ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА МИГРАНТА-МУСУЛЬМАНИНА В ЗАПАДНЫХ МЕДИА КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА МИГРАНТА-
МУСУЛЬМАНИНА В ЗАПАДНЫХ МЕДИА 14
1.1 Роль социальных стереотипов в формировании медиаобразов 14
1.2 Образ Другого в контексте дихотомии «Запад-Восток» 23
1.3 Мусульмане глазами европейцев. VII-XX вв 27
1.4 Ислам в современной Европе и первые медиаконфликты 35
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗА МИГРАНТА-
МУСУЛЬМАНИНА В ЗАПАДНЫХ МЕДИА 41
2.1 Исламофобия как доминирующий дискурс в западных медиа 41
2.2 Мультикультурный дискурс 51
2.3 Иные подходы к визуализации образа мигранта-мусульманина 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУЫ 64
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ 69
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА МИГРАНТА-
МУСУЛЬМАНИНА В ЗАПАДНЫХ МЕДИА 14
1.1 Роль социальных стереотипов в формировании медиаобразов 14
1.2 Образ Другого в контексте дихотомии «Запад-Восток» 23
1.3 Мусульмане глазами европейцев. VII-XX вв 27
1.4 Ислам в современной Европе и первые медиаконфликты 35
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗА МИГРАНТА-
МУСУЛЬМАНИНА В ЗАПАДНЫХ МЕДИА 41
2.1 Исламофобия как доминирующий дискурс в западных медиа 41
2.2 Мультикультурный дискурс 51
2.3 Иные подходы к визуализации образа мигранта-мусульманина 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУЫ 64
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ 69
В современном мире практически не осталось монокультурных обществ - этнический и культурный состав всех национальных государств утрачивает свою однородность. В первую очередь, это вызвано тем, что экономически развитые страны в условиях современной мировой экономики нуждаются в рабочей силе, жители же стран отсталых в экономическом отношении заинтересованы в получении работы - это неминуемо приводит к увеличению количества иммигрантов в странах Западной Европы 1.
Кроме того, развитие международной торговли, расширение границ туризма и культурного диалога между учеными и деятелями искусства со всего мира приводит к определенной культурной неоднородности даже в регионах свободных от больших потоков мигрантов. Совместное существование представителей различных культур, религий и этносов приводит, с одной стороны, к их положительному взаимному влиянию, но с другой - к многочисленным конфликтам на этнической и религиозной почве.
Любые исследования, посвященные росту численности мусульман в Европе и распространению ислама и затрагивающие проблемы, встающие перед европейским обществом в связи с этими явлениями крайне актуальны и интересны не только специалистам и ученым, занимающимся непосредственно этой тематикой, но и всем, кто хочет быть в курсе современных социальных, политических и культурологических процессов.
Кроме того, Россия с некоторым опозданием тоже сталкивается с проблемой взаимоотношений местного населения с мигрантами-мусульманами, и для гармонизации этих отношений государство должно избрать верную
1 Канарш Г.Ю. Мультикультурализм: социальная концепция и социальные практики // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С.87-95.
политику, безусловно, опираясь на опыт европейских стран.
Несколько десятилетий назад исследования, касающиеся проблем мусульманского меньшинства в Западной Европе, носили скорее описательный характер. Позднее политики спорили об условиях предоставления гражданства и возможности выделения социальных льгот мигрантам, также обсуждались возможные пути интеграции и ассимиляции мусульман. В наши дни политики и ученые задаются новым вопросом: возможно ли вообще интегрировать ислам в светское государство, а мусульман в европейское общество ?
Как и любая другая тема, вызывающая живой общественный интерес, проблема межкультурного взаимодействия получила широкое освещение в средствах массовой информации и оказалась в центре сюжетных линий множества художественных фильмов. Репрезентируемый в современных медиа образ мусульманина-иммигранта с одной стороны становится выражением общественного мнения, но с другой стороны, способен его формировать, трансформировать или поддерживать. Таким образом, мы можем говорить о пассивном и активном компонентах медиа, изучение которых в настоящее время становится все более актуальным.
В средствах массовой информации и художественной культуре стран Запада широкое распространение получили стереотипные и односложные образы мусульман, репрезентирующие ислам в искаженном виде. Причины формирования подобных стереотипов, в первую очередь, стоит искать в истории конфликта между Востоком и Западом, который начался задолго до появления ислама. В широком общественном мнении противостояние христианской и мусульманской культур принимает образ взаимной ненависти и вражды, предопределенной исторически и существовавшей на протяжении веков.
Образ ислама как источника угрозы для Запада уже давно укоренился в западноевропейской культуре и активно репрезентируется в СМИ. Ярким примером могут послужить события, связанные с публикацией в конце 80-х годов книги «Сатанинские стихи» Салмана Рушди. Когда иранский религиозный и политический деятель аятолла Хомейни вынес смертный приговор автору книги, признав ее содержание оскорбительным для ислама, мировая общественность резко негативно отреагировала на решение, столь чуждое западным ценностям. Всплесками ненависти на религиозной почве ознаменованы многочисленные события последних лет, связанные с вооруженным нападением на редакцию сатирического журнала Шарли Эбдо, серией масштабных терактов в Париже, новогодними нападениями на женщин в Кёльне и многие другие.
Формируясь в ходе истории, этот негативный стереотип приобрел идеологический характер. Представление об исламе как о величайшей угрозе для западной цивилизации становится всё более распространенным во всём мире.
Однако прошлое бывших колониальных империй бесконечно возвращает страны Запада к рефлексии и чувству долга перед выходцами из стран, долгое время находившихся под их контролем. Страны Европы принимают иммигрантов не равномерно со всего мира. В каждой из бывших колониальных стран представителям одного народа дается предпочтение по отношению к представителям другого. Более того, это неравенство иногда закреплено даже в законодательных актах. В Великобритании большую часть иммигрантов составляют выходцы из Пакистана, Индии и бывших африканских колоний. Великобритания и её бывшие колонии до сих пор сохраняют взаимодействие — страны Содружества регулярно проводят общие мероприятия, вроде спортивных Игр Содружества, объединены официальным английским языком, многие из них признают в качестве главы государства английскую королеву.
Во Франции привилегии выходцев из колоний не
институционализированы, но неформальное сотрудничество с бывшими колониями мы можем видеть в сохранении французского военного присутствия во многих странах Африки, в принятии властями Франции решений, способствующих разрешению конфликтов между бывшими колониями. Франция принимает в первую очередь мигрантов из стран Французской Северной Африки: Алжира, Туниса, Марокко.
Подобное разделение на покровителей и подопечных создает еще большее количество стереотипов и лишь усиливает дихотомию Восток-Запад, выражающуюся не в равной борьбе цивилизаций, но, скорее, в отношениях сильного и слабого, развитого и развивающегося, угнетателя и жертвы, благотворителя и нуждающегося. Наряду с образом мусульманина-врага, мы неизбежно сталкиваемся с образом мусульманина-жертвы или младшего товарища, которому необходимы помощь и понимание.
Как мы видим, любые стереотипы о мусульманах лишь увеличивают пропасть между христианской и мусульманской цивилизациями. Эти стереотипы репрезентируются в книгах, художественных и документальных фильмах и, конечно, во всех средствах массовой коммуникации, где оказываются невероятно востребованными и популярными. Эти стереотипы порой возводятся в политические теории (например, теория о столкновении цивилизаций С.Хангтинтона).
Образ ислама в массовом сознании является с одной стороны отражением общественного мнения, но с другой, целенаправленной политикой СМИ. Многократно воспроизводимые в медиа образы мусульман могут играть главную роль в манипуляции общественным сознанием. Ярким примером влияния медиапропаганды на общественное мнение может послужить увеличение числа инициированных христианами конфликтов с мусульманами после нападения на редакцию журнала Шарли Эбдо. Число нападений на мусульман, по заявлению французской организации «Против исламофобии», значительно увеличилось с 37 в первом квартале 2014 года до 222 в первом квартале 2015.
События 11 сентября 2001 г. привели к укреплению дихотомии Восток- Запад и распространению негативных представлений об исламе в странах Запада, что, с одной стороны, привело к усилению напряженности в межкультурной коммуникации, но с другой, к появлению огромного количества медиатекстов, демонстрирующий иной образ ислама, призывающих к пониманию, уважению и состраданию.
Западные медиа играют огромную роль в формировании мирового массового сознания. Изучение механизмов, используемых западными медиа в производстве, воспроизводстве и создании новых идеологических конструктов, представляется нам крайне важным.
Цель и задачи. Целью данной работы является выявление и анализ западных стереотипных представлений о мусульманском мире в целом и мигрантах-мусульманах в частности (на примере образов, репрезентируемых в западных медиа).
Достижение этой цели предполагает решение следующих научных задач:
1) обнаружение и обозначение западных взглядов и культурных установок, определяющих медиаобраз мусульманина-иммигранта;
2) определение роли медиа в производстве и воспроизводстве различных общественных представлений;
3) выявление исторических предпосылок формирования стереотипов, связанных с исламом и мусульманами;
4) классификация текстов медиа в соответствии с различными репрезентируемыми образами мигрантов-мусульман.
Степень изученности проблемы.
Проблема репрезентации ислама и мусульман получила широкое освещение в работах зарубежных и отечественных авторов, и оказалась актуальной темой дискуссий и исследований в культурологи, социологии, философии, исторической науки и имагологии.
Проблема взаимодействия различных культур, восприятия и
репрезентации образа «другого» в контексте дихотомии «Запад-Восток» рассматривается в трудах A.B. Сагадеева, А.С. Панарина, Ю.М. Почты, Е.У. Байдарова и др.
Проблемы формирования искаженного образа ислама исследовали Р.Армур, С.Бенхабиб, Ф.Кардини, Д.Ричардсон, У.М.Уотт, Дж.Шахин, Дж.Эспозито, а также, С.И. Лучицкая.
Стереотипные формы на протяжении нескольких десятилетий находятся в центре политических, философских, культурологических и исторических исследований. Стереотипизация является важнейшей частью исследований взаимоотношений «христианского» Запада и «мусульманского» Востока. Исследования, посвященные проблематике стереотипизации, принадлежат таким ученым как У.Дорман, У.Дюбуа, У.Липпманн, А.Пьерон, Д.Шиплер, Т.Шибутани, а также, отечественным ученым — Ю.В.Бромлею, И.С. Кону.
Проблема изучения этнических стереотипов имеет огромную практическую значимость в регуляции межкультурного диалога. Первые работы, посвященные этническим стереотипам, принадлежат Д. Кацу, К.Брейли и Э.Богардусу. В области этнических стереотипов проводили исследования, также, Г.Оллпорт, Т.Адорно, Г. Тешфел, А.Эдварде, Т.Шибутани, Л.Н. Гумилев, А.К. Байбурин, С.В. Лурье и другие.
Проблемы взаимодействия европейского и восточного знания получили отражение в трудах А.Дж. Тойнби и К. Ясперса. Также, следует выделить отечественного ученого Н.И. Конрада, который в своей работе «Запад и Восток» определил пути сравнительного исследования восточной и западной цивилизаций.
В исследованиях, посвященных западным массмедиа, приводятся различные механизмы и модели производства и распространения стереотипных образов ислама в политических и идеологических целях. Таковы работы Г.Шиллера, Э.Саида, Э.Гариба, Мухаммада Камаль ад-Дина. Стереотипный образ личности мусульманина в массмедиа рассматривают Дж. Шахин и Гази Зейн Авадаллах.
Одной из наиболее интересных в контексте нашего исследования представляется работа Эдварда Саида «Ориентализм», увидевшая свет в 1978 году и рассматривающая проблему репрезентации мусульман в историческом контексте. Э. Саид стал основоположником идеи о том, что доминирующий ориенталистский или колониальный дискурс способствовал построению на Западе системы взглядов на мусульманскую культуру, в которой ислам представлялся как угроза. Ориенталистский дискурс, по мнению Саида, пронизывает все сферы жизни человека Запада — от научной среды до массовой культуры.
Интересна, также, книга Э.Саида «Освещение ислама: как медиа и эксперты определяют наше видение остальной части мира», вышедшая в 1981 году. В ней автор уделяет внимание исследованиям таких ученых как П.Родман, Б.Льюис, Д.Пайпс, С.П. Хантингтон, Д.Миллер, которые, по мнению автора, способствуют конструированию и распространению негативного образа ислама.
Э.Саид характеризует статью Бернарда Льюиса «Корни мусульманской ярости» следующим образом: «это грубая полемика, лишенная исторической правды, рациональных аргументов и человеческой мудрости. Б.Льюис характеризует мусульман как одно страшное коллективное тело, разъяренное внешним миром».
И, наконец, невозможно не упомянуть исследования в области теории культуры, которые необходимы для проведения комплексного анализа современных культурных процессов. Это работы таких философов как Ж. Бодрийяр, Ж.Ф. Лиотар, К.Ортега-и-Гассет, А.Тойнби, Э.Тоффлера, М.Фуко, С. Хантингтон, О.Шпенглер, и отечественных исследователей — М.М. Бахтина, Н.Я. Данилевского, М.С. Кагана.
Таким образом, существует целый ряд источников, разносторонне освещающих тему диссертационного исследования. В комплексе эти источники достаточно репрезентативны и отражают специфику формирования стереотипного образа мусульманина-иммигранта и его визуализации в западных медиа. Обилие публикаций на смежные темы позволяет успешно справиться с поставленными задачами, а также, свидетельствует об актуальности проблемы и необходимости ее углубленного исследования.
Практическая ценность данного исследования заключается в возможности использования ее результатов при составлении учебных курсов, посвященных проблемам межкультурной коммуникации и культурной политики. Также, результаты исследования могут быть использованы представителями власти с целью формирования посредством медиа новых парадигм построения отношений с представителями национальных меньшинств. Выводы диссертации могут оказаться полезными для специалистов в области культурологи, социологии, этнопсихологии, особенно занимающихся проблемами межкультурной коммуникации и международных отношений.
Анализ стереотипных медиаобразов мусульман, репрезентируемых в современных западных массмедиа, имеет большое научное значение, так как позволяет пролить свет на предпосылки зарождения, формирование, распространение и воспроизводство искаженного образа ислама, и его влияния на межкультурный диалог.
Методология исследования. В данном диссертационном исследовании были использованы сравнительно-исторические методы: ретроспективный и прогностический, что позволило изучить стереотипные образы ислама в целом и мусульман в частности, в исторической перспективе.
В качестве теоретико-методологических подходов исследования были приняты метод системного анализа, позволяющий отнестись к предмету исследования как к комплексному процессу, выявить наиболее важные элементы изучаемых явлений, проследить их взаимозависимость и взаимообусловленность.
Использование историко-системного метода в исследовании позволило рассматривать современный медиаобраз мусульманина-мигранта не только с точки зрения его отдельных аспектов и свойств, но и как целостную систему представлений.
Междисциплинарный подход позволил нам опираться в данном исследовании на работы авторов из смежных дисциплин — историков, имагологов, политологов, религиоведов, этнологов.
Методологическая основа исследования включает два важнейших принципа научной работы: историзм и объективность.
Эмпирическую базу диссертации составили более 60 работ (книги, статьи, монографии отечественных и зарубежных исследователей), а также, несколько десятков медиактекстов (художественные и документальные фильмы, выпуски новостей, заметки в прессе, литературные произведения).
Новизна исследования. Впервые в российской литературе проводится классификация существующих подходов к визуализации образа мусульманина- мигранта в западных медиа.
Кроме того, новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. В диссертации дан критический анализ проблематики формирования стереотипных медиаобразов ислама в западных медиа;
2. В работе показано влияние медиаобразов на отношения между европейцами и мусульманами-иммигрантами.
3. Рассмотрена история формирования и развития стереотипов о исламе в западной культуре на примере художественных сочинений и медиатекстов.
4. Показано влияние стереотипных образов ислама на политические теории и журналистскую мысль Запада.
5. Определена роль медиа в производстве и воспроизводстве различных общественных представлений.
Положения, выносимые на защиту.
1. В средствах массовой информации и художественной культуре стран Запада широкое распространение получили стереотипные и односложные образы мусульман, репрезентирующие ислам в искаженном виде.
2. Репрезентируемый в современных медиа образ мусульманина- иммигранта с одной стороны становится выражением общественного мнения, но с другой стороны, способен его формировать, трансформировать или поддерживать.
3. Стереотипные образы ислама, репрезентируемый западными медиа, имеют большее отношение к западной культуре, чем к мусульманской, в них мы видим отражение, в первую очередь, европейских взглядов и культурных установок.
4. В западных медиатекстах мы можем выделить две стереотипных модели репрезентации мусульман-мигрантов: мусульманин-враг/антагонист и мусульманин-жертва/младший товарищ, нуждающийся в помощи.
Кроме того, развитие международной торговли, расширение границ туризма и культурного диалога между учеными и деятелями искусства со всего мира приводит к определенной культурной неоднородности даже в регионах свободных от больших потоков мигрантов. Совместное существование представителей различных культур, религий и этносов приводит, с одной стороны, к их положительному взаимному влиянию, но с другой - к многочисленным конфликтам на этнической и религиозной почве.
Любые исследования, посвященные росту численности мусульман в Европе и распространению ислама и затрагивающие проблемы, встающие перед европейским обществом в связи с этими явлениями крайне актуальны и интересны не только специалистам и ученым, занимающимся непосредственно этой тематикой, но и всем, кто хочет быть в курсе современных социальных, политических и культурологических процессов.
Кроме того, Россия с некоторым опозданием тоже сталкивается с проблемой взаимоотношений местного населения с мигрантами-мусульманами, и для гармонизации этих отношений государство должно избрать верную
1 Канарш Г.Ю. Мультикультурализм: социальная концепция и социальные практики // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С.87-95.
политику, безусловно, опираясь на опыт европейских стран.
Несколько десятилетий назад исследования, касающиеся проблем мусульманского меньшинства в Западной Европе, носили скорее описательный характер. Позднее политики спорили об условиях предоставления гражданства и возможности выделения социальных льгот мигрантам, также обсуждались возможные пути интеграции и ассимиляции мусульман. В наши дни политики и ученые задаются новым вопросом: возможно ли вообще интегрировать ислам в светское государство, а мусульман в европейское общество ?
Как и любая другая тема, вызывающая живой общественный интерес, проблема межкультурного взаимодействия получила широкое освещение в средствах массовой информации и оказалась в центре сюжетных линий множества художественных фильмов. Репрезентируемый в современных медиа образ мусульманина-иммигранта с одной стороны становится выражением общественного мнения, но с другой стороны, способен его формировать, трансформировать или поддерживать. Таким образом, мы можем говорить о пассивном и активном компонентах медиа, изучение которых в настоящее время становится все более актуальным.
В средствах массовой информации и художественной культуре стран Запада широкое распространение получили стереотипные и односложные образы мусульман, репрезентирующие ислам в искаженном виде. Причины формирования подобных стереотипов, в первую очередь, стоит искать в истории конфликта между Востоком и Западом, который начался задолго до появления ислама. В широком общественном мнении противостояние христианской и мусульманской культур принимает образ взаимной ненависти и вражды, предопределенной исторически и существовавшей на протяжении веков.
Образ ислама как источника угрозы для Запада уже давно укоренился в западноевропейской культуре и активно репрезентируется в СМИ. Ярким примером могут послужить события, связанные с публикацией в конце 80-х годов книги «Сатанинские стихи» Салмана Рушди. Когда иранский религиозный и политический деятель аятолла Хомейни вынес смертный приговор автору книги, признав ее содержание оскорбительным для ислама, мировая общественность резко негативно отреагировала на решение, столь чуждое западным ценностям. Всплесками ненависти на религиозной почве ознаменованы многочисленные события последних лет, связанные с вооруженным нападением на редакцию сатирического журнала Шарли Эбдо, серией масштабных терактов в Париже, новогодними нападениями на женщин в Кёльне и многие другие.
Формируясь в ходе истории, этот негативный стереотип приобрел идеологический характер. Представление об исламе как о величайшей угрозе для западной цивилизации становится всё более распространенным во всём мире.
Однако прошлое бывших колониальных империй бесконечно возвращает страны Запада к рефлексии и чувству долга перед выходцами из стран, долгое время находившихся под их контролем. Страны Европы принимают иммигрантов не равномерно со всего мира. В каждой из бывших колониальных стран представителям одного народа дается предпочтение по отношению к представителям другого. Более того, это неравенство иногда закреплено даже в законодательных актах. В Великобритании большую часть иммигрантов составляют выходцы из Пакистана, Индии и бывших африканских колоний. Великобритания и её бывшие колонии до сих пор сохраняют взаимодействие — страны Содружества регулярно проводят общие мероприятия, вроде спортивных Игр Содружества, объединены официальным английским языком, многие из них признают в качестве главы государства английскую королеву.
Во Франции привилегии выходцев из колоний не
институционализированы, но неформальное сотрудничество с бывшими колониями мы можем видеть в сохранении французского военного присутствия во многих странах Африки, в принятии властями Франции решений, способствующих разрешению конфликтов между бывшими колониями. Франция принимает в первую очередь мигрантов из стран Французской Северной Африки: Алжира, Туниса, Марокко.
Подобное разделение на покровителей и подопечных создает еще большее количество стереотипов и лишь усиливает дихотомию Восток-Запад, выражающуюся не в равной борьбе цивилизаций, но, скорее, в отношениях сильного и слабого, развитого и развивающегося, угнетателя и жертвы, благотворителя и нуждающегося. Наряду с образом мусульманина-врага, мы неизбежно сталкиваемся с образом мусульманина-жертвы или младшего товарища, которому необходимы помощь и понимание.
Как мы видим, любые стереотипы о мусульманах лишь увеличивают пропасть между христианской и мусульманской цивилизациями. Эти стереотипы репрезентируются в книгах, художественных и документальных фильмах и, конечно, во всех средствах массовой коммуникации, где оказываются невероятно востребованными и популярными. Эти стереотипы порой возводятся в политические теории (например, теория о столкновении цивилизаций С.Хангтинтона).
Образ ислама в массовом сознании является с одной стороны отражением общественного мнения, но с другой, целенаправленной политикой СМИ. Многократно воспроизводимые в медиа образы мусульман могут играть главную роль в манипуляции общественным сознанием. Ярким примером влияния медиапропаганды на общественное мнение может послужить увеличение числа инициированных христианами конфликтов с мусульманами после нападения на редакцию журнала Шарли Эбдо. Число нападений на мусульман, по заявлению французской организации «Против исламофобии», значительно увеличилось с 37 в первом квартале 2014 года до 222 в первом квартале 2015.
События 11 сентября 2001 г. привели к укреплению дихотомии Восток- Запад и распространению негативных представлений об исламе в странах Запада, что, с одной стороны, привело к усилению напряженности в межкультурной коммуникации, но с другой, к появлению огромного количества медиатекстов, демонстрирующий иной образ ислама, призывающих к пониманию, уважению и состраданию.
Западные медиа играют огромную роль в формировании мирового массового сознания. Изучение механизмов, используемых западными медиа в производстве, воспроизводстве и создании новых идеологических конструктов, представляется нам крайне важным.
Цель и задачи. Целью данной работы является выявление и анализ западных стереотипных представлений о мусульманском мире в целом и мигрантах-мусульманах в частности (на примере образов, репрезентируемых в западных медиа).
Достижение этой цели предполагает решение следующих научных задач:
1) обнаружение и обозначение западных взглядов и культурных установок, определяющих медиаобраз мусульманина-иммигранта;
2) определение роли медиа в производстве и воспроизводстве различных общественных представлений;
3) выявление исторических предпосылок формирования стереотипов, связанных с исламом и мусульманами;
4) классификация текстов медиа в соответствии с различными репрезентируемыми образами мигрантов-мусульман.
Степень изученности проблемы.
Проблема репрезентации ислама и мусульман получила широкое освещение в работах зарубежных и отечественных авторов, и оказалась актуальной темой дискуссий и исследований в культурологи, социологии, философии, исторической науки и имагологии.
Проблема взаимодействия различных культур, восприятия и
репрезентации образа «другого» в контексте дихотомии «Запад-Восток» рассматривается в трудах A.B. Сагадеева, А.С. Панарина, Ю.М. Почты, Е.У. Байдарова и др.
Проблемы формирования искаженного образа ислама исследовали Р.Армур, С.Бенхабиб, Ф.Кардини, Д.Ричардсон, У.М.Уотт, Дж.Шахин, Дж.Эспозито, а также, С.И. Лучицкая.
Стереотипные формы на протяжении нескольких десятилетий находятся в центре политических, философских, культурологических и исторических исследований. Стереотипизация является важнейшей частью исследований взаимоотношений «христианского» Запада и «мусульманского» Востока. Исследования, посвященные проблематике стереотипизации, принадлежат таким ученым как У.Дорман, У.Дюбуа, У.Липпманн, А.Пьерон, Д.Шиплер, Т.Шибутани, а также, отечественным ученым — Ю.В.Бромлею, И.С. Кону.
Проблема изучения этнических стереотипов имеет огромную практическую значимость в регуляции межкультурного диалога. Первые работы, посвященные этническим стереотипам, принадлежат Д. Кацу, К.Брейли и Э.Богардусу. В области этнических стереотипов проводили исследования, также, Г.Оллпорт, Т.Адорно, Г. Тешфел, А.Эдварде, Т.Шибутани, Л.Н. Гумилев, А.К. Байбурин, С.В. Лурье и другие.
Проблемы взаимодействия европейского и восточного знания получили отражение в трудах А.Дж. Тойнби и К. Ясперса. Также, следует выделить отечественного ученого Н.И. Конрада, который в своей работе «Запад и Восток» определил пути сравнительного исследования восточной и западной цивилизаций.
В исследованиях, посвященных западным массмедиа, приводятся различные механизмы и модели производства и распространения стереотипных образов ислама в политических и идеологических целях. Таковы работы Г.Шиллера, Э.Саида, Э.Гариба, Мухаммада Камаль ад-Дина. Стереотипный образ личности мусульманина в массмедиа рассматривают Дж. Шахин и Гази Зейн Авадаллах.
Одной из наиболее интересных в контексте нашего исследования представляется работа Эдварда Саида «Ориентализм», увидевшая свет в 1978 году и рассматривающая проблему репрезентации мусульман в историческом контексте. Э. Саид стал основоположником идеи о том, что доминирующий ориенталистский или колониальный дискурс способствовал построению на Западе системы взглядов на мусульманскую культуру, в которой ислам представлялся как угроза. Ориенталистский дискурс, по мнению Саида, пронизывает все сферы жизни человека Запада — от научной среды до массовой культуры.
Интересна, также, книга Э.Саида «Освещение ислама: как медиа и эксперты определяют наше видение остальной части мира», вышедшая в 1981 году. В ней автор уделяет внимание исследованиям таких ученых как П.Родман, Б.Льюис, Д.Пайпс, С.П. Хантингтон, Д.Миллер, которые, по мнению автора, способствуют конструированию и распространению негативного образа ислама.
Э.Саид характеризует статью Бернарда Льюиса «Корни мусульманской ярости» следующим образом: «это грубая полемика, лишенная исторической правды, рациональных аргументов и человеческой мудрости. Б.Льюис характеризует мусульман как одно страшное коллективное тело, разъяренное внешним миром».
И, наконец, невозможно не упомянуть исследования в области теории культуры, которые необходимы для проведения комплексного анализа современных культурных процессов. Это работы таких философов как Ж. Бодрийяр, Ж.Ф. Лиотар, К.Ортега-и-Гассет, А.Тойнби, Э.Тоффлера, М.Фуко, С. Хантингтон, О.Шпенглер, и отечественных исследователей — М.М. Бахтина, Н.Я. Данилевского, М.С. Кагана.
Таким образом, существует целый ряд источников, разносторонне освещающих тему диссертационного исследования. В комплексе эти источники достаточно репрезентативны и отражают специфику формирования стереотипного образа мусульманина-иммигранта и его визуализации в западных медиа. Обилие публикаций на смежные темы позволяет успешно справиться с поставленными задачами, а также, свидетельствует об актуальности проблемы и необходимости ее углубленного исследования.
Практическая ценность данного исследования заключается в возможности использования ее результатов при составлении учебных курсов, посвященных проблемам межкультурной коммуникации и культурной политики. Также, результаты исследования могут быть использованы представителями власти с целью формирования посредством медиа новых парадигм построения отношений с представителями национальных меньшинств. Выводы диссертации могут оказаться полезными для специалистов в области культурологи, социологии, этнопсихологии, особенно занимающихся проблемами межкультурной коммуникации и международных отношений.
Анализ стереотипных медиаобразов мусульман, репрезентируемых в современных западных массмедиа, имеет большое научное значение, так как позволяет пролить свет на предпосылки зарождения, формирование, распространение и воспроизводство искаженного образа ислама, и его влияния на межкультурный диалог.
Методология исследования. В данном диссертационном исследовании были использованы сравнительно-исторические методы: ретроспективный и прогностический, что позволило изучить стереотипные образы ислама в целом и мусульман в частности, в исторической перспективе.
В качестве теоретико-методологических подходов исследования были приняты метод системного анализа, позволяющий отнестись к предмету исследования как к комплексному процессу, выявить наиболее важные элементы изучаемых явлений, проследить их взаимозависимость и взаимообусловленность.
Использование историко-системного метода в исследовании позволило рассматривать современный медиаобраз мусульманина-мигранта не только с точки зрения его отдельных аспектов и свойств, но и как целостную систему представлений.
Междисциплинарный подход позволил нам опираться в данном исследовании на работы авторов из смежных дисциплин — историков, имагологов, политологов, религиоведов, этнологов.
Методологическая основа исследования включает два важнейших принципа научной работы: историзм и объективность.
Эмпирическую базу диссертации составили более 60 работ (книги, статьи, монографии отечественных и зарубежных исследователей), а также, несколько десятков медиактекстов (художественные и документальные фильмы, выпуски новостей, заметки в прессе, литературные произведения).
Новизна исследования. Впервые в российской литературе проводится классификация существующих подходов к визуализации образа мусульманина- мигранта в западных медиа.
Кроме того, новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. В диссертации дан критический анализ проблематики формирования стереотипных медиаобразов ислама в западных медиа;
2. В работе показано влияние медиаобразов на отношения между европейцами и мусульманами-иммигрантами.
3. Рассмотрена история формирования и развития стереотипов о исламе в западной культуре на примере художественных сочинений и медиатекстов.
4. Показано влияние стереотипных образов ислама на политические теории и журналистскую мысль Запада.
5. Определена роль медиа в производстве и воспроизводстве различных общественных представлений.
Положения, выносимые на защиту.
1. В средствах массовой информации и художественной культуре стран Запада широкое распространение получили стереотипные и односложные образы мусульман, репрезентирующие ислам в искаженном виде.
2. Репрезентируемый в современных медиа образ мусульманина- иммигранта с одной стороны становится выражением общественного мнения, но с другой стороны, способен его формировать, трансформировать или поддерживать.
3. Стереотипные образы ислама, репрезентируемый западными медиа, имеют большее отношение к западной культуре, чем к мусульманской, в них мы видим отражение, в первую очередь, европейских взглядов и культурных установок.
4. В западных медиатекстах мы можем выделить две стереотипных модели репрезентации мусульман-мигрантов: мусульманин-враг/антагонист и мусульманин-жертва/младший товарищ, нуждающийся в помощи.
Мы начали данное диссертационное исследование с рассмотрения феномена стереотипных образов этнокультурных меньшинств, рассмотрели паттерны формирования таких образов, их значение и влияние на массовое сознание, и пришли к выводу, что именно средства массовой информации в процессе осуществления массовой коммуникации в числе первых провоцируют стандартизацию взглядов и реакций аудитории на мусульманское меньшинство. «Миф» об исламе, включающий множество стереотипов, стал мощной силой, способной оказывать прямое и косвенное влияние на образ мыслей и суждения жителей стран Запада.
В ходе работы была достигнута цель исследования — были выявлены существующие стереотипы о мусульманском мире в целом и мигрантах- мусульманах в частности. Был проведен анализ влияния этих стереотипов не только на общественное мнение, но и на поведение аудитории.
Также, были рассмотрены характерные черты дихотомии «Запад-Восток» и предпосылки ее формирования. Мы уделили особое внимание формированию мифологических и легендарных представлений, которые существовали в западном сознании на протяжении всей истории межкультурного взаимодействия, и особенно ярко проявляют себя в настоящее время. Исторические предпосылки формирования искаженного образа мусульман лежат в конфликте между исламом и христианством, начавшемся еще в VII веке и актуализирующемся в периоды всех последующих культурных противостояний. Также, мы уделяем особое внимание событиям 11 сентября 2001 года, которые сказались не только на восприятии Западом ислама и мусульман в целом, но, что более важно, на отношении западных обществ к диаспорам мусульман- иммигрантов, включая не только бедняков и беженцев, но и образованных и состоятельных выходцев из стран Ближнего Востока.
К общим особенностям репрезентации исламского меньшинства мы можем отнести эпизодичность и недостаточность тематического охвата. Иными словами, аудитория получает мало информации об условиях иммигрантов в своих странах, обстоятельствах и проблемах, с которыми сталкиваются иммигранты в принимающих странах, и социальных причинах их проблем. События, связанные с преступлениями мигрантов-мусульман освещаются очень активно, в то время как социальный, культурный, религиозный или экономический контекст в значительной степени игнорируется.
Особое значение имеет проведенная классификация подходов к репрезентации мусульман-мигрантов. В западных медиатекстах мы можем выделить две основных стереотипных модели репрезентации мусульман- мигрантов: мусульманин-враг/антагонист и мусульманин-жертва/младший
товарищ, нуждающийся в помощи. Эти модели мы рассмотрели в рамках двух противоборствующих дискурсов — исламофобии и мультикультурализма.
Результаты исследования подтвердили, что стереотипные образы мусульман-иммигрантов в западных медиа исторически обусловлены и унаследованы от ориенталистскй традиции востоковедов европейского колониализма. Массмедиа рассматривают ислам в рамках изобретенной идеологической структуры, наполненной предрассудками. Мы утверждаем, что образ ислама в большем количестве медиатекстов стран Запада искажает действительное положение дел и стигматизирует социальную группу мусульманского меньшинства.
Однако в последние десятилетия наблюдается и положительная динамика в попытках конструктивной репрезентации мусульман-мигрантов в некоторых западных медиатекстах, преодолевающих и трансформирующих доминирующие режимы репрезентации.
Конструктивные стратегии отмечает многогранное освещение иммигрантов-мусульман и отказ от односторонних упрощенных образов.
Подобные медиатексты обращены к представителям культурного большинства и призывают их к критическому взгляду на роль государственной политики и многообразие обстоятельств, обуславливающей жизнь мигрантов-мусульман в странах Запада.
Рассмотренные в работе сюжеты из средств массовой информации и кинематографа, очевидно, составляют лишь небольшую часть медиатекстов, посвященных мигрантам-мусульманам в современной западной культуре, однако, они оказываются репрезентативными в анализе тенденций визуализации мусульман и ислама.
Сохранение существующих паттернов репрезентации мусульманской общности и выделение только ее отличий от групп, находящихся в большинстве, может привести лишь к эскалации негативной мифологизации образа мусульманина-иммигранта и распространению представлений о несовместимости ислама с развитым цивилизованным миром. Поиск конструктивных форм репрезентации, напротив, будет способствовать установлению отношений взаимопонимания и уважения в западном обществе.
В ходе работы была достигнута цель исследования — были выявлены существующие стереотипы о мусульманском мире в целом и мигрантах- мусульманах в частности. Был проведен анализ влияния этих стереотипов не только на общественное мнение, но и на поведение аудитории.
Также, были рассмотрены характерные черты дихотомии «Запад-Восток» и предпосылки ее формирования. Мы уделили особое внимание формированию мифологических и легендарных представлений, которые существовали в западном сознании на протяжении всей истории межкультурного взаимодействия, и особенно ярко проявляют себя в настоящее время. Исторические предпосылки формирования искаженного образа мусульман лежат в конфликте между исламом и христианством, начавшемся еще в VII веке и актуализирующемся в периоды всех последующих культурных противостояний. Также, мы уделяем особое внимание событиям 11 сентября 2001 года, которые сказались не только на восприятии Западом ислама и мусульман в целом, но, что более важно, на отношении западных обществ к диаспорам мусульман- иммигрантов, включая не только бедняков и беженцев, но и образованных и состоятельных выходцев из стран Ближнего Востока.
К общим особенностям репрезентации исламского меньшинства мы можем отнести эпизодичность и недостаточность тематического охвата. Иными словами, аудитория получает мало информации об условиях иммигрантов в своих странах, обстоятельствах и проблемах, с которыми сталкиваются иммигранты в принимающих странах, и социальных причинах их проблем. События, связанные с преступлениями мигрантов-мусульман освещаются очень активно, в то время как социальный, культурный, религиозный или экономический контекст в значительной степени игнорируется.
Особое значение имеет проведенная классификация подходов к репрезентации мусульман-мигрантов. В западных медиатекстах мы можем выделить две основных стереотипных модели репрезентации мусульман- мигрантов: мусульманин-враг/антагонист и мусульманин-жертва/младший
товарищ, нуждающийся в помощи. Эти модели мы рассмотрели в рамках двух противоборствующих дискурсов — исламофобии и мультикультурализма.
Результаты исследования подтвердили, что стереотипные образы мусульман-иммигрантов в западных медиа исторически обусловлены и унаследованы от ориенталистскй традиции востоковедов европейского колониализма. Массмедиа рассматривают ислам в рамках изобретенной идеологической структуры, наполненной предрассудками. Мы утверждаем, что образ ислама в большем количестве медиатекстов стран Запада искажает действительное положение дел и стигматизирует социальную группу мусульманского меньшинства.
Однако в последние десятилетия наблюдается и положительная динамика в попытках конструктивной репрезентации мусульман-мигрантов в некоторых западных медиатекстах, преодолевающих и трансформирующих доминирующие режимы репрезентации.
Конструктивные стратегии отмечает многогранное освещение иммигрантов-мусульман и отказ от односторонних упрощенных образов.
Подобные медиатексты обращены к представителям культурного большинства и призывают их к критическому взгляду на роль государственной политики и многообразие обстоятельств, обуславливающей жизнь мигрантов-мусульман в странах Запада.
Рассмотренные в работе сюжеты из средств массовой информации и кинематографа, очевидно, составляют лишь небольшую часть медиатекстов, посвященных мигрантам-мусульманам в современной западной культуре, однако, они оказываются репрезентативными в анализе тенденций визуализации мусульман и ислама.
Сохранение существующих паттернов репрезентации мусульманской общности и выделение только ее отличий от групп, находящихся в большинстве, может привести лишь к эскалации негативной мифологизации образа мусульманина-иммигранта и распространению представлений о несовместимости ислама с развитым цивилизованным миром. Поиск конструктивных форм репрезентации, напротив, будет способствовать установлению отношений взаимопонимания и уважения в западном обществе.
Подобные работы
- КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА МУСУЛЬМАНИНА В СМИ (КОНТЕНТ - И ДИСКУРС-АНАЛИЗ)
Бакалаврская работа, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



