Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Два дуализма в учении о человеке Плотина («Ум-душа», душа-тело»)

Работа №67131

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы47
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. ДУАЛИЗМ «УМ-ДУША» В АНТРОПОЛОГИИ ПЛОТИНА 9
1.1 Концепции Ума-Второй Ипостаси Плотина и
Ума - Перводвижетеля Аристотеля 9
1.2 Ум-Вторая Ипостась и его проявления 11
1.3 Соотношение «Ум-душа» 13
1.4 О познавательных способностях 15
2. ДУАЛИЗМ «ДУША-ТЕЛО» В АНТРОПОЛОГИИ ПЛОТИНА 23
2.1. Особенности антропологии Плотина 23
2.2 О логике исследования дуализма «душа-тело» 24
2.3 Третья Ипостась и индивидуальная душа 25
2.4 Соотношение индивидуальной души и тела 27
3. ПОЗНАНИЕ, САМОПОЗНАНИЕ, МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ 37
Заключение 43
Список использованной литературы

Человек является предметом изучения большого количества современных наук, которые стремятся найти ответы на вопросы индивида о самом себе, о своей природе.
Психология, нейробиология, физиология, антропология и множество других специальных дисциплин стремятся разобраться в тех феноменах, которые выделяют человека из огромной иерархии живых организмов.
Ученые стараются до мельчайших деталей разобраться в устройстве человеческого тела, в особенностях головного мозга, установить его связь с другими сторонами нашей нервной системы. Пытаются определить с помощью самых современных методов, что такое сознание, каковы механизмы управления собственным телом. Заняты реальными поисками того, что мы называем умом, волей, душевным порывом и т.д. Иными словами, наука всеми силами стремится преодолеть тот дуализм между физическим и ментальным, что с самых давних пор коренится в человеческом самоопределении.
Одни представители научного мира считают, что преодоление этого разрыва возможно и зависит лишь от накопления объективных знаний об устройстве человеческого организма. Так, еще в середине 20 века известный отечественный ученый, физиолог И.П. Павлов высказал мысль о том, что мы стоим на пороге неизбежного «слития психологического с физическим, субъективного с объективным», скоро решится вопрос, «так долго тревоживший человеческую мысль» .
Другие признавали невозможность объяснения субъективных ментальных явлений с точки зрения науки. Создатель квантовой механики Э. Шредингер, говоря о том, что некоторые нервные процессы сопровождаются субъективными явлениями, писал, что «природа этого параллелизма лежит в стороне от области естественных наук и ... за пределами всяческого человеческого понимания» .
Интересным примером может послужить теория голландского врача и ученого Вана Ломеля. В результате продолжительных исследований «околосмертного опыта» пациентов, которые вернулись к жизни после остановки сердца, Ломель пришел к убеждению, что «сознание человека может существовать независимо от функционирования мозга» . Следовательно, ментальный опыт человека не сводим к физическим показателям.
Философия, как и естественная наука, находится в постоянном поиске объяснений феноменов человека. К настоящему моменту для этого разработан целый спектр теорий в рамках разных направлений философского знания, таких как: феноменология, философия сознания, философская антропология, философия науки и т.д. Все они так или иначе стараются сформировать наиболее целостное представление о человеке, его сущности, возможности взаимодействия с окружающим миром, способах познания и самосознания.
Вопрос о наличии в человеке духовного начала, издавна беспокоящий философские умы, трансформировался к настоящему времени в проблему объяснения природы сознания. Основные дискуссии по этому поводу ведутся в рамках философии сознания.
Одни философы близки к точке зрения тех из числа ученых, кто считает, что ментальные переживания человека сводимы к физическим процессам организма. Так, например, английский философ Гилберт Райл полагал, что сознание полностью зависит от функционирования тела, следовательно, то, что мы называем ментальным, в действительности, есть лишь особый способ описания особого процесса.
Представитель противоположной точки зрения, Дэвид Чалмерс указывал на неспособность современной науки объяснить субъективные ментальные переживания человека.
Загадка человеческого естества приковывала внимание мыслителей еще в самые давние времена. Появление интереса к изучению человека принято связывать с именем Сократа, именно с него решение антропологических проблем становится главной задачей для философии. Кроме того, изучению человека уделяли особое внимание и знаменитый древнегреческий философ Платон, и его последователь Плотин, антропологическая концепция которого представляет для данного исследования наибольшую ценность.
Следует отметить тот факт, что движение философии в сторону антропологии было напрямую связано с особенностями эпох в которых жили эти мыслители. Как известно, во времена Сократа и Платона происходило устранение полисного устройства городов-государств и возникновение на их месте империи. Это было время, когда рушились старые устои, а новые не были еще сформированы.
Жизнь Плотина падает на еще более драматический период: время войн, восстаний и природных катаклизмов, время распада государственной системы Римской Империи и «системы идеалов, в которых жило Средиземноморье уже в течение почти трех столетий» . Это был период сильнейшего экономический спада и интенсивного развития новых религиозных ощущений.
Человек, превращаясь из гражданина в подданного, утрачивал возможность сознательного участия в организации общественной жизни и начинал воспринимать её как иррациональный процесс, которому он вынужден подчиняться в силу необходимости.
Данные социально-политические изменения не могли не отразиться на мировоззрении Плотина. Они подтолкнули мыслителя к интеллектуальному поиску лучшего мира и привели к формированию философской системы, пронизанной дуализмами, в центре которой находится человек. Плотин подробно исследует человеческую душу, её познавательные способности, определяет место души в мировой иерархии. Для него крайне важно доказать, что душа - это действительно божественная, бессмертная субстанция, не сводимая к телу.
Актуальность исследования
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что целый ряд вопросов, рассматриваемых в рамках учения Плотина о человеке, остаётся актуальным и дискуссионным. Его дуалистичный метод восприятия человека и мира до сих пор злободневен как для философского, так и для естественно¬научного дискурса.
Философские труды Плотина, в частности его учение о человеке представляет особый историко-философский интерес для автора данной выпускной квалификационной работы. Исследование трудов этого мыслителя, на наш взгляд, может помочь в углублении понимания не только конкретной теории, но и общих тенденций философской мысли характерных для эпохи философа.
Степень научной разработанности проблемы
Философия Плотина ни раз привлекала внимание как зарубежных, так и отечественных историков философии.
В дореволюционной отечественной науке анализом текстов Плотина занимались: С. Ананьин, Г. Малеванский, М. Владиславлев, П. Блонский и другие. В советский период: А. Ф. Лосев, Д. В. Джохадзе, В. В. Бычков, Г. Г. Майоров, М. А. Гарнцев, Ю. А. Шичалин и ряд других авторов. В современной России: Р.В. Светлов, И. В. Берестов, В. И. Лега, С. В. Мельник и др.
Среди наиболее известных зарубежных исследователей наследия Плотина можно выделить следующих авторов: A. Armstrong, Е. Dodds, U. Berner, Р. Camelot, J. Deck, H.A. Wolfson, М. Lettner, Н. Timoty, Р. Merlan, J Rist, Н. Schlette.
Проблеме человека в философии Плотина уделяли внимание далеко не все исследователи, поэтому данная тема является недостаточно разработанной.
Следует отдельно отметить труды авторов по этой проблематике, которые наиболее важны в рамках данного исследования. В первую очередь, заслуживает внимания работа М. Пантоппидан (Maria Pontoppidan) «An ethics of excarnation», в которой автор рассматривает соотношение души и тела, как основу всех этических построений Плотина. Работа И.В. Берестова «Свобода в философии Плотина», представляющая собой системный анализ концепций философа, через проблематику свободы действий. Статья Р.В. Светлова «Иов, Платон, Плотин», в которой анализируются особенности антропологии Плотина. Исследование В. И. Леги «Философия Плотина и Патристика», где автор рассматривает проблемы двусоставности человека. З. Мазур (Zeke Mazur) в труде «Mystical Experience, Metaphysics and Ritual in Plotinus» исследует возможность мистического опыта человека в философии Плотина.
Источники исследования: тексты эннеад Плотина (I, III, IV, V)
Объект исследования: учение Плотина о человеке
Предмет исследования: дуалистические представления Плотина об отношениях ума и души, души и тела
Цель: исследовать особенности дуалистического подхода Плотина в рассмотрении человека
Задачи работы:
1. Установить, что представляет собой человеческая душа согласно философии Плотина.
2. Проанализировать соотношения Ума и души, души и тела в рамках заданных дуализмов.
3. Исследовать возможности познания, самопознания и особенности «экскарнации» души.
Методологии исследования
В данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования: метод текстологического анализа; метод герменевтического анализа, позволивший углубить понимание философских текстов, используемых в данной работе; метод сравнительного анализа философско-антропологических концепций, сформировавший представление об особенностях понимания человека как феномена в рамках разных философских школ античности; метод системного анализа, позволивший определить целостное представление о человеке Плотина.
Апробация работы
Апробация основных положений выпускной квалификационной работы проводилась в ходе прохождения педагогической практики, где результаты исследования использовались в качестве материалов для проведения лекций и семинаров.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог данной работы, следует отметить, что антропология Плотина отличается и от предшествующей языческой, и от христианской и, конечно, от современной.
Представления мыслителя о человеке обладают особой дуалистичностью, отличной от картезианской. Во-первых, душа в его концепции не является атрибутом исключительно человека. Во-вторых, помимо дуализма души и тела, у Плотина можно встретить отношение «космический Ум - индивидуальная душа».
В контексте дуализма «душа-тело» Плотин рассматривает человека как часть чувственного мира, а через отношение «Ум-душа» характеризует его, как существо причастное к миру умопостигаемому.
Кроме того, следует отметить, что в концепции философа присутствует также и внутреннее деление, внутренние дуализмы: «тело - низшая душа», «низшая душа - высшая душа», «душа - индивидуальный ум».
Таким образом, человек в теории Плотина представляет собой сложное существо, которое состоит из: одушевленного тела; души, неочищенной от тела (нашей сущности); и ума (высшего проявления человека).
Изучение двух общих дуализмов помогло, также, дать ответ на вопрос о способностях человека к познанию и самопознанию. Плотин выделяет познавательную способность рассудочной силы души, которая направлена на исследование внешнего мира; и возможность познания посредством ума, с помощью которого, человек может созерцать и познавать божественный мир. Самопознание присуще только уму, рассудок, считая, что он знает себя, в действительности, обманывается.
Человек будет в силах осуществить самопознание только если отречется от всего того, чем он обладает в чувственном мире. Обратив внимание на свою собственную душу, он должен осознать её несовершенства, очистить её, и посредством ума, возвыситься над своей земной природой.
Таким образом, Плотин провозглашает независимость души от чувственного мира и определяет её как бессмертную, божественную сущность, которая способна к восхождению по иерархии умопостигаемого мира. Предпоследняя ступень этого восхождения - единение с Умом, когда происходит полное познание себя. Финал - обретение союза с Единым, когда созерцающий субъект, только познав своё собственное Я, полностью теряет его и «растворяется» в Едином.
Следовательно, душа, пребывающая в чувственном мире в союзе с телом, на самом деле обладает бессмертной, божественной сущностью, благодаря которой, она способна к познанию Высшего.



1. Плотин. Первая эннеада / Пер., вступ. ст., коммент. Т. Г. Сидаша, Р. В. Светлова. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. — 320 с.
2. Плотин. Третья эннеада / Пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша; Вступ. ст. Т. Г. Сидаша и Д. Ю. Сухова. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. — 480 с.
3. Плотин. Четвертая эннеада / Пер. с древнегреч. и послесл. Т. Г. Сидаша. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. — 480 с.
4. Плотин. Пятая эннеада / Пер. с древнегреч. и послесл. Т. Г. Сидаша. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. — 320 с.
Литература на русском языке
1. Аристотель. О душе // АРИСТОТЕЛЬ. СОЧИНЕНИЯ. - Т. 1. - М., 1976.
2. Бабушкина Д. А. САМОПОЗНАНИЕ КАК ФОРМА "ЗАБОТЫ О СЕБЕ" (ПЛАТОН И ПЛОТИН). / Д. А. Бабушкина // МАТЕРИАЛЫ 2-Й ЛЕТНЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ. СПб., 2003.
3. Берестов И. В. Свобода в философии Плотина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун¬та, 2007. - 382 с.
4. Гален. О моих мировоззрениях. / пер. Е.В. Афонасина // ЕХОАН.
Философское антиковедение и классическая традиция. Vol. 10. 1.
Новосибирск, 2016. С. 190-215.
5. Гален. О токах для начинающих. / пер. Е. В. Афонасина // ЕХОАН.
Философское антиковедение и классическая традиция. Vol. 10. 1.
Новосибирск, 2016. - 72. с.
6. Лега В. П. Философия Плотина и патристика. Апологетические очерки. М., 2002. - 77 с.
7. Мельник С. В Плотин об идеях единичных вещей. // Логос. - 1999. - №6. - С. 59-67.
8. Павлов И.П. Двенадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Наука, 1973. - 659 с.
9. Платон Избранные диалоги: Пер. с древнегреч. / [Ред. переводов А. Егунов; Сост., вступ. статья, с. 5-43, и коммент. В. Асмуса. - М.: Худож. лит., 1965]. - 442 с.
10. Райл Г. Понятие сознания. / Пер. с англ., М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. - 408 с.
11. Светлов Р. В. Иов, Платон, Плотин. / Р. В. Светлов // Вестник русской христианской гуманитарной академии. СПб., 2015. - т.16., вып. 3 - С. 137-147.
12. Шредингер Э. Что такое жизнь? М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1947. - 150 с.
13. Балалыкин Д.А. Философские смыслы рационального познания в теоретико¬практической системе Галена (на примере работы «О побуждении к медицине») / Д.А. Балалыкин, А.П. Щеглов, Н.П. Шок // История медицины.
- 2014. №2(2). - С. 128-160.
14. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. С. 69.
15. Шестов Л. И. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления.
- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. - С.71-72.
Литература на английском
1. Armstrong. Introduction to II.7 // On Complete Transfusion. Plotinus - 1966. - P. 192.
2. Lommel P. Near-death experience in survivors of cardiac arrest: a prospective study in the Netherlands / P. Lommel, R. Wees, V. Meyers, I. Elfferich // THE LANCET. - 2001. - Vol. 358, P. 2039 - 2045.
3. Mazur Z. Mystical Experience, Metaphysics and Ritual in Plotinus. - P.16.
4. Pontoppidan M. An ethics of excarnation. Body, soul, and horror in the enneads. 2014. - Р. 298.
5. THE CAMBRIDGE HISTORY OF PHILOSOPHY IN LATE ANTIQUITY. -
2010. - Vol. I. - P. 581.
6. Warren E.W. Consciousness in Plotinus. / Phronesis. 1964.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ