ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 6
1.1. Сущность понятия «активный словарь», его особенности у детей
младшего дошкольного возраста 6
1.2. Ознакомление с окружающим миром как средство развития активного
словаря у детей младшего дошкольного возраста 12
1.3. Педагогические условия обогащение активного словаря у младших
дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром 18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 30
2.1. Определение уровня развития активного словаря у детей младшего дошкольного возраста 30
2.2. Реализация педагогических условий по обогащению активного словаря у
младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром 35
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы по обогащению словаря у младших дошкольников 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 6
1.1. Сущность понятия «активный словарь», его особенности у детей
младшего дошкольного возраста 6
1.2. Ознакомление с окружающим миром как средство развития активного
словаря у детей младшего дошкольного возраста 12
1.3. Педагогические условия обогащение активного словаря у младших
дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром 18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 30
2.1. Определение уровня развития активного словаря у детей младшего дошкольного возраста 30
2.2. Реализация педагогических условий по обогащению активного словаря у
младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром 35
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы по обогащению словаря у младших дошкольников 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
В младшем дошкольном возрасте продолжается интенсивное развитие активного словаря детей. Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности.
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений и качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий. Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень быстро приобретают для него общее значение и очень легко переносятся с одного предмета на другой. Однако в значение первых слов нередко входят только какие-то отдельные признаки предметов и явлений, которыми ребенок и руководствуется, относя к ним слово. Например, слово «яблоко» детьми весьма часто сопоставляется со всеми круглыми предметами, а иногда и со всеми предметами красного цвета.
По данным Д.Б. Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития. Словарный состав представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности.
Проблеме развития активного словаря младших дошкольников посвящены научные труды Г.Н. Бавыкиной, А.М. Бородич, А.Н. Гвоздева, В.В. Гербовой, Е.И. Тихеевой, А.А. Люблинской, О.С. Ушаковой, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичевой и др.
Исследования О. Дыбиной, И.В. Колосовой, И. Молевой, В.А. Петровского и др. посвящены вопросам организации речевой развивающей среды и обогащению активного словаря у младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Проблема готовности будущих воспитателей к работе по развитию речи детей дошкольного возраста рассматривается в исследованиях В.Н. Макаровой, О.И. Максимкиной, О.В. Терешкиной и др.
Вопросы повышения методической грамотности педагогов дошкольного образования рассматриваются в трудах Н.И. Князевой, А.А. Смага и др.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод об актуальности избранной нами темы исследования «Обогащение активного словаря у младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром».
Проблема исследования: каковы педагогические условия обогащения активного словаря у младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс обогащения активного словаря у младших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия обогащения активного словаря у младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Гипотеза исследования: эффективности обогащения активного словаря у младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром будут способствовать следующие педагогические условия:
- создание развивающей среды, способствующей обогащению словаря;
- использование дидактических игр, способствующих активизации словаря детей;
- профессиональная компетентность педагога в вопросах речевого развития младших дошкольников;
- взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Выяснить степень изученности проблемы обогащения активного словаря у младших дошкольников в научных трудах педагогов и психологов.
2. Обосновать возможности ознакомления с окружающим миром в обогащении активного словаря у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия обогащения активного словаря у младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
4. Выявить динамику в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ; педагогический эксперимент; тесты, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Радьковская средняя школа», структурное подразделение детский сад с. Радьковка Прохоровского района Белгородской области. Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений и качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий. Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень быстро приобретают для него общее значение и очень легко переносятся с одного предмета на другой. Однако в значение первых слов нередко входят только какие-то отдельные признаки предметов и явлений, которыми ребенок и руководствуется, относя к ним слово. Например, слово «яблоко» детьми весьма часто сопоставляется со всеми круглыми предметами, а иногда и со всеми предметами красного цвета.
По данным Д.Б. Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития. Словарный состав представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности.
Проблеме развития активного словаря младших дошкольников посвящены научные труды Г.Н. Бавыкиной, А.М. Бородич, А.Н. Гвоздева, В.В. Гербовой, Е.И. Тихеевой, А.А. Люблинской, О.С. Ушаковой, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичевой и др.
Исследования О. Дыбиной, И.В. Колосовой, И. Молевой, В.А. Петровского и др. посвящены вопросам организации речевой развивающей среды и обогащению активного словаря у младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Проблема готовности будущих воспитателей к работе по развитию речи детей дошкольного возраста рассматривается в исследованиях В.Н. Макаровой, О.И. Максимкиной, О.В. Терешкиной и др.
Вопросы повышения методической грамотности педагогов дошкольного образования рассматриваются в трудах Н.И. Князевой, А.А. Смага и др.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод об актуальности избранной нами темы исследования «Обогащение активного словаря у младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром».
Проблема исследования: каковы педагогические условия обогащения активного словаря у младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс обогащения активного словаря у младших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия обогащения активного словаря у младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Гипотеза исследования: эффективности обогащения активного словаря у младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром будут способствовать следующие педагогические условия:
- создание развивающей среды, способствующей обогащению словаря;
- использование дидактических игр, способствующих активизации словаря детей;
- профессиональная компетентность педагога в вопросах речевого развития младших дошкольников;
- взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Выяснить степень изученности проблемы обогащения активного словаря у младших дошкольников в научных трудах педагогов и психологов.
2. Обосновать возможности ознакомления с окружающим миром в обогащении активного словаря у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия обогащения активного словаря у младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
4. Выявить динамику в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ; педагогический эксперимент; тесты, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Радьковская средняя школа», структурное подразделение детский сад с. Радьковка Прохоровского района Белгородской области. Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Наше исследование было направлено на решение следующих задач:
1. Выяснить степень изученности проблемы обогащения активного словаря у младших дошкольников в научных трудах педагогов и психологов.
2. Обосновать возможности ознакомления с окружающим миром в обогащении активного словаря у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия обогащения активного словаря у младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
4. Выявить динамику в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста.
Анализ научной и методической литературы показал, что проблема раз-вития словаря детей на ранних этапах онтогенеза является актуальной, как для дошкольных работников, так и для родителей. От уровня развития словаря и речи в целом, зависит успешность умственного развития ребенка. Исследования, проведённые М.В. Максимовой, В.И. Логиновой, Е.М. Струниной, Г.Н. Бавыкиной, А.А. Смагой показывают, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению.
Исследователи детского словаря отмечают, что в речи младших до-школьников преобладают названия конкретных предметов. Данный факт позволяет выделить ознакомление с окружающим предметным миром в качестве важнейшего средства развития словаря.
Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника.
Речевое развитие ребенка младшего дошкольного возраста представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса.
Результаты констатирующего исследования позволили охарактеризовать уровень развития словаря дошкольников. Большинство из них (60%) имеют средний уровень развития словаря, 20 % детей обнаружили низкий уровень развития словаря.
Обследование детского словаря выявило, что они достаточно легко соотносят слово с определенным классом предметов, владеют операцией классификации, однако затрудняются в выборе обобщающих слов, неточно употребляют ряд слов природоведческого содержания. При объяснении их значений они обращают внимание на несущественные признаки. Дети затрудняются в использовании слов в связной речи.
В процессе экспериментального исследования выявлено, что точность употребления детьми лексики зависит от их сенсорного опыта, от умений выделять существенные признаки предметов.
Особая роль в процессе формирования словаря детей младшего дошкольного возраста принадлежит методам и приемам, направленным на усвоение слова, как единицы лексической системы, его связей с другими словами. Овладение семантикой слова оказывает положительное влияние на развитие связной речи детей.
По итогам исследования можно сделать следующие выводы. Окружающая действительность, предметный мир содержит в себе огромную педагогическую ценность, является эффективным средством развития словаря младших дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии до-школьников. Окружающий ребенка предметный мир со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря до-школьника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе восприятия предметов ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, величину, цвета и т.д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений.
Содержание словарной работы в ДОО определяется на основе коммуникативной целесообразности слов. Экспериментальное исследование показало, что для развития словаря целесообразно использовать:
- развивающую предметную среду;
- беседы, чтение художественных произведений об окружающем;
- дидактические игры;
- игры и упражнения, направленные на выделение свойств знакомых предметов, объектов, явлений природы;
- развитие умения абстрагировать и обобщать признаки однородных предметов;
- классификацию и сравнение предметов;
- закрепление обобщающих наименований; понимание и подбор антонимов и синонимов к словам разных частей речи;
задания на использование усвоенных слов в связных высказываниях.
Все названные приёмы способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети младшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать окружающий его мир.
Дальнейшее исследование проблемы может быть направлено на развитие связной речи.
1. Выяснить степень изученности проблемы обогащения активного словаря у младших дошкольников в научных трудах педагогов и психологов.
2. Обосновать возможности ознакомления с окружающим миром в обогащении активного словаря у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия обогащения активного словаря у младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
4. Выявить динамику в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста.
Анализ научной и методической литературы показал, что проблема раз-вития словаря детей на ранних этапах онтогенеза является актуальной, как для дошкольных работников, так и для родителей. От уровня развития словаря и речи в целом, зависит успешность умственного развития ребенка. Исследования, проведённые М.В. Максимовой, В.И. Логиновой, Е.М. Струниной, Г.Н. Бавыкиной, А.А. Смагой показывают, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению.
Исследователи детского словаря отмечают, что в речи младших до-школьников преобладают названия конкретных предметов. Данный факт позволяет выделить ознакомление с окружающим предметным миром в качестве важнейшего средства развития словаря.
Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника.
Речевое развитие ребенка младшего дошкольного возраста представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса.
Результаты констатирующего исследования позволили охарактеризовать уровень развития словаря дошкольников. Большинство из них (60%) имеют средний уровень развития словаря, 20 % детей обнаружили низкий уровень развития словаря.
Обследование детского словаря выявило, что они достаточно легко соотносят слово с определенным классом предметов, владеют операцией классификации, однако затрудняются в выборе обобщающих слов, неточно употребляют ряд слов природоведческого содержания. При объяснении их значений они обращают внимание на несущественные признаки. Дети затрудняются в использовании слов в связной речи.
В процессе экспериментального исследования выявлено, что точность употребления детьми лексики зависит от их сенсорного опыта, от умений выделять существенные признаки предметов.
Особая роль в процессе формирования словаря детей младшего дошкольного возраста принадлежит методам и приемам, направленным на усвоение слова, как единицы лексической системы, его связей с другими словами. Овладение семантикой слова оказывает положительное влияние на развитие связной речи детей.
По итогам исследования можно сделать следующие выводы. Окружающая действительность, предметный мир содержит в себе огромную педагогическую ценность, является эффективным средством развития словаря младших дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии до-школьников. Окружающий ребенка предметный мир со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря до-школьника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе восприятия предметов ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, величину, цвета и т.д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений.
Содержание словарной работы в ДОО определяется на основе коммуникативной целесообразности слов. Экспериментальное исследование показало, что для развития словаря целесообразно использовать:
- развивающую предметную среду;
- беседы, чтение художественных произведений об окружающем;
- дидактические игры;
- игры и упражнения, направленные на выделение свойств знакомых предметов, объектов, явлений природы;
- развитие умения абстрагировать и обобщать признаки однородных предметов;
- классификацию и сравнение предметов;
- закрепление обобщающих наименований; понимание и подбор антонимов и синонимов к словам разных частей речи;
задания на использование усвоенных слов в связных высказываниях.
Все названные приёмы способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети младшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать окружающий его мир.
Дальнейшее исследование проблемы может быть направлено на развитие связной речи.



