брюсов, А. Блок, А. Белый). Современное фундаментальное научное изучение явлений циклизации начинается только в 60 - 70-х годах XX века. На этом этапе были обозначены основные подходы к анализу данного явления (Л. К. Долгополов [36], З. Г. Минц [57], В. А. Сапогов [69, 70, 71, 72, 73]). Основой для современных исследований поэтического цикла служат работы М. Н. Дарвина [26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34], С. Н. Бройтмана [6, 7], Л. Е. Ляпиной [47, 48, 49, 50, 51, 52], Л. Н. Димовой [35], И. В. Фоменко[87, 88, 89, 90, 91, 92, 93], Л. В. Спроге [78], Н. Н. Старыгиной [79] и др. Теоретики литературы предлагают разныеопределения цикла: «новый жанр» (В.А. Сапогов), «жанровое образование» (И. В. Фоменко), «сверхжанровое образование», «произведение произведений» (М. Дарвин), «вторичное жанровое образование» (Р. Фигут) и др., но сходятся во мнении, что лирический цикл - это «самостоятельная литературная форма, занимающая заметное место в жанровой системе литературы» [81, с. 293].
На современном этапе в отечественном литературоведении данная жанровая разновидность продолжает вызывать исследовательский интерес у таких учёных как Т. Б. Кирюнина [39], А. Г. Кулик [42], Н. И. Петрова [65], Е. В. Юферева [102], Л. Н. Гареева [12], Н. А. Громова [18].
Наряду с вопросом о специфике лирического цикла важным является и проблема его видовой классификации. Данной проблеме посвящены работы М. Н. Дарвина [28, 29, 30], Р. Фигута [85], О. В. Мирошниковой [55, 56], Л. Е. Ляпиной [48, 51, 52]. Исследователи предлагают различные основания для классификации данной жанровой формы: в зависимости от степени авторского участия (авторские и неавторские - М.Н. Дарвин), по степени «авторизованности замысла и художественной цельности» (цикл- произведение, цикл-мозаика, циклоид - О. В. Мирошникова), по тематическому принципу (любовные циклы, циклы путешествий и др. - Р. Фигурт). Наиболее фундаментальна, на наш взгляд, классификация, предложенная Л.Е. Ляпиной. Исследовательосновывается на совокупности параметров, выделяемых с учётом факта авторского участия в организации цикла, родовую и жанровую принадлежность его частей и их речевую структуру. Особое внимание теоретик литературы уделяет сюжетным циклам, которые делит на любовные, сельские, сезонные циклы и циклы путешествий. В современном литературоведении последний из перечисленных рассматривается как синкретичная форма, вобравшая в себя черты травелога и собственно лирического цикла.
Лирический цикл путешествий представляет собой «особое жанровое образование» (И. Фоменко), в котором поэтические тексты объединены автором под общим заглавием и обладают межтекстовыми связями, благодаря которым возникают новые смыслы целого, не выводимые из семантической структуры каждого отдельного стихотворения. Эта циклическая поэтическая форма имеет синтетическую природу, вбирая в себя традиционные для литературного цикла признаки (общее название, авторская заданность композиции, самостоятельность входящих в лирический цикл стихотворений, тематическое единство стихотворений, сюжетно¬композиционное единство стихотворений, сквозные мотивы и т.д.) и отличительные черты жанра путешествия (образ путешественника, маршрут путешествия, познавательная функция, жанровая свобода).
Так как материалом нашей работы служит современная отечественная поэзия, считаем необходимым представить обзор научно-исследовательских работ по проблеме изучения современного поэтического процесса и вопросовспецифики функционирования в нём лирического цикла путешествий. Опорными в этом вопросе для нас стали труды С. П. Гудковой [19, 20, 21, 22, 23] и И. О. Шайтанова [101]. Сферой интересов
литературоведов является современная поэзия, развивающаяся в традиционном и авангардном направлениях. Монография С. П. Гудковой «Современная русская поэзия (проблематика, поэтика, судьбы крупных жанровых форм)» - яркий пример репрезентации развития поэмы, баллады, лирического цикла, книги стихов и др. Исследователь даёт чёткое представление о системе современных крупных жанровых форм и предлагает подробный анализ каждой из них. В частности, лирический цикл рассмотрен литературоведом с позиции особого жанрового образования, которое отличается от других поэтических жанров «в композиционно-структурном отношении (больше отдельного стихотворения, меньше книги стихов, более свободный, чем поэма)» [21, с. 66]. С. П. Гудкова отмечает, что наиболее популярны в современной поэзии тематические циклы, среди которых исследователь выделяет цикл путешествий. Данное жанровое образование теоретик литературы понимает как поэтическую организацию текста, в которой сюжет обусловлен либо впечатлениями от реального путешествия, либо является воображаемым путешествием. Структурно- и смыслообразующими факторами в поэтических текстах такого типа, по мысли литературоведа, являются мнемонические процессы и ассоциативная память.
Детально рассмотрен современный поэтический процесс в книге И.О. Шайтанова «Дело вкуса: Книга о современной поэзии». В неё вошли статьи литературного критика за период с 1980 по 2006 год. Здесь автор предлагает субъективную интерпретацию рубежа XX - XXI веков, анализирует творчество поэтов «поэтической весны» и «поэтического бума», 10
рассуждает о «реальных величинах» современной поэзии. Центральное место в книге отведено И . Бродскому, которому, по мнению И. О. Шайтанова, «нет и не может быть альтернативы» [101, с. 482].
Таким образом, анализ существующей научно-критической литературы, посвящённой исследованию специфики лирического цикла, показал, что, несмотря на уже проделанную значительную работу исследователей, многие вопросы, на наш взгляд, остаются вне поля зрения современного литературоведения. Так, например, в дальнейшем научном осмыслении нуждаются вопросы, связанные с изучением жанровой специфики лирического цикла путешествий и его типологии, особенностей сюжетосложения, характера развития поэтического сюжета, а также перспектив эволюции в современной отечественной поэзии.
Научная новизна диссертации обусловлена тем, что она представляет собой первый опыт комплексного исследования специфики лирического цикла путешествий в современной отечественной поэзии.
Объект исследования - лирический цикл путешествий как жанровое образование в современной отечественной поэзии.
Предмет исследования - особенности сюжетосложения циклов путешествий в поэзии XX-XXI веков.
Материалом исследования выступают наиболее репрезентативные с точки зрения избранного аспекта исследования поэтические тексты современных отечественных авторов и поэтов Золотого и Серебряного веков. В работе анализируется творчество Н.Глинки, А. Мицкевича, О. Мандельштама, В. Комаровского, Е. Рейна, О. Николаевой, О. Седаковой, И. Волкова, В. Прокошина, А. Бараша, Е. Завершневой. При отборе текстов мы ориентировались на степень раскрытия в них признаков травелога и лирического цикла.
Цель данного исследования заключается в изучении основных тенденций развития лирического цикла путешествий в современной отечественной поэзии.
Поставленная цель определила решение ряда задач:
• рассмотреть историко- и теоретико-литературные аспекты изучения поэтического цикла;
• изучить классификации лирических циклов;
• выявить особенности сюжетосложения лирического цикла путешествийв отечественной поэзии XIX - начала XX веков и рубежа XX-XXI веков;
• изучить художественные особенности циклов путешествийН. Ф. Глинки «Картины» и А. Мицкевича «Крымские сонеты»;
• исследовать способы создания путевого дневника в лирических циклахВ. А. Комаровского«Итальянские впечатления» и О. Э. Мандельштама «Армения»;
• проанализировать мотив путешествия как сюжетообразующее начало лирических циклов Е. Рейна «Старая Англия, Новая Англия», А. Бараша «Родос», Е. Завершневой «Stockholm»;
• определитьспецифику создания образа страны в лирических циклах
О. Николаевой «Варшава» и О. Седаковой «Китайское
путешествие»;
• рассмотреть особенности экспериментального подхода к лирическому циклу путешествий в литературе 2000-х гг. (на примере циклов В. Прокошина «Русское кладбище»и И. Волкова «Крымские сонеты»).
Методологическая основа работы - труды отечественных исследователей по проблемам жанрового синтеза М. М. Бахтина, С. Н. Бройтмана, В. В. Кожинова,С. И. Кормилова, Г. Н. Поспелова, И. В. Фоменко, Н. Д. Тамарченко, Ю. Н. Тынянова, В. Д. Сквозникова и др. Важную роль в формировании общей концепции работы сыграли исследования по проблемам специфики лирического цикла М. Н. Дарвина, О. В. Мирошниковой, Т. Б. Кирюниной,Л. Е. Ляпиной, И. В Фоменко и др.
Особую значимость в решении поставленных задач имели работы современных исследователей по проблемам развития современной отечественной поэзии С. П. Гудковой, Е. В. Юферевой,И. О. Шайтанова, Н. А. Громовой, О. В. Мирошниковой.
При работе были использованы методы: сравнительно-исторический, типологический, социокультурный, биографический, целостного анализа художественного произведения.
Достоверность исследованияобеспечивается использованием
традиционных методов академического литературоведения и современных исследовательских технологий, выбором наиболее
репрезентативныхпроизведений отечественных поэтов.
Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что в ней исследованы особенности развития лирического цикла путешествий в литературе XIX - ХХ1веков; выявлены художественные особенности данного жанрового образования и его типология.
Практическая значимостьдиссертации состоит в том, что её материалы, основные выводы и положения могут быть использованы в курсах по изучению современной литературы на филологических факультетахуниверситетов и педагогических вузов, при подготовке курсов по выбору,посвященных современной отечественной поэзии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Лирический цикл путешествий - это жанровая разновидность лирического цикла, для которой характерны, во-первых, жанровый синтезтравелога и лирического цикла, а во-вторых, собственная типология. К признакам стихотворного цикла путешествий с поэтической стороны относятся объединённость частей циклического произведения автором, наличие межтекстовых связей между стихотворениями цикла, общее заглавие и устойчивость текста в нескольких изданиях, относительная самостоятельность стихотворений цикла, а от прозаического жанра травелога он приобрёл такие черты как
образ путешественника, мотив дороги, документальность в сочетании с художественным вымыслом и жанровая свобода.
2 Классифицировать лирические циклы путешествий можно по двум основаниям. В основе первой типологии лежит различение поэтических текстов данной жанровой разновидности по характеру маршрута: циклы путешествий с географическим маршрутом;циклы путешествий с маршрутом по концептам и культурологическим образам;циклы путешествий с вымышленным маршрутом.
Второе основание для классификации - это особенности хронотопа: пространственные циклы путешествий; временные циклы путешествий; пространственно-временные циклы путешествий.
3 Возникновение этого лирического цикла как особой формы в русской литературе относится к началу девятнадцатого столетия. Первые циклы путешествий во многом имели подражательный характер. Образцами для них стали произведения Г. Гейне и А. Мицкевича. В этот период складывается классическая форма данного жанра, которая требует для своего содержания субъективные впечатления автора и заметки от реально совершённого им путешествия. В данный период утверждаются основные характеристики внешней и внутренней композиции.
4 В начале двадцатого столетияначались эксперименты с данной жанровой разновидностью. Цикл путешествийтеперь мог быть посвящён и вымышленному путешествию, а в основе сюжета вместо географического маршрута может быть художественный образ.
5 На рубеже XX-XXI веков трансформация жанрового образования активно продолжается. Но при этом сохраняется и его классическая форма. Эти процессы стали основой парадигмы «традиция - эксперимент», разделив современные поэтические тексты данной жанровой разновидности на две соответствующие группы.
6 Развивают традиционную форму лирического цикла путешествий такие современные поэты как Е. Рейн и А. Бараш. В их текстах единство
14
цикла создаётся благодаря образу путешественника и его географическому маршруту. Для цикла Е. Завершневой также характерно следование традиции, но при этом поэт обогащает его современными тенденциями: текст написан верлибром, лишён знаков препинания и насыщен анжанбеманами. О. Седакова и О. Николаева продолжают эксперимент, начатый в Серебряном веке, и основой сюжета в своих произведениях делают художественный образ изучаемой местности, сформированный из деталей и культурных концептов. Образцами новейших экспериментов с лирическим циклом путешествий являются поэтические тексты таких поэтов как И. Волков и В. Прокошин. Так, в «Крымских сонетах» мы наблюдаем синтез крупных жанровых форм. И. Волков создаёт лирический цикл путешествия, заключая его в форму венка сонетов. А в «Русском кладбище» В. Прокошина мы видим эксперимент с сюжетом, в основе которого, вместо географического маршрута или маршрута по образам и концептам, - события отечественной истории двадцатого столетия.
7 Рассмотренные в работе процессы позволяют прогнозировать дальнейшее развитие лирического цикла путешествий как жанровой разновидности и особого жанрового образования.
Апробациярезультатов исследования. Основные положения,
содержание и выводы работы отражены в 11 публикациях. Материалы исследования представлялись в докладах на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях. Среди них: Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Социокультурные и экономико-правовые механизмы развития науки и образования в современных условиях» (октябрь 2014 г.), г. Саранск, VII Международная научная конференция РАИЖИ и ИЭА РАН, 9-12 октября 2014 г., Рязань; Международный молодёжный научный форум
«Ломоносов - 2015» (13-17 апреля 2015г.), г. Москва; XII Международная научно-практическая конференция «Татищевские чтения: актуальные
15
проблемы науки и практики» (17-20 апреля 2015 г.); Международная научно¬практическая конференция «Новая наука: стратегии и векторы развития» (январь 2016, г. Ижевск); XIX научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов МГУ им. Н.П. Огарёва (май 2015, г. Саранск); XLIV Научно-практическая конференция Огарёвские чтения (декабрь 2015. г. Саранск), XLV Научно-практическая конференция Огарёвские чтения (декабрь 2016. г. Саранск).
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёхглав, заключения и списка использованных источников, включающего 105наименований. Общий объём диссертации составляет 110 страниц.
Авторитетной в изучении данного вопроса является и точка зрения С. Н. Бройтмана, различающего канонические и неканонические жанры. Главное отличие между ними исследователь видит в том, что в неканоническом жанре «исторически сложившиеся жанры становятся художественными языками разных типов сознания и тем самым вторично разыгрываются, открывая широкую смысловую перспективу» [7, с. 359].
В современном отечественном литературоведении наблюдается тенденция к изучению системы крупных жанровых форм, отличительной особенностью которых является жанровый синтез. Данная проблема в одних случаях решается исследователями однозначно (например, осмысление поэмы как лироэпического жанра), а в других - носит дискуссионный характер. Так, остаётся спорным и вопрос о специфике лирического цикла. В связи с этим, актуальность данной работы объясняется тем, что она позволяет дополнить и углубить представления о современном поэтическом процессе, а также даёт возможность расширить представления о лирическом цикле путешествий, в структуре которого происходит различного рода изменения. Среди этих процессов следует выделить такие, как обогащение поэтического сюжета и одновременно с этим разрушение жанрово¬типологических признаков поэтической формы. Данные изменения вызваны расширением тематического комплекса цикла путешествий религиозно¬философскими, социальными, политическими смыслами, вводимыми в структуру жанрового образования за счёт использования дополнительных лирических мотивов. Поэтому сегодня появляется необходимость определения специфики и основных путей развития лирического цикла путешествий.
Степень изученности.Данная жанровая форма утверждается только к середине XIX века, а наиболее активное обращение к ней наблюдается в поэзии и теоретических размышлениях лириков Серебряного века (В. Брюсов, А. Блок, А. Белый). Современное фундаментальное научное изучение явлений циклизации начинается только в 60 - 70-х годах XX века. На этом этапе были обозначены основные подходы к анализу данного явления (Л. К. Долгополов [36], З. Г. Минц [57], В. А. Сапогов [69, 70, 71, 72, 73]). Основой для современных исследований поэтического цикла служат работы М. Н. Дарвина [26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34], С. Н. Бройтмана [6, 7], Л. Е. Ляпиной [47, 48, 49, 50, 51, 52], Л. Н. Димовой [35], И. В. Фоменко[87, 88, 89, 90, 91, 92, 93], Л. В. Спроге [78], Н. Н. Старыгиной [79] и др. Теоретики литературы предлагают разныеопределения цикла: «новый жанр» (В.А. Сапогов), «жанровое образование» (И. В. Фоменко), «сверхжанровое образование», «произведение произведений» (М. Дарвин), «вторичное жанровое образование» (Р. Фигут) и др., но сходятся во мнении, что лирический цикл - это «самостоятельная литературная форма, занимающая заметное место в жанровой системе литературы» [81, с. 293].
На современном этапе в отечественном литературоведении данная жанровая разновидность продолжает вызывать исследовательский интерес у таких учёных как Т. Б. Кирюнина [39], А. Г. Кулик [42], Н. И. Петрова [65], Е. В. Юферева [102], Л. Н. Гареева [12], Н. А. Громова [18].
Наряду с вопросом о специфике лирического цикла важным является и проблема его видовой классификации. Данной проблеме посвящены работы М. Н. Дарвина [28, 29, 30], Р. Фигута [85], О. В. Мирошниковой [55, 56], Л. Е. Ляпиной [48, 51, 52]. Исследователи предлагают различные основания для классификации данной жанровой формы: в зависимости от степени авторского участия (авторские и неавторские - М.Н. Дарвин), по степени «авторизованности замысла и художественной цельности» (цикл- произведение, цикл-мозаика, циклоид - О. В. Мирошникова), по тематическому принципу (любовные циклы, циклы путешествий и др. - Р. Фигурт). Наиболее фундаментальна, на наш взгляд, классификация, предложенная Л.Е. Ляпиной. Исследовательосновывается на совокупности параметров, выделяемых с учётом факта авторского участия в организации цикла, родовую и жанровую принадлежность его частей и их речевую структуру. Особое внимание теоретик литературы уделяет сюжетным циклам, которые делит на любовные, сельские, сезонные циклы и циклы путешествий. В современном литературоведении последний из перечисленных рассматривается как синкретичная форма, вобравшая в себя черты травелога и собственно лирического цикла.
Лирический цикл путешествий представляет собой «особое жанровое образование» (И. Фоменко), в котором поэтические тексты объединены автором под общим заглавием и обладают межтекстовыми связями, благодаря которым возникают новые смыслы целого, не выводимые из семантической структуры каждого отдельного стихотворения. Эта циклическая поэтическая форма имеет синтетическую природу, вбирая в себя традиционные для литературного цикла признаки (общее название, авторская заданность композиции, самостоятельность входящих в лирический цикл стихотворений, тематическое единство стихотворений, сюжетно¬композиционное единство стихотворений, сквозные мотивы и т.д.) и отличительные черты жанра путешествия (образ путешественника, маршрут путешествия, познавательная функция, жанровая свобода).
Так как материалом нашей работы служит современная отечественная поэзия, считаем необходимым представить обзор научно-исследовательских работ по проблеме изучения современного поэтического процесса и вопросовспецифики функционирования в нём лирического цикла путешествий. Опорными в этом вопросе для нас стали труды С. П. Гудковой [19, 20, 21, 22, 23] и И. О. Шайтанова [101]. Сферой интересов
литературоведов является современная поэзия, развивающаяся в традиционном и авангардном направлениях. Монография С. П. Гудковой «Современная русская поэзия (проблематика, поэтика, судьбы крупных жанровых форм)» - яркий пример репрезентации развития поэмы, баллады, лирического цикла, книги стихов и др. Исследователь даёт чёткое представление о системе современных крупных жанровых форм и предлагает подробный анализ каждой из них. В частности, лирический цикл рассмотрен литературоведом с позиции особого жанрового образования, которое отличается от других поэтических жанров «в композиционно-структурном отношении (больше отдельного стихотворения, меньше книги стихов, более свободный, чем поэма)» [21, с. 66]. С. П. Гудкова отмечает, что наиболее популярны в современной поэзии тематические циклы, среди которых исследователь выделяет цикл путешествий. Данное жанровое образование теоретик литературы понимает как поэтическую организацию текста, в которой сюжет обусловлен либо впечатлениями от реального путешествия, либо является воображаемым путешествием. Структурно- и смыслообразующими факторами в поэтических текстах такого типа, по мысли литературоведа, являются мнемонические процессы и ассоциативная память.
Детально рассмотрен современный поэтический процесс в книге И.О. Шайтанова «Дело вкуса: Книга о современной поэзии». В неё вошли статьи литературного критика за период с 1980 по 2006 год. Здесь автор предлагает субъективную интерпретацию рубежа XX - XXI веков, анализирует творчество поэтов «поэтической весны» и «поэтического бума», 10
рассуждает о «реальных величинах» современной поэзии. Центральное место в книге отведено И . Бродскому, которому, по мнению И. О. Шайтанова, «нет и не может быть альтернативы» [101, с. 482].
Таким образом, анализ существующей научно-критической литературы, посвящённой исследованию специфики лирического цикла, показал, что, несмотря на уже проделанную значительную работу исследователей, многие вопросы, на наш взгляд, остаются вне поля зрения современного литературоведения. Так, например, в дальнейшем научном осмыслении нуждаются вопросы, связанные с изучением жанровой специфики лирического цикла путешествий и его типологии, особенностей сюжетосложения, характера развития поэтического сюжета, а также перспектив эволюции в современной отечественной поэзии.
Научная новизна диссертации обусловлена тем, что она представляет собой первый опыт комплексного исследования специфики лирического цикла путешествий в современной отечественной поэзии.
Объект исследования - лирический цикл путешествий как жанровое образование в современной отечественной поэзии.
Предмет исследования - особенности сюжетосложения циклов путешествий в поэзии XX-XXI веков.
Материалом исследования выступают наиболее репрезентативные с точки зрения избранного аспекта исследования поэтические тексты современных отечественных авторов и поэтов Золотого и Серебряного веков. В работе анализируется творчество Н.Глинки, А. Мицкевича, О. Мандельштама, В. Комаровского, Е. Рейна, О. Николаевой, О. Седаковой, И. Волкова, В. Прокошина, А. Бараша, Е. Завершневой. При отборе текстов мы ориентировались на степень раскрытия в них признаков травелога и лирического цикла.
Цель данного исследования заключается в изучении основных тенденций развития лирического цикла путешествий в современной отечественной поэзии.
Поставленная цель определила решение ряда задач:
• рассмотреть историко- и теоретико-литературные аспекты изучения поэтического цикла;
• изучить классификации лирических циклов;
• выявить особенности сюжетосложения лирического цикла путешествийв отечественной поэзии XIX - начала XX веков и рубежа XX-XXI веков;
• изучить художественные особенности циклов путешествийН. Ф. Глинки «Картины» и А. Мицкевича «Крымские сонеты»;
• исследовать способы создания путевого дневника в лирических циклахВ. А. Комаровского«Итальянские впечатления» и О. Э. Мандельштама «Армения»;
• проанализировать мотив путешествия как сюжетообразующее начало лирических циклов Е. Рейна «Старая Англия, Новая Англия», А. Бараша «Родос», Е. Завершневой «Stockholm»;
• определитьспецифику создания образа страны в лирических циклах
О. Николаевой «Варшава» и О. Седаковой «Китайское
путешествие»;
• рассмотреть особенности экспериментального подхода к лирическому циклу путешествий в литературе 2000-х гг. (на примере циклов В. Прокошина «Русское кладбище»и И. Волкова «Крымские сонеты»).
Методологическая основа работы - труды отечественных исследователей по проблемам жанрового синтеза М. М. Бахтина, С. Н. Бройтмана, В. В. Кожинова,С. И. Кормилова, Г. Н. Поспелова, И. В. Фоменко, Н. Д. Тамарченко, Ю. Н. Тынянова, В. Д. Сквозникова и др. Важную роль в формировании общей концепции работы сыграли исследования по проблемам специфики лирического цикла М. Н. Дарвина, О. В. Мирошниковой, Т. Б. Кирюниной,Л. Е. Ляпиной, И. В Фоменко и др.
Особую значимость в решении поставленных задач имели работы современных исследователей по проблемам развития современной отечественной поэзии С. П. Гудковой, Е. В. Юферевой,И. О. Шайтанова, Н. А. Громовой, О. В. Мирошниковой.
При работе были использованы методы: сравнительно-исторический, типологический, социокультурный, биографический, целостного анализа художественного произведения.
Достоверность исследованияобеспечивается использованием
традиционных методов академического литературоведения и современных исследовательских технологий, выбором наиболее
репрезентативныхпроизведений отечественных поэтов.
Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что в ней исследованы особенности развития лирического цикла путешествий в литературе XIX - ХХ1веков; выявлены художественные особенности данного жанрового образования и его типология.
Практическая значимостьдиссертации состоит в том, что её материалы, основные выводы и положения могут быть использованы в курсах по изучению современной литературы на филологических факультетахуниверситетов и педагогических вузов, при подготовке курсов по выбору,посвященных современной отечественной поэзии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Лирический цикл путешествий - это жанровая разновидность лирического цикла, для которой характерны, во-первых, жанровый синтезтравелога и лирического цикла, а во-вторых, собственная типология. К признакам стихотворного цикла путешествий с поэтической стороны относятся объединённость частей циклического произведения автором, наличие межтекстовых связей между стихотворениями цикла, общее заглавие и устойчивость текста в нескольких изданиях, относительная самостоятельность стихотворений цикла, а от прозаического жанра травелога он приобрёл такие черты как
образ путешественника, мотив дороги, документальность в сочетании с художественным вымыслом и жанровая свобода.
2 Классифицировать лирические циклы путешествий можно по двум основаниям. В основе первой типологии лежит различение поэтических текстов данной жанровой разновидности по характеру маршрута: циклы путешествий с географическим маршрутом;циклы путешествий с маршрутом по концептам и культурологическим образам;циклы путешествий с вымышленным маршрутом.
Второе основание для классификации - это особенности хронотопа: пространственные циклы путешествий; временные циклы путешествий; пространственно-временные циклы путешествий.
3 Возникновение этого лирического цикла как особой формы в русской литературе относится к началу девятнадцатого столетия. Первые циклы путешествий во многом имели подражательный характер. Образцами для них стали произведения Г. Гейне и А. Мицкевича. В этот период складывается классическая форма данного жанра, которая требует для своего содержания субъективные впечатления автора и заметки от реально совершённого им путешествия. В данный период утверждаются основные характеристики внешней и внутренней композиции.
4 В начале двадцатого столетияначались эксперименты с данной жанровой разновидностью. Цикл путешествийтеперь мог быть посвящён и вымышленному путешествию, а в основе сюжета вместо географического маршрута может быть художественный образ.
5 На рубеже XX-XXI веков трансформация жанрового образования активно продолжается. Но при этом сохраняется и его классическая форма. Эти процессы стали основой парадигмы «традиция - эксперимент», разделив современные поэтические тексты данной жанровой разновидности на две соответствующие группы.
6 Развивают традиционную форму лирического цикла путешествий такие современные поэты как Е. Рейн и А. Бараш. В их текстах единство
14
цикла создаётся благодаря образу путешественника и его географическому маршруту. Для цикла Е. Завершневой также характерно следование традиции, но при этом поэт обогащает его современными тенденциями: текст написан верлибром, лишён знаков препинания и насыщен анжанбеманами. О. Седакова и О. Николаева продолжают эксперимент, начатый в Серебряном веке, и основой сюжета в своих произведениях делают художественный образ изучаемой местности, сформированный из деталей и культурных концептов. Образцами новейших экспериментов с лирическим циклом путешествий являются поэтические тексты таких поэтов как И. Волков и В. Прокошин. Так, в «Крымских сонетах» мы наблюдаем синтез крупных жанровых форм. И. Волков создаёт лирический цикл путешествия, заключая его в форму венка сонетов. А в «Русском кладбище» В. Прокошина мы видим эксперимент с сюжетом, в основе которого, вместо географического маршрута или маршрута по образам и концептам, - события отечественной истории двадцатого столетия.
7 Рассмотренные в работе процессы позволяют прогнозировать дальнейшее развитие лирического цикла путешествий как жанровой разновидности и особого жанрового образования.
Апробациярезультатов исследования. Основные положения,
содержание и выводы работы отражены в 11 публикациях. Материалы исследования представлялись в докладах на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях. Среди них: Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Социокультурные и экономико-правовые механизмы развития науки и образования в современных условиях» (октябрь 2014 г.), г. Саранск, VII Международная научная конференция РАИЖИ и ИЭА РАН, 9-12 октября 2014 г., Рязань; Международный молодёжный научный форум
«Ломоносов - 2015» (13-17 апреля 2015г.), г. Москва; XII Международная научно-практическая конференция «Татищевские чтения: актуальные
15
проблемы науки и практики» (17-20 апреля 2015 г.); Международная научно¬практическая конференция «Новая наука: стратегии и векторы развития» (январь 2016, г. Ижевск); XIX научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов МГУ им. Н.П. Огарёва (май 2015, г. Саранск); XLIV Научно-практическая конференция Огарёвские чтения (декабрь 2015. г. Саранск), XLV Научно-практическая конференция Огарёвские чтения (декабрь 2016. г. Саранск).
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёхглав, заключения и списка использованных источников, включающего 105наименований. Общий объём диссертации составляет 110 страниц.
На основе проведённого исследования мы пришли к следующим выводам.
Лирический цикл путешествий является особой жанровым образованием, которое сформировалось благодаря синтезу таких форм как поэтический цикл и травелог. Это определило его основные признаки. Так, с одной стороны, лирическому циклу путешествий присущи черты, характерные для лирического цикла. Здесь, согласно цикловедческим работам М. Н. Дарвина, Л. Е. Ляпиной, И. В. Фоменко,Н.Н. Старыгиной, выделяются:
1) объединённость частей циклического произведения автором по
определённым принципам и критериям (жанры, основной
лирический мотив, хронотоп и т.п.);
2) наличие межтекстовых связей между стихотворениями цикла, благодаря которым возникают новые смыслы целого, не выводимые из семантической структуры каждого отдельного стихотворения;
3) общее заглавие и устойчивость текста в нескольких изданиях;
4) относительная самостоятельность стихотворений цикла, при которой каждый фрагмент цикла несёт собственную смысловую нагрузку, относительно автономен по своей природе, но при этом открыт для взаимосвязи с другими фрагментами.
С другой стороны, для лирического цикла путешествий характерны главные черты травелога, выделяемые в трудах В. Гуминского, В. Михайлова, М. Шадриной, Е. Стеценко, Н. Масловой, такие как образ путешественника, мотив дороги, присутствие документальности наряду с художественным вымыслом и жанровая свобода.
Современный лирический цикл путешествий по отношению к традиционной форме этого жанрового образования допускает больше трансформаций в содержательном плане. Так, изначально данная форма
требовала для своего содержания авторские впечатления и заметки от реально совершённого им путешествия. Начиная с Серебряного века, этот принцип становится всё более гибким. Цикл теперь может быть посвящён вымышленному путешествию, причём как по реально существующему географическому маршруту, так и по созданному авторским сознанием. Также происходят изменения во внутренней композиции. Если в традиционной форме поэтического цикла путешествий в основе сюжета - маршрут, то для современного цикла сюжетообразующим началом может выступать художественный образ города или страны.
В нашем исследовании мы опирались на тексты разных эпох. Это позволило определить канон данной жанровой разновидности, который позволяет разделять современные поэтические тексты на те, которые продолжают традицию, и те, которые подвергают лирический цикл путешествийэксперименту. В качестве классического образца в нашей работе мы рассмотрели следующие произведения: «Картины» Ф. Н. Глинки, «Крымские сонеты» А. Мицкевича, «Старая Англия, Новая Англия» Е. Рейна и «Родос» А. Бараша, Е. Завершневой «Stockholm».
В этих поэтических текстах с точки зрения жанровой характеристики мы обнаруживаем самые основные признаки лирического цикла путешествий. Здесь мы можем наблюдать за образом путешественника и его маршрутом, знакомимся с субъективными впечатлениями от реального путешествия, обнаруживаем межтекстовые связи между частями текста и общее заглавие или заголовочный комплекс в каждом из названных поэтических произведений.
В цикле «Картины» развитие сюжета происходит на пароходе. Лирический герой делает зарисовки морского путешествия, достопримечательностями которого являются только море, небо и палуба с пассажирами. Путешественник в «Крымских сонетах» Адама Мицкевича изучает Тавриду, богатую природной красотой и культурными артефактами. В сюжете произведения ведущую роль занимают мотив дороги и мотив тоски 98
по дому, которые задают особую, восторженно-грустную тональность. В циклах современных поэтов Е. Рейна и А. Бараша лирические герои не просто ведут читателя по заданному маршруту, но и заставляют его передвигаться во времени и пространстве как современности, так и исторического прошлого («Родос»), а также из одной культурной атмосферы в другую («Старая Англия, Новая Англия»).
Отдельно следует рассмотреть цикл Е. Завершневой «Stockholm». С одной стороны, в нём реализованы все характерные черты данной жанровой разновидности: есть образ путешественника и маршрут, мотив дороги и общее заглавие, все стихотворения в цикле в отдельности являются самостоятельными произведениями, а при последовательном прочтении складываются в единство, в котором читатель обнаруживает детализированный городской пейзаж Стокгольма. Но с другой стороны, автор привносит в традицию модные тенденции современной поэзии. Текст полностью лишён знаков препинания, написан верлибром с многочисленными анжамбеманами. Тем не менее, такое авторское решение оказалось достаточно удачным. Текст не только получил прозаизированную интонацию, но и передал минорное настроение произведения.
Эксперименты над рассматриваемым жанровым образованием начинаются в Серебряном веке. Географическое путешествие в рамках поэтического текста, теперь может быть как итогом впечатлений от реальной поездки, так и результатом авторского вымысла. Основой сюжета может быть как маршрут лирического героя, так и художественный образ города или страны.
Так, «Итальянские впечатления» В. А. Комаровского - это вымышленное путешествие: поэт никогда не был в Италии. Но без биографической справки невозможно догадаться, что географический маршрут в тексте - воображение поэта. Его лирический герой, оказываясь на улицах городов Италии, очаровывается ею, как и многие другие до него. Он 99
поглощён историей страны, которая читается в каждой детали её пейзажа. Детальность и эмоциональность изображения не вызывают сомнений в достоверности лирических путевых заметок поэта.
В цикле О. Э. Мандельштама «Армения» мы можем наблюдать как художественный образ страны становится основой сюжета. В этом произведении нет последовательного маршрута, но есть детали, из которых складывается странствие лирического героя и образ страны в целом.
Для современной отечественной поэзии также характерна тенденция преобразования жанра лирического цикла путешествий. В. Прокошин в «Русском кладбище» экспериментирует с сюжетом. Его лирический герой путешествует не по географическим местам. В основе сюжета здесь - хронологическая последовательность событий отечественной истории двадцатого столетия, которая в финале путешествия складывается в панораму XX века.
Наибольший эксперимент над данным жанровым образованием наблюдается в поэтическом тексте О. Седаковой. Во-первых, в «Китайском путешествии» лирический герой странствует не по географическим местам, а совершает философское путешествие. Оно включает в себя созерцание и осмысление культурных концептов Китая. Во-вторых, поскольку в тексте нет географического маршрута, то сюжет развивается благодаря художественному образу страны, сотканному из многочисленных сквозных образов. Особенно сильны в произведении ассоциативные связи. За счёт них поэту удаётся представить достоверный колорит и характерные черты восточной культуры. В результате такого поэтического эксперимента мы получили лирический цикл путешествий, в котором такие жанроформирующие принципы как образ путешественника и географический маршрут, уступают ведущую роль второстепенным характеристикам жанрового образования. Основными здесь становятся мотив пути (только не материального, а духовного) и скрепляющие воедино весь цикл межтекстовые связи, которыми в данном тексте становятся сквозные образы и ассоциативные связи.
Отдельно следует сказать о такой особенности современной отечественной поэзии как синтез жанровых форм. Ярким примером данного литературного явления являются «Крымские сонеты» И. Волкова. Ориентируясь на форму венка сонетов, современный автор во многом отступает от его жанровых канонов, приближаясь к форме цикла путешествий, где важную роль играют впечатления путешественника. Для поэта становится важным передача чувств, эмоций лирического героя от соприкосновения с достопримечательностями Крыма. В осмыслении основного лирического сюжета важен и поэтический диалог И. Волкова с поэтом-предшественником. Многочисленные аллюзии на «Крымские сонеты» А. Мицкевича подчёркивают, прежде всего, мотивы исторической памяти и преемственности времён.
Итак, благодаря диссертационному исследованию нам удалось выявить особенности лирического цикла путешествий и проследить этапы развития данной формы от момента становления до современного состояния.
Так, эта жанровая разновидность вбирает в себя характерологические черты лирического цикла и травелога. С поэтической стороны для лирического цикла путешествий характерны объединённость частей циклического произведения автором, наличие межтекстовых связей между стихотворениями цикла, общее заглавие и устойчивость текста в нескольких изданиях, относительная самостоятельность стихотворений цикла. А от прозаического жанра травелога он приобрёл такие черты как образ путешественника, мотив дороги, документальность наряду с художественным вымыслом и жанровая свобода. Синтетичный характер поэтического цикла позволяет вводить дополнительные лирические мотивы, которые расширяют тематический комплекс цикла путешествий религиозно¬философскими, социальными, политическими смыслами.
Мы считаем, что в каждом конкретном поэтическом тексте современной литературы, в которой наблюдается тенденция к трансформации жанров и к эксперименту, будет в большей степени превалировать (в зависимости от поставленных автором задач) либо ряд признаков лирического цикла, либо черты травелога.
Следует отметить, что именно обширная система критериев жанрового образования позволяет авторам подвергать его различным модификациям. Реальное путешествие может заменяться выдуманным вояжем, философским путешествием или путешествием по исторической или личной памяти. Сюжет может развиваться не только через движение лирического героя по географическому маршруту, но и благодаря образному маршруту, когда путешествие складывается из обзора значимых для самого героя деталей и культурных концептов исследуемого края. В таком случае можно говорить о художественном образе города или страны как об основе сюжета. Принцип жанровой свободы позволяет экспериментировать как с отдельными стихотворениями, входящими в лирический цикл путешествий, так и со всем жанровым образованием сразу через синтез с другими крупными жанровыми формами.
Рассмотренные в работе процессы позволяют прогнозировать дальнейшее развитие лирического цикла путешествий как особого жанрового образования.
Лирический цикл путешествий является особой жанровым образованием, которое сформировалось благодаря синтезу таких форм как поэтический цикл и травелог. Это определило его основные признаки. Так, с одной стороны, лирическому циклу путешествий присущи черты, характерные для лирического цикла. Здесь, согласно цикловедческим работам М. Н. Дарвина, Л. Е. Ляпиной, И. В. Фоменко,Н.Н. Старыгиной, выделяются:
1) объединённость частей циклического произведения автором по
определённым принципам и критериям (жанры, основной
лирический мотив, хронотоп и т.п.);
2) наличие межтекстовых связей между стихотворениями цикла, благодаря которым возникают новые смыслы целого, не выводимые из семантической структуры каждого отдельного стихотворения;
3) общее заглавие и устойчивость текста в нескольких изданиях;
4) относительная самостоятельность стихотворений цикла, при которой каждый фрагмент цикла несёт собственную смысловую нагрузку, относительно автономен по своей природе, но при этом открыт для взаимосвязи с другими фрагментами.
С другой стороны, для лирического цикла путешествий характерны главные черты травелога, выделяемые в трудах В. Гуминского, В. Михайлова, М. Шадриной, Е. Стеценко, Н. Масловой, такие как образ путешественника, мотив дороги, присутствие документальности наряду с художественным вымыслом и жанровая свобода.
Современный лирический цикл путешествий по отношению к традиционной форме этого жанрового образования допускает больше трансформаций в содержательном плане. Так, изначально данная форма
требовала для своего содержания авторские впечатления и заметки от реально совершённого им путешествия. Начиная с Серебряного века, этот принцип становится всё более гибким. Цикл теперь может быть посвящён вымышленному путешествию, причём как по реально существующему географическому маршруту, так и по созданному авторским сознанием. Также происходят изменения во внутренней композиции. Если в традиционной форме поэтического цикла путешествий в основе сюжета - маршрут, то для современного цикла сюжетообразующим началом может выступать художественный образ города или страны.
В нашем исследовании мы опирались на тексты разных эпох. Это позволило определить канон данной жанровой разновидности, который позволяет разделять современные поэтические тексты на те, которые продолжают традицию, и те, которые подвергают лирический цикл путешествийэксперименту. В качестве классического образца в нашей работе мы рассмотрели следующие произведения: «Картины» Ф. Н. Глинки, «Крымские сонеты» А. Мицкевича, «Старая Англия, Новая Англия» Е. Рейна и «Родос» А. Бараша, Е. Завершневой «Stockholm».
В этих поэтических текстах с точки зрения жанровой характеристики мы обнаруживаем самые основные признаки лирического цикла путешествий. Здесь мы можем наблюдать за образом путешественника и его маршрутом, знакомимся с субъективными впечатлениями от реального путешествия, обнаруживаем межтекстовые связи между частями текста и общее заглавие или заголовочный комплекс в каждом из названных поэтических произведений.
В цикле «Картины» развитие сюжета происходит на пароходе. Лирический герой делает зарисовки морского путешествия, достопримечательностями которого являются только море, небо и палуба с пассажирами. Путешественник в «Крымских сонетах» Адама Мицкевича изучает Тавриду, богатую природной красотой и культурными артефактами. В сюжете произведения ведущую роль занимают мотив дороги и мотив тоски 98
по дому, которые задают особую, восторженно-грустную тональность. В циклах современных поэтов Е. Рейна и А. Бараша лирические герои не просто ведут читателя по заданному маршруту, но и заставляют его передвигаться во времени и пространстве как современности, так и исторического прошлого («Родос»), а также из одной культурной атмосферы в другую («Старая Англия, Новая Англия»).
Отдельно следует рассмотреть цикл Е. Завершневой «Stockholm». С одной стороны, в нём реализованы все характерные черты данной жанровой разновидности: есть образ путешественника и маршрут, мотив дороги и общее заглавие, все стихотворения в цикле в отдельности являются самостоятельными произведениями, а при последовательном прочтении складываются в единство, в котором читатель обнаруживает детализированный городской пейзаж Стокгольма. Но с другой стороны, автор привносит в традицию модные тенденции современной поэзии. Текст полностью лишён знаков препинания, написан верлибром с многочисленными анжамбеманами. Тем не менее, такое авторское решение оказалось достаточно удачным. Текст не только получил прозаизированную интонацию, но и передал минорное настроение произведения.
Эксперименты над рассматриваемым жанровым образованием начинаются в Серебряном веке. Географическое путешествие в рамках поэтического текста, теперь может быть как итогом впечатлений от реальной поездки, так и результатом авторского вымысла. Основой сюжета может быть как маршрут лирического героя, так и художественный образ города или страны.
Так, «Итальянские впечатления» В. А. Комаровского - это вымышленное путешествие: поэт никогда не был в Италии. Но без биографической справки невозможно догадаться, что географический маршрут в тексте - воображение поэта. Его лирический герой, оказываясь на улицах городов Италии, очаровывается ею, как и многие другие до него. Он 99
поглощён историей страны, которая читается в каждой детали её пейзажа. Детальность и эмоциональность изображения не вызывают сомнений в достоверности лирических путевых заметок поэта.
В цикле О. Э. Мандельштама «Армения» мы можем наблюдать как художественный образ страны становится основой сюжета. В этом произведении нет последовательного маршрута, но есть детали, из которых складывается странствие лирического героя и образ страны в целом.
Для современной отечественной поэзии также характерна тенденция преобразования жанра лирического цикла путешествий. В. Прокошин в «Русском кладбище» экспериментирует с сюжетом. Его лирический герой путешествует не по географическим местам. В основе сюжета здесь - хронологическая последовательность событий отечественной истории двадцатого столетия, которая в финале путешествия складывается в панораму XX века.
Наибольший эксперимент над данным жанровым образованием наблюдается в поэтическом тексте О. Седаковой. Во-первых, в «Китайском путешествии» лирический герой странствует не по географическим местам, а совершает философское путешествие. Оно включает в себя созерцание и осмысление культурных концептов Китая. Во-вторых, поскольку в тексте нет географического маршрута, то сюжет развивается благодаря художественному образу страны, сотканному из многочисленных сквозных образов. Особенно сильны в произведении ассоциативные связи. За счёт них поэту удаётся представить достоверный колорит и характерные черты восточной культуры. В результате такого поэтического эксперимента мы получили лирический цикл путешествий, в котором такие жанроформирующие принципы как образ путешественника и географический маршрут, уступают ведущую роль второстепенным характеристикам жанрового образования. Основными здесь становятся мотив пути (только не материального, а духовного) и скрепляющие воедино весь цикл межтекстовые связи, которыми в данном тексте становятся сквозные образы и ассоциативные связи.
Отдельно следует сказать о такой особенности современной отечественной поэзии как синтез жанровых форм. Ярким примером данного литературного явления являются «Крымские сонеты» И. Волкова. Ориентируясь на форму венка сонетов, современный автор во многом отступает от его жанровых канонов, приближаясь к форме цикла путешествий, где важную роль играют впечатления путешественника. Для поэта становится важным передача чувств, эмоций лирического героя от соприкосновения с достопримечательностями Крыма. В осмыслении основного лирического сюжета важен и поэтический диалог И. Волкова с поэтом-предшественником. Многочисленные аллюзии на «Крымские сонеты» А. Мицкевича подчёркивают, прежде всего, мотивы исторической памяти и преемственности времён.
Итак, благодаря диссертационному исследованию нам удалось выявить особенности лирического цикла путешествий и проследить этапы развития данной формы от момента становления до современного состояния.
Так, эта жанровая разновидность вбирает в себя характерологические черты лирического цикла и травелога. С поэтической стороны для лирического цикла путешествий характерны объединённость частей циклического произведения автором, наличие межтекстовых связей между стихотворениями цикла, общее заглавие и устойчивость текста в нескольких изданиях, относительная самостоятельность стихотворений цикла. А от прозаического жанра травелога он приобрёл такие черты как образ путешественника, мотив дороги, документальность наряду с художественным вымыслом и жанровая свобода. Синтетичный характер поэтического цикла позволяет вводить дополнительные лирические мотивы, которые расширяют тематический комплекс цикла путешествий религиозно¬философскими, социальными, политическими смыслами.
Мы считаем, что в каждом конкретном поэтическом тексте современной литературы, в которой наблюдается тенденция к трансформации жанров и к эксперименту, будет в большей степени превалировать (в зависимости от поставленных автором задач) либо ряд признаков лирического цикла, либо черты травелога.
Следует отметить, что именно обширная система критериев жанрового образования позволяет авторам подвергать его различным модификациям. Реальное путешествие может заменяться выдуманным вояжем, философским путешествием или путешествием по исторической или личной памяти. Сюжет может развиваться не только через движение лирического героя по географическому маршруту, но и благодаря образному маршруту, когда путешествие складывается из обзора значимых для самого героя деталей и культурных концептов исследуемого края. В таком случае можно говорить о художественном образе города или страны как об основе сюжета. Принцип жанровой свободы позволяет экспериментировать как с отдельными стихотворениями, входящими в лирический цикл путешествий, так и со всем жанровым образованием сразу через синтез с другими крупными жанровыми формами.
Рассмотренные в работе процессы позволяют прогнозировать дальнейшее развитие лирического цикла путешествий как особого жанрового образования.



